Словарь шахматных терминов

М

Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов.

Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами
(схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).
Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против
кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру,
просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами»)
(например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления
перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное
преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок
проигравшей стороны;
2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить
к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Русская версия

Игру в шахматы в нашей стране воспринимали как действие, позволяющее создать модель проведения боя между двумя противниками. Поэтому название «чатранг», которое как раз относится как войскам, очень подходило.

Если говорить о русских высказываниях, то ранее вызов соперника на поединок обозначался словосочетанием «шаг на ты». Это сочетание очень созвучно с современным названием игры. Слово «шаг» могло стать основой шахматного действия «шах», которое означает, что королю угрожает опасность, нападение.

В пользу этой версии говорит еще и тот факт, что любое передвижение фигур в игре называют «ходом». Это тоже очень подходит к версии возникновения названия из военной практики. До сих пор в военном деле используются слова «противник совершил следующий ход» и тому подобные.

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Цель игры в шахматах

Цель игры – поставить мат вражескому королю. Мат предваряет шах. Если играть за белых, то королю черных ставится шах в том случае, если белые могут его захватить (другими словами, если он находится под атакой фигуры белых). Чтобы белые не могли захватить черного короля на следующем ходу, черные должны сделать ход, который убирает короля из-под шаха.

Если черные не могут уйти из-под шаха, тогда объявляется, что черному королю поставлен мат, и белые выигрывают игру. Один из способов описать мат: мат – это положение, в котором королю поставлен шах, и игрок не может сделать ни одного хода, чтобы уйти из-под шаха. Еще один вариант развития событий – это когда черным НЕ поставлен шах, но они не могут сделать ни одного хода (в силу угрозы оказаться под шахом и / или в силу недоступности клеток). Такое положение называется пат. Когда происходит пат, игра завершается вничью.

Более подробно варианты окончания шахматной партии описаны в следующих разделах:

  • Шах
  • Мат
  • Пат
  • Ничья

Буддийская версия

Жители Индии называют игру на черно-белой доске «шаматхой». То есть, фундаментальное действо, сочетающее в себе ритуальные и созерцательные практики. Шаматха для сторонников буддизма — это способ развить в себе навыки понимания и глубокого видения (прозрения). Практика шаматха в буддизме — это некое ответвление медитации, направленное на освобождение разума, способ скинуть оковы бренного тела и освободить мысли, разрешив их свободный полет.

В древности индусы по окончанию игры произносили слово «шаматха», которое означало, то они достигли просветления и поняли ход мыслей соперника. И именно это слово перевели среднеазиатские лингвисты. Они уже слышали ранее слова «шах» и «мат» в странах Востока, поэтому неверно расставили буквы. Отсюда и пошло название «шахматы».

Шахматный словарь

Вы хотите помочь своему ребенку в освоении шахмат? Вы хотите говорить с ним «на одном языке»? Тогда вам следует ознакомиться с основными шахматными понятиями, названиями фигур, приемов, стадий шахматной игры. Предлагаем вашему вниманию словарь, который будет постоянно пополняться новыми шахматными терминами.

МИТТЕЛЬШПИЛЬ

Миттельшпиль в переводе с немецкого языка означает «середина игры», т.е. часть шахматной партии после дебюта.

Все легкие фигуры уже заняли боевые позиции. Осталось ввести в бой тяжелые фигуры: Ладей и Ферзя. И тогда фигуры ринутся вперед – в атаку на Короля противника.

Правда, иногда атака не получается из-за размена Ферзей. Не беда! Кто первым нарубит больше вражеских фигур, тот сможет провести пешку и превратить ее в нового Ферзя!

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ

Для записи ходов  существует специальная азбука, которая называется «шахматная нотация». Каждая клетка на доске имеет свой «адрес», ведь она находится на пересечении вертикали и горизонтали. Вертикали обозначены латинскими буквами: a b c d e f g h. А каждая горизонталь имеет свой номер, от 1 до 8. Например, в начальной позиции белые ладьи стоят на полях «а1» и «h1», а белые пешки, как солдаты, выстроились в ряд по второй горизонтали.

Шахматную нотацию можно также использовать для записи ходов в партии. Каждая фигура обозначается «своей» буквой. Обычно это первая буква ее названия. Ладья обозначается буквой «Л», Слон – буквой  «С», Конь – «К», а у Короля самое длинное имя – «Кр». Когда шахматист делает ход на доске, он должен записать его, а также ответ соперника в блокнот или специальный бланк. Например: Фа4 или Лb1. Для обозначения шаха используют знак +, а мата – знак Х. Двоеточие обозначает взятие фигуры, например: Кр:b7 – это значит, что Король срубил пешку или фигуру на поле «b7».

Знать нотацию очень важно! Это помогает сохранять и анализировать свои партии,  решать шахматные задачи, изучать партии мастеров

ДЕБЮТ

Дебют – это начало шахматной партии. Существует множество разных дебютов. Часто они носят названия стран, где их впервые сыграли Например: Итальянская партия, Испанская партия, Сицилианская защита. А иногда дебют называют по фамилии шахматиста, создавшего его. Например: Дебют Рети, Защита Алехина, Вариант Стейница.

Почти все дебюты разыгрываются по определенным правилам. Правило первое: выводи пешки в центр. Правило второе: вначале развивай легкие фигуры. Правило третье: сделай рокировку.

От того, как шахматист разыграл дебют часто зависит судьба всей партии.

ПАТ

Случается так. что при своем ходе, шахматист не может пойти: все его фигуры уже сняты с доски или не могут сдвинуться с места.

Игровая версия

Во времена персов в игре чатранг противник должен был предупредить своего оппонента об опасности, которую он собирается нанести его королю. Такое предупреждение заключалось в возгласе «Шах!». Если оппонент не успевал предпринять ответных действий, и его короля «убивали», то соперник озвучивал слово «маат» (смерть), что означало конец игровой партии и падение главной фигуры оппонента.

Возглас «шах!» появился тоже не просто так. Им оппонент указывал, кому именно грозит опасность (как мы уже выяснили, это слово означает «король», «владыка»). Персы всегда старались вести честные боевые действия, даже в игровом формате, поэтому никогда не нападали на короля без предупреждения. А вот в том случае, когда соперник не мог спасти короля, то ему наступала смерть («маат»).

Именно эти два выкрика во время игры были услышаны торговцами из других стран. Название «чатранг» запомнить было сложнее, а вот словосочетания «шах» и «маат» повторялись во время всех партий. Поэтому в русскоязычные страны игра на черно-белой доске пришла уже с таким народным названием — «шах-маат».

Поскольку в нашем языке редко присутствуют сдвоенные гласные, в скором времени слово «маат» заменилось на более привычный нашему слуху слог «мат».

Спустя еще некоторое время из двух слов осталось одно цельное — «шахмат». Чтобы адаптировать его к родному языку, игроки стали склонять слово на манер всех остальных в русском языке. А поскольку фигур на доске было множество, то и название игры стало преподноситься в множественном числе.

Карточки с шахматными терминами на английском

Все термины, приведенные выше, а также некоторые другие можно выучить с помощью карточек ниже. Для удобства я разделил слова на две группы. В первой – названия фигур, общие термины. Во второй – все, что относится к шахматной партии, приемам.

chessшахматы
playerигрок
board gameнастольная игра
chess boardшахматная доска
pieceфигура (или пешка)
ranksгоризонтали
filesвертикали
diagonalsдиагонали
squareполе
Whiteбелые
Blackчерные
pawnпешка
kingкороль
queenферзь
rookладья
knightконь
bishopслон
chess clockшахматные часы
chess notationшахматная нотация
moveход
checkшах
mateмат
checkmateшах и мат
stalemateпат
resignationсдача партии
to resignсдаться
drawничья
to offer the drawпредложить ничью
to agree the drawсогласиться на ничью
time pressure (time trouble)нехватка времени (цейтнот)
openingдебют
middlegameмиттельшпиль
endgameэндшпиль
strategyстратегия
tacticsтактика
positionпозиция
combinationкомбинация
promotion (underpromotion)превращение пешки
sacrificeжертва
exchangeразмен
castlingрокировка
captureвзятие
en passantвзятие на проходе
forkвилка
pinсвязка
skewerсквозное нападение (линейный удар)
discovered attackвскрытый удар

Примечание: французский термин en passent принято произносить на французский манер. В карточках выше термин озвучен неправильно. Как произносит это слово носитель английского языка, вы можете узнать из этого видео:

Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.

Если вы хотите позаниматься английским со мной, обязательно зайдите на эту страницу – сейчас я провожу разговорные занятия

Также, если вам нужен репетитор, я очень рекомендую зайти на Здесь вы найдете учителей носителей и не носителей языка для любых целей и на любой карман Я сам прошел там более 100 уроков, рекомендую попробовать и вам!

Англо-русский шахматный глоссарий

     В данном разделе сайта мы решили опубликовать шахматный англо-русский переводчик Л.М.Гуревича, который поможет любителям шахмат и профессионалам при работе с англоязычными шахматными изданиями. Уже не секрет, что публикации шахматной литературы в англоговорящих странах, в несколько раз превышают публикации шахматных книг во всех вместе взятых странах СНГ. Таким образом, шахматисту, который попытается перевести ту или иную статью (книгу), этот англо-русский шахматный переводчик придется кстати. К тому же, на зарубежных шахматных сайтах существуют прекрасные видео-уроки на английском языке с сопроводительным текстовым форматом, в котором именно этот глоссарий поможет Вам разобраться.

От составителя

     В настоящий глоссарий не включены:

а) терминология шахматной композиции;б) терминология разновидностей шахмат;в) турнирная и матчевая терминология;г) лексика организаторов соревнований;д) ряд сугубо теоретических терминов.

     Также отсутствуют именной список шахматистов, наименования шахматных изданий и организаций, реестр матчей и турниров. Перечень вариантов, дебютов и систем далеко не полон, их названия даны в помощь переводчику и никак не связаны с принятой дебютной классификацией, поэтому разные обозначения одного и того же дебюта могут учитываться отдельно. В «Приложении» приведены некоторые (главным образом «кривые») дебюты, имеющие забавные и странные английские имена, однако у них либо нет русских соответствий, либо эти начала известны среди русскоязычных шахматистов в основном под «домашними» названиями, и поэтому составителю пришлось прибегнуть к буквальному переводу. К этим, и только к этим, вариантам приводятся начальные ходы.

     В ряде случаев прямых соответствий между двумя шахматными глоссариями – русским и английским – не существует вообще: в русской терминологии нередки пробелы, в английской – синонимы и синонимические конструкции.

     Представлен, в некотором объёме, и англо-американский шахматный жаргон.

     Естественный порядок слов, принятый в словарно-энциклопедических шахматных изданиях, как правило, соблюдается и здесь.

     Специальные знаки: знак «собачка» (@) отсылает читателя к другому словарному гнезду; косая (/) разделяет слова. Употребляемые в англоговорящих странах неанглийские шахматные термины даются курсивом, как и скобочные примечания к русским терминам. Некоторые русские термины не заключены в привычные глазу читателя извинительные кавычки.

     Составитель надеется, что настоящая работа послужит первым шагом на пути к созданию англо-русского шахматного словаря. Логическим продолжением был бы двуязычный глоссарий турниров и матчей с последующими сборниками терминов шахматной композиции и разновидностей шахмат.

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

К[]

  • «Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  • Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • «Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
  • Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
  • Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  • Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Ф[]

  • Фаланга — пешечная цепь.
  • Фейерверк — каскад жертв при осуществлении комбинации.
  • Ферзь — Самая сильная фигура в шахматах, по силе примерно равная девяти пешкам. На свободной доске может ходить на любое число полей по горизонтали, вертикали или диагонали. В исходном положении белый ферзь находится на поле d1, чёрный — d8.
  • Фианкетто — или фианкетирование, термин обозначающий развитие слона на большую диагональ под защитой пешечного «домика» (например, слона на g2 при пешках f2, g3 и h2).
  • Фланг — край доски, расположенный на вертикалях a, b, c и f, g, h.

    • Королевский фланг — фланг, ближний к королю в начале шахматной партии, на вертикалях f, g, h.
    • Ферзевый фланг — фланг, ближний к ферзю в начале шахматной партии, на вертикалях a, b, c.
  • Фишеровские шахматы (рэндом-чесс) — шахматы, в которых фигуры стоят на исходных позициях иным образом (но симметрично у белых и чёрных), чем в классических шахматах (пешки же по-прежнему занимают второй ряд) — причём слоны обязательно стоят на полях разного цвета и ладьи с разных сторон от короля. Позиции в этой разновидности шахмат недостаточно изучены теорией и носят более «свежий» и оригинальный характер.
  • Форпост — выдвинутая во вражеский лагерь (то есть за демаркационную линию) фигура (как правило, конь), защищённая пешкой. Например, конь на поле e6, защищённый пешкой d5 или (и) f5.
  • Форсирование — осуществление серии ходов, на которые противник вынужден отвечать только определённым образом (например, при разменах, при объявлении шахов и т. п.). Форсированные варианты облегчают предварительный расчёт.
  • «Форточка» — поле, на которое может отступить король в случае шаха по первой (последней) горизонтали. Соответственно, «сделать форточку» — это сделать ход одной из пешек, прикрывающих позицию рокировки. В случае отсутствия «форточки» принято говорить о возможной слабости первой (для белых) или последней (для чёрных) горизонтали.

Ж

Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур)
для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью.
Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.

Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п.,
то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.

Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение
долговременных позиционных преимуществ.

1.1 Исторические варианты шахмат

Установлено, что шахматы в своем первоначальном варианте были игрой для четырех человек с четырьмя наборами фигур. Эта игра носила название Шатранж (на санскрите “Шатр” означает “четыре”, а “анга” – “отряд”). Согласно индийскому мистицизму, “шатранж” представляет собой вселенную. Четыре стороны отображают четыре элемента: землю, воздух, огонь и воду, а также четыре времени года и четыре темперамента человека.

Наибольшее влияние на эту игру оказали, очевидно, арабы-мусульмане. Слово “шахматы” изначально происходит от персидского “шах” (“король”) и арабского слова “мат” (“умер”). Вклад ранних мусульман в шахматы включает: игру вслепую, упомянутую еще в 700 году; первые турниры и квалификационные турниры; шахматные задачи “мансубы”, описанные в первой книге о шахматах Аль-Адли. Также в этой книге приведены и первые шахматные задачи; обсуждаются различия между персидскими и индийскими правилами игры. К сожалению, эта ценная книга в настоящее время утрачена. Однако в югославской библиотеке хранится обнаруженный в 1958 году ценный арабский манускрипт начала IX века, содержащий мансубы .

После проникновения шахмат в Европу появилось много книг, посвященных этой игре. Вероятно, одна из наиболее важных и ценных книг была написана в Средние века испанским королем Альфонсо Мудрым в 1283 году. Его книга содержит 150 цветных миниатюр, основанных на исходных персидских рисунках.

Шахматы прошли через историю многих культур и испытали их влияние. Надо заметить, что названия шахматных фигур слегка различаются в разных частях света; например, слона в Европе называют епископом, ферзя – королевой (древнее название – министр), коня – рыцарем (древнее название – всадник). Но форма и правила перемещения фигур практически идентичны. Официальные правила игры в шахматы прекрасно сохранились и сегодня мало отличаются от тех, что использовались еще 1400 лет назад.

Персидско-арабская версия

Если заглянуть в этимологические словари, то почти все из них скажут, что слово шахматы произошло из арабского языка. В нем слова «шах» и «мат» буквально означают «король погиб».

Но эта версия подвергается сомнениям, если перейти от русскоязычных словарей к арабским или персидским. В них слова «мат» в значении «смерть, умер» не существует. Оно переводится как «владыка». Соответственно сочетания «шах мат» тоже нет, ведь это два практические аналогичных слова в персидском и арабском наречиях.

В арабском языке слово «шах» означает титул. Его можно сравнить с русскоязычными «царь», «государь» или словами из иных языков — «мандарин», «император», «хан». Если изучить нормы арабского языка, то выяснится, что фраза «владыка (шах) умер» будет звучать как «матааш шах», а не «шах мат». Соответственно, в русский язык слово шахматы не могло прийти из персидского или арабского языка, поскольку в тех регионах словосочетание «шах мат» просто никогда не употреблялось.

К тому же, сама игра в шахматы на арабском и персидском наречиях называется «чатранг». Но и оно не является производным этих языков. Это заимствование из санскрита. В Индии созвучное слово «чатуранга» означает «4 рода войск».

П

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала
(в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль.
План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы
(борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов,
необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать
позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной
позиции предопределяет позиционное преимущество.
«Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.

Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске.
Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью.
При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом
делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров
и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке
к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду
из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять
невыгодную позицию).

Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временм и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование
пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.

Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Т[]

  • Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий