Этюдное искусство[]
Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.
Художественные принципы
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции:
- Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
- Решаемость во всех вариантах.
- Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.
Этюдная тематика
Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.
См. также: Категория:Темы в шахматной композиции.
Ничьи во всех играх
В статье 5 Правил игры в шахматы ФИДЕ 2018 указаны основные способы, по которым игра может закончиться ничьей; более сложные способы подробно описаны в статье 9: ( : 26–29).
- Пат – если игрок по очереди не имеет никакой юридической двигаться , но не в проверке , это пат , и игра автоматически ничья.
- Правило трехкратного повторения – если идентичная позиция встречалась по крайней мере три раза в течение игры с одним и тем же игроком, который каждый раз перемещался, и является текущей позицией на доске или произойдет после того, как игрок на своем ходу сделает свой ход, игрок на ходу может потребовать ничью ( ). В таком случае розыгрыш не происходит автоматически – игрок должен потребовать его, если он хочет розыгрыша. Когда позиция появляется в третий раз после предполагаемого следующего хода игрока, он записывает этот ход в свой но не делает этого хода на доске и требует ничью. Статья 9.2 гласит, что позиция считается идентичной другой, если тот же игрок находится в движении, одинаковые типы фигур одного цвета занимают одни и те же квадраты и одинаковые ходы доступны каждому игроку; в частности, каждый игрок имеет одинаковые права на рокировку и захват на проходе . (Игрок может потерять право на рокировку; захват en passant доступен только при первой возможности.) Если требование не сделано на ходу, в котором происходит повторение, игрок теряет право предъявить требование. Конечно, возможность может представиться снова.
- Правило пятидесяти ходов – если за предыдущие 50 ходов каждой из сторон ни одна пешка не двинулась и не было взято ни одного , ничья может быть заявлена любым игроком. Здесь опять же розыгрыш не является автоматическим и должен быть заявлен, если игрок хочет розыгрыша. Если игрок, чья очередь хода, сделал только 49 таких ходов, он может записать свой следующий ход в протокол и потребовать ничью. Как и в случае трехкратного повторения, право требовать ничью утрачивается, если она не используется на этом ходу, но такая возможность может появиться снова.
- Эффективное на 1 июля 2014 года ФИДЕ представила две дополнительные правила , связанные с правилом повторения тройном и правила пятьдесят ходов :
- Если одна и та же позиция встречается пять раз в течение игры, игра автоматически считается ничьей (т. Е. Игрок не должен требовать ее) по .
- Если за последние 75 ходов (обоими игроками) не было взятия или ходов пешки, то по ходов игра автоматически считается ничьей (т. Е. Игрок не должен требовать ее) . Если последним ходом был мат, мат остается в силе.
- Невозможность мата – если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может дать мат серией разрешенных ходов, игра считается ничьей. Такое положение называется . Обычно это происходит из-за того, что осталось недостаточно материала, но это возможно и в других положениях. Комбинации с недостаточным материалом для матов включают:
- король против короля
- король и слон против короля
- король и рыцарь против короля
- король и слон против короля и слона со слонами одного цвета.
- Взаимное соглашение – игрок может предложить ничью сопернику на любом этапе игры. Если противник соглашается, игра считается ничьей.
Распространенным заблуждением является то, что правило специально определяет вечный шах – ситуацию, в которой один игрок дает серию проверок, от которой другой игрок не может уйти, – как ничью, но это уже не так. Любая ситуация с бесконечным чеком в конечном итоге может быть заявлена или завершена ничьей в соответствии с правилом трехкратного повторения, правилом пятидесяти ходов или (что наиболее вероятно) по соглашению ( ). К 1965 году вечный чек больше не входил в официальные правила ( ).
Хотя эти законы установлены ФИДЕ и, как таковые, используются почти на всех турнирах высшего уровня, на более низких уровнях могут действовать другие правила, особенно в отношении положений о завершении быстрой игры .
Примеры
Корчной – Карпов ,
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 124.Bg7, пат
Фишер против Петросяна ,
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 30.Qe2, после 32.Qe2 и после 34.Qe2, ничья с трехкратным повторением
Тимман против Латца , 1995
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 121 … Rb5 +, ничья по правилу пятидесяти ходов
Видмар против Мароци , 1932 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисовать. Никакая последовательность правильных ходов не может привести к мату.
( : 43)
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисовать. Никакая последовательность правильных ходов не может привести к мату.
Петросян против Фишера,
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 67.f7, ничья согласована
Как делать рокировку в шахматах
Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля. |
В результате король оказывается спрятан за своими пешками.
Кстати
На английском языке рокировку называют castle, что переводится как «замок, крепость».
Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.
Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки
Крепость в углу
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Слон и пешка неправильной ладьи: ничья
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Конь защищает ладью на седьмой горизонтали: ничья
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Слон, ладья и король защищают f7, g7, h7: ничья
Возможно, наиболее распространенный тип крепости, часто встречающийся в эндшпиле с несколькими фигурами на доске , – это когда защищающийся король может укрыться в углу доски и не может быть прогнан или поставлен матом превосходящей стороной. Эти две диаграммы представляют собой два классических примера. В обоих случаях черные просто тасуют своего короля между a8 и доступным полем, примыкающим к a8 (a7, b7 или b8, в зависимости от положения белого короля и пешки). У белых нет возможности сместить короля черных, и у них ничего не получится, кроме ничьей из патовой ситуации или каким-либо другим способом.
Обратите внимание , что епископ и неправильно ладья пешка конец (т.е. там , где пешкой является ладья пешкой , чьи продвижение квадрата цвета противоположен епископ) на диаграмме ничей , даже если пешка находится на седьмом ранге или дальше на a-
Курс на слона и пешечное окончание с неправильной ладьей – довольно распространенный жеребьевки, доступный стороне ( : 183).
Положение коня и ладьи на диаграмме считается ничьей только в том случае, если белая пешка уже находится на седьмой горизонтали, что делает этот ресурс вытягивания доступным для защитника гораздо реже. Белые выигрывают, если пешка еще не находится на седьмой горизонтали и защищена конем сзади. С пешкой на седьмой черных патовая защита с королем в углу ( : 189).
Пример игры: Серпер против Накамуры, 2004 г.
Серпер против Накамуры
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые играть
Крепость часто достигается жертвой , например, фигурой за пешку. В игре между Григорием Серпером и Хикару Накамурой на чемпионате США по шахматам 2004 года белые проигрывали после 1.Nd1 Kc4 или 1.Nh1 Be5 или 1.Ng4 Bg7. Вместо этого он играл
- 1. Nxe4! Крxe4
- 2. Kf1!
Направление на h1. Еще через 10 ходов была достигнута позиция на следующей диаграмме:
Серпер против Накамуры
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черные играть. Белые добились крепости.
У черных нет возможности оттолкнуть белого короля от угла, поэтому они сыграли
- 12 … Kf2
и после 13.h4 gxh4 игра завершилась патовой ничьей.
Защита заднего ранга
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Назад ранг оборона в ладье и пешка против ладьи окончаний: другой тип крепости в углу
в некоторой ладьи и пешки против ладьи окончаниях другой тип крепости в углу (смотри схему). Защитник усаживает своего короля на ферзевое поле пешки и держит ладью на задней горизонтали (на «длинной стороне» короля, а не, например, на h8 в позиции диаграммы) для защиты от горизонтальных шахов. Если на диаграмме 1.Rg7 +, черные идут в угол ходом 1 ..
Kh8! Обратите внимание, что эта защита работает только против ладьи и коня ( : 15–17).
Ладья против слона
Сейраван, 2003 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ладья против слона, защищающийся король находится в «безопасном» углу. Ход белых, ничья.
В концовке ладья против слона защитник может сформировать крепость в «безопасном» углу – углу, который не того цвета, на котором находится слон (см. Диаграмму). Белые должны выйти из потенциального пат, но они не могут улучшить свою позицию ( : 200–201).
- 1. Rc3 Ba2
- 2. Rc2 Bb3
- 3. Лc7 Сg8
Пешка и слон
де ла Вилья, 2008
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ничья со слоном любого цвета, если белый король не покидает угол
В этой позиции де ла Вилья белые делают ничью, если их король не покидает угол. Это также ничья, если слон другого цвета, так что это не случай неправильного слона ( : 25).
Ферзь против двух второстепенных фигур
Здесь изображены крепости с двумя против ферзя ( : 289). Обычно защищающаяся сторона не может добраться до одной из этих позиций.
Епископ и рыцарь
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Чертеж крепости (в любом углу, контролируемом епископом)
Крепость епископа и рыцаря – еще один тип крепости в углу. При необходимости король может перейти на один из квадратов, примыкающих к углу, а слон может отступить в угол. Это дает нижней стороне достаточно темповых движений, чтобы избежать цугцванга . Например: ( : 339–41).
- 1. Kb5 Ka7
- 2. Qd8 Ba8
- 3. Ka5 Bb7 .
Два епископа
Лолли , 1763 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисунок крепости (в любом углу), позиция Лолли
В эндшпиле два слона против ферзя ферзь побеждает, если позиция Лолли не достигнута, но некоторым из них требуется до семидесяти одного хода, чтобы поставить мат или выиграть слона, поэтому в игру вступает правило пятидесяти ходов . Из схемы:
- 1. Qe7 + Kc8
- 2. Qe6 + Kb7
- 3. Qd6 Ba7
- 4. Qe7 + Kb6!
- 5. Qd8 + Kb7!
- 6. Ka5 Bc5!
и белые не могут предотвратить … Bb6, что возвращает к позиции Лолли ( : 340–41,401).
Два рыцаря
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисунок крепости
В крепости двух рыцарей рыцари находятся рядом друг с другом, и их король должен находиться между ними и атакующим королем. Однако защитник должен играть точно ( : 339–41).
Лолли, 1763 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисовать
Есть несколько позиций для ничьей, когда два коня против ферзя. Лучший способ – расположить рыцарей рядом друг с другом по вертикали или по рангу, а их король находится между ними и королем противника. Это не настоящая крепость, поскольку она не статична. Положение коней может измениться в зависимости от ходов соперника. В этом положении (Lolli, 1763),
- 1. Фd1 Кd2 +
- 2. Ke2 Nb3
и у черных идеальная оборонительная позиция.
Ход белых. Нарисуйте ферзем где угодно, кроме отмеченных квадратов. |
Ничья, но черные должны держать своего короля в хорошей позиции. |
Если рыцари не могут быть рядом друг с другом по вертикали или рангу, вторая лучшая позиция – это если они находятся рядом друг с другом по диагонали (см. Диаграмму).
Третий тип оборонительного строя – это когда рыцари защищают друг друга, но этот метод более рискован ( : 300ff).
С пешками
Ри против Хорта
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черный, чтобы играть
Ри против Хорта
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Ничья согласилась. Черные построили неприступную крепость.
Иногда две второстепенные фигуры могут достичь крепости против ферзя, даже если на доске есть пешки. В
Ree – Хорт , Вейк – ан – Зее 1986 (первая диаграмма), черный был материальный недостаток ладьи и слона против королевы. Дворецкий пишет, что черные, вероятно, проиграют после естественного 1 … Bf2 +? 2.Kxf2 Rxh4 из-за 3.Kg3 Rh7 4.Kf3 с последующим маршем короля на c6, или 3.Qg7 !? Rxf4 + 4.Kg3 Rg4 + 5.Kf3, угрожая 6.Qf6 или 6.Qc7 ( : 315). Вместо этого Хорт добился ничьей путем 1 … Rxh4 !! 2. Kxh4 Bd4! (пленение ферзя белых) 3. Kg3 Ke7 4.Kf3 Ba1 (вторая диаграмма), и игроки согласились на ничью. У ферзя белых нет ходов, все пешки черных защищены, а их слон будет курсировать взад и вперед по полям a1, b2, c3 и d4.
Ладья и пешка против ферзя
Ван дер Поэль против Смитса, 2000
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Базовая крепость с ладьей и пешкой на второй горизонтали против ферзя
На диаграмме, черный рисует, перемещая его ладья назад и вперед между d6- и f6 квадратов, или перемещает его король , когда проверил , оставаясь за ладью и рядом с пешкой. Эта крепость работает при соблюдении всех этих условий:
- пешка все еще на второй
- пешка находится на b до g
- пешка защищает ладью на третьей горизонтали
- противостоящий король выше третьего ранга защитника
- защищающийся король защищает свою пешку ( : 91).
Белый король не может пересечь горизонт черной ладьи, а белый ферзь не может сделать ничего полезного.
- 1. Qd5 + Rd6
- 2. Qb5 + Kd8
- 3. Qb8 + Kd7
- 4. Qb5 + ½-½
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Рисование мест белой пешки с точки зрения белых
Такие позиции (когда защищающаяся ладья и король находятся рядом с пешкой и король противника не может атаковать сзади) разыгрываются, когда (см. Диаграмму):
- пешка находится на вертикали c, d, e или f и на второй, шестой или седьмой горизонтали
- пешка находится в любом месте линии b или g
- пешка находится на линии “а” или “h” и на третьей или седьмой горизонтали.
В противном случае выигрывает королева ( : 297).
Пример из игры
Маркотулли против Мальстрёма, 2001 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черные могут добраться до крепости ничьей.
В этой позиции, когда черные ходят, черные могут добраться до крепости ничьей.
- 1 … b4
- 2. Kd6 Rc3
- 3. Крd7
и теперь 3 … Ka3 и еще несколько ходов достигают крепости. В реальной партии черные сделали слабый ход 3 … Rd3? и проиграл ( : 180–81).
Аналогичный пример
Уитакер против Ферриза, 1959 год.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 50.Re3
В этой партии 1959 года между Уитакером и Феррисом белые пожертвовали ладью за коня, чтобы разменять пару пешек и достичь этой позиции, и объявили, что это ничья, потому что (1) ферзь не может мат в одиночку, и (2) черный король и пешка не могут прийти на помощь ( ). Однако анализ таблицы эндшпиля показывает, что черные вынуждены выигрывать за 19 ходов, начиная с 50 … Qc7 + (единственный выигрышный ход), используя тот факт, что ладья в настоящее время незащищена, что еще раз демонстрирует, как табличные основы совершенствуют традиционную теорию эндшпиля. .
Пример с большим количеством пешек
Салов против Корчного, 1997 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Даже с равными пешками Корчной не смог пробить пятую оборону Салова.
Судя по диаграмме, в партии « Салов – Корчной , Вейк-ан-Зее», 1997 г., белые смогли удержать ничью с ладьей и ферзем, даже если у сторон было одинаковое количество пешек. Он сохранил ладью на пятой горизонтали, блокируя короля черных, и был осторожен, чтобы не потерять ладью из-за вилки и не позволить жертву ферзя за ладью в обстоятельствах, когда это принесло бы черным выигрыш. На ничью игроки согласились после:
- 48. Kg2 Kg6 49. Rh5 Qe2 + 50. Kg3 Qf1 51. Kf4 Qe1 52. Rd5 Qc1 + 53. Kg3 Qc7 + 54. Kg2 Qf4 55. Rh5 Kf6 56. Rd5 Ke6 57. Rh5 Qd2 + 58. Kg3 fc6 59. Rf5 Qf5. Rh5 Qg1 + 61. Kf4 Qe1 62. Rb5 Qc1 + 63. Kg3 Qg1 + 64. Kf4 Qh2 + 65. Ke3 Kf7 66. Rh5 Qg1 + 67. Kf4 Kg6 68. Rd5 Qh2 + 69. Ke3 Kf7 70. Rh5 Qg1 + 71. Kb4 73. Ke3 Kd6 74. Rf5 Qb2 75. Rh5 Ke6 76. Kf4 Qc3 77. Kg3 Qc7 + 78. Kg2 Qf7 79. Rb5 Qe8 80. Rf5 Qg6 81. Rb5 ½ – ½
Периметр обороны (пешечная крепость)
Защиты периметр является методом рисования , в которой сторона позади в или иным образом в невыгодном положении устанавливает периметр, в значительной степени или полностью состоит из пешки цепи, что противник не может проникнуть. В отличие от других форм крепости, в миттельшпиле часто можно создать защитный периметр с несколькими фигурами, оставшимися на доске.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые на ходу добиваются ничьей.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черные, впереди две ладьи и слон, не могут прорвать периметр защиты белых.
Позиция на первой диаграмме, шахматная задача Рудольфа ( La Strategie 1912), иллюстрирует периметр защиты. У белых уже огромный материальный недостаток, но они вынуждают ничью, отдавая оставшиеся фигуры, чтобы создать непреодолимый периметр защиты своими пешками. У белых ничья ходом 1. Ba4 +! Kxa4 (1 … Kc4 2. Bb3 +! Kb5 3. c4 + Kc6 4. Ba4 + !, форсируя Rb5, белые выигрывают) 2. b3 + Kb5 3. c4 + Kc6 4. d5 + Kd7 5. e6 +! Крxd8 6. f5! (вторая диаграмма). Теперь у черных две ладьи и слон (обычно подавляющее материальное преимущество), но у них нет надежды прорваться через периметр защиты белых. Единственная выигрышная попытка, которую могут предпринять черные, – это поставить ладьи на b5, c6 и т. Д. И надеяться, что белые их . Белые делают ничью, игнорируя все подобные предложения и просто тасуя своего короля ( : 174–75).
Петросян против Хазаи
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Черный, чтобы играть
Петросян против Хазаи
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые не могут проникнуть в крепость черных.
Приведенный выше пример может показаться фантастическим, но черные достигли аналогичного периметра защиты в
партии Аршак Петросян- Хазаи, Шильде 1970 (первая диаграмма). У черных сложный эндшпиль, так как белые могут атаковать и выиграть пешку «а» силой, и у них нет контригры. Черные попробовали необычное 45 … Qb6 !? , на что белые ответили очевидным 46. Nxb6 +? На самом деле это критическая ошибка, позволяющая черным построить непреодолимую крепость. Белым следовало осуществить свой план по завоеванию пешки a черных, например, с 46.Qc1 (угрожая 47.Nxb6 + cxb6 48.h4! Gxh4 49.Qh1 и Qh3, выигрывая) Qa7 47.Qd2 с последующим Kb3, Nc3, Ka4 , Na2 – c1 – b3. 46 … cxb6 Теперь черные угрожают 47 … h4, блокируя всю доску своими пешками, поэтому белые пытаются открыть позицию. 47. h4 gxh4 48. Qd2 h3! 49. gxh3 Иначе 49 … h2 ничья. 49 … h4! (вторая диаграмма) Черные построили свою крепость и теперь могут сделать ничью, просто двигая своим королем. Единственный способ, которым белые могли попытаться прорвать крепость, – это жертва ферзя в какой-то момент (например, Qxa5 или Qxe5), но ни один из них не дает белым шансов на победу, пока черные держат своего короля в центре. Игроки перетасовали своих королей и ферзя белых еще на шесть ходов, прежде чем согласиться на ничью ( : 200) ( : 249–50).
Смирин против HIARCS
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 46.Kg1: белые видят пешечную крепость.
Смирин против HIARCS
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Позиция после 51.Nc3: крепость построена.
В матче 2002 года Смирин – HIARCS , Smirin-Computers у были проблемы с компьютером, у которого есть , который может связать белого короля ходом … g3 и угрожает вторжением своим королем на поле. светлые квадраты. Смирин же видел, что своими пешками он может построить крепость. Игра продолжилась 46 … g3 47. h3! Удивительный ход, дающий черным грозную на шестой горизонтали, но он начинает строить крепость белых, не давая черному королю попасть на g4. 47 … Bc5 48. Bb4! Теперь Смирин дает HIARCS выбор между разноцветным слоновым эндшпилем (в котором, кроме того, белые сыграют Сe7 и выиграют пешку h, если черный король окажется в центре), и концовкой слона против коня, в которой Смирин представляет себе крепость. 48 … Bxb4 49. axb4 Kf7 Черные могли попытаться предотвратить предстоящий маневр белых с помощью 49 … Bd3, но тогда белые могли сыграть 50.Nf3 Kh5 (форсированный) 51.Nd4. 50. Nb5! Ke6 51. Nc3! Завершение крепости. Теперь королю черных нет выхода, а его слон ничего не может сделать, так как белый король может помешать … Bf1, атакуя единственную пешку белых на светлом поле. Партия завершилась: 51 … Bc2 52. Kg2 Kd6 53. Kg1 Kc6 54. Kg2 b5 55. Kg1 Bd3 56. Kg2 Be4 + 57. Kg1 Bc2 58. Kg2 Bd3 59. Kg1 Be4 60. Kf1 ½ – ½
Этюдная композиция в XX—XXI веках[]
В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.
Жан Вильнёв-Эсклапон«Schweizerische Schachzeitung», 1923 II приз
Ничья(3 + 4) | В. А. Корольков «Труд», 1935 I приз
Выигрыш(5 + 6) | М. С. Либуркин «64», 1930 (II полугодие) I приз
Выигрыш(4 + 4) |
Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.
Решение этюда Королькова:1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#
Решение этюда Либуркина:1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.
Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.
Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.
- Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
- Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
- Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
- Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
- Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
- Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
- Италия: Ринальдо Бианкетти.
- Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
- Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
- Румыния: Эмилиан Добреску.
- США: Николас Россолимо.
- Финляндия: Виса Киви.
- Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
- Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети, Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
- Швейцария: Самуэль Изенегер.
- Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.
Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эммануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов является экс-чемпион мира Василий Смыслов.
Конь против ладьи и пешки
Эм. Ласкер против Эд. Ласкер, 1924 г.
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Удивительный розыгрыш
На великом турнире 1924 года в Нью-Йорке бывший чемпион мира Эмануэль Ласкер попал в беду против своего тезки Эдварда Ласкера , но удивил всех, обнаружив новую крепость финала ( : 314–15). Несмотря на то, что у белых только конь вместо ладьи и пешки, белые делают ничью, перемещая коня вперед и назад между b2 и a4. Единственная настоящая выигрышная попытка черных – вывести короля на c2. Однако для этого черным нужно отодвинуть своего короля так далеко от пешки, чтобы белые могли сыграть Ka3 – b2 и Nc5xb3, когда окончание ладья против коня – легкая ничья. Игра завершилась:
- 93. Nb2 Ke4 94. Na4 Kd4 95. Nb2 Rf3 96. Na4 Re3 97. Nb2 Ke4 98. Na4 Kf3 99. Ka3! Ke4
Если 99 … Ke2, 100.Nc5 Kd2 101.Kb2! (101.Nxb3 + ?? Kc2 и черные выигрывают) и 102.Nxb3 ничья.
- 100. Kb4 Kd4 101. Nb2 Rh3 102. Na4 Kd3 103. Kxb3 Kd4 + ½ – ½