Бет Хармон

Шахматы в «Ходе королевы» – это зрелище и средство победы над Холодной войной. Аня Тейлор-Джой – королева среди американских примадонн и советских джентльменов

Но и без Гарри Каспарова, у «Хода королевы» прекрасный актерский состав. Билл Кемп («Темные воды») в роли уборщика-учителя. Гарри Меллинг (Дадли Дурсль из «Гарри Поттера») в роли Гарри Белтика, и контрастный по характеру, но схожий по нарративной функции Бенни Уоттс в исполнении Томаса Сэнгстера (Джоен Рид из «Игры престолов»). Приемная мама Мариэль Хеллер, как для актрисы для нее это главная роль в карьере, все же она больше снимает и пишет, чем играет сама – Хеллер – режиссер «Сможете ли вы меня простить?» и «Дневника девочки-подростка». А лучшего советского шахматиста Боргова играет поляк Марцин Дороциньский, который хоть и старается, но все же реплики на английском ему даются проще русской речи. И, конечно, удивительно точный кастинг Айлы Джонстон на роль маленькой Бет, которую мы видим на экране всю первую серию, у нее ровно тот же взгляд и мимика, что и у главной актрисы сериала.

Аня Тейлор-Джой была вовлечена в сериал на ранних этапах производства. Без нее сериала бы не было – Скотт Фрэнк называл ее первым и единственным кандидатом на главную роль. До «Хода королевы» главными работами актрисы были трилерры-ужасы «Ведьма» Роберта Эггерсса, где она была блондинкой, и «Сплит» Найта Шьямалана, там она брюнетка. У Бет Хармон рыжие волосы и на этом настояла сама Тейлор-Джой: «Первое, что я сказала Скотту, – Бет должна быть рыжеволосой. Для меня это было чем-то обязательным: я хотела, чтобы она выделялась в окружении как белая ворона». Актриса влияла и на костюмы персонажа. В итоге, следить за трансформацией образов Бет Хармон (нарядов, причесок, макияжа) – это отдельное удовольствие, которое отражает развитие характера персонажа, сюжета всего сериала и эпохи 60-х, в которой происходят события.

Сцены шахматных партий визуально выстроены по похожим принципам: симметричный общий план с двумя игроками по разные стороны от шахматной доски, на доску всегда направлен свет (солнечный, или одиноко висящая лампа/прожектор над столом), а фигуры шахматистов в полутени, другой важный ракурс – крупный план лиц игроков с акцентом на взгляд, направленный непосредственно в камеру и на зрителя (с точки зрения самого героя – на другого героя). Это базовые принципы демонстрации шахматной игры в «Ходе королевы», которые трансформируются в зависимости от напряженности партий и состояния главной героини. Поэтому с развитием сериала и персонажа камера чаще уходит от симметрии, появляются панорамирование, вертикальные планы.

Каждая партия, которая показана в «Ходе королевы» подробно, открывает нам новую Бет: игра с мистером Шейблом – задиристая девочка, подрывающая авторитет учителя; игра с Таунсом – невинный подросток, испытывающий первое влечение к мальчику (шахматы в этой сцене становятся метафорой флирта или даже первого секса); игра с Белтиком – нервный подросток, который пытается найти себя; игра с Гиревым – вспыльчивая учительница, воспитывающая такого же юнца, каким была и она (эта сцена – импровизация Ани Тейлор-Джой, актер, сыгравший Гирева не знал, что что она начнет ходить во время партии) и т.д.

События «Хода королевы» разворачиваются на фоне Холодной войны, поэтому неудивительно, что финальным боссом для Бет Хармон становится советский гроссмейстер. Русские подаются как противники, но сериал насколько может избегает стереотипов и пошлостей, иногда даже высмеивает американский подход к тем событиям: через ироничные реакции Бет на запреты со стороны приставленного к ней представителя Госдепа в поездке по СССР. Советские шахматисты хоть и выглядят сурово, но на деле оказываются галантными и уважающими соперника. Поэтому контраст между США и СССР проявляется не в оппозиции добро и зло, а на уровне индивидуальное-коллективное.

В шахматном смысле «Ход королевы» и вовсе говорит об СССР, как о более развитой стране, где на крупных турнирах играют не пластиковыми фигурами, где шахматы – основное развлечение дедушек в парке, где ценят талант и не смотрят на гражданство и пол, где Элизабет быстро становится Лизой.

Карикатурное изображение СССР в сериале

Российские зрители давно смирились с обилием штампов в лентах, которые изображают советский быт. Постановщикам фильмов и сериалов редко удается отойти от привычной триады «водка-матрешка-балалайка», милитаристских мотивов, стереотипной угрюмой музыки и почитания киногероями коммунистических вождей страны.

«Ход королевы» не стал исключением. Это удивляет, поскольку Гарри Каспаров мог многое рассказать постановщикам шоу о советской действительности. Вероятно, вопросы быта граждан СССР с гроссмейстером не обсуждались.

Очевидными ляпами фильма можно считать странные названия заведений (дворец «Москва» вместо одноименной гостиницы) и неадекватное поведение персонажей, представляющих Советский Союз. Наиболее одиозно выглядит официант, разносящий шахматистам разливную водку по ходу заключительного эпизода.

Приют и начало пути

История будущей шахматистки начинается с приюта, куда Бет Хармон попадает после гибели своей матери в автокатастрофе. Её серая, грубоватая одежда в сиротском приюте полностью соответствует царящей там атмосфере строгого, даже жёсткого консерватизма и пуританства.

Фото @the.queensgambitnetflix

Художник по костюмам Габриэль Биндер ставила перед собой задачу рассказать историю героини через её образы и при этом полностью погрузить зрителя в общее повествование, поэтому внешний облик Бет Хармон всегда, так или иначе, перекликается с происходящим на экране.

Удочерение семьёй Уитли мало что меняет в жизни Бет, кроме того, что она расстаётся с подругой и мистером Шайбелом. Патриархальное семейство предпочитает экономить на всём и не торопится одевать девочку в модные и красивые платья, которые носят её ровесницы. Оказавшись в школе, Бет впервые сталкивается с цинизмом этого мира, где тебя могут оценивать по стоимости твоей одежды. Будучи фактически аутсайдером, Хармон вновь вспоминает о шахматах и загорается идеей продолжить изучать искусство игры. В этот период она одета в несуразный тёмный сарафан, которые ей выбрала приёмная мать. Он совершенно не подходит самой Бет, но идеально отражает нелепый уклад жизни самих Уитли.

Фото @the.queensgambitnetflix

Кто прототип Бет Хармон (Ход королевы) в реальной жизни

Не смотря на то, что сериал полностью вымышлен и всё, что происходит в фильме, в реальной жизни никогда не было, на самом деле у главной героини имеется прототип в жизни, это Роберт Фишер, известный американский шахматист, который среди шахматистов ещё и известен, как изобретатель игры шахматы-960, а также он запатентовал модифицированную шахматную хронометражную систему.

Вся его жизнь, судя по биографии, которая доступна на страницах интернет-порталов, это постоянный стресс с психологическим давлением. Родился Роберт Фишер в Чикаго 9 марта 1943 года. Кто его настоящий отец, так и не известно, есть предположения, что это Ханс-Герхард Фишер — немецкий еврей, биолог, коммунист, эмигрировавший в СССР или Пол Неменьи, венгерский еврей, бежавший из нацистской Германии в США, математик, участник Манхэттенского проекта. А мать Регина Фишер, в девичестве Вендер — швейцарская еврейка, чья семья перебралась в Швейцарию из Польши и России. У матери Роберта, по словам Пола Неменьи, были проблемы со здоровьем «у его матери психическое расстройство и она не может дать сыну достойное воспитание».

В 6 лет у Роберта проявился природный дар к шахматам, но это увлечение стоило ему того, что он замкнулся в себе и воспринимал мир только через шахматы. С раннего возраста Роберт Фишер стал известен и своими неординарными, часто скандальными поступками и публичными заявлениями. Одно из заявлений, которое он сделал ещё в школе, было следующего содержания:

В 13 лет он стал чемпионом США по шахматам среди юниоров, в 14 лет победил во взрослом чемпионате США, в 15 лет стал самым молодым на тот момент гроссмейстером и самым молодым претендентом на первенство мира. В возрасте 20 лет выиграл Чемпионат США 1963/64 года, одержав 11 побед в 11 партиях, что является единственным идеальным результатом за всю историю турнира.

Роберт Фишер выиграл чемпионат мира по шахматам в 1972 году, обыграв Бориса Спасского (СССР) в матче в Рейкьявике, но после этого выступления он уже перестал появляться на чемпионатах. А после возникшего спора с Международной шахматной федерации, он вовсе был лишён звания чемпиона мира, которое перешло к Анатолию Карпову. После утраты титула чемпиона мира Фишер стал затворником.

После того, как Роберт провёл неофициальный матч-реванш в Югославии и выиграл у Спасского, США вообще выдало ордер на его арест, после чего Фишеру пришлось жить в Европе, затем в Южной Азии, в 2004 году был арестован в Японии и в течение нескольких месяцев содержался под стражей. Последние 3 года жизни он провёл в Исландии.

Великолепная память позволила ему изучить немецкий, русский, испанский и сербохорватский языки, иностранную шахматную литературу он читал в оригинале. Благодаря феноменальной памяти, мог, к примеру, повторить наизусть длинный разговор на исландском, которого он не знал.

В молодости Фишер сам называл себя последователем советской шахматной школы, из которой он взял лучшие достижения.

Happy

Sad

Excited

Sleepy

Angry

Surprise

Одиночество как цена гениальности. Наркотики и алкоголь как способ сбить эту цену

Элизабет «Бет» Хармон (Аня Тейлор-Джой) попала в приют для девочек после автокатастрофы, в которой погибла ее мать – доктор математических наук с суицидальными наклонностями. В приюте Бет быстро решает математические задачи, знакомится с уборщиком, который в своем подвале и учит ее игре в шахматы. А еще она играет по ночам, мысленно и на потолке, помогают в этом транквилизаторы – их выдают всем девочкам как успокоительное. В этих подвально-потолочных, физически-ментальных, природно-психотропных гранях и возникает шахматный гений Бет Хармон.

«Ход королевы» как раз и исследует пропорции, из которых состоит гениальность шахматистки Хармон. Природные наклонности, тренировки, допинг – приоритет внутри этой триады будет меняться на протяжении всего сериала. Все это в поисках основной причины успеха героини.

https://youtube.com/watch?v=CDrieqwSdgI

Важный для сериала вопрос формулирует учитель Бет мистер Шейбл: «Таким людям, как ты тяжело. Две стороны одной медали: у тебя есть дар, а есть и его цена. Неясно, сколько это в твоем случае…». Это монолог-флешбек происходит в моменте, когда главная героиня в пьет пиво в зоопарке, пока ее приемная мама с ухажером разглядывают зверушек. Этим же занят и ее шахматный соперник Василий Боргов со своей семьей. Бет же пьет пиво, одна.

Флешбеки – ключ к идее сериала. Поэтому ответ на вопрос «какова цена ее дара?» дает родная мама: «Сильнее всех тот, кто не боится быть один. Опасаться нужно других людей». Эту установку Бет Хармон проносит сквозь всю жизнь, шахматистка платит одиночеством за гениальность, а таблетки и алкоголь – средства компенсации. Героиня несколько раз пытается сойтись с людьми: девочка Джолейн из приюта, мистер Хэйбл, приемная мама, Таунс, Белтик, Бенни Уотс – каждого из них в той или иной части сериала можно назвать ее другом. Но расставания почти всегда даются Бет легко, а на смену людям приходят мартини и хлордиазепоксид.

«Ход королевы» больше концентрируется на одиночестве героини, а не на ее зависимостях (если, конечно, не учитывать зависимость от шахмат). Поэтому здесь нет сцен, где на трезвую голову Хармон беспомощна во время игр, нам не нужно переживать есть ли у нее таблетки в сумочке перед финальной партией и уж тем более задаваться вопросом: хотим ли мы успеха героини или чтобы она ничего не принимала? Такой дилеммы у авторов, кажется, нет, и они не обременяют ей зрителя.

У героев сериала нет точных прототипов

Образы всех персонажей «Хода королевы» можно считать собирательными. Бет — своеобразная отсылка к Роберту Фишеру, гениальному игроку и одиннадцатому чемпиону мира. Хармон нельзя назвать двойником американского гроссмейстера, но отрицать наличие определенного сходства между Бет и Бобби нельзя.

В седьмом эпизоде сериала Хармон проводит матч с советским шахматистом в исполнении польского актера Марчина Дорочиньского. Среди присутствующих в зале зрителей оказывается Нона Гаприндашвили — пятая чемпионка мира среди женщин. Грузинская шахматистка исполнила роль самой себя. Это камео стало своеобразным подарком создателей шоу поклонникам шахмат. Нона Гаприндашвили владела чемпионским титулом с 1962 по 1978 год. Именно она стала первой женщиной, которая получила мужское гроссмейстерское звание. В мае нынешнего года шахматистке исполнилось 79 лет. Возраст не мешает гроссмейстеру играть на ветеранских турнирах и выступать в качестве комментатора на телевидении.

Первым за роман Тевиса брался Хит Леджер

Австралийский актер часто играл в шахматы и был преданным поклонником этого вида спорта. В одном из давних интервью Хит признавался, что проводит хотя бы одну партию в день даже в моменты интенсивной работы над фильмами. Леджера часто видели в нью-йоркских парках — уроженец Перта играл с обычными жителями города.

Сценаристом полнометражной ленты должен был стать Аллан Скотт, а исполнительницей главной роли — Эллен Пейдж, известная зрителям по франшизе «Люди Икс». Проект был свёрнут в 2008 году на фоне гибели австралийца. Скотт использовал прежние наработки при создании сценария мини-сериала.

Королевский гамбит

Кульминация фильма – грандиозное шахматное сражение в Москве, которое становится главным испытанием для Бет Хармон. В СССР девушка прибывает уже не как молодая бунтарка, а как настоящая звезда и девушка, знающая себе цену. Её наряды по-прежнему отвечают моде 60-х и отличаются прямым кроем, но теперь это не протест, а выражение её внутренней силы и независимости через стиль. Единственная девушка среди сильнейших мужчин-шахматистов не теряется на их фоне, а выглядит достойным соперником даже визуально. Характер и серьёзный настрой Бет подчёркивает не только крой, но и цветовая гамма и материалы.

Фото @thequeensgambitnetflix

Покидая Москву, Бет облачает в белый тотал-лук и это очень символично. С одной стороны, мы, наконец, видим главную героиню в статусе белой королевы, то есть победительницы. А с другой – символизирует полную и безоговорочную победу Хармон над своими внутренними демонами.

Фото @yanalazurnaya

 Загрузка …

Проигрывая, соперники восхищаются Бет

Турнирные партии в реальной жизни редко заканчиваются обменом любезностями между гроссмейстерами. Причиной этого становится колоссальное эмоциональное напряжение, которое переживают игроки во время поединка. После заключительного хода шахматисты стремятся отдохнуть и подготовиться к предстоящему анализу партии. Правила ФИДЕ также не поощряют непринужденные беседы мастеров по завершении встречи.

Некоторым гроссмейстерам не удается сдержать эмоции, которые сопровождают победу или поражение. Примером может служить партия Магнуса Карлсена против Алирезы Фируджи на чемпионате мира по блицу (2019, Москва). Иранский шахматист добился позиционного и материального преимущества. Но победа ускользнула от Алирезы из-за истечения временного лимита на совершения ходов. Фируджа громко негодовал, возмущенно общался с судьями и даже швырнул бутылку с водой на пол. На пресс-конференции иранцу пришлось извиниться перед Магнусом и другими шахматистами.

Споры по поводу названия сериала

Англоговорящим зрителям шоу известно как The Queenʼs Gambit. Русскоязычные шахматисты именуют дебют с таким названием ферзевым гамбитом. В одном из эпизодов сериала герои разыгрывают данную комбинацию на доске. В российский прокат шоу можно было выпустить под названием «Ферзевой гамбит», что стало бы прямой отсылкой к известным ходам 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4.


Это начальные ходы ферзевого гамбита

Локализаторы в московском офисе Netflix выбрали иной путь. Название «Ход королевы» позволяет сохранить намек на игру слов, которая присутствует в оригинальном заголовке. По логике переводчиков queen (королева) — это Бет, которая преодолевает жизненные обстоятельства и жертвует многим для достижения мечты. Принесение в жертву личных интересов становится своеобразным жизненным гамбитом шахматистки.

Студии, выпускающие иностранные сериалы в любительском дубляже, переводят The Queenʼs Gambit как «Королевский гамбит». Данный подход лишен логики, поскольку дебют с таким названием предполагает следующие ходы: 1. e2-e4 e7-e5 2. f2-f4. Как мы можем убедиться, ферзевой гамбит не тождественен королевскому.


А так выглядят первые ходы королевского гамбита

Взлёт и падение

Бет продолжает своё победоносное шествие в мире шахмат, но вместе с тем усиливается и её любовь к алкогольным напиткам, а также стремление в свободе и независимости от чего-либо. Это хорошо заметно по её образам: длина её юбок теперь становится экстремально короткой, силуэт и принты отсылают к стилю поп-арт, а в качестве дополнения выступают богемные повязки на голове. Всем своим видом Бет как бы громко сообщает миру: она не такая, как все, она вне правил и стереотипов.

Фото @cultecleticos

Ударившись во все тяжкие, Бет вместе с тем продолжает эксплуатировать образ бунтарки, но теперь он становится куда более дерзким, бесшабашным и сумасбродным. Её новые эксперименты с модой уже не выглядят как смелое заявление, а скорее демонстрируют её смятение и отчаяние. Образ Бет, в котором она появляется в школе, где когда-то училась, показывает личностный кризис героини: вместо уверенной в себе гениальной шахматистки зритель видит потерянную и испуганную девушку.

Фото @satansaidspookycum

Создавая кризисный и докризисные образы Бет Хармон, Биндер вдохновлялась такими фигурами мира моды как Твигги и Эди Седжвик, которые были главными иконами стиля для молодёжи 60-х. Интересно, что судьба главной героини во многом схожа с судьбой Эди Седжвик, которая стала печальным олицетворением богемы и Factory Girl. Именно к её образу нас отсылают экстремально короткие прямые платья, геометрия, поп-арт и, конечно, густо подведённые глаза.

Фото @in.1973

Становление Бет Хармон

Знакомство Бет с миром моды начинается с покупки приглянувшегося ей платья на её первый выигрыш. Стоит отметить, что первый «самостоятельный» образ главной героини отражает её главную страсть – шахматы, ведь принт платья – клетка. Впоследствии клетчатый принт ещё не раз всплывёт в нарядах Бет Хармон, символизируя её увлечение, с одной стороны, и противоречивую натуру – с другой.

Фото @thequeensgambitnetflix

Вместе с победами приходят и деньги и теперь Бет может позволить себе такие же стильные и дорогие наряды как у одноклассниц, однако перестав быть аутсайдером и, оказавшись на одной из вечеринок, она вдруг понимает, что привычное общество начала 60-х, где во главе угла стоят личная жизнь и развлечения, её не устраивает. Бет неинтересны разговоры о мальчиках, она выбирает самореализацию. В этот период по её образам смело можно изучать моду тех лет, стремящуюся к эмансипации: маленькие платья, прямой силуэт, длина выше колен, воротнички, балетки.

Фото @the.queensgambitnetflix

Гарри Каспаров — консультант сериала

Гарри Каспаров — живая легенда, тринадцатый чемпион мира и сильнейший игрок в истории шахмат. Имя гроссмейстера знакомо взрослым и детям в любой точке земного шара. Свой первый чемпионский титул Гарри Кимович завоевал в противостоянии с Анатолием Карповым 35 лет назад. Среди действующих шахматистов с Каспаровым может сравниться только Магнус Карлсен. Но норвежскому чемпиону мира еще предстоит доказать свою способность оставаться безоговорочным лидером мирового рейтинга на протяжении двух десятилетий. Сегодня этот рекорд Каспарова кажется вечным.

Приглашение Гарри Кимовича позволило Скотту Френку максимально достоверно показать ход шахматных поединков в сериале. Тщательность, с которой создатели шоу подошли к постановке подобных сцен, восхищает. И все же сценаристам не удалось избежать мелких ошибок.

Совершенство партий

В одном из эпизодов Бет беседует со своей матерью Элис. Хармон-старшая интересуется у сидящей за доской девочки её текущими делами. Бет говорит, что анализирует свои старые партии в поисках ошибок и не находит таковых.

Подобный диалог бесконечно далек от реальности. Шахматисты всегда находят неточности или ошибки даже в выигранных партиях. Идеальные ходы способны совершать только суперкомпьютеры. Они служат индикатором точности перемещения фигур человеком. Точность выше 95% характерна для гениальных игроков — Магнуса Карлсена, Роберта Фишера, Фабиано Каруаны. В одном из интервью норвежский гроссмейстер говорил о том, что постоянный анализ сыгранных партий и поиск совершенных ошибок остается единственным способом для достижения прогресса.

Скорость совершения ходов

Мини-сериал — своеобразный жанр, который не позволяет перенести на экран все особенности шахматных поединков. Но поклонников шахмат огорчает то, как быстро Бет и ее соперники совершают ходы в партиях с классическим контролем времени. Хармон почти не тратит время на обдумывание очередного хода. Подобное поведение не слишком характерно для профессиональных игроков.

Перемещение фигур по доске

Аня Тейлор-Джой — прекрасная актриса, сумевшая идеально перевоплотиться в гениальную шахматистку. Создатели сериала не учили лишь один значимый фактор: англичанка не умеет играть в шахматы. Её прикосновения к фигурам выглядят не слишком естественно, а неловкие движения за доской выдают отсутствие регулярной игровой практики.

Девочка-вундеркинд

В первых сериях Бет Хармон ещё школьница. Её наряды полностью соответствуют возрасту и самоощущению: строгие платья тёмных цветов, белые воротнички и маскулинные дерби. Меняется только фасон: вместо простых и дешёвых Бет со временем может позволить себе более дорогие платья с интересным кроем и принтом.

Забавно, что, будучи подростками, мы ненавидели школьную форму за строгость и однообразность. А теперь она стала вдохновением для стильного и практичного образа. Единственное, будьте осторожнее с кипенно-белой рубашкой: она может придать бледной коже нездоровый оттенок. В этом случае её можно заменить на модель бежевого оттенка. Мы немного поигрались с обувью: вместо классического сочетания белых носков и чёрных ботинок взяли противоположную композицию. В конце концов, именно о модных туфлях с белыми вставками мечтала Бет, когда только начинала шахматную карьеру.

Кадр из сериала «Ход королевы» / Netflix

Платье Lime, 6599 рублей

Рубашка Mаn­go, 2879 рублей

Носки Oysho, 499 рублей

Лоферы Stradi­var­ius, 2599 рублей

Шоуранер сериала – сценарист «Логана» Скотт Фрэнк. Консультант – Гарри Каспаров, он же мог сыграть Боргова

«Ход королевы» (в оригинале The Queen’s Gambit – «Ферзевый гамбит») снят по одноименному роману Уолтера Тевеса. Это выдуманная история и героиня. Прототип Элизабет Хармон среди шахматисток найти так и не смогли. Среди мужчин ближе всех определили Бобби Фишера (видимо, из-за проявленной в раннем возрасте гениальности и параноидальным наклонностям в позднем возрасте).

В сериале характер героини сравнивают с Полом Морфи (американский шахматист из середины 19 века, сторонник интуитивного атакующий стиля, страдал от паранойи),  упоминают Вильгельма Стейница (первый официальный чемпион мира, лечился в психиотрической больнице) и Александра Алехина (четвертый чемпион мира, были большие проблемы с алкоголем) и других гроссмейстеров, игравших до начала событий сериала (конец 50-х – 60-ее).

Сценарий для киноадаптации еще в 90-е написал Алан Скотт. Его несколько раз пытались экранизировать, ближе всех был Хит Лэджер («Темный рыцарь», «Горбатая гора»). «Ферзевый гамбит» должен был стать режиссерским дебютом актера, уже даже утвердили Эллен Пейдж на роль Бет Хармонн, но Хит Лэджер скоропостижно скончался и проект не реализовали. Вновь историей заинтересовались уже в 2019, когда Скотт Фрэнк (соавтор сценария «Логана» и шоуранер «Забытых богом») переработал текст Скотта и предложил его Netflix.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий