Индийские шахматы

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

использованная литература

  • Индус от 6 июня 1952 г. (Статья в шахматных заметках Г.С. Дикшита, государственного чемпиона Т.А. Кришнамачариара)
  • Индус от 6 июня 1952 г. Изображение государственного чемпионата штата Мадрас по шахматам Г.С. Дикшита.
  • Индус датирован 29 июня 1952 г. Государственный турнир в Мадрасе, проведенный Т.А. Кришнамачариаром.
  • The Hindu от 27 июля 1952 г.
  • Индус датирован июлем 1953 года … Три в ряд для звезды Южной Индии, В. К. Раман Менон (дата неизвестна .. месяц и год известны)
  • Индус датирован 9 января 1956 года. Шахматы. Турнир штата Андхра Диксит снова выигрывает титул (от нашего корреспондента) Какинада
  • Индуист 29 января 1956 г. Шахматные заметки Чемпионат штата Андхра Т. А. Кришнамачариар

Родина шахмат или Где изобрели шахматы

Теперь нам ясно, где их изобрели. Родина шахмат – Индия. Однозначно!
Из древней Индии шахматы постепенно проникали на Запад – в страны Арабского халифата, и на Восток – в Бирму, Китай, Японию… Каждый народ привносил в них какие-то элементы своей культуры, изменялся внешний вид фигур, название игры, но основной принцип оставался тем же – главной фигуре противника объявлялся мат.

Вместе с тем, историки шахмат единогласно постановили, что с авторством все просто и ясно – никакого конкретного автора у этой игры нет.
“Нет никаких сомнений в том, что шахматы (в современном варианте) не были изобретены одним человеком, а являются результатом коллективного народного творчества, притом не одного, а многих народов” – в этом сходятся все историки шахмат. При этом также сходятся в том, что происхождение их, несомненно, индийское.

Некоторые китайские историки не считают, что индийские корни шахматной игры полностью доказаны. Они допускают, что и индийские, и китайские шахматы, возможно, произошли от общего, пока еще не найденного, предшественника.
Тем не менее, они не отрицают тот факт, что первые упоминания этой игры в китайской литературе относятся лишь к 8 веку н.э. Так что первенство Индии не вызывает сомнений даже у китайских историков.

Мифическая птица Рух

Из Индии шахматы проникли в Персию, а после завоевания Персии «всадниками пустыни» игра стала известна и арабам.

В те же времена шахматы получили распространение и в Средней Азии. В Петербурге в коллекциях Эрмитажа хранятся две старинные шахматные фигурки. Одна из них была найдена при раскопках городища древнего Самарканда — Афросиаба. Она представляет собой вырезанную из слоновой кости фигуру всадника с палицей. Тяжелые формы, грозная поступь коня, напоминающая скальные рельефы, позволили бы отнести эту вещь к сасанидскому периоду, будь она найдена в Иране. Фигурка датируется VIII веком. Это, собственно, первый известный нам шахматный конь.

Другая фигурка, также из слоновой кости, найдена в окрестностях древней Ферганы. Она изображает большую хищную птицу, сидящую на утесе с какой-то водяной птицей в когтях. Хищник как будто собирался терзать свою добычу.

В состав индийского войска вместе со слонами, всадниками и пехотинцами входили и боевые колесницы-ратхи — это нашло свое отражение в шахматах. В персидском же войске таких колесниц не было, и эта фигура, вероятно, из-за звуковой ассоциации приобрела вид мифической птицы Рух. Кстати, именно о птице Рух говорит в своем описании шахмат автор Шах-Намэ Фирдоуси:

По краю два руха сидят боевых. Кровь печени рдеет на клювах у них.

Эта птица по представлениям, бытовавшим тогда в Иране, олицетворяла судьбу, была другом, защитником и покровителем войска. Так произошла замена конкретной, но чуждой персам колесницы — ратхи — фантастическим, но близким и хорошо понятным образом птицы Рух.

Продолжение следует.

О правилах хода для каждой фигуры и взятия фигуры противника

Далее время приходит поговорить о том, как шахматные фигуры ходят. Это можно назвать основной частью обучения правилам игры.

Пешка ходит только вперёд, на одну клеточку. За исключением первого хода: в этот раз она может шагнуть вперёд сразу на две клетки. Бьёт фигуру противника она по-другому – на одну клетку по диагонали (наискосок вправо или влево). Как видно, возможности этой самой слабой фигуры очень ограничены. Но: если пешка сможет добраться невредимой до противоположной крайней линии доски, то она превращается в любую фигуру

Даже в ферзя, и неважно, если один ферзь ещё не выбыл из игры: играть можно и двумя ферзями в одной армии одновременно.

Король тоже довольно скован в своих передвижениях. Он тоже может ходить только на один шажок

В любую сторону, но только при условии, что эта соседняя клеточка не находится «под боем».

Ферзь является самой сильной фигурой. Он, как и король, ходит в любую сторону – и прямо, и назад, и в обе боковые стороны, и по любой диагонали. Но не на одну клеточку, а на любое расстояние.

Ладья, вместе с ферзём, относится к тяжёлым фигурам. Она перемещается по горизонтали (вправо/влево) или по вертикали (вперёд/назад), на любое количество клеток.

Слон, несмотря на название, – фигура лёгкая. Он «скользит» по диагоналям (наискосок) в любую сторону и на любое количество клеточек. Один из слонов – белопольный, другой – чернопольный, и в процессе всей партии они могут двигаться только по клеткам соответствующего цвета.

Конь – лёгкая фигура №2. У него самый необычный ход: на одну клетку вперёд + на одну «наискосок». Аналогично: назад-«наискосок» и вбок-«наискосок». также схему его движения можно сравнить с буквой «Г» (или «L», если ход производится назад)
Пожалуй, на правилах хода конём сто́ит заострить особенное внимание ребёнка, выделив побольше времени на освоение этого этапа. К тому же, конь – это единственная шахматная фигура, которая может в процессе движения перепрыгивать через любую другую фигуру – свою или соперника.

Взятие фигуры в просторечии называется «сбить», «убить» или «съесть» её. Это можно сделать (но вовсе не обязательно), если фигура противника находится на траектории движения твоей фигуры, и сейчас твой ход. После взятия «пострадавшая» фигура убирается с доски, а «съевшая» её фигура оппонента становится на её клеточку.

Есть два исключения: конь и пешка. Конь «сбивает» фигуру не по траектории своего движения, а только в конечной точке своего хода. Пешка же, напомним, берёт фигуру противника не по траектории движения (ходит она прямо), а «наискосок».

Есть ещё одно правило взятия фигуры для пешек. Оно называется «взятие на проходе». Как мы помним, свой самый первый ход любая пешка может сделать не на одну, а сразу на две клеточки вперёд. Но: только если первая из этих клеток не находится под ударом пешки соперника. В противном случае, он имеет право взять эту пешку «на проходе», продвинувшись вперёд на одну клетку по диагонали.

Подарок Харуна Ар-Рашида

Как считают ученые, шахматы возникли в Индии. Возникли как развлечение сильных мира сего (или, точнее, мира того), как игра царей.

Арабский путешественник аль-Масуди, побывавший в X веке в Индии, писал, что он видел шахматные фигуры, изображавшие людей и животных. Эти фигуры были таких размеров, что человек должен был встать на ноги, чтобы передвинуть любую из них с места на место.

Такие шахматы представляли немалую ценность, они делались либо из слоновой кости, либо из редких пород дерева, были инкрустированы драгоценными камнями. Хранили их обычно в сокровищницах царей. Неудивительно, что археологам не удалось найти подобные фигуры. Их невозможно выбросить с мусором, уронить или забыть. Зато ценность этих фигур их и погубила — из них выламывали драгоценности, в конечном счете уничтожали. Ни одна такая фигура до нас не дошла. Мы можем судить о их виде по средневековой арабской (а не индийской) фигуре, хранящейся в одном из парижских музеев. По преданию, она входила в комплект шахмат, преподнесенный в свое время в подарок посольством легендарного Харуна ар-Рашида Карлу Великому.

Ее относят к девятому столетию. Фигура вырезана из слоновой кости и выполнена с исключительным мастерством. Это раджа на слоне, окруженный телохранителями, человек-бог, грозный повелитель, сокрушающий врагов на своем пути. По замыслу это – куда больше, чем просто фигура для игры. Перед нами — символ феодальной системы, символ единовластия.

Известно имя мастера, создавшего изумительную скульптуру, — Юсуф ал-Бахили. Оно вырезано на основании фигуры древним куфическим письмом. Историки установили, что племя Бахили, к которому принадлежал художник, обитало в окрестностях города Басры.

В свое время вокруг «раджи» разгорелась жаркая дискуссия. Некоторые историки утверждали, что скульптура вообще никакого отношения не имеет к шахматам. Как известно, Коран запрещает изображать людей и животных, поэтому фигура — явное нарушение законов Пророка. Однако во времена Харуна ар-Рашида истолкователи Корана не доводили его положения до таких крайностей. Можно полагать, что в то время изготовление такой фигуры еще не считалось грехом.

Стратегия

В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.

  • 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
  • 2 означает, что вы перемещаете корабль.
  • 3 означает, что вы двигаете коня.
  • 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.

Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.

Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске

Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага

По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Правила игры

Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.

Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.

Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.

Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.

Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).

Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.

Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.

Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.

В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые

Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.

В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.

В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.

Легенда о происхождении игры Чатуранга (игра четырёх королей)

Легенда гласит, что Индия экспортировала древнюю форму шахмат в Персию, подарив шахиншаху (древний персидский монархический титул) Хосрову Ануширвану игру, изобретенную специально для него: игру «четырех королей» или «чатуранга».

Когда арабы завоевали Персию, они влюбились в эту игру. Первые книги по шахматам были написаны на арабском языке, халифы Багдада принимали к себе лучших игроков.

Затем шахматы распространились по мере того, как арабы утвердили свое влияние на недавно завоеванных территориях. На Западе игра достигла Северной Африки и Средиземноморья, закрепилась в новой провинции Аль-Андалус, ныне Андалусия — самая южная провинция Испании. Созданные здесь университеты мавров обучали исламской культуре, в том числе шахматам.

Стратегия достигла христианского Запада в конце 10 века, а еще раньше Китая и Японии. Торговля также принесла игру скандинавским и русским народам к концу 11 века.

За столетия игра претерпела глубокие изменения, каждое общество разработало правила со своими собственными кодексами. Несмотря на то что они имели одно и то же происхождение, ранние индийские, китайские и японские игры не имели ничего общего с западными шахматами.

Чатуранга означает «четыре конечности», или «четыре части», поэтическая отсылка к четырем подразделениям армии, которые использовались в Индии в древние времена: пехота, колесницы, кавалерия и слоны. Добавьте к ним раджу и его визиря, и у вас будет шесть различных типов фигур из игры в чатурангу.

Многие другие виды шахмат в мире произошли от чатуранги. В седьмом веке персы переняли эту игру и назвали ее чатранг. Они, в свою очередь, передали его арабам, которые назвали его шатрандж. Шатрандж передавался европейцам с десятого века и далее, а в конце пятнадцатого века он стал шахматами сегодняшнего дня.

В восточном направлении игра была перенесена в Китай, где она претерпела метаморфозу сян ци, самой популярной версии шахмат в современном мире. Другие восточные версии шахмат, такие как сеги в Японии, мак-рук в Таиланде и ситтуин в Бирме, все они использовали элементы чатуранги. Одной из ранних форм Чатуранги была игра для четырех игроков с игральными костями, иногда известная как Чатураджи.

Когда изобрели шахматы

Историки шахмат считают, что возникли они примерно в 6 веке н.э. К этому времени относятся самые ранние найденные документы. Это если говорить о тех шахматах, которые имеют знакомый нам вид и известные правила. При этом есть множество доказательств того, что до появления сегодняшних шахмат существовали похожие настольные игры, в основе которых также лежала тактика ведения битвы, главной фигурой был шах (полководец), и в помощниках у него было его войско.
В пример приводится некая персидская поэма, написанная в 600 году н.э., где упоминаются индийские шахматы и говорится, что в Персию они проникли из Индии.
Гарольд Мэррей, английский востоковед и выдающийся историк шахмат, в своем капитальном труде “История шахмат” (1913 г.) даже называет точную дату возникновения шахмат – 570 год н.э. Он утверждает, что до 570 года не было никаких сведений о шахматах, хотя единичные путешественники тех времен подробно описывали Индию, но об этой игре не упоминали.
В 700 году уже встречаются первые упоминания о шахматной игре вслепую, т.е. не глядя на доску.
В 8 веке уже появляются сведения о квалификационных турнирах!
А в 9 веке – первый трактат о шахматах Аль-Адли.

Варианты шахматной игры

В исторических материалах описываются разнообразные варианты игры в индийские шахматы, в каждом из них приводились определенные правила хождения фигур по доске:

  • Цитадель – играется на доске с количеством полей 10х10, а на углах предусмотрены вспомогательные поля («цитадели»), где стоят боевые фигуры, имеющие право ходить по аналогии с современным слоном.
  • Четыре сезона – один из вариантов индийских шахмат на стандартной доске для двух пар соперников.
  • Длинные шахматы – игроки соперничают на доске 4х16, играя обычным для шатранджа набором фигурок. Ограничение ходов происходит путем выбрасывания игральных костей.
  • Шахматы из Византии – соперники играют стандартными фигурами на доске округлой формы.
  • Шахматы Тамерлана – используется доска 11х10, где предусмотрены вспомогательные поля-цитадели и фигурки, несколько разновидностей пешек.

Шахматы зародились и получили свое развитие в Индии. До сих пор многие индийские шахматисты доказывают свое мастерство в мировых турнирах. Так, Вишванатан Ананд выиграл титул мирового чемпиона в 2000-2002, 2007, а в 2010 подтвердил высокое звание непобедимого чемпиона.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий