Лучшие партии Рихарда Рети
Ниже приводятся лучшие партии Рихарда Рети.
1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4 4. Nxe4 Nf6 5. Qd3 e5 6. dxe5
Qa5+ 7. Bd2 Qxe5 8. O-O-O Nxe4 9. Qd8+ Kxd8 10. Bg5+ Kc7
11. Bd8# 1-0
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
1. Nf3 Nf6 2. c4 g6 3. b4 Bg7 4. Bb2 O-O 5. g3 b6 6. Bg2 Bb7
7. O-O d6 8. d3 Nbd7 9. Nbd2 e5 10. Qc2 Re8 11. Rfd1 a5 12. a3
h6 13. Nf1 c5 14. b5 Nf8 15. e3 Qc7 16. d4 Be4 17. Qc3 exd4
18. exd4 N6d7 19. Qd2 cxd4 20. Bxd4 Qxc4 21. Bxg7 Kxg7
22. Qb2+ Kg8 23. Rxd6 Qc5 24. Rad1 Ra7 25. Ne3 Qh5 26. Nd4
Bxg2 27. Kxg2 Qe5 28. Nc4 Qc5 29. Nc6 Rc7 30. Ne3 Ne5 31. R1d5
1-0
Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.
Наследие
В этом разделе для описания шахматных ходов используются алгебраические обозначения . |
Дебют Рети (1.Nf3 d5 2.c4) назван в его честь.
Рети победил чемпиона мира Хосе Рауля Капабланки на шахматном турнире в Нью-Йорке 1924 года – первое поражение Капабланки за восемь лет, его единственное поражение от Рети и его первое поражение с тех пор, как он стал чемпионом мира. Этот турнир также стал единственным случаем, когда Рети обыграл будущего чемпиона мира Александра Алехина , совершив этот подвиг за такое же количество ходов.
Произведения Рети стали классикой шахматной литературы. Сегодня изучаются « Современные идеи в шахматах» (1923 г.) и « Мастера шахматной доски» (1933 г.).
Знаменитый эндшпиль
Рихард Рети, 1921 год.
а | б | c | d | е | ж | г | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | г | час |
Белые ходят и рисуют
Рети составил одно из самых известных шахматных этюдов , показанное на этой диаграмме. Он был опубликован в Ostrauer Morgenzeitung 4 декабря 1921 года. Кажется, что белый король не может поймать продвинутую черную пешку, в то время как белая пешка может быть легко остановлена черным королем. Идея решения состоит в том, чтобы заставить короля продвигаться по обеим пешкам одновременно, используя определенные свойства шахматной геометрии.
- 1. Kg7 h4 2. Kf6 Kb6
- Или 2 … h3 3.Ke7 и белый король может поддерживать свою пешку.
- 3. Ke5
- И вот белый король как раз подходит к белой пешке, либо ловит черную.
- 3 … h3 4. Kd6 и ничьи .
Персона Дня – 28 МАЯ 2021
РИХАРД РЕТИ
Рихард Рети родился в городке Пезинок Австро-Венгерской империи в семье военного врача. Прадед Рихарда Илиас Мария Рети был известным художником, а старший брат Рудольф – не менее известным композитором. В семье Рети культура ценилась превыше всего, и, конечно, большинство членов семьи играли в шахматы.
Рихард поступил на отделение математики Венского университета и был включен в венский турнир 1908 года, в котором играли сильнейшие европейские мастера. Первое “крещение” отбило бы желание играть у любого другого шахматиста – Рети набрал всего 1,5 очка из 19… Но молодой игрок сделал из своего выступления необходимые выводы, и вскоре кривая его успехов стремительно поползла вверх: год спустя он победил в зимнем венском турнире и в Требиче, после чего Рихарда начали регулярно приглашать в крупные соревнования того времени.
Рихард успешно окончил учебу, однако в этот момент началась Первая мировая война. По условиям Трианонского мира родной город Рети отошел к Чехословакии, в которой, кроме математика из Вены, жили сильные шахматисты Карл Гилг и Карел Громадка. На первой Олимпиаде 1927 года Чехословакия занимает почетное пятое место, а ее лидер становится третьим на первой доске. В 1925 году Рети ставит рекорд по игре вслепую, выступив на 29 досках.
Рети выигрывает турниры в Кошице (1918), Роттердаме (1919), Амстердаме, Гетеборге (1920), Теплице (1922), Братиславе (1925), Вене, Брно, Гиссене (1928) побеждает в матчах Дьюлу Брейера и Макса Эйве. Но головокружительную популярность Рихарду принесла его победа над Капабланкой в 1924 году – легендарный кубинец до этого момента уже восемь лет не останавливал часы и считался непобедимым за шахматной доской.
На пике своей карьеры Рети наряду с Нимцовичем стал считаться одним из классиков гипермодернизма, активно популяризируя системы игры с давлением на центр противника. Его именем назван дебют с двойным фианкетто за белых, который активно применяли чемпионы мира Михаил Ботвинник, Гарри Каспаров и который ныне является грозным оружием в руках Владимира Крамника.
Автор популярных книг «Современные идеи в шахматах», «Современный учебник шахмат» и «Мастера шахматной доски».
В конце 1920-х годов Рихард Рети справедливо считался одним из сильнейших шахматистов мира, но скоропостижно ушел из жизни, заболев скарлатиной. Похоронен рядом с отцом в Вене. В Чехии регулярно проводятся Мемориалы Рети и соревнования по композиции его памяти – за свою жизнь маэстро составил множество интересных задач и этюдов, самым знаменитым из которых является этюд с маневром короля в простейшем на вид пешечном эндшпиле.
Александр Алехин: «Рихард Рети был единственным шахматистом, который нередко буквально ошеломлял в партии своими неожиданными замыслами».
Этюдная композиция в XX—XXI веках[]
В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.
Жан Вильнёв-Эсклапон«Schweizerische Schachzeitung», 1923 II приз
Ничья(3 + 4) | В. А. Корольков «Труд», 1935 I приз
Выигрыш(5 + 6) | М. С. Либуркин «64», 1930 (II полугодие) I приз
Выигрыш(4 + 4) |
Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.
Решение этюда Королькова:1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#
Решение этюда Либуркина:1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.
Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.
Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.
- Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
- Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
- Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
- Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
- Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
- Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
- Италия: Ринальдо Бианкетти.
- Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
- Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
- Румыния: Эмилиан Добреску.
- США: Николас Россолимо.
- Финляндия: Виса Киви.
- Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
- Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети, Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
- Швейцария: Самуэль Изенегер.
- Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.
Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эммануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов является экс-чемпион мира Василий Смыслов.
Библиография[]
История этюда
- Бондаренко Ф. С. Становление шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1980. 176 с.
- Бондаренко Ф. С. Развитие шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1982. 232 с.
- Бондаренко Ф. С. Триумф советского шахматного этюда. Киев: Здоров’я, 1984. 176 с.
Авторские сборники
- Брон В. Избранные этюды и задачи. М.: Физкультура и спорт, 1969, 144с.
- Владимиров Я. Г., Фокин Ю. Г. Леонид Куббель. М.: Физкультура и спорт, 1984, 384 стр.
- Гербстман А. И. Избранные шахматные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1963.
- Горгиев Т. Б. Избранные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1959.
- Гуляев А. П. Избранные шахматные задачи и этюды. М.: Физкультура и спорт, 1956.
- Гурвич А. С. Этюды. М.: Физкультура и спорт, 1961, 2-е изд. — 190 с.
- Каспарян Г. М. Этюды, статьи, анализы. М.: Физкультура и спорт, 1988.
- Корольков В. А. Избранные этюды. М.: Физкультура и спорт, 1958.
- Корольков В. А., Чеховер В. А. Избранные этюды А. А. Троицкого. М.: Физкультура и спорт, 1959, 184 с.
- Кофман Р. М. Избранные этюды С. Каминера и М. Либуркина. М.: Физкультура и спорт, 1981, 160 с.
- Кузнецов А. Г. Цвета шахматного спектра, М.: Физкультура и спорт, 1980. 96 с.
- Надареишвили Г. А. Избранные шахматные этюды. М.: Физкультура и Спорт, 1976. 103 с. (первое издание — Тбилиси: Сабчота сакартвело, 1970).
- Платов Василий, Платов Михаил. Сборник шахматных этюдов. М.: Госиздат, 1928, 185 стр.
- Шахматное творчество Н. Д. Григорьева. Анализы, теоретические работы, этюды, избранные партии. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Физкультура и спорт, 1954, 488 с.
Антологии
Бондаренко Ф. С. | Галерея шахматных этюдистов. | М.: Физкультура и спорт | 1968, 304 с. |
Бондаренко Ф. С. | Этюд в пешечном окончании. | М.: Физкультура и спорт | 1973, 160 с. |
Владимиров Я. Г. | 1000 шахматных этюдов. | М.: АСТ | 2003, 438 с. ISBN 5-17-016841-1 |
Владимиров Я. Г. | 1000 шедевров шахматной композиции. | М.: АСТ | 2005, 542 с. ISBN 5-17-031575-9. |
Гербстман А. И. | Современный шахматный этюд. | М. — Л.: Физкультура и туризм | 1937. |
Гурвич А. С. | Шахматная поэзия. В книге: Гурвич А. С. Этюды. | М.: Физкультура и спорт | 1961, 2-е изд., стр. 69—189. |
Дворецкий М. И., Перваков О. В. | Этюды для практиков. | М.: ОАО «Типография „Новости“» | 2009, ISBN 978-5-88149-331-8. |
Каспарян Г. М. | Позиционная ничья. 2-е изд., перераб. | М.: Физкультура и спорт | 1977, 144 с. |
Надареишвили Г. А. | Этюд глазами гроссмейстеров. Предисл. М. М. Ботвинника. | М.: Физкультура и спорт | 1982, 207с. |
Советский шахматный этюд. | М.: Физкультура и спорт | 1955. |
Турнирные и матчевые результаты[]
Турниры
Год | Город | Турнир | + | − | = | Результат | Место |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1907 | Секешфехервар | 6 | 5 | 3 | 7½ из 14 | 7—9 | |
1908 | Прага | 2 | 1 | 3 | 3½ из 6 | 4 | |
Вена | 16 | 3 | 1½ из 19 | 20 | |||
1909 | Вена | 6 | 1 | 3 | 7½ из 10 | 1 | |
Вена | 13 | 2 | 1 | 13½ из 16 | 1 | ||
1910 | Вена | 12 | 2 | 12 из 14 | 1 | ||
1911 | Будапешт | 3 | 4 | 2 | 4 из 9 | 6—8 | |
Вена | 6 | 4 | 6 из 10 | 2 | |||
Сан-Ремо | 4 | 3 | 3 | 5½ из 10 | 6—7 | ||
Вена | 4 | 6 | 3 | 5½ из 13 | 5 | ||
1912 | Аббация | Гамбитный турнир | 10 | 8 | 3 | 11½ из 21 | 3—4 |
Темешвар | 3 | 5 | 6 | 6 из 14 | 11 | ||
Вена | 7 | 4 | 7 из 11 | 2 | |||
1913 | Вена | 6 | 1 | 7 | 9½ из 14 | 3 | |
Юнгбунцлау | 4 | 2 | 3 | 5½ из 9 | 4 | ||
Вена | 11 | 5 | 2 | 12 из 18 | 4 | ||
Дебрецен | 4 | 2 | 4 | 6 из 10 | 2—3 | ||
Будапешт | 2 | 7 | 2 | 3 из 12 | 11 | ||
1914 | Вена | 11 | 5 | 2 | 12 из 18 | 4 | |
Баден Бай-Вейн | 5 | 4 | 9 | 9½ из 18 | 6 | ||
Вена | 7 | 4 | 3 | 8½ из 14 | 3—4 | ||
Мангейм | 5 | 2 | 4 | 7 из 11 | |||
1915 | Вена | 2 | 4 | 2 из 6 | 4 | ||
Вена | 4 | 2 | 8 | 8 из 14 | 2 | ||
1916 | Будапешт | 1 | 3 | 2 | 2 из 6 | 3 | |
1918 | Будапешт | 1 | 5 | 2 | 2 из 8 | 5 | |
Кашау | 9 | 2 | 10 из 11 | 1 | |||
Будапешт | 4 | 1 | 3 | 5½ из 8 | 1—2 | ||
1919 | Берлин | 1 | 3 | 2 | 2 из 6 | 3—4 | |
Триберг | 1 | 3 | 2 | 2 из 6 | 3—4 | ||
Роттердам | 7 | 7 из 7 | 1 | ||||
Стокгольм | 7 | 5 | 3 | 8½ из 15 | 3 | ||
Стокгольм | 3 | 5 | 4 | 5 из 12 | 4 | ||
1920 | Стокгольм | 4 | 6 | 2 | 5 из 12 | 4 | |
Вена | 3 | 1 | 1 | 3½ из 5 | 1 | ||
Амстердам | 3 | 3 | 4½ из 6 | 1 | |||
Берлин | 4 | 3 | 2 | 5 из 9 | 4 | ||
Гётеборг | 7 | 1 | 5 | 9½ из 13 | 1 | ||
1921 | Киль | 2 | 5 | 5 | 4½ из 12 | 4 | |
1922 | Пьештяни | 7 | 4 | 7 | 10½ из 18 | 5 | |
Лондон | 5 | 3 | 7 | 8½ из 15 | 6—7 | ||
Теплице | 8 | 3 | 2 | 9 из 13 | 1—2 | ||
Вена | 5 | 4 | 5 | 7½ из 14 | 8 | ||
1923 | Гастингс | 5 | 2 | 2 | 6 из 9 | 2—3 | |
Маргит | 2 | 3 | 2 | 3 из 7 | 6 | ||
Карлсбад | 7 | 3 | 7 | 10½ из 17 | 4—5 | ||
Острава | 7 | 1 | 5 | 9½ из 13 | 2 | ||
Вена | 6 | 5 | 8½ из 11 | 2 | |||
Схевенинген | 8 | 2 | 8 из 10 | 4 | |||
1924 | Нью-Йорк | Международный турнир | 9 | 8 | 3 | 10½ из 20 | 5 |
Буэнос-Айрес | 15 | 1 | 2 | 16 из 18 | 1 | ||
1925 | Баден-Баден | Международный турнир | 6 | 6 | 8 | 10 из 20 | 11—13 |
Мариенбад | 8 | 4 | 3 | 9½ из 15 | 5 | ||
Бреслау | 4 | 3 | 4 | 6 из 11 | 7 | ||
Москва | Международный турнир | 7 | 4 | 9 | 11½ из 20 | 7 | |
Братислава | 8 | 2 | 9 из 10 | 1 | |||
1926 | Земмеринг | 8 | 6 | 3 | 9½ из 17 | 8 | |
Будапешт | 5 | 4 | 6 | 8 из 15 | 7—8 | ||
1927 | Гастингс | 4 | 3 | 2 | 5 из 9 | 4—5 | |
Танбридж Уэллс | 2 | 3 | 2 | 3 из 7 | 5 | ||
Бад-Хомбург | 5 | 2 | 3 | 6½ из 10 | 2 | ||
Лондон | 1-я Олимпиада | 9 | 2 | 4 | 11 из 15 | ||
Лондон | Турнир организованный Лондонским шахматным клубом | 3 | 3 | 5 | 5½ из 11 | 6—7 | |
1928 | Берлин | 4 | 4 | 5 | 6½ из 13 | 6—7 | |
Вена | 9 | 1 | 3 | 10½ из 13 | 1 | ||
Гиссен | 4 | 3 | 5½ из 7 | 1 | |||
Дортмунд | 5 | 1 | 2 | 6 из 8 | 2 | ||
Бад-Киссинген | 2 | 2 | 7 | 5½ из 11 | 6 | ||
Тренчин-Теплиц | 5 | 4 | 2 | 6 из 11 | 5—6 | ||
Брно | 5 | 4 | 7 из 9 | 1—2 | |||
Берлин | 3 | 5 | 4 | 5 из 12 | 5—7 | ||
1929 | Стокгольм | 4 | 1 | 1 | 4½ из 6 | 1 |
Матчи
Год | Город | Противник | + | − | = | Результат |
---|---|---|---|---|---|---|
1910 | Рудольф Шпильман | 4 | 1 | ½ из 5 | ||
1914 | Савелий Тартаковер | 2½ из 6 | ||||
1915 | Кауфман | 1½ из 6 | ||||
1919 | Савелий Тартаковер | 4½ из 10 | ||||
Савелий Тартаковер | 2 | 2 | 2 | 3 из 6 | ||
1920 | Савелий Тартаковер | 1½ из 6 | ||||
Дьюла Брейер | 4 | 1 | 4½ из 5 | |||
Адольф Олланд | 5 | 3 | 2 | 6 из 10 | ||
Амстердам | Эйве Макс | 3 | 1 | 3 из 4 | ||
Файлеп | 2½ из 3 | |||||
1921 | Рудольф Шпильман | 1½ из 6 | ||||
1922 | Фридрих Земиш | 1 из 4 | ||||
Генри Венинк | 6½ из 10 |
Этюдное искусство[]
Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.
Художественные принципы
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции:
- Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
- Решаемость во всех вариантах.
- Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.
Этюдная тематика
Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.
См. также: Категория:Темы в шахматной композиции.
Биография[]
Рихард Рети родился 28 мая 1889 года в еврейской семье в городке Пезинок, недалеко от Братиславы, носившей тогда название Прессбург. Город находился на территории Австро-Венгрии, отошедшей после Трианонского договора (вступил в силу 26 июля 1921) к Чехословакии. Его брат Рудольф (1885—1957) — музыковед и пианист.
Среднее и высшее образование получил в Вене, окончив Венский университет. Там же в 1908 году дебютировал на международном турнире, где выступил неудачно, заняв последнее место, однако в том же году убедительно выиграл Требич-турнир. В 1909—1914 завоевал ряд призовых мест на турнирах в Аббации, Вене, Будапеште, Маннгейме, а настоящий творческий расцвет Рети наступил после окончания Первой мировой войны: с 1918 по 1929 год шахматист участвовал в нескольких десятках турниров, и в девяти из них занимал первые места. На первой в истории шахматной олимпиаде в 1927 году, проводившейся в Лондоне, Рети возглавлял команду Чехословакии, занявшую высокое пятое место.
Член символического клуба Михаила Чигорина (победителей чемпионов мира) с 22 марта 1924 года.
Рети вёл активную шахматно-профессиональную деятельность, участвовал в турнирах и матчах, неоднократно давал сеансы одновременной игры (в том числе вслепую — 7 февраля 1925 года в Сан-Паулу гроссмейстер сыграл, не глядя на доску, одновременно 29 партий; +20 −2 =7), поставив мировой рекорд (рекорд побит Александром Алехиным в 1933 году). Он также имеет большое значение как теоретик, один из основоположников идей гипермодернизма, изобретатель дебюта Рети (1. Кf3 d5 2.с4). Значительно его наследие в области шахматной композиции — ряд произведений, среди которых выделяется знаменитый этюд, в котором был применён манёвр, получивший впоследствии имя композитора и неоднократно использовавшийся этюдистами последующих поколений.
В возрасте 40 лет Рети заболел скарлатиной в тяжёлой форме и скончался. Похоронен в Вене. С 1949 года в Чехословакии проводятся турниры памяти Рети.