Что такое Обман Маршалла в шахматах?

З[]

  • Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
  • Закрытая игра  — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  • Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  • Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  • Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

К[]

  • «Капкан» — ловушка, приводящая «попавшуюся» сторону к неизбежной потере ферзя или другой фигуры.
  • Качество — «вес», отличающий тяжёлую фигуру от лёгкой; «выиграть качество» или «пожертвовать качество» означает операцию, при которой один из игроков выигрывает (или жертвует) ладью, отдав (получив) за неё лёгкую фигуру.
  • Квалификация шахматная — признанный в соответствии с правилами (кодексом) уровень силы шахматиста. Фиксируется в виде присвоения соответствующих званий и разрядов (напр., национальный мастер, мастер ФИДЕ, международный мастер, международный гроссмейстер). Соответствующие разряды и звания присваиваются не только шахматистам-игрокам, но и шахматным композиторам.
  • Кингчесс — разновидность шахмат, основанная на пустой доске в начале партии. В процессе партии соперники постепенно выставляют свои фигуры на доску.
  • «Классика» — партия, игранная с обычным (классическим) контролем времени (в отличие от быстрых шахмат или блица).
  • Комбинация — форсированный вариант с жертвой (определение принадлежит М. М. Ботвиннику).
  • Контргамбит — разновидность дебюта, в которой осуществляется встречная жертва материала для противодействия планам противника. Например, контргамбит Фалькбеера в королевском гамбите (1.e4 e5 2.f4 d5).
  • Контригра — возможность встречной игры против слабостей противника.
  • Конь— лёгкая шахматная фигура по силе примерно равная трём пешкам. Конь ходит на поле, находящееся в двух клетках по горизонтали и одной по вертикали, либо в двух клетках по вертикали и одной по горизонтали от исходного положения, при этом он имеет возможность «перепрыгивать» фигуры и пешки, находящиеся между его начальным и конечным положением при ходе. Особенностью коня является то, что он постоянно меняет цвет поля, на котором находится. В исходной позиции у каждого игрока по два коня которые находятся на первой (белые) и восьмой (чёрные) горизонталях, рядом с ладьями.
  • Кооперативный мат — разновидность шахматной задачи, в которой сторона, получающая мат, оказывает содействие матующей стороне.
  • Король — главная шахматная фигура, с которой связан исход шахматной партии. Король может ходить на одну клетку по горизонтали, вертикали или диагонали, на любое неатакованное поле, не занятое своей фигурой или пешкой, а также участвовать в рокировке. У каждого игрока по одному королю, в исходной позиции находящиеся на полях e1 (белый) и e8 (чёрный) Особенностью королей является то, что их количество (по одному на каждого игрока) не может меняться на протяжении всей партии, то есть король не может быть взят и пешка не может быть превращена в короля по достижении последней на своём пути горизонтали. Цель игры — атаковать короля таким образом, чтобы у него не было возможности защититься от этой атаки (мат).
  • Крепость — разновидность ничейных позиций в эндшпиле, при которой сильнейшая сторона не может одержать победу даже при наличии большого материального преимущества (например, некоторые позиции, при которых ладья с пешкой образуют неприступную крепость против ферзя).

Шахматы — только умственный труд

Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.

Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».

Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.

П

Пат — позиция, в которой какой-либо стороне не объявлен шах, но она не имеет возможности сделать ход.

Пешка — минимальная боевая единица в шахматах, одновременно — базовая единица измерения шахматного материала
(в среднем лёгкая фигура равна трём пешкам, ладья — пяти и т. п.). Ф. Филидор называл пешки «душой шахмат».

План в шахматах — стержень шахматной стратегии, в которой увязывается воедино дебют, середина игры (миттельшпиль и эндшпиль.
План формируется на основе динамичной (меняющейся) оценке позиции и включает в себя постановку адекватной цели борьбы
(борьба за победу, за ничью), оценку необходимости перегруппировки фигур, оценку приемлемости (неприемлемости) серии разменов,
необходимость тех или иных маневров, лавирования и т. п.

Поддавки (шахматные) — игра, где побеждает сторона, первая отдавшая все свои фигуры и пешки (включая короля).

Позиция — положение, случившееся в практической партии или представляющее задание в шахматной композиции. Умение адекватно оценивать
позицию представляет собой одну из необходимых составляющих шахматного мастерства.

Поле — единица шахматного пространства, то же, что и «пункт», «клетка шахматной доски». Обладание ключевыми полями в данной конкретной
позиции предопределяет позиционное преимущество.
«Слабое» поле — поле, доступное для вторжения вражеских сил.

Полуход — один ход белых или один ход чёрных, единица измерения и минимальная единица изменения позиции на шахматной доске.
Два полухода составляют ход, представляющий собой одну строку в записи шахматной партии на бумаге.

Превращение — замена пешки при достижении последней горизонтали на любую фигуру своего цвета (кроме короля).
Превращение «слабое» — превращение пешки не в самую сильную фигуру (то есть не в ферзя, как обычно), а, например, в коня, слона или ладью.
При этом «слабое» превращение может быть сильнейшим ходом (!).

Программа шахматная — разновидность игровых компьютерных программ, способных оценивать позицию и в соответствии с заложенным алгоритмом
делать (предлагать) ход. Лучшие современные программы (Rybka, Fritz, Deep Blue, Deep Thought etc.) играют на уровне сильных гроссмейстеров
и успешно сражаются с чемпионами мира (компьютерам проигрывали матчи и Каспаров, и Крамник…). Они также незаменимы при подготовке
к соревнованиям и при анализе партий или технических позиций.

Промежуточный ход — неочевидный ход, сделанный вместо очевидного (напрашивающегося), позволяющий извлечь дополнительную выгоду
из позиции (например, вместо «очевидного» взятия фигуры во время размена дается промежуточный шах, заставляющий короля противника занять
невыгодную позицию).

Пространство — один из фундаментальных ресурсов (наряду с временм и игровой инициативой) шахматной игры. Завоевание и использование
пространства — условие реализации любой игровой стратегии, ориентированной на победу.

Профилактика — меры, предупреждающие возможные риски и угрозы задолго до того, как они проявятся в полной мере.

Проходная пешка — пешка, перед которой нет пешек противника (в том числе на смежных вертикалях) и которая может двигаться к полю превращения.

Преимущество — превосходство над позицией противника в одном из компонентов (материальное или позиционное преимущество).

Буддийская версия

Жители Индии называют игру на черно-белой доске «шаматхой». То есть, фундаментальное действо, сочетающее в себе ритуальные и созерцательные практики. Шаматха для сторонников буддизма — это способ развить в себе навыки понимания и глубокого видения (прозрения). Практика шаматха в буддизме — это некое ответвление медитации, направленное на освобождение разума, способ скинуть оковы бренного тела и освободить мысли, разрешив их свободный полет.

В древности индусы по окончанию игры произносили слово «шаматха», которое означало, то они достигли просветления и поняли ход мыслей соперника. И именно это слово перевели среднеазиатские лингвисты. Они уже слышали ранее слова «шах» и «мат» в странах Востока, поэтому неверно расставили буквы. Отсюда и пошло название «шахматы».

О[]

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Чем старше шахматист, тем он сильнее

Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.

Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.

По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.

Б[]

  • Батарея — две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
  • Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
  • Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
  • Блока́да — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
  • Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
  • Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Игровая версия

Во времена персов в игре чатранг противник должен был предупредить своего оппонента об опасности, которую он собирается нанести его королю. Такое предупреждение заключалось в возгласе «Шах!». Если оппонент не успевал предпринять ответных действий, и его короля «убивали», то соперник озвучивал слово «маат» (смерть), что означало конец игровой партии и падение главной фигуры оппонента.

Возглас «шах!» появился тоже не просто так. Им оппонент указывал, кому именно грозит опасность (как мы уже выяснили, это слово означает «король», «владыка»). Персы всегда старались вести честные боевые действия, даже в игровом формате, поэтому никогда не нападали на короля без предупреждения. А вот в том случае, когда соперник не мог спасти короля, то ему наступала смерть («маат»).

Именно эти два выкрика во время игры были услышаны торговцами из других стран. Название «чатранг» запомнить было сложнее, а вот словосочетания «шах» и «маат» повторялись во время всех партий. Поэтому в русскоязычные страны игра на черно-белой доске пришла уже с таким народным названием — «шах-маат».

Поскольку в нашем языке редко присутствуют сдвоенные гласные, в скором времени слово «маат» заменилось на более привычный нашему слуху слог «мат».

Спустя еще некоторое время из двух слов осталось одно цельное — «шахмат». Чтобы адаптировать его к родному языку, игроки стали склонять слово на манер всех остальных в русском языке. А поскольку фигур на доске было множество, то и название игры стало преподноситься в множественном числе.

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.

Ж[]

  • Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.

    • Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
    • Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
    • Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.

М[]

  • Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

    • Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
    • Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    • Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    • Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно «мельница» в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Персидско-арабская версия

Если заглянуть в этимологические словари, то почти все из них скажут, что слово шахматы произошло из арабского языка. В нем слова «шах» и «мат» буквально означают «король погиб».

Но эта версия подвергается сомнениям, если перейти от русскоязычных словарей к арабским или персидским. В них слова «мат» в значении «смерть, умер» не существует. Оно переводится как «владыка». Соответственно сочетания «шах мат» тоже нет, ведь это два практические аналогичных слова в персидском и арабском наречиях.

В арабском языке слово «шах» означает титул. Его можно сравнить с русскоязычными «царь», «государь» или словами из иных языков — «мандарин», «император», «хан». Если изучить нормы арабского языка, то выяснится, что фраза «владыка (шах) умер» будет звучать как «матааш шах», а не «шах мат». Соответственно, в русский язык слово шахматы не могло прийти из персидского или арабского языка, поскольку в тех регионах словосочетание «шах мат» просто никогда не употреблялось.

К тому же, сама игра в шахматы на арабском и персидском наречиях называется «чатранг». Но и оно не является производным этих языков. Это заимствование из санскрита. В Индии созвучное слово «чатуранга» означает «4 рода войск».

Русская версия

Игру в шахматы в нашей стране воспринимали как действие, позволяющее создать модель проведения боя между двумя противниками. Поэтому название «чатранг», которое как раз относится как войскам, очень подходило.

Если говорить о русских высказываниях, то ранее вызов соперника на поединок обозначался словосочетанием «шаг на ты». Это сочетание очень созвучно с современным названием игры. Слово «шаг» могло стать основой шахматного действия «шах», которое означает, что королю угрожает опасность, нападение.

В пользу этой версии говорит еще и тот факт, что любое передвижение фигур в игре называют «ходом». Это тоже очень подходит к версии возникновения названия из военной практики. До сих пор в военном деле используются слова «противник совершил следующий ход» и тому подобные.

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

Р[]

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.

Т[]

  • Табия — хорошо изученная дебютная позиция, с достижения которой игроки начинают делать собственные, не «книжные» ходы. В старинных шахматах фигуры не отличались современной динамикой и дальнобойностью, и требовалось немало времени, чтобы разыграть дебют. Поэтому по договорённости игра сразу начиналась с табий.
  • Тактика шахматная — система приёмов (прежде всего с использованием комбинаций), позволяющих достичь преимущества или свести партию к ничьей. К приёмам шахматной тактики относят разнообразные типичные средства («Отвлечение», «Завлечение», «Уничтожение защиты» и пр.).
  • Темп — 1) ритм игры; 2) отдельный ход (в этом смысле потеря темпа — лишний ход, то есть потеря времени).
  • Теория шахматная — сфера анализа и обобщения практики, выявление определённых закономерностей, присущих шахматной игре на различных её стадиях (теория дебюта, теория окончаний и т. п.).
  • «Треугольник» — один из способов передачи очереди хода сопернику в окончании партии или этюде с целью поставить его в положение цугцванга.
  • Турнир — разновидность (наряду с матчем) шахматного соревнования, при котором несколько участников играют друг с другом. Типичный пример — круговой турнир, в котором каждый участник играет со всеми остальными. Турнир по швейцарской системе позволяет провести соревнование с многими десятками (и даже сотнями) участников посредством проводимой после каждого тура жеребьёвки (в каждом новом туре играют между собой участники, имеющие примерно равное количество очков). Турнир по шевенингенской системе предполагает соревнование команд, где в конечном счете каждый участник одной команды играет партию с каждым участником другой команды.
  • Турнирная таблица — документ, позволяющий оценить текущее турнирное положение участников турнира (по выставляемым в таблице результатам туров)или их итоговый результат (итоговая таблица).

Гроссмейстер может всё просчитать

Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.

Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий