Армагеддон в шахматах

Что это значит и как это можно использовать в игре

Предположим, красные играют конём f6:e4. После разрешения конфликта за клетку e4 предположим, что конь победил. В этом случае выхлоп движка выглядит вот так:

Интересное наблюдение заключается в том, что перераспределение вероятностей пешки (66.7% на e2 и 33.3% съедена) мгновенно повлияло на вероятность ферзя.

Вот так это выглядит в интерфейсе после хода:

Мы наконец осознали природу того самого “кошмарного дальнодействия” из ЭПР-парадокса. Никакого дальнодействия нету; просто сама система (в нашем случае – шахматная доска) находится в такой суперпозиции, в которой разрешены только варианты с определённой корреляцией двух фигур. Неправильно говорить, что измерение позиции пешки влияет на позицию ферзя. Правильнее говорить, что в суперпозиции есть только такие варианты (шахматные доски), на которых координаты ферзя и пешки связаны вот таким вот соотношением.

Оказывается, что квантовая запутанность – это вполне обычный эффект, который объясняется обычной суперпозицией; но только если не забывать что мы говорим о суперпозиции всей системы в целом, т.е. в нашем случае – шахматной доски, а не обычной фигуры.

Для стратегии игры это означает, что следует следить за ходами и смотреть когда фигуры оказываются в состоянии запутанности. Из интерфейса не очевидно, что фигуры запутаны. Для того, чтобы это понять, нужно знать историю ходов. Такая информация очень важна, т.к. позволяет трезво оценивать вероятности при рассуждении над последующими ходами.

Например, вероятность того, что пешка на e4 и ферзь на f3 смогут вместе поучавствовать в наступлении равна не 25%, как может показаться, а 50%, потому что пешка запутана с ферзём.

Заключение

Ну вот и всё. Надеюсь, у меня получилось наглядно описать принципы квантовой механики и показать их на таком удачном примере как квантовая шахматная доска.

Удачность примера обуславливается двумя свойствами:

  1. Шахматная доска – предмет, знакомый почти всем с детства
  2. На удивление большинство квантово-механических явлений существуют на квантовой доске

На последок хочется сказать, что движок тщательно протестирован; и хоть в нём и возможны баги, куда вероятнее что он всё подсчитал правильно. Если кажется, что движок неправ – то всегда можно расписать на бумажке квантовую суперпозицию досок в представлении движка и пересчитать вероятности после разрешения конфликта за клетку.

Жду ваших комментариев!

Стратегия ставок на шахматы

Беспроигрышной стратегии в шахматах, как и в любом другом виде спорта, нет. Но есть и свои особенности, которые при правильной аналитике можно использовать в свою пользу.

1. Стратегия «догон» на шахматы

Узнать, что собой представляет стратегия «догон», можно в специальном разделе нашей Школы ставок. Именно эта стратегия наиболее подходит к шахматным турнирам. Шахматы — это один из немногих видов спорта, где крайне редко случаются любые затяжные серии игроков.

* Пример: если спортсмен проиграл 2–3 партии, то можно догнать ничью в 1–3 раза. Но стоит помнить, что стратегия «догон» — одна из самых рискованных.

2. Ставки на ничью

В шахматах ничья с участием гроссмейстеров случается намного чаще, чем исходы на победу одного из спортсменов. В этом случае хорошо работает подстраховка на одного из игроков с нулевой форой. Что такое нулевая фора, можно изучить в нашей школе ставок.

* Пример: в матче «Белые» против «Черных» вы взяли победу «Белых» с форой 0. Если матч закончится ничьей, то букмекерская контора рассчитает возврат ставки.

Играть

№ 1

в народном рейтинге

25000 ₽

новичкам

Играть

Книга Откровение (16:14—21)

  1. 14 это — бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя.15 Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. 16 И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон.17 Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое!19 И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его.20 И всякий остров убежал, и гор не стало;21 и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая

Книга Откровение, иначе Откровение Иоанна Богослова, иначе Апокалипсис рассказывает о событиях на земле, которые будут предшествовать второму пришествию Христа. Это многочисленные катаклизмы и катастрофы планетарного масштаба. Написана якобы Иоанном Богословом, передавшим предвидения Иисуса Христа (потому откровение)

Квантовое бессмертие и защита против него

Кнопка Capitulate может быть полезна для защиты от стратегии игры, основанной на т.н. квантовом бессмертии. Остановимся на этом поподробнее.

Рассмотрим вот такую шахматную позицию:

В обычных шахматах это классический мат двумя ладьями. Но в квантовых шахматах не бывает матов, вместо этого нужно съесть короля.

Казалось бы, тут королю некуда отступать: следующим ходом его обязательно съедят. Однако, существует стратегия, использующая квантовое бессмертие: красные могут каждым ходом разбивать своего короля, и он никогда не будет съеден полностью. Например, вот такая последовательность ходов:

С каждым ходом вероятность выигрыша синих увеличивается, но она никогда не достигнет единицы. Получается, что игра будет идти бесконечно, и синие так и не получат заслуженную победу?

В такой ситуации, как ни странно, полезной оказывается капитуляция. Если вероятность победы синих оказывается равной, скажем, 65535/65536, то можно смело нажимать на капитуляцию. Как написано выше, капитуляция произойдёт только на тех досках из суперпозиции, на которых игра всё ещё идёт. Т.е. синие выигрывают с вероятностью 65535/65536, просто капитулируя!

Ну а если сработает 1/65536… Наверное, это ужасно неприятно 🙂

Коллапс: то самое “взаимодействие с измерительным прибором”

В квантовых шахматах разрешены произвольные суперпозиции фигур. Более того, создавать суперпозиции – это не просто весело: будучи новичком в обычных шахматах и играя против гроссмейстера, можно сильно сгладить его преймущество перед вами при помощи введения доски в сложные суперпозиции!

Однако существуют суперпозиции, которые признаются слишком сумасшедними. Такие суперпозиции не могут существовать; как только они появляются – движок квантовых шахмат запускает механизм разрушения таких суперпозиций, или то самое “взаимодействие с измерительным прибором”.

Критерий прост: не могут существовать суперпозиции, в которых одна и та же клетка оккупирована двумя и более фигурами одновременно. Согласитесь, было бы черезчур запутано и сложно, если бы у вас на одной и той же клетке могли находиться конь и вражеская ладья одновременно?

Редкие правила для ничьи в шахматах

Мы рассмотрели самые популярные случаи, когда объявляется ничья. Однако есть редкие правила, которые тоже полезно знать.

Троекратное повторение

Должны соблюдаться два условия для окончания партии ничьей:

  • все повторения совершает один и тот же игрок.
  • возможные позиции фигур одинаковы, то есть, на одной и той же клетке оказывается одинаковый тип фигуры. Например, два коня поменялись местами, что тоже считается повторением позиции.

Ничья фиксируется по инициативе одного из шахматистов, который подпадает под эти условия. Прежде чем делать ход, приводящий к повторению, он предлагает сопернику закончить партию. Если по каким-то причинам тот не согласен, то разрешить ситуацию может судья поединка.

Если судья не соглашается с требованиями, то игра будет продолжаться, а противник прибавит к своему времени 2 минуты.

Объявляется вечный шах

Бывают ситуации, когда король не может выйти из-под удара несколько ходов. Каждый раз ему объявляется шах, он уходит, но из-за нового шаха возвращается на исходную позицию. Так может продолжаться бесконечно и, в конце концов, противники соглашаются на ничью. Вот пример — у черных большой материальный перевес, но их король не может уйти от преследования.

