Как играть пешечный эндшпиль? 4 базовых приема

Пешечные окончания с несколькими пешками

Формирование проходной пешки

Кандидат, опекун и помощник

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Белые ходят

На схеме справа вы можете разделить пешек на кандидатов, стражников и помощников . С точки зрения белых пешка на h3 – кандидат. Кандидат еще не является проходной, потому что линия перед ним свободна от черных пешек, но есть по крайней мере один защитник на линии слева или справа от него. Защитником белого кандидата на h3 является черная пешка на g6. Он охраняет линии h и f перед собой. Хотя правило пешечного эндшпиля гласит: кандидат предпочитает! (сначала ходят кандидата, затем помощника), это не означает, что белые должны просто пропустить пешку h на h8. Так как черная гвардия ждет g6, формирование проходной пешки может быть успешным только при поддержке пешки на g3, которая в этом примере является помощницей.

С точки зрения белых: кандидат: h3 помощник: g3 собственная защита: c4, g3, h3 чужая защита: c6, d7, g6

С точки зрения черных: Кандидат: d7 Помощник: c6 Собственная защита: c6, d7, g6 Иностранная защита: c4, g3, h3

Чтобы помочь кандидату добиться прорыва, обычно требуется, чтобы рядом с кандидатом было как минимум столько же помощников, сколько и иностранных охранников. Ход белых может начать прорыв ходами h3 – h4, g3 – g4, h4 – h5. Также черные могут подготовить прорыв ходом d7 – d5. Поскольку прорыв черных происходит быстрее, чем у белых, белые не должны начинать с 1. h3 – h4, а вместо этого использовать 1.c4 – c5, чтобы воспользоваться тем фактом, что кандидат черных на d7 все еще отстает от своего помощника на c6. Таким образом, черная пешка на d7 остается позади .

Пешечный прорыв

Пешки прорыв является насильственным формированием проходной пешки на жертве пешки .

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

прорвать

Этот мотив был показан Карло Козио еще в 1766 году . Целью пешечного прорыва является формирование далеко продвинутой проходной . Ход белых выигрывает: 1. b6! cxb6 2. a6! bxa6 3. c6 и c6 – c7 – c8D.
Белые также выигрывают после 1.… axb6 2. c6! bxc6 3. a6 вместе с a6 – a7 – a8D.
Если очередь черных, то они могут предотвратить этот прорыв ходом b7 – b6 (но не ходом 1.… c7 – c6? 2. a6! (Или 1.… a7 – a6? 2. c6!)) Или ходом 1. … Kf5 войти в поле пешки c, чтобы прорыв уже не приводил к успеху (после 2. b6 cxb6 3. a6 bxa6 4. c6 Ke6 король останавливает пешку).

Еще один прорыв в пешечном окончании можно найти в статье о Карло Сальвиоли . Мотив встречается и в рыцарских окончаниях, потому что там тоже нет дальнобойных фигур.

Избежание тупика

Рудольф Тешнер

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Ход белых побеждает

Если пешки стоят рядом с краем доски (во 2-м или 7-м ряду, или на линиях b или g), в качестве защиты используется патовая игра .

Решение:

1. Kc3! Крb5 2. b4! Ka4 Теперь после 3. Kc4? Черный патт. 3. b5! Kxb5 4. Kb3 и противостояние белых ведет к захвату одного из полей a4 или c4, что обеспечивает победу.

При конвертации пешки в ферзя в особых позициях может возникнуть пат. Этого часто можно избежать с помощью недостаточного продвижения .

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Ход белых побеждает

Только немедленное превращение в башню приносит прибыль:

1. c7 – c8T! Ka7 – b7 и белые выигрывают.

В следующих двух примерах показаны позиции, в которых субпревращение в ладью также приводит к пату.

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Ход белых побеждает

Только частичное превращение в коня приводит к выигрышу (превращение в слона приводит к ничьей только из-за ):

1. b7 – b8S +! Ka6 – b7 2. Nb8 – d7 Kb7 – c7 3. Nd7 – e5 Kc7 – b6 4. Ka4 – b4 a7 – a6 5. Ne5 – c4 + Kb6 – c6 6. Kb4 – a5 Kc6 – d5 7. Nc4 – b6 + Kd5– d6 8. Ka5xa6 после взятия черной пешки белая пешка на краю может продвинуться в последний ряд при поддержке коня и таким образом привести белых к победе.

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
ШестойШестой
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Ход белых побеждает

Только частичное превращение в слона приводит к выигрышу (превращение в коня, с другой стороны, ведет к потере белых пешек и, следовательно, к ничьей):

1. d7 – d8L! Kc6 – d5 2. Bd8 – f6 c7 – c5 3. d4xc5 Kd5xc5 Теперь белые без труда превратят оставшуюся пешку в ферзя и выиграют партию.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий