Влияние шахмат на ребенка

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз – поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие – создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

В каком режиме лучше заниматься

Если есть желание заниматься шахматами для общего развития – нет определенных амбиций и хочется, чтобы ребенок просто любил эту игру и умел играть, достаточно будет:

  • 1-2 раза в неделю индивидуальных занятий с тренером (можно онлайн, если ребенок уже умеет пользоваться компьютером).
  • Обязательно турниры: мини-турнир (1 раз в месяц) и серьезный турнир (1 раз в 3 месяца). Чтобы ребенок видел, где ему пригодятся полученные навыки и был замотивирован на новые достижения и победы.
  • Так же я бы не отменяла и детскую школу шахмат 1-2 раза в неделю, где ребенок мог бы общаться со сверстниками-шахматистами.

Еще важный нюанс: детские тренеры (работающие в школе или индивидуально), помимо умения мастерски играть в шахматы, званий и титулов, должны иметь психологическое и/или педагогическое образование. По этой причине, квалифицированный тренер по шахматам, который занимается с маленькими детьми берет за свои услуги соразмерно тому, сколько берут те тренеры, которые работают в школах, где готовят шахматистов-спортсменов.

По сути обучение шахматам «для общего развития» проходит по тем же пунктам что и в школах, где готовят более взрослых шахматистов-спортсменов, но с заметным уменьшением времени, так как в силу возраста тренировки по 4 часа будут утомительны. Детям 5 лет я рекомендую заниматься по 30 минут, с постепенным увеличением времени.

Главное – не проявлять насилие и не заставлять ребенка. Шахматы для него должны быть игрой, а не обязанностью. Чтобы достичь в деле успеха – его надо полюбить. Наверно, это и должен делать первый тренер – влюблять в шахматы.

Может ли детский тренер по шахматам как-то подтолкнуть ребенка в профессиональные шахматисты, пойдя на поводу у желания родителей сделать из него чемпиона?

Тут главный вопрос: зачем это делать? Если я вижу ребенка, которого привели к нам заниматься шахматами для общего развития, а ребенок явно талантлив, то я стараюсь сделать всё, чтобы такой талант не пропал. Иногда даже приходится уговаривать родителей, чтобы они больше времени уделяли такому ребенку, хотя бы возили его на турниры, которые проходят в нашем городе, не говоря уже о выездных.

А если у ребенка нет явного потенциала и его самого в это не тянет, то зачем идти в профессиональные шахматы? Без желания ребенка расти – это просто напрасно потраченные деньги (минимум 500 тысяч рублей в год), результаты таких «толчков», я думаю, будут – если долго мучиться.

Но в своей школе я против подобного насилия, мне важно, чтобы дети полюбили шахматы. Если полюбят, то они могут стать чемпионами, мастерами ФИДЕ, гроссмейстерами

Если захотят.

Личностные качества

Гарри Каспаров отмечал: шахматы – модель жизни. В процессе занятий и игры в шахматы развиваются качества, важные для повседневной жизни, формирующие личность ребенка.

Самодостаточность

В процессе игры шахматист в диалоге только с самим собой. Все, что он делает, рождается в нем самом. Идеи, решения, эмоции. Обратиться за помощью не к кому и не к чему. «Погуглить» или спросить совета у старших не получиться.

Все возможности и угрозы ребенок анализирует самостоятельно.

Выигрыш или просто хорошая партия укрепляют уверенность ребенка в себе, в том, что он может самостоятельно существовать и добиваться успехов.

Ответственность

Ответственность идет рука об руку с самостоятельностью. Результат партии зависит только от тебя, от твоих знаний, принятых решений, эмоционального состояния. Умения предугадать действия соперника.

То есть ответственность полная. И никакие «отмазки» не сработают.

Взаимодействие с партнером

Во время игры мы пытаемся понять партнера. О чем он думает, предугадать его действия, его эмоциональное состояние и многое другое.

Вначале это просто наблюдение за партнером. Это происходит неосознанно, автоматом. Проявляется наблюдение по-разному. Кто-то сверлит взглядом, как это делал Анатолий Карпов или Александра Горячкина.

Кто-то украдкой бросает взгляд время от времени. Способность понимать – первый шаг к управлению. Понимание соперника – ключ к влиянию на него.

И это тоже важное в жизни умение

Морально-волевые качества

Это термин из области спорта. Области, где всегда присутствует противоборство.

В шахматах это противоборство знаний, умственных способностей, воли и многих других качеств.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира, считал так:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Мы знаем из истории шахмат, что иногда противоборство принимало жесткий, бескомпромиссный характер, «на грани фола». Матчи Ласкер-Капабланка, Капабланка-Алехин, Карпов-Корчной и некоторые другие проходили в далеко не дружественной обстановке.

Неоправданная агрессивность, зависть, желание добиться победы любой ценой встречаются в спортивной жизни. И шахматы не исключение.

Научиться выдерживать давление, прессинг, сохраняя самообладание, —  важно и для шахмат, и для повседневной реальности. В заключение

В заключение

Важно направить развитие ребенка в шахматах в нужное русло

Разъяснить ему, что играть честно, уважать партнера, — гораздо правильнее во всех отношениях. И даже выгоднее.

Это прерогатива наставника. Подобрать некий «моральный кодекс», как в восточных единоборствах.

Вы сможете обратить вспять уже начавшиеся когнитивные расстройства

Когнитивные способности – это широкий спектр функций, включающий в себя мышление, пространственную ориентацию, обучение, речь, способность понимать, запоминать и формулировать информацию, производить вычисления и т.д. Как улучшить все эти функции сразу? Оказалось, это возможно с помощью силовых упражнений!

Сотрудники факультета медицинских наук Сиднейского университета в Австралии поставили эксперимент, убедительно доказавший, что возрастные умеренные когнитивные нарушения можно обратить вспять. Для участия в эксперименте были приглашены 100 человек в возрасте от 55 до 86 лет, у которых были диагностированы умеренные когнитивные нарушения.

Это было двойное слепое рандомизированное исследование, т.е. участники эксперимента даже не догадывались о его истинной цели. Участников разделили на четыре группы, у каждой из которых был свой режим прохождения эксперимента:

  1. Силовые упражнения + компьютеризированная когнитивная тренировка.
  2. Силовые упражнения + просмотр видеороликов о природе (так называемое плацебо когнитивной тренировки).
  3. Растяжка + гимнастика + компьютеризированная когнитивная тренировка.
  4. Растяжка + гимнастика + просмотр видеороликов о природе (так называемое плацебо когнитивной тренировки).

С учетом возраста участников были соблюдены все меры предосторожности для организации силовых тренировок: они тренировались дважды в неделю с весом, составлявшим 80% от максимального, который могли поднять или сместить в том или ином упражнении. По мере наращивания физической силы тренировочный вес увеличивался, чтобы составлять 80% от максимально возможного для конкретного участника

В начале эксперимента и по его окончании, т.е. через полгода тренировок, все участники прошли тестирование по шкале когнитивных функций и шкале оценки болезни Альцгеймера. Оказалось, что наибольший прогресс показали участники первой группы, где силовые упражнения комбинировались с полноценной компьютерной когнитивной тренировкой.

Вы разовьете дивергентное мышление

Для начала уточним, что дивергентное мышление предполагает поиск максимального количества способов решения задачи, а конвергентное – поиск единственного верного решения. Ученые Лейденского университета в Нидерландах Лоренцо Кольцато и Жюстин Паннекок поставили эксперимент, целью которого было выяснить влияние физических нагрузок на дивергентное мышление.

Для участия в эксперименте были приглашены 96 человек, половина из которых вела активный образ жизни и занималась спортом, а вторая половина со спортом не дружила и предпочитала более пассивный досуг. Тех и других разделили на две группы и предложили пройти тесты на дивергентное и конвергентное мышление: одной группе – в процессе физической нагрузки, другой – сразу после тренировки.

В качестве вспомогательного инструмента задействовали велотренажер ввиду простоты использования и легкости контроля за процессом. В итоге, эксперимент выглядел следующим образом:

  • 1 группа – спортсмены, сдававшие тесты во время «езды» на велотренажере.
  • 2 группа – спортсмены, сдававшие тесты после «поездки» на велотренажере.
  • 3 группа – малоактивные участники, сдававшие тесты на велотренажере.
  • 4 группа – малоактивные участники, сдававшие тесты после велотренажера.

Наилучшие результаты показали спортсмены, причем тест на дивергентное мышление лучше прошли те, кто сдавал его во время «поездки» на велотренажере, а с тестом на конвергентное мышление лучше справилась группа, которая проходила тестирование по окончании физической нагрузки.

Группы участников, ведущих малоподвижный образ жизни, справились с обоими тестами хуже независимо от последовательности или параллельности физической нагрузки и тестирования.

Вывод исследователей таков, что для людей, регулярно занимающихся спортом, кратковременная физическая нагрузка может стать реальным стимулом для нахождения нескольких вариантов решения проблемы.

У вас улучшится настроение и уйдет стресс

За эмоции и настроение тоже отвечает мозг. Следовательно, воздействие на мозг должно менять ваше настроение. И это действительно так. Тут даже не нужны глубокие научные исследования – достаточно просто поиграть в футбол, покататься на велосипеде или прогуляться по парку, как вы заметите, что ваше настроение улучшилось, а причины, вызывающие стресс, если и не исчезли, то уж явно перестали восприниматься как актуальные в момент физического действия.

Радость, которую нам доставляет спорт, легко объяснить. При физической нагрузке увеличивается выработка гормонов счастья: дофамина, серотонина и эндорфинов. Дофамин вырабатывается гипофизом, эндорфины вырабатываются в нейронах головного мозга, серотонин также частично синтезируется в головном мозге.

Кроме того, хорошее настроение, которое нам приносит спорт, появляется благодаря эндоканнабиноидам. Это нейромедиаторные молекулы, которые синтезируются в мозге и воздействуют на нейроны различных нервных центров. Выброс нейромедиаторов, происходящий под воздействием физической нагрузки, снижает тревожность и вызывает легкую эйфорию. Кроме того, эндоканнабиноиды положительно влияют на память, способность к обучению и даже обладают некоторым обезболивающим эффектом.

Мышление человека

Привычка, как известно, —  вторая натура. Наша личность формируется во многом из тех привычек, которые мы приобретаем в детстве.

Важно, чтобы жизненное пространство ребенка было занято чем-то светлым – хорошими людьми, полезными занятиями. Последние формируют хорошие привычки

Привычка думать – одна из самых полезных. Особенно, если думать правильно, рационально, и в конечном итоге эффективно.

Если ребенок занимается чем-то полезным, меньше вероятность, что он «свяжется с плохой компанией».

Рациональность  

Очень важно научиться мыслить рационально. Думание — именно то, чем все мы занимаемся в жизни едва ли не каждую минуту

В процессе игры в шахматы ребенок постоянно решает одну и туже задачу – выбор лучшего решения. Лучший тренажер, чем шахматы, трудно даже себе представить.

Еще один важнейший параметр нашей жизни – время.

Шахматисту дается определённое время на обдумывание. И это заставляет его рационально распределять, чтобы банально не просрочить время, что равносильно поражению.

Внимание

Жил человек рассеянный на улице Бассейной…

Детям рассказывают эту забавную историю для того, чтобы они понимали, что рассеянность – качество проблемное.

Важно учиться внимательности, самоконтролю, умению концентрироваться на главном. Рассказывать все это ребенку можно, но поймет ли он, запомнит ли…. Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам

И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой

Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам. И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой.

Развитие интуиции

В шахматах рассчитать все «от корки до корки» не способен даже современный суперкомпьютер.

А человек и подавно. Нам остается полагаться на какую-то общую оценку, основанную на уже имеющихся у нас опыте и знаниях.

И руководствоваться тем, что мы называем интуицией.

Интуиция – штука загадочная, но во многом основывается на опыте, часто неосознанном.

Часто и в жизни мы полагаемся на интуицию тогда, когда трудно принять решение на основе логики.

Шахматы – прекрасный тренажер для развития интуиции.

Анализ

Приобщаться к шахматной игре, ребенок начинает понимать, что выигрыш никто не преподнесёт на блюдечке с голубой каемочкой. Необходимо прилагать умственные усилия.

Неосознанно ребенок использует логическое мышление, развивает аналитический аппарат.

Учится находить главное, анализировать данные и находить решения на основе обобщения.

Шахматная партия: умение играть и получать удовольствие

Как у любой игры, у шахмат есть свои правила. Многие думают, что достаточно просто выучить их, понять, как должны двигаться фигуры, тогда играть будет легко. Но это не так. Это не просто передвижение фигур по доске. Именно поэтому по шахматам ежегодно проводятся турниры, где соревнуются талантливые игроки со всего мира. Шахматы – это полноценный вид спорта, для победы необходимы постоянные тренировки. В игре важную роль играет логическое мышление, умение строить комбинации, стратегия и тактика

Хороший игрок должен обладать вниманием, усидчивостью и терпением

Научиться играть в шахматы можно разными способами. Найдите книгу, прочитайте об игре в Интернете, попросите умелого игрока научить вас. Разные люди предпочитают разные способы, ведь все мы по-разному воспринимаем информацию. Кому-то проще прочитать, кто-то лучше понимает на слух и так далее. Во время обучения не стоит торопиться, чтобы понять особенности игры. Каждый ход, каждое действие необходимо повторять на доске, чтобы лучше его запомнить и осознать.

Когда с теорией будет покончено, начинайте играть. Играть с самим собой не стоит, это не даст вам нужных навыков. Всегда лучше играть с соперником. Стоит найти себе партнера по шахматам, который будет более опытным в этом плане. Так вы сможете научиться у него новым тактическим приемам, будете тянуться к его мастерству и быстрее станете профессионалом. Еще опытный наставник всегда может исправить ошибки, которые часто преследуют новичков.

Не все люди находят время, чтобы ходить в шахматные клубы. В этом случае превратите эту игру в интересное хобби, которым можно заниматься дома. Сегодня существует множество обучающих программ для компьютеров, планшетов или телефонов. Вы можете начать партию в любое удобное время. Программы легко регулируются под собственный уровень. Также они включают подсказки, облегчающие обучение.

Новички иногда забрасывают шахматы, ведь им эта игра может показаться скучной и неинтересной. Не стоит ориентироваться на первое впечатление. Представьте, что шахматы – это упражнение для мозга, которое необходимо повторять ежедневно. Это поможет вам не бросить игру на начальном этапе. Через какое-то время вы начнете осознавать всю прелесть партии, научитесь логически мыслить. Ваши стратегии будут иметь успех. Радость от победы, от правильно выстроенных ходов бесценна. Тогда вы поймете, почему у шахмат столько поклонников, и сами вступите в их ряды. Даже проигрыш может приносить удовольствие. Тщательно спланированная изящная партия соперника — это не только опыт и новые знания. Красивые партии приносят обоим игрокам эстетическое удовлетворение. Если перетерпеть начальный этап, когда шахматы могут показаться скучными, то можно открыть для себя всю привлекательность этой игры.

Польза игры в шахматы

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций

Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Лучше поздно, чем никогда

Как и в любом другом виде спорта, в шахматах начинают с первого этапа – профессиональные тренеры не берут готовить ребенка с нуля. Им это неинтересно. Обычно они берут уже более-менее готовый «продукт», кем-то подготовленного ребенка-шахматиста, который хочет расти как профессионал и заинтересован в своем прогрессе. Или чьи родители хотят, чтобы он рос и заинтересованы в его профессиональном прогрессе.

Часто школы шахмат работают в связке. Одни набирают начинающих и работают с детьми от 5-ти лет (как моя шахматная школа, «Яблоко Ньютона»). Мы находим тех, у кого есть явный талант к этой игре (так как предрасположенность все равно у каждого ребенка индивидуальна) и передаем интересных, с точки зрения именно профессионального роста, ребят уже в другую школу, которая специализируется на подготовке спортсменов-шахматистов.

Стадия «передачи» может быть разная. Сейчас шахматы заметно омолодились. Лично я склоняюсь к мнению, что для всего есть определенные сензитивные периоды (периоды, наиболее благоприятные для развития) и слишком рано начинать не имеет особого смысла, в принципе шахматами я рекомендую начинать заниматься от 4,5-5 лет, не раньше. Не переживайте, что якобы упустите время, когда нужно было «вступать». В шахматах начинать никогда не поздно.

Ни разу за 17 лет карьеры в качестве детского тренера по шахматам я не встречала ребенка, которого было невозможно научить (я сейчас не беру какие-то специфические отклонения в развитии).

Любопытные факты из жизни известных шахматистов

Наиболее знаменитыми и титулованными в мире шахмат являются чемпионы мира. Личности по-своему уникальные, а нередко и гениальные.

Эммануил Ласкер. Второй чемпион мира по шахматам не только восседал на шахматном троне 27 лет, но и был доктором математики, а также философом. Он выпустил брошюру «Борьба», которая описывает своеобразное ви́дение теории игр. 

Александр Алехин. Четвертый чемпион мира был всесторонне образованным человеком, свободно владевшим шестью языками. Находясь в эмиграции, он получил степень доктора права в знаменитой Сорбонне. 

А незадолго до этого, когда он жил в Советской России, он побывал студентом Государственной студии киноискусства, сотрудником столичного уголовного розыска, переводчиком Коминтерна. Мало того, Алехину пришлось посидеть в тюрьме, побывать под арестом и даже быть приговоренным к расстрелу. Возможно, что именно шахматные заслуги спасли его от столь жестокой участи.

Макс Эйве. Пятый чемпион мира, победитель самого Алехина, был не только выдающимся шахматистом, но и крупным ученым, а также президентом ФИДЕ (Международной шахматной федерации). 

В его послужном списке:

  • Должность директора Исследовательского центра.
  • Назначение главой учрежденной Евратомом комиссии.
  • Профессорская кафедра Высшей экономической школы Роттердама.
  • Должность профессора Тилбургского университета.

Михаил Ботвинник. Человек-легенда. «Патриарх» советской шахматной школы и при этом заслуженный работник культуры, заслуженный деятель науки и техники, доктор технических наук, профессор. Кроме того, автор множества книг шахматной, кибернетической и электротехнической тематики, руководитель процесса создания первых компьютерных шахматных программ.

Тема шахматных чемпионов и многих выдающихся шахматистов настолько обширна, что ей посвящено огромное количество книг и видеоматериалов. В честь них проводятся мемориалы, печатаются почтовые марки и даже штампуются монеты (Пауль Керес, Эстония). 

Зайдя очередной раз в книжный магазин, желающие могут убедиться, что книг по шахматам написано и издано значительно больше, чем по всем остальным видам спорта вместе взятым. Осталось совсем немного: взять их и прочитать. 

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.

Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий