Методика преподавания шахмат младшим школьникам

Новая игра в шахматы с компьютером

Новое на сайте
Попробуйте новое соревнование сайта – Турнир по решению шахматных задач!

При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции.
При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.

Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера.
Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек.
Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах.
При этом, они на всех этих сайтах одинаковые.
Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве – телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!

В качестве шахматных “мозгов” используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно.
Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.

Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером.
Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места.
Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.

Шахматы – удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами.
Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах – помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров.
Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером!
Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов.
Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника.
Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом.
И помните – ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Основы шахматной игры

Лекции проводит тренер и педагог, мастер ФИДЕ по шахматам Эльвира Уманская. Онлайн уроки станут для школьника достойной альтернативой живому занятию: доступным языком рассказывают историю создания термина «шахматы» и самой игры. Уманская объясняет основы игры, рассказывает о шахматных фигурах и их «стоимости», сравнивает фигуры с двумя войсками (метод улучшает наглядность информации)

Педагог рассказывает о важном термине «рокировка», её правилах и объясняет, для чего она нужна. В процессе лекций ребёнок узнаёт о тактике и стратегии игры, научится думать во время игры на несколько ходов вперёд.
 

Методика игры

В этом случае есть несколько путей, но для ребенка дошкольного возраста наиболее исчерпывающим будет способ «запретного плода». Если детям запрещать что-то, то они обязательно этим заинтересуются. Несколько таких ситуаций и ребенок точно будет готов просидеть не один час с запретной игрушкой.

Правила игры.

Шахматные правила довольно сложные, но если правильно преподнести, то дети смогут их понять и запомнить. Не стоит нагружать дитя заумными шахматными терминами. Вряд ли они будет использовать рокировку или страдать от цугцванга, а тем более не будут играть рапид с часами Фишера. Достаточно объяснить, как ходят фигуры, какая цель игры; обозначить ранги фигур и их роль.

Интерес к шахматам

Пользование вспомогательными ресурсами.

Шахматы с взрослым для дошкольников помогают пройти обучение всем тонкостям игры. Уже можно углубить знания, рассматривать легендарные шахматные этюды, смотреть видео с комментариями, применять иллюстрированную литературу и т.п.

Дополнительная информация! Не лишним будет внедрение новых терминов шахматной игры, которые ребенку должны открываться постепенно. Использование новых «шахматных» слов порождает желание узнать больше об игре.

Книги (6)

Блокнот-самоучитель шахматистаРаздел: Шахматы

Книга является пособием для шахматистов среднего уровня. Задача данной книги — повысить уровень массового шахматиста и дать ему перспективу целенаправленного роста спортивных достижений. Подбор 142 позиций охватывает дебют, миттельшпиль и эндшпиль, причём использовано как классическое наследие, так и современная практика.

В конце книги приводится раздел «Среднее шахматное образование» (о развитии фантазии) который может заинтересовать читателя. Дан также англо-русский шахматный словарик. Книга издана в авторской редакции.

Далее »

Методика преподавания шахмат младшим школьникам V-II разрядовРаздел: Шахматы

Книга украинского тренера В.С. Горелика (последовательно разбирает эволюцию игры юного шахматиста, начиная с первых его шагов. Приводятся уроки для первого — третьего годов обучения в специализированных шахматных школах. содержащие ряд комбинационных примеров и партий для самостоятельного разбора. Рассчитана на тренеров, учеников шахматных школ и их родителей.

При подготовке юных шахматистов, как правило, возникают трудности, связанные с отсутствием методик преподавания основ шахматной игры. Здесь возможны различные подходы и системы, зависящие от типа шахматной школы, вкуса преподавателя и подготовки обучаемых школьников. Не претендуя на бесспорность выводов, автор предлагает свою систему учебного процесса, созданную после долгих лет практической работы с юными шахматистами.

К каждой части книги прилагаются характерные уроки для самообразования педагога. Данный учебник предназначен не только для преподавателей. Он может быть полезен как юным школьникам, так и их родителям, самостоятельно осваивающим шахматное искусство.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга втораяРаздел: Шахматы

Пособие для начинающих (детей и взрослых) и опытных шахматистов. Книга охватывает дебют, миттельшпиль, а также методику преподавания шахмат. В конце каждой главы приводится практикум для самостоятельной работы. Приводятся новейшие достижения выдающихся мастеров современности — Каспарова, Крамника, Халифмана (Россия), Касымжанова (Узбекистан), Ананда (Индия), Пономарева (Украина), Полгар, Леко (Венгрия).

Показана эволюция шахматной мысли на протяжении XIX-XXI вв., даны исторические справки о мастерах прошлого и настоящего, творческие портреты выдающихся современных шахматистов. В их числе Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Юдит Полгар, Александр Халифман, Вишватханан Ананд, Владимир Крамник, Руслан Пономарев, Василий Иванчук, Александр Белявский, Рустам Касымжанов.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга перваяРаздел: Шахматы

Книга тренера В.С.Горелика (Украина, г. Днепропетровск) является самоучителем для массового шахматиста и охватывает все три стадии партии, а также методику индивидуального и группового обучения. Значительное место уделено упражнениям для самостоятельной работы.

Книга прошла успешную апробацию в спортивной школе № 3 (отделение шахмат) г. Днепродзержинска Днепропетровской области. Рассчитана на широкий круг любителей шахмат.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга третьяРаздел: Шахматы

Книга может быть интересна как для начинающего, так и для опытного шахматиста. В книге этой серии мы изучим матовые картинки, типовые комбинации, некоторые видные национальные шахматные школы, авторскую методику преподавания шахмат юным (индивидуальные уроки).

В конце I-IV глав приводятся практикумы (шах комы) для самостоятельной работы. В каждой диаграмме стрелочкой указывается сделанный ход.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга четвертаяРаздел: Шахматы

Книга может быть интересна как для начинающего, так и для опытного шахматиста. В книге этой серии мы изучим матовые картинки, типовые комбинации, некоторые видные национальные шахматные школы, авторскую методику преподавания шахмат юным (индивидуальные уроки).

В конце I-IV приводятся практикумы (шах комы) для самостоятельной работы. В каждой диаграмме стрелочкой указывается каждый ход.

Далее »

Добавить отзыв

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Книги (6)

Блокнот-самоучитель шахматистаРаздел: Шахматы

Книга является пособием для шахматистов среднего уровня. Задача данной книги — повысить уровень массового шахматиста и дать ему перспективу целенаправленного роста спортивных достижений. Подбор 142 позиций охватывает дебют, миттельшпиль и эндшпиль, причём использовано как классическое наследие, так и современная практика.

В конце книги приводится раздел «Среднее шахматное образование» (о развитии фантазии) который может заинтересовать читателя. Дан также англо-русский шахматный словарик. Книга издана в авторской редакции.

Далее »

Методика преподавания шахмат младшим школьникам V-II разрядовРаздел: Шахматы

Книга украинского тренера В.С. Горелика (последовательно разбирает эволюцию игры юного шахматиста, начиная с первых его шагов. Приводятся уроки для первого — третьего годов обучения в специализированных шахматных школах. содержащие ряд комбинационных примеров и партий для самостоятельного разбора. Рассчитана на тренеров, учеников шахматных школ и их родителей.

При подготовке юных шахматистов, как правило, возникают трудности, связанные с отсутствием методик преподавания основ шахматной игры. Здесь возможны различные подходы и системы, зависящие от типа шахматной школы, вкуса преподавателя и подготовки обучаемых школьников. Не претендуя на бесспорность выводов, автор предлагает свою систему учебного процесса, созданную после долгих лет практической работы с юными шахматистами.

К каждой части книги прилагаются характерные уроки для самообразования педагога. Данный учебник предназначен не только для преподавателей. Он может быть полезен как юным школьникам, так и их родителям, самостоятельно осваивающим шахматное искусство.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга втораяРаздел: Шахматы

Пособие для начинающих (детей и взрослых) и опытных шахматистов. Книга охватывает дебют, миттельшпиль, а также методику преподавания шахмат. В конце каждой главы приводится практикум для самостоятельной работы. Приводятся новейшие достижения выдающихся мастеров современности — Каспарова, Крамника, Халифмана (Россия), Касымжанова (Узбекистан), Ананда (Индия), Пономарева (Украина), Полгар, Леко (Венгрия).

Показана эволюция шахматной мысли на протяжении XIX-XXI вв., даны исторические справки о мастерах прошлого и настоящего, творческие портреты выдающихся современных шахматистов. В их числе Анатолий Карпов, Гарри Каспаров, Юдит Полгар, Александр Халифман, Вишватханан Ананд, Владимир Крамник, Руслан Пономарев, Василий Иванчук, Александр Белявский, Рустам Касымжанов.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга перваяРаздел: Шахматы

Книга тренера В.С.Горелика (Украина, г. Днепропетровск) является самоучителем для массового шахматиста и охватывает все три стадии партии, а также методику индивидуального и группового обучения. Значительное место уделено упражнениям для самостоятельной работы.

Книга прошла успешную апробацию в спортивной школе № 3 (отделение шахмат) г. Днепродзержинска Днепропетровской области. Рассчитана на широкий круг любителей шахмат.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга третьяРаздел: Шахматы

Книга может быть интересна как для начинающего, так и для опытного шахматиста. В книге этой серии мы изучим матовые картинки, типовые комбинации, некоторые видные национальные шахматные школы, авторскую методику преподавания шахмат юным (индивидуальные уроки).

В конце I-IV глав приводятся практикумы (шах комы) для самостоятельной работы. В каждой диаграмме стрелочкой указывается сделанный ход.

Далее »

Ступеньки шахматной игры. Книга четвертаяРаздел: Шахматы

Книга может быть интересна как для начинающего, так и для опытного шахматиста. В книге этой серии мы изучим матовые картинки, типовые комбинации, некоторые видные национальные шахматные школы, авторскую методику преподавания шахмат юным (индивидуальные уроки).

В конце I-IV приводятся практикумы (шах комы) для самостоятельной работы. В каждой диаграмме стрелочкой указывается каждый ход.

Далее »

Добавить отзыв

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Диссертация Б. М. Блюменфельда

Недавно ученый совет Института психологии Академии педагогических
наук СССР рассмотрел представленную сотрудником института мастером
СССР Б. М. Блюменфельдом в качестве диссертации работу на тему:
«Проблемы психологии наглядно-действенного мышления на базе шахматного
материала» (научный руководитель доктор педагогических наук проф.
Б. М. Теплов).
Еще выдающийся французский психолог А. Бинэ в своей книге «Психология
великих счетчиков и шахматистов» (Париж, 1894 г.) писал: «Если
бы можно было заглянуть в голову шахматиста, мы увидели бы там
целый мир ощущений, образов, идей, эмоций и страстей, бесконечное
брожение состояний сознания, по сравнению с которым все наши тщательные
описания — только грубые схемы».
Ввиду большого исследовательского интереса работы (объем около
15 авторских листов) приводим некоторые ее положения.
В своей работе диссертант рассматривал особенности игры в психологическом
разрезе: сложность и разнообразие ее, наглядный характер, напряженность
процесса (элемент борьбы).
Б. М. Блюменфельд исходил из того, что практическая сила шахматиста
не всегда соответствует пониманию им игры. У сильнейших встречаются
слабые, поверхностные ходы, ошибки, даже грубые «зевки». Эти факты
должны найти объяснение в механизме процесса мышления за доской.
Эффективность мышления шахматиста связана с действенной памятью,
автоматизацией восприятия основных взаимоотношений и навыками
экономного мышления. Прочность памяти связана с условиями первоначального
восприятия (значение эмоционального момента).
Расчет — волевая операция, требующая исключительного напряжения.
При этом различны психологическая природа исчерпывающего вариантного
расчета в форсированном положении (опытная проверка комбинационной
идеи) и пробного вариантного расчета в нефорсированном положении.
В операции оценки позиции восприятие (или зрительное представление)
и мыслительный акт оценки находятся в неразрывной связи. В основании
оценки лежит эмоциональная память (гипотеза Ласкера).
Благодаря тесной связи мыслительной деятельности с эмоционально-волевой
сферой интенсифицируется процесс. Вследствие жестких условий времени
для обдумывания, трудности в ряде случаев путем рассуждения найти
правильный ход — шахматист большей частью мыслит конкретными,
«приходящими в голову» ходами и вариантами, базируясь в основном
иа чувстве позиции.
Б. М. Блюменфельд отметил, что проблемы психологии шахматного
творчества остаются далеко не решенными. Необходима хорошо организованная
исследовательская работа, в которой активное участие должна принять
шахматная общественность, в особенности наши высококвалифицированные
шахматисты.
   В прениях на защите диссертации Б. М. Блюменфельдом
выступили официальные оппоненты проф. А. Н. Леонтьев и проф. П.
А. Рудик, а также профессора А. Р. Лурия, Б. М. Теплое и другие.
Все выступавшие подчеркнули серьезное значение представленной
работы для изучения психологии мышления.
Тайным голосованием ученый совет Института психологии единогласно
присвоил Б. М. Блюменфельду ученую степень кандидата педагогических
наук (по психологии).Шахматы в СССР 1945г., №3

Уроки шахматной игры в ДОУ

  1. Подготовительный этап. Можно попросить родителей рассказать о шахматах, как кто-то из родственников участвовал в турнире, предложить вместе почитать или посмотреть самоучитель по шахматам для детей или привести ребенка в то место, где собираются гроссмейстеры. Если дети получат представление о шахматах, то они смогут ими заинтересоваться.
  2. Организация открытого занятия по шахматам. Можно научить ребятишек рисовать шахматные доски в тетрадях, распознавать фигуры, объяснить, что такое диагональ, горизонталь и вертикаль. После следует рассказать, как каждая фигура ходит, пользуясь схемами. Стишки, загадки и песенки помогут в этом.
  3. Повторение – мать учения. После урока основ шахматной игры дети запомнят только часть услышанного, а для закрепления результата необходимо провести еще один урок-квест. Ребенку предлагается вспомнить то, о чем говорилось, но так, чтобы это было интересно. Присутствие родителей приветствуется, так как ребенок может похвастаться своими знаниями, а родительское одобрение закрепит результат. Шахматы развитие не только логики, но и творчества.

Шахматный спектакль

Совет! Ребята и девочки могут сами выступать в роли фигур, ведь в коллективе всегда у каждого своя роль: есть принцессы, короли, офицеры и пешки. Не вешайте ярлыки, а объясните, что каждая фигура имеет особое значение и играет чрезвычайно важную роль.

Обучать детей шахматной игре можно еще с дошкольного возраста. Она развивает творческие способности, логическое мышление и позволяет работать мозгу на полную силу. Комплексное обучение детей шахматам – в кругу семьи и в ДОУ, – усилит стремление ребенка к занятиям, и позволит понять, что шахматы расширяют кругозор, знакомят с новыми друзьями и дают приоритет в коллективе.

Значение шахмат для развития ребенка

Что развивают шахматы у младших детей:

Ставить цель и усердно идти к ней – нужно строить связи, логические цепочки и просчитывать верный путь к победе. Детвора этого не умеет, а шахматная игра позволяет постепенно расширять рамки, увеличивать количество задач, преображать возможные пути их выполнения.

Шахматы

Мышление, позволяющее принимать нестандартные решения в рамках системы своих действий – это также очень важно. Рамки, навязанные нам обществом, родителями, школой – это ограничитель наших возможностей

А шахматы позволяют разрушить границы, переступить через них и увидеть мир, который открывается снаружи.

Обратите внимание! Ребенок еще не имеет достаточного опыта, чтобы пользоваться стандартами. Он начинает учиться строить логические цепочки и не понимает, что где-то могут быть ограничения, поэтому его ум ищет способы решения своих задач там, где взрослый применяет стандарты

  • Сила воли и выдержка. Спортивный интерес и стремление к победе воспитывают силу воли. Малыш понимает, что если стараться и думать, то старания будут вознаграждены. Шахматы учат, что для достижения определенного результата иногда необходимо выждать время, выбрать холодный расчет, а не эмоции. Усидчивость также развивает силу воли и воспитывает характер.
  • Просчитать в шахматах все ходы и схемы, чтобы определить наиболее выгодное решение – это тренировка логического мышления и математических способностей. Методика обучения шахматам как реальная жизнь: потеря некоторых активов (шахматных фигур) в жизни (шахматной партии) при рациональном расчете обеспечивает выгодное положение.
  • Творческая жилка также развивается посредством игры в шахматы. Дети ведут партию, как спектакль: распределяют роли, игра белых и черных – как добро и зло, трагический финал для одного и триумфальный конец для другого. В любом случае, открытое занятие по шахматам в подготовительной группе будет иметь фурор, так как выступит в роли театрализованного спектакля.
  • Тренировка концентрации и внимания с помощью шахмат позволит ребенку быть более собранным. Остановка на одном объекте и сдержанность для достижения цели имеют огромное значение, но дети этого еще не понимают. Шахматы воспитывают концентрацию, поскольку учат, что временная усидчивость приведет к победе.
  • Проиграть – это не конец света, но дети зачастую именно так воспринимают поражение. Шахматные партии всегда заканчиваются либо проигрышем, либо победой – это факт. Приходит понимание, что это нормальная ситуация, когда не получается выиграть. Поэтому занятия по шахматам позволяют в детском саду принимать поражение с достоинством и не отчаиваться. А если проиграл – появляется стремление к реваншу.

Реванш

Нужно научиться смотреть неудачам в глаза и понять:

  • Почему так случилось?
  • Что сделать, чтобы это не повторилось?
  • Как стать сильнее?

Как быть хорошим учителем?

Будьте подбадривающим и воодушевляющим наставником. Хвалите ребенка за достижения независимо от его возраста. Даже если он проиграл, похвалите за удачные ходы и решения, которые были сделаны в процессе.

Никогда не делайте преднамеренную ошибку. Ученик должен накапливать знания через применение игровых шаблонов и понимание их последствий. Незаслуженный выигрыш не делает процесс забавным, а лишь серьезно подрывает потенциал обучения.

Помните, что единственный способ развить навык – регулярные занятия, для которых у ребенка должен быть партнер. Существует множество компьютерных игр, видеоигр и приложений, которые могут быть использованы как дополнительные средства обучения после того, как ученик освоит базовые приемы.

Ответственные и заботливые родители стремятся развивать своего ребенка всесторонне. Шахматы – захватывающая, но и самая сложная интеллектуальная игра. Главное при обучении детей – сохранить высокий интерес на каждом этапе и не форсировать события. Тогда можно достичь вполне реальных результатов практически за несколько недель и, возможно, привить любовь к шахматам на долгое время.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий