Виды шахмат
Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.
- Классические шахматы. С персидского шахматы переводятся как «властитель умер». Самый распространенный вид шахмат. Здесь используется доска в 64 клетки и 32 фигуры: 16 черного и 16 белого цвета. Победу одерживает игрок, поставивший мат королю соперника.
- Шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера появилась в 1996 году. В целом правила как у классических шахмат, но существуют свои особенности в начальной расстановке фигур и рокировки. Пешки находятся на доске как в классических шахматах. Слоны — на клетках разных цветов, а фигура короля — между ладьями. Остальные фигуры ставят в случайном порядке. Черные располагают в зеркальном отражении к белым.
- Русские шахматы. В них играли на Руси в 9-10 веках. Позже были запрещены, а потом замещены классическими шахматами. Возродились в 1997 году, тогда появилась Международная федерация по русским шахматам. В этом варианте фигуры называются таврелями. Постановка фигур, рокировка и правила передвижения как в классических шахматах. Здесь имеется особая фигура — Хелга.
- Шведские шахматы. В них играют две команды, по два игрока в каждой. Федерация Шведских шахмат появилась в 2007 году. Игра происходит сразу на двух досках. Сохраняются правила классических шахмат.
- Мини-шахматы. Придумал математик из Англии Мартин Гарднер. Игра проходит на маленькой доске размером 5×5. Используются все классические фигуры, но только в единичном экземпляре.
Формы обучения в шахматных секциях
Наиболее распространенным форматом обучения шахматам остаются классические секции. Они создаются на базе дворцов спорта, бывших домов пионеров или в виде автономных учреждений. Альтернативой таким кружкам становятся онлайн-курсы. Разберемся в преимуществах и недостатках каждого формата.
Формат | Достоинства | Недостатки |
Классическая секция | Живое общение с наставником и сверстниками, возможность подбора сопоставимых по уровню соперников для тренировочных партий, получение подсказок от преподавателя в режиме реального времени | Необходимость в посещении еще одного учебного заведения, возможная удаленность от дома. Преподаватель стремится уделить необходимое количество времени всем детям в ущерб индивидуальным потребностям отстающих или опережающих основную группу учеников |
Онлайн-обучение | Дистанционный характер, возможность приобщения к знаниям посредством компьютера или планшета, дополнительные индивидуальные консультации с преподавателем | Ребенок не обладает возможностью приобщения к классическому шахматному ритуалу, исключается возможность живого общения со сверстниками или преподавателем. Дети не получают опыт психологической борьбы с оппонентом по ходу партии |
Учебники
Старшеклассникам советую начинать знакомство с шахматной наукой по «Учебникам шахматной игры» кубинца Хосе Рауля Капабланки и немца Эмануила Ласкера. Новичкам на первых порах будет тяжело изучать современные партии: нынешние гроссмейстеры вобрали в себя опыт большой истории шахмат и даже с подробными комментариями их игра будет не понятна начинающим.
После изучения основ можно браться за избранные партии известных шахматистов
Обратите внимание на комментированные сборники игр XIX и XX века — они есть почти о каждом из выдающихся игроков. Тринадцатый чемпион мира по шахматам Гарри Кимович Каспаров написал пятитомник «Мои великие предшественники» — он выбрал наиболее интересные партии предыдущих чемпионов мира и детально их проанализировал
Особенности проведения занятий для малышей
Первые шаги в освоении шахмат дошколятами имеют свои особенности. Начинать знакомство с игрой малышей нужно не с правил в ней действующих, а с фигурами, при помощи которых ведется сражение на полях доски.
Знакомство детей с шахматными фигурами
Знакомить маленьких детей с шахматными фигурами, их внешним видом, возможностями и особенностями использования в игре лучше всего в форме сказочного повествования, позволяющего одушевить игрушечное воинство.
На заметку!
Интересный сюжет увлекает детей, и они с большим энтузиазмом занимаются освоением ходов фигур, их взаимодействием на шахматной доске со своими фигурами и фигурами противника.
После того, как все фигуры будут освоены, можно приступать к настоящим шахматным баталиям.
Я играю в шахматы
Советы по обучению шахматам с нуля
Говоря о такой игре, как шахматы, обучение с нуля для детей начинается со знакомства с фигурами, шахматной доской. При этом осваивать материал нужно постепенно. Не выставлять на доску сразу все фигуры, а представлять каждую по отдельности. Про каждую можно рассказать увлекательную историю, а шахматные правила осваивать в интересной игровой форме.
Такой подход очень хорошо и подробно расписан в уже упоминаемой книге Гришина В.Г. «Малыши играют в шахматы». Это одно из лучших методических пособий на русском языке для обучения детей дошкольного возраста шахматам
Важно не перегружать ребенка сведениями. Занятия не должны превышать 20-30 минут и вестись с чередованием различных видов деятельности
Вкупе с современными компьютерными технологиями, специальным игровым программным обеспечением с оригинальными подсказками, онлайн курсами можно добиться максимальной результативности в обучении детей шахматам, начиная с 4-5 летнего и даже более раннего возраста.
Можно сделать однозначный вывод, что обучение детей игре в шахматы в дошкольном образовательном учреждении может осуществляться эффективно как на учебных занятиях, так и в рамках предметного кружка.
Как выбирать шахматные кружки
Обучение ребенка шахматам представляет собой длительный процесс. Его успешность зависит от заинтересованности маленького шахматиста в развитии своих умений и от уровня преподавания. О качестве работы кружков можно судить по нескольким базовым параметрам:
- наличию нескольких возрастных групп среди учеников,
- дифференциации игроков по уровню мастерства,
- наличию необходимого оборудования и помещения для занятий,
- следованию преподавателей программе обучения детей,
- навыкам наставников.
Оптимальным вариантом для родителей станет предварительное посещение выбранной секции вместе с ребенком. Взрослые смогут оценить качество преподавания и доступность используемого наставниками формата обучения. Малыши подтвердят или опровергнут наличие интереса к шахматам и групповым занятиям.
Дифференциация детей по возрасту и уровню игры
Распределение занимающихся в секции детей по нескольким потокам — важный инструмент совершенствования навыков юных шахматистов. Качество игры малышей может существенно различаться, а наличие группы сильных шахматистов позволит талантливому игроку быстрее добиться прогресса. Оптимальным разделение на начальном этапе — команды базового и продвинутого уровней. Участники первого сообщества постигают азы шахмат, члены второго изучают дебюты, знакомятся с основами стратегии и тактики шахматных поединков.
Оснащение секции шахматным инвентарем
Эффективная подготовка начинающих игроков невозможна без нескольких компонентов:
- полноразмерной демонстрационной доски,
- комплектов досок и фигур для детей,
- наборов парных часов,
- бланков для ведения нотаций,
- шахматных столов,
- теоретической литературы.
Помещение секции нуждается в интенсивном естественном или искусственном освещении. Оптимальным вариантом становится зал, в котором разместятся два десятка столов, демонстрационный стенд, классическая школьная доска для ведения записей мелом, компьютер, проектор и экран для проецирования видеороликов или обучающих материалов.
План обучения в шахматном кружке
Шахматная подготовка ребенка во многом похожа на школьное обучение. Юным игрокам предстоит изучение теории, применение полученных знаний на практике и сдача своеобразных «экзаменов» — участие в турнирах. Занятия строятся по учебному плану, который отводит определенное количество часов на каждый раздел. Предварительное изучение программы позволит оценить подход преподавателя к балансу теоретических и практических занятий.
Родителям необходимо заранее подготовиться к домашним занятиям ребенка. Маленькому шахматисту потребуется доска, рекомендованная наставником литература, формы для записи нотаций и удобное рабочее место.
Уровень преподавания в шахматной секции
Качество работы преподавателя сложно оценить по одному или нескольким демонстрационным занятиям. Подача информации в доступном виде — не единственный навык, который необходим наставнику шахматиста. Высокий уровень игры мастера не всегда приводит его подопечных к выдающимся результатам, но способствует этому.
С течением времени талантливым детям могут потребоваться индивидуальные занятия с тренерами. Найти подходящего специалиста поможет рекомендация преподавателей шахматной секции.
Плюсы
У шахмат есть свои очевидные плюсы. Среди них:
- Гармоничное развитие мозга. Во время игры активно работают оба полушария. Благодаря этому ребенок развивает как логику, так и интуицию.
- Благоприятное воздействие на нервную систему. Если у ребенка нет серьезных болезней нервной системы, то шахматы пойдут ему на пользу. Во время игры развивается и тренируется логика, концентрация, память, а также абстрактное мышление. Давно замечено, что дети, которые занимаются шахматами быстрее развиваются и демонстрируют показатели успеваемости выше чем у сверстников.
- Положительные эмоции. Когда ребенок разберется в игре, он начнет получать от нее истинное удовольствие, а значит хорошее настроение ему обеспечено.
- Дисциплина. Из-за того, что во время игры необходимо постоянно концентрироваться, обдумывать каждый ход, развивается выдержка и дисциплина. Благодаря этим качествам ребенок-шахматист вряд ли совершит необдуманный, опрометчивый поступок. Он вероятнее всего вырастет целеустремленным и взвешенным человеком.
Что дают шахматы
Прокачка умственных способностей и личностных качеств
Опытных шахматистов отличают высокая работоспособность, выдержка и умение сконцентрироваться на задаче в сложной ситуации. В кружок или секцию приходят разные ученики, но с годами у всех развивается усидчивость. Без этого трудно добиться успехов на соревнованиях. Как бы ни разворачивались события на доске, нужно сохранять спокойствие и играть партию до конца.
Серьёзные занятия шахматами развивают чувство времени, ведь за 2–4 часа нужно успеть обдумать больше полусотни ходов. Иногда, например, при игре в формате блиц, на партию даётся всего несколько минут.
Умение принимать решения в условиях ограниченного времени пригодится и на экзаменах, и на олимпиадах, и в жизни. Конечно, эти решения не всегда бывают правильными, но они не вызывают сильного стресса.
Даже на школьных уроках шахмат ученики многое получают от игры. На моих занятиях ученики начальных классов учатся проводить аналогии, оценивать обстоятельства, думать о последствиях своих действий. Главное для меня не уровень игры, а формирование полезных качеств и привычки анализировать ситуацию с разных сторон.
Тусовка интеллектуалов
Большая часть детей и взрослых воспринимают шахматы как искусство: для них важна красота игры и удовольствие от общения с шахматистами. Школьники, которые приходят в кружок в средних и старших классах, как правило, не ставят цели стать гроссмейстерами. Когда я только начинал работать в школе, ко мне пришли ребята из разных классов с четвёртого по десятый. Они понимали, что не достигнут профессионализма, однако их привлекала атмосфера шахматного клуба.
За несколько месяцев любители шахмат заразили интересом к игре своих сверстников. Дошло до того, что ребята садились за шахматы на переменах. Одних учителя с трудом загоняли на уроки, другие оставляли позицию, чтобы доиграть позже. Раньше мне не доводилось видеть, чтобы выпускники таким образом отдыхали на переменах. Страсть к шахматам поддерживали и учителя, например руководитель математического профиля с удовольствием играл со школьниками.
Спортивные достижения и награды
Шахматы — это спорт, если речь идёт о соревнованиях высокого уровня.
Шахматисты испытывают умственные и физические нагрузки, ведь турниры проходят на протяжении нескольких дней, а партия может длиться до шести часов.
Чтобы справиться с эмоциональным и интеллектуальным напряжением, необходимо тренировать выносливость и оттачивать мастерство игры.
Если для хобби или любительского клуба достаточно собираться раз в неделю на пару часов, то спортсмены занимаются почти каждый день. Поначалу я посещал кружок 2–3 раза в неделю, потом стал приходить 4–5 раз и помимо этого участвовал в турнирах.
Раньше соревнования по шахматам проводили девять дней подряд по одной партии в день. Сейчас стараются укорачивать продолжительность турниров, но увеличивать количество игр в день: например, проводят четыре партии за два выходных. В моём детстве было не так много разных шахматных соревнований, а теперь благодаря онлайну можно играть с соперниками своего уровня хоть каждый день
При этом важно не только участвовать в играх, но и анализировать партии вместе с тренером, находить и обсуждать свои ошибки
Чтобы заниматься шахматами профессионально, нужно входить в топ-100 игроков мира. В этом случае победы на открытых чемпионатах и международных турнирах будут приносить ощутимый доход. Большинство шахматистов совмещают спортивную карьеру и тренерство или судейство на соревнованиях. Лет десять назад я выиграл около 30 тысяч рублей — для студента это были неплохие деньги, но для спортсмена несерьёзно.
Интересно участвовать не только в индивидуальных, но и в командных турнирах. Они проводятся среди мужских, женских и смешанных команд. В команде игроки помогают друг другу подготовиться и настроиться на игру морально, сопереживают и радуются успехам. Например, российские соревнования «Белая ладья» объединяют школьников 1–7 классов.
В любых шахматных состязаниях женщины могут играть против мужчин, а мужчины на женские доски не допускаются. Так, например, венгерская шахматистка Юдит Полгар принципиально играла только с мальчиками и завоевала титул гроссмейстера в возрасте 15 лет. Дело в том, что мужчин-шахматистов гораздо больше, поэтому и конкуренция, и уровень игры у них выше.
Как выбрать секцию
Перед записью сына или дочери в кружок необходимо обсудить, нравится ли этот им этот вид спорта. Ни в коем случае нельзя настаивать на посещении кружка. Если ребенку тяжело освоиться или он не понимает суть, то лучше предложить ему что-то другое.
Стоит обратиться к свободным источникам. В Интернете нужно поискать находящиеся клубы и ознакомиться с их информацией. Грамотный тренер расскажет как играть в шахматы и научит азам этого мастерства.
Если же найти подходящую секцию не удалось, то обучение игре в шахматы придется взять в свои руки. Родители или кто-то из родственников, умеющих играть, сможет рассказать малышу о принципах и правилах. Уроки с кем-то из близких дастся легче и проще. Кроме этого научить помогут друзья, одноклассники или знакомые.
Тренировка
Обучение шахматам включает практическое применение накопленных знаний
Сюда относятся теория, стратегия, тактика, улучшение зрительной памяти и внимание
Интенсивность тренировок оценивается по физической усидчивости и интеллектуальным навыкам юного шахматиста.
Теоретическая часть основана на изучении функций, направления фигур на доске и окончаний партий в конкретных случаях.
Стратегия — схема и расчет потенциальных способов хождения соперника и детальный просчет его действий.
Тактика — умение вне зависимости от хода игры находить внезапные комбинации и атаковать противника. Для осуществления требуется развитие зрительной памяти.
Применив вышеуказанные ключи необходимо приступать к практике. Опыт, а также участие в тренировочных турнирах с разными соперниками помогут улучшить навык.
Существует одиночная практика или борьба против кого-либо. Новичкам необходимо освоить базовые приемы. Поэтому в начале занятий проще обойтись без соперника. По мере накопления знаний добавится человек. С ним разыгрывается партия разной сложности. Тренер научит, как правильно вести себя на поле.
В первое время занятий нельзя допускать переутомления. Начинать лучше с одного часа и ежедневно добавлять по дополнительных 15 минут. Грамотно выстроенная тренировка не допустит чрезмерной загруженности информацией.
Рекомендовано завести график и домашних занятий и постараться ему следовать.
С какого возраста
Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.
Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.
Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом
Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением
Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.
Как выбрать секцию
Выбор секции шахмат для детей должен опираться в первую очередь на поиски хорошего инструктора. Желательно, чтобы у него были личные достижения, как минимум разряд кандидата в мастера спорта, а лучше звание гроссмейстера или мастера спорта. Если это персональный тренер, то необходимо поинтересоваться об опыте в преподавательской деятельности, узнать о достижениях учеников и наличии программы обучения
Немаловажное значение имеет и рейтинг шахматиста в профессиональном рейтинге ФИДЕ (Международная шахматная федерация). Обязательно почитайте отзывы от тех, кто уже пользовался услугами данного репетитора
Если вы выбираете секцию, где проходят групповые занятия, то подход инструктора и его регалии будут также иметь важное значение
Обратите внимание на близость секции к дому, лучше всего, если ребенку не придется ездить на общественном транспорте. Прогулка после долгого нахождения в сидячем положении пойдет ему на пользу
Рисование
Помимо традиционных «студий в подвалах», которыми руководят педагоги-одиночки и кружков при домах детского творчества существует еще один вид изостудий, который, наверное, приносит детям наибольшую пользу. Это – студии при больших художественных музеях. Здесь не столько учат детей рисовать, сколько воспринимать и чувствовать искусство.
С самого раннего возраста ( принимают сюда с четырех лет) дети погружаются в чарующую музейную атмосферу. Опытные педагоги-искусствоведы знакомят их с постоянной экспозицией музея и выставками, в доступной для малышей форме рассказывают о различных стилях, жанрах и школах, исподволь формируя их вкус, мироощущение Поход в музей из разряда диковинных событий становится для ребенка образом жизни. Ну, а после экскурсии дети возвращаются в уютную студию и, вдохновленные увиденным, рисуют сами.
Как правило, в музейных художественных студиях педагоги не так давят на детей, не диктуют им, что и как рисовать, Ведь здесь не ставят свое целью подготовить профессиональных художников. Это – школы любителей искусства, где воспитывают просвещенных дилетантов, людей, разбирающихся в искусстве и умеющих выразить себя в нем. Хотя нередко именно отсюда выходят настоящие, не закомплексованные художники, чуждые стереотипов и штампов, характерных для выпускников художественных школ. Прекрасные студии есть при Третьяковской галерее и Пушкинском музеях.
Минусы
Минусы шахмат можно разделить на две группы:
- Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
- Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.
Плюсы и минусы
Польза шахмат значительна и проявляется в виде следующих пунктов:
- развитие стратегического мышления;
- улучшение памяти;
- концентрация внимания;
- чувство дисциплины;
- обучение шахматам способствует развитию логики;
- достигается рациональное планирование времени;
- тренировка стрессоустойчивости;
- конкурентоспособность.
Минусы
Недостатков несколько. Они заключаются в малоподвижности и проведении времени за единственным занятием. Усидчивость — положительное качество, однако при продолжительности оно приводит к:
- проблемам со спиной;
- ухудшению зрения;
- излишней умственной нагрузке;
- замкнутости и эмоциональному напряжению после проигрыша.
Несмотря на глубину увлечения, ребенку необходимо общение. Обеспечивать его необходимо в пределах клуба или после занятий.
Фильмы
Популярный сейчас сериал «Ход королевы» произвёл на меня двоякое впечатление. С одной стороны, он сделал шахматы очень популярными: увеличилось количество поисковых запросов по теме, продажи шахмат возросли. С точки зрения игры он тоже сделан достоверно.
Бывает, что в кино шахматы служат лишь декорациями: фигуры стоят неправильно и позиции на досках расставляют неправдоподобно. Здесь же всё по-настоящему. При этом способы, которыми героиня добивается успеха, не применяются реальными профессионалами, и этот момент может ввести зрителя в заблуждение. На деле шахматисты, как правило, поддерживают своё здоровье и побеждают без дополнительной стимуляции.
В 1993 году на экраны вышел фильм «Выбор игры». История о мальчике, который с нуля изучает шахматы, наверняка будет интересна старшеклассникам. Он рассказывает о профессиональном росте и кризисах, с которыми сталкивается молодой талантливый шахматист, стремившийся стать шахматным профессионалом.
Советский гроссмейстер Александр Котов написал роман «Белые и чёрные», а в 1980 году по нему сняли фильм «Белый снег России». Эта история рассказывает о тяжёлом периоде в жизни другого выдающегося шахматиста, чемпиона мира Александра Алехина.
Любителям ретро я рекомендую первый в истории фильм про шахматы «Шахматная горячка». Эта советская немая чёрно-белая комедия была снята в 1925 году. Удивительно то, что в фильме участвовал 3-й чемпион мира по шахматам Хосе Рауль Капабланка.
Подводим итог
Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании. Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом. Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.