Идем к победе в шахматах: какую стратегию выбрать?
В игре много двусмысленности жизни и много возможностей учиться через конфликты и игру. В этом разделе по очереди рассмотрим каждую из этих стадий игры.
1. Начало. «Цель» первой игры состоит в том, чтобы контролировать центр доски. Центр доски контролирует игру, поэтому игрок, который контролирует его – контролирует игру.
Если достигнете контроля, не понимая, зачем это делать – можете потерять центр и контроль процесса игры. Освойте классические навыки. Именно внутреннее понимание оживит все элементы и сделает их действительно ценными. Мастерство в шахматах начинается не с внешних инструкций, а с собственного понимания, которое вдохнет жизнь в указатели, если им будет отдан приоритет.
2. Первое, что должен понять начинающий шахматист – это где проходит линия между начальной и средней партией. Цель начала должна заключаться в том, чтобы контролировать центр доски и продвигать свои фигуры (выводить их в центр доски). Как только эта работа сделана (обычно за 8–12 ходов), вы официально находитесь в середине игры.
Эмоциональное состояние сильно влияет на психику, поэтому возьмите под контроль замешательство и сосредоточьтесь на результатах каждого шага, который можете сделать. Представьте себе ход, а затем посмотрите на три возможных хода вперед, которые оппонент может сделать в ответ.
Позже увеличьте количество ходов, которые может сделать противник, а затем потренируйтесь в прочитывании ходов. Предугадывать ход, который, скорее всего, сделает оппонент – очень ценный навык, потому что он позволяет обдумывать ход, а это ключевой элемент игры. Возможность делать все больше и больше шагов наперед означает, что вы усиливаете свою способность контролировать игру.
3. Финал. Он станет величайшим испытанием для новичка, но следует помнить о двух вещах, независимо от того, как поначалу справляетесь. Выиграете или проиграете, но достижение добросовестного финала само по себе является достижением.
Эти навыки являются необходимыми для тех, кто хочет освоить шахматное обучение, и должен понимать, что это способности, которыми может овладеть каждый. Думать наперед и распознавать типы личности — это повседневные навыки. Только вам решать, сколько хотите над ними работать, но это навыки, которые принесут пользу в повседневной жизни.
Научиться играть в шахматы самостоятельно
Также всегда соблюдайте основные приемы стратегии:
- защищайте Короля;
- ни в коем случае не отдавайте фигуры, ведь каждая из них играет большую роль;
- контролируйте центр доски;
- задействуйте «в бою» все фигуры;
- часто играйте.
Тактические приемы
Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.
Вилка
Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.
Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).
Спертый мат
Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.
Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления
Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:
Kf7+ Kpg8
Kh6++ (двойной шах!) Kph8
Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8
Kf7 — мат!
Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:
e4 c6 (защита Каро-Канн)
d4 d5
Kc3 de
Ke4 Kf6
Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??
Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.
Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).
Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:
в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;
когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).
Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!
Можно ли превратить пешку в другую фигуру во время игры в шахматы?
Шахматисты если и не сильны, разбираются и в пешках. В принципе, есть у них один схожий момент. Кстати, пешки считаются более легким видом забавы. Но сейчас не об этом.
- Мы просто проведем аналогию с ними. Когда противник доходит до первой линии своего оппонента, то пешка переворачивается и становится дамкой. Скорее всего, от этого и пошло искажение.
- Дело в том, что бытует мнение, что пешка может стать любой выбранной фигурой. Это не так! Она может превратиться только в королеву!
- Хотя смысл остался неизменным, пешку нужно довести на ту сторону поля, до самой первой линии.
Пешка может превратиться только в королеву
Расположение фигур на доске
Фигуры в шахматах, так же как и поля, имеют два основных цвета: «белый» и «черный». У каждого игрока в начале игры должны быть одинаковые наборы боевых единиц, в которые входят:
- король (царь, князь);
- ферзь (королева, министр, ученый);
- две ладьи (башни, туры);
- два коня (всадника, рыцаря);
- два слона (офицера, епископа);
- восемь пешек (пехотинцев).
В разных культурах термины могут отличаться друг от друга, общепринятые международные названия приведены здесь без скобок. Нажимайте на них, чтобы узнать то, как ходят эти фигуры.
Далее обратите внимание, как расставляются шахматные фигуры:
Доска размещается таким образом, чтобы поле a1 находилось относительно одного из игроков в левом нижнем углу. Фигурами заполняются крайние горизонтальные ряды:
- белые расставляют на 1 и 2 рядах;
- черные на 7 и 8 рядах.
В «защищенном» центре белых размещают короля (e1) и ферзя (d1), рядом с ними слонов, за ними коней, по краям (a1,р1) ладьи, второй ряд состоит из пешек. Фигуры черных должны быть расположены симметрично в рядах 7 и 8.
Никогда нельзя путать расположение горизонтальных рядов и вертикальных, проверять это легче всего по полю a1. Так же как и клетки, фигуры должны быть на своих позициях: ферзь всегда находится на поле своего цвета (белый на белом поле (d1), черный на черном (d8)), а король справа от него.
Удобнее начинать расстановку с центральных полей и главных фигур: короля и ферзя. Ценные участники битвы заслуживают большего внимания, не правда ли? Можно включать дополнительные инструменты восприятия, голосом проговаривая позиции, на которые вы расставляете фигуры.
Запоминание ценности короля, ферзя и других фигур поможет с большим пониманием отрабатывать специальные упражнения, в которых потребуется расстановка на определенные (не стартовые) позиции.
Координаты шахматной доски
Количество клеток, цвет и обозначение полей, безусловно, неслучайны. Порядок игры и каждый ход игрока в партиях, комбинациях, этюдах можно записать, используя условные обозначения. Такую систему называют шахматной нотацией. Удобно, что с помощью сложного обозначения можно легко определить кто из игроков сделал какой ход.
Вначале «шифра», записывается порядковый номер хода, затем указывается белые («.» — точкой) или черные («…»- многоточие) выполнили ход. А далее само содержание смены позиции: буква, обозначающая фигуру, координаты клетки с которой сделано перемещение, и через тире координаты новой позиции на игровом поле.
Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.
Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.
Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:
- Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
- Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
- Ограничение по времени уточнять перед началом партии.
Это основные правила того, как играть с контролем времени.
Название шахматных фигур с картинками
Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.
Король
Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.
Ферзь
Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.
Ладья
Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.
Слон
Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.
Конь
Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.
Пешка
Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.
Расположение на доске
В первоначальной расстановке фигур на шахматной доске строго соблюдаются правила, предусматривающие для каждой единицы определенное место. Позже в процессе игры они будут перемещаться по всей доске, но перед игрой они должны занимать определенную позицию. Запомнить дислокацию несложно, достаточно 2-3 раза самостоятельно расставить фигуры на доске. Для новичков наиболее удобным является следующий порядок установки:
- на крайние клетки черную и белую поставить ладьи;
- около них располагаются кони;
- следующими устанавливаются слоны;
- последними ставятся король и ферзь;
- пешки устанавливаются на следующей горизонтали в ряд перед главными фигурами.
В каждом наборе по 2 ладьи, коня, слона. Эти фигуры занимают белую и черную клетку в диагонали. Соблюдение правила обеспечит правильность совершения ходов. После установки всех фигур можно приступать к игре. Посмотреть, как это выглядит, можно на картинке ниже.
Начальная позиция, как правильно расставить шахматы на доске (фото):
КАК РАССТАВИТЬ МЕБЕЛЬ В МАЛЕНЬКОЙ КОМНАТЕ: ФОТО
Читать также Как обустроить террасу: оригинальные идеи
Большой выбор многофункциональных и складных вариантов обстановки позволит облагородить даже самые маленькие квартиры. Правила расположения мебели в маленьких комнатах стандартны. Большой обеденный стол в просторной кухне удачно заменит узкий стол, расположенный вдоль стены или угловой стол, поставленный в неброский уголок.
Огромные гробы-шкафы легко заменяются на вместительные комоды или шкафы-купе, которые можно установить в угол и сэкономить уйму места. Угловой диван заменит полноценный мягкую зону и сэкономит место. Два раскладывающихся кресла заменят массивные варианты и при ненадобности легко убираются и освобождают место. Письменный стол лучше выбирать этажеркой или со стелажами. Кровать рекомендуется выбирать с выдвижными ящичками.
Чтобы не опростоволоситься, перед покупкой мебели лучше все продумать до мелочей и прорисовать план на бумаге с реальными размерами. Такой подход позволит наглядно посмотреть, что у вас получится при расстановке мебели, избежать ненужных и громоздких предметов и трат.
Читать также Как превратить гараж в уютное место
Облегчить помещение поможет встроенная техника (посудомоечная машинка, духовка, стиральная машинка, холодильник и т.д.). Телевизор можно повесить на кронштейн, избежав покупки стенки или тумбы.
Как сделать рокировку во время игры в шахматы?
Новичку необходимо знать, как можно сделать рокировку. Есть особый ход с участием ладьи и короля. Это единственный раз, когда можно переместить две фигуры в один и тот же ход.
- Когда ладья и король меняются местами, этот ход укрывает короля и открывает вашу ладью. Теперь она готова присоединиться к атаке. Как правило, это полезно, чтобы король попал под защиту.
- Использовать рокировку получится только при таких условиях:
- ни король, ни ладья не были перемещены до этого момента;
- королю не объявлялся «шаг»;
- между необходимыми статуэтками нет других фигур;
- также вспомогательное условие — это стоящие впереди пешки. Ведь без них не будет той должной защиты.
- В один ход нужно переместить своего короля и башню. Не пугайтесь, это сделать просто. Первым делом перемещаете короля на две клетки к крайней фигуре.
- Для черных статуэток это положение будет слева, а для светлых фигур – справа. Затем перебрасываете ладью в квадрат рядом с королем, но уже на другой стороне. Это вариант простой рокировки. В таком случае башня также передвигается на две клеточки.
- Но есть еще и «длинная рокировка». Она дает возможность передвинуть короля также только на две клеточки. Но башня идет со стороны ферзя, поэтому может перепрыгнуть на 3 позиции. Логично, что движение короля направлено в противоположную первому методу сторону.
Если убрать коня, можно сделать рокировку
Шахматная доска
Шахматная доска должна быть расположена следующим образом:
Только так и никак иначе. Белые фигуры должны располагаться на 1 и 2 горизонталях. Черные, соответственно на 7 и 8
Пример неправильного расположения доски и фигур:
Здесь доска просто перевернута. Белые фигуры занимаю место черных и наоборот.
Возможно, вы обратили внимание, что доска похожа на систему координат. Так и задумано
Для того, чтобы каждое поле имело свой уникальный идентификационный номер.
Вы видите по горизонтали расположены 8 латинских букв (именно 8 а не 7 букв, как некоторые считают). Буквами обозначаются вертикали. Цифрами слева — вертикали.
Всего на доску 64 поля. Или клетки. Каждая клетка имеет наименование, состоящее из буквы вертикали и цифры соответствующей горизонтали. Например, «поле е5». Это поле выделено на диаграмме зеленым цветом:
Вообще про нумерацию клеток и названия фигур с их обозначениями вы можете прочитать в статье — шахматная нотация.
Что такое шахматная доска
Игровое поле или шахматная доска представляет собой плоскость, разбитую на одинаковые квадратные клетки (поля). В традиционной игре размер доски ограничен: она состоит из 64 клеток, расположенных одинаковыми рядами по 8 клеток в каждом. А вот математики в своих задачах могут использовать шахматную доску любого размера, даже бесконечную.
Сколько клеток на шахматной доске?
Поскольку мы говорим о классических шахматах, на нашей шахматной доске всегда будет ровно 64 клетки
Важно знать, что в зависимости от контекста шахматным полем может называться как вся игровая плоскость, так и отдельная ячейка
Черные и белые поля на шахматной доске
Игровые поля окрашены в два типа цветов: темные и светлые. Это могут быть сочетание темно-коричневых и светло-золотистых клеток, черных и белых, шоколадных и светло-бежевых. В электронных вариациях цвета могут быть любыми, обязательно лишь сохранение контраста светлого и темного. Светлые и темные поля чередуются через одно. Такое расположение в честь самой игры получило название «В шахматном порядке».
Вертикали, горизонтали и диагонали
Клетка на доске — основная единица игрового поля. Совокупность из восьми клеток — ряд, который в зависимости от расположения на доске называют вертикальным («вертикаль») или горизонтальным («горизонталь»). Горизонтальным рядам присваиваются номера от 1 до 8, а вертикальные принято обозначать буквами латинского алфавита от A (a) до H (h). Таким образом появляется возможность дать каждой клетке уникальный адрес (номер), состоящий из цифры и буквы. Позиция клетки определяется сочетанием номера горизонтального и вертикального ряда, на пересечении которых располагается ячейка: a1, d6, e8 и так далее. Если рассматривать шахматное поле в целом, можно найти общее с обычной системой координат, в которой по осям располагаются шахматные клетки (поля).
Правильная расстановка шахмат на доске
История длиной в несколько тысячелетий не повлияла на популярность шахмат. Как и много веков назад, в наше время интеллектуалы, любители тренировать свой ум садятся за шахматную доску, чтобы окунуться в мир захватывающих комбинаций, неожиданных ходов, удачных решений. Освоение этой непростой, интересной игры требует времени, концентрации внимания. Но результат стоит таких стараний. Шахматы увлекут своими неограниченными возможностями, подарят немало ярких эмоций. Психологи утверждают, что люди, увлекающиеся этой древней игрой, в жизни ставят реалистичные, достижимые планы, быстро принимают правильные решения.
Первым шагом в мир шахмат является освоение правил расстановки фигур на доске. Если вы решили сделать эту игру своим увлечением, развить математические способности, эта статья поможет вам усвоить порядок подготовки к предстоящей партии.
Правила игры в шахматы
Шахматы уникальны своей сложностью и некоторыми интересными правилами. Как и в других играх, изучение правил является хорошей отправной точкой в особенности, если научиться играть в шахматы необходимо детям.
Существуют интересные концепции, такие как превращение Пешки в более ценную фигуру, получение ничьей, если Король застрял без окончательного хода (пат), или позволяя одной фигуре перепрыгивать через другую. Это важные знания, которые нужно освоить, если хотите научиться играть в шахматы самостоятельно.
Сначала это может показаться сложным или странным, но вскоре особенности станут привычными. Как и при изучении чего-то нового, практика делает вещи знакомыми, и обучение игре в шахматы не исключение.
Научиться играть в шахматы возможно, если знать основные правила игры:
1. Доска должна стоять так, чтобы белая клеточка находилась снизу в левом углу.
2. Фигуры должны располагаться одинаково с обеих сторон.
3. Необходимо соблюдать правильность хода оппонентов.
4. Если пешка доходит до края доски оппонента – она может стать любой из других фигур.
5. Пешки, которые делают ход на два поля от своей первой позиции, могут взять фигуру противника по горизонтальной или вертикальной стороне.
6. Игра может окончиться: ничьей, сдачей, проигрышу по времени, матом.
7. Первый ход остается за «белыми».
Основные правила игры в шахматы
Другие правила шахмат
Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.
Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.
На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.
Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.
Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.
Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.
На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.
Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.
Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.
На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.
Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.
Также ничья фиксируется:
- если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
- если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.
Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.