Шахматный движок Komodo: краткий обзор программы

Introducting the all new Komodo, Komodo MCTS

Komodo 12 MCTS thinks like no other chess engine in the world. Inspired by the ideas of AlphaZero and Leela , Larry and Mark set out to reinvent Komodo. What they came up with was Komodo 12 MCTS – a engine which searches for candidate moves in an incredible new way, and finds moves no other engine can!?

Komodo is a three-time TCEC champion and current World Computer Chess Champion. Komodo 12 is an improved version of the one which won both the 2017 World Computer Chess Championship
(despite a 40 to 1 hardware disadvantage vs. its main rival) and the 2017 World Blitz Software Chess Championships. Komodo 12 is an improvement over the version that won the 2017 World Rapid Computer Chess Championship with an incredible 96% score. It also defeated a strong grandmaster by 3 to 1 despite giving him a two pawn handicap.

Komodo mastermind GM Larry Kaufman introduces Komodo 12

We have just released Komodo 12. It is about 40 elo stronger than Komodo 11.01 and 85 elo stronger than Komodo 10 in quick games. Komodo 12 is free for those with active subscriptions. Non-subscribers may order it at full price, or, if they have purchased Komodo 11 or later, at a 20% discount. Komodo 12 comes with an option for Komodo MCTS, a very different engine that we believe is the world”s strongest Monte-Carlo chess engine for the pc.

Features

  • “Use MCTS” (new) This “Monte Carlo Tree Search” option plays very different chess than any standard engine, still at a higher level than any human can play. It is especially useful when used together with “MultiPV”.
  • Evaluation developed by a Grandmaster
  • Multi-core support (up to 64 cores)
  • Syzygy endgame tablebase support
  • Fischer Random Chess support
  • “Variety” lets you control how likely Komodo is to make a different move at the same depth in the same position.
  • “Persistent Hash” lets you save Komodo”s analysis of a position so you can come back later and resume analysis, saving you time
  • “Dynamism” lets you control how willing Komodo will be to make long-term sacrifices of material or pawn structure for dynamic play.
  • “Progress Threshold” (new) lets you control how quickly Komodo starts to worry about the fifty-move rule.
  • “Skill” (new) this setting allows you to weaken Komodo in 150 elo increments from ELO 200 up to 2900 (from beginner to World Champion).

Комодо – первенство среди движков

Шахматный движок – это специальная программа, которая в эквиваленте баллов показывает, насколько тот или иной ход является рациональным с точки зрения анализа позиций.

На данный момент Комодо – лучший движок, последняя версия которого имеет в рейтинге Эло 3322 очка. Таким образом, он даже смог отнять первенство у Stockfish 5

.

Изначально подразумевалось бесплатное использование этого движка всеми желающими, но со временем проект приобрел коммерческую составляющую.

Сейчас любой желающий может установить на свой аппарат этот движок. Для владельцев Windows это обойдется в 59,96$, а для поклонников платформы Андроид всего в 4,37$.

Change log

Komodo 12 (May 11, 2018)
  • Added MCTS option
  • Revised time management
  • Revised King to Pawn endgame distance term
  • Revised extensions
  • Revised Ponder
  • Revised move-count pruning
Komodo 11.3 (March 5, 2018)
  • Added Skill levels for weaker play
  • Added new BMI2-optimized version
  • Revised Contempt
  • Removed useless code
  • Revised search params
  • Revised Material Value params
  • Modified Aspiration
  • Modified low pawn count scaling
  • Modified Singular Extension
  • Speedups
  • Removed generation and counting of illegal king moves
  • Removed some scalings
  • Thread changes by Jeremy Bernstein
  • Fixed a 50-move rule bug
  • Modified passed pawn values
  • Modified Null Move
  • Modified Time Management to fix too rapid play on many threadsone new eval term
Komodo 11.2 (July 17, 2017)
  • Removed one extension
  • Retuned search terms
  • Revised LMR
  • Revised Pruning
  • Revised Null Move
  • Revised Time Management
  • Revised Contempt
  • Changed Candidate Passed Pawns
  • Changed King Safety
  • Several speedups
  • Several Bugfixes
  • Made MP more NUMA-friendly
  • Revised Windowing
  • Revised Lazy Evaluation
  • Revised check and singular extensions
  • Revised Eval Scaling
  • Raised Knight value (to narrow bishop – knight gap)
Komodo 11.01 (May 22, 2017)
  • Several new eval terms
  • Revised King Safety
  • Several speedups
  • Minor bugfixes
  • revised quiescence search
  • revised Singular Extension
  • revised MP search
  • revised LMR
Komodo 10.4 (March 14, 2017)
  • Revised LMR
  • Revised Pruning
  • Revised Extensions
  • Revised IID
  • Revised Null Move
  • Speedups
  • New Eval terms
  • Changed Mobility
  • Tuned search and eval terms
  • Improved Move ordering
  • Faster Compile for Linux
  • New UCI option “variety” lets user control likelihood of same move at same depth in same position.
Komodo 10.3 (Dec. 21, 2016)
  • Better evaluation of king and pawn endgames
  • Revised LMR and IID
  • Speedups
  • Improved MP performance
  • History changes and move order improvements
  • Revised Pruning and Singular Extension
  • Many changes to Null Move
Komodo 10.2 (Oct. 29, 2016)
  • New Eval terms and revised Eval values
  • Better assessment of mobility/activity
  • More weight on king safety and attack
  • Revised LMR
  • Several speedups
  • Improved time management
  • Revised check extension
  • History changes
  • Bugfixes
  • Revised definition of candidate passed pawn
  • Move order improvements
  • Better pin handling
  • Revised pawn structure
  • Revised Pruning
  • Major changes to material evaluation
  • Revised stage weights
  • Many changes to Null Move
  • Faster Windows compile
  • Added ‘Progress Threshold’, a UCI option which specifies how many plies must go by without capture or pawn move before Komodo starts pulling the score towards a draw.
  • Added ‘Null Scale’, a UCI option which controls how aggressively Komodo uses Null Move. Higher values make Komodo search deeper but miss more.
  • Improved use of Syzygy Tablebases.
  • Many changes to Null Move.
  • Many changes to LMR.
  • Revised values for several parameters.
  • Revised extensions.
  • Revised move-count pruning.
  • Revised quiescence search.
    Komodo 10 (May 18, 2016)
    • Added ‘Magnify’, a UCI option which multiplies the final eval by the given percentage
    • Revised Pawn Storm
    • Revised Extensions
    • Raised Dynamism default
    • Revised King Safety
    • Revised LMR
    • Revised Contempt
    • Adjusted Null Move constants
    • Revised IID
    • Revised History
    • Edited documentation

    Note to people who purchased Komodo 10 or later version on komodochess.com:

    Thanks for your continued support. You get a 20% discount. The discount is applied during checkout.

Версии

Первая версия программы появилась в 1991 году, работала под MS-DOS и была написана на языке программирования C. Для использования под Windows были переработаны структуры данных , и произошел переход на язык программирования C ++ . Fritz 3 выиграл чемпионат мира по компьютерам (WCCC) в Гонконге в 1995 году. В 1994 году Фриц выиграл сильный блиц-турнир в Мюнхене и сыграл вничью с Каспаровым , который тогда смог выйти в плей-офф. В игре с турнирным временем программа смогла сыграть вничью с Хюбнером (2001, результат 3: 3), Крамником ( Brains in Bahrain 2002, результат 4: 4) и Каспаровым (2003, результат 2: 2). Эти версии продавались профессионально, что сделало Fritz одной из самых известных шахматных программ. Большинство шахматистов теперь не имеют шансов против шахматных программ и используют их в первую очередь для обучения и анализа партий.

Языковой компонент был интегрирован в Fritz с пятой версии (1996, Fritz5). В основном юмористические комментарии принадлежат Маттиасу Дойчманну . Начиная с версии 7 (2001 г.), иностранные шахматные движки также могут использоваться через интерфейс UCI под пользовательским интерфейсом Fritz. В 2003 году в версии 8 была представлена так называемая Chess Media System , которая позволяет воспроизводить видео синхронно с отображением ходов на шахматной доске, для чего требуется Windows Media Player .

Версия 10 программы была выпущена в ноябре 2006 г., Версия 11 – в ноябре 2007 г., Версия 12 – в октябре 2009 г. Они также могут обрабатывать шахматные варианты Chess960 и Robber’s Chess . Также существует многопроцессорная версия ( Deep Fritz ). Программа работает под Windows , графический интерфейс пользователя функционально хорошо развит. С мая 2007 года также появилась версия для сотовых телефонов под названием Fritz mobile .

Стефан Мейер-Кален (разработчик Shredder) и Аксель Фриц на Chess Classic 2001, где соревновался Карманный Фриц.

Никакие движки Fritz не использовались для программ Pocket Fritz для Pocket PC : в версиях 1 (2001) и 2 (2003) использовался Shredder , запрограммированный Стефаном Мейер-Каленом. Версии 3 (2007) и 4 (2009) использовали HIARCS .

Долгосрочное превосходство в области уровня мастерства прошло. Фриц получил конкуренцию со стороны таких движков, как гораздо более мощные Rybka и Houdini, и движок с открытым исходным кодом Stockfish .

В декабре 2008 года было объявлено, что Фриц будет работать над реализациями для игровых консолей Nintendo DS, Wii и PlayStation 3, при этом 9 апреля 2009 года было объявлено датой выпуска и соблюдено для версий Wii и DS. Версия для PlayStation 3 вышла 24 июля 2009 года.

Fritz 13 появился в октябре 2011 года, первоначально как однопроцессорная версия. Многопроцессорная версия Deep Fritz 13 появилась в июне 2012 года. В версии 13 были представлены функции, основанные на концепциях облачных вычислений .

Deep Fritz 14 появился в ноябре 2013 года. Дьюла Хорват, который ранее участвовал в нескольких чемпионатах мира по компьютерным шахматам с программой Pandix , назван автором недавно разработанного 64-битного движка, поддерживающего до восьми процессоров . Версии 15, опубликованные в ноябре 2015 года, и 16, опубликованные в ноябре 2017 года, принадлежат Васику Райлиху .

Версия 17 была выпущена в ноябре 2019 года и поставляется с двумя движками: один исходит от Фрэнка Шнайдера, который ранее работал программистом шахматного движка Ginkgo , и использует обычный поиск по альфа-бета . Другой, названный Fat Fritz, основан на методике Лилы и был обучен с помощью нейронной сети . Чтобы использовать их потенциал, требуется видеокарта, которая была «очень мощной» по состоянию на 2019 год. В феврале 2021 года была опубликована версия программы под названием Fat Fritz 2.0 , которая основана на Stockfish 12 и архитектуре NNUE , поэтому к видеокарте больше нет особых требований. Fat Fritz 2.0 – это просто нейронная сеть, которую обучил Альберт Сильвер. Chessbase критикуют за недостаточную прозрачность.

История

В 1994 году Шай Бушинский работал над ранней версией своей детской программы. Он хотел сосредоточиться на игре в шахматы, а не на графике, и поэтому спросил Тима Манна, как ему заставить Джуниора общаться с Winboard . Ответ Тима лег в основу того, что стало известно как протокол обмена данными Chess Engine или Winboard, изначально являвшийся подмножеством интерфейса командной строки GNU Chess .

Также в 1994 году Стивен Дж. Эдвардс выпустил спецификацию Portable Game Notation (PGN). В нем упоминаются программы чтения PGN, которым не нужен «полноценный шахматный движок». Также упоминаются три «графических пользовательских интерфейса» (GUI): XBoard , pgnRead и Slappy база данных.

К середине 2000-х двигатели стали настолько мощными, что могли побеждать даже лучших игроков-людей. В 2005 году Майкл Адамс , в то время входивший в десятку лучших игроков мира, был полностью побежден « Гидрой» со счетом 5½ – ½ , сделав ничью лишь в одной из шести игр. Матчи между людьми и двигателями сейчас редки; двигатели все чаще рассматриваются как инструменты для анализа, а не как противники.

Features

  •   ‘Use MCTS’ (new) This “Monte Carlo Tree Search” option plays very different chess than any standard engine, still at a higher level than any human can play. It is especially useful when used together with “MultiPV”.
  •  Evaluation developed by a Grandmaster
  •  Multi-core support (up to 64 cores)
  •  Syzygy endgame tablebase support
  •  Fischer Random Chess support
  •  ‘Variety’ lets you control how likely Komodo is to make a different move at the same depth in the same position.
  •  ‘Persistent Hash’ lets you save Komodo’s analysis of a position so you can come back later and resume analysis, saving you time
  •  ‘Dynamism’ lets you control how willing Komodo will be to make long-term sacrifices of material or pawn structure for dynamic play.
  •  ‘Progress Threshold’ (new) lets you control how quickly Komodo starts to worry about the fifty-move rule.
  •  ‘Skill’ (new) this setting allows you to weaken Komodo in 150 elo increments from ELO 200 up to 2900 (from beginner to World Champion).

Change log

Komodo 12 (May 11, 2018)
  • Added MCTS option
  • Revised time management
  • Revised King to Pawn endgame distance term
  • Revised extensions
  • Revised Ponder
  • Revised move-count pruning
Komodo 11.3 (March 5, 2018)
  • Added Skill levels for weaker play
  • Added new BMI2-optimized version
  • Revised Contempt
  • Removed useless code
  • Revised search params
  • Revised Material Value params
  • Modified Aspiration
  • Modified low pawn count scaling
  • Modified Singular Extension
  • Speedups
  • Removed generation and counting of illegal king moves
  • Removed some scalings
  • Thread changes by Jeremy Bernstein
  • Fixed a 50-move rule bug
  • Modified passed pawn values
  • Modified Null Move
  • Modified Time Management to fix too rapid play on many threadsone new eval term
Komodo 11.2 (July 17, 2017)
  • Removed one extension
  • Retuned search terms
  • Revised LMR
  • Revised Pruning
  • Revised Null Move
  • Revised Time Management
  • Revised Contempt
  • Changed Candidate Passed Pawns
  • Changed King Safety
  • Several speedups
  • Several Bugfixes
  • Made MP more NUMA-friendly
  • Revised Windowing
  • Revised Lazy Evaluation
  • Revised check and singular extensions
  • Revised Eval Scaling
  • Raised Knight value (to narrow bishop – knight gap)
Komodo 11.01 (May 22, 2017)
  • Several new eval terms
  • Revised King Safety
  • Several speedups
  • Minor bugfixes
  • revised quiescence search
  • revised Singular Extension
  • revised MP search
  • revised LMR
Komodo 10.4 (March 14, 2017)
  • Revised LMR
  • Revised Pruning
  • Revised Extensions
  • Revised IID
  • Revised Null Move
  • Speedups
  • New Eval terms
  • Changed Mobility
  • Tuned search and eval terms
  • Improved Move ordering
  • Faster Compile for Linux
  • New UCI option “variety” lets user control likelihood of same move at same depth in same position.
Komodo 10.3 (Dec. 21, 2016)
  • Better evaluation of king and pawn endgames
  • Revised LMR and IID
  • Speedups
  • Improved MP performance
  • History changes and move order improvements
  • Revised Pruning and Singular Extension
  • Many changes to Null Move
Komodo 10.2 (Oct. 29, 2016)
  • New Eval terms and revised Eval values
  • Better assessment of mobility/activity
  • More weight on king safety and attack
  • Revised LMR
  • Several speedups
  • Improved time management
  • Revised check extension
  • History changes
  • Bugfixes
  • Revised definition of candidate passed pawn
  • Move order improvements
  • Better pin handling
  • Revised pawn structure
  • Revised Pruning
  • Major changes to material evaluation
  • Revised stage weights
  • Many changes to Null Move
  • Faster Windows compile
  • Added “Progress Threshold”, a UCI option which specifies how many plies must go by without capture or pawn move before Komodo starts pulling the score towards a draw.
  • Added “Null Scale”, a UCI option which controls how aggressively Komodo uses Null Move. Higher values make Komodo search deeper but miss more.
  • Improved use of Syzygy Tablebases.
  • Many changes to Null Move.
  • Many changes to LMR.
  • Revised values for several parameters.
  • Revised extensions.
  • Revised move-count pruning.
  • Revised quiescence search.
    Komodo 10 (May 18, 2016)
    • Added “Magnify”, a UCI option which multiplies the final eval by the given percentage
    • Revised Pawn Storm
    • Revised Extensions
    • Raised Dynamism default
    • Revised King Safety
    • Revised LMR
    • Revised Contempt
    • Adjusted Null Move constants
    • Revised IID
    • Revised History
    • Edited documentation

Увеличение силы

Шахматные двигатели постоянно увеличивают игровую силу. Частично это связано с увеличением вычислительной мощности, которая позволяет производить вычисления на все большую глубину за заданное время. Кроме того, были усовершенствованы методы программирования, позволяющие движкам быть более избирательными в строках, которые они анализируют, и лучше понимать позицию. Шахматный движок часто использует обширную ранее вычисленную дебютную «книгу», чтобы увеличить свою игровую силу в течение первых нескольких ходов, возможно, до 20 или более ходов в глубоко проанализированных линиях.

Некоторые шахматные движки поддерживают базу данных шахматных позиций вместе с ранее вычисленными оценками и лучшими ходами, по сути, своего рода «словарь» повторяющихся шахматных позиций. Поскольку эти позиции вычисляются заранее, движок просто выполняет одно из указанных движений в базе данных, тем самым экономя время вычислений, что приводит к более сильному и быстрому воспроизведению.

Некоторые шахматные движки используют эндшпильные настольные базы, чтобы увеличить свою игровую силу во время эндшпиля . База эндшпиля включает все возможные эндшпильные позиции с небольшим количеством материала. Каждая позиция окончательно определяется как победа, поражение или ничья для игрока, чья очередь делать ход, и количество ходов до конца с лучшей игрой обеих сторон. Tablebase определяет для каждой позиции ход, который быстрее всех выиграет против оптимальной защиты, или ход, который проиграет быстрее всего против оптимального нападения. Такие столовые базы доступны для всех шахматных эндшпилей с семью или менее фигурами (исключаются тривиальные позиции в эндшпиле, такие как шесть белых фигур против одинокого черного короля ).

Когда маневрирование в концовке для достижения необратимого улучшения требует больше ходов, чем горизонт вычислений шахматного движка, движок не гарантирует, что найдет лучший ход без использования таблицы эндшпиля, и во многих случаях может потерпеть неудачу. правило пятьдесят-движения в результате. Многие двигатели используют постоянный мозг (продолжающий считать во время хода противника) как метод увеличения своей силы.

Распределенные вычисления также используются для улучшения программного кода шахматных движков. В 2013 году разработчики шахматной программы Stockfish начали использовать распределенные вычисления для улучшения программного кода. По состоянию на июнь 2017 года в общей сложности более 745 лет процессорного времени было использовано для игры в более чем 485 миллионов шахматных партий, а результаты были использованы для небольших и постепенных улучшений программного обеспечения для игры в шахматы.

Скачать Leela Chess Zero

LCZero – не типичный UCI-движок, но все же он поддерживает универсальный шахматный интерфейс и потому может быть использован на ПК в шахматной оболочке, такой как, например, Chessbase, Fritz или Arena. Однако установка Лилы и ее настройка для эффективной и удобной работы потребует от пользователя несколько больших сил и знаний, а может быть и вложений, нежели в случае того же Стокфиша, Комодо или Гудини.

Скачать Leela Chess Zero можно с официального сайта разработчика lczero.org. Программа является бесплатной. Скачать потребуется: 1) файл движка lcexe и 2) файл сети

1) Непосредственно сам движок распространяется в трех версиях: Blas, OpenCL и Cuda.

  • Blas потребляет в своей работе только ресурсы CPU (центрального процессора) и в отличие от OpenCL- и Cuda-версий не обращается к видеокарте, поэтому весьма значительно уступает им в силе и скорости
  • OpenCL задействует GPU (графический процессор) с поддержкой OpenCL2
  • Cuda использует возможности относительно свежих GPU NVIDIA и работает только с ними

Чтобы узнать о поддержке видеокарты стандарта OpenCL 1.2, можно воспользоваться программой GPU-Z (распространяется бесплатно). Платы AMD поддерживают OpenCL 1.2 последние полдесятка лет (на архитектуре GCN). Интегрированная в CPU графика (применяется, как правило, на ноутбуках) также подойдет при условии поддержки вышеупомянутого стандарта. Встроенные графические процессоры AMD позволят использовать OpenCL-версию LCZero, начиная с семейства Kaveri.

Cuda превосходит OpenCL, но поддерживает только видеокарты NVIDIA, начиная с GTX 600-й серии, т.е. с семейства Kepler (как правило не старше 2013 года) или новее (Maxwell, Pascal, Turing). С каждым новым релизом движка его требования могут расти – чем мощнее видеокарта, тем эффективнее она себя проявит.

2) В своей работе Leela Chess Zero использует тренируемые разработчиками и пользователями нейросети.

Для скачивания доступно множества сетей и применить из них можно любую, но стоит обратить внимание, что последняя сеть не всегда является самой сильной

Introducting the all new Komodo, Komodo MCTS

Komodo 12 MCTS thinks like no other chess engine in the world. Inspired by the ideas of AlphaZero and Leela , Larry and Mark set out to reinvent Komodo. What they came up with was Komodo 12 MCTS – a engine which searches for candidate moves in an incredible new way, and finds moves no other engine can!?

Komodo is a three-time TCEC champion and current World Computer Chess Champion. Komodo 12 is an improved version of the one which won both the 2017 World Computer Chess Championship
(despite a 40 to 1 hardware disadvantage vs. its main rival) and the 2017 World Blitz Software Chess Championships. Komodo 12 is an improvement over the version that won the 2017 World Rapid Computer Chess Championship with an incredible 96% score. It also defeated a strong grandmaster by 3 to 1 despite giving him a two pawn handicap.

Komodo mastermind GM Larry Kaufman introduces Komodo 12

We have just released Komodo 12. It is about 40 elo stronger than Komodo 11.01 and 85 elo stronger than Komodo 10 in quick games. Komodo 12 is free for those with active subscriptions. Non-subscribers may order it at full price, or, if they have purchased Komodo 11 or later, at a 20% discount. Komodo 12 comes with an option for Komodo MCTS, a very different engine that we believe is the world”s strongest Monte-Carlo chess engine for the pc.

Выводы или какие шахматы лучше

Перепробовав все варианты описанные в данной статье я пришел к следующим выводам. Если нужно быстро и с любого устройства, то при наличии интернета лучше всего начать с онлайн шахмат https://lichess.org/.

Если вы «не волшебник, а только учитесь», то попробуйте Lucas Chess. Тем более что эта программа содержит в себе несколько популярных шахматных движков, в том числе описанные в статье Komodo и StockFish. Так что играть можно начинать сразу и ничего скачивать дополнительно не придется.

В остальных случаях, я думаю, есть смысл обратить внимание на Арену и использовать движки Komodo и StockFish. А идеальный вариант — это ходить в оффлайн шахматную школу, и тогда компьютерная программа послужит хорошим дополнением к вашему обучению

А идеальный вариант — это ходить в оффлайн шахматную школу, и тогда компьютерная программа послужит хорошим дополнением к вашему обучению.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий