Каспаров против Deep Blue

Сводка матчей

Первое противостояние прошло в Филадельфии в феврале 1996 года, и в нем Гарри Каспаров выиграл со счетом 4: 2.

1- й  матч (1996)
Часть #БелыеРезультатЧернитьКомментарий
1Темно-синий1–0Каспаров
2Каспаров1–0Темно-синий
3Темно-синий½ – ½Каспаров рисовать
4Каспаров½ – ½Темно-синийрисовать
5Темно-синий0–1Каспаров Каспаров предлагает ничью после 23- го хода.
6Каспаров1–0Темно-синий
Результат: Каспаров – Deep Blue: 4–2

Второе противостояние состоялось в Нью-Йорке в мае 1997 года и было выиграно Deep Blue ( в данном случае прозванным Deeper Blue ) со счетом 3,5: 2,5, но за пределами условий, требуемых на чемпионатах мира.

Матч-реванш (1997)
Часть #БелыеРезультатЧернитьКомментарий
1Каспаров1–0Более глубокий синий
2Более глубокий синий1–0Каспаров
3Каспаров½ – ½Более глубокий синийрисовать
4Более глубокий синий½ – ½Каспароврисовать
5Каспаров½ – ½Более глубокий синийрисовать
6Более глубокий синий1–0Каспаров
Счет: Deeper Blue – Каспаров: 3,5–2,5

Чемпионы по шахматам

Когда Фэн-Сюн Сю прибыл в США с Тайваня в 1982 году, он и представить не мог, что станет частью интенсивного соперничества между двумя командами, которые почти десять лет пытались создать лучший шахматный компьютер в мире. Сю прибыл в Университет Карнеги — Меллон в Пенсильвании, чтобы изучать дизайн интегральных схем, из которых делают микрочипы, но также давно интересовался компьютерными шахматами

На него обратили внимание разработчики Hitech, компьютера, который в 1988 году первым обыграл гроссмейстера, и попросили помочь с разработкой аппаратного обеспечения

Вскоре Сю рассорился с командой Hitech, когда увидел архитектурный косяк в предложенном ими дизайне. Вместе с другими аспирантами он начал разработку собственного компьютера ChipTest, опираясь на архитектуру шахматной машины Bell Laboratory. Собственная технология ChipTest использовала «очень широкомасштабную интеграцию», чтобы сочетать тысячи транзисторов на одном чипе и позволить компьютеры находить 500 000 шахматных ходов ежесекундно.

Хотя команда Hitech стартовала раньше, Сю и его коллеги скоро догнали ее с преемником ChipTest. Deep Thought — названный в честь компьютера из книги Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» — объединил два специализированных процессора Сю и научился анализировать 720 000 ходов в секунду. В 1989 году он выиграл World Computer Chess Championship, не проиграв ни одной игры.

Но в том же году Deep Thought проиграл Гарри Каспарову, действующему чемпиону мира по шахматам. Чтобы обыграть лучшего гроссмейстера мира, Сю и его команда должны были зайти намного дальше. Но теперь у них была поддержка компьютерного гиганта IBM.

Каспаров выиграл ту игру

Шахматные компьютеры работают, присоединяя числовое значение к положению каждой фигуры на доске, используя формулу «функции оценки». Эти значения затем можно обрабатывать и перебирать в поисках лучшего хода. Первые шахматные компьютеры, такие как Belle и Hitech, использовали несколько кастомных чипов для выполнения оценочных функций и затем комбинировали результаты.

Проблема заключалась в том, что связь между микросхемами была медленной и потребляла большую вычислительную мощностью. С ChipTest Сю удалось перепроектировать и переупаковать процессоры в один чип. Это устранило ряд накладных расходов на обработку и существенно увеличило вычислительную скорость. В то время как Deep Thought мог обрабатывать 720 000 ходов в секунду, Deep Blue использовал большое количество процессоров, которые запускали одни и те же вычисления одновременно, чтобы проанализировать 100 000 000 ходов в секунду.

Увеличение числа ходов, которые мог обрабатывать компьютер, было важным, потому что шахматные компьютеры традиционно использовали методы «полного перебора» (грубой силы, брутфорса). Люди-игроки учатся из прошлого опыта мгновенно исключать определенные действия. Шахматные машины в то время не обладали такой способностью и вместо этого должны были полагаться на свою способность заглядывать вперед и смотреть, что может случиться при каждом возможном ходе. Они использовали полный перебор, анализируя колоссальные числа ходов, вместо того чтобы сосредоточиться на определенном типе ходов, который сработал бы наверняка. Увеличение числа ходов, которые машина могла видеть одновременно, позволяло ей заглядывать намного дальше в будущее.

К февралю 1996 года команда IBM снова вызвала Каспарова на бой, в этот раз с Deep Blue. Хотя машина впервые обыграла чемпиона мира в обычном временном режиме, общий матч Deep Blue проиграл со счетом 4:2. Его 100 000 000 ходов в секунду было недостаточно, чтобы обыграть способность человека к выработке стратегии.

Чтобы увеличить число ходов, команда начала модернизацию машины, исследуя, как бы оптимизировать большое количество процессоров, работающих параллельно

Наконец, образовалась машина с 30 процессорами, которые, что очень важно, контролировали 480 кастомных интегральных схем, созданных специально для игры в шахматы. Этот кастомный дизайн позволил команде мощно оптимизировать параллельные вычисления между чипами

Результатом стала новая версия Deep Blue (Deeper Blue), способная находить 200 000 000 ходов в секунду. На каждую возможную стратегию машина могла просчитывать до 40 ходов наперед.

Каспаров – Deep Blue (1996–1997)

1996 г.

Deep Blue – Каспаров 1996, партия 1

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Конечная позиция

Каспаров провел матч из шести игр против Deep Blue из IBM в 1996 году. Каспаров проиграл первую партию ( Deep Blue – Каспаров, 1996, игра 1 ), впервые действующий чемпион мира проиграл компьютеру при обычном контроле времени. Однако Каспаров перегруппировался, чтобы выиграть три и сыграть вничью в двух из оставшихся пяти игр матча, что привело к убедительной победе в матче со счетом 4–2.

1997 г.

В мае 1997 года обновленная версия Deep Blue победила Каспарова 3½ – 2½ в широко разрекламированном матче из шести игр. Каспаров выиграл первое, проиграл второе, а следующие три сыграл вничью. Матч был ровным после пяти игр, но Каспаров был разгромлен в шестой . Это был первый раз, когда компьютер победил чемпиона мира в матчевой игре. Документальный фильм был сделан об этом знаменитом матче вверх под названием Game Over: Каспаров и машина . В этом фильме Каспаров небрежно говорит: «Я должен вам сказать, что, знаете, была не просто проигрышем в игре. Это была потеря матча, потому что я не мог восстановиться».

В шестой партии Каспаров допустил грубую ошибку в самом начале игры. Каспаров называет основной причиной усталость и недовольство поведением команды IBM в то время.

Каспаров заявил, что в этом матче против него сыграло несколько факторов. В частности, ему было отказано в доступе к последним играм Deep Blue, в отличие от компьютерной команды, которая могла изучить сотни игр Каспарова.

После поражения Каспаров сказал, что иногда видел глубокий интеллект и креативность в ходах машины, предполагая, что во второй партии вмешались шахматисты-люди, нарушив правила. IBM отрицала мошенничество, утверждая, что единственное вмешательство человека произошло между играми. Правила предусматривали, что разработчики могут изменять программу между играми – возможность, которую, по их словам, они использовали, чтобы укрепить слабые места в компьютерной игре, выявленные в ходе матча. Каспаров запросил распечатку файлов журналов машины, но IBM отказалась, хотя позже компания опубликовала журналы в Интернете. Каспаров потребовал реванша, но IBM отказалась и разобрала Deep Blue.

Каспаров утверждает, что ему сказали, что матч должен быть научным проектом, но вскоре стало очевидно, что IBM хотела победить его только за рекламу компании.

Символическое значение [ править ]

Победа Deep Blue была расценена как символически значимая, признак того, что искусственный интеллект догоняет интеллект человека и может победить одного из великих интеллектуальных чемпионов человечества. Более поздний анализ имел тенденцию преуменьшать проигрыш Каспарова в результате нехарактерно плохой игры Каспарова и преуменьшать интеллектуальную ценность шахмат как игры, которую можно победить грубой силой.

В декабре 2016 года, обсуждая матч в подкасте с нейробиологом Сэмом Харрисом, Каспаров сообщил о перемене взглядов на этот матч. Каспаров заявил: «Во время написания книги я провел много исследований – проанализировал игры на современных компьютерах, а также изучил себя – и изменил свои выводы. Я не пишу никаких любовных писем IBM, но я уважаю Deep Blue. команда поднялась, и мое мнение о моей собственной игре и игре Deep Blue снизилось. Сегодня вы можете купить шахматный движок для своего ноутбука, который довольно легко победит Deep Blue ».

Победа Deep Blue сменила канонический пример игры, в которой люди превосходят машины, на древнюю китайскую игру го , игру с простыми правилами и гораздо большим количеством возможных ходов, чем шахматы, которая требует большей интуиции и менее восприимчива к грубой силе. Го широко используется в Китае, Южной Корее и Японии, и в древности считалось одним из четырех искусств китайских ученых . Программы Го могли побеждать только игроков-любителей до 2015 года, когда программа AlphaGo Google DeepMind неожиданно победила Ли Седола в матче AlphaGo против Ли Седола . В то время как Deep Blue в основном полагался на грубую вычислительную силу для оценки миллионов позиций, AlphaGo также полагалась на нейронные сети и обучение с подкреплением .

Литературное творчество

Гарри Кимович имеет немало публикаций в качестве писателя и журналиста. Среди самых известных и резонансных работ выделяется автобиография шахматиста, изданная впервые на английском языке в 1987 году под названием «Дитя перемен». Позднее книга была русифицирована и поменяла название на «Безлимитный поединок». Начиная с 2003 года в соавторстве с журналистом Дмитрием Плисецким, он создает литературный цикл «Мои великие предшественники» в котором подробно описывает биографию, а также творческие новинки шахматных чемпионов более раннего периода. Кроме того, в пятитомнике представлен анализ наиболее интересных партий с их участием.

В 2007 году он выпускает работу «Шахматы как модель жизни», которую успели назвать его автобиографией. Здесь автор рассуждает о влиянии шахмат на занятие политикой и предпринимательством. В этот период вышла в свет еще одна работа гроссмейстера «Дебютная революция 70-х», где представлен подробный анализ кардинальных перемен, произошедших в теории дебютов.

Краткие обзоры партий матча

Гарри Каспаров, 13-й чемпион мира по шахматам. Фото Борис Щипков, Новосибирск 2005

1-я партия. Каспаров – Deep Blue 1-0. Дебют Рети. Каспаров играл сильно, компьютеру было трудно оценивать такие позиции, особенно с двумя проходными пешками.

2-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0. Испанская партия. После слабой игры в дебюте и стратегической ошибки Каспаров лишился контригры. В конце допустил промах и Deep Blue, но Гарри не воспользовался подарком судьбы.

3-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2. Английское начало. Каспаров попытался увести машину прочь от теории «неординарным» 1. d3, но она брала ходы из дебютной базы до 8-го хода. Конь в центре обеспечивал Deep Blue примерное равенство.

4-я партия. Deep Blue – Каспаров 1/2. Неправильное начало, защита Каро-Канн с потерей темпа. Дебютная библиотека, до 7-го хода, после чего Deep Blue опрометчиво закрыл позицию ходом 9. e5 (юмор: это антикомпьютерный ход), и Каспаров получил приятную игру. Правда, я бы предпочел 12…fxg6!, сразу открывая линию f. Deep Blue ослабил своего короля ходом 26. b5?, но Каспаров поменял ферзей, далее точнее 35…Лff2!.. Эндшпиль ничейный.

5-я партия. Каспаров – Deep Blue 1/2. Дебют Рети. Deep Blue поменял слона на коня 4… Сxf3 просто потому, что этот ход был в дебютной библиотеке. Железный монстр зря перешел в эндшпиль, и Каспаров мог победить ходом 44. Лg7+ с дальнейшим 45. g6. Затем Deep Blue, рассчитав четырехходовый вариант, уверенно сделал ничью четким 47… Крb6. Каспаров потерял душевное равновесие.

6-я партия. Deep Blue – Каспаров 1-0. Защита Каро-Канн. Каспаров споткнулся в дебюте ходом 8… Фe7, и Deep Blue быстро нокаутировал соперника тяжелыми ударами.
Deep Blue одержал верх в матче против Гарри Каспарова со счетом 3.5-2.5.

Матч №3. Матч-реванш

Это была первая игра на первенство мира между двумя советскими шахматистами, проходившая не в СССР – пусть и частично. С 1951-го все матчи за титул играли в Москве – 34 года подряд! Также впервые финал первенства мира прошел в двух городах – со времен «матча-турнира пяти» 1948 года.

Первую половину играли в Лондоне.

Вторую – в Ленинграде.

Матч сопровождался скандалами, впечатляющей серией побед Карпова (три партии подряд – с 17-й по 19-ю). Однако Каспаров выдержал этот удар и одержал победу в матче со счетом 12,5 на 11,5.

Так началась эра Каспарова.

***

В 1987 году Карпов выиграл суперфинал претендентов и снова вышел на матч с Каспаровым.

Мне повезло быть на одной из партий ленинградской части матч-реванша.

Билет на это грандиозное событие мне подарила соседка по лестничной площадке, которая привлекала к шахматами еще и моих братьев и сестру (но увлекся ими только я).

Папа зачем-то шиканул и поехал на партию на такси (сейчас уже и не помню – возможно, опаздывали), которое обошлось в те же пять рублей (как и стоимость билета на партию) – дороговато для нашей семьи.

Саму партию помню смутно – ни компьютеров, ни комментариев Сергея Шипова в те времена не было. Я сидел в середине зала и скучал, так как ходы делали медленно, а моей шахматной квалификации на тот момент (второй разряд) не хватало, чтобы понимать глубину замыслов гениев.

Домой я ехал один и на метро.

Матч №5. Россия против СССР

Матч снова прошел в двух городах: Нью-Йорке и Лионе в конце 1990 года. И начался со скандала.

Каспаров уже активно занимался политикой, основал партию и по убеждениям не хотел играть под советским флагом. Карпов же считал, что его соперник не может играть под флагом несуществующей страны. Компромисс нашли: с 5-й партии шахматисты играли без флагов.

Матч выиграл Каспаров с позиции силы – 12,5:11,5. Причем в последней партии Каспаров в лучшей позиции предложил ничью, которая была принята.

После Лиона «два К» уже не встречались на высшем уровне.

***

За пять матчей великие шахматисты сыграли между собой 144 партии, счет 21-19 (при 104 ничьих) в пользу Каспарова.

Общая статистика их противостояния 39-25 (130 ничьих) также в пользу Каспарова.

***

В 2005 году после очередной победы на супертурнире в Линаресе Каспаров объявил об уходе из шахмат. Он занялся политикой, давно критикует режим Путина; в 2007-м даже провел 5 суток под административным арестом – обвинили в проведении несанкционированного митинга и неповиновении сотрудникам полиции.

К нему пытался прийти Карпов, но его не пустили – удалось лишь передать шахматные журналы. Каспаров очень высоко оценил этот красивый жест со стороны непримиримого соперника. С 2013 года Каспаров живет за границей, опасаясь ареста в России из-за критики действующей власти.

Карпов – депутат Госдумы и президент различных фондов и ассоциаций.

Оба активно пропагандируют шахматы, продвигая игру в школы. Оба пытались претендовали на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ): Карпов – в 2010-м, Каспаров – в 2014-м, но проиграли действующему тогда руководителю ФИДЕ Кирсану Илюмжинову.

Последние партии между собой великие «К» сыграли на выставочном матче в Валенсии в 2009 году.

Трехдневный суперматч завершился убедительной победой Каспарова с общим счетом 9:3. В быстрых шахматах Карпов уступил 1:3, в блице – 2:6.

Будут ли еще шахматные битвы между ними?

Детство и юность

Гарик Вайншейн (1974 год)

Гарри Кимович Каспаров (урожденный Вайншейн) родился 13 апреля 1963 года в Баку. Родители Гарика — отец Ким Моисеевич Вайнштейн (еврей по национальности) и мать Клара Шагеновна Каспарова (армянка) были инженерами. До 11 лет Гарри носил фамилию отца, однако мать, испугавшись набравших обороты антисемитских настроений, решила дать ему свою фамилию.

По некоторым сведениям, родители обнаружили недюжинный талант сына, когда он в 5 лет помог отцу решить шахматный этюд. По советской традиции, мальчика отдали в секцию при доме пионеров. После кончины отца, умершего от саркомы, мать уволилась из НИИ и полностью посвятила себя карьере будущего чемпиона.

Несмотря на детские мечты о профессии врача (так он хотел спасти неизлечимо больного отца), первые серьезные успехи к нему пришли в шахматах — в 9 лет Каспаров перворазрядник, а в 10 лет уже КМС. Вскоре он уезжает на учебу в школу Ботвинника, куда попал по рекомендации своего будущего наставника Александра Никитина.

Гарри Каспаров и величайший шахматный тренер Александр Никитин

Уже в это время, маэстро Ботвинник отмечал недюжинные аналитические способности бакинца. «Это исключительный шахматный талант, очень напоминающий Алехина, но весьма субъективен и скоропалителен в своих решениях», выскажется о своем ученике Ботвинник.

С юным Гарри Каспаровым занимается сам Михаил Ботвинник

1980 год ознаменовался для будущего шахматного короля присвоением звания гроссмейстера (в 17 лет) и окончанием школы с золотой медалью. Перед молодым человеком открывались широчайшие перспективы, но Гарри поступил в Бакинский педагогический институт иностранных языков, который с успехом окончил.

Гарри Каспаров с матерью, Кларой Шегеновной

Спорный

вбпротивdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
вбпротивdежграммчас

Итоговая позиция 5- й  партии матча 1997 года ( ничья ).

Гарри Каспаров утверждал, что некоторые удары Deep Blue были делом рук великого мастера- человека, но он не смог это доказать. Книга « За Deep Blue: создание компьютера, победившего чемпиона мира по шахматам» , представляет противоположную точку зрения.

Действительно, 5 – й  части матч – реванш состоялся следующим образом :

Гэри Каспаров – Deeper Blue, 10 мая 1997 г., Нью-Йорк, 5-я часть (французская нотация фигур)  : 1. Nf3 d5 2. g3 Bg4 3. Bg2 Cd7 4. h3 Bxf3! 5. Bxf3 c6 6. d3 e6 7. e4 Ce5 8. Bg2 dxe4 9. Bxe4 Nf6 10. Bg2 Bb4 + 11. Nd2 h5!? 12. De2 Qc7 13. c3 Fe7 14. d4 Cg6 15. h4 e5 16. Nf3 exd4 17. Nxd4 0-0-0 18. Bg5 Cg4 19. 0-0-0 The8 20. Qc2 Kb8 21. Kb1 Bxg5 22. hxg5 C6e5 23. The1 c5 24. Nf3 Txd1 + 25. Txd1 Nc4 26. Da4 Td8 27. Te1 Nb6 28. Qc2 Qd6 29. c4 Qg6 30. Qxg6 fxg6 31. b3 Nxf2 32. Te6 Rc7 33. Txg6 Tc8 34. 35. .Bd5 Nd6 36. Te6 Nb5 37. cxb5 Txd5 38. Tg6 Td7 39. Nf5 Ce4 40. Cxg7 Td1 + 41. Rc2 Td2 + 42. Rc1 Txa2 43. Cxh5 Cd2 44. Nf4 Cxb3 + 45. Rb6 Td6 47. Rb6 Td4 47. 48. g6 Kxb5 49. g7 Kb4 ½ – ½ (после 50. g8 = D черные получают ничью путем 50 … Td1 +, затем 51 … Td2 +, 52 … Td1 +, 53.. .Td2 + и т. Д.).

Гари Каспаров повторил свой дебют в 1- й  партии (которую он выиграл) с отклонением на 3- м и 4- м  ударах

Обратите внимание, что компьютер добровольно выдал пару слонов из 4- го  выстрела, что является очень «антикаспаровским» поведением, в связи с которым журналисты спросили, не было ли «человеческого вмешательства» в программное обеспечение. Фэн-сюн Сю ( Feng-hsiung Hsu) (участник проекта Deep Blue в IBM с 1989 по 1997 год) утверждает, что ошибки, влияющие на Deeper Blue, были исправлены между сторонами

Кстати, после партии Каспаров воскликнул: «Ни один компьютер не играет 11. h5 !? « Без уточнения, было ли это данью или обвинением в обмане« человека ». Feng-hsiung Hsu заранее. За Deep Blue: Создание компьютера победило мировые шахматы. Бросок этого чемпиона связан со сложной оценочной функцией Deeper Blue в отношении рокировки .

Стремясь пролить свет на поведение Deeper Blue, Каспаров попросил IBM создать журналы для «всех» частей суперкомпьютера. IBM предоставила только историю 5- й  партии и сразу же ликвидировала Deeper Blue после матча (не предоставив логи других сторон, что вызвало бесконечные споры). Поскольку компьютер был разобран, а его конструкторы были назначены на другие проекты, организовать матч-реванш, несмотря на просьбы Каспарова, не удалось.

Раскольник

Еще в конце 80-х гг. Гарри Кимович вступил в отчаянную борьбу против всемогущей ФИДЕ. Тогда он инициирует появление на свет Международной ассоциации гроссмейстеров. Позднее, категорически не согласный с политикой всемирной шахматной организации, он вместе с Н. Шортом объявляет в 1993 году о проведении матча друг против друга под эгидой вновь созданной Профессиональной шахматной ассоциации. Это привело к временному исключению гроссмейстера из рейтинга ФИДЕ, где он вскоре был восстановлен. После роспуска ПША, Каспаров принял участие в создании новой оппозиционной структуры Всемирного шахматного совета.

Ошибка Каспарова против компьютера

Основа претензий Каспарова предъявлена к ходу, который компьютер сделал во второй игре матча, первой победной игре для Deep Blue. Каспаров сыграл так, чтобы вынудить противника забрать подставную пешку, жертвенную фигуру, позволяющую заманить машину в ловушку. Эту тактику Каспаров использовал против человеческих оппонентов в прошлом.

Но следующий ход Deep Blue удивил Каспарова. Каспаров назвал его «человекоподобным». Джон Нанн, английский гроссмейстер, описал его как «удивительный» и «выдающийся». Этот ход разбил план Каспарова и перевернул его стратегию. Он так переволновался, что не смог вернуться в игру и отдал ее. Что еще хуже, он так и не оправился, сыграл вничью три следующих игры и допустил роковую ошибку, которая привела к поражению в последней игре.

Тот ход был основан на стратегическом преимуществе, которое игрок получает от создания открытой линии, столбца квадратов на доске (если смотреть сверху), на котором нет фигур. Она может создать атакующий маршрут, как правило, для ладей или ферзей, поскольку нет пешек, блокирующих путь. Во время тренировки с гроссмейстером Джоэлом Бенджамином команда Deep Blue выяснила, что открытая линия не только позволяет вывести на нее ладью. Тактика включала вывод фигур на линию и выбор момента, когда можно их открывать.

Программисты изменили тактику Deep Blue

Когда программисты это поняли, они переписали код Deep Blue, чтобы включить эти ходы. Во время игры компьютер использовал позицию с возможной открытой линией, чтобы оказать давление на Каспарова и заставить его защищаться на каждому ходу. Это психологическое преимущество в конечном итоге задавило Каспарова.

Когда Каспаров проиграл, в дело пошли теории заговоров и спекуляции. Конспирологи утверждали, что IBM привлекла человека во время матча. IBM отрицает это, заявляя, что в соответствии с правилами единственное человеческое вмешательство произошло между играми, чтобы исправить ошибки, обнаруженные во время игры. Она также отвергла утверждение о том, что программирование было адаптировано к стилю игры Каспарова. Вместо этого они полагались на способность компьютера находить огромное количество возможных ходов.

Интересные факты

  • Дату 15 февраля 1985 года, когда решением Кампоманеса был прерван его поединок с Анатолием Карповым, Каспаров назовет началом своей политической карьеры.
  • Согласно опросу британской компании Creators Synectics, Гарри вошел в список ста мировых гениев, заняв 25-е место. Интересно, что в этом перечне только три россиянина и два шахматиста (кроме Каспарова еще Фишер).
  • Однажды, выступая в Торонто на тему пользы шахмат для развития интеллекта, Каспаров высказался так блестяще, что заставил проникнуться всех присутствующих глубочайшим уважением к древней игре, за что лишился туфлей, которые с него сорвали благодарные поклонники. Теперь обувь хранится в местном музее.
  • Под конец своей карьеры, в 2004 году, Каспаров сыграл две партии против Магнуса Карлсена, которому на тот момент было 13 лет. В одной из партий, где Карлсен играл белыми, Каспарову оказалось весьма нелегко уйти от поражения. Судя по видео ниже, у Магнуса с малых лет нет проблем с психикой — он выглядел более чем спокойно, чего нельзя сказать о Каспарове.

В 2020 году Каспаров выступил консультантом во время съемок шахматного сериала «Ход королевы» (оригинальное название The Queen’s Gambit). Сериал получил высокую оценку со стороны зрителей и критиков. 

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Гарднер, Мартин (2001). Тренировка Гарднера: тренировка ума и развлечение духа . А.К. Петерс. С. 91–95. ISBN 978-1-56881-120-8.
  • Гудман, Дэвид; Кин, Раймонд (1997). Человек против машины: Каспаров против Deep Blue . H3. ISBN 978-1888281064.
  • Сюй, Фэн-сюн (2002). За Deep Blue: создание компьютера, победившего чемпиона мира по шахматам . Издательство Принстонского университета . ISBN 0-691-09065-3.
  • Ходарковский, Михаил; Шамкович, Леонид (1997). Новая эра: чемпионат мира по шахматам в эпоху Deep Blue . Баллантайн. ISBN 978-0345408907.
  • Король, Даниэль (1997). Каспаров против Deeper Blue: The Ultimate Man против Machine Challenge . Бэтсфорд. ISBN 0-7134-8322-9.
  • Новорожденный, Монти (1996). Каспаров против Deep Blue: компьютерные шахматы достигают совершеннолетия . Springer. ISBN 0-387-94820-1.
  • Пандольфини, Брюс (1997). Каспаров и Deep Blue: Исторический шахматный матч между человеком и машиной . Шахматная библиотека Fireside. ISBN .

Поединки против компьютера

Каспаров стоял у истоков противостояния человека против искусственного интеллекта. Впервые он померился силами с компьютером еще в далеком 1989 году. Тогда шахматные программы были еще совсем не совершенны, поэтому великий шахматист не оставил шансов машине, легко победив в двух партиях. В 1996 году, американская компания IBM, подготовила для чемпиона мира грозного соперника в лице суперкомпьютера «Deep Blue». Матч, проходивший в Филадельфии, завершился победой Каспарова 4:2. Уже тогда был зафиксирован удивительный факт — проигрыш действующего чемпиона машине в классическом формате шахмат. Однако на следующий год весь мир привело в шок известие о победе искусственного интеллекта. Несмотря на напряженную борьбу, Каспаров уступил со счетом 2,5:3,5.

Фрагмент матч-реванша суперкомпьютера Deep Blue от IBM и Гарри Каспарова (1997 год). Увы, чемпион мира не смог устоять против машины

С тех пор многие сильнейшие шахматисты пробовали играть с компьютером и нередко проигрывали, как, например, Владимир Крамник в памятном матче против Deep Fritz. Слова Гарри Кимовича о том, что в классических шахматах у компьютера против человека шансов нет, не оказались пророческими. Сегодня даже на обычных планшетах встречается множество приложений, играющих на уровне гроссмейстера, а наиболее мощные программы обладают силой игры, превышающей 3000 единиц по системе Эло.

В конце 90-хх, Каспаров увлекся идеей продвижения шахмат во Всемирную сеть, организовав тематический портал «Клуб Каспарова». В 1999 году под эгидой компании Microsoft он проводит необычный матч против всего мира и выигрывает его.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий