В каком возрасте лучше отдать ребенка на шахматы?

Как обучать игре в шахматы в игровой форме

Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме

Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше

Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:

  • проверять ходы или знание фигур;
  • дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
  • карточки с вариантами ходов, порядком фигур,

Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.

Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:

  • король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
  • ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
  • ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
  • слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
  • конь – верный помощник и друг;
  • пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.

Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Зачем школе из плохого района шахматы

В школе, которую возглавляет Томас-Эль, учатся преимущественно дети из бедных и зачастую неполных афроамериканских семей, живущих в неблагополучных районах Делавэра. Обычно у таких ребят очень мало возможностей получить хорошее образование: им гораздо труднее не только поступить в вуз, но даже просто окончить школу.

Томас-Эль хорошо знает, каково приходится его ученикам. Он и сам выходец из такого же плохого района, где уровень преступности зашкаливал, а многие молодые люди не доживали до 18 лет. Мать будущего педагога одна растила восьмерых детей и не могла отправить их в хорошие школы. Но мальчику повезло с учителями: с их помощью он смог завершить обучение и получить степень бакалавра в университете.

«Превосходные учителя мотивируют обычных детей делать необыкновенные вещи», — не устает повторять Салом Томас-Эль.

Став педагогом сам, он начал искать ответ на вопрос, как помочь реализовать свой потенциал каждому ребёнку, а особенно детям, которые на пути к успеху сталкиваются с серьёзными препятствиями: бедностью, насилием, пренебрежением и низкими ожиданиями со стороны общества. Именно шахматы стали одним из инструментов решения этой задачи.

Кадр: фильм «Шахматист»

В начале своей карьеры Томас-Эль использовал игру на уроках математики. «Я начал учить детей математике на шахматной доске: кони ходят прямыми углами, слоны ходят по диагонали; доска — это большой квадрат, в котором 64 маленьких квадрата… Чего я поначалу не осознавал, так это того, что не просто учу детей математике, но и даю им интеллектуальный капитал», — рассказывал учитель.

Став директором школы, Томас-Эль закупил шахматные наборы и предложил ученикам играть во время завтраков и ланчей. А потом и вовсе стал открывать школу по субботам, чтобы ребята могли там и очередную партию разыграть, и поучиться, и получить субботний обед. Всё это позволяло им не только улучшить успеваемость, но и подумать о своём жизненном выборе.

«Школьники, которые играют в шахматы, умеют критически мыслить и решать проблемы. Игра учит думать на два, три, четыре шага вперёд, даёт ученику возможность принимать отличные решения в очень ответственные моменты. Ребёнку, который живёт в непростом районе, такие решения, меняющие жизнь, приходится принимать каждый день. Он должен постоянно отдавать себе отчёт в том, с кем он общается или по какой улице ему пойти вечером», — объяснял Томас-Эль в интервью.

Со временем ученики Томаса-Эля начали не просто играть в шахматы, а участвовать и даже побеждать в турнирах. Их успеваемость в школе повысилась, а сами дети стали самостоятельнее, увереннее в себе и ответственнее, развили стойкость и избавились от негативных установок. «Они осознали, что необязательно родиться умным, им можно стать. Причём становятся умными в результате упорной работы, а не потому что родители были умными. Чтобы пришёл успех, надо потрудиться», — рассказывает педагог.

В шахматы в школе под руководством Томаса-Эля играют как мальчики, так и девочки. Девичьи команды участвуют и в чисто женских, и в смешанных турнирах: они многократно играли против старшеклассников, студентов и мужчин много старше себя. И побеждали. Одна из таких команд Директора Эля (так педагога называют ученики и коллеги) провела без поражений три года подряд.

«Когда эти девушки учатся играть в шахматы, они показывают, что интеллект выходит за рамки наших расовых и гендерных предрассудков. Они показывают людям, что так же умны, как и все остальные», — объясняет Томас-Эль. По этой же причине он называет шахматы «великим уравнителем».

Кадр: фильм «Шахматистка»

Сегодня очевидно, что подход педагога работает: многие из его учениц после школы получили стипендии в таких престижных учебных заведениях, как Корнеллский университет и Университет Вирджинии. Некоторые из них сами стали учителями и вернулись в школы, чтобы помочь другим детям из своих районов найти верную дорогу, как когда-то Томас-Эль и его коллеги помогли им.

Как проходят занятия в возрасте 3-6 лет

У детей в возрасте 3-6 лет игровая деятельность является ведущей, поэтому занятия организованы в игровой форме. Нередко тренеры учат малышей играть только пешками, постепенно знакомя их с другими фигурами. При этом преподаватель не должен «перегружать» ребенка, поэтому первые занятия обычно длятся 15-30 минут.

В начале каждого урока тренер обязательно повторяет с учениками пройденный материал. Так ребенок структурирует и лучше запоминает полученную информацию. Желание познавать древнюю игру усиливается после товарищеских партий ребенка со сверстниками. Эти поединки полезны для детей, так как ребенок оттачивает практическое мастерство и не сильно расстраивается после поражения.

Шахматы для малышей являются больше игрой, чем спортом, поэтому хороших результатов чаще всего добиваются заинтересованные дети. Специалисты рекомендуют не растить чемпиона по шахматам при отсутствии желания заниматься у ребенка.

Как выбрать секцию

Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения

Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора

Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение

Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Шахматы- это бизнес на детях

Шахматы — это большой и всемирный бизнес на желании детей играть в очень интересную игру,  родительских и тренерских амбициях и более ни-че-го. Всё остальное что вы можете прочитать на разных глянцевых сайтах или послушать от разных шахматных деятелей — словесная шелуха и не более того.

Если вы представите, что это как бы график одного условного ребёнка с 8 до 16 лет, то получится картина, которую я наблюдал очень много раз и состоит она вот в чём.

I этап. Пока маленькие мы идём выше эталонного графика II этап (младший подростковый возраст) мы в него втыкаемся или идём вровень. III этап (мальчик уже большой) и всё ниже, ниже, ниже…

если после шести лет занятия шахматами (6-12 лет) рейтинг ребёнка 1800+, то сие означает, что 2500 у него не будет ни-когд-да

задача тренера в итоге вывести ученика на тот уровень, когда он будет самостоятельным. Это вышаковый результат.

Когда он сможет сам учиться играть в шахматы и эффективно учиться и ещё у него до кучи и мотивация не пропадёт.

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Как заинтересовать малыша игрой

Чтобы малыш начал играть в шахматы, он, прежде всего, должен захотеть это сделать. Пробуждением интереса служит игра взрослых между собой, бережное отношение к шахматной доске и фигурам, также обязательно хорошее настроение во время самой игры.

Эффективные способы, как заинтересовать игрой в шахматы:

  • Парадоксальный совет — не давать играть, пока ребёнок не захочет сам. Для пробуждения интереса нужно устраивать турниры между взрослыми. Также родитель может играть сам с собой, переходя каждый раз на разные стороны доски, чтобы передвинуть фигуры. Когда ребёнок начнёт просить поиграть, ему нужно отказать. Объяснить, что он пока не умеет и в тоже время сказать, что сейчас идёт очень интересная партия, когда нужно взять самого короля в плен. После таких слов и взрослой заинтересованности игрой, у ребёнка обязательно должно возникнуть желание поиграть в такую интересную игру.
  • В первое время дать ребёнку внимательно рассмотреть и потрогать фигурки. Сказать название каждой и попробовать расставить их на шахматной доске, показывая место каждой.
  • Сообщать информацию про каждую шахматную фигуру в виде увлекательной истории, объяснить значение в игре.
  • Познакомить с логикой игры в игровой форме: поле — место сражения двух армий: белой и чёрной, цель — защитить короля и уничтожить как можно больше противников.
  • Показать мультики, где есть шахматы. Они не только обучают, но и вызывают желание поиграть с реальными шахматными фигурами.
  • Полезным будет посетить шахматную секцию. Ребёнок увидит, что в шахматы играют такие же дети, как и он, а также более старшие.
  • Во время знакомства с фигурами и правилами, а также в процессе игры нельзя ругать малыша. Только хвалить. Повышение голоса, расстроенное лицо и комментарии о способностях ребёнка, могут надолго отбить охоту играть в шахматы.

Знакомство с шахматами — процесс, которому нужно уделять время ежедневно. В первые дни, при обучении с нуля, достаточно по 10-15 мин, а дальше нужно постепенно увеличивать продолжительность. Малышам до 4-5 лет будет достаточно полчаса в день, а более взрослым детям от 1 до 1,5 часов.

Тренировка

Обучение шахматам включает практическое применение накопленных знаний

Сюда относятся теория, стратегия, тактика, улучшение зрительной памяти и внимание

Интенсивность тренировок оценивается по физической усидчивости и интеллектуальным навыкам юного шахматиста.

Теоретическая часть основана на изучении функций, направления фигур на доске и окончаний партий в конкретных случаях.

Стратегия — схема и расчет потенциальных способов хождения соперника и детальный просчет его действий.

Тактика — умение вне зависимости от хода игры находить внезапные комбинации и атаковать противника. Для осуществления требуется развитие зрительной памяти.

Применив вышеуказанные ключи необходимо приступать к практике. Опыт, а также участие в тренировочных турнирах с разными соперниками помогут улучшить навык.

Существует одиночная практика или борьба против кого-либо. Новичкам необходимо освоить базовые приемы. Поэтому в начале занятий проще обойтись без соперника. По мере накопления знаний добавится человек. С ним разыгрывается партия разной сложности. Тренер научит, как правильно вести себя на поле.

В первое время занятий нельзя допускать переутомления. Начинать лучше с одного часа и ежедневно добавлять по дополнительных 15 минут. Грамотно выстроенная тренировка не допустит чрезмерной загруженности информацией.

Рекомендовано завести график и домашних занятий и постараться ему следовать.

Процесс обучения в игровой форме

Ребёнка нужно сразу приучать играть на стандартной шахматной доске. Не стоит использовать сувенирную с небольшим размером. Шахматные фигурки могут быть резными и изображать воинов и других персонажей.

Рекомендации как научить ребенка шахматам сразу после изучения названий фигур и правил, в соответствии с которыми они ходят:

  • Начать с пешек. Расставить их на позиции и в первое время играть только ими. Предложить малышу сделать ход каждой фигурой и попробовать «съесть» соперника. Если ребёнок делает ошибки, то не ругать, а сделать своеобразное землетрясение — потрясти доску. Такой подход добавит элемент игры, обязательно понравится и не создаст напряжение из-за совершённой ошибки.
  • Постепенно добавлять в игру новые фигуры. В процессе придумывать им роль в битве, которая станет разыгрывается на шахматной доске. Постараться для изучения каждой новой шахматной фигуры выделить одно занятие. При необходимости закрепить полученные знания на следующий день.

После освоения основных ходов стоит начать обучать ребенка основным принципам шахматной партии:

  • король должен быть всегда защищён от фигур противника;
  • слабые фигуры лучше располагать в центре доски;
  • отдавать свою фигуру на «съедение» желательно только для последующего более выгодного хода;
  • стараться играть всеми фигурами, так как у каждого своя роль и выиграть партию эффективнее, используя их в взаимосвязи;
  • осознание ценности каждой из фигур, когда роль коня более сильнее, чем у пешки;
  • объяснить, что у противника малыш должен убрать с шахматной доски ферзя или другие сильные фигуры.

Как научить ребенка игре в шахматы, чтобы он учился выигрывать — нужно объяснить базовые ходы:

  • Рокировка. Важный ход, который спасает в сложной ситуации. Происходит между королём и ладьёй. Они должны располагаться на одной линии и поменяться местами. Ладья становится в центр линии для защиты, а король смещается в бок, спасаясь от ходов противника. Рокировку проводят один раз за паритию, причём, это может сделать каждый из игроков.
  • Взятие на проходе. Происходит между двумя пешками в начале игры. Если противник сделал ход через клетку и оказался на одной линии с пешкой соперника, то она может быть «съедена». Причём та пешка, которая её «съела» встаёт не на её место, а на клетку выше.

Стоит помнить, что шахматы — это игра, требующая усиленной умственной работы и ребёнок может быстро устать и переутомиться, особенно, когда обучение идёт с самого нуля. Пусть в начале игра не превышает 15-30 минут.

Для детей 10 лет и старше есть программы на компьютере, которые созданы с постепенным усложнением игры. В них можно задать вопрос виртуальному помощнику для получения развёрнутого ответа.

Ещё одним вариантом как научить ребенка играть в шахматы — видео уроки, которые можно приобрести или найти в интернете. В них наглядно показаны сложные комбинации и предложена схема выхода из них.

Читайте еще: Как научить ребенка кататься на велосипеде

Есть отдельная школа Борисова: как научить ребенка играть в шахматы. Он сам воспитывает сына в будущего шахматного чемпиона, который научился играть с 4 лет. Борисов водит сына на чемпионаты, где тот обыгрывает детей 9-10 лет. На его сайте есть полезные статьи обо всём, что касается обучения игры в шахматы.

Наиболее благоприятным местом, где научить ребенка играть в шахматы быстрее и лучше всего — дом. Здесь его не будут отвлекать посторонние люди, можно лучше понять смысл игры с помощью обучающего видео, а сам процесс превратить в обычную игру.

Обратите внимание. Если ребёнок устал, переутомился или в плохом настроение, не нужно настаивать или заставлять его играть в шахматы

Из-за этого он может перестать любить шахматы.

С какого возраста начать играть в шахматы?

Шахматы – умственный вид спорта. Он делает ребенка более бдительным, усидчивым и настойчивым. Если начинать увлекаться в более раннем возрасте, то эффективность будет намного выше.

Несмотря на общепризнанное мнение, что этим видом спорта необходимо заниматься в возрасте 6-12 лет, познакомиться с шахматами возможно уже в 3-3,5 года. В данном возрасте мозг малыша более пластичный и с лёгкостью принимает новшества. В данный вид спорта принимают ребят с четырёхлетнего возраста. Дети, начавшие занятия в более раннем возрасте, лучше иных добиваются побед. К примеру, Гарри Каспаров уже в возрасте четырёх лет играл в шахматы.

Взрослым иногда кажется, что их ребёнок не сможет увлекаться этим видом спорта. Но на практике оказывается, что малыши до шестилетнего возраста хорошо демонстрируют свою сконцентрированность на одном виде деятельности. С раннего возраста у детей складывается образное мышление, которое помогает устанавливать связь между действием и явлением. Игра в шахматы, несомненно, поможет лучше развиться вашему малышу.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

С какого возраста можно отдавать ребенка в спортивную секцию?

В каждой секции есть «минимальная планка» по возрасту, поэтому лучше обсудить все с тренером или администрацией. Чаще всего в футбольные и другие спортивные секции принимают детей от 3-4 лет.

  • Почему нужно отдать малыша в спортивную секцию? Физическая активность помогает укрепить здоровье, сформировать скелет, развить характер и социальные навыки. Занятия спортом с раннего возраста помогают развить растяжку, точность и координацию движений.
  • Какие есть риски? Если вы занимаетесь с хорошим тренером, риски минимальные. Да, ребенок может получить травмы на тренировке (ушибы, синяки, растяжения). Но подобные повреждения – неотъемлемая часть спорта. В каждой секции есть специалист, который своевременно окажет медицинскую помощь.

С какого возраста вести ребенка в лыжный спорт (горные или же беговые лыжи)?

Подготовку начинают с 3-4 лет (общая физическая культура). Дальше с 5 лет ребенка могут принять в секцию горнолыжного спорта. С 7 лет – «на сноубордиста». Без ОФП в секции не берут, поскольку для детского организма это высокие риски и нагрузки.

  • Чем хорош лыжный спорт? Как правило, дети с раннего возраста облучают увлечение на всю жизнь. Если малыш и не станет олимпийским чемпионом, то спортивное хобби у него точно будет!
  • Есть ли риски и противопоказания? Растяжения, сотрясения, ушибы, переломы – традиционные «проблемы» лыжного спорта. В секцию не возьмут ребенка с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы. Перед записью проконсультируйтесь с детским терапевтом.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий