Как поставить мат конем и слоном в шахматах?

Пример метода TWIX с подробным объяснением ходов

Начнём с положения, когда король загнан в большую клетку. Прежде чем реализовать метод TWIX, сначала нужно подготовить условия для начальной T-образной позиции. Король заперт в углу, но в его распоряжении целых 5 полей для манёвров.
1. Сh5-g6   …

Ходом слона уменьшаем размер клетки до минимального, теперь у короля всего три поля, по которым он может ходить.
1. …   Крh8-g8
2. Кe5-f7   …   

Конь дополнительно ограничил чёрного монарха, забрав угол. Теперь у матуемого короля всего два поля.
2. …   Крg8-f8
3. Cg6-h7   …

Выгоняем чёрного короля из его зоны комфорта. Слон заблокировал возможность находиться вблизи угла

Для чёрного короля начинается неприятное путешествие к месту экзекуции.
Начальная Т! Важно, чтобы в этой позиции очередь хода была за слабейшей стороной. Твиксовый механизм приходит в движение.
3. …   Крf8-e8
4

Кf7-e5   …   

Король вынужден сделать первый шаг в сторону гибели. Конь начинает рисовать букву W.
4. …   Крe8-d8
5. Крf6-e6 Крd8-c7

Чёрные не тратят время на попытки вернуться в безопасный угол (на 4. … Крe8-f8 конь белых с шахом нарисовал бы ещё одну чёрточку буквы W — 5. Кe5-d7+ и чёрный король всё равно вынужден идти влево: 5. … Крf8-e8 6. Крf6-e6).
Вместо этого чёрные задумали прорваться в левой половине доски. Дело в том, что белые фигуры вынуждены ходить попеременно, что замедляет их совместное движение. Чёрному королю удаётся их быстро обогнать и создаётся впечатление, что ещё ход — и белые потеряют контроль над ситуацией.
5. Ke5-d7   …

Белые невозмутимо продолжают рисовать букву W. Конь сейчас взял под контроль чёрные поля, через которые чёрный король мог бы просочиться в центр.
5. …   Kpc7-b7
6. Ch7-d3   …

Белый слон переключается на другой фланг, запрещая доступ к белым полям и пресекая попытку бегства.
6. …   Крb7-c6
7. Cd3-e2   …

Не получилось выскользнуть через а6, может получится через с6? Белые выжидательным ходом слона развеивают эти иллюзии.
7. …   Крс6-с7
8. Сe2-f3   …

На 7. … Крc6-b7 последовало бы 8. Крe6-d6 и белый король делает очередной шаг по своему предписанному маршруту. Поэтому король чёрных пока что вернулся на c7, не пуская белого короля на d6. Сейчас белым нельзя ходить королём или конём, но ходом слона окончательно блокируются попытки сбежать через правый фланг.
8. …   Кpc7-d8
9. Kpe6-d6 Kpd8-e8

Может, тогда чёрным получится вернуться в безопасный угол?
10.Cf3-h5+    …

Нет, не получится. Слон перебрасывается назад и контролирует белые поля. Конь контролирует чёрные.
10. …    Kpe8-d8
11. Kd7-c5 Kpd8-c8

Чёрным приходится идти влево, а белые продолжают чертить на доске W.
12. Ch5-g6    …

Тонкий момент! Сейчас белым преждевременно идти своим королём, потому что чёрные устремятся в безопасный угол и белым придётся тоже вернуться обратно: 12. Крd6-c6 Крc8-d8. 13. Крc6-d6.
Поэтому нейтральным ходом слона происходит передача хода чёрным.
12. …   Kpc8-d8
13. Kc5-b7+ Kpd8-c8
14. Kpd6-c6   …

Теперь не страшна попытка прорваться в безопасный угол, благодаря ей белые просто с шахом дорисовали букву W.
14. …   Kpc8-b8
15. Kpc6-b6 Kpb8-c8
16. Cg6-f5+   …

Последняя попытка дёрнуться в сторону безопасного угла. Также как и на 10-м ходу слон и конь не дают возможности вернуться назад.
16. …   Kpc8-b8

Чёрные переведены в нужный угол. Осталось только поставить мат.

Мат

a8b8

Продолжим с той позиции, на которой мы остановились, когда разобрали шаг за шагом метод TWIX.
Король чёрных уже сидит в «клетке». Нужно перевести коня на a6 (он туда должен попасть с шахом) и когда чёрный король отступит в угол — поставить мат слоном.
17. Кb7-c5 Kpb8-а8
Пока преждевременно ходить конём, ибо 18. Kc5-a6 — Пат. Нужно ходом слона передать ход чёрным.
18. Cf5-d7 Kpa8-b8
Слон, не снимая контроль со своей диагонали, делает выжидающий ход на ней. Король чёрных теперь находится на нужном поле.
19. Kc5-a6+ Kpb8-a8
20. Cd7-c6X
Конь с шахом загоняет короля в угол, матует слон.

Метод треугольников Делетана

рассматривается альтернативный способКликните по изображению для перехода в статью с разбором метода треугольников Делетана.

Циклический метод «Кавказская пленница»

ещё один крайне редкий способКликните по изображению для перехода в статью с разбором циклического метода «Кавказская пленница».

Координаты чёрнопольного белого слона

Пришло время платить за оптимизацию. Нужно реализовать алгоритм пересчёта координат для комбинаций с «чёрно-белым» слоном.

Это было сделано следующим образом. Если координата слона попадает на чёрное поле, то необходимо координаты всех фигур на доске «перевернуть». При этом координата Y остаётся неизменной, а X меняется на 7-X. Наглядная демонстрация переворота координат см. на рисунке.

Если слон стоит на белой клетке, то санчала необходимо «перевернуть» координаты всех фигур. Потом искать позицию в базе решений. И ещё раз «перевернуть» считанную оттуда координату правильного хода.

Матовые позиции

Создание базы данных правильных ходов начинается с поиска всех матовых комбинаций. Использование енумераторов позволило достаточно эффектно описать этот процесс.

Всего найдено 232 матовые позиции. Напомню, что мы ограничились только белопольным слоном.

Некоторые из них достаточно экзотические, которые не могут возникнуть вообще, либо могли возникнуть, когда чёрный король сам полез под мат.

Шахматистам хорошо известно, что мат конём и белопольным слоном нужно ставить в белом углу. В чёрном углу мат возможен только если чёрные будут подыгрывать

Я специально разместил фото с именно таким псевдоматом в начале статьи, чтобы спровоцировать внимание настоящих шахматистов

Этимология

Термин « мат» , согласно этимологическому словарю Барнхарта , представляет собой изменение персидской фразы «шах мат» ( شاه مات ), что означает «король беспомощен». Персидское «māt» относится к царю, но на санскрите «māta», также произносится как «māt», применительно к его царству, «пройденное, измеренное и измеренное» его противником; «мата» – это причастие прошедшего времени от глагольного корня «ма». Другие утверждают , что это означает «король умер», а шахматы достигли Европы через арабский мир , и арабский Мата ( مات ) означает «умер» или «мертв». Могхадам проследил этимологию слова мат . Оно происходит от персидского глагола mandan ( ماندن ), означающего «оставаться», родственного латинскому слову maneō и греческому menō ( μένω , что означает «я остаюсь»). Оно означает «оставшийся» в смысле «брошенный», а формальный перевод – «удивленный» в военном смысле «устроенный из засады». «Шах» ( شاه ) – персидское слово, обозначающее монарха. Игроки объявляли «Шах», когда король был под шахом. «Māt» ( مات ) – персидское прилагательное, означающее « потерянный», «беспомощный» или «побежденный». Итак, король оказывается в мате, когда он попадает в засаду, потерян, беспомощен, побежден или брошен на произвол судьбы.

В современном персидском языке слово « мат» означает человека, который застыл, с открытым ртом смотрит, смущен и не отвечает. Слова «ошеломленный» или «ошеломленный» имеют тесную взаимосвязь. Таким образом, возможной альтернативой было бы интерпретировать помощника как «неспособный ответить». Если король является матом (шах-мат), то это означает, что король не может ответить, что соответствует тому, что король игрока не может ответить на последний ход своего противника. Эта интерпретация намного ближе к первоначальной цели игры, заключающейся не в том, чтобы убить короля, а в том, чтобы оставить его без какого-либо жизнеспособного ответа, кроме капитуляции, что лучше соответствует .

Говоря современным языком, термин мат – это метафора неопровержимой и стратегической победы.

Сколько всего вариантов?

На шахматной доске 64 клетки. У нас четыре фигуры. Количество возможных комбинаций — 64 * 64 * 64 * 64 = 16,777,216.

Можно оставить только белопольного слона. Количество вариантов уменьшится вдвое: 64 * 32 * 64 * 64 = 8,388,608. Именно столько позиций будет в нашей базе решений.

На самом деле комбинаций ещё меньше: на одной клетке не может стоять две фигуры, короли не могут стоять на соседних клетках, чёрный король не может быть под шахом и так далее. Забегая вперёд скажу, что в базе решений оказалось 5,609,790 комбинаций, массив будет заполнен на 67%.

Однако для упрощения алгоритма и ускорения доступа к данным базы я решил «не мелочиться» и создать четырёхмерный массив для всех комбинаций.

Для хранения каждой комбинации определена такая структура:

Внутри используется ещё одна структура Coord для записи координат фигуры, с возможностью вычисления индекса от 0 до 63, а также с перегруженным оператором сравнения.

Эта структура оказалась очень удобной для передачи в качестве аргумента в различные вспомогательные функции, например:

Однако для записи результата базы решений этой структуры не достаточно, ещё нам потребуется…

Ход занятия:

1. Ребята, сегодня к нам в гости пришла шахматная фигура, которая хочет с вами познакомиться. Эта фигура «Конь». Сначала, она хочет посмотреть – как вы запомнили расстановку шахматных фигур и их название.

Расставляем шахматные фигуры и называем их.

Ребята, а давайте расскажем стихотворение, при помощи которого мы проверяем расстановку шахмат:

Белый отряд, черный отряд

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде в одном

Точно такой же – в отряде другом.

В каждом отряде ты погляди –

Оба угла занимают ладьи,

Рядом с ладьями кони видны,

Рядом с конями встали слоны

Кто же посередине? Ферзь с королём –

Самые главные в войске своём

Чтобы не путать, какие поля

Тут для ферзя и для короля

Нужно запомнить одну из примет:

Ферзь выбирает свой собственный цвет –

Белый на белом поле стоит!

Черному – черный удачу сулит.

Есть свой квадрат у любого ферзя,

Путать ферзей с королями нельзя!

Ребята, какие вы умные, вы правильно все сделали.

Предлагаю чуть – чуть отдохнуть.

Физкультминутка:

Видимо ладья упряма,

Если ходит только прямо,

Не петляет – прыг да скок,

Не шагнет наискосок.

Так от края и до края

Может двигаться она.

Эта башня боевая

Неуклюжа, но сильна.

2. Ребята, наша гостья принесла волшебный сундучок. Посмотрим, что там!Там есть загадка:

Передвигается не косо и не прямо,

Лишь буквой Г шагает он упрямо.

Что это? (Конь).

Правильно, это конь.

А теперь покажите нашей гостье эту фигуру.

– Где её место на шахматной доске?

А знаете, дети, Конь – это единственная шахматная фигура, которая может перепрыгивать через другие фигуры и пешки.

Запомнить ход коня не сложно: он «прыгает» на два поля в любую сторону и поворачивает на одно поле влево или вправо. Можно сказать, что конь ходит буквой «Г». При этом он всегда встаёт на поле другого цвета: если стоял на белом поле, то окажется на чёрном, и наоборот.

Если на пути коня стоит своя фигура или фигура соперника, при совершении хода конь может через нее перепрыгнуть.

Если поле, на которое хочет пойти конь, занято своей фигурой, ход невозможен. Если это поле занято фигурой соперника, фигуру можно съесть. Тогда съеденная фигура снимается с доски, а конь становится на её место.

3. Ребята, а что еще в сундучке нашей гостьи? Давайте посмотрим. Это фигура «Конь» – оригами. Наша гостья будет рада, если мы поможем ей приобрести друзей, а мы, тем самым, лучше запомним эту фигуру и пополним копилку наших фигур.

Но сначала физминутка.

Далее, предлагаю пройти за столы и сделать с нашей гостьей оригами «Конь».

4. Задание.

Какие возможности у коня, если он находится на поле h1.(два хода – плохая позиция).

5.Проверка усвоения новых знаний:

Викторина.

– Как ходит конь? (Г)

– может ли конь ходить с белого поля на черное и наоборот? (да)

– какая шахматная фигура может перепрыгивать через другие фигуры? (конь)

– может ли черный конь побить черного ферзя? (Нет)

– сколько ходов может сделать конь из углового поля(2) Из центра доски(8)

– на шахматной доске начальное положение. Может ли один из коней сделать ход? (да)

6. Домашнее задание.

Белым конем обскакать все шахматные поля по кругу. Посчитать количество ходов.

Итог занятия:

Ребята, давайте попрощаемся с нашей гостьей – шахматной фигурой «Конь» Нам было интересно о ней узнать!

Пример I-цикла в методе «Кавказская пленница»

Начнём с базовой позиции, в которой снова ход чёрных. Покажем без комментариев передачу хода, так как всё объяснено в пошаговом разборе для Т-цикла.
1. …   Крf8-g8
2. Cf5-g6 Kpg8-f8
3. Cg6-h7! Крf8-e8
4. Ch7-f5! Kpe8-f8
После передачи хода совершаем стабилизацию коня. Пока всё также как и в случае с T-циклом.
5. Kf7-h6 Крf8-e8
6. Cf5-e6 Kpe8-f8
7. Kh6-f5 Kpf8-e8
8. Kf5-e7 Kpe8-f8
9. Ke7-g6+ …
Конь стабилизирован. Белые мало-помалу сдвигают свои фигуры влево, попутно отнимая у чёрного короля поля на правом фланге.
9. … Kpf8-e8
10. Kpf6-e5 Kpe8-d8
11. Kpe5-d6 Kpd8-e8
12. Ce6-d5 Kpe8-d8
До этого хода — полное повторение с T-циклом, в котором в дальнейшем последовало 13. Сd5-c6.
13. Kg6-e5 …
В прошлый раз в этой позиции мы поставили барьер с помощью только слона и короля, на этот раз воспользуемся ещё и конём!
13. … Крd8-e8
14. Ke5-d7 Kpe8-d8
Да это же базовая позиция (с ходом у белых), только сдвинута на две вертикали влево! I-цикл совершил первый полный оборот.
Раз снова получили базовую позицию при ходе белых, то нам опять нужно совершить стабилизацию коня.
Повторять объяснение следующих 10 ходов нет смысла — это те же ходы с 5-го по 14-й, только всё смещено влево на 2 клетки.
15. Kd7-f6 Kpd8-c8
16. Cd5-c6 Kpc8-d8
17. Kf6-d5 Kpd8-c8
18. Kd5-c7 Kpc8-d8
19. Kc7-e6+ Kpd8-c8
20. Kpd6-c5 Kpc8-b8
21. Kpc5-b6 Kpb8-c8
22. Cc6-b5 Kpc8-b8
23. Ke6-c5 Kpb8-c8
24. Kc5-b7 Kpc8-b8
Знакомая колбаса перекатилась ещё левее.I-цикл совершил последний проворот. Это снова базовая позиция после которой снова (в последний раз) стабилизируем коня.
25. Kb7-d6 Kpb8-a8
26. Cb5-a6 Kpa8-b8
27. Kd6-b5 Kpb8-a8
28. Kb5-a7 Kpa8-b8
29. Ka7-c6+ Kpb8-a8
30. Ca6-b7×
Мат.

Другие способы

Кликните по анимации, чтобы перейти в соответствующую статью.

В случае, если соперник попытается вырваться в противоположной стороне от безопасного угла, сильнейшая сторона без труда строит треугольники Делетана.Если нужно просто поставить мат, не заморачиваясь с экзотическими способами, то проще и быстрее воспользоваться методом TWIX.

использованная литература

Библиография

  • Берджесс, Грэм (2009), Шахматная книга Мамонта (3-е изд.), Running Press, ISBN 978-0-7624-3726-9
  • Дэвидсон, Генри (1949), Краткая история шахмат , Маккей, ISBN 0-679-14550-8 (1981 в мягкой обложке)
  • Эммс, Джон (2004), Начало: Незначительные финалы пьес , Everyman Chess , ISBN 1-85744-359-4
  • Хорошо, Рубен (1941), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-679-14002-6
  • Хорошо, Рувим; Бенко, Пал (2003), Основные шахматные окончания , Маккей, ISBN 0-8129-3493-8
  • Голомбек, Гарри (1976), Шахматы: История , Putnam, ISBN 0-399-11575-7
  • Хупер, Дэвид ; Уилд, Кеннет (1992), Оксфордский товарищ по шахматам (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 0-19-280049-3
  • Хауэлл, Джеймс (1997), Essential Chess Endings: Руководство для турнирных игроков , Batsford , ISBN 0-7134-8189-7
  • Просто, Тим; Бург, Дэниел Б. (2003), Официальные правила шахмат шахматной федерации США (5-е изд.), Маккей, ISBN 0-8129-3559-4
  • Курцдорфер, Питер (2003), , Адамс Медиа, ISBN 978-1-58062-586-9
  • Леви, Дэвид ; Новорожденный, Монти (1991), Как компьютеры играют в шахматы , Computer Science Press, ISBN 0-7167-8121-2
  • Маккин, Эрин (2005), Новый Оксфордский американский словарь (2-е изд.), Oxford University Press, ISBN 978-0-19-517077-1
  • Мюллер, Карстен ; Лампрехт, Франк (2001), Фундаментальные шахматные окончания , Gambit Publications , ISBN 1-901983-53-6
  • Мюррей, HJR (2012) , История шахмат , Skyhorse, ISBN 978-1-62087-062-4
  • Пандольфини, Брюс (1988), Курс эндшпиля Пандольфини , Fireside, Саймон и Шустер, ISBN 978-0-671-65688-1
  • Пандольфини, Брюс (2009), Семинар по эндшпилю: принципы для практичного игрока , Russell Enterprises, ISBN 978-1-888690-53-8
  • Ройкрофт, Джон (1972), Шахматы в пробирке , Лондон: Фабер и Фабер, ISBN 0-571-09573-9
  • Сейраван, Яссер (2003), Winning Chess Endings , Everyman Chess, ISBN 1-85744-348-9
  • Силман, Джереми (2007), Полный курс финала Силмана: от новичка до мастера , Siles Press, ISBN 978-1-890085-10-0
  • Снейп, Ян (2003), « Шахматные концовки стали простыми: как с уверенностью подойти к эндшпилю» , Gambit Publications, ISBN 1-901983-97-8
  • Спилман, Джон ; Тисдалл, Джон ; Уэйд, Боб (1993), Batsford Chess Endings , BT Batsford, ISBN 0-7134-4420-7
  • Sunnucks, Энн (1970), Энциклопедия шахмат , St. Martins Press, ISBN 978-0-7091-4697-1

Как хранить базу решений

Каким способом хранить найденную базу решений?
Самый простой и неправильный способ — использовать сериализацию. Засериализованный четырёхмерный массив структуры занял 1.7 гигабайта(!) на диске. Процесс сериализации длился минут шесть, на десериализацию потребовалось примерно столько же.

Такой вариант, ясное дело, не подходит. К тому же, на практике нет надобности использовать весь четырёхмерный массив. Для конкретной позиции нужна только одна запись.

Для экономии места ещё можно избавиться от хранения координат фигур для каждой комбинации! Когда у нас есть четырёхмерный массив, то позиция каждой фигуры на доске однозначно определяется её индексом в массиве.

Было решено хранить всю базу решений в одном файле — как линейную развёртку четырёхмерного массива. Для любой возможной позиции вычисляется адрес, по которому записан правильный ответ.

Как максимально компактно записать нужный нам ответ? Позицию фигур хранить не надо, поэтому остаётся только три числа — сколько ходов до мата, чем ходить и куда ходить. Именно так однозначно определяется правильный ход за белых.

5 бит. Сколько ходов до мата — это целое число от 0 до 33.
2 бита. Какая фигура ходит — три возможных варианта, король, слон или конь.
6 бит. Куда фигура ходит — индекс поля на доске от 0 до 63.

Значит, на каждую запись решения достаточно два байта:
1 байт — сколько ходов до мата, или 0, если позиция незнакомая.
2 байт — FFNNNNNN
FF — номер фигуры, которой нужно ходить (1 — король, 2 — слон, 3 — конь)
NNNNNN — координата клетки — куда ходить (от 0 до 63).

Итак, файл базы решений занимает 64 * 32 * 64 * 64 слов = ровно 16 мегабайт. Размещение фигур задаётся координатами каждого слова, в первом байте — количество ходов до мата (или 0 если решения нет), во втором байте хранится правильный ход.

Можно было бы ещё в два раза уменьшить размер файла, если не хранить количество ходов до мата, но так играть будет не интересно.

История

В ранних санскритских шахматах ( около 500–700) короля можно было и на этом игра заканчивалась. В персы (с. 700-800) выдвинул идею предупредив , что король был под атакой (объявляя чек в современной терминологии). Это было сделано, чтобы избежать раннего и случайного окончания игры. Позже персы добавили дополнительное правило, согласно которому короля нельзя поставить под шах или оставить под шахом. В результате король не мог быть схвачен, и мат был единственным решающим способом закончить игру.

Примерно до 1600 года в игре также можно было выиграть, взяв все фигуры противника, оставив только голого короля . Этот стиль игры теперь называется аннигиляцией или робадо . В средневековье игроки стали считать более благородным выигрывать матом, поэтому на какое-то время аннигиляция превратилась в половинчатую победу, пока от нее не отказались.

Постановка цели

Цель проекта — создать базу решений, то есть список правильных ходов для всех возможных расположений белого короля, слона, коня и чёрного короля на шахматной доске.

В этой публикации я расскажу, как я решал эту задачу, с какими сложностями пришлось столкнуться, а также продемонстрировать, что в итоге получилось. Используемые технологии: C#, JavaScript, PHP, HTML, CSS.

Будучи весьма посредственным шахматистом, я так и не научился быстро ставить мат конём и слоном. Поэтому я решил компенсировать этот недостаток своими навыками программирования, перебрать все возможные позиции и найти для каждой правильный ход.

Прежде чем написать хоть строчку кода, я несколько недель вынашивал «наполеоновский» план, как я это буду делать. Мне очень хотелось начать решать эту задачу с конца, с перебора всех матовых комбинаций. А потом делать по одному ходу назад, пока не будут исчерпаны все возможные варианты.

Место короля на поле

Во время игры часто возникают ситуации, когда монарха невозможно никуда передвинуть без риска его съедения. Привести такие ситуации могут либо к шаху, либо к мату, а могут обернуться патом.

Объявление шаха

Шах — ситуация, вызванная ходом противника, привёдшая к нападению на важную персону воина соперника.

Позиция со вскрытым шахом означает, что в результате хода, сделанного одной фигурой противника, королевская особа становится атакованной другой фигурой.

Ситуация с двойным шахом. Здесь венценосец сражается фигурами соперника сразу с двух сторон. Чаще всего его бьют обычным и вскрытым шахом последовательно.

Для противостояния шаху можно воспользоваться тремя способами:

  • Передвижением короля по клеткам, не попадающим под атаку противника.
  • Выставлением своей фигуры на пути к монарху.
  • Битьём фигуры, объявляющей шах.

Своим правителем можно привести только к вскрытому шаху, так как невозможно рубить короля противника, не подставив своего под шаха.

Объявление мата

Мат является ситуацией, вызванной ходом противника, в которой монарх атакован фигурой соперника, а игроку не под силу защитить короля от объявления шаха.

Объявление мата говорит о завершении партии поражением одного из игроков, не сумевшего обеспечить защиту своему самодержцу, несмотря на стоящие в клетках фигуры и остаток времени у стороны, объявившей о мате.

Провозглашение ничьей

Окончание шахматной партии не всегда приводит к победе одной из сторон. Одним из вариантов завершения партии является ничья:

В ситуации пата, когда противник совершённым ходом лишает соперника возможности допустимого хода. Здесь, какой бы ход ни был совершён королём, он рискует оказаться под шахом. Других фигур нет или они заблокированы, короля никто не атакует.

  • Когда между игроками достигнуто взаимное согласие с таким результатом.
  • Противникам не удаётся поставить мат друг другу.
  • При повторении одной и той же позиции трижды, при этом необязательно, чтобы они шли друг за другом без перерыва.
  • В течение пятидесяти ходов оба игрока не задействовали пешек и не побили ни одну из фигур соперника.

Тактические приемы

Необычный ход коня и умение перепрыгивать через препятствие позволяет ему делать особенные хитрости, которые называются тактическими приемами.

Вилка

Первый тактический прием, который умеет делать конь, называется вилка. Вилка — это нападение конем сразу на две или более фигуры соперника.

Конь может атаковать сразу в разные стороны, поэтому ему часто удается поймать фигуры соперника в вилку. Интересное название приема связано с тем, что нападения коня немного похожи на вилку для тортика (когда он атакует две фигуры, как на диаграмме ниже), или даже на трезубец (если он нападает сразу на три фигуры).

Спертый мат

Еще один прием, который умеет ставить только конь, называется спертый мат. Спертый мат — это конструкция, в которой конь ставит мат королю соперника, который полностью окружен своими фигурами и пешками.

Обратим внимание на диаграмму: черный король думал, что надежно спрятался, окружив себя защитниками со всех сторон, но белый конь прыгает с клетки c5 на клетку d7, атакуя черного короля через все препятствия. И на доске мат: собственные фигуры загородили черному королю все пути отступления

Идея спёртого мата была изучена еще очень давно: в трактате Луиса Рамиреса Лусены XV века (1497 год) можно найти позицию, иллюстрирующую эту идею. На диаграмме — задача Лусены, тот самый пример, который был известен более пятисот лет назад. Белые начинают и ставят мат в 4 хода:

  1. Kf7+ Kpg8

  2. Kh6++ (двойной шах!) Kph8

  3. Фg8+!! (жертва ферзя, с помощью которой белые вынуждают соперника заблокировать своей ладьей своего короля) Л:g8

  4. Kf7 — мат!

Рассмотрим еще один пример, когда конь ставит спертый мат в самом начале партии. Чтобы не получить мат в начале игры, нужно изучить правила игры в дебюте и соблюдать их. Партия начиналась так:

  1. e4 c6 (защита Каро-Канн)

  2. d4 d5

  3. Kc3 de

  4. Ke4 Kf6

  5. Фе2 (хитрый ловушечный ход, ферзь оказывается на одной линии с черным королем) Кbd7??

Ужасная ошибка. В позиции на диаграмме после пятого хода черных белые ставят спертый мат в один ход.

Конечно, белые завершают партию ходом 6. Кd6!! Конь атакует окруженного своими фигурами черного короля, а пешка не может съесть коня из-за связки, которую ставит ферзь (пешка не может покинуть линию е, так как в таком случае открылся бы шах на короля от белого ферзя).

Подведем итог: конь — особенная фигура с необычным ходом, который позволяет коню проводить идеи, которые не умеют делать другие фигуры. Сила коня примерно равна силе слона (3 пешки), но конь особенно силен:

  • в закрытых позициях — потому что умеет перепрыгивать через пешки и хорошо маневрирует в ситуациях, где слоны оказываются ограниченными;

  • когда находится на укрепленном своими пешками поле в центре доски или лагере соперника (такое положение коня называется форпост).

Отточить тактические приемы на основе хода коня можно на занятиях по шахматам в онлайн-школе Skysmart. Ученики играют с тренером на интерактивной доске, могут смотреть историю ходов и отменять неудачные ходы, а тренер помогает самостоятельно прийти к лучшему решению. Запишитесь и получите до 3 уроков в подарок!

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий