Шахматный самоучитель первого издания от Юрия Авербаха и Михаила Бейлина

Книги[]

  • Как решать шахматные этюды (1957)
  • В поисках истины (Записки гроссмейстера) (1967)
  • Шахматный самоучитель (1970)
  • Что нужно знать об эндшпиле (1979)
  • Small Chess Dictionary (1980, Белград)
  • Шахматные окончания. Пешечные, слоновые, коневые (1956)
  • Шахматные окончания. Конь против слона, ладейные (1958)
  • Шахматные окончания. Ферзевые, ладья против легкой фигуры (1962)
  • Шахматные окончания. Слоновые и коневые (1980, 2-е изд.)
  • Шахматные окончания. Слон против коня. Ладья против легкой фигуры (1981, 2-е изд.)
  • Шахматные окончания. Ферзевые (1982, 2-е изд.)
  • Шахматные окончания. Пешечные (1983, 2-е изд.)
  • Шахматные окончания. Ладейные (1984, 2-е изд.)
  • Матч на первенство мира: Мерано-81 (1982)
  • Schachtaktik für Fortgeschrittene (1983, Берлин)
  • Избранные партии (1998)
  • Школа середины игры (2000)
  • Школа эндшпиля (2000)
  • Шахматная Академия (2002)
  • Шахматы на сцене и за кулисами (2003)
  • О чём молчат фигуры (2007)
  • Жизнь шахматиста в системе. Воспоминания гроссмейстера (2012)

Шахматная и профессиональная карьера[]

Авербах увлекался шахматами с 3 лет, играет с семи. Победитель всесоюзного турнира (1938) среди школьников. Мастер спорта СССР с 1944, трёхкратный чемпион Москвы (1949, 1950, 1962). Победитель чемпионата Прибалтики (1946; вне конкурса) и турнира памяти Н. Рюмина (1948). Чемпион СССР (1954). Участник 15 других чемпионатов страны; лучшие результаты: 1951 — 6—8-е м.; 1956 — 1—3-е (дополнительный матч-турнир — 2-е м.); 1958 — 4-е; 1960 — 6-е; 1961 — 7—8-е м. Участник Спартакиад народов СССР в составе сборной команды Москвы: 1959 — 1-е м.; 1963 — 2-е. На международный соревнованиях дебютировал в 1949 — матч-турнир Москва — Будапешт. В составе сборной команды СССР победитель командных чемпионатов Европы (1957 и 1965). Участник турнира претендентов (1953) — 10-11-е м., межзональных турниров (1952 и 1958) — 5—8-е и 7—11-е м. Победитель ряда международных соревнований: Дрезден (1956); Джакарта (1960, 1979); Аделаида (1960); Вена (1961); Москва (1962, турнир ЦШК); Рио-де-Жанейро (1965); Крайстчерч (1967); Бухарест (1971); Поляница-Здруй (1975; мемориал А. Рубинштейна) и др. Лучшие результаты в других международных соревнованиях: Гастингс (1959/1960) — 2—3-е м.; Кисловодск (турнир ЦШК; 1964) и Мар-дель-Плата (1965) — 3-е; Пальма (остров Мальорка; 1972) — 5—7-е; Поляница-Здруй (1976) — 2—4-е; Реджо-нель-Эмилия (1977/78) — 2-е; Манила (1979) — 3—5-е м. В составе сборной команды СССР участник матчей с шахматистами Аргентины, Великобритании, США, Уругвая, Франции, Швеции, Югославии.

Член спортивного общества «Зенит».

Шахматным профессионалом в привычном понимании этого слова не был, поскольку параллельно с участием в соревнованиях всегда учился и работал. По образованию инженер, окончил кафедру ДВС МВТУ им. Баумана в 1946 году. Член Исполкома (1978—1982) и ЦК (1974—1982) ФИДЕ. Председатель квалификационной комиссии (1978—1986), сопредседатель комиссий по оказанию помощи развивающимся странам (1978—1986), по пропаганде и печати ФИДЕ (1986—1991). Председатель (1972—1977), заместитель председателя (1962—1972, 1978—1991) Шахматной федерации СССР. Главный редактор бюллетеня «Шахматная Москва» (1958—1962), журнала «Шахматы в СССР» и «Шахматного бюллетеня» (1962—1991). Заместитель главного редактора энциклопедического словаря «Шахматы» (1981—1991). Ведущий телепрограммы «Шахматная школа» (1969—1991). Президент общества коллекционеров и историков шахмат России (с момента основания в 2004). Шахматный теоретик, историк и литератор.

Составлял шахматные этюды.

Автор классических фундаментальных исследований в области эндшпиля. Многие книги Авербаха переведены на иностранные языки.

Файл:SmyslovCongratulatesAverbakh2002.jpg

Василий Смыслов и Юрий Авербах, 2002

Авербах внёс вклад в теорию дебютов. Один из вариантов в Староиндийской защите называется системой Авербаха (вариантом Авербаха): 1.d4 Кf6 2.c4 g6 3.Кc3 Сg7 4.e4 d6 5.Сe2 0-0 6.Сg5.

«Борьба идей всегда была для меня самым важным моментом в шахматах — ведь именно в творческом споре рождается истина» (Авербах). В отличие от большинства коллег-гроссмейстеров всегда отличался дружелюбным, неконфликтным, уравновешенным характером. (И. А. Зайцев)

Первые шаги для новичков

Обучение шахматам детей и взрослых начинается с изучения основ и развития игровых фигур. Далее следует решение простых задач и головоломок.

Главное – учимся играть правильно, то есть, относясь к этому всерьез. Основные принципы становятся понятными после того, как пройдут первые уроки, а именно:

  • Держать под прикрытием короля;
  • Жертвовать фигурами в пользу удачного хода;
  • Слабые отряды располагать ближе к центру;
  • Стараться играть всеми фигурами;
  • Нейтрализовать в первую очередь ферзя противника;
  • Рокировка и прочие комбинации.

Это – «азы» преподавания, знать которые обязательно должен каждый ученик. Постичь их под силу даже школьнику. Их преподают и на онлайн обучении по шахматам для начинающих, и в занятиях по учебнику, и на групповых занятиях.

Для малышей занятия могут проходить также, как и для взрослых:

  • По самоучителю;
  • На онлайн-курсах;
  • Индивидуально с преподавателем;
  • На групповых курсах.

Уроки шахмат для самых маленьких детей проходят обычно в игровой форме в специальных секциях для дошкольников.

Во многих городах есть школа шахмат для детей, обучение там очное по учебной программе. С ребятами занимаются местные чемпионы по шахматному спорту. Дети играют между собой, с родителями и преподавателями. Там же проводятся соревнования для детей, в которых победитель проводит одну партию за другой. Обучение, которое дает подросткам русская шахматная школа, гораздо предпочтительнее, чем уроки шахмат на дому. Но имеет и свои недостатки, о которых говорилось выше: необходимость ездить на уроки, жесткий график, часто высокая стоимость.

Вне зависимости от того, какую форму обучения этой игры вы бы не выбрали, серьезные курсы или книжная “обучалка”, помните, если вы сказали себе “я учусь”, значит делать это нужно со всей серьезностью. Очень скоро вы станете настоящим мастером и, как знать, может будете обучать новых шахматистов или станете чемпионом мира как Магнус Карлсен.

Биография[]

Родился в Калуге, отец Лев Авербах работал лесничим в калужских лесах, занимался поставкой дров в Москву, потом трудился в тресте «Экспортлес», в 1930-х годах был репрессирован, но вскоре освободился, занимался торговлей лесом в Котласе, Кинешме. Мать была православной набожной женщиной, работала в системе народного образования, преподавала русский язык и литературу, перед войной вместе с детским домом, директором которого была, эвакуировалась в Пензу. Детское воспитание Юрия во многом складывалось под влиянием его рано овдовевшего деда, Михаила Васильевича Виноградова, налогового чиновника калужской казённой палаты. Отношения с зятем-евреем и его роднёй у деда были натянутыми, что стало главной причиной переезда родителей Ю. Л. Авербаха из Калуги в столицу.

Семья переехала в Москву в 1925 году, жили в Большом Афанасьевском переулке, недалеко от Арбатской площади. Учился в бывшей Медведниковской гимназии в Староконюшенном переулке. В девятом классе прочёл всего Шекспира. На формирование личности Авербаха огромное влияние оказал профессор-лингвист Михаил Николаевич Петерсон, который привил будущему гроссмейстеру тонкий вкус к русской и зарубежной литературе. Много читал С. Аксакова, Л. Толстого, В. Катаева. Увлекался лыжами, хоккеем, волейболом, собирал марки, год занимался боксом, чтобы не давать себя в обиду арбатской шпане. Потом боксёрские перчатки обменял на шахматы. Четвёртый разряд получил на турнире в Парке культуры им. Горького. В 1939 поступил в МВТУ им. Баумана, что с началом войны дало бронь от мобилизации. Серьёзно заниматься шахматами стал через пять лет после окончания Бауманского. В шахматах больше всего ценил исследовательское направление.

Начало войны 22 июня 1941 года встретил на паровозостроительном заводе в Коломне, где проходил производственную практику от МВТУ. Вместе с другими студентами был отправлен на бронетанковую базу под Наро-Фоминск, где занимался ремонтом танков и тягачей. В сентябре вернулся в Москву, но вскоре институт был эвакуирован в Ижевск. В 1941—1943 учился в Ижевске, в Москву вернулся в апреле 1943 года. В студенческие годы прекрасно освоил английский язык, что впоследствии имело неоценимое значение на международных соревнованиях, в зарубежных командировках, в тренерской и организаторской работе, на постах в Международной шахматной федерации (ФИДЕ). В молодые годы подрабатывал переводами с английского специализированных научных статей по газодинамике.

Книги для детей и начинающих

Книги по шахматам особенно важны для детей и начинающих, так как помогают им погрузиться в новый для себя мир. Обязательно их используйте, если хотите привить у ребенка любовь к шахматной игре. У нас на сайте вы найдете множество работ, в которых описываются такие методики.

Авербах Ю.Л. Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство

Настоящая работа – одна из самых известных книг по шахматам для детей и начинающих, признанная классика и возможно наиболее удачная попытка объединить интересное с полезным в шахматной литературе. Ее авторы – международный гроссмейстер, заслуженный мастер спорта СССР и шахматный тренер именитый Юрий Львович Авербах и Михаил Абрамович Бейлин, тоже достаточно известный шахматный деятель, тренер, мастер спорта СССР, литератор и журналист.

Книга включает в себя десяток глав, которые познакомят читателя с основными правилами и законами шахматной игры; нотацией и свойствами фигур; базовыми приемами постановки мата и элементарными окончаниями; фундаментальными принципами стратегии и тактики, игры в дебюте и эндшпиле; оценкой позиции и ее критериями, пешечными структурами, понятиями слабых полей, открытых вертикалей и других позиционных факторов; т.е. со всем, что требуется для понимания логики и красоты шахмат. Отдельная глава посвящена творчеству чемпионов мира.

По сути – учебник шахмат в формате увлекательного путешествия.

Юдович М.М. Занимательные шахматы

Книга адресована юным начинающим шахматистам. В ней автор расскажет о шахматной доске, фигурах и правилах игры, об ошибках, которые часто допускают новички. Также Михаил Михайлович даст представление о возможных планах на игру, поведает о том, что такое комбинация, о типах комбинаций и о мотивах для их возникновения.

Читатель последовательно узнает о базовых элементах каждой из стадий игры. Книга содержит в себе большое количество примеров из партий сильнейших шахматистов в истории. Отдельная глава под названием «Путеводитель по дебютам» призвана помочь начинающему шахматисту разобраться в основных вариантах и главных идеях важнейших начал. Автор собрал в настоящем издании множество интересных позиций, курьезных эпизодов из партий, увлекательных историй и занимательных фактов о шахматах.

Фишер Р., Гуфельд Э., Бобби Фишер учит играть в шахматы

Панов В.Н. Первая книга шахматиста

Настоящая работа за авторством Василия Николаевича Панова – международного мастера по шахматам, сильного практика и шахматного журналиста, крупного теоретика и литератора – представляет собой учебное пособие по шахматам для начинающих. Данная книга, вышедшая из печати в 1964 году и с тех пор не потерявшая актуальности, признается неподдельной классикой жанра и станет прекрасным выбором для человека, решившего познакомиться с этой мудрой игрой. В ней читатель найдет для себя весь необходимый для знакомства с шахматами учебный материал. В работе изложены основные правила игры, правила записи партий и чтения шахматной литературы, спортивные нормы и порядки поведения за доской, принципы ведения борьбы в каждой из стадий партии, главные положения теории позиционной и комбинационной игры, типовые шахматные позиции и приемы; приводятся задачи и этюды для самостоятельного решения, а также партии для анализа. В завершении представлена галерея знаменитых шахматистов с избранными примерами творчества.

Примечания[]

  1. ↑ Юрий Авербах / «Большой Город»
  2. ↑ Гроссмейстера учили строить паровозы
  3. МГТУ им. Баумана (сайт) http://energy.power.bmstu.ru/e02/100_Years/Averbakh.pdf
  4. Долматовский Б. Шахматы в коллекцию // «Вечерняя Москва», № 134 (24179). 26.07.2005
  5. Первая партия Ю. Л. Авербаха, попавшая в печать.
  6. Сейчас эта возрастная группа называется кадетами.
  7. ↑ Играл вне конкурса.
  8. Выполнил норму мастера спорта.
  9. Изначально на 1-й доске играл И. З. Бондаревский, но он получил срочный вызов на турнир памяти М. И. Чигорина, и Ю. Л. Авербах со 2-й доски пересел на 1-ю.
  10. На самом деле Ю.Л. Авербах поделил 1-е места на обеих первых досках с Л. С. Арониным и Г. М. Лисицыным.
  11. Еще одна партия (с лишним качеством у Авербаха) не была доиграна.
  12. 6 участников играли в 2 круга

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

«Шахматы», Яков Рохлин

class=”img-responsive”>К книге советского тренера и педагога Якова Рохлина нужно приступать уже после получения первоначальных знаний о шахматах. Пособие рассказывает об истории игры и её стратегии. Это полноценный учебник, а не просто сборник известных партий. 
Пособие Рохлина ознакомит читателя со стратегией игры и даст возможность понять механизм игры. Без «чувства доски» стать хорошим шахматистом невозможно.
Несмотря на высокий уровень предлагаемого материала, автор книги «Шахматы» ставит перед собой скромную задачу: обучить лишь основам стратегии. Анализ всех стадий игры невозможно вместить в один учебник. 
 

Чтобы лучше разобраться в стратегии шахмат, нужно ознакомиться с пособиями, посвящёнными отдельным стадиям шахматной партии.
 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий