Что дают шахматы детям и взрослому?

Личностные качества

Гарри Каспаров отмечал: шахматы – модель жизни. В процессе занятий и игры в шахматы развиваются качества, важные для повседневной жизни, формирующие личность ребенка.

Самодостаточность

В процессе игры шахматист в диалоге только с самим собой. Все, что он делает, рождается в нем самом. Идеи, решения, эмоции. Обратиться за помощью не к кому и не к чему. «Погуглить» или спросить совета у старших не получиться.

Все возможности и угрозы ребенок анализирует самостоятельно.

Выигрыш или просто хорошая партия укрепляют уверенность ребенка в себе, в том, что он может самостоятельно существовать и добиваться успехов.

Ответственность

Ответственность идет рука об руку с самостоятельностью. Результат партии зависит только от тебя, от твоих знаний, принятых решений, эмоционального состояния. Умения предугадать действия соперника.

То есть ответственность полная. И никакие «отмазки» не сработают.

Взаимодействие с партнером

Во время игры мы пытаемся понять партнера. О чем он думает, предугадать его действия, его эмоциональное состояние и многое другое.

Вначале это просто наблюдение за партнером. Это происходит неосознанно, автоматом. Проявляется наблюдение по-разному. Кто-то сверлит взглядом, как это делал Анатолий Карпов или Александра Горячкина.

Кто-то украдкой бросает взгляд время от времени. Способность понимать – первый шаг к управлению. Понимание соперника – ключ к влиянию на него.

И это тоже важное в жизни умение

Морально-волевые качества

Это термин из области спорта. Области, где всегда присутствует противоборство.

В шахматах это противоборство знаний, умственных способностей, воли и многих других качеств.

Эмануил Ласкер, второй чемпион мира, считал так:

«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»

Мы знаем из истории шахмат, что иногда противоборство принимало жесткий, бескомпромиссный характер, «на грани фола». Матчи Ласкер-Капабланка, Капабланка-Алехин, Карпов-Корчной и некоторые другие проходили в далеко не дружественной обстановке.

Неоправданная агрессивность, зависть, желание добиться победы любой ценой встречаются в спортивной жизни. И шахматы не исключение.

Научиться выдерживать давление, прессинг, сохраняя самообладание, —  важно и для шахмат, и для повседневной реальности. В заключение

В заключение

Важно направить развитие ребенка в шахматах в нужное русло

Разъяснить ему, что играть честно, уважать партнера, — гораздо правильнее во всех отношениях. И даже выгоднее.

Это прерогатива наставника. Подобрать некий «моральный кодекс», как в восточных единоборствах.

Влияние шахмат на интеллект

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

Вдохновить личным примером

Дети редко слушают то, что им говорят, но зато легко повторяют за взрослыми: от речевых привычек до образа жизни. Чтобы увлечь ребенка шахматами (и чем угодно), начните изучать игру сами или вместе с младшим. При этом родителю необязательно становиться гроссмейстером — базовых знаний вполне достаточно.

Ребенок почувствует вашу поддержку и участие, а еще, что он не один такой новичок — взрослые тоже могут чего-то не знать, но готовы учиться. Все это гораздо приятнее, чем давление в духе «делай, потому что надо».

Поставьте шахматную доску на видное место, приглашайте к игре гостей, рассказывайте истории. Пускай ребенок видит, что шахматы — такая же часть повседневной жизни, как посмотреть кино или полить цветы.

Как выбрать секцию

Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения

Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора

Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение

Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу

Как шахматы влияют на будущее ребенка

Нельзя отрицать, что шахматы положительно влияют на будущее детей. В частности, древняя игра приучает юных шахматистов к ответственности и самостоятельности. С каждой новой партии ребенок понимает, что он сам принимает решения и только от его действий зависит исход поединка. Расплата за совершенную ошибку не заставит себя долго ждать.

Польза шахмат для детей заключается в формировании воли и характера. От турнира к турниру у шахматиста появляется решимость, стремление к победе и вера в собственные силы. Древняя игра позволяет развить долговременную память и не допускать предыдущих ошибок.

Одним из сильных качеств успешного человека является способность принимать нестандартные решения. Данное качество позволяет специалисту стать профессионалом своего дела. А формируется эта способность во время занятий шахматами. Так, во время партии нередко возникают ситуации, требующие принятия нестандартных решений.

Повышает креативность

Так как правое полушарие мозга отвечает за креативность, вас не должно удивлять, что его активация помогает вам развиваться с творческой точки зрения. Конкретно шахматы очень сильно повышают вашу оригинальность. В течение четырех лет проводилось исследование, суть которого заключалась в следующем: ученики 7-9 классов должны были играть в шахматы, пользоваться компьютером и заниматься различными видами деятельности в течение 32 недель, а ученые замеряли, какой из видов активности провоцировал наибольший рост креативного мышления. Шахматы оказались на первом месте по всем параметрам креативности – развитие оригинальности мышления победило с большим отрывом.

Дополнительные материалы

Александр Алехин

В книге «На пути к высшим шахматным достижениям» несомненный интерес вызывает вторая глава — «Партии вслепую». В ней Алехин рассказал о том, как им осваивался этот способ игры, при котором шахматист объявляет свои ходы, не глядя на доску, по памяти. Довольно обстоятельно поясняет он процесс подготовки и ход самой игры:

  • «Играющий вслепую не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску… он припоминает только какой-то характерный ход, конфигурацию части доски… зрительная память призывается на помощь только тогда, когда в особо критический момент нужно проверить положение, выяснить возможное заблуждение и т. п…»
  • Уровень игры вслепую зависит не только от числа соперников, но и от шахматной квалификации. При соблюдении этих условий «…мерилом ценности при равном или большем числе партий должно быть только процентное соотношение выигранных очков. Что касается художественной ценности игры вслепую, то последняя невелика… Я пришел к убеждению, что игра вслепую не только отражается на силе играющего, но в значительной мере искажает способ мышления и стиль игры».
  • «О ценности игры вслепую вообще господствуют различные мнения. В Америке, например, она ценится очень высоко, в то время как в Советской России ее считают бесполезной в художественном отношении и вместе с тем вредной для здоровья.
  • Я сам… ценю игру вслепую только как средство пропаганды…»

С доводами Александра Александровича спорить не приходится, хотя его комбинации и тут производили огромное впечатление.

Эрнесто Инаркиев

…Мне всегда была интересна игра вслепую, я помню, что даже тренировался специально. Но насколько это влияет именно на рост шахматного мастерства… Мне кажется, существует некая грань:

  • до какого-то момента это действительно помогает расти. Потому что, когда просчитываешь варианты, когда анализируешь позицию, тебе необходимо видеть позицию, которая возникает у тебя в расчетах, через несколько ходов. Здесь, конечно, игра вслепую может здорово помочь, потому что ты эти позиции будешь видеть без проблем.
  • С другой стороны, когда речь идет о каких-то рекордах и сеансах одновременной игры на большом количестве досок, то здесь, на мой взгляд, нагрузка идет, в первую очередь, на память. Потому что ты должен не столько анализировать позиции, сколько помнить все фигуры, где они расположены, и найти баланс — сколько досок в уме держать полезно, а сколько не очень полезно с точки зрения шахмат.

Это интересная тема. Но в целом я считаю, что игра вслепую — очень хороший тренажер…

Тренировка игры вслепую

…Вопрос про тренировку игры вслепую, как этого добиться, чтобы научиться видеть позицию без фигур на 3-4 хода вперед?

  • …Для начала научитесь хорошо видеть доску вслепую. Чтобы четко знать какое поле какого цвета. Поле е8 белое или черное?, а b3?, а е3? Походите мысленно по диагоналям, по каждому полю.
  • Прикрепите мысленно каждому полю какую-нибудь конструкцию. К примеру, поле с7. Обычно там в дебюте располагается черный ферзь. Тут уже к нему можно прибавить и слона на d6, они совместно стреляют на пункт h2. Вот Вам уже целый комплекс полей нашел в мозгу свою нишу. При конструкции Qc7 и Bd6 можно нарваться на ход белых Nb5 — белое поле. Откуда он прыгнул? С поля с3 — черное. В общем, понятно, надеюсь.
  • Или поле f2. Часто белые получают удар слоном или конем на этом поле (соответственно черные на f7). Сразу вспоминаем профилактическую конструкцию: e3, f2. Прибавим поле d4 — и слон c5 или b6 нейтрализован. Вот Вам еще комплекс полей одного цвета. Рядом с полем f2 есть поле g2. Там очень любит располагаться белопольный слон. Вот Вам и конструкция готова: Bg2,Rf1,Nf3 — белые поля, Kg1, пешки f2,g3,h2 — черные поля. Это хорошо запоминается.
  • Таким образом проработайте вслепую всю доску, потом уже будет проще ориентироваться.
  • Читайте интересные партии без доски. Выбирайте гроссмейстера, стиль которого Вам нравится, интересную партию, запаситесь временем часа два, и представляйте, как развивалась партия. Повторите на два, три раза. Запишите партию, как Вы ее запомнили. Сравните с тем, как было, разыграв на доске с фигурами.
  • Попробуйте поиграть с компьютерной программой (ослабив у нее силу). Выключите фигуры, оставив одну доску — играйте. Заодно потренируете технику реализации перевеса…

Шахматы для развития детей 4-5-6 лет

Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.

  • Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
  • Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
  • Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.

Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.

Где и как учиться шахматам

С возрастом учиться шахматам, возможно, сложнее, так как труднее концентрироваться, могут быть проблемы со зрением и так далее. Но все возможно. Одно из огромных преимуществ шахмат — это борьба против традиционных болезней, старости, например, Альцгеймера. Можно решать математические задачи, но это может быть скучно. В игре будешь меньше уставать, больше удовольствия получать, потому что это просто кайф, на самом деле. И для кого-то процесс важнее результата. Хотя профессиональный шахматист ставит только одну цель — выиграть. Он так воспитан с детства. Это его ДНК.

Для людей, для которых шахматы не являются профессией, целей может быть несколько. Первая — это, опять же, некое погружение в другой мир своих мыслей, эмоций, фантазий и нахождение в этой какой-то такой немного замудренной, другой реальности, так скажем. Это развитие определенных способностей, о которых я сказал уже. Это получение удовольствия от процесса игры, от факта победы в партии, от спасения тяжелых позиций.

В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.

Для начинающих есть замечательная книга Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.

Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.

Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.

Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на интернет-платформах: chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.

Тренировка

Обучение шахматам включает практическое применение накопленных знаний

Сюда относятся теория, стратегия, тактика, улучшение зрительной памяти и внимание

Интенсивность тренировок оценивается по физической усидчивости и интеллектуальным навыкам юного шахматиста.

Теоретическая часть основана на изучении функций, направления фигур на доске и окончаний партий в конкретных случаях.

Стратегия — схема и расчет потенциальных способов хождения соперника и детальный просчет его действий.

Тактика — умение вне зависимости от хода игры находить внезапные комбинации и атаковать противника. Для осуществления требуется развитие зрительной памяти.

Применив вышеуказанные ключи необходимо приступать к практике. Опыт, а также участие в тренировочных турнирах с разными соперниками помогут улучшить навык.

Существует одиночная практика или борьба против кого-либо. Новичкам необходимо освоить базовые приемы. Поэтому в начале занятий проще обойтись без соперника. По мере накопления знаний добавится человек. С ним разыгрывается партия разной сложности. Тренер научит, как правильно вести себя на поле.

В первое время занятий нельзя допускать переутомления. Начинать лучше с одного часа и ежедневно добавлять по дополнительных 15 минут. Грамотно выстроенная тренировка не допустит чрезмерной загруженности информацией.

Рекомендовано завести график и домашних занятий и постараться ему следовать.

Развитие творческой активности

В то же время справедлива и обратная картина: многие деятели культуры находили мотивы для творчества в состязании умов на черно-белой доске. Это и режиссер Стэнли Кубрик, и писатель Владимир Набоков, и поэт-исполнитель Владимир Высоцкий. Этот список можно продолжать долго.

Во многом такая помощь для творческих людей достигается за счет ассоциативности и бесконечности шахматных стратегий, красоты отдельных сюжетов игры.

Для чего нужны шахматы?

Александр Гутенев, мастер ФИДЕ по шахматам, многократный призер российских и международных соревнований. Один из десяти сильнейших шахматистов Челябинской области.

На протяжении вот уже нескольких веков шахматы привлекают к себе внимание миллионов людей. Ими увлекаются известные политики, бизнесмены и ученые

В шахматы хорошо играли многие великие писатели, художники и музыканты своего времени. Сегодня эта древняя игра переживает новую волну популярности. В Европе и некоторых российских городах шахматы начинают вводить в обязательный школьный курс обучения. Количество организуемых международных турниров растет с каждым годом.

Чем же так хороша эта игра и чему она учит?

Главная польза шахмат – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Регулярные занятия прекрасно развивают мышление, память и воображение человека. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в занятия шахматами, лучше успевают в школе. Шахматный материал оказывается полезным при изучении как точных наук, так и естественных и гуманитарных.

Приобретаемые благодаря этой мудрой игре качества характера едва поддаются счету. «Шахматы обогащают. Они учат жить, приучают к ответственности, просто делают более серьезным человеком», – говорит 14-й чемпион мира по шахматам Владимир Крамник.

Регулярно сталкиваясь с критическими ситуациями за шахматной доской, человек привыкает принимать обдуманные решения и нести полную ответственность за них. Я убежден, что если ребенок еще в детстве научится играть в шахматы, в будущем он сможет справиться с решением любых жизненных задач.

Шахматы учат быть более вдумчивым, самокритичным, собранным и внимательным. Чтобы решить шахматную задачу или выиграть партию у сильного соперника, нужно научиться изобретательно изыскивать лучшие ходы и предвидеть дальнейшие события. Поражения, неизбежные для любого игрока, даже чемпиона мира, учат стойко переживать неудачи и извлекать из них ценный опыт.

Естественно, шахматные успехи не приходят спонтанно: для покорения вершин нужен не один год регулярных и упорных тренировок. Поэтому постижение секретов шахматного искусства прекрасно воспитывает силу воли.

Когда лучше начинать заниматься шахматами?

Шахматам, как и любви, все возрасты покорны. Многие дети уже в 4 года или 5 лет усваивают правила шахматной игры и обыгрывают взрослых. Кто-то начинает играть в 10-14 лет и за год тренировок достигает уровня кандидата в мастера спорта. А у кого-то интерес к шахматам появляется на третьем или четвертом десятке жизни. Все зависит от индивидуальных особенностей шахматиста.

Чтобы максимально развить способности ребенка с помощью шахмат, рекомендую начать обучение этой мудрой игре как можно раньше. Ребята, которых шахматы увлекают, со временем начинают играть в турнирах, в том числе международных, выполнять спортивные разряды и стремительно двигаться к званию «гроссмейстер».

На шахматных занятиях я обучаю учеников всем тонкостям игры, пользуясь уникальной коллекцией книг и компьютерных программ. На уроках мы разбираем партии шахматных классиков, решаем задачи на развитие комбинационного зрения, занимаемся теорией дебюта и эндшпиля, устраиваем шахматные турниры.

На сегодняшний день в шахматы играют 605 миллионов человек в мире. Пока я не знаю ни одного из них, кто пожалел бы о том, что научился хорошо играть в шахматы.

Не просто так шахматы известны как «игра королей». Нет никакого сомнения в том, что правители империй и королевств рассматривали данную игру как прекрасную возможность попрактиковаться в стратегическом мышлении и предсказании поведения противника на настоящем поле боя, в противостоянии с другими монархами или захватчиками. По мере того как люди больше узнают о мозге, многие начинают настаивать на том, чтобы шахматы широко использовались в образовании. В чем же заключается столь невероятное воздействие данной игры на мозг? Как она улучшает его работу?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий