Виды жертв в шахматах
Жертвы в шахматах можно разделить на несколько видов.
Временная жертва
Такая жертва является элементом тактического комбинационного удара. Например:
- мы отдаем слона за пешку, но в результате неотвратимо выигрываем через 1-2 хода ладью или ферзя;
- жертвой своей ладьи заманиваем вражеского короля на поле, где он через пару-тройку ходов получает мат.
Взгляните на позицию выше. Белые временно жертвуют ферзя, взяв коня на d5. Однако уже следующим ходом они ставят «вилку» конем на поле f6 и отыгрывают ферзя, оставаясь с лишней фигурой.
Главный признак этого типа жертвы – получение серьезного материального преимущества или даже выигрыш партии в ближайшие несколько ходов. Отсюда и название − временная. Встречаются и более сложные многоходовые комбинации. Но смысл мнимой жертвы остается тем же – временный «подарок», который вернется жертвующему с лихвой через несколько ходов.
Реальная жертва
Этот вид жертвы не предполагает ускоренных вариантов, ведущих к мату или возврату материала сторицей. Чаще всего цель приема иная. Например — захват инициативы и нарастающая атака на слабый фланг, которая приводит в итоге к капитуляции противника. Реальные жертвы иногда применяют под цейтнот соперника. Получивший жертву начинает напрасно тратить драгоценное время для поиска её смысла и нервничает, делая следующие ходы.
Некорректная жертва
Некорректной считается жертва, которая при правильной игре противника не дает никакого ожидаемого материального преимущества. Еще её называют ошибочной. Такие жертвы происходят по следующим причинам:
- банальный собственный просчет,
- лихой риск в надежде на ошибку соперника.
Кстати, опытные шахматисты, садясь играть с любителями бесшабашной атаки с жертвами, намеренно провоцируют соперника на «щедрость». Более глубокое понимание позиции позволяет им видеть, что в большинстве случаев жертвы «кавалериста» не будут тщательно продуманными.
Примеры
Жертва отклонения
Аронян против Свидлера , 2006 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 24.exd4 ??
На диаграмме гроссмейстер Аронян ошибочно сыграл 24. exd4 , открывая электронную вертикаль ладьи черных. После того, как Свидлер сыграл 24 … Re1 + , Аронян сдался, потому что ход черных вынуждает ответить 25.Rxe1 (или 25.Qf1 Qxf1 ), после чего белый ферзь оказывается без защиты и, следовательно, проигрывает.
Этот особый тип жертвы также получил название «трюк с крюком и лестницей», поскольку белый ферзь ненадежно находится наверху «лестницы», в то время как ладья находится внизу, поддерживая ее.
Самоубийственная жертва
Эванс против Решевского , 1963 год
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черный, чтобы двигаться
Черные сыграли 1 … Qxg3 и белые сыграли вничью 2. Qg8 +! Kxg8 (на любом другом ходу черные получат мат) 3. Rxg7 +! . Белые намерены продолжать шах на седьмой , и если черные когда-нибудь возьмут ладью, это будет пат.
Этот сейв от Эванса был назван « Мошенничество века». Ладья белых известна как головорез .
Жертва без принуждения
Найдорф – Решевский , 1952 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 13 … h6 14. h4
На этот раз Решевский получает жертву. Белые только что сыграли h2 – h4. Если черные забирают коня, они должны отдать своего коня на f6, чтобы избежать мата на h7. Вместо этого он просто проигнорировал приманку и продолжил развитие.
Позиционная жертва
Спасский против Таля , 1971
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черные сыграли 14 … d4
В этой партии черные сыграли 14 … d4! 15. Кxd4 Кd5 . В обмен на принесенную пешку черные получили полуоткрытую вертикаль , диагональ, форпост на d5 и оседлали белых обратной пешкой на d3. В итоге игра была сыграна вничью.
Жертвовать матом
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые ходят
Следующий пример показывает принудительную жертву слона белыми. Белые могут форсировать мат двумя ходами на диаграмме слева следующим образом: 1. Bg6 + hxg6 2. Qxg6
Жертва ферзя приводит к задушенному мату
МакКоннелл против Морфи , 1849 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черный, чтобы двигаться
В этой позиции черные ходят 22 … Qg1 +, вынуждая белую ладью взять ферзя черных путем 23. Rxg1 ; король не может забрать ферзя, потому что он был бы под шахом со стороны коня на h3. Вытеснив ладью из позиции, где она защищала линию f, в позицию, где она не позволяла королю сделать ход, черный конь поставил задушенный мат путем 23 … Nf2 # .
Жертвовать или нет?
Гроссмейстер Михаил Таль очень любил жертвовать материал. В молодости он делал это почти в каждой партии. Примеры комбинаций Таля с жертвами давно стали классикой шахматного искусства.
С другой стороны, четырехкратный чемпион СССР Виктор Корчной всегда охотно принимал жертвы, даже если видел их тайное предназначение. Ему доставляло удовольствие мобилизоваться и в дальнейшем удерживать лишний материал.
Вообще-то, жертва не так уж часто встречается в шахматной практике и не является обязательным приемом для получения преимуществ. Победы можно добиться и в спокойно позиционной борьбе, применяя рациональные и неяркие с виду решения. Не каждый эффектный ход становится эффективным. И всё же мы любим в шахматах атаку с красивыми комбинациями и упорную изобретательную защиту.