Швейцарская система в шахматах: правила и особенности

Мастер разменов

Игроки этого типа стремятся к размену фигур каждый раз, когда возникает такая возможность. Их целью остается резкое сокращение материала на доске и розыгрыш эндшпиля минимальным набором боеспособных единиц. Сторонники разменов редко усложняют партию в миттельшпиле, предпочитая не рисковать до решающей стадии игры.

Что делать вам? Воспринимайте стремление к размену как слабость оппонента. Соглашайтесь на обмен фигурами на выгодных для себя условиях, например, отдавайте коней в обмен на слонов в открытых позициях и т.д. Вашей задачей станет извлечение максимальной пользы из тех фигур, что остались на доске.

Правила швейцарской системы

Первые соревнования по швейцарской системе были проведены в 1895 году во время турнира в Цюрихе, финансовой столице Швейцарии. Место соревнований дало название соревновательному формату.

Базовый принцип швейцарской системы — подбор соперников на основании равного количества набранных по ходу шахматного турнира очков. Формула применяется после партий первого тура. Победители стартовых поединков играют друг с другом. Аналогичным образом составляются пары из проигравших. Принцип используется до завершения турнира.

Швейцарская система не предполагает выбывания игроков из сетки соревнований. Все соперники проводят одинаковое количество партий. Формат применяет на состязаниях средней продолжительности — от 7 до 13 туров.

Рассматриваемый формат используется для турниров с большим количеством участников. Численность шахматистов на отдельных соревнованиях может достигать двух сотен. Ближайшей аналогией из мира спорта становится масс-старт в лыжных гонках, биатлоне или легкоатлетических состязаниях.

Швейцарская система может применяться как своеобразный фильтр при организации отборочных этапов крупных турниров. Именно так организована квалификация к чемпионату России по шахматам. Зональные соревнования позволяют выявить наиболее сильных претендентов из нескольких сотен игроков.

Пассивный игрок

Еще один распространенный типаж среди игроков-любителей

Отличительная особенность — крайняя осторожность и отсутствие намека на минимальный риск. Шахматисты этой группы становятся полной противоположностью атакующих безумцев

Подобная манера ведения партий становится их слабым местом. Пассивные игроки боятся взять пешку только потому, что «это небезопасно».

При встрече с шахматистом, применяющим пассивную тактику, следует придерживаться собственного плана на поединок. Будьте логичны, последовательны и упорны. Соперник будет в постоянном напряжении из-за угроз собственным фигурам. Стремление сохранить материал неизбежно приведет его к ошибкам, которыми вам следует воспользоваться.

Достоинства и недостатки формата

Преимуществами швейцарской системы считаются:

  • возможность организации турниров для большого количества участников без систематического выбывания проигравших шахматистов,
  • шансы игроков на улучшение положения в турнирной таблице после одного или двух проигрышей,
  • непредсказуемость результатов соревнований.

Последний пункт неизменно привлекает к турнирам по швейцарской системе сильных шахматистов без высокого рейтинга. Стечение обстоятельств позволит таким игрокам отобраться на соревнования высокого уровня.

К недостаткам швейцарской системы специалисты относят:

  • малое количество туров при значительном количестве участников,
  • сложность соблюдения принципа смены цвета фигур для каждого шахматиста,
  • предсказуемость результатов при существенном различии в уровне подготовке игроков.

Критики системы полагают, что сильные шахматисты могут умышленно проигрывать в стартовых партиях турниров для получения наиболее слабых соперников в будущем. Применение такой тактики предполагает попадание сильного игрока на вершину турнирной таблицы без встреч с оппонентами сопоставимого уровня.

Плей-офф (playoff)

Плей-оффПроведение турниров

  1. Необходимо количество участников, равное 2 в степени n, где n-предполагаемое число туров.
  2. Участники подают заявку на участие.
  3. Как только набрано необходимое количество участников регистрация заканчивается.
  4. Игры начинаются автоматически в заранее определенное время (Все участники выстраиваются в случайном порядке, Играет 1-й со 2-м, 3-й с 4-м и т.д.)
  5. Каждый следующий тур начинается после завершения всех партий текущего тура (Для суперблиц-турниров за 1 день проводится 1 тур).
  6. Каждая пара играет либо двойные партии, либо последовательные со сменой первого хода, либо всего одну партию.
  7. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков. В случае ничьей побеждает игрок с меньшим рейтингом.
  8. Во второй и последующие туры выходят только победители.
  9. Победителем турнира считается игрок, не проигравший ни одной игры.

Стратегия ставок на шахматы

Беспроигрышной стратегии в шахматах, как и в любом другом виде спорта, нет. Но есть и свои особенности, которые при правильной аналитике можно использовать в свою пользу.

1. Стратегия «догон» на шахматы

Узнать, что собой представляет стратегия «догон», можно в специальном разделе нашей Школы ставок. Именно эта стратегия наиболее подходит к шахматным турнирам. Шахматы — это один из немногих видов спорта, где крайне редко случаются любые затяжные серии игроков.

* Пример: если спортсмен проиграл 2–3 партии, то можно догнать ничью в 1–3 раза. Но стоит помнить, что стратегия «догон» — одна из самых рискованных.

2. Ставки на ничью

В шахматах ничья с участием гроссмейстеров случается намного чаще, чем исходы на победу одного из спортсменов. В этом случае хорошо работает подстраховка на одного из игроков с нулевой форой. Что такое нулевая фора, можно изучить в нашей школе ставок.

* Пример: в матче «Белые» против «Черных» вы взяли победу «Белых» с форой 0. Если матч закончится ничьей, то букмекерская контора рассчитает возврат ставки.

Играть

№ 1

в народном рейтинге

25000 ₽

новичкам

Играть

Глава 2: Исторические варианты шахмат

Исторически установлено, что шахматы, в их первоначальном варианте, были игрой для четверых человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила первоначальное название Шатранж (на санскрите Шатр означает “четыре”, а анга означает “отряд”). в персидской литературе времен династии Сассанидов (242-651 века н.э.), была найдена книга, написанная на Пахлави ( среднеперсидском языке), которая носила название “Учебник шахмат”. В современном персидском языке то же самое слово шатранж служит для обозначение современных шахмат. Популярная историческая теория гласит, что шатранж (шахматы), согласно индийскому мистицизму, представляет вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента – земля, воздух, огонь и вода; а также четыре времени года и четыре темперамента человека. Утверждается также что слово шахматы произошло он персидского “король” (шах) и термин шахматы происходит от персидского “Король умер”. Ниже представлена эволюция европейских названий шахматных фигур от их древних вариантов названий, которые до настоящего времени используются в Индии, Иране, и многих других частях света.

Доска для древней шахматной игры Шатранж

Надо заметить, что хотя названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света, но их форма и правила перемещения практически идентичны.

Арабы-мусульмате внесли вероятно наибольшее влияние на игру в шахматы, чем какая-либо другая культура. Слово “шахматы” изначально происходит от персидского Шах (король) и арабского слова мат (умер). Вклад ранних мусульман в игру включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году н.э. первые турниры и квалификационные турниры, шахматные задачи, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Книги Аль-Адли содержат дебюты, первые шахматные задачи “мансубы”, обсуждаются различия в персидских и индийских правилах игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится ценный арабский манускрипт начала 9го века, в котором содержатся мансубы. Этот манускрипт был обнаружен в 1958 году. Некоторые из этих мансубов (шахматных задач) основывались на легенде “Мат Диларама”. Согласно легенде, Диларам был шахматным игроком, который играл на деньги и проиграл все свое имущество. В последней партии он поставил на кон свою жену, но играл опрометчиво и практически проиграл эту партию. Однако его жена заметила, что он может поставить мат своему противнику, если пожертвует обе свои ладьи. Жена шепнула ему это на ухо, и он выиграл партию.

В следующей таблице приводятся некоторые из древнеарабских названий фигур, и их значения:

2.2 Византийские шахматы Затрикион

Игрались на круглой доске, но фигуры и их перемещение были похожи на арабские шахматы того же периода времени

После проникновения шахмат в Европу, появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных из этих книг была написана в Средние Века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Замечательная книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках. Эта книга включает в себя также коллекцию эндшпилей, заимствованную из арабской литературы. Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Современные официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и мало отличаются от тех, что использовались еще 1430 лет назад.

Кумулятивная

Чтобы рассчитать это, просуммируйте текущий счет для каждого раунда. Например, если у игрока (по порядку) есть выигрыш, проигрыш, выигрыш, ничья и проигрыш; его счет за раунд будет 1, 1, 2, 2½, 2½. Сумма этих чисел составляет 9. Кроме того, одно очко вычитается из суммы за каждый неигранный выигрыш и ½ очка вычитается за каждый неигранный розыгрыш. В предыдущем примере, если бы ничья в четвертом раунде была вместо ½ балла до свидания, то вычиталось бы ½ балла, и окончательная сумма составляла бы 8½.

Эта система придает больший вес играм, выигранным в первых раундах, и меньше всего – играм, выигранным в финальных раундах. Обоснование этой системы заключается в том, что игрок, который хорошо забил в начале турнира, скорее всего, столкнулся с более сильными соперниками в последующих раундах и, следовательно, должен иметь преимущество перед игроком, который плохо забил в начале, прежде чем впоследствии набрать очки против более слабых соперников ( : 200–201).

Конечно, в век компьютеров и смартфонов, вместо того, чтобы накапливать очки, набранные против слабых игроков, мы могли просто подсчитать, у кого был самый жесткий график, как в случае с системой Солкова и медианной системой. Альтернативное объяснение популярности накопительной системы состоит в том, что тренерам, игрокам и аудитории легче следить за потенциальными счетами и призами, поскольку общее количество очков не меняется, и их нужно только добавлять от раунда к раунду.

Что это такое швейцарская система

В спортивных состязаниях участники игр определяются жеребьевкой. Не учитывается уровень мастерства футбольной команды. Поэтому при неудачном исходе игры с лидером проигравшая сторона может досрочно покинуть соревнование. Швейцарская система в футболе – турнир, в котором не выбывают проигравшие команды.

В начале соревнований происходит жеребьевка. По результатам футбольных матчей следующий тур проводится среди команд равной подготовки. Партнеров очередной игры назначают по одинаковому количеству набранных в турнире очков. Швейцарская система в футболе позволяет завершить соревнование за более короткий срок, чем при обычной организации игр.

Победителями турнира считаются участники, набравшие наибольшее количество очков. Команды не покидают соревнование досрочно, поэтому нивелируются случайные неудачи, появляется шанс отыграться в других матчах.

Швейцарская система в футболе более справедливая, чем игра с выбытием проигравшей стороны.

Как работает швейцарская система?

Как мы говорили ранее, швейцарская система используется в разных играх и видах спорта. В киберспорте это более распространенное явление, чем в других традиционных видах спорта, поэтому теперь мы рассмотрим, как этот формат работает именно в киберспорте.

При посеве команд или игроков в первом раунде может использоваться случайный жребий или предварительный посев перед турниром. В киберспорте отдают предпочтение последнему варианту, поскольку он устраняет аспект “рандома”, о котором мы так часто слышим от игроков и зрителей.

После первого раунда выясняется, какие команды выиграли, а какие проиграли. Затем победители играют с победителями, а проигравшие — с проигравшими. После этого соревнование продолжается до тех пор, пока не будут определены победители и проигравшие.

Организаторы киберспортивных турниров хорошо знакомы со стандартной шахматной швейцарской системой турниров. Одним из недавних примеров является мейджор FACEIT Major: London 2018, где команд сеяли после каждого раунда швейцарской системы, основываясь на том, насколько хорошо выступили их предыдущие соперники.

Это помогло решить проблемы с посевом игроков на мейджоре и тем фактом, что некоторые команды имели лучший матчап из-за того, что они стартовали со стадии New Legends. Эта система имеет название “Bucholz”.

Хотя эта система оказалась довольно неплохой, у нее есть свои проблемы из-за того факта, что преимущество получали команды, которые особенно хорошо играют на одной карте.

Удачным примером несостоятельности такой системы является пример, когда compLexity Gaming играла на карте Inferno в матчах bo1 и всегда побеждала на ней на стадии швейцарской системы. Это дало им преимущество перед другими командами. Поэтому получилась ситуация, что некоторые команды победили просто из-за того, что им не приходилось играть матчи bo3 до стадии плей-офф.

Виды систем

Наверное, стоит сказать хотя бы несколько слов об основных системах проведения турниров, одобренных Федерацией шахмат России:

● Круговая. Идея заключается в том, что в турнире со сравнительно малым количеством для выявления сильнейшего шахматиста каждый игрок должен сыграть с каждым игроком за время первенства.

● Матч. Форма такого состязания очень проста: два игрока (или две команды) играют против друг друга.

● Нокаут-система. Вариант плей-оффа с учетом особенностей шахмат. Игроки играют несколько партий с гарантированным не ничейным результатом.

● Швейцарская система в шахматах встречается очень часто. Турнир без выбывания и, начиная со второго тура, пары распределяются по количеству очков, т. е.: “Мальчик Вася с 3 очками после шести туров не встретится с девочкой Олей, у которой 6 очков. Василий может сыграть с игроком с тем же количеством очков”. Конечно, бывают исключения.

Положительные стороны

Рассматривая анонсы турниров в шахматном клубе вашего города, вы, наверняка, часто видели вывеску по типу “Турнир по шахматам в 9 туров в швейцарской системе. Приходите…”. Почему? По какой причине так редко устраивают “кроговики” или еще какие-нибудь состязания в другой системе устройства? Давайте вместе попробуем разобраться. Отметим плюсы швейцарской системы в шахматах:

1. Опыт и эмоции. На все турниры мелкого масштаба люди приходят ради опыта или положительных чувств. Только не возмущайтесь! Да, если придете на турнир в формате “матча”, вы тоже получите опыт

Но стоит акцентировать внимание в этом пункте на нокаут-систему. Предположим, вы – начинающий шахматист или любитель, вам попался соперник сильнее вас, вы проиграли

Для вас этот турнир уже проигран (с точки зрения результата).

2. Второй шанс. Опять сравнение с нокаут-системой. Проиграв 2-3 тура, но выиграв все остальные, вы можете занять даже призовое место (зависит от состава турнира: плотный или сила игроков достаточно различна).

3. Количество туров. Обычно в швейцарской системе партий 9, максимум 11, например в блиц-турнире. В то время как в круговом принципе проведения соревнований может быть и 15, и, наоборот, всего лишь 5. Все зависит от количества человек. Но нам кажется, что 9 туров – оптимальный вариант. И не слишком устал, и успел разыграться.

4. Равные по силе соперники (не забываем, что соперники выбираются по очкам). Не менее важный факт для продуктивного изучения шахмат: на проигрышах – учишься, а выигрыши не дают “остыть желанию заниматься”.

Перфекционист

Шахматисты этого типа неизменно ищут лучший из возможных ходов и не соглашаются на меньшее. Они могут потратить час на анализ простейшей позиции для того, чтобы решить: какую из двух ладей задействовать в предстоящей комбинации. Подобный подход таит в себе две проблемы:

  • во многих позициях не существует идеальных ходов,
  • каждый шахматист ограничен системой контроля времени.

Вести партию против такого игрока относительно просто. Вам потребуется извлечь выгоду из цейтнота, в который неизбежно попадёт соперник. На фоне этого противостоящий вам шахматист начнет совершать ошибки. Используйте их для достижения победы!

Атакующий безумец

Наиболее распространённый и самый впечатляющий стиль ведения игры. Шахматисты этого типа активно подражают манере Фишера «шах, шах, мат». Но не у всех игроков этот подход работает так, как ожидается. Поклонники атакующего стиля усложняют свою жизнь сумасшедшими, плохо подготовленными атаками. Результатом становится яркая победа или оглушительный провал. Основным оружием таких шахматистов становится внезапность — они стремятся удивить соперника необычными комбинациями, давлением на королевском и ферзевом флангах. Иногда такой подход приносит плоды — атакующий безумец одерживает победу.

Вести поединок против такого игрока просто. Комбинации часто становятся импровизацией, а не результатом расчета и подготовки. Жертвы материала оказываются бесполезными. Лучший способ противодействия — сбить темп партии, внимательно изучить позицию, выявить слабые места в рядах атакующего оппонента. В девяти из десяти случаев вы обнаружите ошибку в действиях соперника и сможете наказать его за зевок или неточность.

Систематические турниры

  1. Систематические турниры делятся на 5 видов:
    • «Выходного дня» турнир проводится в субботу или воскресенье. Следующий турнир стартует соответственно в следующую субботу (или воскресенье) и т.д. Время запуска турнира указывается при старте 1-го турнира серии.
    • «Рабочие дни» аналогичен турниру выходного дня за исключением того, что проводится с понедельника по пятницу.
    • «Еженедельный» аналогичен ежедневному турниру за исключением того, что турнир запускается 1 раз в неделю в день недели, указанный при регистрации, например в среду или пятницу.
    • «Ежемесячный» аналогичен еженедельному за исключением того, что создается 1 раз в месяц, в день месяца, указанный при регистрации, например 1-го числа каждого месяца.
    • «Обычный» каждый последующий турнир создается сразу же после окончания предыдущего.
  2. Предварительная регистрация в 1-й тур производится пользователями самостоятельно. До начала 1-го тура пользователь может отказаться от участия в турнире.
  3. Игры стартуют после завершения регистрации игроков. Если на участие в турнире зарегистрировалось менее 15 игроков, то начало первого тура переносится (например, для турнира «Рабочие дни» на следующий рабочий день, для турнира «Выходного дня» на следующий выходной день).
  4. Кол-во групп и число игроков в группе рассчитывается автоматически и 

все игры создаются одновременно!

После окончания каждого из туров публикуется новость и раздаются награды.

В финал и суперфинал регистрация пользователей происходит автоматически.

Каждый последующий тур стартует сразу после окончания предыдущего.

Перед началом каждого тура участникам производится рассылка.

Порядок проведения турнира по швейцарской системе

Желательно, чтобы в турнире участвовало четное число игроков (иначе в каждом туре игрок снизу таблицы будет получать победу без игры – “плюс”).

В первом туре пары разбиваются или случайным жребием, или по рейтингу игроков: игроки разбиваются на две равные группы по рейтингам (группу сильнейших и группу слабейших по рейтингу), после чего пары составляются по принципу: сильнейший из первой группы против сильнейшего из второй, второй по силе из первой группы против второго по силе из второй и так далее. Например, при 30 участниках первый (по рейтингу) играет с 16-м, второй с 17-м и т.д.

В следующих турах все игроки разбиваются на группы с одинаковым количеством набранных очков. Так, после первого тура, групп будет три: выигравшие, проигравшие и сыгравшие вничью. Если в группе оказывается нечетное количество игроков, то один игрок переводится в ближайшую очковую группу для четности.

Пары игроков для следующего тура составляются из одной очковой группы по тому же, что и в первом туре, рейтинговому принципу (лучший игрок из верхней половины группы по возможности встречается с лучшим игроком из нижней половины этой группы). При этом, однако, не допускается, чтобы одна и та же пара играла в турнире более одной игры. При игре в шахматы или шашки, кроме того, действует правило чередования цвета: желательно, чтобы у каждого участника от тура к туру чередовался цвет фигур (чтобы игрок имел равное количество игр белыми и черными), в любом случае не допускается три партии подряд одним цветом.

Количество туров определяется количеством участников. Считается, что для выявления победителя достаточно столько туров, сколько необходимо ступеней, для выявления победителя в нокаут-системе при том же количестве участников. Количество туров принимают равным округленному значению двоичного логарифма от количества участников плюс округленному значению двоичного логарифма от требуемого числа призовых мест минус один. Например, чтобы выявить четвертку сильнейших, нужно пять туров при 16 участниках.

Места в турнире распределяются по набранному количеству очков.

Участники, набравшие равное количество очков, распределяются по дополнительным показателям, обычно по коэффициенту Бухгольца. Кроме него (или вместе с ним) может применяться средний рейтинг соперников (тому, у кого соперники имеют более высокий средний рейтинг, присуждается более высокое итоговое место) или “коэффициент прогресса” – более высокое место получает игрок, который по ходу турнира дольше находился на более высоком месте, чем набравший равное число очков соперник).

The Kiev Major

Пожалуй, самый худший вариант этой системы. Начнем с того что в групповом этапе команды определяли посев, то есть матчи проводились за распределение мест в плей-офф, и особого преимущества с них ты не получал. Почему не получал? Сетка плей-офф была в формате single-elimination, то есть проигрываешь серию – уезжаешь домой. 

Команды со статистикой «2-2» не играли свои решающие матчи, так как из-за формата плей-офф этим же командам вновь предстояло бы встретиться в первом раунде на вылет. 

Ну и последнее – определение мест при равном счете. Нельзя сказать, что это однозначный минус, но лично у меня решение вызывает вопросы. Если у команды «А» и команды «Б» равная статистика по сериям (например, 3-0 и 3-0), то решающим в посеве будет разница карт. Так, например, Team Secret оказались выше Virtus.pro по итоговому месту в группе. В целом такое правило про разницу в картах можно назвать логичным, система определения лучшей команды при равных очках есть в футболе, встретить ее можно на том же чемпионате мира.

Но CS:GO-сцена подарила нам еще один выход из данной ситуации – посев до турнира. В чем он заключается? Когда становятся известны все 16 команд на групповой стадии, то капитаны коллективов обязаны предоставить список команд турнира с распределением мест в порядке «самый сильный – самый слабый». После этого все ответы капитанов суммируются. Появляется рейтинг команд-участниц турнира, потому при равном счете (3-0/3-0) лучшей командой стала бы та, у которой среди этих коллективов был выше посев до турнира. Подобное правило применялось на последнем мейджоре по CS:GO, который проходил в Берлине.

The Bucharest Major

Мейджор в столице Румынии проводился в марте 2018 года. Это был последний на момент написания текста крупный турнир по Доте, где мы смогли увидеть в действии швейцарскую систему. 

Турнирным оператором, как и в Киеве, выступали PGL. Вместе с ними в комплекте шли вопросы о формате группового этапа, но давайте по порядку:

Все серии до плей-офф были сыграны в bo1. Фактически у команд не было права на ошибку. А учитывая еще и тот факт, что места ниже 8 не получали призовых (напоминаю, что это мейджор), то выходит, что команда могла уехать ни с чем, проиграв 3 bo1 встречи. На турнирах по CS:GO этот формат встречается, но в измененном виде: там bo1 играют ровно до решающих игр, когда у команд уже есть 2 победы или 2 поражения, ровно с того момента игры проводятся исключительно в bo3. Так что да, андердогам не так просто проскочить в плей-офф, хотя формат шансы на это все равно оставляет. 

Второе недоразумение мейджора в Бухаресте – это жеребьевки. Безусловно, Слакс (именно он тянул шары с бумажками, на которых были написаны участники турнира) и его харизма способны вытащить любое мероприятие, но как минимум одна команда пострадала от такого «рандомного» формата. Перенесемся на несколько недель назад, февраль 2018, мейджор ESL One Katowice 2018. Первые 3 места – Virtus.pro, Vici Gaming и Team Liquid. Возвращаемся в Бухарест и смотрим на встречи команды LFY на том турнире. Три поражения подряд в bo1 от топ-3 только что прошедшего мейджора. Не думаю, что подобная ситуация является чем-то нормальным. Организация, которая не получила призовых, скорее всего думает так же. Как такого избежать? Начнем с того, что LFY получила прямое приглашение на тот мейджор, следовательно она точно не была в списке аутсайдеров. А теперь вспоминаем, как проводится жеребьевка встреч в CS:GO. Как я уже писал ранее, капитаны команд делают список команд турнира в порядке «топ-1 – топ-15», исходя из которого формируется посев. Исходя из посева в групповом этапе самая сильная команда из корзины «1-1» играла бы с самой слабой из той же корзины. 

А какой формат будет на ESL One Germany?

Все матчи будут сыграны в формате bo3, в остальном же – классическая швейцарская система. В плей-офф выходят 8 команд из 16. Единственное, чего до сих не указали организаторы – в каком формате команды будут узнавать своих соперников. Будет это жеребьевка, или же капитаны будут составлять свои рейтинги, как это делают в CS.

На этом все, спасибо за внимание!

Швейцарская система в футболе – заимствование из шахмат

Впервые швейцарская система была применена в конце 19 века на шахматном турнире. Такое название она получила, потому что соревнования проходили в швейцарском городе Цюрихе. 

В 1895 году на турнир съехалось 5000 участников. Организаторы понимали, что пока каждый сыграет с каждым, пройдет огромное количество времени. А благодаря новой системе число партий сократилось до 500.

В футболе швейцарская система проведения соревнований начнется со жребия. Перед стартом турнира команды распределят по парам. После первого тура их разобьют на новые пары исходя из результатов матчей. Победители сыграют с победителями, проигравшие с проигравшими, а остальные пары образуют те, кто завершил свои встречи ничейным результатом. А после третьего тура команды будут разбиты на пары исходя из количества набранных очков.

Дальше дробление команд будет только увеличиваться и здесь возникает ряд вопросов.

В сериале «Ход королевы» участники шахматных турниров соревновались по швейцарской системе. Фото: Netflix 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий