Азы шахмат в учебнике Виктора Березина для начинающих

«Шахматная тактика для начинающих»

Рекомендуемый уровень подготовки: начальный, вы должны знать правила игры и её основы.

Программа создана на основе учебника Сергея Иващенко, по которому занимались шахматисты ещё во времена СССР. В ней более 1 200 упражнений из книги. Можно изучать темы по порядку или отрабатывать какой-то конкретный навык, например учиться делать двойной шах, мат ферзём, съедать коня и т. д.

Очень полезной функцией станет пошаговый анализ вашей игры искусственным интеллектом. Пользователи отмечают простой ненавязчивый интерфейс, удобство управления.

Материал по теме
Топ «прожорливых» игр, в которые теперь можно играть даже на простеньком ноутбуке

Первые шаги для новичков

Обучение шахматам детей и взрослых начинается с изучения основ и развития игровых фигур. Далее следует решение простых задач и головоломок.

Главное – учимся играть правильно, то есть, относясь к этому всерьез. Основные принципы становятся понятными после того, как пройдут первые уроки, а именно:

  • Держать под прикрытием короля;
  • Жертвовать фигурами в пользу удачного хода;
  • Слабые отряды располагать ближе к центру;
  • Стараться играть всеми фигурами;
  • Нейтрализовать в первую очередь ферзя противника;
  • Рокировка и прочие комбинации.

Это – «азы» преподавания, знать которые обязательно должен каждый ученик. Постичь их под силу даже школьнику. Их преподают и на онлайн обучении по шахматам для начинающих, и в занятиях по учебнику, и на групповых занятиях.

Для малышей занятия могут проходить также, как и для взрослых:

  • По самоучителю;
  • На онлайн-курсах;
  • Индивидуально с преподавателем;
  • На групповых курсах.

Уроки шахмат для самых маленьких детей проходят обычно в игровой форме в специальных секциях для дошкольников.

Во многих городах есть школа шахмат для детей, обучение там очное по учебной программе. С ребятами занимаются местные чемпионы по шахматному спорту. Дети играют между собой, с родителями и преподавателями. Там же проводятся соревнования для детей, в которых победитель проводит одну партию за другой. Обучение, которое дает подросткам русская шахматная школа, гораздо предпочтительнее, чем уроки шахмат на дому. Но имеет и свои недостатки, о которых говорилось выше: необходимость ездить на уроки, жесткий график, часто высокая стоимость.

Вне зависимости от того, какую форму обучения этой игры вы бы не выбрали, серьезные курсы или книжная “обучалка”, помните, если вы сказали себе “я учусь”, значит делать это нужно со всей серьезностью. Очень скоро вы станете настоящим мастером и, как знать, может будете обучать новых шахматистов или станете чемпионом мира как Магнус Карлсен.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

«Шахматы», Яков Рохлин

class=”img-responsive”>К книге советского тренера и педагога Якова Рохлина нужно приступать уже после получения первоначальных знаний о шахматах. Пособие рассказывает об истории игры и её стратегии. Это полноценный учебник, а не просто сборник известных партий. 
Пособие Рохлина ознакомит читателя со стратегией игры и даст возможность понять механизм игры. Без «чувства доски» стать хорошим шахматистом невозможно.
Несмотря на высокий уровень предлагаемого материала, автор книги «Шахматы» ставит перед собой скромную задачу: обучить лишь основам стратегии. Анализ всех стадий игры невозможно вместить в один учебник. 
 

Чтобы лучше разобраться в стратегии шахмат, нужно ознакомиться с пособиями, посвящёнными отдельным стадиям шахматной партии.
 

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий