Шахматы для детей: Стратегия и тактика игры

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Консультация для родителей по занятиям

Конечно, не у всех детей есть тяга к шахматной игре

Но если все же родители хотят привить любовь своего ребенка к такому занятию, то здесь важно замотивировать сына или дочь. Еще до того, как познакомить свое чадо с шахматами, нужно периодически доставать доску и фигурки, расставлять их, потихоньку знакомить ребенка с их названиями, принципами ходов

Также можно при ребенке сыграть несколько партий с членами семьи или друзьями. Есть еще несколько правил и рекомендаций:

  • первое занятие должно длиться не дольше десяти минут;
  • отвечайте на все интересующие ребенка вопросы;
  • второе занятие тоже должно быть непродолжительным, но побольше первого, достаточно 15 минут;
  • перед началом занятий можно дать малышу посмотреть мультфильмы про шахматы.

Во многом и от родителей зависит заинтересованность их ребенка в шахматах. Поэтому обязательно показывайте сыну или дочери, что вам тоже интересна игра. После этого ребенок точно увлеченно начнет расспрашивать о разных аспектах. Как только почувствуете заинтересованность и мотивацию малыша, можно начать водить ребенка на специализированные курсы по шахматам в кружки или к репетитору. Здесь уже педагог будет заниматься с ребенком. Притом такие уроки будут очень полезными: они развивают творческое и логическое мышление, учат победе и проигрышам, малыши смогут овладеть навыками по созданию собственных стратегий и логических цепочек игры.

Как обучать шахматам дошкольников

Вообще, основной функцией игры в шахматы для ребенка становится формирование наглядно-образного мышления. Сам дошкольник становится более усидчивым, вдумчивым, внимательным и целеустремленным. Также занятия учат ребенка не отчаиваться и не расстраиваться при неудачах. Появляется стремление одержать победу над соперником. Вот некоторые задачи и цели шахматной игры:

  • формирование интереса к игре;
  • освоение новых понятий в шахматах (поле, доска, фигура, ход, позиция, взаимодействие);
  • развитие аналитического и логического мышления;
  • умение устанавливать простейшие отношения, самостоятельное решение задач;
  • умение действовать согласно установленным правилам;
  • освоение начальных принципов шахматной игры;
  • практическое использование знаний.

Также дошкольник научится оценивать свою позицию во время игры. Особенно хорошо влияют занятия на внимательность, концентрацию, логику.

Как правильно играть в шахматы?

Вы научились ходить шахматными фигурами по отдельности. Но если все фигуры стоят на шахматной доске, и одна фигура преграждает путь другой, как здесь правильно играть? Тогда следует поступить следующим образом: если на пути стоит ваша фигура, то путь закрыт. Если же стоит фигура другого цвета, путь можно освободить, взяв (побив) ее. Это происходит следующим образом: «вражескую» фигуру вы снимаете с доски и на ее клетку ставите свою бьющую фигуру. Это делается за один ход. Однако брать фигуры необязательно.

Давайте рассмотрим пример:

В этом примере путь черной пешке преградила белая, но черная пешка может побить ладью. Сделав такой ход, она переходит на новую вертикаль и может продолжать по ней движение вперед. Черная пешка, стоящая на «e7» может пройти на восьмую горизонталь двумя путями: просто вперед, или взять коня. И в том, и в другом случае, пешка прошла все шахматное поле и может превратиться в любую фигуру.

Во время игры все фигуры передвигаются по доске, нападают друг на друга, снимаются с доски. Все, кроме одной – короля. Короля сбить нельзя. Ему можно только объявить «шах», то есть предупреждение. Если король получает «шах», нужно немедленно отреагировать, обезопасить его. Это можно сделать, сбив нападающую фигуру, защитив короля другой фигурой, уйдя на безопасное поле. Если нет возможности защитить короля, значит, король получил «мат». Партия проиграна. При записи «шах» правильно будет обозначается +, «мат» – x.

Есть еще два исключения из правил шахмат для начинающих:

  1. Вы знаете, что за один ход можно передвинуть только одну фигуру, однако за время игры каждому игроку разрешается один раз сделать двойной ход – одновременно переставить короля и ладью. Этот ход называется «рокировка». Рокировка делается следующим образом: ладью надо придвинуть к королю, король перепрыгивает через нее и становится с другой стороны. Нельзя делать рокировку, если: король и ладья уже делали ход; королю объявлен шах; после рокировки король и ладья не должны остаться под боем.
  2. Это касается только пешек. Можно побить пешку на проходе, когда она делает двойной ход. Как только пешка противника сделала двойной ход, вы можете снять ее с доски, поставив свою пешку на поле так, будто пешка противника сделала простой ход. Взять пешку на проходе можно только сразу после двойного хода пешки. Не взял сразу – возможность пропадает. Посмотрите на пример. Белая пешка c2 сделала двойной ход и стала на c4. Черная пешка с!4 может снять белую пешку с c4 и стать на cЗ, как будто белая пешка сделала простой ход.

При игре соблюдайте основное правило шахмат и учитесь сразу играть правильно: тронул фигуру – ходи ею. Поэтому пока вы не продумали как следует ход – не прикасайтесь к фигуре.

Вы познакомились с основными правилами шахматной игры и можете попробовать сыграть свою первую шахматную партию.

Если у вас появилось желание научиться хорошо и правильно играть в шахматы, изучить это искусство поглубже, воспользуйтесь специальными сайтами «Шахматы для начинающих», «Как научиться играть в шахматы», шахматной литературой для детей, книгами, журналами, поиграйте в шахматные симуляторы .

Погрузитесь в атмосферу

Детям очень важна атмосфера. Когда вы приводите ребенка в шахматную школу, все здесь формирует особую обстановку и создает мотивацию для занятий. Это и расставленные фигуры, и портреты великих шахматистов, и тренеры, говорящие на «шахматном» языке, и группа таких же ребят, которые пришли заниматься. Практически во всех городах России существуют шахматные кружки или школы, куда можно прийти с ребенком начиная уже с 5-6 лет.

Сейчас очень популярны занятия шахматами по скайпу, и кажется, что это очень удобно — никуда не нужно ехать, ребенок сидит у себя в комнате и онлайн общается с тренером по шахматам, видя на экране компьютера шахматную доску. Однако такой способ подходит не всем, скорее, дистанционные занятия должны дополнять занятия в группе.

Маленьким детям трудно сконцентрировать на экране с шахматной доской, им нужно общаться, переключать внимание и… веселиться

Поэтому ищите, где в вашем городе учат играть в шахматы, и не жалейте времени, чтобы туда доехать. Я вижу, что моим детям иногда лень ехать в клуб, стоять в пробках, однако как только они туда попадают, глаза загораются, и непонятно, куда же делись те двое, которые ныли всю дорогу.

Шахматный турнир на Останкинской башне

Польза от игры в шахматы для детей

Давайте по пунктам разберем благотворное влияние шахмат на детей.

  • Вырабатывают талант мыслить самостоятельно. Многоходовые партии развивают логику, память, воображение. В процессе игры ребенку прививается усидчивость, целеустремленность, внимательность.
  • Учат самостоятельности. Концепция игры методично формирует в маленьком человеке умение вовремя принимать решение и полностью за него отвечать, а также способность быстро сконцентрироваться на поставленной цели и найти варианты ее достижения.
  • Взращивают умение адекватно относиться к неудачам. Под этим подразумевается не только педантичная работа над ошибками с правильными выводами, но и дар применять их в будущем по назначению. Все это развивает интеллект и способность креативно мыслить, а также усиливает творческий потенциал.
  • Расширяют границы стратегического и системного мышления. Учат анализировать ситуацию и вырабатывать в уме беспроигрышные логические цепочки.

Если вспомнить биографии самых знаменитых гроссмейстеров мира, то можно заметить интересную закономерность – все они начали увлекаться шахматами в достаточно юном возрасте (4-6 лет!)! Это веский аргумент в пользу того, чтобы ваш ребенок серьезно занялся этим видом спорта уже сейчас. И даже если он не станет великим шахматистом, то гарантированно сумеет полноценно подготовить свой интеллектуальный и творческий базис к учебе в школе, разовьет фантазию и обретет уверенность в своих силах.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону. Расположенный в середине доски, король держит под ударом 8 полей.

Рис. 9

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя . Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

Рис. 10

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Рис. 11

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

Рис. 12

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой системе подсчета за победу насчитывается 1 очко, за ничью 0,5 очка, за поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

Японские шахматы

Известные как сёги, эти . Пара игроков начинает партию со следующими фигурами: по одному королю, ладье и слону, по паре золотых и серебряных генералов, коней, уланов и 9 пешек. Все фигуры на доске имеют пятигранную форму и окрашены в один цвет. Для определения принадлежности фигур каждому из игроков используются определенные заголовки.

Прообраз сёги возник еще на территории древней Индии. В современном виде игра стала известна в XVI веке. Официально правила игры были зафиксированы в начале XX века, тогда же была основана Европейская федерация сёги. Сегодня в эту разновидность шахмат играет около 20 млн. человек, а титул лучшего игрока носит Йосихару Хабу.

Вскрытый шах

Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.

Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.

Уловки начального уровня

 

Чтобы моментально одержать победу над партией, можно провести 4-ходовый «Детский мат»

Но важно знать о том, что этот план работает один единственный раз. Опытный игрок, зная эту стратегию, защитит короля от удара

Но стратегия хорошо работает на новичках, которых можно застать врасплох.

Чтобы защититься от детского мата, необходимо быстро вытащить коней. Это поможет вам предупредить нападение, так как ни один игрок не пожелает расставаться со своим ферзем в пользу коня.

Применяя преимущество пешек по числу, в конце игры можно сделать их ведущими фигурами. Они не только оказывают защиту более сильным, но и являются лучшим щитом королю. При этом нельзя сдвигать две пешки на одной линии по вертикали.

Практическое решение задач по шахматам поможет улучшить навыки, даже не начав играть ни одной партии. Это поможет освоить самые лучшие расстановки и атаки. Так, огромное число великих шахматистов потратило много лет своей жизни на оттачивание до идеала умений игры в шахматы. Считается, что шахматы – это прекрасный тренажер для умственного развития, и приписывают эту игру к играм правителей, которые смогли разобраться в ее тонкостях, став лидерами стран.

Шахматы на троих

Данное семейство шахматных игр разработаны специально для игр втроем. Вариантов таких игр известно великое множество. Каждая из разновидностей использует доску нестандартной формы. Возможны варианты доски шестиугольной формы, трехсторонней доски с клетками четырехугольной формы и пр.

Разработать удачные правила игры в шахматы для троих игроков – задача не из простых, поскольку довольно велик риск возникновения дисбаланса, когда двое игроков объединяются против одного – у атакуемого просто нет шансов успешно отбиться от соперников одновременно. Поэтому в разных видах шахмат на троих внедряются специальные правила и ограничения.

Вдохновить личным примером

Дети редко слушают то, что им говорят, но зато легко повторяют за взрослыми: от речевых привычек до образа жизни. Чтобы увлечь ребенка шахматами (и чем угодно), начните изучать игру сами или вместе с младшим. При этом родителю необязательно становиться гроссмейстером — базовых знаний вполне достаточно.

Ребенок почувствует вашу поддержку и участие, а еще, что он не один такой новичок — взрослые тоже могут чего-то не знать, но готовы учиться. Все это гораздо приятнее, чем давление в духе «делай, потому что надо».

Поставьте шахматную доску на видное место, приглашайте к игре гостей, рассказывайте истории. Пускай ребенок видит, что шахматы — такая же часть повседневной жизни, как посмотреть кино или полить цветы.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Основы обучения шахматам

Есть несколько книг, которые очень хорошо подходят для начинающего шахматиста. В них доступным языком изложена вся полезная информация. Представлены задачи, основанные на самых распространенных ходах, с которыми сталкиваются все игроки. Подробно описаны варианты решения подобных типовых задач.

Это все помогает овладеть основами игры в шахматы: понять роль каждой фигуры (ее сильные и слабые стороны), запомнить правильный порядок начальных ходов в партии и в целом освоить алгоритмы принятия решений при возникновении определенных ситуаций на шахматной доске.

Но для игры в шахматы подобной теории будет недостаточно. Большую роль в овладении искусством шахмат занимает практика. Она должна занимать больше половины времени от теории, а лучше – две трети. Постоянная практическая игра формирует навык привыкания и вырабатывает системный подход. У игрока постепенно формируется способность мыслить логически и принимать нестандартные решения, основываясь на усвоенной информации. На нашем сайте вы можете бесплатно играть в шахматы с компьютерной программой, выбрав подходящий уровень сложности.

Также для обучения очень важен напарник. В его роли может выступать учитель или более опытный игрок. Если нет такой возможности, нужно стараться наблюдать за игрой профессионалов.

Эндшпиль

1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.

2. Иметь план, схему конечной позиции.

3. Короля – в центр. Король должен быть активным.

4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.

5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.

6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.

7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Дополнительные преимущества:

  • улучшение вербальных навыков – во время игры общение между соперниками сводится к минимуму, однако одновременно задействуются участки мозга, отвечающие за коммуникацию и умение владеть языком;
  • развитие критического мышления – проведенные исследования показали, что люди, занимающиеся шахматами, отличаются более развитой логикой и критическим мышлением на 19% больше, чем другие;
  • нормализация эмоционального фона – во время игры используется холодный расчет, который предусматривает сведение эмоций к минимуму. Шахматы учат владеть собой и своим эмоциональным состоянием всегда, сохраняя спокойствие и внутреннюю гармонию в любой ситуации;
  • защита от возрастных недугов – медицинские исследования показали, что люди преклонного возраста, которые практикуют шахматы, подвержены меньшему риску развития синдрома Альцгеймера.

После рассмотренных особенностей игры можно смело утверждать, что шахматы полезны для людей любого возраста и социального положения. Они, в отличие от физических нагрузок, не имеют противопоказаний и ограничений. Шахматы представляют собой уникальный тандем приятного времяпровождения и развития умственных способностей.

Базовая теория игры

Начнем с самого главного дорогой друг. В шахматы играют как правило 2 человека. Иногда конечно же играют парами или же командами, но официальные турниры, чемпионаты и соревнования – это борьба двух человек. Один играет белыми фигурами, другой черными.

Если мы говорим про игру во дворе или на кухне с соседом за кружечкой пива или чашечкой кофэ, то играть можно без часов и времени. Просто игроки ходят по очереди до победы одного из них или ничьи.

Ну а на соревнованиях, турнирах и чемпионатах, естественно игроки играют с шахматными часами где каждому игроку дается определенное количество времени на его раздумья. Время не дается на ход, время дается на всю игру.

Обычно это такая позиция, когда вы съели у противника больше фигур чем он у вас или же он понимает, что через несколько ходов ему будет мат.

Выиграть можно и по времени. Вот вроде бы у тебя съели кучу фигур и вот-вот тебе будет уже мат, но у противника кончается время, и он считается проигравшим, а вы победившим.

Давайте рассмотрим, что такое:

Шах – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.

Мат – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он НЕ может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.

Пат — позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.

Подробнее о том, как выглядит шах, мат и пат на доске, будет далее. Вам все равно нужно сначала изучить как ходят фигуры, нападают на друг друга и едят.

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Соотношение силы той или иной фигуры

Давайте сейчас поговорим о силе фигур. Мы расскажем вам не только о том, кто кого сильнее, например, конь или слон, ферзь или ладья, но еще и о том, какая фигура сколько других фигур или пешек стоит. Если не понимаете, то сейчас все будет ясно… Итак…

Самая слабая фигура в шахматах – это пешка. Она такая маленькая, безобидная и ходит всего на 1-2 клеточки вперед, кушает наискосок на одну клеточку или бьет на проходе. НО!

Не стоит забывать о том, что простая пешка может превратиться в любую фигуру (кроме короля), когда дойдет до последней линии шахматной доски. Так же давайте вспоминать случаи когда пешка ставила мат и решала исход партии. А посмотрите вот сюда:

Смотря на позицию на доске, невооруженным глазом видно, что черные выигрывают. Им грозит мат на c2 ферзем. У черных есть ферзь, ладья, да еще и 2 легких фигуры – слон и конь. У белых всего лишь ладья из сильных фигур. НО! У белых есть пешка и их ход.

Вопрос – в кого превращается пешка, встав на последнюю линию доски, а именно поле f7? Все верно — в коня. И черные получают красивый сперты мат. Вот вам и слабая пешка…

Далее по слабости идут такие фигуры как слон и конь. Эти фигуры в шахматах еще называют легкие. А вот ладья и ферзь – наоборот, тяжелые.

Если говорить о том, кто сильнее, конь или слон, то здесь все зависит от позиции на доске. В какой-то позиции конь сильнее чем слон, а в какой-то наоборот. Многое еще решает то, какой слон у игрока остается, белопольный или чернопольный.

Если у игрока остается 2 коня, а у его противника 2 слона, то считается, что 2 слона сильнее 2-х коней в игре. Ну, то есть, получается у первого нет слонов, только 2 коня, а у противника нет коней, только 2 слона.

На самом деле если очень серьезно заниматься изучением теории шахматной игры и ее стратегиям, то вы будете знать все от А до Я по вопросам силы фигур в той или иной позиции.

Далее по силе фигур идет ладья. Она сильнее пешки, слона и коня.

Ну и самой сильной фигурой на доске является ферзь. И почему, вы уже, наверное, сами поняли. Потому что ферзь ходит куда хочет.

Король не является ни сильной ни слабой фигурой, он просто является фигурой ценной. Короля надо беречь и защищать.

Теперь давайте поговорим о том, какая фигура сколько других стоит. Про пешку говорить не будем. Пешка, как говорится, пешку и стоит.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий