Обзор
Быстрые шахматы можно разделить на несколько категорий, которые в первую очередь отличаются выбором контроля времени. В игры можно играть с приращением времени на ход или без него .
Быстрая (ФИДЕ), быстрая (USCF) или активная
По данным ФИДЕ , контроль времени для каждого игрока в игре в быстрые шахматы составляет более 10 минут, но менее 60 минут. В быстрые шахматы можно играть с приращением времени для каждого хода или без него. В игре, где используются приращения времени, игрок может автоматически увеличивать, например, десять секунд на часах после каждого хода. В случае использования приращения времени общее время на одного игрока для игры с 60 ходами должно быть больше 10 минут, но меньше 60 минут. Быстрые шахматы назывались активными шахматами ФИДЕ в период с 1987 по 1989 год.
В чемпионате мира ФИДЕ по быстрой игре у каждого игрока будет 15 минут плюс 10 секунд дополнительного времени на каждый ход, начиная с 1-го.
Блиц
Согласно ФИДЕ , контроль времени для каждого игрока в блиц-шахматах составляет 10 минут или меньше для каждого игрока. В нее можно играть с приращением или задержкой на ход или без такового – более поздняя разработка из-за притока цифровых часов. Предпочтительно три минуты с двухсекундным шагом. В случае увеличения времени, общее время на одного игрока для игры с 60 ходами должно составлять 10 минут или меньше (следовательно, в среднем 10 секунд или меньше на ход).
В чемпионате мира ФИДЕ по блицу у каждого игрока есть 3 минуты плюс 2 дополнительные секунды на каждый ход, начиная с 1-го.
Пуля
Вариант блиц-шахмат, игры с пулевыми шахматами имеют менее трех минут на игрока, исходя из 40-ходовой партии; некоторые шахматные серверы отдельно оценивают одноминутные игры для каждого игрока. Более низкие настройки времени называются «гипербуллетом» и «ультрабуллетом» для 30-секундных и 15-секундных игр на одного игрока соответственно. Другие варианты контроля времени для пулевых игр включают 2 минуты с шагом в одну секунду или 1 минуту с шагом в две секунды. К этому варианту также можно применить термин « молния» .
Онлайн пулевые шахматы также позволяют избежать практических проблем, связанных с живыми пулевыми шахматами, особенно игроков, случайно опрокидывающих фигуры. Игра онлайн также позволяет или сделать шаг до того , как противник взял свою очередь.
Армагедон
Вариант блиц-шахмат, где черные выигрывают вничью . Это гарантирует, что игра окончится решительно, что позволяет рассматривать ее как решающий фактор, например, на чемпионате мира по шахматам или в турнире Tata Steel Chess Tournament .
Чтобы компенсировать шансы черных на ничью, у белых больше времени на часах. Обычное время – шесть минут для белых и пять для черных или пять минут для белых и четыре для черных. В это также можно играть с небольшим шагом.
Прочие условия
- Молния
- Альтернативный термин для блиц или очень быстрых шахмат. Это также может относиться к играм с фиксированным временем (например, десятью секундами) для каждого хода или к играм продолжительностью в одну минуту.
Особенности выбора дебюта при игре на малых контролях
Задача – максимальные потери времени со стороны противника. Если соперник не силен в этом варианте (а он, скорее всего, не будет в нем силен, если вариант редкий, а вы подготовились заранее), это неизбежно приведет к большим затратам его времени.
Исходя из данной задачи лучше всего выбирать:
- нестандартные, “кривые” дебюты и дебютные варианты, например, Атаку Гроба 1. g4
- редкие гамбитные системы, например, 1. e4 c5 2. a3 e6 3. b4
- открытые варианты, с большим количеством возможных разветвлений, например, Сицилианскую защиту или Испанскую партию.
Другая задача дебюта – максимальная экономия собственного времени. В этом случае лучше выбирать закрытые системы без размена пешек, с очевидными с вашей стороны ходами.
Литература
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое “Блиц (шахматы)” в других словарях:
– (нем. blitz молния): Блиц устройство, производящее кратковременную яркую вспышку для фотографирования. Блиц (шахматы) в шахматах и некоторых играх: партия с очень быстрым контролем времени. «Блиц» микроспутник НИИ ПП, используемый… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Шахматы (значения). Шахматы шахматн … Википедия
Мат; мн. 1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш.… … Энциклопедический словарь
Быстрые или Активные шахматы, Рапид (англ. rapid chess; нем. Schnellschach) разновидность игры в шахматы, где каждому игроку на всю партию даётся от 15 минут до часа. Содержание 1 Правила ФИДЕ … Википедия
Шахматы шахматные часы, шахматная доска, начальная расстановка шахматных фигур Количество игроков 2 Диапазон возрастов 5+ Время установки Обычно 10 60 секунд Длительность партии 10 секунд 7 часов * Сложность правил … Википедия
Эту страницу предлагается объединить с Шахматная программа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/20 декабря 2011. Обс … Википедия
Как фиксировать просроченное время
Шахматы — благородная игра, основанная на доверии и уважении. Если за доской встречаются опытные соперники, конфликт маловероятен, а неоднозначные ситуации разрешаются на месте, без апелляций.
Как быть в рапиде с просрочкой времени? Необходимо грамотно обозначить её. Если ошибиться, секунды могут сыграть против вас.
Алгоритм:
- Остановить часы, сделав это раньше соперника. В противном случае вы сами станете нарушителем, если часы другого игрока уже переставлены на ваше время.
- Дать сопернику знать о просрочке, указав рукой или сказав: «Время!» Чаще всего этого хватает, и вызывать арбитра не приходится.
Критика
Многие ведущие шахматисты не относятся к быстрым шахматам, блицу и пулям так серьезно, как к шахматам со стандартным контролем времени. Некоторые пренебрежительные цитаты ведущих шахматистов могут служить иллюстрацией этого:
- «Быстрые шахматы и блиц – это, прежде всего, удовольствие». - Магнус Карлсен , хотя было отмечено, что Карлсен «серьезно готовился» к мероприятию.
- «Играя в быстрые шахматы, можно потерять привычку концентрироваться на несколько часов в серьезных шахматах. Поэтому, если у игрока большие цели, он должен ограничить свою быструю игру в пользу серьезных шахмат». - Владимир Крамник
- «Да, однажды я играл в блиц. Это было в поезде в 1929 году». - Михаил Ботвинник
- «Глуп тот, кто анализирует блиц». - Рашид Нежметдинов
- «Блиц-шахматы убивают ваши идеи». - Бобби Фишер
- «Честно говоря, я считаю немного дебильными и поэтому никогда в них не играю». – Владимир Крамник
- «Блиц – это просто удовольствие». – Владимир Крамник
- «Я слишком много играю в блиц. Это разрушает мозг так же сильно, как алкоголь». - Найджел Шорт
- «Блиц – это просто пустая трата времени». - Владимир Малахов
- « просто получает позиции, на которых можно быстро двигаться. Я имею в виду, что это не шахматы». - Хикару Накамура
Техническая подготовка к быстрой игре в шахматы
Для успешной игры в суперблиц-шахматы вам понадобится:
- удобный манипулятор, лучше всего оптическая мышь, которая хорошо ложится в вашу ладонь; поверхность стола под мышью должна быть матовой, без бликов и зеркальных элементов
- скоростной интернет-канал с пингом до игрового сервера не более 250 мс (а лучше менее 100 мс); такая скорость обеспечиваетсяна тарифах от 512 Кбит/сек
- желательно во время игры отключить все программы, работающие через Интернет, а также программы с всплывающими окнами: первые могут ухудшать вашу связь, а вторые в самый ответственный момент всплывать посреди шахматной доски
Если у вас большой монитор (более 17 дюймов), имеет смысл пропорционально уменьшать игровую доску. Ведь большая доска хуже обозревается, а движения руки для перетаскивания фигур увеличиваются. Рекомендую выбирать размер видимой части доски от 10 до 20 см. Однако, у вас может быть несколько другое восприятие, поэтому лучше руководствоваться своими ощущениями.
Стратегия быстрой игры в шахматы
Стратегия 1. Заставлять противника чаще совершать “обдуманные” ходы. Если у вас есть конкретный план игры, ни в коем случае не упрощайте позицию, а наоборот, обостряйте ее, создавайте новые угрозы, проходные пешки, захватывайте открытые вертикали и диагонали. Данная стратегия заставит противника постоянно искать план игры и защиты, затрачивая много времени.
Стратегия 2. В своей игре действовать с минимум обдумывания. Этим пунктом я не призываю делать любые ходы ради скорости, ведь такая практика может быстро привести к поражению. Однако, часто бывает, что план собственной игры не очевиден, в этом случает необходимо упрощать позицию, разменивая фигуры и экономя время.
Блиц турниры
Один из самых известных блиц-турниров всех времен прошел в Белграде в 1970 году, и его выиграл Бобби Фишер . В 1988 году Михаил Таль выиграл чемпионат мира по блицу с бай-ином $ 50 000 (победителю) . Особым испытанием для тела и ума являются 12- или даже 24-часовые блиц-турниры ( которые регулярно проходят в Куппенхайме и Дрездене в Германии ), в которых можно сыграть до 120 партий подряд без серьезных перерывов благодаря короткому время обдумывания. С 2006 года ФИДЕ проводит ежегодные чемпионаты мира по блицу. Предыдущими обладателями титула были Александр Грищук , Василий Иванчук , Ленье Домингес , Магнус Карлсен , Левон Ароньян , Ле Куанг Лием и Сергей Карякин , действующий чемпион мира – Карлсен.
различный
Известна молниеносная сила ведущих шахматных программ, таких как Fritz и Shredder , против которых у игроков ниже силы гроссмейстера больше нет шансов. Еще в 1994 году Фриц выиграл сильный блиц-турнир в Мюнхене вничью с Гарри Каспаровым , который тогда сумел победить в плей-офф.
На практике блиц-турниры часто проводятся по так называемой слайд-системе .
В блиц-игры часто играют как плей-офф в турнирах, которые проводятся по системе нокаута, и в соревнованиях, если в предыдущих играх не было принято решение. Часто разыгрывается заранее определенное четное количество блиц-партий со сменой цветов. Если этот тай-брейк также дает равный результат, решение часто принимается в так называемой игре « Внезапная смерть» или « Армагеддон» : игрок с белыми фигурами должен выиграть, но у него больше времени, чтобы подумать об этом, чем у игрока с черные фигуры, ничьей достаточно для продвижения или победы в соревновании.
Шахматы-пули , популярные на шахматных серверах, отличаются от Blitz , в котором у каждого игрока меньше трех минут, обычно одной минуты на игру.
Все более популярной формой на шахматных серверах является Banter Blitz (по-немецки также Geschwätzblitz ). Сильный, в основном выдающийся игрок играет против более слабых оппонентов и комментирует игры вживую. Поскольку многим любителям интересно соревноваться с профессионалами и, таким образом, учиться, Banter Blitz используется несколькими шахматными серверами в качестве стимула для покупки премиум-аккаунтов за определенную плату.
Виды быстрых шахмат
Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.
В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.
- До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
- Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.
Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.
Соревнования[]
Соревнования по молниеносной игре пользуются популярностью: в ряде стран проводятся национальные чемпионаты. В СССР традиционными стали блицтурниры на приз газеты «Вечерняя Москва». Они проводятся ежегодно с 1947 года, став открытыми чемпионатами Москвы (победитель 1-го чемпионата — Ю. Авербах). Победителями становились: М. Таль (10), Е. Васюков (6), Д. Бронштейн (5), Т. Петросян (4), А. Морозевич (2). Как правило, на этом турнире собирается сильный состав участников, среди которых международные мастера и гроссмейстеры. Так, в финале турнира 2009 года 5 из 22 шахматистов имели рейтинг ЭЛО выше 2700, а рейтинг-фаворит — 2770.
- 1. А.Грищук — 17 очков из 20;
- 2-3. А. Морозевич, С. Карякин — по 16½;
- 4.В. Малахов — 14.
Для женщин соревнования по молниеносной игре проводятся газетой «Московский комсомолец».
Одним из сильнейших по составу турниров по молниеносной игре стал Всесоюзный турнир гроссмейстеров в Москве в марте 1971 года:
- 1. Т. Петросян — 14½ очков из 15;
- 2. В. Корчной — 11½;
- 3. Ю. Балашов — 10½;
- 4-6. А. Котов, М. Таль и Р. Холмов — по 9½.
После «матча века» (1970) в Югославии (Херцегнови) состоялся международный турнир по молниеносной игре:
- 1. Р. Фишер — 19 очков из 22;
- 2. М. Таль — 14½;
- 3. В. Корчной — 14;
- 4. Т. Петросян — 13½;
- 5. Д. Бронштейн — 13;
- 6. В. Горт — 12;
- 7. М. Матулович — 10½;
- 8. В. Смыслов — 9½;
- 9. С. Решевский — 8½;
- 10. В. Ульман — 8;
- 11. Б. Ивков — 7½;
- 12. П. Остоич — 2.
По окончании турнира «звёзд» в Брюсселе (1987) был также проведён международный турнир по молниеносной игре (2 круга):
- 1. Г. Каспаров — 17 очков из 22;
- 2. Я. Тимман — 15;
- 3—4. А. Карпов и Л. Любоевич — по 12½;
- 5. Р. Хюбнер — 12;
- 6—7. В. Корчной и Н. Шорт — по 11;
- 8. М. Таль — 10½;
- 9—10. Б. Ларсен и Г. Сосонко — по 8;
- 11. Дж. ван дер Вил — 7½;
- 12. Э. Торре — 7.
Матч за 1-2 место: Г. Каспаров — Я. Тимман — 1½ : ½.
Победителем 1-го неофициального чемпионата мира по молниеносной игре (1988) стал М. Таль.
В Москве в ноябре 2010 года проходил Мемориал Таля, после которого состоялся чемпионат мира по блицу. Тройка лидеров: Л.Аронян, Т.Раджабов, М. Карлсен.
С 9 по 15 октября 2015 года в Берлине прошёл чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу, на котором чемпион мира по им обоим Магнус Карлсен защитил оба этих титула.
История и правила
До появления цифровых часов пять минут на каждую сторону были стандартом для блица или скоростных шахмат. До появления шахматных часов в середине 1950-х годов на турнирах «скоростного транспорта» шахматных клубов был рефери, который звонил каждые десять секунд. В Вашингтонском диване (2445 15-я улица Северо-Запад) были регулярные еженедельные игры и использовались специальные часы, которые звучали каждые десять секунд, чтобы указать время, когда нужно двигаться. Игроки должны были использовать свои полные десять секунд и двигаться по колоколу.
В 1988 году Уолтер Браун основал Всемирную шахматную ассоциацию по блицу и ее журнал Blitz Chess , которые закрылись в 2003 году.
В некоторых шахматных турнирах и матчах окончательное положение участников определяется серией партий с постоянно сокращающимся контрольным временем в качестве тай-брейка. В этом случае можно сыграть две игры с каждым контролем времени, поскольку игра черными или белыми фигурами не нравится игрокам одинаково. Кратковременный контроль в быстрых шахматах сокращает время, необходимое для обдумывания каждого хода, и может привести к безумной игре, особенно когда время истекает. Игрок, время которого истекает, автоматически проигрывает, если у противоположного игрока недостаточно материала для мата , и в этом случае игра заканчивается вничью. «Потеря времени» возможна даже при более длительном традиционном контроле времени, но чаще встречается в блиц и рапид версиях.
Игра регулируется Правилами игры в шахматы ФИДЕ , за исключением случаев, когда они изменены конкретным турниром. Однако в случае возникновения разногласий во время турнира любой игрок может остановить часы и вызвать арбитра для вынесения окончательного и обязательного решения.
В шахматном боксе используется быстрая версия шахматной составляющей этого вида спорта, предоставляя по 9 минут для каждой стороны без увеличения.
Правила USCF для быстрых и блиц-шахмат
Правила быстрых шахмат различаются между ФИДЕ и USCF .
В USCF игра продолжительностью более 10 минут влияет на рейтинг быстрой игры, и верхняя граница этого рейтинга ограничена 65 минутами на игрока. Поскольку контроль времени от 30 до 65 минут на игрока также входит в систему регулярного рейтинга, эти игры влияют как на быстрый, так и на обычный рейтинг и известны как игры с двойным рейтингом . Однако (статистика, используемая для оценки) уменьшается при сравнении, что означает, что игроки либо потеряют, либо получат (или редко и то, и другое) меньше рейтинговых очков по сравнению с исключительно быстрой или обычной игрой. Любой контроль времени, превышающий 65 минут, засчитывается только в рамках обычного рейтинга. Все эти элементы управления временем включают задержку, добавленную к элементу управления временем, например, 60-минутная игра с 5-секундной задержкой, которая по-прежнему считается 60-минутной игрой, а не 65-минутной игрой.
С марта 2013 года USCF также добавил отдельный рейтинг класса Blitz для любого контроля времени от 5 до 10 минут на игрока. Игра не может иметь двойной рейтинг как блиц, так и быстрая. В отличие от быстрых шахмат, 5 минут также могут означать игру 3 + 2 (три минуты с двухсекундным шагом ).
Особые правила
Механические (аналоговые) шахматные часы
В отличии от обычных турниров шахматы, хода не должны быть отмечены в блицу .
В правилах ФИДЕ до 2017 года еще одна особенность заключалась в том, что несоответствующий ход мог быть исправлен только в том случае, если рассматриваемый игрок еще не управлял своими часами. После нажатия на часы это приводило к немедленному проигрышу игры, при условии, что противник это заметил и пожаловался. С 1 января 2018 года правила ФИДЕ предусматривают временное наказание за первый неправильный ход. Это изменение вызывает споры среди игроков. В любительских турнирах без оценки Эло многие организаторы продолжают использовать старую стандартную версию.
Судья должен заметить неправильный ход, или противник должен подать жалобу до того, как соперник коснется фигуры, чтобы переместить ее. Применяется правило, согласно которому незаконный ход «легализуется», если противник затем делает свой ход и управляет своими часами. Исключением являются позиции, в которых оба короля находятся под шахом или пешка находится на заднем ряду соперников. Такие позиции рисуются рефери в конце следующего хода.
Если шахматная команда не соблюдается, то в очень старых версиях правил также было принято бить короля. Между тем, захват короля на следующем ходу больше не разрешен. Вместо этого игрок на ходу должен заявить о выигрыше, не делая своего хода. Если он по-прежнему бьет короля соперника и заявляет, что игра выиграна, судья должен предупредить игрока о нарушении правил (попадании в короля), но принять заявку на победу.
Принимая решение о выигрыше или ничьей после жалобы на неправильный ход или выпадение бумаги, следует отметить, что игра может быть оценена как победа только того соперника, у которого упал флаг или который сделал неправильный ход. если он может поставить мат любой серией разрешенных ходов . Эндшпиль, например, король и несовершеннолетний против короля и несовершеннолетнего или пешка быть подсчитаны как победа, при условии , что эти две второстепенные персонажи не являются епископы одного и того же цвета, так как вспомогательный мат является все еще возможно . Мертвые позиции рисуются вне зависимости от того, сколько материала осталось на доске.
История[]
Наиболее раннее свидетельство молниеносной игры — организация одним из лондонских шахматных клубов турнира (1897), где на обдумывание 1 хода полагалось 30 секунд. Впоследствии время на обдумывание 1 хода сократилось до 5—10 секунд. Совершенствование шахматных часов способствовало распространению новой системы молниеносной игры, при которой определённое время (обычно 5 мин) отводилось на всю партию, так называемая пятиминутка.
Молниеносной игрой мастерски владели многие чемпионы мира и другие шахматисты;
Шаблон:Цитата
В июле 1914 года X. Р. Капабланка выиграл в Берлине матч из 10 блицпартий (5 секунд на 1 ход) у Эм. Ласкера — 6½ : 3½;
Шаблон:Цитата
В 1945 году Р. Файн провёл сеанс молниеносной игры на 4 досках «вслепую» (10 сек на ход) и выиграл все партии, в том числе и у будущего гроссмейстера Р. Бирна. Из современных шахматистов крупных успехов в молниеносной игре добивались Д. Бронштейн, М. Таль, Т. Петросян, Р. Фишер, А. Карпов, Г. Каспаров. Хорошие результаты в молниеносной игре показывают и шахматисты, нередко имеющие скромные достижения в обычных шахматах.
Мнения о ценности молниеносной игры разные: одни (например, М. Таль) видят её достоинства в динамизме и зрелищности, полагая при этом, что молниеносная игра развивает реакцию шахматного мышления, служит тренировкой для игры в цейтноте, другие (например, М. Ботвинник) считают молниеносную игру в творческом отношении малопродуктивной.
Правила быстрых шахмат
Основной свод правил быстрых шахмат соответствует общему регламенту ФИДЕ. Но есть особенности, связанные с регулированием по времени.
Оба соперника обязаны закончить ходы в интервале от 10 до 60 минут с начала встречи. Или другой вариант: игроки должны закончить ходы в определённое время, суммированное с дополнительным, умноженным на 60. В этом случае время тоже не должно выходить из промежутка от 10 до 60 минут.
Если игроки заметили неверно размещённые фигуры или неправильно выставили время, они могут обратиться к судье, но не позднее третьего хода с начала партии. Доска и/или часы приводятся в надлежащий вид, и поединок начинается с нуля.
Если кто-то из соперников заметил описанные выше нарушения после четвёртого хода или позднее, партия продолжается при текущей расстановке, изменения не вносятся.
Разрешено не записывать ходы.
Игрок имеет право обратиться к арбитру, когда его соперник взялся за фигуру, но передумал ходить ею. Если такое обращение есть, судья обяжет шахматиста исполнить правило «взялся — ходи». Противникам разрешается самостоятельно решить вопрос между собой. Не возбраняется оставить этот жест вовсе без внимания, тогда арбитр не должен требовать от игрока сделать ход взятой в руку фигурой.
Судья должен прореагировать на недопустимый ход, только если игрок заявил о нём. Нет обращения — нет нарушения
Если шахматист решил привлечь внимание арбитра, он должен сделать это до собственного ответного хода и переключения часов. Если судья утвердит апелляцию, он обяжет нарушителя сделать правильный ход той же фигурой согласно принципа «взялся — ходи».
Просроченное время фиксируется только после обращения играющего
Он должен остановить часы и сказать: «Время!» или «Флаг!». Без подачи апелляции игра может идти дальше.
Советы по игре в быстрые шахматы
Для победы нужно не только умение мыслить. Важна быстрота реакции и хорошая память, позволяющая держать в голове сценарии поединков. В классической игре ценится умение терпеливо взвешивать и обдумывать все действия. В быстрых шахматах желание просчитать каждую схему влечёт риск попасть в цейтнот. Он может перечеркнуть все старания соперников, когда рапид ведётся без добавочных минут.
Одна из стратегий — загнать противника в цейтнот, заставив его с первых мгновений думать над каждым ходом.
Шахматисты, находясь в острой позиции, выбирают тактику в зависимости от способа контроля времени. Если играют по схеме «до окончания партии», неплохим решением будет переходить в проигранный эндшпиль. Тогда у противника не останется времени, чтобы победить, проведя ферзя.
Если временной запас пополняется, то противник легко может навязать собственную стратегию, зная, что секунды капают после каждого действия на поле.
Для справки: два года подряд, в 2014-м и 2015-м, чемпионом мира в этом виде спорта становился М. Карлсен (Норвегия). В. Ананд (Индия) тоже дважды завоёвывал звание: в 2003-м и 17-м. Побеждали: В. Иванчук, С. Карякин, Г. Камский, Ш. Мамедьяров, Л. Аронян, из женщин — А. Музычук.
Мировой чемпионат по быстрым шахматам был проведён впервые в 2001 году. Его выиграл Г. Каспаров (Россия). Спустя два года произошла новая битва, после чего в течение шести лет встречи такого уровня не проводились. Только с 2012 года они стали ежегодными.
Контроль времени
Начиная с начала 1900-х годов, шахматные клубы начали организовывать турниры с ускоренным контролем времени; эти ранние игры обычно требовали определенного количества ходов от каждого игрока в течение определенного промежутка времени. Одним из первых примеров был местный шахматный клуб в Гастингсе , Англия, где на каждый ход было разрешено 10 секунд во время блиц-турнира, проводившегося после чемпионата Великобритании по шахматам 1904 года. К 1950 году контроль времени изменился до привычных пяти минут на игрока, отсюда и прозвище «пятиминутная игра»; термин «блиц-шахматы» появился только в 1960-х годах.