Ход занятия:
I Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами сегодня заглянем в «Шахматное королевство». Давайте задумаемся и расскажем, как вокруг, в жизни сочетается черный и белый свет. Я начну, а вы продолжите.
1. Черные буквы…
на белых страницах.
2. Черные птицы…
сидят на снегу.
3. Белые аисты…
в черном гнезде.
4. Черные кошки…
на белой трубе.
5. Черный котенок…
сметаны поел.
II Повторение пройденного материала
Ребята, а сейчас давайте с вами ответим на вопросы о шахматах.
Что такое шахматная доска?
Сколько белых клеток, и сколько черных?
На каких полях ничего не растет?
Из каких досок не строят теремок?
В каких клетках не держат зверей?
Сколько белых полей в каждой горизонтали, вертикали?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?
Какая фигура похожа на лошадь? На башню?
Какая фигура выше ферзь или король?
Какая фигура ниже слон или пешка?
III Пальчиковая гимнастика.
А сейчас давайте поиграем!
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимаем – разжимаем кулаки)
Вышли пешки погулять! (пальчики шагают по столу)
Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)
А куда ему спешить? (разводят руки, пожимают плечами)
Прыгнет конь! Подковы звяк! (ладони вперёд и хлопок)
Необычен каждый шаг! (указательный палец)
А ладья упряма, (раскрытые ладошки скользят по столу
Ходит только прямо! вперёд)
Все фигуры встали стеной, (выпрямленные ладони перед собой на столе)
Им начинать этот сказочный бой.
IV Изучение новой темы
Сегодня мы познакомимся с одной фигурой, не простой, а с шахматным солдатом. Какая эта фигура?
Всего на шахматной доске в начальном положении по 8 пешек. 8 белые, 8 черные. Белые пешки располагаются на второй горизонтали, черные – на предпоследней (седьмой горизонтали). Давайте их расставим. У каждой пешки есть названия. Как вы думаете какие? На одной вертикали с ладьями стоят ладейные пешки, с конями – коневые пешки, со слонами – слоновые пешки, с ферзями – ферзевые пешки, с королями – королевские пешки. Пешки ходят только вперед по вертикали. Белые пешки от второй горизонтали до последней, а черные пешки – от предпоследней горизонтали до первой. За один ход пешка передвигается только на одно соседнее поле вперед по вертикали. Только один раз в партии пешка имеет право прыгнуть через клетку – из начального положения. А вот бьет пешка не по вертикали вперед, а по диагонали на одно поле и занимает место взятой фигуры. Ребята, посмотрите какие пешки храбрые, умрут за своего короля, но не отстанут ни на шаг. Пешки, как солдаты пехотинцы. Они первые вступают в бой, прорываются до последней линии и тогда наступает счастливое перевоплощение. Пешка имеет право превратиться в любую фигуру? кроме короля. Двух королей одного цвета в одном королевстве не бывает. Ребята, пешек нужно ценить, беречь и не отдавать без нужды противнику.
А сейчас начинается парад. Первыми на параде маршируют белые пешки (на доске выставлены белые пешки)
Мы – опора
Королевского престола
Шагаем лишь вперед,
А не наоборот
По чину нам положен
Один короткий шаг
Зато назад не может
Нас передвинуть враг.
А теперь давайте покомандуем черными пехотинцами. Они тоже хотят принять участие в параде.
Мы шахматные пешки,
В бою не знаем спешки,
Шагаем лишь вперед,
Назад не знаем ход.
Наискосок, налево и направо
Мы «бить» имеем право.
А коль в конец доски придем,
Фигуру новую берем.
IV Физминутка.
А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну- ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3- 4, приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)
VI Закрепление пройденного материала.
Ребята, Шахматные фигуры приготовили для вас вопросы, хотят проверить что нового вы сегодня узнали.
1. Может ли пешка стать когда-нибудь фигурой, превратиться в неё, в каких случаях? (Да, если белая пешка достигнет 8-й, а чёрная 1-й горизонтали.)
2. Может ли пешка попасть на белое поле? На черное поле?
3. Ходит ли пешка с белого поля на черное, с черного на белое?
4. Ходит ли пешка по горизонтали?
5. Ходит ли пешка по вертикали?
6. Бьет ли пешка по вертикали, по горизонтали?
7. Бьет ли пешка по диагонали?
8. Может ли белая пешка побить белого коня?
9. Превращается ли пешка в короля?
10. Как ходит пешка? (только вперед)
11. Как бьёт пешка? (наискосок)
VII Домашнее задание.
Нарисуйте пешку.
Центральная пешка[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пример 1
Пример 1: План игры, осуществляемый белыми, типичен для данного эндшпиля. Сначала зигзагом с шахами к пешке приближается ферзь. 1.Фе8+ Kpf2 2.Фа4 Кре2 3.Фе4+ Kpf2 4.Фd3 Kpe1 5.Фе3+! Kpd1.
Чёрный король вынужден занять поле перед пешкой, и король белых получает возможность отправиться на помощь ферзю. 6.Kpb7 Крс2 7.Фе2 Kpc1 8.Фс4+ Крb2 9.Фd3 Kpc1 10.Фс3+ Kpd1 11.Крс6 Кре2 12.Фс2 Кpe1 13.Фе4+ Kpf2 14.Фd3 Kpe1 15.Фе3+ Kpd1 16.Kpd5 Крс2 17.Фе2 Kpc1 18.Фс4+ Крb2 19.Фd3 Kpc1 20.Фс3+ Kpd1 21.Кре4 Кре2 22.Фе3+ Kpd1 23.Kpd3, и белые выигрывают.
Король белых мог быть расположен как угодно далеко. Ферзь многократно вынуждает короля чёрных занять поле превращения пешки, выигрывая таким образом время для приближения своего короля.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пример 2
Пример 2: при положении короля белых на h2 или h1 план выигрыша несколько отличается от только что рассмотренного. После 1.Фе7+ Kpf2 2.Фd6 Кре2 3.Фе5+ Kpf2 4.Фd4+ Кре2 5.Фе4+ Kpf2 6.Фd3 Kpe1 7.Фе3+ чёрные не обязаны занимать королём поле перед пешкой, а имеют возможность пойти 7. … Крf1!, так как пешка неуязвима из-за пата. Тогда к победе ведёт 8.Фf3+ Крe1 9.Крg2! d1Ф 10.Фf2#.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пример 3
Как правило, белые в подобных окончаниях добиваются победы, если могут начать игру с шаха ферзём или связывания.
Пример 3: Так, в этой позиции выигрывает 1.Фf8+ с последующим ступенчатым приближением ферзя. Однако при положении ферзя на полях а2 или а4 шах дать нельзя, и пешка проходит в ферзи.
А. Троицкий (1935) (окончание этюда)
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Пример 4
Пример 4: В этой позиции белые продолжают 1.Кре6! и спасают партию, так как не ведет к цели ни 1. … Kpf4+ из-за 2.Kpf7, ни 1. … Kpd4+ ввиду 2.Kpd7.
Виды жертв в шахматах
Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.
Временная жертва
Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:
- мы отдаем слона за пешку, но в результате неотвратимо выигрываем через 1-2 хода ладью или ферзя;
- жертвой своей ладьи заманиваем вражеского короля на поле, где он через пару-тройку ходов получает мат.
Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.
Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.
Реальная жертва
Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.
Некорректная жертва
Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:
- банальный собственный просчет,
- лихой риск в надежде на ошибку соперника.
Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.
«Пешка — не орешка»
Фраза, знакомая с детства большинству шахматистов. Означает она примерно следующее: пешка, хоть и самая слабая единица, но имеет ценность. Более того обладает рядом уникальных особенностей, которыми другие фигуры не обладают:
- Ходит исключительно вперед на одно поле. Из начального положения – может сходить на 2 поля
- Взятие другой фигуры пешкой – по диагонали на одно поле
- Может брать неприятельскую пешку другую через битое поле (на проходе)
- Может превращаться. В завершении своего пути по шахматной доске – на 8-й или 1-й пешка становится (превращается) другой фигурой
Постановка мата самой невзрачной с виду фигурой, вызывает у любителей шахмат разноречивые чувства. Чаще это восторг, основанные на контрасте: самая невзрачная фигура совершает самое судьбоносное действие в партии – ставит мат.
Кто-то считает, что поставить мат пешкой – апогей мастерства, высший пилотаж. Что является, явным преувеличением. Скорее, это ситуационный момент, имеющий отношение к эстетике игры, ее восприятию. Ибо выглядит эффектно и необычно.
Сдвоенные пешки
Сдвоенные пешки — пешки одного цвета, расположенные на одной вертикали. В большинстве случаев надо избегать такой структуры, особенно в эндшпиле. Взглянем на следующую диаграмму:
На доске материальное равновесие, но на ферзевом фланге одна белая пешка на b4 фактически сдерживает продвижение 3 черных пешек. Тогда как связанным белым пешкам на королевском фланге гораздо проще добраться до полей превращения.
Будучи ещё и изолированными, сдвоенные пешки часто становятся объектами для атаки. Их приходится защищать только фигурами, что автоматически делает позицию уязвимой.
Как происходит сдваивание пешек? В результате разменов.
* * *
Превращение пешек — право выбора
Многие начинающие шахматисты знаю, что пешка может превращаться в ферзя, но не все знают, что пешка может превращаться в ладью, слона или коня. Посмотрите на диаграмму ниже и попробуйте оценить шансы сторон на победу. Ход белых. Какой ход сделали бы вы?
Рассмотрим ходы кандидаты, которых у белых не так и уж много:
- Пешка бьет коня и превращается в ферзя. Черные тут же забирают ферзя ладьей или королем и у белых не остается никаких шансов на спасение.
- f8 — пешка добирается до последние горизонтали и превращается в ферзя. Может показаться, что у белых появился шанс, ведь они провели ферзя. Однако черные делают ответных ход Kf6+. Белому королю объявлен шах, ферзь оказывается под боем ладьи.
Белых остается забрать ферзем коня, после чего черные бьют коня пешкой. Увы, белые опять проигрывают. Кажется, что при любом раскладе у белых нет шанса. Выход находится сам собой, если вспомнить, в какие фигуры, кроме ферзя, может превратиться пешка: ладья, слон, конь…
Если пешка превращается в коня, то белые объявляют мат!
Как показал пример выше, в некоторых случаях жизненно необходимо превращать пешку в коня, а не в ферзя. Можно задаться вопросом, а существуют ли случаи, когда необходимо превращение не в ферзя, а в ладью? Посмотрев на диаграмму ниже, вы поймете, если на радости превратить пешку в ферзя, то черному королю будет некуда ходить — пат, т.е. ничья.
В данном случае, превращаем пешку в ладью. Черному королю остается единственный ход — Кра6, Ла8 — мат.
Может возникнуть позиция, когда пешку должна превратиться в слона. Посмотрите диаграмму и попробуйте найти мат в три хода.
Жертвовать или нет?
Гроссмейстер Михаил Таль очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.
С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР Виктор Корчной всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.
Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.
Виды пешек[]
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Виды пешек
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
а6 и b6 — «пешки-недотроги»
В зависимости от вертикали, на которой пешка находится, различают:
Название пешки | Вертикаль |
---|---|
Королевская | e |
Ферзевая | d |
Слоновая | c, f |
Коневая | b, g |
Ладейная | a, h |
Центральная | d, e |
Крайняя | a, h |
В зависимости от взаимного расположения пешек существуют:
Блокированная пешка — пешка, продвижение которой остановлено неприятельской фигурой или пешкой, стоящей непосредственно перед ней. Чаще всего блокированию подвергается изолированная пешка.
Изолированная пешка — пешка, на соседних вертикалях с которой отсутствуют пешки того же цвета.
Отсталая пешка ― пешка, которая при наличии на соседних вертикалях других пешек того же цвета, продвинутых вперёд, сама не может двигаться (блокирована или поля перед ней находятся под боем).
- Проходная пешка — пешка, на одной вертикали перед которой отсутствуют пешки противника, а на соседних вертикалях или нет пешек противника или они не держат под боем поля, через которые пешка должна пройти до поля превращения.
- Защищённая проходная — проходная пешка, защищённая пешками того же цвета.
- Отдалённая проходная — проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек.
Разрозненные пешки — пешки одного цвета, разделённые одной или несколькими вертикалями, на которых нет пешек того же цвета.
- Связанные пешки — две или более пешек одного цвета на соседних вертикалях, имеющие возможность защищать друг друга.
- Пешечная пара — две пешки одного цвета, расположенные рядом на соседних вертикалях.
- «Висячие» пешки — две связанные пешки (обычно центральная и слоновая) на одной горизонтали, не защищённые другими пешками. По определению Арона Нимцовича они унаследовали характерную черту изолированной пешки — соединение статической слабости и динамической силы: «висячие» пешки требуют постоянной защиты, но могут быть использованы как средство острой контратаки. Борьба против «висячих пешек» чаще всего сводится к тому, чтобы вынудить продвижение одной из них, затормозить их дальнейшее продвижение и атаковать отставшую пешку.
Сдвоенные пешки (строенные пешки) — две (три) пешки одного цвета на одной вертикали.
На диаграмме:
Белые:
- Пешка d3 — изолированная.
- Пешки g2, g3, g4 — изолированные, строенные; пешка g4 — проходная.
Чёрные:
Пешки b6, c5, d5 — связанные; пешка b6 — проходная.
Особый вид пешек — «Пешки-недотроги» — пешки, нападение на которые ведёт к цугцвангу нападающей стороны.
На диаграмме:
Ошибочно 1. Крb5? из-за 1… Kpa7, и чёрные выигрывают. На 1. Kpb4 ошибочно 1… Kpa7? из-за 2. Kpb5, и побеждают белые.
В какую фигуру можно превратить пешку?
Здесь у игрока есть выбор. Фигура может быть любая, кроме короля.
Какие фигуры в данный момент присутствуют на доске, значения не имеет. Может появится второй (теоретически и третий и т.д.) ферзь, конь и так далее.
На практике игра с двумя ферзями на доске встречаются не так уж и редко. Больше – крайне редко, чаще в задачах и этюдах.
Как правильно превращать?
В практической игре это происходит следующим образом:
Пешка, при своем ходе, ставится на поле превращения и тут же снимается с доски. На ее место ставится ферзь (или другая фигура). Ход считается сделанным, когда новая фигура коснулась доски.
Заменить пешку на фигуру следует незамедлительно. Новая фигура сразу же приобретает свои свойства. Например
Белая пешка становится ферзем, который тут же дает мат черным.
Еще несколько важных правил:
- Передвигать пешку на поле превращения не обязательно. Допускается просто установка новой фигуры на поле превращения, а пешка снимается.
- Если игрок пешку все-же передвинул на поле превращения, но не заменил, такой ход может быть признан невозможным.
Отсюда вывод: Важно иметь под рукой фигуру превращения. Опытные шахматисты, как правило, заранее «запасаются» ферзем
Берут его из взятых фигур или с другого столика.
Если игрок этого не сделал и в момент превращения фигуры (например второго ферзя) под рукой нет, — следует пригласить судью.
- Нельзя ставить одну фигуру, а объявлять другую. Также, как и ставить перевернутую ладью, объявляя ее ферзем. Это может быть признано, как невозможный ход.
- Все это лучше проделывать одной рукой и без лишних слов. Махать руками и издавать звуки без необходимости не следует, это не в правилах хорошего шахматного тона.
Итак, порядок такой:
1.Когда пешка близка к полю превращения – заранее ставим рядом с доской ферзя. Берем его из взятых фигур или с другой доски. Если нет, — зовем судью и просим найти ферзя.
2. Когда пришло время превращать пешку, — устанавливаем на поле превращения ферзя (или другую фигуру). Снимаем пешку с 7 (или второй) горизонтали.
Объявлять новую фигуру голосом не обязательно.
Какую фигуру выбрать?
По умолчанию всегда считайте, что будете ставить ферзя. Это целесообразно в 99% случаев из ста.
Из оставшегося процента чаще превращают в коня, реже в ладью, и почти никогда в слона.
Превращение в фигуру, отличную от ферзя, целесообразно в следующих случаях:
а) Избежать пата
Смотрим на диаграмму:
Если мы по инерции поставим ферзя, — на доске возникнет ситуация пата: черный корольне под шахом и не имеет ходов. Это ничья.
Однако у белых есть решение: они ставят ладью? Шаха нет, король черных ходит на а6 и белые ставят мат следующим ходом.
б) Способности коня
Конь ходит уникальным способом. Так, как не может ходить ферзь. Поэтому, в редких случаях именно конь – наилучший выбор при превращении.
Например:
Если белые превращают пешку в ферзя, борьба продолжается. Результат – под вопросом.
Однако, превращение в коня решает все проблемы!
На доске мат и белые принимают поздравления.
В заключение:
Все же не увлекайтесь красотами. Превращение в коня, ладью, — редкое исключение.
Всегда держите под рукой ферзя.
Превращение пешки – очень ответственный момент. Часто цена вопроса – результат партии. Кроме того, неправильное превращение может привести к конфликту с соперником.
Как ходит король в шахматах
Запомнить то, как может ходить король в шахматах – очень просто. Он может ходить также, как королева, но только на один шаг. Если можно так выразиться, то зона действия короля это 8 клеток вокруг него, при этом он находится в центре. Поражать своих соперников он может только в этой зоне. Если он находится в исходной позиции, то он может ходить и атаковать в зоне 5 клеток.
Короля нельзя бить, его можно только атаковать. Цель всех фигур поставить вражескому королю шах и мат. Шах – это покушение на короля, т.е. противник так поставил любую фигуру по отношению к королю, что может со следующим своим ходом «убить» короля. Мат – это, когда король не может убежать от шаха, т.е. никто не может защитить короля от нависшей угрозы, он сам не может себя защитить и одновременно не может никуда уйти.
Король отличается от всех остальных фигур тем, что он не может пойти на поле, которое находится под атакой противника. Он не может приблизиться к враждующему королю вплотную, между ними всегда останется один шаг.
Существует такое понятие как рокировка – это единственный момент в партии, когда одновременно ходят две фигуры одинакового цвета. В рокировке могут участвовать только ладья и король. Она может быть длинной или короткой, делают ее для того, чтобы обезопасить короля и увести его с открытого центра.
Короткая рокировка делается королем на два шага в сторону королевского фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после короля в направлении ладьи). Длинная рокировка происходит в том случае, если король ходит на два шага в сторону ферзевого фланга (это та половина ряда шахматной доски, которая находится после ферзя в направлении ладьи). Ладья должна перескочить короля и стать рядом с ним.
Рокировка может быть произведена только один раз за игру, при этом необходимо соблюдать следующие условия:
- Оба участника еще ни разу не успели походить.
- Между ними нет лишних фигур.
- Король находится в полной безопасности – ему никто не поставит шах.
Примеры мата пешкой
Ниже мы увидим, что мат пешка может поставить в самых различных ситуациях. Несмотря на то, что сама ситуация мата, поставленного этой фигурой, — встречается в практических шахматах нечасто.
Начнем с обычной ситуации, когда пешка ставит мат без всяких там выкрутасов. Просто своим стандартным ходом:
1.b6-b7 мат
Просто, и со вкусом.
Мат со взятием
Это уже с небольшим выкрутасом.
Что называется, два в одном: пешка бьёт другую фигуру и одновременно ставить мат неприятельскому королю: 1.gh мат
Мат через битое поле
Чтобы не описывать подобную ситуацию словами, что сделать не так и просто, давайте взглянем на диаграмму:
Ход черных. Они считают, что имеют преимущество, поскольку лишнее качество — есть материальный перевес. И решают убрать пешку из-под боя радикальным способом – махнуть на два поля и побежать в ферзи!
1…g7-g5??
К сожалению для черных, их план оказывается утопией.
1.h5:g6 мат.
Все перевернулась. Черные, видимо, забыли о правиле взятия через битое поле (на проходе) и получили мат.
Это пример еще к вопросу о знании шахматных правил.
Мат одновременно с превращением
Превращение пешки – само по себе эффектное событие, заслуживающее отдельной истории. А если при этом еще и объявляется мат – эффект удваивается!
1…с2-с1Ф – мат. Пешка становится ферзем или ладьей и матует.
Три в одном
Еще более эффектная ситуация – мат, одновременно со взятием фигуры соперника и превращением.
1…g7:а8ФХ
Пешка берет(бьет) фигуру соперника, превращается в ферзя (здесь можно и в ладью) и объявляет мат!
Довольно просто, красиво и эффективно.
Спертый мат пешкой
Еще одна экзотическая вариация мата пешкой – спертый мат. Обычно в ситуации спертого мата первую скрипку играет конь.
Однако бывает, что и пешка, что называется, не лыком шита. Например:
1.h6-h7X
Орден посмертно
«Может быть меня даже наградят… посмертно» — фраза Семен Семеныча из Бриллиантовой руки, ставшая крылатой.
В следующем примере, в роли Семен Семеныча выступает героиня нашей статьи – пешка.
1.g4-g5+!
1…Крf6:g5 2.Фb8-f4 мат
Матует ферзь, однако, согласитесь, — ключевую роль в победе белых сыграла конечно пешка.
Упражнение
В задачке ниже, белые начинают и дают мат в 2 хода.
И в заключение:
Все, о чем мы говорили в сегодняшней статье, относится скорее к эстетической области шахмат.
Прожжённый практик может улыбнуться и сказать, что это все экзотика и за доской такое увидишь крайне редко.
Превращение[]
- Основная статья: Превращение пешки
Позиция из учебника Ласкера
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Превращение в коня. Выигрывает только ход белых 1.edК+! благодаря «вилке» на c6 и f7.
Когда пешка достигает самой дальней горизонтали от своей исходной позиции, она должна быть заменена, по выбору игрока, на ферзя, ладью, слона или коня «своего» цвета, что является частью того же хода; эта замена пешки на другую фигуру называется «превращением». При этом не имеет значения, сколько таких фигур уже имеется на доске. В подавляющем большинстве случаев пешку превращают в ферзя как в наиболее сильную фигуру. В некоторых случаях, однако, пешку выгоднее превратить в другую фигуру («слабое превращение»). К таким ситуациям относятся:
- Возможность поставить шах, мат или создать «вилку» превращением пешки в коня (одновременно атаковать несколько фигур или поскольку ферзь не может ходить как конь).
- Необходимость избежать немедленного пата или, реже, возможность создать патовую ситуацию (пешку превращают в ладью или слона). Применяется преимущественно в шахматной композиции.