Как ходят фигуры?
Начинающий игрок должен понимать роль каждой из типа фигур в игре. Стоит потратить некоторое время на размышления об их функциях, об уникальных способностях каждого из них и об общей ценности. Это часто замалчивается в книгах, но нужно ценить функции каждой фигуры, чтобы научиться играть в шахматы.
Виды фигур в шахматах
За исключением коня, все фигуры перемещаются настолько далеко, насколько им позволено, пока не дойдут до другой фигуры. Если фигура принадлежит игроку, движение затрудняется. В каждой игре соперник с белыми или более светлыми фигурами ходит первым. Кто получит эту сторону, может быть определено третьей стороной, держащей за спиной пешку каждого цвета, это может зависеть от того, кто выиграл последнюю игру, или по броску кубиков.
Как научиться играть в шахматы взрослому? Для начала познакомимся с движениями каждой из фигур на доске.
Ладья – это фигура, которая перемещается по горизонтали и вертикали на столько полей, сколько желает игрок
Ладья имеет тенденцию приобретать все большее значение по ходу игры и, наконец, становится очень ценной фигурой в финале, возможно, самой важной после ферзя;
как и Ладья, Слон движется по доске прямыми линиями. Но там, где все ходы ладьи вертикальные и горизонтальные, все ходы слона диагональные
С каждой стороны по два Слона (офицера);
движение Коня – самое странное из всех фигур. По сути, он делает «Г» каждым своим ходом: два по горизонтали и один вверх или вниз по вертикали (или два вверх или вниз по вертикали и один влево или вправо по горизонтали). Это единственная фигура, которая может «перепрыгивать» другие участки на пути к месту назначения;
Королева может двигаться во всех направлениях, насколько есть открытые пространства, по вертикали, диагонали и горизонтали. С точки зрения чистого потенциала, королева, несомненно, самая сильная фигура на доске;
Король может перемещаться только на одну клетку за раз, но может двигаться в любом направлении;
Пешка может двигаться только вперед. Она может перемещаться на одну или две клетки вперед из своей начальной позиции, но после этого может перемещаться только на одну клетку вперед за раз. Пешка может захватывать только фигуры, расположенные по диагонали от ее позиции.
О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника
Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.
Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру
Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.
Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок
В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».
Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.
Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.
Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.
Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.
Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.
Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».
Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.
Атака и защита
Обменом называется взаимная атака, когда оба игрока забирают по одной фигуре друг у друга. Здесь также используется понятие ценности, где равноценным обменом считается взаимная потеря одних и тех же фигур. Кроме того, существуют следующие его виды:
- пешка равна пешке;
- слон равен коню;
- конь или слон = трём пешкам;
- ладья = слону и двум пешкам;
- ферзь = двум ладьям.
Король бесценен, поэтому его нельзя обменивать. Есть также понятие лёгких и тяжёлых фигур. К первым относятся конь и слон, ко вторым — ферзь и ладья. Обычно в начале партии стараются вводить в игру все лёгкие фигуры.
Шахом называется ситуация, когда король подвергается атаке одной или нескольких фигур противника. Мат — это то же самое, только при этом у короля отсутствуют пути к отступлению.
Шахматная стратегия
Стратегией называется принцип ведения шахматной партии, который охватывает подготовку и осуществление развивающегося плана на позицию соперника. Основными её принципами являются:
- анализ и оценка позиции;
- составление дальнейшего плана игры;
- постоянный расчёт вариантов.
Как быстро победить в шахматах
Watch this video on YouTube
Кроме того, существуют также другие элементы шахматной стратегии. К ним относятся:
- создание «хороших» фигур у себя и «плохих» у соперника;
- захват открытых или полуоткрытых линий и ключевых полей;
- создание максимальных трудностей сопернику;
- овладение пространством (особенно в центре);
- гармоничное расположение пешек и ослабление их у соперника.
Быстрый способ выиграть
Если необдуманно играть с первых ходов, можно очень быстро проиграть партию. Есть так называемый дурацкий мат, с помощью которого можно в рекордные сроки закончить партию. Его можно произвести, если игра происходит с неопытным соперником, который начал заниматься с нуля.
Суть этого мата заключается в следующем: противник в начале игры пошёл пешкой на F3, а затем другой — на G4. В результате открывается диагональ на короля и ему можно поставить ферзём мат на Н4 (предварительно открыв пути). Однако надеяться на такое стечение обстоятельств нет смысла, так как это может произойти в редких случаях. Любой более или менее профессионально занимающийся игрок не допустит таких грубых ошибок.
Больше шансов существует поставить человеку «детский мат». Идея его заключается в слабости двух пешек в начале игры. Они находятся на позициях F7 и F2 у каждого из игроков. Первый ход делается от короля (Е4) для того, чтобы открылся проход для ферзя и слона. Противник в большинстве случаев пойдёт стандартным ходом на Е5. Здесь будет два варианта атаки: ферзём с поля Н5 на пешку F7 либо по вертикали с поля F3.
Особенные правила шахмат
Как быстро научиться играть в шахматы? Попробуйте познакомиться с основными хитростями игры.
Из Пешки в другие фигуры
Пешка имеет особенность – когда она доходит до края доски со стороны противника, ее можно сделать другой фигурой по желанию.
Проходное взятие
Когда пешка делает ход на две клетки от своего стартового места, она имеет возможность взять любую фигурку соперника, находящуюся по соседним вертикалям и горизонталям. Во время взятия пешка может стать не на ту клетку, где была фигура, а миновать ее.
Проходное взятие в шахматах
Рокировка
Это интересное правило, в котором можно сделать два очень важных пункта: защитить Короля и выпустить Ладью из угла на поле для игры. Эта манипуляция совершается передвижением Короля на две клетки к Ладье, а она занимает поле, где был Король. Манипуляция разрешена при следующих условиях: когда Король и Ладья не совершали ходов, а между ними нет посторонних фигур и Король не «зажат» шахом на игральной зоне.
Рокировка в шахматах
10 лучших книг для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть
Шахматы – непростая, но интересная и увлекательная игра, развивающая тактическое и стратегическое мышление. Многим людям они могут показаться нудной забавой, но погружение в мир интеллектуальной игры заставит любого человека отказаться от подобных мыслей. Основы шахматной игры можно изучить самостоятельно в любом возрасте. Главное – правильно подобрать литературу.
В некоторых странах всерьёз обсуждается вопрос о включении курса шахмат в обязательную школьную программу. Потому что эта игра, как и математическая наука, «ум в порядок приводит». Все Курсы онлайн подобрали лучшие книги и самоучители шахмат для начинающих, которые помогут начать самостоятельно заниматься на дому.
Книги для обучения детей шахматам
Детям не подойдут шахматные самоучители Нимцовича и Капабланки. К прочтению подобных пособий может приступать или взрослый человек, или подготовленный старшеклассник. А младших школьников нужно заинтересовать игрой, показать её красоту и увлекательность. И желательно сделать это в простой и наглядной форме, а лучше в виде сказки.
Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?
В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.
1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его – контролирует игру.
Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.
2. Первое, что должен понять начинающий шахматист – это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.
Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.
Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент – очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.
3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.
Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.
Научиться играть в шахматы самостоятельно
Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:
- защищайте Короля;
- ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
- контролируйте центр доски;
- задействуйте «в бою» все фигуры;
- часто играйте.
Ход защиты
В игре три площадки: Лес, Плейвиль и Магическое дерево. Две последние локации откроются после прохождения всех этапов Леса. А выигрывать непросто, нужно продумывать каждый шаг, чтобы не дать сопернику выгнать вас с доски. Уже на третьем начальном уровне добавляются новые фигуры, игра становится сложнее и интереснее. Можно отменять ходы, смотреть решение уровня, если вам не удалось его пройти. В настройках – отключить звуки или поменять вид игры.
Незначительный минус – программа, видимо, неудачно переведена с английского – задачи в обучении написаны с ошибками, но это не сказывается на понимании сути. Приложение с забавными героями-шахматами, приятными фоновыми звуками, не-обычным оформлением – точно понравится детям и взрослым. Оценки пользователей такие: геймплей, графика – 4,5, управление – 4,4.
Скачать для Android. Скачать для iOS.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Окончание игры, шах и мат
Мы уже разобрались с тем, с чего начать, теперь пришло время узнать, как правильно закончить. Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.
Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.