Комбинация- Промежуточный ход
Комбинация- промежуточный ход возникает тогда, когда под боем или под угрозой нападения стоит не только фигура соперника, но и ваша фигура тоже.
- Тогда вы можете или уйти из-под боя своей фигурой с темпом (угрожая сопернику или шахом или угрозой мата или потерей фигуры) и пока соперник решает задачу, как избавиться от вашей угрозы, вы у него что-то забираете, к примеру ту фигуру, которая и была у него под боем. А ваша фигура, на которую тоже нападали, в этот момент уже ушла из-под боя.
- Или же поменять более слабую вашу фигуру на более сильную соперника, а потом всё же забрать у него ещё и фигуру, которая находилась под ударом.
По сути- увести с темпом (с угрозой) из-под боя свою фигуру, забрав следующим ходом чужую- это и есть комбинация Промежуточный ход.
Пример-
И у белых и у чёрных под боем по две ладьи. Если одна ладья белых забирает любую ладю чёрных, то в ответ вторая чёрная ладья берёт ладью белых. Ничья.
Но при своём ходе белые используют комбинацию ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД. Они делают шах ладьёй из-под боя с Н3 на D3 с темпом, то есть с угрозой. Ладья напала на короля, и ему в любом случае обязательно надо избавиться от этой угрозы, от этого шаха. И он уходит из-под шаха, но темп потерян, ладья уже ушла из-под удара, и вторая ладья спокойно берёт чёрную ладью на G7. Победа.
Ещё пример промежуточного хода. Ход белых. Если белые берут слона на И5, то чёрные так же хватают слона, это неинтересно. Но если сначала увести свою фигуру с линии огня… Сн5 шах королю и сделать это с темпом. с угрозой, в данном случае с угрозой шаха, то чёрным нужно от этой угрозы избавляться, и пока они это делают, вторым ходом белые забирают слона. Выигрыш.
Ну и две позиции для самостоятельного решения. В обеих ход белых.
Обе решаются с помощью
промежуточного хода.
Комбинация- ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОД встречает довольно часто даже в партиях мастеров. Им нужно постоянно просчитывать по нескольку ответвлений своих тактических задумок, и возможно, и нередко, они просматривают эту комбинацию увлекшись расчётами.
Комбинация СВЯЗКА
Когда одна наша нападающая фигура и две фигуры соперника находятся на одной линии (Вертикали, горизонтали или диагонали) и одна из фигур соперника защищает (прикрывает) собой другую, более сильную (к примеру ферзя) или уязвимую (короля). Тогда первая фигура никуда не может сходить, уйти, так как сразу открывается нападение на вторую. Поэтому говорят, что она СВЯЗАНА, а комбинация называется СВЯЗКА. Подробнее описано здесь. Читайте.
Ещё о комбинации- СВЯЗКА
СВЯЗКА
Связка в шахматах – нападение дальнобойной фигуры (ферзь, слон, ладья) на фигуру соперника, которая закрывает собой другую (более важную или равноценную) фигуру соперника.
Конь, король и пешка не могут связывать фигуры соперника.
Как правило, в связке берут участие 3 фигуры: связывающая, связанная и прикрываемая.
Бывают. 1. Абсолютная связка (защищаемая фигура- Король) 2. Относительная связка (защищаемая фигура- любая фигура) 3.Связка поля, клетки (когда сзади защищается поле применения угрозы а не фигура)
если какая-либо фигура не может уйти со своей позиции, ввиду того, что под боем окажется король или сторона понесёт значительные материальные потери, то эта фигура является связанной.
Использовать связку можно тремя способами:
1.увеличив нападение на связанную фигуру («правило связки»)
2. съесть фигуру, находящуюся под «защитой» связанной фигуры
3
занять важное поле, находящееся под «защитой» связанной фигуры
Типичный пример связки в дебюте.
Связаны оба коня чёрных. Но если связка Св5-Кс6- Кре8, это абсолютная связка, то есть связанная фигура в принципе не имеет возможность никуда ходить, то вторая связка- относительная.
Конь на F6 ходить может, но тогда проигрывается ферзь на D8.
_______________________________________________________
4b3/3kp3/3pn3/6p1/1p1P4/rN5P/P1P1B3/1K6
Чем хороша связка. Тем, что раз связанная фигура ходить не может, то на неё можно нападать и нападать, если есть чем.
Главное , чтобы фигуры, защищающие связанную, были в меньшинстве.
То есть нападать должны больше фигур, чем защищать.
Впрочем это общее правило шахмат.
________________________________________________
К примеру- белые, используя комбинацию СВЯЗКА, сводят игру к ничейной, хотя у них сейчас на фигуру меньше.
r3r2k/1pp3p1/p7/8/P4p1b/1PP5/2KR1PP1/3R4
________________________________________________
А ВОТ ЭТО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ!!!
Любую комбинацию можно найти, учуять, проинтуичить, почувствовав, что где-то в крепости соперника есть дырка, её не может не быть, нужно только её найти.
Найти и использовав в какой-либо комбинации.
Пока шахматисты слабые, она КАЖДОЙ партии проходят мимо ДЕСЯТКОВ различных шахматных комбинаций. Слабые шахматисты НЕ ВИДЯТ ИХ.
Вот вам и отличие сильного от слабого. Сильный видит и использует, слабый не видит и проигрывает. Вот посмотрите- кусок реальной парти
r1b1r1k1/ppp2ppp/4q1n1/3p4/5b2/5P2/PPPB1QPP/2K1RBNR
Чёрные начинают и дают мат в два хода, пользуясь тем ,что слон на D2 связан.
ФЕ1-ФЕ1.
ЛЕ1 Х . Мат
И всё. и не надо ничего выдумывать.
Комбинация- это самый простой и быстрый путь к победе.
А мальчик, играющий чёрными, увидел эту связку и этот мат только после тоо ,как мы с ним разобрали проанализировали эту партию. И мучился ещё 15 ходов. и проиграл в итоге.
_______________________________________
К примеру здесь белые сами себе создали комбинацию СВЯЗКА.
k7/4n3/pp4p1/4p3/P5P1/1BP1r3/1PK4R/8
Ладья Н8 шах королю и следующим ходом ладья связала фигуру по 7 горизонтали. всё просто.
_
__________________________________________
7r/k4p2/p2bp1pp/P7/2Qrq3/1R2B2P/1P3PP1/R5K1
Избавиться от связки можно.
Или прогнав или уничтожив связывающую фигуру.
Вот к примеру так… Ферзь берёт слона на Е3
_______________________
Или поставив между двумя своими фигурами третью, не такую важную.
Обычно так избавляются от связки С g5- К f6- Ф d8
______________________________________________________
1rr5/3kppbp/p2p2p1/P1p5/1NP1P3/1R2BP1P/6P1/3R1K2
ИЛИ ВОТ ТАК. Уход из-под связки с помощью каскада комбинаций.
Ход белых.Да, конь связан и должен потеряться, но благодаря связке пешки D6
эта история лихо закручивается .
________________________________________
Вот ещё пример связки. Ход чёрных.
1kr3r1/1pp1q2p/p7/2b5/P7/1P1B3P/K1PQ1N2/1R5R
(относительная связка)
Дальше…
Примеры для решения
Шахматные нотации
Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.
На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.
Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:
Фигура | Русское сокращение | Английское сокращение |
Король | Кр | K (king) |
Ферзь | Ф | Q (queen) |
Ладья | Л | R (rook) |
Конь | К | N (kNight) |
Слон | С | B (bishop) |
Пешка | п или ничего | p (pawn) или ничего |
Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):
- Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
- Координаты стартового поля.
- Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
- Координаты поля на которое сделан ход.
- Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
- Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
- Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
- Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
- Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.
В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.
Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)
Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах. По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. И там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.
Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.
А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.
К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.
Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.
Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама тоже делает шах- нападает на Короля.
И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…
Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.
Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))
Надеюсь- я не зря старался.
С уважением- Александр Витальевич Огородников.
Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.
Урок двадцать седьмой. Шахматные комбинации. Двойной удар.
crash чтв, 07/09/2015 – 17:31
На этом занятии мы поговорим о шахматных комбинациях. Чтобы добиться победы над противником, мало переставлять фигуры. Необходимо знать и уметь применять различные шахматные приёмы, которые помогут быстро поставить мат сопернику, достичь большого материального и позиционного перевеса.
Шахматные комбинации
Что такое шахматные комбинации? Это боевые операции на шахматной доске, приводящие к успеху. Обычно комбинации сопровождаются жертвой фигуры. Посеяли бурю на шахматном поле и вскоре собираете урожай. Чаще всего из комбинаций встречается двойной удар.
Шахматный двойной удар
Познакомим тебя с этим приёмом. Во время партии ты постоянно нападаешь своими фигурами на фигуры и пешки противника. Фигура может отойти. Но гораздо опаснее, если ты нападаешь одновременно на две или три фигуры. Из-под боя сможет уйти лишь одна, а вторая погибает. Любая из фигур может совершить нападение на две или несколько фигур противника.
Двойным ударом называется нападение одной фигуры на две фигуры соперника.
Иногда вторым объектом атаки является не фигура, а какая-либо угроза. В позициях на диаграмме белые и чёрные сочетают нападение на фигуру с угрозой мата. Особенно эффективен двойной удар, если одним из объектов нападения является король.
Целью двойного удара может быть и просто поле на которое стремиться атакующая фигура. Чёрная ладья напала на коня и на мат (поле d1).
Двойной удар, который наносят пешка или конь, называется «вилкой».
Красивую комбинацию проводит гроссмейстер Симагин против Толуша. Он жертвует ферзя, завлекая короля противника на поле g1, и наносит двойной удар (делает «вилку») конём.
1. … Фd4–g1+!!2. Kpf1:g1 Kf4:e2+!3. Kpg1–f2 Ke2:c1Победа чёрных.
Кажется, что дела белых очень плохи, так как им грозит мат.
Нельзя ни уйти королем, ни поставить нового ферзя:
1. а7 – а8Ф Фе7 : с7#;1. с7 – с8Ф Фе7 : а7#;1. Крb8 – а8 Фе7 – е8+2. с7 – с8Ф Фе8 : с8#.
Но белые даже смогли выиграть партию, превратив пешку в коня!
1. c7 – c8К+ Крb6 – c52. Кc8 : e7 Крc5 – d63. a7 – a8Ф.
У черных огромное преимущество. Но белые дважды(!) наносят двойной удар.
1. c4–c5+ Крd6:c52. Кc3–a4+ Крc5–b53. Кa4:b6.
Не спасало чёрных и взятие ферзем.
1. . . . Фb6 : c52. Кc3 – e4+ Крd6 – d53. Кe4 : c5
Белые перешли в выигранное пешечное окончание. Отметим, что двойной удар конем стал возможен после того, как белая пешка завлекла главные фигуры чёрных на нужные поля.
Двойной удар особенно эффективен, если из объектом атаки является король.
Гроссмейстер Крогиус в партии с Сергиевским неожиданно сыграл1. Ke5 – g6!! . . .Конь идёт под три удара, к тому же белые открывают своего ферзя. Но на самом деле это двойной удар. Белый конь напал на ладью, ферзь на ферзя. После1. . . . Фd5:f5 белые наносят двойной удар2. Kg6 : e7+ Kpg8 – h83. Ke7 : f5.
Белому королю плохо на первой линии. А до чёрного короля добраться трудно, так как с фланга он надежно защищен.
Белые проводят комбинацию с жертвами ладьи и ферзя.
1. Лc2 – c8+ Лf8 : c82. Фb6 – a7+! Крb8 : a73. b7 : c8К+! Крa7 – b7 Слабое превращение!4. Кc8 : e7 Крb7 – c75. Кe7 – g6 Красивый этюд второго чемпиона мира Эммануила Ласкера.
Советы начинающим
Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:
- Обдумывайте каждый ход противника;
- Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
- Знайте ценность своих фигур.
На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля
Защищайте своего короля
Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.
Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.
Контролируйте центр шахматной доски
Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.
Примеры комбинаций для начинающих
Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.
Цель – мат
Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.
Смотрим на диаграмму:
Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».
1…Лb1!!
Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.
Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.
Цель – пат
Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.
Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,
А когда черный король подходит к ладье, жертвуют и ее!
Король бьет ладью и на доске пат.
А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.
Достижение материального перевеса
При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:
Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.
Выход есть – связка!
1.g7 Лg5 2.Лh5!!
И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.