Блиц в шахматах: правила игры и особенности

Советы по игре в блиц

При игре в блиц следует помнить, что стратегия игры без добавления времени и с добавлением, — разная.

Без добавления гораздо больше шансов закончить партию в результате просрочки времени. Когда шахматист добился преимущества, достаточного для победы, но у него остается 3-5 секунд, — он уже может не успеть поставить мат и проиграет по времени.

Соответственно архи важно держать «резерв» времени», не загоняя себя в цейтнот, из которого уже не выбраться. Генрих Чепукайтис, мастер, специализировавшийся на молниеносной игре, советовал:

Генрих Чепукайтис, мастер, специализировавшийся на молниеносной игре, советовал:

  • В блиц  выигрывает не тот, кто играет сильнее, а тот, чей соперник играет слабее
  • Ставьте соперника перед выбором. Он сам напортачит и найдет способ проиграть
  • Иногда выбить соперника из колеи неожиданным или даже бестолковым ходом – прямой путь к победе

И еще цитата из книги Чепукайтиса

«Ходить надо ближе к кнопке

Это — очень важно! Помните: движения ваших рук должны опережать мысль. Не ходите туда, куда смотрите, не смотрите, куда пойдете»

История[]

Наиболее раннее свидетельство молниеносной игры — организация одним из лондонских шахматных клубов турнира (1897), где на обдумывание 1 хода полагалось 30 секунд. Впоследствии время на обдумывание 1 хода сократилось до 5—10 секунд. Совершенствование шахматных часов способствовало распространению новой системы молниеносной игры, при которой определённое время (обычно 5 мин) отводилось на всю партию, так называемая пятиминутка.

Молниеносной игрой мастерски владели многие чемпионы мира и другие шахматисты;
Шаблон:Цитата

В июле 1914 года X. Р. Капабланка выиграл в Берлине матч из 10 блицпартий (5 секунд на 1 ход) у Эм. Ласкера — 6½ : 3½;

Шаблон:Цитата

В 1945 году Р. Файн провёл сеанс молниеносной игры на 4 досках «вслепую» (10 сек на ход) и выиграл все партии, в том числе и у будущего гроссмейстера Р. Бирна. Из современных шахматистов крупных успехов в молниеносной игре добивались Д. Бронштейн, М. Таль, Т. Петросян, Р. Фишер, А. Карпов, Г. Каспаров. Хорошие результаты в молниеносной игре показывают и шахматисты, нередко имеющие скромные достижения в обычных шахматах.

Мнения о ценности молниеносной игры разные: одни (например, М. Таль) видят её достоинства в динамизме и зрелищности, полагая при этом, что молниеносная игра развивает реакцию шахматного мышления, служит тренировкой для игры в цейтноте, другие (например, М. Ботвинник) считают молниеносную игру в творческом отношении малопродуктивной.

Другие правила шахмат

  • Пешка, достигнув последнего поля, может быть повышена до ферзя, ладьи, слона или коня, в тот же ход – этот процесс называется превращением пешки. Результат превращения происходит сразу же. Поэтому, если пешка превращается в ферзя, ферзь, если ситуация позволяет, сразу ставит шах или даже мат вражескому королю.
  • Каждый ход должен совершаться одной рукой.
  • Фигура, за которую игрок уже взялся, должна быть обязательно передвинута, только если ее передвижение не ставит своего короля под шах. Это правило называется «взялся – ходи».
  • Если затронута вражеская фигура, то она должна быть взята, если это возможно. Если это не возможно, то игра продолжается, как будто фигуру и не затрагивали.
  • Игрок может поправить фигуру на доске во время своего хода, сказав при этом «поправляю».
  • Во время рокировки сначала передвигается король, и затем ладья.
  • Когда используются часы, кнопка на них должна нажиматься той же рукой, которая двигала фигуру во время хода.
  • Игра должна проводиться с уважением к оппоненту. Игрок не должен отвлекать или мешать своему оппоненту.
  • Игрок может добровольно сдаться, в случае чего он проигрывает, а его противник выигрывает. Также игрок может предложить ничью – если противник принимает предложение, объявляется ничья, иначе игра продолжается.
  • Правило 50 ходов: если было совершено 50 последовательных ходов, как белыми, так и черными, и при этом не было ни одного взятия, и не было ни одного хода пешкой, можно потребовать ничью.

Существуют также и некоторые другие правила шахмат. Полный список правил смотрите на официальном сайте FIDE.

Советы по игре в быстрые шахматы

Для победы нужно не только умение мыслить. Важна быстрота реакции и хорошая память, позволяющая держать в голове сценарии поединков. В классической игре ценится умение терпеливо взвешивать и обдумывать все действия. В быстрых шахматах желание просчитать каждую схему влечёт риск попасть в цейтнот. Он может перечеркнуть все старания соперников, когда рапид ведётся без добавочных минут.

Одна из стратегий — загнать противника в цейтнот, заставив его с первых мгновений думать над каждым ходом.

Шахматисты, находясь в острой позиции, выбирают тактику в зависимости от способа контроля времени. Если играют по схеме «до окончания партии», неплохим решением будет переходить в проигранный эндшпиль. Тогда у противника не останется времени, чтобы победить, проведя ферзя.

Если временной запас пополняется, то противник легко может навязать собственную стратегию, зная, что секунды капают после каждого действия на поле.

Для справки: два года подряд, в 2014-м и 2015-м, чемпионом мира в этом виде спорта становился М. Карлсен (Норвегия). В. Ананд (Индия) тоже дважды завоёвывал звание: в 2003-м и 17-м. Побеждали: В. Иванчук, С. Карякин, Г. Камский, Ш. Мамедьяров, Л. Аронян, из женщин — А. Музычук.

Мировой чемпионат по быстрым шахматам был проведён впервые в 2001 году. Его выиграл Г. Каспаров (Россия). Спустя два года произошла новая битва, после чего в течение шести лет встречи такого уровня не проводились. Только с 2012 года они стали ежегодными.

История

Наиболее раннее свидетельство молниеносной игры – организация одним из лондонских шахматных клубов турнира (), где на обдумывание 1 хода полагалось 30 секунд. Впоследствии время на обдумывание 1 хода сократилось до 5-10 секунд. Совершенствование шахматных часов способствовало распространению новой системы молниеносной игры, при которой определённое время (обычно 5 мин) отводилось на всю партию, так называемая пятиминутка.

Молниеносной игрой мастерски владели многие чемпионы мира и другие шахматисты;

В июле 1914 X. Р. Капабланка выиграл в Берлине матч из 10 блицпартий (5 секунд на 1 ход) у Эм. Ласкера – 6½: 3½;

Одним из сильнейших по составу турниров по молниеносной игре явился Всесоюзный турнир гроссмейстеров в Москве (март, ):
1. Т. Петросян – 14½ очков из 15;
2. В. Корчной – 11½;
3. Ю. Балашов – 10½;
4-6. А. Котов , М. Таль и Р. Холмов – по 9½.

Матч за 1-2-е место: Г. Каспаров – Я. Тимман – 1½: ½.

Победителем 1-го неофициального чемпионата мира по молниеносной игре () стал М. Таль .

В Москве в ноябре 2010 года проходил Мемориал Таля, после которого состоялся чемпионат мира по блицу. Тройка лидеров: Л.Аронян, Т.Раджабов, М. Карлсен.

важность

В XIX веке, до появления шахматных часов, проводился «блиц объявления», в котором судья отдавал команду хода каждые пять или десять секунд . В течение долгого времени блиц-шахматы серьезно не признавались Всемирной шахматной федерацией ФИДЕ как форма соревнований, а также были популярны среди большинства гроссмейстеров как развлекательное времяпрепровождение, которым предавались во время перерывов между турнирами. Сила молнии обычно не была мерой уровня мастерства в турнирных шахматах; некоторые гроссмейстеры (например, экс-чемпион мира Анатолий Карпов ) дошли до того, что классифицировали блиц-шахматы как вредные для их уровня мастерства.

Это негативное отношение к блиц-шахматам изменилось с появлением шахматных интернет-платформ и с тех пор, как примерно с 2006 года ФИДЕ начала регулярно организовывать блиц-шахматы, в том числе на уровне гроссмейстеров. Сейчас есть очень богатые турниры по чистому блицу и быстрым шахматам. Существуют также формы турниров, в которых классические шахматы сочетаются с блицем и быстрыми шахматами, например, на Гран-при ФИДЕ или Гранд-шахматном туре . Кроме того, быстрые шахматы и блиц используются в качестве тай- брейка во многих классических шахматных турнирах . Чемпионат мира по шахматам 2016 определялся только в быстрые шахматы.

Блиц-шахматы также популярны как развлекательная и развлекательная форма шахмат, в которые играют в основном по игровым вечерам в шахматных клубах или в шахматных барах (часто за деньги).

различный

Известна молниеносная сила ведущих шахматных программ, таких как Fritz и Shredder , против которых у игроков ниже силы гроссмейстера больше нет шансов. Еще в 1994 году Фриц выиграл сильный блиц-турнир в Мюнхене вничью с Гарри Каспаровым , который тогда сумел победить в плей-офф.

На практике блиц-турниры часто проводятся по так называемой слайд-системе .

В блиц-игры часто играют как плей-офф в турнирах, которые проводятся по системе нокаута, и в соревнованиях, если в предыдущих играх не было принято решение. Часто разыгрывается заранее определенное четное количество блиц-партий со сменой цветов. Если этот тай-брейк также дает равный результат, решение часто принимается в так называемой игре « Внезапная смерть» или « Армагеддон» : игрок с белыми фигурами должен выиграть, но у него больше времени, чтобы подумать об этом, чем у игрока с черные фигуры, ничьей достаточно для продвижения или победы в соревновании.

Шахматы-пули , популярные на шахматных серверах, отличаются от Blitz , в котором у каждого игрока меньше трех минут, обычно одной минуты на игру.

Все более популярной формой на шахматных серверах является Banter Blitz (по-немецки также Geschwätzblitz ). Сильный, в основном выдающийся игрок играет против более слабых оппонентов и комментирует игры вживую. Поскольку многим любителям интересно соревноваться с профессионалами и, таким образом, учиться, Banter Blitz используется несколькими шахматными серверами в качестве стимула для покупки премиум-аккаунтов за определенную плату.

Игра по 1-2 минуты в середине партии

Используйте игру на разных флангах. Перенос внимания соперника с одного края доски на другой требует больших затрат времени и серьезной концентрации. С этими же целями можно, например, в ответ на атаку соперника на ферзевом фланге, организовать контратаку на королевском, даже если потенциально она не принесет плодов.

Обратите внимание на коней – их ходы могут вызывать наибольшую задумчивость соперника, ведь ширина их влияния охватывает значительную часть доски, в т.ч. поля, закрытые от прямого “влияния” других фигур

Если при игре на выигрыш у вас больше времени и есть возможность повторения ходов – повторяйте! Но не допускайте троекратного повторения позиции, которое приведет к ничьей. Примером может служить возможность вечного шаха – можно сделать пару повторений, а потом продолжить игру на победу.

Суперблиц против слабого игрока

  • играйте от атаки
  • как можно быстрее вскрывайте пешечный центр и организовывайте атаку на короля
  • используйте массивное наступление пешек на позицию вражеского короля, даже путем вскрытия собственной позиции
  • по возможности не меняйте фигуры, они понадобятся для атаки

Имейте ввиду, что слабый шахматист способен играть намного быстрее вас (делать до 10 ходов в секунду), однако большинство его ходов будет некачественными и без плана

Поэтому важно как можно быстрее разработать свой план атаки и приступить к его реализации. Промедлив, вы можете оказаться в условиях, когда времени для реализации перевеса будет недостаточно

Суперблиц против сильного игрока

  • играйте от защиты
  • играйте закрытые варианты, не разменивайте пешки
  • чаще меняйте фигуры

Чаще всего сильные игроки играют на победу, а не двигают фигуры просто так

Поэтому очень важно создать такую оборону в собственном лагере, прорыв которой потребует максимального числа ходов. Разыграв закрытую систему с устойчивой пешечной цепью, не торопитесь делать рокировку – в углу король будет уязвимее, чем в центре, где он может скрываться за плотным слоем собственных пешек и фигур

Специфика[]

От молниеносной игры следует отличать игру с укороченным контролем времени, в том числе так называемые «быстрые» («активные») шахматы (шашки).

Блиц отличается от шахмат с обычным контролем тем, что от игрока требуется более быстрый расчет вариантов, а также хорошая техника разыгрывания стандартных ситуаций, когда решающим фактором становится время. Блиц — наиболее распространённый вид игры в шахматы on-line. Чемпионом интернета в игре по 1 минуте является американский гроссмейстер Хикару Накамура, который является очень сильным игроком в блиц и достигал самых высоких рейтингов в мире на ICC. Популярность игры в блиц по 3 минуты и менее в режиме on-line обусловлена тем, что при таком контроле времени трудно пользоваться подсказками сильных шахматных программ, выиграть блиц у которых практически невозможно. Партия в суперблиц человека против программы может длиться более 50 ходов (менее 1 секунды на ход), где человеку трудно не ошибиться и не проиграть. Напротив, у шахматной программы вероятность ошибки сведена к минимуму, к тому же в них, как правило, заложена «невозможность» уронить флаг.

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

  • Шах
  • Мат
  • Пат
  • Ничья

Соревнования[]

Соревнования по молниеносной игре пользуются популярностью: в ряде стран проводятся национальные чемпионаты. В СССР традиционными стали блицтурниры на приз газеты «Вечерняя Москва». Они проводятся ежегодно с 1947 года, став открытыми чемпионатами Москвы (победитель 1-го чемпионата — Ю. Авербах). Победителями становились: М. Таль (10), Е. Васюков (6), Д. Бронштейн (5), Т. Петросян (4), А. Морозевич (2). Как правило, на этом турнире собирается сильный состав участников, среди которых международные мастера и гроссмейстеры. Так, в финале турнира 2009 года 5 из 22 шахматистов имели рейтинг ЭЛО выше 2700, а рейтинг-фаворит — 2770.

  • 1. А.Грищук — 17 очков из 20;
  • 2-3. А. Морозевич, С. Карякин — по 16½;
  • 4.В. Малахов — 14.

Для женщин соревнования по молниеносной игре проводятся газетой «Московский комсомолец».

Одним из сильнейших по составу турниров по молниеносной игре стал Всесоюзный турнир гроссмейстеров в Москве в марте 1971 года:

  • 1. Т. Петросян — 14½ очков из 15;
  • 2. В. Корчной — 11½;
  • 3. Ю. Балашов — 10½;
  • 4-6. А. Котов, М. Таль и Р. Холмов — по 9½.

После «матча века» (1970) в Югославии (Херцегнови) состоялся международный турнир по молниеносной игре:

  • 1. Р. Фишер — 19 очков из 22;
  • 2. М. Таль — 14½;
  • 3. В. Корчной — 14;
  • 4. Т. Петросян — 13½;
  • 5. Д. Бронштейн — 13;
  • 6. В. Горт — 12;
  • 7. М. Матулович — 10½;
  • 8. В. Смыслов — 9½;
  • 9. С. Решевский — 8½;
  • 10. В. Ульман — 8;
  • 11. Б. Ивков — 7½;
  • 12. П. Остоич — 2.

По окончании турнира «звёзд» в Брюсселе (1987) был также проведён международный турнир по молниеносной игре (2 круга):

  • 1. Г. Каспаров — 17 очков из 22;
  • 2. Я. Тимман — 15;
  • 3—4. А. Карпов и Л. Любоевич — по 12½;
  • 5. Р. Хюбнер — 12;
  • 6—7. В. Корчной и Н. Шорт — по 11;
  • 8. М. Таль — 10½;
  • 9—10. Б. Ларсен и Г. Сосонко — по 8;
  • 11. Дж. ван дер Вил — 7½;
  • 12. Э. Торре — 7.

Матч за 1-2 место: Г. Каспаров — Я. Тимман — 1½ : ½.

Победителем 1-го неофициального чемпионата мира по молниеносной игре (1988) стал М. Таль.

В Москве в ноябре 2010 года проходил Мемориал Таля, после которого состоялся чемпионат мира по блицу. Тройка лидеров: Л.Аронян, Т.Раджабов, М. Карлсен.

С 9 по 15 октября 2015 года в Берлине прошёл чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу, на котором чемпион мира по им обоим Магнус Карлсен защитил оба этих титула.

Особые правила

Механические (аналоговые) шахматные часы

В отличии от обычных турниров шахматы, хода не должны быть отмечены в блицу .

В правилах ФИДЕ до 2017 года еще одна особенность заключалась в том, что несоответствующий ход мог быть исправлен только в том случае, если рассматриваемый игрок еще не управлял своими часами. После нажатия на часы это приводило к немедленному проигрышу игры, при условии, что противник это заметил и пожаловался. С 1 января 2018 года правила ФИДЕ предусматривают временное наказание за первый неправильный ход. Это изменение вызывает споры среди игроков. В любительских турнирах без оценки Эло многие организаторы продолжают использовать старую стандартную версию.

Судья должен заметить неправильный ход, или противник должен подать жалобу до того, как соперник коснется фигуры, чтобы переместить ее. Применяется правило, согласно которому незаконный ход «легализуется», если противник затем делает свой ход и управляет своими часами. Исключением являются позиции, в которых оба короля находятся под шахом или пешка находится на заднем ряду соперников. Такие позиции рисуются рефери в конце следующего хода.

Если шахматная команда не соблюдается, то в очень старых версиях правил также было принято бить короля. Между тем, захват короля на следующем ходу больше не разрешен. Вместо этого игрок на ходу должен заявить о выигрыше, не делая своего хода. Если он по-прежнему бьет короля соперника и заявляет, что игра выиграна, судья должен предупредить игрока о нарушении правил (попадании в короля), но принять заявку на победу.

Принимая решение о выигрыше или ничьей после жалобы на неправильный ход или выпадение бумаги, следует отметить, что игра может быть оценена как победа только того соперника, у которого упал флаг или который сделал неправильный ход. если он может поставить мат любой серией разрешенных ходов . Эндшпиль, например, король и несовершеннолетний против короля и несовершеннолетнего или пешка быть подсчитаны как победа, при условии , что эти две второстепенные персонажи не являются епископы одного и того же цвета, так как вспомогательный мат является все еще возможно . Мертвые позиции рисуются вне зависимости от того, сколько материала осталось на доске.

Как фиксировать просроченное время

Шахматы — благородная игра, основанная на доверии и уважении. Если за доской встречаются опытные соперники, конфликт маловероятен, а неоднозначные ситуации разрешаются на месте, без апелляций.

Как быть в рапиде с просрочкой времени? Необходимо грамотно обозначить её. Если ошибиться, секунды могут сыграть против вас.

Алгоритм:

  1. Остановить часы, сделав это раньше соперника. В противном случае вы сами станете нарушителем, если часы другого игрока уже переставлены на ваше время.
  2. Дать сопернику знать о просрочке, указав рукой или сказав: «Время!» Чаще всего этого хватает, и вызывать арбитра не приходится.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий