Как поставить мат ладьей

История

В ранних санскритских шахматах ( около 500–700) короля можно было и на этом игра заканчивалась. В персы (с. 700-800) выдвинул идею предупредив , что король был под атакой (объявляя чек в современной терминологии). Это было сделано, чтобы избежать раннего и случайного окончания игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя поставить под шах или оставить под шахом. В результате король не мог быть схвачен, и мат был единственным решающим способом закончить игру.

Примерно до 1600 года в игре также можно было выиграть, взяв все фигуры противника, оставив только голого короля . Этот стиль игры теперь называется аннигиляцией или робадо . В средневековье игроки стали считать более благородным выигрывать матом, поэтому на какое-то время аннигиляция превратилась в половинчатую победу, пока от нее не отказались.

Мат слоном и конем

Матовые изображения

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Диаграмма 1: с коня и слона в правом углу

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Диаграмма 2: Мат с конем и слоном рядом с правильным углом.

Мат со слоном и прыгуном считается самым сложным из всех элементарных матов. Основная проблема состоит в том, чтобы поставить мат противостоящему королю, соблюдая правило 50 ходов . В случае наиболее неблагоприятной исходной позиции для партии с малыми фигурами и лучшей контригры голого короля, мат может быть форсирован максимум за 33 хода; стандартное значение в литературе – от 30 до 35 ходов. В результате атакующему требуется неизменно точная игра, потому что даже одна ошибка может, например, привести к тому, что голый король вырвется из матовой сетки на краю к центру доски, что затрудняет или даже делает невозможным придерживаться ее. правило 50 ходов.

Даже для опытных или профессиональных шахматистов это матовое лидерство является сложной задачей. В 2013 году, например, тогдашняя чемпионка мира Анна Ущенина пропустила встречу с бегуном и прыгуном у Ольги Гирджи .

Есть два так называемых правильных угла, а именно те угловые квадраты, которые бегун может атаковать. Мэт может быть принужден только к такому угловому полю или рядом с ним. На диаграмме 1 показан мат в правильном угловом поле. На второй диаграмме сопряжение показано рядом с правильным угловым полем.

Защищающийся король должен сначала попытаться оставаться ближе к центру доски как можно дольше, а затем целиться в угол, который слон не может контролировать.

Путь из неправильного угла в правильный

Атакующий король контролирует три фронтальных поля противника в тесном противостоянии, а две второстепенные фигуры устраняют его боковые уклонения. Таким образом, король оказывается на обочине, а это задача не из легких для неопытных игроков. Единственный король пытается направиться в неправильный угол (это правильный угол для его ворот).

Существует метод использования слона и коня, чтобы загнать короля из неправильного угла в правый, чтобы заставить там мат. Эта процедура называется маневром W, потому что перемычка делает зигзагообразные движения, похожие на букву W.

Диаграмма 1

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Диаграмма 2

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

1. Nb3 + Kc6 2. Bf7 Kd6 3. Kb5 Ke7 4. Bc4 Kd6 5. Nd2 Ke5 6. Kc5 Kf4 7. Kd6 Kf5 8. Bd3 + Kf6 Король бежит в черный квадрат 9. Nf3 Kf7 10. Ke5 ! Kg7 10.… Ke7 11. Bc4 Kd7 12. Nd4 Kc7 13. Ke6 Kb6 14. Nb3 и король удерживается в белопольном углу. 11. Ng5 Kg8 12. Kf6 Kf8 13. Nf7 Kg8 14. Bf5 Kf8

Короля загнали в угол, и теперь его можно систематически толкать на белопольное угловое поле a8. С этого момента мат будет делать максимум 18 ходов

Обратите внимание на маневр прыгуна W.
15. Bh7 Ke8 16

Ne5 Kd8 17. Ke6 17. Be4 Kc7 18.Nc4 ведет к воротам. 17.… Kc7 18. Nd7 Kb7 18.… Kc6 19. Bd3! 19. Bd3 Kc6 20. Ba6 Kc7 21. Bb5 Kd8 22. Kd6 Ke8 23. Bc4 Kd8 24. Bf7 Kc8 25.Nc5 Kd8 26. Nb7 + Kc8 27. Kc6 Kb8 28. Kb6 Kc8 29. Be6 + Kb8 30. Bd7 Ka8 31. Nc5 Kb8 32.Na6 + Ka8 33. Be4 #

В открытии

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Будапешт товарищ

Иногда в начале игры возможен задушенный мат . Один из самых известных и наиболее часто встречающихся – это Будапештский гамбит . Возникает после 1. d4 Nf6 2. c4 e5 3. dxe5 Ng4 4. Bf4 Nc6 5. Nf3 Bb4 + 6. Nbd2 Qe7 7. a3 Ngxe5 8. axb4 ?? Nd3 # (последняя позиция слева)

Обратите внимание, что коня взять нельзя, потому что пешка на е2 прикреплена к белому королю черным ферзем на е7

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Блэкберн Шиллинг товарищ

Другой печально известный пример – так называемый « Шиллинг-гамбит Блэкберна » (названный в честь английского игрока 19 века Джозефа Генри Блэкберна , предположительно потому, что он использовал его, чтобы выиграть шиллинги у любителей). Идет: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nd4 ?! 4. Nxe5 !? Qg5! 5. Nxf7 ?? Qxg2 6. Rf1 Qxe4 + 7. Be2 Nf3 # (финальная позиция справа). В защите Каро – Канна есть известная ловушка : 1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4 4. Nxe4 Nd7 5. Qe2 !? Кgf6 ?? 6. Кd6 # . Эта ловушка унесла множество жертв, возможно, самым ранним зарегистрированным примером является одновременная выставка Алехина- Четыре любителя , Пальма-де-Майорка, 1935 год.

Вступление

Тимман против Шорта, 1990
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Конечная позиция

Для того чтобы в игре случился такой задушенный мат, обычно необходимо пожертвовать чтобы заставить фигуры задушить короля – игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы сделать задушенный мат возможным. Один метод особенно распространен и включает в себя: чек с рыцарем принуждая короля в углу доски, затем переместив рыцаря прочь поставить двойную проверку от королевы и рыцаря, а затем пожертвовать ферзя , чтобы заставить ладью рядом с король, затем вязка с рыцарем.

Пример можно найти в партии Ян Тимман – Найджел Шорт на турнире в Тилбурге в 1990 году . Из позиции на диаграмме игра продолжилась 27. Nf7 + Kg8 28. Nh6 ++ Kh8 29. Qg8 + Rxg8 30. Nf7 #

(Обратите внимание, что белые форсируют мат, даже если их ладья и пешка на e7 будут удалены с доски, а у черных конь на f6. В этом случае 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 ++ Kh8 (28 ..

Kf8 29 .Qf7 #) 29.Qg8 +! Nxg8 (или 29 … Rxg8) 30.Nf7 все еще маты.) Этот прием настолько распространен, что имеет собственное название: Мат Филидора или Наследие Филидора (в честь Франсуа-Андре Даникана Филидора ). Это что-то вроде неправильного употребления, поскольку это ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах 1497 года, Repetición de Amores e Arte de Axedrez , который предшествует Филидору на несколько сотен лет.

использованная литература

Библиография

  • Берджесс, Грэм (2009), Шахматная книга Мамонта (3-е изд.), Running Press, ISBN 978-0-7624-3726-9
  • Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 в мягкой обложке)
  • Эммс, Джон (2004), Начало: Незначительные финалы пьес , Everyman Chess , ISBN 1-85744-359-4
  • Хорошо, Рубен (1941), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-679-14002-6
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
  • Голомбек, Гарри (1976), Шахматы: История , Putnam, ISBN 0-399-11575-7
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
  • Хауэлл, Джеймс (1997), Essential Chess Endings: Руководство для турнирных игроков , Batsford , ISBN 0-7134-8189-7
  • Просто, Тим; Бург, Дэниел Б. (2003), Официальные правила шахмат шахматной федерации США (5-е изд.), Маккей, ISBN 0-8129-3559-4
  • Курцдорфер, Питер (2003), , Адамс Медиа, ISBN 978-1-58062-586-9
  • Леви, Дэвид ; Новорожденный, Монти (1991), Как компьютеры играют в шахматы , Computer Science Press, ISBN 0-7167-8121-2
  • Маккин, Эрин (2005), Новый Оксфордский американский словарь (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517077-1
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные окончания , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
  • Мюррей, HJR (2012) , История шахмат , Skyhorse, ISBN 978-1-62087-062-4
  • Пандольфини, Брюс (1988), Курс эндшпиля Пандольфини , Fireside, Саймон и Шустер, ISBN 978-0-671-65688-1
  • Пандольфини, Брюс (2009), Семинар по эндшпилю: принципы для практичного игрока , Russell Enterprises, ISBN 978-1-888690-53-8
  • Ройкрофт, Джон (1972), Шахматы в пробирке , Лондон: Фабер и Фабер, ISBN 0-571-09573-9
  • Сейраван, Яссер (2003), Winning Chess Endings , Everyman Chess, ISBN 1-85744-348-9
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 978-1-890085-10-0
  • Снейп, Ян (2003), « Шахматные концовки стали простыми: как с уверенностью подойти к эндшпилю» , Gambit Publications, ISBN 1-901983-97-8
  • Спилман, Джон ; Тисдалл, Джон ; Уэйд, Боб (1993), Batsford Chess Endings , BT Batsford, ISBN 0-7134-4420-7
  • Sunnucks, Энн (1970), Энциклопедия шахмат , St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1

Значимость фигуры

Как Вы могли заметить, рядовые фигуры шахмат – «пушечное мясо», уж простите за выражение. Но это «мясо» многочисленно (целых восемь штук, в то время, как других фигур – 1-2), и в руках умелого игрока оно способно загнать в угол даже самую сильную фигуру.

Слышали выражение «Один в поле не воин»? Оно применимо к одной пешке – она мало что решает, и не сможет одна повлиять на ход «боя». Но вот их объединение из нескольких фигур способно поставить мат королю. Проще говоря, вместе – сила, поодиночке – ничто. Сразу вспомнилась шахматная партия из экранизации первой части Гарри Поттера.

Я вот дерзнул отнести пешку к фигурам, и боюсь, что сейчас на меня набросятся гроссмейстеры с криком «Пешка не фигура!». Но сделал я это для обобщения и лучшего понимания, хотя гроссмейстеры правы – пешка фигурой не является. Пешка – это пешка, а фигуры – это все остальные «действующие лица» шахматной партии. Кстати, фигуры делятся на легкие и тяжелые, и ни к одной классификации пешка не относится, подтверждая свой низкий статус.

Особенности

Главный «козырь» пешек – их массовость. Но на этом их особенности не заканчиваются. В начале игры любая пешка (не заблокированная: перед ней нет ни союзных, ни вражеских фигур) имеет возможность походить на два поля сразу (один квадрат – одно поле). То есть пешка из исходной позиции может перепрыгнуть один квадрат.

Подобное превращение может произойти со всеми пешками (если, конечно, удастся их дотащить до тыла противника). Таким образом, на шахматном поле у Вас может быть сразу 9 королев. Только представьте! Хотя подобный исход маловероятен, но по правилам все «законно».

В зависимости от положения на поле, у пешек может быть разный статус: блокированная, изолированная, проходная и так далее. Не буду в это вникать – это так, прикладная терминология, которую знать положено только ярым фанатам этой игры.

Редкие маты

В некоторых редких позициях можно принудительно поставить мат королем и конем против короля и пешки.

Товарищ стэммы

Товарищ стэммы

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые побеждают любой стороной.

На диаграмме, показывающей мат Стаммы (названный в честь Филиппа Стаммы ), ход белых побеждает:

1. Nb4 + Ka1
2. Крc1 a2
3. Nc2 #

Белые также выигрывают, если черные ходят первыми:

1 … Ka1
2. Nc1 a2
3. Nb3 #

Ногейрас против Гонгоры, 2001 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Этот мат произошел в матче Хесус Ногейрас – Майкел Гонгора , чемпионат Кубы 2001 года (см. Диаграмму), который продолжался:

81. Kc2 Ka1
82. Nc5 Ka2

Если 82 … a2, то 83.Nb3 #.

83. Кd3

Достижение позиции на первой диаграмме с ходом черных.

83 … Ka1
84. Nc1 1–0

Черные сдались здесь; игра продолжалась бы 84 … a2 85.Nb3 #.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых побеждает.

Подобной позиции с конем на d2 более 500 лет, она обозначена как «Partito n. 23» Лукой Пачоли в его MS De ludo scachorum (латинское «Игра в шахматы»), датированной 1498 годом и недавно переизданной ( Gli scacchi) от Aboca Museum Edizioni.

1. Nf3 Ka1
2. Nd4 Ka2
3. Ne2 Ka1
4. Nc1 a2
5. Nb3 #

Необычные товарищи

Есть также позиции, в которых король и конь могут поставить мат королю и слону, коню или ладье; или король и слон могут поставить мат королю слоном на полях другого цвета или конем, но мат не может быть принудительно поставлен, если на доске нет другого материала (см. схемы для некоторых примеров). Тем не менее, он не позволяет этим комбинациям считаться ничьей из-за «недостаточного матового материала» или «невозможности мата» по правилам шахмат ФИДЕ . В Федерации шахмат США правила различны. В типичной позиции, когда противостоит малой, игрок может потребовать ничью, если у него осталось ограниченное количество времени.

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Пандольфини

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат, но нельзя принудительно

Два и три рыцаря

Два рыцаря
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Матовые позиции можно строить, но их нельзя форсировать.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Мат не может быть принудительным. Вот, … Ka8 ?? позволяет мат (Nbc7 #), но … Kc8! избегает этого.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые не могут форсировать мат из-за пат.

Невозможно форсировать мат королем и двумя конями, хотя матовые позиции возможны (см. Первую диаграмму). На второй диаграмме, если черные сыграют 1 … Ka8 Белые могут поставить мат путем 2. Nbc7 # , но черные могут сыграть 1 … Kc8 и избежать угрозы. Задача защитника проста – он просто должен избегать перехода в позицию, в которой ему может быть поставлен мат на следующем ходу, и в таких ситуациях у него всегда есть доступный другой ход.

На третьей диаграмме один конь защищает c1, а другой конь пытается поставить мат. После 1. Ndc3 + Ka1 белым нужно перевести коня с e2 на c2. Но если белые сыграют 2. Nd4 , черные в патовой ситуации .

При некоторых обстоятельствах два коня и король могут заставить поставить мат королю и пешке (или, реже, большему количеству пешек). Выигрышный план, который довольно сложно реализовать на практике, состоит в том, чтобы заблокировать пешку (пешки) противника одним из коней, вывести вражеского короля в безвыходное положение, а затем поставить другого коня на мат. (См. Эндшпиль с двумя конями .)

Три рыцаря

Три коня и король могут заставить мат одинокому королю в течение двадцати ходов (при условии, что одинокий король не может быстро выиграть коня). Эти ситуации обычно встречаются только в шахматных задачах , поскольку по крайней мере один из коней должен быть превращен фигурой , и редко есть причина превращать пешку в фигуру, отличную от ферзя (см. Недостаточное продвижение ).

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий