Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Развитие логики и пространственного воображения
Прежде всего шахматы — это прекрасный тренажёр для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности. В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек
Обратите внимание: в школах уроков логики нет, а занятие шахматами с первых же дней знакомства с ними учат детей логически мыслить и рассуждать
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист.
В чём польза шахмат для детей
Для всестороннего развития собственного ребенка, родители задаются вопросом: как научить ребенка играть в шахматы? Перед началом обучения важно определить для себя основные преимущества такой игры, которых более чем достаточно:
Прежде всего, это игра, заставляющая игроков думать над каждым своим шагом.
Для достижения поставленной цели – победы, важно быть собранным и внимательным. Таким образом, малыш с раннего возраста учится прорабатывать собственный план на несколько шагов вперед и предвидеть результат своих действий.
Это отличная тренировка для логического мышления.
В каждом игроке «просыпается» желание получить победу, а значит – ребенок умело демонстрирует собственную изобретательность.
Каждый проигрыш – очередная возможность научиться быть более самокритичным, анализировать свои шаги, чтобы понять, где именно была допущена ошибка.
Когда мы учим ребенка играть в шахматы – мы учим его быть усидчивым и собранным
Это важный аспект для гиперактивных детей.
Вступление
Сегодня интересом ребенка является компьютер. Но взрослые стремятся вырастить из малыша думающего человека. А это возможно с использованием модельных игр, одной из которых считаются шахматы, помогающие тренировать ум и сообразительность.
Играя в шахматы, малыш учится логически рассуждать, контролировать действия, предугадывать реакцию соперника, сравнивать. Многие из детей, умеющих с раннего возраста играть в шахматы, в дальнейшем становятся уважаемыми и успешными людьми.
Итак, как научить ребенка играть в шахматы с нуля?
С какого возраста начинать обучение?
Обучить игре в шахматы можно любого малыша. Для этого стоит иметь терпение и творческий подход. Для того, чтобы дать малышу первые уроки игры. достаточно обладать минимальным опытом самому. Первое знакомство с доской и фигурами малышу разрешается устроить в трехлетнем возрасте. В это время малыш уже владеет речью, знает приличное количество слов, умеет двигаться, рисовать, лепить, проявляет интерес к окружающему миру, утоляя его в играх.
Помните, что ваша главная цель – не воспитать будущего чемпиона, а привить интерес к полезной для развития игре. Организуйте занятия в доброжелательной атмосфере, не требуйте лишнего. Каждые полчаса предоставьте малышу отдых, активную разминку. Чтобы научить ребенка играть в шахматы, следует твердо уяснить, тематику ознакомительных занятий.
Урок первый
- Разъясните ребенку. что шахматная доска представляет собой поле битвы, а фигурки – игрушечную армию. Перечислите ребенку названия каждой фигуры, начав с «пехоты» — пешек. Пусть ребенок потренируется выставлять их на доске в линию, используя для этого вторую и седьмую горизонтали с каждой стороны. Покажите ребенку, как пешка ходит и побеждает другие фигуры.
- Разыграйте с малышом партию, используя в игре только пешки. Цель победы – «съесть» пешки противника или быстрей добраться до противоположной горизонтальной линии. От такой пробной партии будет понятно, нравится вашему ребенку игра или нет.
- Поясните ребенку названия и возможности остальных фигур. Главная – король, наиболее сильная – ферзь, несколько слабее – ладья (их две). Парными являются конь и слон. Продемонстрируйте, как передвигаются эти фигурки на доске.
- Малыш расставляет фигуры самостоятельно. Если сомневается или делает ошибки – окажите помощь. Поясните, что ферзь должен размещаться на поле соответственно своему цвету.
- Теперь напомните малышу правила игры, повторно назовите вместе с ним фигуры, их правила ходов и возможности в сражении.
- Ознакомьте малыша с понятиями «шах» и «мат», продемонстрируйте простейшие варианты каждой ситуации. При этом старайтесь втолковать малышу, что победа зависит не от количества фигур, а от удачно проведенного хода или их комбинации.
- Малыш должен уверенно повторить весь пройденный материал. Если сбивается – поправьте. Поясните передвижения ладьи, отобразите позиции, когда с ее помощью объявляется мат в один ход. Предоставьте малышу возможность проделать все несколько раз самостоятельно.
- По такому же принципу расскажите про слона – как ходит и воюет. Если ребенок уяснит все про него и ладью, ферзя он сможет освоить очень оперативно.
- Расположите все фигуры, попытайтесь разыграть настоящую партию. При этом не забывайте напоминать малышу, как ходит та или иная фигура, если ребенок проявляет порой неуверенность. Играйте по возможности часто, старайтесь все допущенные ошибки разобрать и проанализировать.
https://youtube.com/watch?v=6PljdkByKmw
Основы стратегии
После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:
- король — это главная фигура и ее нужно защищать;
- захватить контроль над большей частью доски;
- не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
- прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.
Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:
- Пешка — 1 очко;
- Конь – 3 очка;
- Слон – 3 очка;
- Ладья — 5 очков;
- Ферзь — 9 очков;
- Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.
Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки
Контроль центра доски.
Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.
Все фигуры должны быть задействованы.
Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.
Польза шахмат для детей
Если ваш малыш гиперактивный, и ему понравились шахматы, поддержите его желание, так как они развивают усидчивость и дисциплину. Если вы хотите развить интеллект ребенка обязательно попробуйте научить его играть в шахматы.
Первые шаги в обучении нужно начинать с близкими родственниками, если мама с папой не имеют соответствующих знаний, это могут быть бабушка или дедушка. После изучения фигур и начальных знаний можно отдать ребенка в секцию шахмат. Вы не пожалеете об этом так как польза от игры в шахматы очевидна:
- развивает мыслительный процесс;
- малыш становится усидчивым и внимательным;
- дает понимание о последствиях его действий, учит быть ответственным;
- развивает логическое мышление;
- учит нестандартно думать;
- учит анализировать действия противника и предугадывать его поведение.
Найти поддержку
Если ребенок изучил основы и хочет играть еще лучше — значит настал момент обратиться к специалисту по шахматам. Выбирайте тренера по его подходу, чтобы он не только развлекал, но и обучал тонкостям игры.
Мария Лапина, методолог по шахматам Skysmart | «Некоторые дети еще не умеют читать и писать, но уже отлично играют в шахматы, пользуются шахматной нотацией, а главное — они мотивированы к обучению, готовы самостоятельно решать задачки, чтобы снова одержать победу. Грамотный тренер — отличная поддержка, как и в любом занятии. Он поможет ребенку не потерять интерес, радоваться победам и вдохновляться учиться еще усерднее, когда что-то идет не так. Роль родителей тоже важна. Когда они поддерживают интерес ребенка на всех этапах, замечают его успехи и помогают справиться с трудностями — ребенку гораздо проще развиваться». |
Творческое самовыражение
Одним из важнейших качеств шахмат является то, что они могут стать школой творчества для детей, своеобразным выходом из одиночества и активный досугом, который позволяет утолить жажду общения и самовыражения. Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Спорт, наука или искусство
Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.
Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.
Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.
И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.
Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.
Обучение шахматам в 5–6 лет
Обычно именно в этом возрасте детей отдают в шахматные клубы. В Москве можно выбрать одну из шахматных школ, чтобы отдать туда юного игрока. Необязательно искать отдельный кружок в городе, например, во многих школах Москвы есть курсы шахмат.
Ребёнок в пять-шесть лет уже способен запомнить и соблюдать все правила игры. Когда он изучит все правила шахмат, можно переходить к обучению тактике: как правильно ходить, в какой момент нападать, а в какой – поберечь фигуру.
Обучение в этом возрасте должно проходить в форме игры, иначе детям быстро наскучит это занятие: правила можно заучивать стихами, найдите обучающие сказки о шахматах.
О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника
Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.
Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру
Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок
В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».
Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.
Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.
Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.
Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.
Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.
Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».
Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.
Мышление человека
Привычка, как известно, — вторая натура. Наша личность формируется во многом из тех привычек, которые мы приобретаем в детстве.
Важно, чтобы жизненное пространство ребенка было занято чем-то светлым – хорошими людьми, полезными занятиями. Последние формируют хорошие привычки
Привычка думать – одна из самых полезных. Особенно, если думать правильно, рационально, и в конечном итоге эффективно.
Если ребенок занимается чем-то полезным, меньше вероятность, что он «свяжется с плохой компанией».
Рациональность
Очень важно научиться мыслить рационально. Думание — именно то, чем все мы занимаемся в жизни едва ли не каждую минуту
В процессе игры в шахматы ребенок постоянно решает одну и туже задачу – выбор лучшего решения. Лучший тренажер, чем шахматы, трудно даже себе представить.
Еще один важнейший параметр нашей жизни – время.
Шахматисту дается определённое время на обдумывание. И это заставляет его рационально распределять, чтобы банально не просрочить время, что равносильно поражению.
Внимание
Жил человек рассеянный на улице Бассейной…
Детям рассказывают эту забавную историю для того, чтобы они понимали, что рассеянность – качество проблемное.
Важно учиться внимательности, самоконтролю, умению концентрироваться на главном. Рассказывать все это ребенку можно, но поймет ли он, запомнит ли…. Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам
И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой
Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам. И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой.
Развитие интуиции
В шахматах рассчитать все «от корки до корки» не способен даже современный суперкомпьютер.
А человек и подавно. Нам остается полагаться на какую-то общую оценку, основанную на уже имеющихся у нас опыте и знаниях.
И руководствоваться тем, что мы называем интуицией.
Интуиция – штука загадочная, но во многом основывается на опыте, часто неосознанном.
Часто и в жизни мы полагаемся на интуицию тогда, когда трудно принять решение на основе логики.
Шахматы – прекрасный тренажер для развития интуиции.
Анализ
Приобщаться к шахматной игре, ребенок начинает понимать, что выигрыш никто не преподнесёт на блюдечке с голубой каемочкой. Необходимо прилагать умственные усилия.
Неосознанно ребенок использует логическое мышление, развивает аналитический аппарат.
Учится находить главное, анализировать данные и находить решения на основе обобщения.
Пошаговое обучение разными фигурами
Начать следует со знакомства с каждым солдатом-фигуркой. Объяснить малышу их названия и роль в игре. Родитель показывает ребенку, в каком порядке должны быть установлены фигуры. Память в этом возрасте феноменальная, малыш запоминает все с первого раза.
Игры для понимания ходов и функций каждой из фигур:
Игра пешками. Победит тот, кто быстрей доберется до последнего ряда на поле противника с наименьшими потерями фигур. Можно напомнить ребенку, что белые ходят первыми и, что пешка может пойти на две клетки вперед при первом ходе. На протяжении 2-3 занятий рекомендуется повторить этот вид игры для закрепления знаний.
Ввести в игру слонов. Напомнить, что эти фигуры ходят по диагонали. Пешки в данном случае защищают слонов. Ребенок поймет, как ограничены слоны в своем движении только по диагонали.
Добавить ладьи. Объяснить ребенку, что эта фигура может ходить по вертикали и по горизонтали, но не может перескакивать через стоящие фигуры
Малыш должен понять, что важно сохранить ладьи до конца игры.
Отправить в бой коней. Эта фигурка ходит буквой «Г», запомнить это легко, но использовать в игре не так просто
Чтобы ребенок освоил эту фигуру лучше, ему нужно указать на клетку, до которой ему нужно добраться таким образом. Малыш научится мыслить наперед и проецировать различные ситуации.
Добавить короля и ферзя. Ребенок познакомится с понятием шаха и мата. Шах – нападение на короля, мат – король не может скрыться от шаха.
Вывести на доску все шахматные фигуры. Повторить все, что знает ребенок и постепенно знакомить его с дополнительными «фишками» (превращение пешки, взятие пешки на проходе и т. д.).
Перед тем, как научить ребенка играть в шахматы, родителям необходимо набраться терпения. Это не простая игра, требующая много сил и высокой концентрации. Если родитель во время обучения будет нервничать, кричать на ребенка и ругать его, желание учиться быстро пропадает, и на смену ему может прийти ненависть к этому занятию. Следует избегать негативных эмоций по отношению к ребенку, особенно, если вы пытаетесь привить ему новое увлечение.
На начальном этапе нужно рассказать ребенку, как двигается та или иная фигурка, как она «съедает» фигурку соперника и т. д. Чтобы не запутать ребенка большим объемом информации, выдавать ее лучше порциями.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.
Как проходят занятия в возрасте 3-6 лет
У детей в возрасте 3-6 лет игровая деятельность является ведущей, поэтому занятия организованы в игровой форме. Нередко тренеры учат малышей играть только пешками, постепенно знакомя их с другими фигурами. При этом преподаватель не должен «перегружать» ребенка, поэтому первые занятия обычно длятся 15-30 минут.
В начале каждого урока тренер обязательно повторяет с учениками пройденный материал. Так ребенок структурирует и лучше запоминает полученную информацию. Желание познавать древнюю игру усиливается после товарищеских партий ребенка со сверстниками. Эти поединки полезны для детей, так как ребенок оттачивает практическое мастерство и не сильно расстраивается после поражения.
Шахматы для малышей являются больше игрой, чем спортом, поэтому хороших результатов чаще всего добиваются заинтересованные дети. Специалисты рекомендуют не растить чемпиона по шахматам при отсутствии желания заниматься у ребенка.
Правила игры
Чтобы научить ребенка играть в шахматы с нуля, нужно приучить ребёнка к правилам игры. Объяснить, что их нарушать нельзя. При обучении желательно соблюдать последовательность в ознакомлении с игрой. Родитель сам должен уметь играть и не быть ноль по знаниям в шахматах.
Читайте еще: Как быстро научить ребенка писать
Сначала рассказать про доску:
- На ней 64 чёрные и белые клеточки.
- Её кладут так, чтобы чёрный квадрат располагался в левом нижнем углу относительно игрока.
- На ней есть нумерация — от 1 до 8 и расположена она горизонтально, а буквы — от a до h по вертикали.
Далее рассказать про шахматные фигуры:
- У каждого противника войско состоит из 16 фигур, 8 из которых простые солдаты, или пешки.
- Фигуры двигаются по доске и убивают противника, занимая его место.
Дать определение каждой шахматной фигуре и рассказать как она может ходить:
- Пешка — солдат. Пешек много, поэтому они маленькие. Ходит на шаг вперёд, но в самом начале может продвинуться на две клетки. Убивает только по диагонали и только впереди неё стоящие фигуры. Если пешка дойдёт до противоположного края доски, то превращается в любую фигуру.
- Ладья, или тура. Фигура, которая стоит с краю второго ряда. Ходит только по прямой в двух направлениях — горизонтали и вертикали.
- Конь. Стоит следующим после ладьи. Ходит буквой «Г» — на две клетки вперёд и на одну вбок. Может перепрыгивать через свои и фигуры противника.
- Слон, или офицер. Передвигается только по диагонали — один слон по чёрным клеткам, другой по белым.
- Ферзь, или королева. Самая сильная шахматная фигура. Стоит на кубике шахматной доски, цвет которого соответствует её цвету. Ходит во всех направлениях — по диагонали или прямо, вперёд и назад.
- Король. Самая главная фигура. Ходит во все направления, как Ферзь, но только на одну клетку. Короля нельзя съесть, только окружить, лишить ходов и, таким образом поставить мат.
Малыш должен угадать чего не хватает. Также хорошо помогают видеоролики с шахматными фигурами в качестве главных персонажей.
Когда лучше всего начинать обучение
Обучению игры в шахматы можно начинать с трёх лет. В это время у малыша происходят перемены в мышлении. Он начинает осознавать себя как отдельную личность, в нём просыпается способность к обучению.
Если в этот период ребёнка не заинтересовали шахматы, ему нравится пока только играть в них, как в обычные игрушки, то обучение можно отложить на время, пока не проснётся интерес и желание.
Как научить ребенка играть в шахматы в разном возрасте в соответствии с присущими каждому периоду навыками и умениями:
4 года — навык общения
Здесь можно привлечь внимание к шахматам интересными рассказами.
5 лет — развиты способности предвидеть ход соперника. Небольшие победы будут стимулом к постоянной игре в шахматы, а осознание своей силы всё большим желанием сыграть.
6-7 лет — способность к игре в шахматы у ребёнка достигает уровня, когда он может победить взрослого человека
В этом возрасте многие гроссмейстеры начинали обучение игре в шахматы.
Во время знакомства с шахматами главное — пробудить у ребёнка интерес и желание играть.
Что такое шах, мат и пат
Есть всего одна фигура, которую невозможно взять, – король. Ему только можно объявить шах или поставить мат. Шахом называется такая позиция, при которой короля «взяла на прицел» вражеская фигура. Король не может оставаться под боем: следующим же ходом его необходимо убрать из-под удара, либо прикрыть другой фигурой. Нельзя в ответ на объявленный соперником шах поставить и ему шах тоже: нужно сперва убрать из-под удара своего короля.
Пример: объявлен шах ладьёй (зелёная стрелка). Жёлтыми стрелками показано, куда может уйти от шаха король, или как другие фигуры могут прикрыть его от нападения.
А здесь мат: король не может никуда уйти, и закрыть его нечем. На рисунке показан самый быстрый «Мат в три хода».
Если же уходить ему некуда (все соседние клетки заняты и (или) «простреливаются» фигурами противника), и прикрыть короля от шаха нечем, то такая позиция называется «мат». И проигрыш всей партии, независимо от того, на чьей стороне сейчас численный перевес в фигурах.
Пат – такая позиция, при которой король не находится под шахом, но и пойти никуда не может: все соседние клеточки заняты и(или) находятся под боем. И больше, кроме короля, ходить нечем. В этом случае объявляется ничья. Даже если оказавшийся в патовой ситуации король одинок на доске, а у противника ещё в запасе целая армия.
Тренировка памяти и концентрации внимания
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе
Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Они становятся спокойнее, уравновешеннее.
Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше. У них улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
Эти факты принимают во внимание педагоги всего мира. В некоторых странах шахматы даже являются обязательным школьным предметом (Испании, Германии, Китае, Мексике, Лиме, Японии), а где-то их только начинают активно внедрять в области детского образования и воспитания (США, Канада, Венгрия и некоторые другие европейские державы).