Спертый мат в шахматах

использованная литература

Библиография

  • Берджесс, Грэм (2009), Шахматная книга Мамонта (3-е изд.), Running Press, ISBN 978-0-7624-3726-9
  • Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 в мягкой обложке)
  • Эммс, Джон (2004), Начало: Незначительные финалы пьес , Everyman Chess , ISBN 1-85744-359-4
  • Хорошо, Рубен (1941), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-679-14002-6
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
  • Голомбек, Гарри (1976), Шахматы: История , Putnam, ISBN 0-399-11575-7
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
  • Хауэлл, Джеймс (1997), Essential Chess Endings: Руководство для турнирных игроков , Batsford , ISBN 0-7134-8189-7
  • Просто, Тим; Бург, Дэниел Б. (2003), Официальные правила шахмат шахматной федерации США (5-е изд.), Маккей, ISBN 0-8129-3559-4
  • Курцдорфер, Питер (2003), , Адамс Медиа, ISBN 978-1-58062-586-9
  • Леви, Дэвид ; Новорожденный, Монти (1991), Как компьютеры играют в шахматы , Computer Science Press, ISBN 0-7167-8121-2
  • Маккин, Эрин (2005), Новый Оксфордский американский словарь (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517077-1
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные окончания , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
  • Мюррей, HJR (2012) , История шахмат , Skyhorse, ISBN 978-1-62087-062-4
  • Пандольфини, Брюс (1988), Курс эндшпиля Пандольфини , Fireside, Саймон и Шустер, ISBN 978-0-671-65688-1
  • Пандольфини, Брюс (2009), Семинар по эндшпилю: принципы для практичного игрока , Russell Enterprises, ISBN 978-1-888690-53-8
  • Ройкрофт, Джон (1972), Шахматы в пробирке , Лондон: Фабер и Фабер, ISBN 0-571-09573-9
  • Сейраван, Яссер (2003), Winning Chess Endings , Everyman Chess, ISBN 1-85744-348-9
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 978-1-890085-10-0
  • Снейп, Ян (2003), « Шахматные концовки стали простыми: как с уверенностью подойти к эндшпилю» , Gambit Publications, ISBN 1-901983-97-8
  • Спилман, Джон ; Тисдалл, Джон ; Уэйд, Боб (1993), Batsford Chess Endings , BT Batsford, ISBN 0-7134-4420-7
  • Sunnucks, Энн (1970), Энциклопедия шахмат , St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1

Мат Легаля

Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.

Мат Легаля по ходам

  • 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
  • Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
  • Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.

Противники сделали по  четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле,  ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого  ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!

Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым.  Всего  семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь  — Кd5×.

Напарник ласточкин хвост (товарищ Козио)

Типичный помощник ласточкин хвост
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

После 1.Qh6 + черные вынуждены играть 1 … Kg3.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Затем белые ставят мат 2.Qh2 #.

Мат « ласточкин хвост» – распространенный метод мата, также известный как мат Козио , названный в честь исследования Карло Козио , опубликованного в 1766 году. Он включает в себя ловушку черного короля по показанной схеме. Не имеет значения, как поддерживается ферзь, и не имеет значения, какие две другие фигуры у черных длинные, если ни один из них не является незакрепленным конем. См. Также .

Детский мат в шахматах в 2 и в 3 хода

А именно:

Вариант детского мата №1 – мат в 3 хода ставят белыеВариант детского мата №2 – мат в 2 хода ставят черные

Кроме того, мы поговорим с вами о том, как от этих видов мата защититься, чтобы с позором кому-нибудь не проиграть партию, да еще и на глазах друзей, родни, девушки, парня и т.д.

На самом деле, большинство людей на планете и даже начинающих и не только шахматистов, думают, что детский мат бывает только одного вида.

Когда первым делом белые двигают пешку с e4 на e5, потом атакуют слоном и ферзем поле черных f7 и по не опытности новичка, ставят мат черному королю ферзем, запирая его в клетке. Выглядит это примерно вот так:

А вот посмотрите на детский мат интерактивно:

К сожалению, корректная работа приложения на мобильном телефоне не поддерживается. Перейдите за ПК.

А вот и нет. На самом деле детских матов бывает 2 вида. Второй вариант выглядит вот так:

Все считают, что самый быстрый мат в шахматах – это мат в три хода. А вот и фигушки. Есть и мат в 2 хода и он тоже считается детским. Почему детским? Да потому что только дети могут ходить так белыми фигурами, что черные ставят мат в 2 хода. Опытный шахматист ходит так не будет.

Итак давайте к делу.

1 ход. Белые ходят e4, черные отвечают e5. Стандартное начало в шахматах. Белые и черные сделали хорошие ходы.

2 ход. Белые ходят слоном на c4, а черные допустим ходят конем на c6. Все пока что идет нормально.

3 ход. Белые ставят ферзя на h5!!! Здесь черные должны правильно сыграть, потому что им угрожает мат на f7 ферзем.

Но вот по неопытности, некоторые и ходят или конем на f6 или пешкой на d6, или вообще пешкой на b6, чтобы потом якобы вывести слона, НО! Получают детский мат ферзем на f7.

Кстати, в шахматах данный вид мата прославился как мат в три хода, но на самом деле правильнее было бы назвать – мат в 4 хода, потому что только на 4 ходу белый ферзь ставит мат.

Второй вариант детского мата

В этом варианте выигрывают черные. Но в этом случае белые должны сделать очень глупые ходы. Смотрим.

1 ход. Белые ходят f4, черные отвечают e6. Дямс… Странное начало у белых. ))

Вообще знайте, что поля f2 и f7 их надо оберегать и не открывать в шахматах вот так как это сделали сейчас белые.

2 ход. Белых ходят g4!!! Ужастики. Это конец. Черные ставят мат ферзем на h4.

Вот вам и мат в 2 хода.

Как защититься от детского мата?

На самом деле защита простая. Давайте второй вариант рассматривать не будем. Потому что в нем защита простая – не надо ходить пешками f4 и g4.

Рассмотрим первый вариант. После того как ферзь белых встал на h5 наилучшим ходом за черных будет – ферзь f6.

Теперь он будет защищать пункт f7. К тому же следующим ходом черным можно будет сходить слоном на поле c5 и противники поменяются ролями. Теперь под угрозой у белых будет их слабый пункт f2.

И даже если потом ферь убежит на f3 с продолжением атаки на пункт f7 черных, то черные просто сходят конем на f6.

И вуаля. В итоге белые хотели создать атаку и поставить мат. А получилось так, что просто побегали ферзем по доске, пока черные развивали фигуры. Позиция у черных стала лучше, чем у белых.

А если бы пешка на e5 была бы не под защитой, то защищаться от детского мата ходом g6 не правильно. Почему? А потому что ферзь скушает пешку e5, поставит шах королю черных и одновременно нападет на ладью h8, которую схрумкает следующим ходом.

Вот такие вот дела дорогие друзья. Как вам статья? Оказалась ли она полезной для вас? Надеемся, что теперь вы с легкостью будете обыгрывать новичков + будете знать как избежать детского мата, если вам его кто-нибудь захочет поставить.

Если что-то вам было не понятно, то предлагаю посмотреть вот это видео:

ЗДЕСЬ БУДЕТ ВИДЕО.

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.

Расставляем шахматные фигуры и называем их.

Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:

Белый отряд, черный отряд

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде в одном

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде ты погляди –

Оба угла занимают ладьи,

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны

Кто же посередине? Ферзь с королём –

Самые главные в войске своём

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом поле стоит!

Черному – черный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.

Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.

Физкультминутка:

Видимо ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:

Передвигается не косо и не прямо,

Лишь буквой Г шагает он упрямо.

Что это? (Конь).

Правильно, это конь.

А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.

– Где её место на шахматной доске?

А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.

Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.

Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.

Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.

3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.

Но сначала физминутка.

Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».

4. Задание.

Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).

5.Проверка усвоения новых знаний:

Викторина.

– Как ходит конь? (Г)

– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)

– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)

– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)

– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)

– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)

6. Домашнее задание.

Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.

Итог занятия:

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!

Пример метода TWIX с подробным объяснением ходов

Начнём с положения, когда король загнан в большую клетку. Прежде чем реализовать метод TWIX, сначала нужно подготовить условия для начальной T-образной позиции. Король заперт в углу, но в его распоряжении целых 5 полей для манёвров.
1. Сh5-g6   …

Ходом слона уменьшаем размер клетки до минимального, теперь у короля всего три поля, по которым он может ходить.
1. …   Крh8-g8
2. Кe5-f7   …   

Конь дополнительно ограничил чёрного монарха, забрав угол. Теперь у матуемого короля всего два поля.
2. …   Крg8-f8
3. Cg6-h7   …

Выгоняем чёрного короля из его зоны комфорта. Слон заблокировал возможность находиться вблизи угла

Для чёрного короля начинается неприятное путешествие к месту экзекуции.
Начальная Т! Важно, чтобы в этой позиции очередь хода была за слабейшей стороной. Твиксовый механизм приходит в движение.
3. …   Крf8-e8
4

Кf7-e5   …   

Король вынужден сделать первый шаг в сторону гибели. Конь начинает рисовать букву W.
4. …   Крe8-d8
5. Крf6-e6 Крd8-c7

Чёрные не тратят время на попытки вернуться в безопасный угол (на 4. … Крe8-f8 конь белых с шахом нарисовал бы ещё одну чёрточку буквы W — 5. Кe5-d7+ и чёрный король всё равно вынужден идти влево: 5. … Крf8-e8 6. Крf6-e6).
Вместо этого чёрные задумали прорваться в левой половине доски. Дело в том, что белые фигуры вынуждены ходить попеременно, что замедляет их совместное движение. Чёрному королю удаётся их быстро обогнать и создаётся впечатление, что ещё ход — и белые потеряют контроль над ситуацией.
5. Ke5-d7   …

Белые невозмутимо продолжают рисовать букву W. Конь сейчас взял под контроль чёрные поля, через которые чёрный король мог бы просочиться в центр.
5. …   Kpc7-b7
6. Ch7-d3   …

Белый слон переключается на другой фланг, запрещая доступ к белым полям и пресекая попытку бегства.
6. …   Крb7-c6
7. Cd3-e2   …

Не получилось выскользнуть через а6, может получится через с6? Белые выжидательным ходом слона развеивают эти иллюзии.
7. …   Крс6-с7
8. Сe2-f3   …

На 7. … Крc6-b7 последовало бы 8. Крe6-d6 и белый король делает очередной шаг по своему предписанному маршруту. Поэтому король чёрных пока что вернулся на c7, не пуская белого короля на d6. Сейчас белым нельзя ходить королём или конём, но ходом слона окончательно блокируются попытки сбежать через правый фланг.
8. …   Кpc7-d8
9. Kpe6-d6 Kpd8-e8

Может, тогда чёрным получится вернуться в безопасный угол?
10.Cf3-h5+    …

Нет, не получится. Слон перебрасывается назад и контролирует белые поля. Конь контролирует чёрные.
10. …    Kpe8-d8
11. Kd7-c5 Kpd8-c8

Чёрным приходится идти влево, а белые продолжают чертить на доске W.
12. Ch5-g6    …

Тонкий момент! Сейчас белым преждевременно идти своим королём, потому что чёрные устремятся в безопасный угол и белым придётся тоже вернуться обратно: 12. Крd6-c6 Крc8-d8. 13. Крc6-d6.
Поэтому нейтральным ходом слона происходит передача хода чёрным.
12. …   Kpc8-d8
13. Kc5-b7+ Kpd8-c8
14. Kpd6-c6   …

Теперь не страшна попытка прорваться в безопасный угол, благодаря ей белые просто с шахом дорисовали букву W.
14. …   Kpc8-b8
15. Kpc6-b6 Kpb8-c8
16. Cg6-f5+   …

Последняя попытка дёрнуться в сторону безопасного угла. Также как и на 10-м ходу слон и конь не дают возможности вернуться назад.
16. …   Kpc8-b8

Чёрные переведены в нужный угол. Осталось только поставить мат.

Мат

a8b8

Продолжим с той позиции, на которой мы остановились, когда разобрали шаг за шагом метод TWIX.
Король чёрных уже сидит в «клетке». Нужно перевести коня на a6 (он туда должен попасть с шахом) и когда чёрный король отступит в угол — поставить мат слоном.
17. Кb7-c5 Kpb8-а8
Пока преждевременно ходить конём, ибо 18. Kc5-a6 — Пат. Нужно ходом слона передать ход чёрным.
18. Cf5-d7 Kpa8-b8
Слон, не снимая контроль со своей диагонали, делает выжидающий ход на ней. Король чёрных теперь находится на нужном поле.
19. Kc5-a6+ Kpb8-a8
20. Cd7-c6X
Конь с шахом загоняет короля в угол, матует слон.

Метод треугольников Делетана

рассматривается альтернативный способКликните по изображению для перехода в статью с разбором метода треугольников Делетана.

Циклический метод «Кавказская пленница»

ещё один крайне редкий способКликните по изображению для перехода в статью с разбором циклического метода «Кавказская пленница».

Вступление

Тимман против Шорта, 1990
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Конечная позиция

Для того чтобы в игре случился такой задушенный мат, обычно необходимо пожертвовать чтобы заставить фигуры задушить короля – игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы сделать задушенный мат возможным. Один метод особенно распространен и включает в себя: чек с рыцарем принуждая короля в углу доски, затем переместив рыцаря прочь поставить двойную проверку от королевы и рыцаря, а затем пожертвовать ферзя , чтобы заставить ладью рядом с король, затем вязка с рыцарем.

Пример можно найти в партии Ян Тимман – Найджел Шорт на турнире в Тилбурге в 1990 году . Из позиции на диаграмме игра продолжилась 27. Nf7 + Kg8 28. Nh6 ++ Kh8 29. Qg8 + Rxg8 30. Nf7 #

(Обратите внимание, что белые форсируют мат, даже если их ладья и пешка на e7 будут удалены с доски, а у черных конь на f6. В этом случае 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 ++ Kh8 (28 ..

Kf8 29 .Qf7 #) 29.Qg8 +! Nxg8 (или 29 … Rxg8) 30.Nf7 все еще маты.) Этот прием настолько распространен, что имеет собственное название: Мат Филидора или Наследие Филидора (в честь Франсуа-Андре Даникана Филидора ). Это что-то вроде неправильного употребления, поскольку это ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах 1497 года, Repetición de Amores e Arte de Axedrez , который предшествует Филидору на несколько сотен лет.

История

В ранних санскритских шахматах ( около 500–700) короля можно было и на этом игра заканчивалась. В персы (с. 700-800) выдвинул идею предупредив , что король был под атакой (объявляя чек в современной терминологии). Это было сделано, чтобы избежать раннего и случайного окончания игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя поставить под шах или оставить под шахом. В результате король не мог быть схвачен, и мат был единственным решающим способом закончить игру.

Примерно до 1600 года в игре также можно было выиграть, взяв все фигуры противника, оставив только голого короля . Этот стиль игры теперь называется аннигиляцией или робадо . В средневековье игроки стали считать более благородным выигрывать матом, поэтому на какое-то время аннигиляция превратилась в половинчатую победу, пока от нее не отказались.

Редкие маты

В некоторых редких позициях можно принудительно поставить мат королем и конем против короля и пешки.

Товарищ стэммы

Товарищ стэммы

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые побеждают любой стороной.

На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых побеждает:

1. Nb4 + Ka1
2. Крc1 a2
3. Nc2 #

Белые также выигрывают, если черные ходят первыми:

1 … Ka1
2. Nc1 a2
3. Nb3 #

Ногейрас против Гонгоры, 2001 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас – Майкел Гонгора , чемпионат Кубы 2001 года (см. Диаграмму), который продолжался:

81. Kc2 Ka1
82. Nc5 Ka2

Если 82 … a2, то 83.Nb3 #.

83. Кd3

Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.

83 … Ka1
84. Nc1 1–0

Черные сдались здесь; игра продолжалась бы 84 … a2 85.Nb3 #.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Подобной позиции с конем на d2 более 500 лет, она обозначена как «Partito n. 23» Лукой Пачоли в его MS De ludo scachorum (латинское «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.

1. Nf3 Ka1
2. Nd4 Ka2
3. Ne2 Ka1
4. Nc1 a2
5. Nb3 #

Необычные товарищи

Есть также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат не может быть принудительно поставлен, если на доске нет другого материала (см. схемы для некоторых примеров). Тем не менее, он не позволяет этим комбинациям считаться ничьей из-за «недостаточного матового материала» или «невозможности мата» по правилам шахмат ФИДЕ . В Федерации шахмат США правила различны. В типичной позиции, когда противостоит малой, игрок может потребовать ничью, если у него осталось ограниченное количество времени.

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Два и три рыцаря

Два рыцаря
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Матовые позиции можно строить, но их нельзя форсировать.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат не может быть принудительным. Вот, … Ka8 ?? позволяет мат (Nbc7 #), но … Kc8! избегает этого.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые не могут форсировать мат из-за пат.

Невозможно форсировать мат королем и двумя конями, хотя матовые позиции возможны (см. Первую диаграмму). На второй диаграмме, если черные сыграют 1 … Ka8 Белые могут поставить мат путем 2. Nbc7 # , но черные могут сыграть 1 … Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – он просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему может быть поставлен мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть доступный другой ход.

На третьей диаграмме один конь защищает c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1. Ndc3 + Ka1 белым нужно перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2. Nd4 , черные в патовой ситуации .

При некоторых обстоятельствах два коня и король могут заставить поставить мат королю и пешке (или, реже, большему количеству пешек). Выигрышный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать пешку (пешки) противника одним из коней, вывести вражеского короля в безвыходное положение, а затем поставить другого коня на мат. (См. Эндшпиль с двумя конями .)

Три рыцаря

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). Эти ситуации обычно встречаются только в шахматных задачах , поскольку по крайней мере один из коней должен быть превращен фигурой , и редко есть причина превращать пешку в фигуру, отличную от ферзя (см. Недостаточное продвижение ).

Правила рокировки в шахматах

Правило №1

Рокироваться можно, только если король и ладья стоят на своих начальных местах и они еще не ходили.

Обратите внимание: если король покинет свою начальную клетку, а потом вернется назад, рокировку делать в этой партии он все равно уже не сможет. А если начальную клетку покинула одна из ладей, то рокироваться можно только со второй ладьей

Правило №3

У начинающих шахматистов порой возникает вопрос — можно ли делать рокировку после шаха? Ответ: нет, такой ход запрещен правилами игры в шахматы.

Нельзя рокироваться в тот момент, когда королю объявили шах.

Обратите внимание: если удалось защититься от шаха, не сходив королем, то на следующих ходах рокировку делать можно

Правило №4

Король при рокировке не имеет права прыгать через битое поле.

Битым полем в шахматах называют поле, которое атаковано фигурой противника. Король не имеет права перелетать через клетку, атакованную соперником. А вот ладья при длинной рокировке имеет право перелететь через битое поле b1.

Правило №5

Конечно же, король не может рокироваться под шах. Рокировку невозможно сделать, пока поле g1 (или с1 — для длинной рокировки) атаковано одной из фигур соперника.

Рокировка — очень важная часть партии. Считается, что именно после нее заканчивается дебют и партия переходит во вторую стадию — миттельшпиль. Для того, чтобы рокировка была удачной, в начале партии не стоит ходить пешками f и g (если нарушить это правило, можно получить быстрый мат). В дебюте мы выводим центральные пешки, а пешки f, g и h после рокировки становятся забором для короля. А после центральных пешек развиваются конь и слон, чтобы освободить место между королем и ладьей — только тогда можно рокироваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий