3.
Гигантские кальмары
Мифы, которые не воспринимают всерьёз, обычно связаны с монстрами и гигантскими зверями. Снежный человек, Лох-несское чудовище и чупакабра – все эти создания прочно закрепились в области фантастики. Однако есть одно существо, которое долгое время считалось причудливым плодом воображения моряков, пока не оказалось настоящим. Речь идёт о гигантском кальмаре.
Гигантский кальмар может достигать длины свыше 10 метров и весить более 180 килограмм. Самый крупный из обнаруженных экземпляров весил почти тонну и достигал длины 18 метров. Хотя истории об этом виде существуют на протяжении множества веков, первые свидетельства (в виде фотографий), подтверждающие, что они были реальными, появились не раньше 2004 года.
Из-за глубины, на которой они живут, их редко можно увидеть, а поскольку они являются самыми крупными беспозвоночными на Земле, то все рассказы о них считались бреднями, пока не были обнаружены доказательства. Морякам, которые утверждали, что видели гигантского кальмара, не верили, полагая, что они рассказывают небылицы.
Через два года после того, как японские исследователи впервые сфотографировали одно из этих существ, был пойман и поднят на поверхность живой экземпляр. Он был относительно небольшим: всего 7 метров длиной.
F-bomb
«Кодекс Хейса» со своей цензурой всего живого едва не похоронил американский кинематограф. Прилизанные, вычурные, монументальные и далекие от реальности картины надоели зрителям. Люди перестали ходить на них в кино, отдавая предпочтение более либеральным европейским фильмам и телевидению. В 1966 году президентом Американской ассоциации кинокомпаний стал Джек Валенти, придумавший систему, которая позволяла удовлетворить требования по-прежнему строгого государства, но и открывала дорогу раскрепощенному кинематографу. Речь о системе рейтингов, которая существует в неизменном виде по сей день. Она затрагивала и вопрос бранных слов.
В свежем документальном сериале «История бранных слов» элегантный Николас Кейдж в костюме-тройке со вкусом матерится в кадре, рассказывая об эволюции ругательств. Один из героев сериала, кинокритик Элвис Митчелл, лишь отчасти в шутку сказал, что ругательства спасли американский кинематограф: зрители снова начали ходить в кино, потому что именно в фильмах с рейтингом R «люди говорят, как реальные люди».
Источник
Принято считать, что первым американским фильмом, в котором довольно либерально использовались слова, считающиеся резкой бранью, в отличие от более мягкого damn, была драма о «молодых рассерженных» «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966) с блестящим тандемом Элизабет Тейлор и Ричарда Бёртона. В частности, в картине несколько раз прозвучало слово «ублюдок». Если покопаться в истории, можно найти один-два британских фильма, которые в этом отношении опередили американские, но главное было, конечно, впереди.
Уже в следующем, 1967 году, через несколько месяцев после отмены «Кодекса Хейса», в кинематографе на радостях наконец взорвалась f-бомба.
1.
Амазонки
Один из самых популярных греческих мифов – об амазонках. Согласно легендам, это женщины-воительницы, которые жили в Малой Азии, или на территории современной Турции. Они сражались с такой силой и свирепостью, что могли противостоять любому мужчине. На протяжении многих лет считалось, что это выдумки, а идея существования целого общества женщин-воительниц казалась абсурдной. Как они выживали без мужчин? Каким образом они воевали с другими армиями? Что ж, теперь это задача антропологов, поскольку оказалось, что амазонки действительно существовали.
Археологические свидетельства, обнаруженные в России, указывают на то, что эти воительницы, вероятно, были скифскими кочевницами. Исследователи обнаружили могилу четырёх женщин-воительниц, похороненных вместе с оружием, в 2020 году. Их возраст колеблется от 40 до 50 лет.
Многие историки считают, что до того как были обнаружены настоящие тела, амазонки были скорее метафорическими, нежели реальными существами. Они помогали приукрасить истории о греческих воинах. Однако некоторые считали, что их придумали как способ демонизировать женщин, которые не следовали социальным нормам того времени.
Настоящие амазонки бродили по территории от Чёрного моря до Монголии. Возможно, они принадлежали к тем племенам, для отпора которым была построена Великая Китайская стена. Гомер в «Илиаде» написал первые мифы о них, и вполне вероятно, что в их племенах были мужчины. Возможно, многие из мифов были преувеличены, но они явно основывались на каких-то фактах.
От Росомахи к Джокеру: эволюция мата в кинокомиксах
Обсценная лексика в кинематографе позволяет нам проследить изменения в сознании людей и культуре. Как и раньше, мат на экране идет рука об руку с мрачностью и реализмом.
Первый фильм «Люди Икс» вышел в 2000 году задолго до того, как кинокомиксы и супергерои заполонили экран. Комиксы считались уделом маленьких детей и немногих «сумасшедших» гиков. Ставку на привлечение взрослой аудитории можно было делать в основном за счет персонажа Росомахи, которого с честью все годы играл Хью Джекман. Дело в том, что в комиксах Росомаха — совсем не «детский» персонаж, а настоящий антигерой: многочисленные любовные романы, трупы на каждом шагу, темное прошлое и прочий байронизм. Изначальный сценарий фильма был намного мрачнее и «взрослее»: Росомаха упоминал, что много раз пытался покончить с собой, Шельма была бывшей любовницей Магнето, в одной из сцен присутствовали пытки. Но в конечном итоге студия решилась только на «семейный» рейтинг PG, основательно кастрировав брутальность Росомахи. Кое-что от оригинальной резкости осталось, но окрасилось комедийной интонацией. Росомаха называет не нравящегося ему Циклопа dick (самый мягкий перевод — «член») и ему же показывает когтем «средний палец». Что нельзя было произнести вслух, можно было показать (ситуация почти такая же, как с немыми фильмами).
При перезагрузке франшизы в 2011 году, когда популярность кинокомиксов начала расти, картине «Люди Икс: первый класс» был присвоен рейтинг PG-13.
9.
Солнечные камни викингов действительно можно использовать для навигации
Из множества удивительных легенд о викингах, дошедших до наших дней, самой невероятной является та, в которой говорится, как они управляли своими лодками. У викингов был волшебный камень, известный как «солнечный камень»; его можно было использовать для навигации даже в самую ненастную погоду, когда не было видно солнца. Камень показывал, где находилось солнце, позволяя плыть в нужном направлении. Это звучит странно, но, возможно, так оно и было.
В 2013 году камень был найден среди обломков британского судна, затонувшего в 1592 году. Конечно, это не был корабль викингов, но находка подтверждает легенду о солнечном камне. Камень представлял собой исландский шпат, который обладает любопытными характеристиками ромбоэдрических кристаллов кальцита. Если это звучит как тарабарщина, то вам нужно знать, что, если кристалл выровнять с востока на запад, то преломление света создаст одно чёткое изображение внутри. Если его расположить в другом направлении, то вы получите раздвоенное изображение. Это срабатывает даже при слабом освещении, что позволяло викингам определять направление движения даже в условиях отсутствия солнца.
Сила проклятья
Кинематограф начал ругаться задолго до того, как заговорил. Согласно архивным материалам Музея Дугласа Фэрбенкса, первый голливудский фильм, в котором есть ругательства, — комедия «Привычка к счастью» (1916). К тому моменту в кино уже использовали интертитры — текстовые вставки с актерскими репликами и пояснениями для зрителя происходящего. Хотя в интертитрах фильма Фэрбенкса не было бранных слов, в одной из сцен актер сквернословит, как пьяный грузчик. Прочитать его восклицания по губам было несложно, и зрители всё прекрасно поняли. Как любое смелое новшество, это вызвало шумное обсуждение в обществе. Главным противником экранной ругани было государство.
В 1915 году Верховный суд США постановил, что действие первой поправки к Конституции, гарантирующей свободу слова, не распространяется на кино. Это правило позволило местным властям заниматься цензурой — и ругательства в интертитрах практически не появлялись. Но вслед за Фэрбенксом актеры начали произносить в кадре всё, что душе угодно. Такую ругань «между строк» можно было обнаружить, например, в известном военном драмеди «Какова цена славы» (1926): уже по выражению лиц рычащих друг на друга из-за девушки персонажей-мужчин легко было предугадать, что дальше последует обмен матерными репликами.
Источник
В 1930 году Ассоциацией производителей и прокатчиков фильмов был принят печально известный «Кодекс Хейса», запретивший в кино всё «морально неустойчивое» — от откровенных поцелуев до бранных слов. Но иногда режиссерам удавалось обойти цензуру. Кино уже стало звуковым, и damn можно услышать в немалом количестве фильмов, среди которых «Ангелы ада» (1930), «Дирижабль» (1931), триллер Альфреда Хичкока «Тридцать девять ступеней» (1935) и ромком Джорджа Кьюкора «Праздник» (1938).
Легенда гласит, что впервые damn прозвучало в «Унесенных ветром» (1939). Как видите, это не так. Две ленты, содержащие это ругательство, даже номинировались на «Оскар» раньше «Унесенных»: историческая драма «Кавалькада» (1933) по пьесе Ноэла Кауэрда и короткометражка «Человек без страны» (1937). Но экранизация романа Маргарет Митчелл действительно стала переворотной.
В финале книги, уходя от Скарлетт, Ретт Батлер говорит: “Frankly, my dear, I don’t give a damn” (в русскоязычном переводе — «Честно говоря, моя дорогая, мне наплевать»). Но из-за «Кодекса Хейса» в экранизацию эту фразу перенести было нельзя. В первоначальном варианте сценария было прописано что-то вроде: «Честно говоря, моя дорогая, меня это уже не волнует». Продюсер Дэвид Селзник собирался снять главный блокбастер всех времен (и снял!). И он понимал, что без крепкого словца финал получится пресным, лишится нужной энергетики.
7.
Пукай/орёл Хааста
Если вы никогда не слышали о пукае, то вы не одиноки. Эта новозеландская криптида, как говорили, была гигантской птицей, которая пожирала людей. Вряд ли кому-то хочется, чтобы это было реальностью. К несчастью для наших предков, существо, похожее на пукай, было реальным.
Окаменелости существа под названием орёл Хааста, найденные в 2009 году, указали на птицу, которая весила около 18 килограмм и обладала размахом крыльев три метра. Считается, что она охотилась на крупных нелетающих птиц, таких как моа, около 500 лет назад, и, вероятно, была способна поднять в воздух маленького ребёнка и улететь с ним.
Самки этого вида были вдвое крупнее самых крупных орлов, существующих сегодня, а гигантские когти были достаточно острыми и сильными, чтобы пронзить не только плоть и мышцы, но и впиться в кости, чтобы поднять добычу с земли.
Поскольку в Новой Зеландии нет наземных млекопитающих, эта птица, похоже, была вершиной пищевой цепи и самым страшным кошмаром местных жителей.
Общие маты
Помощник по рангу
Из Берджесса, стр. 16
а | б | c | d | е | ж | грамм | час | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
а | б | c | d | е | ж | грамм | час |
Белые выигрывают ходом 1.Rd8 #.
Мат на заднем ряду – это мат, поставленный ладьей или ферзем на заднем ряду (то есть в ряду, в котором фигуры стоят в начале игры), в котором матовый король не может продвинуться вверх. доска, потому что король заблокирован дружественными фигурами (обычно пешками) на второй горизонтали. На диаграмме показан пример мата на втором месте. Он также известен как помощник по коридору .
Товарищ ученого
Помощник ученого – черным поставлен мат. | Анимация, демонстрирующая помощник ученого |
Мат ученого (также известный как мат с четырьмя ходами) – это мат, достигаемый ходами:
- 1. e4 e5 2. Qh5 Nc6 3. Bc4 Nf6 ?? 4. Фxf7 #
Ходы могут быть сыграны в другом порядке или с небольшими вариациями, но основная идея та же: ферзь и слон объединяются в простой матовой атаке на f7 (или f2, если черные выполняют мат). Есть и другие способы поставить мат в четыре хода.
Приятель дурака
Мат дурака – белым поставлен мат. | Анимация, демонстрирующая друг дурака |
Мат дурака , также известный как «Мат с двумя ходами», является самым быстрым матом из возможных. Яркий пример состоит из ходов:
- 1. f3 e5 2. g4 Qh4 #
приводя к показанному положению. (Схема может иметь небольшие вариации, например, белые могут сыграть f2 – f4 вместо f2 – f3 или сначала пойти пешкой g , а черные могут сыграть … e7 – e6 вместо … e7 – e5.)
Спертый мат
Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #. |
Конечная позиция |
Спертый мат является мат поставляется в рыцаре , в котором Mated король не в состоянии двигаться , потому что он окружен (или задушен ) своими собственными частями.
Мат обычно виден в углу доски, так как там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее часто встречающаяся форма задушенного товарища видна на диаграмме рядом. Рыцарь на f7 поставляет мат королю на h8 , который предотвращен от возможности избежать проверки со стороны ладьи на g8 и пешки на g7 и h7. Точно так же белые могут получить мат с белым королем на h1 и конем на f2. Аналогичные маты на a1 и a8 встречаются реже, потому что рокировка на более распространена, поскольку она безопасно помещает короля ближе к углу по сравнению с рокировкой на фланг.
2.
Троя
Троя – один из самых знаменитых городов в греческой мифологии. Все знают историю о Троянском коне и о том, как великий воин Ахилл сражался с Гектором и получил смертельную травму. В этой истории присутствуют все характерные элементы мифа, поэтому нам казалось, что она не может быть правдой.
Несмотря на то, что идея Троянского коня определённо вызывает подозрения, как и бессмертие любого великого воина, Троя была реальным местом.
В 19-м веке немецкий археолог Генрих Шлиман обнаружил руины того, что он определил как древний город Троя, в Гиссарлыке (Турция). Его методы были антинаучными, поскольку он решил использовать для раскопок динамит, который, вероятно, повредил много исторически значимых артефактов.
Одна из трудностей заключалась в том, что город Гиссарлык регулярно разрушали, а затем восстанавливали. Есть свидетельства того, что на одном и том же месте было построено, по меньшей мере, десять городов; они все могли называться Троей, но не обязательно были той, о которой писал Гомер в «Илиаде».
4.
Город Тенея
Если вы интересуетесь историями и мифами о Трое, то вы наверняка слышали о городе Тенея. По слухам, Тенея, построенная военнопленными, была местом, которому царь Агамемнон позволил быть независимым. Понятное дело, если Троя была легендой, то и город, построенный людьми, которых она пленила – тоже. Но археологические данные говорят о том, что это место было реальным.
Греческий археолог Элени Корка обнаружила город, который упоминался в истории Эдипа и других, в Пелопоннесе (Греция). Расположенный между Коринфом и Микенами, он был большим и процветающим городом, который, казалось, исчез без следа.
Археологи охотились за этим местом, начиная с 1984 года. Местные жители обнаружили саркофаг, не похожий ни на один из тех, что были найдены ранее, и поиски продолжились. В 2010 году Корка обратилась в полицию, чтобы остановить контрабандистов, которые грабили сокровища в этом районе, поскольку к тому моменту она ещё не получила разрешение на проведение раскопок. Начиная с 2013 года, было обнаружено множество саркофагов, монет, дорог, реликвий и прочее.
8.
Хетты
В Ветхом Завете часто упоминается о хеттах и их конфликтах с израильтянами. На протяжении многих лет их царство было одним из самых могущественных на всём Ближнем Востоке. Говорят, что они были военной силой, с которой приходилось считаться. У них также были относительно прогрессивные законы и права, а их земли простирались более чем на 900 километров от Чёрного моря до Дамаска.
Несмотря на своё могущество, эта нация исчезла из истории. К 19-му веку большинство учёных считали её существование не более чем мифом из-за отсутствия исторических и археологических свидетельств.
В 1812 году Иоганн Людвиг Буркхардт, путешествуя по Сирии, обнаружил уникальные письмена. В течение следующих нескольких десятилетий другие исследователи неоднократно посещали ту область, и в 1880 году кто-то, наконец, официально заявил, что это была земля библейских хеттов.
Мат Легаля
Кермюр де Легаль был одним из лучших шахматистов Франции конца 18 века. Он был учителем более известного в истории шахматиста Филидора. Но, это единственная шахматная партия Легаля, ход которой остался в истории.Она так и называется- мат Легаля.
Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи.
Мат Легаля по ходам
- 1. e4 e5 2. Сc4 d6 3. Кf3 Кc6 4. Кc3 Сg4,
- Далее Легаль делает нарочито ошибочный ход, открывая ферзя, чем, не заметив подвоха, пользуется Сен-Бри: 5. К:e5?С:d1?? (лучше было 5. … К:e5!, после чего белые остались бы без коня, или 5. … de, но после хода 6. Ф:g4 у белых лишняя пешка),
- Легаль, видимо, хорошо знал, с кем имеет дело… 6. С:f7+ Крe7 7. Кd5× — мат, который так и вошёл в шахматную литературу по фамилии «первооткрывателя» как «Мат Легаля». Сен-Бри так расстроился своим поражением, что вышел из зала, не дождавшись последнего хода белых.
Противники сделали по четыре хода, когда стала развиваться ситуация. На самом деле, ход К:e5 ошибочный. Черные могут просто сыграть 5. … Кс6:е5, оставаясь с лишней фигурой. Белые бы остались без коня, а слон на g4 будет защищен. Но тут, видимо сказалась неопытность игрока, и легкая добыча ферзя. Кто тут устоит! Черный слон берет белого ферзя С:d1. Белые ударяют в слабое место — Cc4 — С:f7+ Шах!
Проигрыш возникает из, казалось бы, безобидной для черных ситуации, да ещё после того, как они «съели» белого ферзя! Поэтому он и считается самым красивым. Всего семь ходов. Мат в партии Легаля ставит конь — Кd5×.