Розыгрыш Станислава Говорухина. Шахматист, говориш?

Поезд в Одессу

Своего отца он не помнил. Более того — даже личность его была в семье табу. «Мать развелась с ним до твоего рождения. Он был жуткий пьяница. Не задавай ей никаких вопросов, она этого не любит», — говорила внуку бабушка. Только став взрослым, Говорухин выяснил: отец, донской казак, противник коллективизации, погиб в лагерях; точной даты будущий режиссер так никогда и не узнал. «Мои родные по линии матери — с Волги, отец — с Дона. Сам я родился на Каме, в самых ее верховьях, на Урале. <…> Так что моя малая родина — весь огромный Волжско-Камско-Донской бассейн». Своей нестоличностью Говорухин даже немного гордился, окончательно перебравшись в Москву лишь на шестом десятке лет.

Кинорежиссер Станислав Говорухин, 1987 год

В университете он получил самую романтичную профессию того времени — геолога, но по специальности практически не работал. Начинал на казанском телевидении, причем с самых низов — ассистентом, поступил во ВГИК. Еще студентом решил, что работать будет на Одесской киностудии, хотя в Одессе никогда до этого не бывал. «Я знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — времена подъема и расцвета советского кинематографа — на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — мои любимые фильмы». Впрочем, был и еще один немаловажный фактор: Одесская киностудия (в отличие от студии имени Довженко, которая считалась на Украине главной) специализировалась не на национальном колорите, а на зрелищном, «зрительском» кино. А именно такое кино хотелось снимать Говорухину.

Ему повезло: вместе с однокашником по ВГИКу Борисом Дуровым ему тут же предложили сценарий. История была не слишком выдающаяся, зато про горы. Говорухин и Дуров решили снимать «поэму об альпинизме». Малоизвестный еще за пределами любителей Таганки Высоцкий в главной роли и его песни сделали «Вертикаль» заметным событием.

Уклонение от наград

Между тем наградами Станислав Говорухин был не избалован. Высшим признанием достоинств кинокартин для режиссёра стал интерес народа, когда во время показа 5-й серии «Места встречи» боялись пропустить финал. В этом плане постановщик доверял мнению зрителей и считал, что это высший суд для творческого человека.

Интересным фактом из жизни Станислава Говорухина считается то, что диссидентом он не был, но оставался неугоден власти.

А поводом для пристального внимания стал «отказ от правительственной награды». Как-то Станиславу Сергеевичу решили вручить медаль. Но режиссер 2 года был занят на съемках и создавал «другие» картины, в которых не было места лжи. Так он попал в список неугодных и невыездных.

Позже в свое оправдание Говорухин говорил: «Любой человек ищет согласия прежде всего с совестью, с окружающим миром. Без этого нет гармонии». И добавил, что ни в одном из фильмов не врал.

Увлечения

Сегодня, вспоминая режиссера, говорят о том, что тот умел получать удовольствие от жизни. Он не скрывал, что курит, любит поесть и не поддерживает распорядок дня. «Предпочитаю есть только то, что вкусно, а делать то, что приятно», – говорил человек-эпоха.

В молодости Говорухин занимался альпинизмом и выполнял трюки в фильме «Вертикаль» самостоятельно. В список его увлечений попали также чтение книг, бильярд, игра в рулетку и шахматы.

Станислав Говорухин

А с середины 90-х режиссер увлекся живописью. Говорухин считал, что это ремесло помогает увидеть будущий кадр и лучше передать свое видение оператору и художнику. Первый пейзаж постановщик нарисовал, когда ему было 58 лет. Азы мастерства Говорухин постигал сам. А уже в 1998 году Говорухин-художник провел авторскую выставку.

Позже мастер кисти и кадра признается, что после 60 жизнь только начинается, потому что в это время человек находится на пике физической и интеллектуальной формы.

Агитатор и вожак

Последние годы Советского Союза Говорухин встречал в статусе всеми уважаемого кинематографиста, способного не только снять, но и сняться (роскошный Крымов из «Ассы» стал настоящим символом советского мафиози), и написать (Говорухин — соавтор сценария самого кассового советского фильма «Пираты XX века»). В начале 1990-х Говорухин немного неожиданно занялся кинодокументалистикой. Его фильмы «Александр Солженицын», «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли» запомнились как непримиримые высказывания, практически манифесты, направленные против советской эпохи.

В 1993 году на первых выборах в Государственную думу шел вторым в списке Демократической партии России — в тот момент занимавшей жестко антикоммунистическую позицию. Но взгляды самого Говорухина трансформировались довольно быстро. Он вновь критикует власть — теперь за неудачные, по его мнению, реформы, за войну в Чечне, за слабую борьбу с оргпреступностью и коррупцией. Кинорежиссер становится политиком, и самый известный постсоветский фильм Говорухина «Ворошиловский стрелок» — это в первую очередь политический памфлет, а только потом уже хорошее кино с великим Михаилом Ульяновым.

В 2000 году Говорухин баллотируется на пост президента России, заняв восьмое место из 11 кандидатов. Но это был скорее романтический порыв, нежели политический расчет: Россия вступала в новую эру и Говорухин не мог этого не понимать.

Нескучно жить

Станислав Говорухин во время выступления на одном из заседаний в Госдуме

Фото: ТАСС/Владимир Мусаэльян

Он много и плодотворно работал в Государственной думе — в общей сложности членом нижней палаты Говорухин был 19 лет, до самой смерти. Работал, разумеется, по «своему профилю», в комитете по культуре, который в том числе некоторое время возглавлял. Свыше 60 законов, в разработке которых он принимал участие, — такой же вклад Говорухина в российскую культуру, как и «Место встречи».

За 25 лет активной творческой работы Говорухин в Советском Союзе не был награжден ни разу — если не считать полученного к 50-летию звания «Заслуженный деятель искусств Украинской ССР». Новая Россия оценила деятельность кинорежиссера и политика Станислава Говорухина совсем по-другому: в 2016 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», причем сразу первой степени. Несмотря на тяжелую болезнь, Говорухин продолжал работать до конца — последнее выступление в Думе было за две недели до смерти, пришедшей 14 июня 2018 года. Его отпевали в главном соборе страны, московском храме Христа Спасителя, а отдать последние почести любимцу и слуге народа пришел сам президент России.

Ошибка президента

В начале 90-х Станислав Говорухин пришел в политику и оставался сильным законодателем до конца своих дней. После поражения на президентских выборах 2000 года он с гордостью заявил, что не уйдет из политики, но отыщет больше времени для кино.

К слову, этот баланс между кинематографом и политикой присутствовал в жизни режиссера всегда. И иногда эти сферы причудливым образом переплетались.

Так, в 1988 году Станислав Говорухин, за плечами которого оказались такие фильмы, как «Вертикаль» и «Десять негритят», организовал кинофестиваль «Золотой Дюк», где показывали «кино не для всех». К мероприятию для режиссера сделали визитку: «Станислав Говорухин, президент кинофестиваля».

Эту визитку довольный постановщик подарил сыну. Наследник оказался с чувством юмора и вернул отцу самодельную визитку, в которой было написано «Сергей Говорухин, ошибка президента».

Станислав Говорухин

Как оказалось, с единственным сыном у режиссера были натянутые отношения. Разногласия касались взглядов на жизнь и творчество. Наследник был известен как военный корреспондент, который участвовал в боевых операциях в Чечне и Афганистане. В 2011 году Сергея Говорухина не стало, а режиссер долго сокрушался, что так и не смог стать ближе к сыну.

А фестиваль «Золотой Дюк» послужил прообразом культовых на сегодня кинопремий «Кинотавр» и «Созвездие». Позже Станислав Говорухин называл себя «дедушкой российских кинофестивалей».

Звания и награды

Станислав Говорухин – народный артист России (2006).

Среди его наград – премии “Ника” (1990), МКФ в Монреале (1990), “Золотой Витязь” (1994), кинофестивалей “Литература и кино” в Гатчине (1997, 2000, 2004, 2006, 2008, 2009), “Кинотавр” (1999), “Окно в Европу” (2005, 2007, 2008) и др.

В 2015 году режиссер был награжден премией “Золотой орел” за вклад в развитие российского кинематографа. В 2016 году он был признан лучшим режиссером года по версии премии “Золотой орел”.

В 2011 году приз имени Сергея Говорухина был учрежден кинофестивалем “Сталкер”, в 2012 году Международный фонд ветеранов вооруженных конфликтов “Рокада” учредил памятную медаль Сергея Говорухина “Жертвенное сердце”.

По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала “Россия”, StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, РИА “Новости”, “АиФ”.

Артист

Говорухин сыграл главные роли в картинах “Среди серых каменей”,  “Асса”, “Ка-ка-ду”, в сериале “Женская логика”. Он также снимался в фильмах “Сукины дети”, “Анкор, еще Анкор”, “Радости и печали маленького лорда”, “9 рота”, в своих кинолентах “Благословите женщину”, “Не хлебом единым”, “Пассажирка” и др.

В 2018 году телеканал “Россия” готовит для своих зрителей новую грандиозную сагу о судьбе и семье одного из самых ярких правителей Руси – Бориса Годунова. Самые важные и судьбоносные события для Бориса Годунова и всей страны найдут отражение в многосерийном фильме. Съемки сериала уже идут в Москве. В сериале “Годунов” Станислав Сергеевич исполнит роль патриарха Московского и всея Руси Гермогена, известного деятеля эпохи Смутного времени.

Реклама

Гражданская позиция Говорухина часто становилась острее после премьеры фильма, который оставлял след в душе режиссера. Так, черно-белый фильм Weekend Станислав Сергеевич делал не на один день и считал, что проект позже станет классикой жанра.

Интерес к премьере проявили Первый и «Россия», но режиссер отдал фильм каналу «Культура». Причиной такого поступка стало нежелание прерывать показ рекламой и видеть в конце обрезанные титры. По этой же причине Говорухин не снимал сериалы, считая, что ролики майонеза и стирального порошка разрушают сюжет.

А в начале 2017 года Станислав Сергеевич выступил в Госдуме с инициативой сделать так, чтобы реклама не нарушала художественной целостности фильма, а титры сокращались только согласно законодательству. А в случае если на титры накладывалась музыка, то требовалось еще и согласие композитора.

Тогда инициатива мэтра вызвала дискуссии между творческими людьми и кинопродюсерами, чья деятельность напрямую зависела от рекламы на ТВ.

А вот в антипиратском законе Говорухин был не заинтересован и говорил, что ему нравится, когда его картины смотрят. Но поскольку на законе настаивали продюсеры, то он стал инициатором этого процесса.

Неудавшаяся жизнь

И все же мэтр считал, что жизнь не удалась. «Утверждать, что отпущенное Богом на полную катушку использовал, увы, не могу», – говорил режиссер.

В интервью Дмитрию Гордону Говорухин признался, что сожалеет о том, что страдал временами от скуки и безделья. «Если бы я потратил это время на карты, шахматы или на роман какой-нибудь – потерянным бы его не считал. Обидно!» – говорил человек-эпоха.

В интересные факты о Станиславе Говорухине можно отнести тот момент, что жизнь он мерил по Библии, в которой сказано, что веку человеческому положено 70 лет, а что выше – то от крепости. А потому режиссер признавался, что по этим меркам он счастливый человек, поскольку живет сверх положенного срока.

Вертикальный предел

Говорухин — режиссер жанрового кино в том смысле, что увлекательная история для него всегда была первична. Но в рамках одного какого-то жанра ему всегда было тесно. Он снимал фильмы о горах («Вертикаль», «Белый взрыв») и море («День ангела», «Контрабанда», «Ветер «Надежды»), экранизировал детскую классику («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», «В поисках капитана Гранта») — неизменным было одно: увлекательность. Говорухин терпеть не мог скучное кино и сам старался скучно не снимать.

Нескучно жить

Съемки кинофильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», 1981 год

Фото: ТАСС

Мало кто знает, что «Место встречи изменить нельзя» должен был снимать изначально другой режиссер, Говорухину кресло постановщика досталось практически случайно (по одной из версий, настоял Высоцкий, уже практически утвержденный на главную роль). Но это была случайность из тех, которые меняют судьбы многих людей. Для Высоцкого и Конкина роли Жеглова и Шарапова стали лучшими в кинокарьере, для Садальского — билетом в серьезное кино, Евстигнеев, Удовиченко и Джигарханян раскрылись для зрителя с совершенно неожиданной стороны. Да и Говорухин на момент начала работы над фильмом вовсе не считался режиссером «высшей лиги».

«Место встречи» изменило всё. Не увенчанное (по выходу) никакими премиями и даже некоторое время не выпускавшееся на экран из-за капризов милицейского начальства пятисерийное телевизионное кино принесло всем его создателям неслыханную общенациональную славу. Надо признать, что Говорухин весьма трезво оценивал эту свою работу: «Конечно, вершиной моего творчества зрители считают фильм «Место встречи изменить нельзя». Первые годы во время показов страна вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий