Позиционная ничья. Крепость

Этюдное искусство[]

Этюд более близок к практической партии, чем задача. Начальная позиция этюда выглядит обычно естественной и напоминает положение из партии (чаще всего из эндшпиля, реже — из середины игры). Решение этюда состоит в нахождении задуманного автором пути, ведущего к выполнению задания.

Художественные принципы

Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции:

  • Легальность начальной позиции, естественность и экономичность её формы.
  • Решаемость во всех вариантах.
  • Решение обязано быть единственным (при лучших ответах противника), труднонаходимым и должно производить художественное впечатление. Побочные решения в тематических вариантах недопустимы.

Этюдная тематика

Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.

См. также: Категория:Темы в шахматной композиции.

Ничьи во всех играх

В статье 5 Правил игры в шахматы ФИДЕ 2018 указаны основные способы, по которым игра может закончиться ничьей; более сложные способы подробно описаны в статье 9: ( : 26–29).

  • Пат – если игрок по очереди не имеет никакой юридической двигаться , но не в проверке , это пат , и игра автоматически ничья.
  • Правило трехкратного повторения – если идентичная позиция встречалась по крайней мере три раза в течение игры с одним и тем же игроком, который каждый раз перемещался, и является текущей позицией на доске или произойдет после того, как игрок на своем ходу сделает свой ход, игрок на ходу может потребовать ничью ( ). В таком случае розыгрыш не происходит автоматически – игрок должен потребовать его, если он хочет розыгрыша. Когда позиция появляется в третий раз после предполагаемого следующего хода игрока, он записывает этот ход в свой но не делает этого хода на доске и требует ничью. Статья 9.2 гласит, что позиция считается идентичной другой, если тот же игрок находится в движении, одинаковые типы фигур одного цвета занимают одни и те же квадраты и одинаковые ходы доступны каждому игроку; в частности, каждый игрок имеет одинаковые права на рокировку и захват на проходе . (Игрок может потерять право на рокировку; захват en passant доступен только при первой возможности.) Если требование не сделано на ходу, в котором происходит повторение, игрок теряет право предъявить требование. Конечно, возможность может представиться снова.
  • Правило пятидесяти ходов – если за предыдущие 50 ходов каждой из сторон ни одна пешка не двинулась и не было взято ни одного , ничья может быть заявлена ​​любым игроком. Здесь опять же розыгрыш не является автоматическим и должен быть заявлен, если игрок хочет розыгрыша. Если игрок, чья очередь хода, сделал только 49 таких ходов, он может записать свой следующий ход в протокол и потребовать ничью. Как и в случае трехкратного повторения, право требовать ничью утрачивается, если она не используется на этом ходу, но такая возможность может появиться снова.
  • Эффективное на 1 июля 2014 года ФИДЕ представила две дополнительные правила , связанные с правилом повторения тройном и правила пятьдесят ходов :
    • Если одна и та же позиция встречается пять раз в течение игры, игра автоматически считается ничьей (т. Е. Игрок не должен требовать ее) по .
    • Если за последние 75 ходов (обоими игроками) не было взятия или ходов пешки, то по ходов игра автоматически считается ничьей (т. Е. Игрок не должен требовать ее) . Если последним ходом был мат, мат остается в силе.
  • Невозможность мата – если возникает позиция, в которой ни один из игроков не может дать мат серией разрешенных ходов, игра считается ничьей. Такое положение называется . Обычно это происходит из-за того, что осталось недостаточно материала, но это возможно и в других положениях. Комбинации с недостаточным материалом для матов включают:
    • король против короля
    • король и слон против короля
    • король и рыцарь против короля
    • король и слон против короля и слона со слонами одного цвета.
  • Взаимное соглашение – игрок может предложить ничью сопернику на любом этапе игры. Если противник соглашается, игра считается ничьей.

Распространенным заблуждением является то, что правило специально определяет вечный шах – ситуацию, в которой один игрок дает серию проверок, от которой другой игрок не может уйти, – как ничью, но это уже не так. Любая ситуация с бесконечным чеком в конечном итоге может быть заявлена ​​или завершена ничьей в соответствии с правилом трехкратного повторения, правилом пятидесяти ходов или (что наиболее вероятно) по соглашению ( ). К 1965 году вечный чек больше не входил в официальные правила ( ).

Хотя эти законы установлены ФИДЕ и, как таковые, используются почти на всех турнирах высшего уровня, на более низких уровнях могут действовать другие правила, особенно в отношении положений о завершении быстрой игры .

Примеры

Корчной – Карпов ,

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 124.Bg7, пат

Фишер против Петросяна ,

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 30.Qe2, после 32.Qe2 и после 34.Qe2, ничья с трехкратным повторением

Тимман против Латца , 1995

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 121 … Rb5 +, ничья по правилу пятидесяти ходов

Видмар против Мароци , 1932 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисовать. Никакая последовательность правильных ходов не может привести к мату.

( : 43)

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисовать. Никакая последовательность правильных ходов не может привести к мату.

Петросян против Фишера,

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 67.f7, ничья согласована

Как делать рокировку в шахматах

Рокировка в шахматах делается так: король прыгает к ладье через клетку, а ладья — через короля.

В результате король оказывается спрятан за своими пешками.

Кстати
На английском языке рокировку называют castle, что переводится как «замок, крепость».

Рокировка возможна с обеими ладьями: рокировку с ближней ладьей (h1) называют короткой, а рокировку с дальней ладьей (а1) — длинной.

Важно, что при любой рокировке король перепрыгивает всего через одну клетку, а ладья всегда перелетает через короля и оказывается на соседнем поле. Поэтому при длинной рокировке ладья совершает большой прыжок на 3 клетки

Крепость в углу

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Слон и пешка неправильной ладьи: ничья

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Конь защищает ладью на седьмой горизонтали: ничья

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Слон, ладья и король защищают f7, g7, h7: ничья

Возможно, наиболее распространенный тип крепости, часто встречающийся в эндшпиле с несколькими фигурами на доске , – это когда защищающийся король может укрыться в углу доски и не может быть прогнан или поставлен матом превосходящей стороной. Эти две диаграммы представляют собой два классических примера. В обоих случаях черные просто тасуют своего короля между a8 и доступным полем, примыкающим к a8 (a7, b7 или b8, в зависимости от положения белого короля и пешки). У белых нет возможности сместить короля черных, и у них ничего не получится, кроме ничьей из патовой ситуации или каким-либо другим способом.

Обратите внимание , что епископ и неправильно ладья пешка конец (т.е. там , где пешкой является ладья пешкой , чьи продвижение квадрата цвета противоположен епископ) на диаграмме ничей , даже если пешка находится на седьмом ранге или дальше на a-

Курс на слона и пешечное окончание с неправильной ладьей – довольно распространенный жеребьевки, доступный стороне ( : 183).

Положение коня и ладьи на диаграмме считается ничьей только в том случае, если белая пешка уже находится на седьмой горизонтали, что делает этот ресурс вытягивания доступным для защитника гораздо реже. Белые выигрывают, если пешка еще не находится на седьмой горизонтали и защищена конем сзади. С пешкой на седьмой черных патовая защита с королем в углу ( : 189).

Пример игры: Серпер против Накамуры, 2004 г.

Серпер против Накамуры

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые играть

Крепость часто достигается жертвой , например, фигурой за пешку. В игре между Григорием Серпером и Хикару Накамурой на чемпионате США по шахматам 2004 года белые проигрывали после 1.Nd1 Kc4 или 1.Nh1 Be5 или 1.Ng4 Bg7. Вместо этого он играл

1. Nxe4! Крxe4
2. Kf1!

Направление на h1. Еще через 10 ходов была достигнута позиция на следующей диаграмме:

Серпер против Накамуры

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Черные играть. Белые добились крепости.

У черных нет возможности оттолкнуть белого короля от угла, поэтому они сыграли

12 … Kf2

и после 13.h4 gxh4 игра завершилась патовой ничьей.

Защита заднего ранга

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Назад ранг оборона в ладье и пешка против ладьи окончаний: другой тип крепости в углу

в некоторой ладьи и пешки против ладьи окончаниях другой тип крепости в углу (смотри схему). Защитник усаживает своего короля на ферзевое поле пешки и держит ладью на задней горизонтали (на «длинной стороне» короля, а не, например, на h8 в позиции диаграммы) для защиты от горизонтальных шахов. Если на диаграмме 1.Rg7 +, черные идут в угол ходом 1 ..

Kh8! Обратите внимание, что эта защита работает только против ладьи и коня ( : 15–17).

Ладья против слона

Сейраван, 2003 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ладья против слона, защищающийся король находится в «безопасном» углу. Ход белых, ничья.

В концовке ладья против слона защитник может сформировать крепость в «безопасном» углу – углу, который не того цвета, на котором находится слон (см. Диаграмму). Белые должны выйти из потенциального пат, но они не могут улучшить свою позицию ( : 200–201).

1. Rc3 Ba2
2. Rc2 Bb3
3. Лc7 Сg8

Пешка и слон

де ла Вилья, 2008

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ничья со слоном любого цвета, если белый король не покидает угол

В этой позиции де ла Вилья белые делают ничью, если их король не покидает угол. Это также ничья, если слон другого цвета, так что это не случай неправильного слона ( : 25).

Ферзь против двух второстепенных фигур

Здесь изображены крепости с двумя против ферзя ( : 289). Обычно защищающаяся сторона не может добраться до одной из этих позиций.

Епископ и рыцарь

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Чертеж крепости (в любом углу, контролируемом епископом)

Крепость епископа и рыцаря – еще один тип крепости в углу. При необходимости король может перейти на один из квадратов, примыкающих к углу, а слон может отступить в угол. Это дает нижней стороне достаточно темповых движений, чтобы избежать цугцванга . Например: ( : 339–41).

1. Kb5 Ka7
2. Qd8 Ba8
3. Ka5 Bb7 .

Два епископа

Лолли , 1763 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисунок крепости (в любом углу), позиция Лолли

В эндшпиле два слона против ферзя ферзь побеждает, если позиция Лолли не достигнута, но некоторым из них требуется до семидесяти одного хода, чтобы поставить мат или выиграть слона, поэтому в игру вступает правило пятидесяти ходов . Из схемы:

1. Qe7 + Kc8
2. Qe6 + Kb7
3. Qd6 Ba7
4. Qe7 + Kb6!
5. Qd8 + Kb7!
6. Ka5 Bc5!

и белые не могут предотвратить … Bb6, что возвращает к позиции Лолли ( : 340–41,401).

Два рыцаря

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисунок крепости

В крепости двух рыцарей рыцари находятся рядом друг с другом, и их король должен находиться между ними и атакующим королем. Однако защитник должен играть точно ( : 339–41).

Лолли, 1763 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисовать

Есть несколько позиций для ничьей, когда два коня против ферзя. Лучший способ – расположить рыцарей рядом друг с другом по вертикали или по рангу, а их король находится между ними и королем противника. Это не настоящая крепость, поскольку она не статична. Положение коней может измениться в зависимости от ходов соперника. В этом положении (Lolli, 1763),

1. Фd1 Кd2 +
2. Ke2 Nb3

и у черных идеальная оборонительная позиция.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ход белых. Нарисуйте ферзем где угодно, кроме отмеченных квадратов.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ничья, но черные должны держать своего короля в хорошей позиции.

Если рыцари не могут быть рядом друг с другом по вертикали или рангу, вторая лучшая позиция – это если они находятся рядом друг с другом по диагонали (см. Диаграмму).

Третий тип оборонительного строя – это когда рыцари защищают друг друга, но этот метод более рискован ( : 300ff).

С пешками

Ри против Хорта

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Черный, чтобы играть

Ри против Хорта

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Ничья согласилась. Черные построили неприступную крепость.

Иногда две второстепенные фигуры могут достичь крепости против ферзя, даже если на доске есть пешки. В
Ree – Хорт , Вейк – ан – Зее 1986 (первая диаграмма), черный был материальный недостаток ладьи и слона против королевы. Дворецкий пишет, что черные, вероятно, проиграют после естественного 1 … Bf2 +? 2.Kxf2 Rxh4 из-за 3.Kg3 Rh7 4.Kf3 с последующим маршем короля на c6, или 3.Qg7 !? Rxf4 + 4.Kg3 Rg4 + 5.Kf3, угрожая 6.Qf6 или 6.Qc7 ( : 315). Вместо этого Хорт добился ничьей путем 1 … Rxh4 !! 2. Kxh4 Bd4! (пленение ферзя белых) 3. Kg3 Ke7 4.Kf3 Ba1 (вторая диаграмма), и игроки согласились на ничью. У ферзя белых нет ходов, все пешки черных защищены, а их слон будет курсировать взад и вперед по полям a1, b2, c3 и d4.

Ладья и пешка против ферзя

Ван дер Поэль против Смитса, 2000

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Базовая крепость с ладьей и пешкой на второй горизонтали против ферзя

На диаграмме, черный рисует, перемещая его ладья назад и вперед между d6- и f6 квадратов, или перемещает его король , когда проверил , оставаясь за ладью и рядом с пешкой. Эта крепость работает при соблюдении всех этих условий:

  • пешка все еще на второй
  • пешка находится на b до g
  • пешка защищает ладью на третьей горизонтали
  • противостоящий король выше третьего ранга защитника
  • защищающийся король защищает свою пешку ( : 91).

Белый король не может пересечь горизонт черной ладьи, а белый ферзь не может сделать ничего полезного.

1. Qd5 + Rd6
2. Qb5 + Kd8
3. Qb8 + Kd7
4. Qb5 + ½-½
абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Рисование мест белой пешки с точки зрения белых

Такие позиции (когда защищающаяся ладья и король находятся рядом с пешкой и король противника не может атаковать сзади) разыгрываются, когда (см. Диаграмму):

  • пешка находится на вертикали c, d, e или f и на второй, шестой или седьмой горизонтали
  • пешка находится в любом месте линии b или g
  • пешка находится на линии “а” или “h” и на третьей или седьмой горизонтали.

В противном случае выигрывает королева ( : 297).

Пример из игры

Маркотулли против Мальстрёма, 2001 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Черные могут добраться до крепости ничьей.

В этой позиции, когда черные ходят, черные могут добраться до крепости ничьей.

1 … b4
2. Kd6 Rc3
3. Крd7

и теперь 3 … Ka3 и еще несколько ходов достигают крепости. В реальной партии черные сделали слабый ход 3 … Rd3? и проиграл ( : 180–81).

Аналогичный пример

Уитакер против Ферриза, 1959 год.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 50.Re3

В этой партии 1959 года между Уитакером и Феррисом белые пожертвовали ладью за коня, чтобы разменять пару пешек и достичь этой позиции, и объявили, что это ничья, потому что (1) ферзь не может мат в одиночку, и (2) черный король и пешка не могут прийти на помощь ( ). Однако анализ таблицы эндшпиля показывает, что черные вынуждены выигрывать за 19 ходов, начиная с 50 … Qc7 + (единственный выигрышный ход), используя тот факт, что ладья в настоящее время незащищена, что еще раз демонстрирует, как табличные основы совершенствуют традиционную теорию эндшпиля. .

Пример с большим количеством пешек

Салов против Корчного, 1997 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Даже с равными пешками Корчной не смог пробить пятую оборону Салова.

Судя по диаграмме, в партии « Салов – Корчной , Вейк-ан-Зее», 1997 г., белые смогли удержать ничью с ладьей и ферзем, даже если у сторон было одинаковое количество пешек. Он сохранил ладью на пятой горизонтали, блокируя короля черных, и был осторожен, чтобы не потерять ладью из-за вилки и не позволить жертву ферзя за ладью в обстоятельствах, когда это принесло бы черным выигрыш. На ничью игроки согласились после:

48. Kg2 Kg6 49. Rh5 Qe2 + 50. Kg3 Qf1 51. Kf4 Qe1 52. Rd5 Qc1 + 53. Kg3 Qc7 + 54. Kg2 Qf4 55. Rh5 Kf6 56. Rd5 Ke6 57. Rh5 Qd2 + 58. Kg3 fc6 59. Rf5 Qf5. Rh5 Qg1 + 61. Kf4 Qe1 62. Rb5 Qc1 + 63. Kg3 Qg1 + 64. Kf4 Qh2 + 65. Ke3 Kf7 66. Rh5 Qg1 + 67. Kf4 Kg6 68. Rd5 Qh2 + 69. Ke3 Kf7 70. Rh5 Qg1 + 71. Kb4 73. Ke3 Kd6 74. Rf5 Qb2 75. Rh5 Ke6 76. Kf4 Qc3 77. Kg3 Qc7 + 78. Kg2 Qf7 79. Rb5 Qe8 80. Rf5 Qg6 81. Rb5 ½ – ½

Периметр обороны (пешечная крепость)

Защиты периметр является методом рисования , в которой сторона позади в или иным образом в невыгодном положении устанавливает периметр, в значительной степени или полностью состоит из пешки цепи, что противник не может проникнуть. В отличие от других форм крепости, в миттельшпиле часто можно создать защитный периметр с несколькими фигурами, оставшимися на доске.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые на ходу добиваются ничьей.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Черные, впереди две ладьи и слон, не могут прорвать периметр защиты белых.

Позиция на первой диаграмме, шахматная задача Рудольфа ( La Strategie 1912), иллюстрирует периметр защиты. У белых уже огромный материальный недостаток, но они вынуждают ничью, отдавая оставшиеся фигуры, чтобы создать непреодолимый периметр защиты своими пешками. У белых ничья ходом 1. Ba4 +! Kxa4 (1 … Kc4 2. Bb3 +! Kb5 3. c4 + Kc6 4. Ba4 + !, форсируя Rb5, белые выигрывают) 2. b3 + Kb5 3. c4 + Kc6 4. d5 + Kd7 5. e6 +! Крxd8 6. f5! (вторая диаграмма). Теперь у черных две ладьи и слон (обычно подавляющее материальное преимущество), но у них нет надежды прорваться через периметр защиты белых. Единственная выигрышная попытка, которую могут предпринять черные, – это поставить ладьи на b5, c6 и т. Д. И надеяться, что белые их . Белые делают ничью, игнорируя все подобные предложения и просто тасуя своего короля ( : 174–75).

Петросян против Хазаи

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Черный, чтобы играть

Петросян против Хазаи

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Белые не могут проникнуть в крепость черных.

Приведенный выше пример может показаться фантастическим, но черные достигли аналогичного периметра защиты в
партии Аршак Петросян- Хазаи, Шильде 1970 (первая диаграмма). У черных сложный эндшпиль, так как белые могут атаковать и выиграть пешку «а» силой, и у них нет контригры. Черные попробовали необычное 45 … Qb6 !? , на что белые ответили очевидным 46. ​​Nxb6 +? На самом деле это критическая ошибка, позволяющая черным построить непреодолимую крепость. Белым следовало осуществить свой план по завоеванию пешки a черных, например, с 46.Qc1 (угрожая 47.Nxb6 + cxb6 48.h4! Gxh4 49.Qh1 и Qh3, выигрывая) Qa7 47.Qd2 с последующим Kb3, Nc3, Ka4 , Na2 – c1 – b3. 46 … cxb6 Теперь черные угрожают 47 … h4, блокируя всю доску своими пешками, поэтому белые пытаются открыть позицию. 47. h4 gxh4 48. Qd2 h3! 49. gxh3 Иначе 49 … h2 ничья. 49 … h4! (вторая диаграмма) Черные построили свою крепость и теперь могут сделать ничью, просто двигая своим королем. Единственный способ, которым белые могли попытаться прорвать крепость, – это жертва ферзя в какой-то момент (например, Qxa5 или Qxe5), но ни один из них не дает белым шансов на победу, пока черные держат своего короля в центре. Игроки перетасовали своих королей и ферзя белых еще на шесть ходов, прежде чем согласиться на ничью ( : 200) ( : 249–50).

Смирин против HIARCS

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 46.Kg1: белые видят пешечную крепость.

Смирин против HIARCS

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Позиция после 51.Nc3: крепость построена.

В матче 2002 года Смирин – HIARCS , Smirin-Computers у были проблемы с компьютером, у которого есть , который может связать белого короля ходом … g3 и угрожает вторжением своим королем на поле. светлые квадраты. Смирин же видел, что своими пешками он может построить крепость. Игра продолжилась 46 … g3 47. h3! Удивительный ход, дающий черным грозную на шестой горизонтали, но он начинает строить крепость белых, не давая черному королю попасть на g4. 47 … Bc5 48. Bb4! Теперь Смирин дает HIARCS выбор между разноцветным слоновым эндшпилем (в котором, кроме того, белые сыграют Сe7 и выиграют пешку h, если черный король окажется в центре), и концовкой слона против коня, в которой Смирин представляет себе крепость. 48 … Bxb4 49. axb4 Kf7 Черные могли попытаться предотвратить предстоящий маневр белых с помощью 49 … Bd3, но тогда белые могли сыграть 50.Nf3 Kh5 (форсированный) 51.Nd4. 50. Nb5! Ke6 51. Nc3! Завершение крепости. Теперь королю черных нет выхода, а его слон ничего не может сделать, так как белый король может помешать … Bf1, атакуя единственную пешку белых на светлом поле. Партия завершилась: 51 … Bc2 52. Kg2 Kd6 53. Kg1 Kc6 54. Kg2 b5 55. Kg1 Bd3 56. Kg2 Be4 + 57. Kg1 Bc2 58. Kg2 Bd3 59. Kg1 Be4 60. Kf1 ½ – ½

Этюдная композиция в XX—XXI веках[]

В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.

Жан Вильнёв-Эсклапон«Schweizerische Schachzeitung», 1923 II приз

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh


Ничья(3 + 4)

В. А. Корольков «Труд», 1935 I приз

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh


Выигрыш(5 + 6)

М. С. Либуркин «64», 1930 (II полугодие) I приз

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh


Выигрыш(4 + 4)

Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.

Решение этюда Королькова:1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#

Решение этюда Либуркина:1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.

Значительно повысилась техника мастеров этюда, и это позволило художественно реализовать самые дерзкие идеи. Среди популярных этюдных тем — динамическая позиционная ничья, систематическое движение фигурных комплексов, многовариантные сходные финалы и т. п. Этюдным творчеством занялись мастера композиции в десятках новых стран.

Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.

  • Австрия: Иоганн Непомук Бергер, Йозеф Крейчик, Алоиз Вотава.
  • Аргентина: Хосе Муньос (Jose Joaquin Araiza Muñoz, 1900—1971).
  • Великобритания: Гарольд Ломмер (Harold Lommer, 1910—1980).
  • Венгрия: Артур Хаваши (1864—1939).
  • Германия: Пауль Хойекер, Адольф Херберг (1896—1962).
  • Голландия: Генри Венинк, Йохан ван ден Энде.
  • Италия: Ринальдо Бианкетти.
  • Латвия: Герман Матисон, лидер прибалтийской этюдной школы первой половины XX века.
  • Польша: Шая Козловский, Давид Пшепюрка, Ян Русинек.
  • Румыния: Эмилиан Добреску.
  • США: Николас Россолимо.
  • Финляндия: Виса Киви.
  • Франция: Жан Вильнёв-Эсклапон, Фредерик Лазар, Андре Шерон, Виталий Гальберштадт.
  • Чехословакия дала миру целую плеяду первоклассных этюдистов: Олдржих Дурас, Ладислав Прокеш, Франтишек Дедрле (František Dedrle, 1878—1957), Рихард Рети, Артур Мандлер, Мирослав Хавель, Франтишек Прокоп, Йиндржих Фритз.
  • Швейцария: Самуэль Изенегер.
  • Швеция: Хель Рунквист, Аксель Акерблом, Александр Хильдебранд.

Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эммануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов является экс-чемпион мира Василий Смыслов.

Конь против ладьи и пешки

Эм. Ласкер против Эд. Ласкер, 1924 г.

абcdежграммчас
88
77
66
55
44
33
22
11
абcdежграммчас

Удивительный розыгрыш

На великом турнире 1924 года в Нью-Йорке бывший чемпион мира Эмануэль Ласкер попал в беду против своего тезки Эдварда Ласкера , но удивил всех, обнаружив новую крепость финала ( : 314–15). Несмотря на то, что у белых только конь вместо ладьи и пешки, белые делают ничью, перемещая коня вперед и назад между b2 и a4. Единственная настоящая выигрышная попытка черных – вывести короля на c2. Однако для этого черным нужно отодвинуть своего короля так далеко от пешки, чтобы белые могли сыграть Ka3 – b2 и Nc5xb3, когда окончание ладья против коня – легкая ничья. Игра завершилась:

93. Nb2 Ke4 94. Na4 Kd4 95. Nb2 Rf3 96. Na4 Re3 97. Nb2 Ke4 98. Na4 Kf3 99. Ka3! Ke4

Если 99 … Ke2, 100.Nc5 Kd2 101.Kb2! (101.Nxb3 + ?? Kc2 и черные выигрывают) и 102.Nxb3 ничья.

100. Kb4 Kd4 101. Nb2 Rh3 102. Na4 Kd3 103. Kxb3 Kd4 + ½ – ½
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий