Макс Вармердам

Влияние Элизабет Хармон на моду

После успешного показа сериала, в мири взлетел интерес к шахматам. Бет Хармон вдохновила миллионы зрителей не только на игру в шахматы. Сериал понравился многим зрителям не только красивыми ходами на доске, но и нарядами талантливой шахматистки. Сериал Нетфликс повлиял и на мир моды. Многие модные журналы и сайты посвятили ему свои публикации.

Footwearnews.com цитирует исследование поисковой платформы Stylight, где утверждается, что «количество запросов на одежду в шахматную клетку, которую часто носит Бет, выросло на 384% в сравнении с месяцем до показа сериала. Запросы в поиске на белые шерстяные пальто и свитеры с воротником-черепахой—ключевые вещи в гардеробе Бет—за это же время повысились на 56%».

Наряды Бет Хармон выбирались с тем же стратегическим замыслом, что и шахматные ходы |Фотография NetflixБет Хармон и Бенни Уоттс (Томас Броди-Сангстер) в пятом эпизоде. На Лизе шелковая блузка с рисунком из квадратов | Изображение: Ken Woroner/NetflixБет Хармон в шестой серии носит пальто в шахматную клетку | Изображение предоставлено Фил Брэй/NetflixБелое пальто Бет Хармон в последней серии | Изображение предоставлено Netflix

Интересные факты

  • Во время турнира в Карлсбаде (1929) игроки нередко во время отдыха собирались в одном из местных кафе. Однажды Альберт Беккер в шутку предложил учредить особый клуб, участниками которого станут те шахматисты, которые проиграют хотя бы раз Вере Менчик. Сыгравшие вничью становились кандидатами. Уже в третьем туре судьба свела Беккера и Менчик за одним столом и по иронии судьбы он ей проиграл. За это его позднее наградили титулом президента инициированного им клуба. По некоторым сведениям, членами «клуба Менчик» стали 147 шахматистов.
  • В память о первой чемпионке ее имя носит Кубок, вручаемый победительницам Всемирных шахматных Олимпиад (с 1957).
  • Маленькая, чуть полноватая Вера, стала предметом ревности для супруги Макса Эйве. Во время одного из соревнований он дважды уступил Менчик. Это заставило жену Макса заподозрить мужа в игре в поддавки. Она, бросив все свои дела, приехала на турнир и только там поняла, что супруг проиграл в честной борьбе.

Борьба за чемпионскую корону

Новое появление эксцентричного американца произвело настоящий фурор. Сначала он не оставил шансов Марку Тайманову (6:0), по этой же схеме были повержены еще два соперника — Бент  Ларсен и Тигран Петросян. После этого доказывать серьезность своих намерений нужно было в очном поединке против Бориса Спасского. Он состоялся в 1972 году в Рейкьявике. Накал страстей накануне этого матча достиг огромной величины, ведь победу за шахматной доской обе стороны рассматривали как обоснование торжества своей политической системы. Фишер собирался появиться в Исландии, чтобы дать генеральное сражение, ведь он был убежден, что советские шахматисты незаслуженно лишили его чемпионского звания.

Но перед началом матча Фишер отказывается ехать в Рейкьявик, заявив что его не устраивают условия, в том числе финансовые. Он пропустил официальную церемонию открытия и только после вмешательства тогдашнего Госсекретаря США Генри Киссинджера ситуация изменилась к лучшему. Приехав в Исландию, строптивый гроссмейстер выдвинул новый список требований, отложивших начало соревнований на двое суток. Однако даже после начала состязания скандалы не закончились — Фишер категорически требовал исключить посторонние шумы в зале. Ему казалось, что их создают камеры фоторепортеров и близко расположенные к столику зрительские места. Чтобы не сорвать матч, организаторы были вынуждены частично удовлетворить требования американца.

Борис Спасский и Бобби Фишер. Рейкьявик, 1972 год

В итоге противостояние, длившееся около месяца, закончилось победой Бобби. «С ним было интересно играть, остальные легко сдавались» — скажет позднее Фишер о Спасском. Так, в возрасте 29 лет, великий шахматист стал 11-м чемпионом мира.

Несмотря на заявления, что он станет самым активным шахматным чемпионом, Роберт после завоевания титула не выступил ни на одном турнире. Совсем нелюдимый Фишер, еще более закрылся и резко ограничил свои контакты. Теперь даже просто увидеть игрока было большой редкостью.

В 1975 году необходимо было отстоять звание сильнейшего в поединке с новым претендентом Анатолием Карповым. Однако Фишер, несмотря на обещанный организаторами призовой фонд в размере 5 миллионов долларов, играть наотрез отказался. Через год он начал переговоры с Карповым в обход ФИДЕ об их матче, но они завершились безрезультатно. Также он вступал в контакты с Яном Тимманом, Виктором Корчным и рядом других гроссмейстеров, но до реальных поединков дело так и не дошло.

Телеадаптация

В 1992 году шотландский сценарист Аллан Скотт купил права у вдовы Тевиса, но из запланированного им фильма в жанре артхаус ничего не вышло.

В 2007 году разрабатывалась экранизация романа, и изначально планировалось, что это будет полнометражный фильм. Считалось, что Эллен Пейдж изобразит главную героиню Бет Хармон, а Хит Леджер, бывший большим любителем шахмат, выступит в качестве режиссёра и продюсера. Однако Леджер умер, когда проект был на ранней стадии, после чего разработка производства была прекращена, а затем отменена. Когда же адаптация была возобновлена ​​и Netflix получил права, 19 марта 2019 года было подтверждено, что Аня Тейлор-Джой присоединилась к актерскому составу в качестве ведущей актрисы.

Игра Тейлор-Джой в мини-сериале была позитивно встречена критиками. Она была номинирована на премию «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в мини-сериале или телефильме, а также на премию «Выбор телевизионных критиков».

В качестве консультанта сериала «Ход королевы» выступил тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров (см. видео телеканала «Дождь»).

Творческое наследие гения

Многие эксперты отмечают непревзойденную работоспособность и энциклопедичность Фишера. Он внес в антологию шахмат многочисленные разработки, к примеру, защиту Фишера в королевском гамбите. Гроссмейстер обладал четкостью мышления и хорошей спортивной злостью, позволявшей стремиться к победе, выжимая максимум из сложившейся позиции.

В 1996 году Фишер представил новую разновидность шахмат собственной разработки со случайной расстановкой фигур. Всего предлагается 960 стартовых вариантов, из которых один выбирается случайным образом. Все остальное (кроме рокировки) остается в неизменном виде. В этом формате исчезает смысл многочисленных домашних заготовок и дебютов, а преимущество имеет игрок, способный наиболее точно анализировать позицию.

Биография шахматиста

Максим Матлаков родился и вырос в Санкт-Петербурге. Он является представителем питерской школы. Там же Максим начал заниматься шахматами с юного возраста в клубе Алехина и СДЮСШОР №2

Максим всегда проявлял свои таланты в юношеских турнирах, вызывая всеобщее внимание среди детских тренеров. Он последовательно выигрывал юношеские состязания до 12, 14, 16, 18 лет не только на отечественных, но и на международных чемпионатах

Серьезную оценку со стороны профессиональных игроков и шахматных специалистов Максим Матлаков получил в 2011 году, добравшись до Высшей лиги чемпионата России, проходившем в Санкт-Петербурге. Максим смог набрать «+3» и подвинуть многих известных оппонентов. В 2012 году он смог занять второе место на командном чемпионате Европы.

В 2017 году Максим одержал пока главную победу в своей карьере — на чемпионате Европы в Минске. Турнир был отборочным состязанием для Кубка мира в Тбилиси. Соревнование проводилось по швейцарской системе, в котором участвовало свыше 400 спортсменов из 38 стран, в том числе 104 россиянина. В общей сумме было проведено 11 туров. В завершающем 11 туре Максим Матлаков и грузин Баадур Джобава после 10 тура набрали по 8,5 очков, но за счет дополнительных показаний победа досталась молодому россиянину. Также в тот год Максим смог попасть в суперфинал чемпионата России, а позже стать серебряным призером командного чемпионата мира.

Максим Матлаков в составе сборной России

Кроме классических шахмат по швейцарской системе, больших успехов Максим добился в блице. С каждым годом все больше можно увидеть знаменитых шахматистов, принимающих участие в турнирах с более жестким временным контролем. В блице куда важнее следить за временем. Также большое значение имеет интуиция. Шахматная игра с такими правилами является более непредсказуемой и зрелищной.

Максим Матлаков становился победителем блиц- турнира на призы «Вечерки», а также смог выиграть дебютный гроссмейстерский блиц-турнир «Шахматный экспресс», прошедший в скоростном поезде «Сапсан». «Шахматный экспресс» стал частью программы Петербургского международного экономического форума, организованного представителями действующей власти и деловой элиты.

В октябре 2019 года Максим Матлаков выиграл командный чемпионат Европы в составе сборной России. Также за команду выступали другие молодые гроссмейстеры — Кирилл Алексеенко, Даниил Дубов, Дмитрий Андрейкин и др.  Можно сказать, что Матлаков является примером для подражания для нового поколения российских шахматистов. Он показывает, каким должен быть спортсмен, который хочет добиться больших успехов. Нельзя сказать, что победы ему даются легко, однако он делает все возможное для того, чтобы добиться поставленных перед собой целей. И пока это у него хорошо получается.

Друзья-шахматисты

Что касается друзей, то рискнем предположить, что дружеские отношения у Фишера были с Михаилом Талем, несмотря на то, что Таль иногда подшучивал над обидчивым американцем. Например, в 1959 году в Югославии, когда Таль выиграл партию у Фишера в турнире претендентов, он сказал своему юному оппоненту «Бобби ку-ку» (на тот момент Фишеру было 16 лет, а Талю 22).

В 1962 году, во время турнира претендентов на острове Кюрасао, Михаил Таль был госпитализирован по причине резкого ухудшения здоровья. Единственным шахматистом, который навестил Таля в больнице, был Бобби Фишер.

Единственным шахматистом, который навестил Таля в больнице, был Бобби Фишер. Этот жест глубоко тронул Михаила (Кюрасао, 1962 год)Роберт Фишер и Михаил Таль в дни всемирной шахматной олимпиады на Кубе (Гавана, 1966 год)

Жизнь после шахмат

После долгого исчезновения гроссмейстер вышел из тени в 1981 году, когда его посадили в следственный изолятор по обвинению в грабеже. При задержании он отказался назвать свое имя, а в лицо чемпиона полицейские просто не узнали. Находясь под впечатлением от пребывания под стражей, Бобби напишет книгу «Как меня пытали в тюрьме Пасадены», где подробно опишет издевательства, которые применялись по отношению к нему.

После этого американец стал очень неприглядно высказываться о представителях разных национальностей, в том числе и о евреях. А затем вновь надолго исчез из поля зрения. По слухам, он скрывался от глаз поклонников в Германии или Японии. По другой информации он жил уединенно в калифорнийской Пасадине.

Вновь заговорить о себе Фишер заставил в 1992 году, когда откликнулся на предложение богатого югославского мецената провести матч-реванш против Б. Спасского. Победителю поединка предложили 3 млн. долларов. Другого выбора у великого шахматиста тогда просто не было. Не умея в жизни ничего кроме игры в шахматы, Фишер жил крайне бедно и даже иногда голодал. Участие в югославском матче могло существенно поправить его финансовые дела.

Однако была одна проблема — в связи с Гражданской войной в Югославии, США ввели санкции против балканской страны, поэтому заключать сделки с представителями этого государства было запрещено. Но это не смутило бунтаря. Во время пресс-конференции он плюнул в документ с текстом санкций. Сам поединок завершился легкой победой Фишера, но его репутация опять оказалась сильно подпорченной.

Бобби Фишер и Борис Спаский, Югославия, 1992 год

После получения призовых денег, в Соединенных штатах Фишер автоматически был объявлен персоной нон-грата. Это заставило Бобби остаться в Европе, где он поселился в доме известной шахматистки Сьюзан Полгар. После этого Роберт переехал жить в Японию.

Юдит Полгар, её мать, Бобби Фишер и София Полгар

В 2001 году Фишер выступил с на «Радио Манила» с композициями, проникнутыми духом антиамериканизма. Во время памятных терактов 11 сентября он не скрывал восторга от происходящего заявив: «Бог шельму метит. Буду рад если США уничтожат». В 2003 году его американский паспорт аннулировали, а самого арестовали в Японии за незаконное прибытие на территорию страны.

Арест Бобби Фишера в Японии

Спустя 8 месяцев он выйдет из заключения, добровольно отказавшись от американского гражданства. После этого его переправляют в Исландию, которая согласилась приютить гонимого шахматиста.

Фишер незадолго до смерти

В 2007 году пришло известие о серьезной болезни почек, ставшей причиной госпитализации Фишера. 17 января 2008 года великого шахматиста не стало.

Шахматная карьера

Макс Вармердам учится основным правилам шахмат у своего отца. В возрасте пяти лет ему разрешают участвовать в уроках шахмат в своей начальной школе. Там он получал уроки шахмат от Хенка ван Ньивенборга до двенадцати лет. В возрасте семи лет он стал членом клуба Tegelen SV. Через несколько лет он стал членом Venlo SV. Он также каждую неделю играет в гандбол . В двенадцать лет посвятил себя шахматам и бросил гандбол. Его тренерами по шахматам являются Борис Фризен, Франк Эрвич и Лук ван Вели .

В 2012 году Макс Вармердам выиграл свои первые национальные титулы в голландских чемпионатах по быстрой игре и блицу в своей возрастной категории. Он сохранил эти титулы в 2013 году. В 2014 и 2015 годах Макс Вармердам выиграл национальный молодежный чемпионат (по-голландски: Nationaal Jeugdkampioenschap ), который проходит в Роттердаме . В 2014 году он также выиграл молодежный чемпионат Нидерландов по шахматам (по-голландски: Open Nederlandse Jeugdschaak Kampioenschappen (ONJK), который проходит в Борне .

«Северяне» (1992)

Второй фильм Вармердама и первый, высоко оцененный за пределами родной страны, начинается со сцены фотосъемки молодой семьи: «Побольше оптимизма, не надо быть такими угрюмыми!» — просит их фотограф. «Чего ради? Ради будущего, конечно!» Счастливые лица затем появятся на рекламном плакате о сдаче в самое ближайшее время двух тысяч квартир. Стоит ли говорить, что сдано ничего не было, поселок останется недостроенным, жить там будет всего несколько десятков человек. Они и окажутся под прицелом Вармердама. Зато улыбки молодоженов сияют всё так же призывно и оптимистично.

Больше всего это напоминает «Твин Пикс» без интриги — видимо, что-то такое витало в воздухе в начале 1990-х. Почтальон читает чужие письма, не в меру любвеобильный мясник постоянно домогается до своей жены, а та, в свою очередь, вот-вот будет причислена к лику святых. Их сын грезит Африкой и мечтает о встрече с Патрисом Лумумбой. В таком мире жили в 1960-е северяне, и Вармердам, уроженец Северной Голландии, наверняка себя к ним относит: мальчик с выкрашенным в черный цвет лицом — не иначе как он сам в детстве.

Многое можно оправдать «взглядом ребенка», забирающим в свое пользование опостылевший термин «магический реализм». Жаль только взрослые что с магией, что без, всё равно дураки, причем некоторые еще и опасные. Детство не уходит само по себе, его методично убивают. Отец, помешавшийся на сексе, мать, упавшая в религиозную пропасть, сосед, так бдительно следящий за всеми, что и вздохнуть нельзя. Что случилось с Патрисом Лумумбой многие наверняка и так помнят, а если нет — .

Однако же «Северян» сложно назвать чернухой в классическом ее понимании — все-таки это очень смешной фильм. За счет абсурдистского юмора, заведомо неправдоподобной подачи, почти театральных декораций, героев второго плана, от которых не знаешь, чего ждать, всё превращается в приключение. Хватаясь за события, а точнее за их отсутствие, что могло иметь место и в Хаарлеме, и в Тамбове, и в Хьюстоне, Вармердам отбирает у героев возможность вовремя остановиться, отключает им чувство меры, доводя самые обыденные ситуации до крайностей — а край существования, как известно, можно нащупать только в сексе, религии и смерти. Там бедолаги его и обнаруживают. А остальным можно немного и пожить — похоронивший детство мальчик рука об руку с чудаком-почтальоном в исполнении самого Вармердама идут дальше, у них пока полно времени, до взрослости целая вечность.

«Официант» (2006)

О страданиях официантов в XXI веке уже слагаются легенды: кажется, нет людей более ненавидящих своих клиентов и свою работу. Алекс ван Вармердам в шестом своем фильме только подбрасывает дровишек в уже оформившийся мифологический костер, и перед зрителем предстает образ идеального страдальца.

На рубеже веков погрузившись в очевидно кризисные «Новые сказки братьев Гримм», голландский автор столкнулся с необходимостью или вернуться к прежним методам работы или каким-то образом перепридумать себя. К счастью, был избран второй путь при сохранении всех внешних атрибутов — абсурдности, приверженности хоррору, тех же актеров. Со второй половины нулевых фильмы Вармердама стали гораздо более изощренными.

Здесь, например, вконец вымотанный официант приходит к сочинившему его писателю и умоляет того хотя бы немного облегчить ему жизнь. Хотя история о буквальном взаимодействии автора и его персонажа не то чтобы нова, у Вармердама стройное единство времени—героев—пространства ломается впервые. Вопреки ожиданиям, «ящик Пандоры» не открывается, писательская комнатка не превращается в проходной двор, зато становится очевидным, что с героями может случиться что угодно. Стоит автору встать не с той ноги или даже заснуть лицом на клавиатуре, как официантская речь становится бессвязной. А уж если к монитору проберется подруга, то что-то точно пойдет не так.

За всеми шутками-прибаутками прячется самоирония жутко уставшего человека, который уже научился вертеть персонажами как угодно, кормить зрителя самыми неожиданными поворотами сюжета, оставаясь в рамках правдоподобия и хорошего вкуса. По мысли Вармердама где-то здесь и прячется магия, в сидении перед монитором/бумагой и решением убивать — не убивать, влюблять — не влюблять. Некоторые писатели (как, например, Набоков) всегда заранее в точности знают, как всё закончить и как к этому прийти, некоторые (как Харуки Мураками), по собственному признанию, понятия не имеют, чем всё завершится. Вармердам располагается где-то посередине: в одном из интервью он говорил, что точно знал — в конце «Малыша Тони» кто-то кого-то должен убить, но не мог понять, кто именно. В итоге трое актеров разыграли все шесть возможных комбинаций, и была выбрана самая эффектная. А в «Официанте» режиссер решил даже не выбирать, но обсудить проблему с персонажами — и каким-то чудом это оказывается ближе к трагедии, чем к балагану.

Прописные истины о том, что единственного правильного выбора не существует и кроме смерти всё обратимо, поданы так, что под конец с облегчением вздыхает не только автор, но и зритель. Всё закончилось, сказка ложь, да в ней намек, но уж больно безысходно всё сочинилось, а если попытаться натянуть библейскую сову на вармердамовский глобус, то в конце можно и вовсе расплакаться от обреченности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий