Эндшпиль
1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.
2. Иметь план, схему конечной позиции.
3. Короля – в центр. Король должен быть активным.
4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.
5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.
6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.
7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.
Программного обеспечения
Алибадикс
Alybadix, впервые разработанный в 1980 году Илккой Бломом, представляет собой набор программ для решения шахматных задач для DOS и Commodore 64 . Alybadix поддерживает решение классических задач: товарищей по себе, товарищей по рефлексам, товарищей по сериям, Цирцеи, максимамеры и многие типы Фей. Он поставляется с большой коллекцией проблем и поддерживает качественную печать . В 1993 году журнал Schach und Spiele посчитал, что Alybadix в шесть раз быстрее других игровых автоматов, включая RISC 2500.
Попай
Хороший графический интерфейс “AP WIN” – бесплатная программа для использования с Windows XP или Windows 7 – с тех пор был разработан Полом Х. Вирейном. С его помощью можно создавать диаграммы и использовать Popeye для решения проблем прямо с диаграммы.
Хлоя и Винхлоя
Chloe (DOS) и Winchloe (проприетарное программное обеспечение) решают программы, написанные Кристианом Пуассоном. Winchloe поддерживает не только классические задачи – прямые маты, помощники и самосамы – но также множество сказочных фигур и состояний с шахматными досками разного размера (до 250 на 250 клеток). Он поставляется с коллекцией из более чем 300 000 задач, которые можно обновлять через Интернет. Кристиан Пуассон также поддерживает веб-сайт Problemesis.
Natch и iNatch
Natch и iNatch – это бесплатные программы, написанные Паскалем Вассонгом для DOS и Linux. Natch решает задачи ретроградного анализа, создавая « доказательную игру » – самую короткую игру, ведущую к определенной позиции. Natch – это утилита командной строки, но есть графический интерфейс на основе Java . В iNatch также есть ходы со сказочными условиями: монохромные шахматы , шахматы Эйнштейна, вертикальный цилиндр.
Проблемник (e)
Problemist – это условно-бесплатная программа, написанная Матье Лешамелем для Windows и Windows Mobile. Проблемист решает прямых товарищей, помощников, товарищей по себе и рефлексивных товарищей . Он может менять позиции, печатать диаграммы и многое другое. В Problemist есть два шахматных шрифта TrueType, а с его веб-страницы можно загрузить более 100 000 задач. Problemist – первый формат обмена шахматными задачами.
Грудь
Chest был создан Хайнером Марксеном в 1999 году. Он написан на C и распространяется как исходный код. Он решает проблемы с прямыми товарищами, товарищами по себе и помощниками (а также с тупиковыми ситуациями для самопомощников и помощников). Также доступен адаптер UCI (написанный Францем Хубером), позволяющий использовать Chest в качестве решающего движка в любом графическом интерфейсе для шахмат с поддержкой UCI.
Вспомните ход своих мыслей во время партии
Никто не может знать лучше вас, что вы чувствовали и что вы думали во время игры
Тренер может догадаться по тому, как вы играли, но важно, чтобы вы определили моменты, когда у вас было больше всего проблем в поиске хода во время партии
Продвинутые игровые зоны, например, chess.com, записывают в PGN-файл время потраченное на каждый ход. Благодаря этому, легко найти позицию, вызвавшую наибольшие затруднения. На скриншоте видно, что играя против Накамуры, Народитский потратил много времени на 17-ый ход.
Большинство ошибок связаны с неспособностью найти правильный план и незнанием того, что делать в незнакомой позиции.
Ищите похожие позиции, с похожими структурами и узнайте, как в них действуют гроссмейстеры. Это поможет изучить один тип позиции, но для того, чтобы полностью устранить эту ошибку, решайте случайные позиционные упражнения. Вы узнаете, как думать и как находить планы в критические моменты.
Защита
1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.
2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.
2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).
3. При запертом центре, кони сильнее слонов.
4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.
5. Лучший способ обороны – контратака. Главное – найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.
6. Лучшее возражение на фланговую атаку – контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.
Посмотрите сначала партию без движка
Аннотируйте линии, которые вы рассчитали, отметьте критические моменты партии и идеи, о которых вы думали во время игры, и только затем запустите шахматный движок. Этот шаг важен, потому что он помогает вам понять, хорош ли ваш расчёт или его нужно проработать и, самое главное, вы поймете, что именно не так в вашем расчёте.
Направление работы зависит от того, где кроется проблема. Если вы заметили, что пропустили простую тактику, то это, вероятно, то, над чем вам нужно сосредоточиться на некоторое время, и это легко сделать, решая задачи на тактику. Если вы пропустили возможные ходы за себя или вашего противника во время процесса расчёта вариантов, то вы, вероятно, должны улучшить технику выбора ходов-кандидатов.
Если вместо того, чтобы сделать сильный промежуточный ход, вы делаете взятие на автомате, то надо работать над тем, чтобы исключить импульсивные ходы.
Список направлений работы можно продолжить — это всего лишь несколько предложений. Анализ ваших собственных партий — лучший способ понять, какие ошибки вы совершаете и, самое главное, почему вы их совершаете. Вы должны смотреть на свои партии как с шахматной, так и с психологической точки зрения и пытаться улучшить их.
Будьте объективными
Отложите свою гордость в сторону — даже самые сильные шахматисты допускают ошибки. Только те, кто осознаёт свои недостатки и постоянно работает над собой, добиваются успеха в повышении своего уровня. В большинстве случаев чувства, которые мы испытывали во время игры, мешают нам быть объективными в выборе ходов.
Например, я думал, что мой противник начнёт атаку, и я чувствовал себя под давлением/паниковал, поэтому сыграл так.
- Вы должны научиться держать свои чувства подальше от доски и думать объективно – была ли атака действительно так неизбежна?
- Было ли нападение противника обосновано?
- Разве бы вы не смогли остановить его или извлечь выгоду из слабостей, возникших после атаки?
Это те моменты, когда свежий взгляд, например, тренера, может очень помочь — вы получите объективное мнение.
Старайтесь всегда оценивать позицию на основе того, что происходит на доске. Всякий раз, когда ваш ум нашёптывает: «мой противник сыграет так, у меня будет хуже, я собираюсь напасть и т. д.» без дальнейшего расчёта, остановитесь и спросите себя, действительно ли это так.
Рассчитайте без лишних эмоций, возможно, вам мерещатся призраки.