[FEN “7k/6p1/6Q1/8/4p3/5p2/3rqPPP/6K1 w – – 0 1”]

1. Qe8+ Kh7 2. Qh5+ Kg8 3. Qe8+ Kh7 4. Qh5+ Kg8 5. Qe8+ Kh7 { 1/2-1/2 Игра признана ничьей. } 1/2-1/2

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Правило пятидесяти ходов

Суть ситуации в следующем: за 50 ходов ситуация не развивается, не побита ни одна фигура, и пешки не сделали ни одного хода.

Сейчас правило 50 ходов принято без поправок. В 80-е годы были попытки изменить условия этого правила. Было разрешено увеличить ходы при сочетании некоторых фигур, например, против пешки борются 2 коня. В 1992 году все поправки были убраны и правило стало применяться, как было задумано изначально.

Умышленная затяжка времени

Бывает такая ситуация, что шахматист может просрочить время, а его противник не предпринимает никаких активных действий. Судья в этом случае может поступить по-разному:

  1. Фиксирует ничью.
  2. Выносит решение продолжить игру, анализирует ситуацию и завершает партию ничьей по истечении времени.
  3. Отклоняет ничью. При решении о ложности заявления шахматиста судья добавляет 2 минуты его сопернику, как компенсацию морального ущерба.

Чаще всего судьи принимают второй вариант из возможных решений.

Виды ставок на шахматы

В некоторых букмекерских конторах можно ставить на тотал числа ходов в партии, на то, закончится ли чемпионат специальными дополнительными партиями (быстрые шахматы, блицшахматы, армагеддон-шахматы).

Но более конкретные исходы в этом виде спорта присутствуют.

Победа белых или черных («П1» или «П2»). Традиционный вид пари на основные исходы соревнования характерен в том числе и для ставок на шахматы. Также к ставкам на основные исходы относится и вариант пари на ничью.

Двойной шанс («1х» или «2х»). Этот вариант любят более осторожные игроки, такие пари подразумевают, что конкретный соперник как минимум избежит поражения в партии, то есть, либо он одержит победу, либо партия закончится вничью.

Нулевая фора. Так как в шахматах нет счета в конкретной партии, букмекеры предлагают лишь один вариант форы

Важно отметить отличие такого вида ставки от предыдущего: ставка с форой (0) также подразумевает, что указанный участник соревнования как минимум избежит поражения (не проиграет), однако в случае ничьей ставка с нулевой форой рассчитывается возвратом, а ставка на двойной исход — выигрышем

Также некоторые букмекеры могут предлагать и долгосрочные ставки на шахматы, например, на победу определенного спортсмена не в конкретном поединке, а по итогам всего турнира.

Порядок игры с контролем времени[]

На часах устанавливается лимит времени для каждого игрока. Часы исходно выключены (на механических часах такому состоянию соответствует полунажатие обеих кнопок, когда не работает ни один из механизмов).
В момент начала партии судья либо игрок, ходящий вторым, включает часы (на механических часах — нажимает кнопку на своей стороне, у электронных часов может быть отдельная кнопка включения).
Сделав ход, игрок переключает часы, останавливая отсчёт своего времени и запуская отсчёт времени противника

При этом любые действия с игровым полем и инвентарём, сопровождающие ход (например, снятие побитых фигур), должны быть сделаны до переключения часов.
Игрок должен переключать часы той же рукой, которой он делал ход (чтобы гарантировать, что часы переключены по завершении хода).
Если игрок считает необходимым привлечь внимание судьи, он может остановить часы. Если судья сочтёт, что обращение было необоснованным, он может уменьшить время игрока, остановившего часы.
В случае опоздания игрока, который должен делать первый ход, к началу партии, судья запускает его часы

По правилам турнира опоздавший игрок может быть наказан и дополнительным штрафом.
Если время, выделяемое игрокам на партию, достаточно велико, партия может играться более одного игрового дня. В этом случае в момент откладывания партии игровые часы останавливаются, их показания на момент остановки записываются, а на следующий день при доигрывании часы запускаются с тех же показаний.

В разных играх существуют разные традиции относительно того, к каким результатам приводит просрочка времени и кто должен следить за соблюдением временного лимита.

Минимальный коллапс

На суперпозиции досок хорошо видно, что после хода e4:f5:

  1. На первой доске: пешка не сможет сходить по диагонали, т.к. ей нечего есть. Ничего не изменится, на клетка f5 пустая.
  2. На второй доске: пешка сможет съесть коня. На клетке f5 пешка.
  3. На третей доске: пешки просто нет на e4. Ход не проходит, клетка f5 – пустая.
  4. На четвёртой доске: пешки снова нет на e4. Ход не проходит, на клетке f5 остаётся конь.

После применения хода возникает конфликт между конём и пешкой за клетку f5. На второй доске там теперь находится пешка, а на четвёртой – конь.

Как мы уже обговаривали, мы хотим разрешить этот конфликт, при этом разрушив как можно меньше суперпозиций. Поэтому:

  • Первая и третья доски не вступают в конфликт ни с кем. Поэтому коллапс не должен их затронуть. Они останутся, и на них продолжится игра.
  • Вторая и четвёртая доски конфликтуют между собой. Поэтому между ними при помощи генератора случайных чисел выбирается выживший вариант, с вероятностью 50/50.

Первый вариант: конь выжил

Вторая доска отбрасывается, и игра продолжается на суперпозиции досок с номерами 1, 3, 4:

Заметим, что апостериорная вероятность пешки перераспределилась! Теперь с вероятностью 2/3 пешка находится на e2 (доски 3 и 4), а с вероятностью 1/3 – на e4 (доска 1).

Это правильно! Априори пешка находилась на e2 с вероятностью 50%, но эта вероятность поменялась после генерации случайного числа. Апостериори вероятность стала 66.7%.

То же самое верно и для коня (читатель может подсчитать доски и убедиться, что вероятность нахождения коня на f5 поменялась с 50% до 33.3%).

Вот так результат выглядит в интерфейсе:

Второй вариант: коня съели

Четвёртая доска отбрасывается, и игра продолжается на суперпозиции досок с номерами 1, 2, 3:

В этом случае конь теперь находится в суперпозиции живого и мёртвого, как кот Шрёдингера. А пешка с вероятностью 33.3% размазана по позициям e2, e4, f5. Вот так результат выглядит в интерфейсе:

Квантовая запутанность

Одно из самых известных и захватывающих явлений в квантовом мире – квантовая запутанность. Впервые она была рассмотрена Энштейном в мысленном эксперименте, носящим название ЭПР-парадокс:

Рассмотрим пару частица-античастица, образовавшуюся в процессе распада более тяжёлой стационарной (т.е. покоящейся) частицы, например – мезона. Эйнштейн утверждал, что по закону сохранения импульса – импульсы частицы и античастицы связаны законом сохранения импульса; а значит измерив координату частицы и импульс античастицы можно вычислить при помощи этого закона импульс частицы, а значит – измерить одновременно импульсы частицы и античастицы, т.е. нарушить принцип неопределённости Гейзенберга. Означает ли это, что “квантово-механическое описание реальности не является полным” ?

Бор предложил разрешение этого парадокса: после измерения импульса частицы импульс античастицы мгновенно изменяет своё значение, а значит её координата оказывается неопределённой. Аналогично, после измерения координаты античастицы координата частицы мгновенно меняет своё значение, а значит импульс оказывается неопределённым.

Какова же природа этого “кошмарного дальнодействия”?

Сейчас достоверно известно, что объяснение Бора верно. Оно оказывается гораздо более логичным и понятным, если перевести его на правильный язык: мы должны делать утверждения о суперпозиции системы частица+античастица, а не о суперпозиции её отдельных компонент.

Рассмотрим эту ситуацию на гораздо более наглядном примере: на квантовой шахматной доске.

Как мне создать суперпозицию?

В обычные шахматные правила добавляется одно важное изменение: за каждый ход игрок может совершить либо обычный шахматный ход, либо т.н. квантовый ход

  • Обычный ход – просто ход шахматной фигурой, по правилам обычных шахмат. Если игра на данный момент ведётся на суперпозиции, то ход совершается на всех досках суперпозиции, где он разрешён по правилам шахмат. Это, кстати, далеко не так тривиально, как кажется. Например, если на пути ладьи оказывается пешка, находящаяся в суперпозиции, то такой ход возможен только если пешки нет (т.к. ладья по правилам не может перепрыгивать через фигуры). Поэтому после такого обычного хода ладья сама окажется в суперпозиции: на доске, на которой пешки нет, она совершила ход; а на доске, на которой на пути находится пешка, ход запрещён, поэтому ладья остаётся на месте.

  • Квантовый ход – ход, при помощи которого можно ввести шахматную доску в суперпозицию. Квантовый ход состоит из двух обычных ходов подряд одной и той же фигурой. Оба хода должны быть правильными с точки зрения обычных шахмат (правильнее сказать, ход применяется на доске из суперпозиции, если оба хода правильны с точки зрения обычных шахмат на этой доске). Своеобразной “платой” за возможность сходить дважды подряд является то, что после квантового хода фигура переходит в суперпозицию: она одновременно и делает два хода, и остаётся на месте. Впоследствии, когда произойдёт взаимодействие (см. далее про “коллапс”), при помощи генератора случайных чисел решится, какая из двух частей суперпозиции существует, а какая нет. Но пока обе части существуют одновременно.

Чтобы сделать обычный ход, нужно кликнуть по фигуре (выделится зелёным), а затем по клетке, на которую хочется сходить. Чтобы сделать квантовый ход, нужно два раза кликнуть по фигуре (выделится фиолетовым), затем один раз кликнуть по промежуточной клетке (выделится зелёным), а затем по финальной.

Также правилами разрешено делать единичные квантовые ходы, т.е. квантовые ходы, при которых фигура делает не два хода подряд, а один.

Важное ограничение: по правилам нельзя есть вражескую фигуру при квантовом ходе. Такая возможность делает игру слишком непредсказуемой

Квантовый ход можно делать только на пустую клетку.

Dead and alive

Частный случай суперпозиции, представляющий особый интерес – это суперпозиция, при которой фигура одновременно жива и мертва. Возьмём для примера квантовую шахматную доску из примера выше. После хода синей пешкой f2:e3 красные теряют половину своего коня…

Во-первых, синяя пешка сама оказалась в суперпозиции. Это происходит потому, что пешки по-разному ходят и едят. На доске, на которой красный конь был на e3, пешка его успешно съела и перешла на e3. На доске, на которой коня там небыло, пешка не могла сделать такой ход, т.к. ей было нечего есть. Поэтому она осталась на f2.

Красный конь оказался одновременно и живым, и мёртвым. Когда-нибудь в будущем, когда произойдёт взаимодействие с измерительным прибором (подробнее про это см. ниже в разделе “коллапс”), при помощи генератора случайных чисел разрешится эта ситуация. Либо окажется, что у красных есть конь, либо окажется что его нет. Вероятность исходов – 50%.

Примечательно, что пока ситуация не разрешилась и конь находится в суперпозиции, красные могут продолжать играть половиной своего коня. Правда, с вероятностью 50% окажется что каждый ход этой половиной коня – это просто потеря хода.

В каких случаях фиксируется ничья?

Ничья – это результат партии, в которой не выиграл никто. В турнирах ее обозначают половиной очка, тогда как за победу начисляется очко. Существует несколько причин для объявления ничьи.

Соглашение игроков

На определенном этапе игры один из участников может сделать ход и сказать: «Предлагаю ничью». Если соперник согласен, то после этого игроки пожимают друг другу руки, останавливают часы и оформляют бланк партии.

Оказывается, можно сделать ошибки при объявлении ничьи:

  • сделать предложение ничьей, не закончив свой ход.
  • остановить часы без словесного объявления. Это может быть квалифицировано как проигрыш.
  • рукопожатие без предварительного предложения ничьей.

По различным причинам противник может не согласиться с таким исходом партии и пожелать продолжить игру. Это означает, что предложение на ничью принято не было.

В современных шахматах часто действует «Софийское правило», по которому нельзя заключать соглашение о ничье до определенного хода без санкции арбитра.

Недостаток материала

Например, на поле остаются два противоборствующих короля и по одной из легких фигур. Мат невозможен и продолжать игру нет смысла.

Конечно, в этом случае может действовать правило 50 ходов. Но бывают ситуации, когда у одного из игроков заканчивается время, а у его противника недостаточно материала для того, чтобы поставить мат.

Есть спорные ситуации, когда при игре одним королем против нескольких фигур сохраняется возможность мата. Будет ли действовать правило недостаточности материала?

Ничья в этом случае самый упрощенный вариант окончания партии. С одной стороны, мат нельзя объявить, с другой стороны, игроку, у которого заканчивается время, надо показать ходами, что мат ему не поставят.

На доске стоит пат

Один из игроков имеет право хода, но не может его сделать. Например, королю не объявлен шах, но все доступные варианты хода заблокированы фигурами соперника. В этом случае партия объявляется ничьей по причине пата.

При ходе черных на доске стоит пат

Это правило было установлено в XIX веке и внесено в свод правил ФИДЕ. В разное время и в некоторых странах пат мог означать победу патующего соперника. И это логично, ведь шахматист, загнавший в патовую ситуацию своего противника, показывает свое мастерство. Тем не менее правило, что пат – это ничья продолжает существовать без изменений.

Первая патовая ситуация в истории матчей за мировой титул произошла в 1978 году. Претендент Виктор Корчной и чемпион Анатолий Карпов находились в натянутых отношениях, и хотя позиция была абсолютно ничейной, никто из соперников не желал вступать в переговоры. В итоге на доске возник пат, а партия автоматически была признана ничьей.

Шах и мат

Шахи и маты реальзовать крайне сложно, потому что не понятно как быть в ситуации когда король находится в суперпозиции шаха и не шаха; мата и не мата. Поэтому правила обычных шахмат были упрощены: шахов и матов нет; для того, чтобы выиграть в квантовые шахматы нужно съесть вражеского короля.

Примечательно, что король, как и любая другая фигура, может находиться в суперпозиции. Если съесть половину короля, то выигрыш обеспечен с вероятностью 50%. Однако, игра в этом случае продолжается! Если, скажем, после этого вашего короля съели – то это не значит, что вы проиграли. Ведь вашего короля съели только на тех досках суперпозиции, где вы ещё не выиграли! Т.е. будет сгенерировано случайное число, и вы проиграете/выиграете с вероятностью 50%.

Это один из примеров проявления того самого “взаимодействия с измерительным прибором”, которое разрушает суперпозиции на квантовой шахматной доске.

Кнопка Capitulate тоже далеко не так проста, как кажется. Капитуляция проходит только на тех досках из суперпозиции, на которых игра ещё идёт. Т.е. если вы находитесь в суперпозиции, в которой уже выиграли с вероятностью 75% (т.е. у врага 25% короля) и вы нажимаете Capitulate, то вы проигрываете с вероятностью 25%. А с вероятностью 3/4 вы выигрываете при капитуляции! Подробнее об этом в следующем разделе:

Как сделать ничью в шахматах

Когда ваша позиция хуже, то важно знать, как сделать ничью, чтобы добыть хотя бы половину очка. Прежде всего, надо знать эндшпильные позиции и уметь их правильно оценивать

Описывать все ситуации нет смысла, их довольно много. Для начала советуем почитать наши статьи для начинающих про ладейные эндшпили и пешечные окончания.

Иногда по турнирной ситуации шахматиста вполне устраивает ничья и он начинает откровенно доводить партию до этого результат. Это очень рискованный процесс. Можно стать заложником стратегии и начать менять фигуры, пытаясь упростить позицию без должных оснований. Не следует так поступать. Лучше всегда играть по требования позиции и делать лучшие ходы, даже если они приводят к сложной борьбе.

Нельзя считать, что партия, окончившаяся ничьей, неинтересна. Иногда получается, что красивая ничья ценится больше, чем выигрыш в вялой, без острых моментов, игре. Вот одна из самых красивейших партий, окончившихся вничью:

Армагеддон сегодня

Нынче понятие «Армагеддон» продолжает использоваться в своем начальном смысле — «глобальная, мгновенная катастрофа». Например, в шахматах Армагеддоном зовется заключительная часть шахматного матча из многих классических партий, когда при ничейном результате гроссмейстеры разыгрывают главный приз в партиях с контролем времени 5 минут (блиц-партиях)
Слово «Армагеддон» очень популярно среди разарботчиков компьютерных и настольных игр и стратегий

  • Worms Armageddon
  • Worms World Party
  • Worms Blast
  • Worms Forts: Under Siege
  • Heroes of Might and Magic
  • Warhammer 40,000

Потому современный «Армагеддон» совсем не страшный и ассоциируется с такими малопонятными неигрокам положениями, как

  • клинок армагеддона
  • мортал комбат армагеддон
  • солдаты армагеддона
  • ария армагеддон
  • флавиан армагеддон
  • торик армагеддон
  • снежный армагеддон
  • зерцалия армагеддон
  • червячки армагеддон

Запутанность в квантовых шахматах

Квантовая шахматная доска позволяет прочувствовать понятие шахматной запутанности. Для того, чтобы перевести доску в состояние шахматной запутанности, нужно… пройти одной фигурой сквозь другую. Рассмотрим пример:

Синие ходят ферзём (королевой) d1:f3. Это – обычный, неквантовый ход! Но он возможен не на всех досках суперпозиции. Посмотрим как ситуация выглядит в представлении движка квантовых шахмат:

Ход возможен на досках 1 и 3, т.е. на двух досках из четырёх. Поэтому в этом случае обычный неквантовый ход введёт синего ферзя в суперпозицию:

Однако есть кое-что, заметное не сразу. Обратимся к представлению движка:

Утверждение: ферзь размазан по позициям d1 и f3 с вероятностями 50%; пешка размазана по позициям e2 и e4 с вероятностью 50%, но при этом выполняется очень важное свойство: если пешка находится на e2, то ферзь – на d1; если пешка на e4 – то ферзь на f3. То есть положения ферзя и пешки связаны между собой, аналогично импульсам частицы и античастицы в ЭПР-парадоксе

Пешка и ферзь квантово запутаны!

То есть положения ферзя и пешки связаны между собой, аналогично импульсам частицы и античастицы в ЭПР-парадоксе. Пешка и ферзь квантово запутаны!

Что же это означает, на самом деле?

Читателя, который ждёт разъяснений по поводу того, что же на самом деле означает суперпозиция, я вынужден разочаровать: разъяснений по просту не существует.

Суперпозиции – это просто суперпозиции. Они действительно существуют в природе. Мы почти не наблюдаем их в повседневной жизни из-за декогеренции – взаимодействия с хаотической окружающей средой, в результате которого суперпозиции быстро разрушаются.

Однако, ничто принципиально не мешает нам обеспечить условия, в которых суперпозиция сохранится на длительное время. Именно такая задача стоит, например, перед инженерами, работающими над созданием квантового компьютера.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий