Правило 50 ходов в шахматах

5 Окончание партии

5.1. (а) Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера.

(b) Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается.

5.2. (a) Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась “патом”.

(b) Партия считается закончившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами.

(c) Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры (см. п. 9.1)

(d) Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды (см. п. 9.2)

(e) Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур (см. п. 9.3).

Расположение доски

Шахматная состоит из 64 клеток, поровну «белых» и «черных» клеток. Доска представляет большой квадрат, на каждой стороне располагается по 8 клеток. В зависимости от производителя, оттенки клеток отличаются, могут быть коричневыми, серыми, оранжевыми, желтыми, но темный цвет на доске будет называться «черным», а светлый — «белым».

Для профессионального спорта каждая клетка имеет цифро-буквенное обозначение. По горизонтали располагается буквенный ряд, состоящий из латинского алфавита: «A, B, C, D, E, F, G, H», по вертикали клетки обозначаются цифрами от 1 до 8. Это необходимо для подсчета и обозначения ходов играющих. Запись в спортивном противостоянии будет выглядеть: «Ход 11. Игрок ФИО, конь на G5, время начала и окончания хода».

Обязательным условием правильного расположения доски, является угловая левая клетка черного цвета у обоих игроков. Такое расположение считается верным, можно расставлять фигуры.

Как ходят фигуры в шахматах

Начинающим игрокам в шахматах важно понять и запомнить, как ходят и бьют различные фигуры. Правила игры в шахматы состоят из того, как можно или нельзя играть различными видами фигур

Для ведения шахматных боевых действий необходимо знать, как правильно ходить.

Пешка

Чтобы научиться играть пешками, нужно запомнить: 

  • В начальной позиции, когда пешка находится на 2 и 7 линии — может двигаться на одну или две клетки вперед по желанию шахматиста. 

  • Когда пешка изменила начальную позицию — может двигаться на одну клетку вперед. 

  • Пешки бьют по диагонали, они не могут ударить по горизонтали, вперед или назад. 

  • Бить фигуры пешка может расположенные слева или справа по диагонали в следующем ряду. Например, пешка находится на D4, ударить может фигуры, расположенные на C5 и E5.

Пешка — единственная фигура, у которой правило хода и атаки отличаются. У остальных фигур совпадают. Незаметная фигура может быть выигрышной. Дойдя до края противоположной стороны (белым — 8 горизонталь, черным — 1) пешка может превращаться в любую игровую фигуру по желанию шахматиста, кроме короля.

Номинальная стоимость — 1 очко.

Конь

Конь имеет интересную Г-образную траекторию движения. Это хитрая фигура, которую невнимательные соперники упускают из вида. Стоит далеко, а потом легко поражает армию противников. 

От клетки, где стоит Конь, траектория движения захватывает 2 клетки вперед по горизонтали или вертикали, и еще одну клетку в сторону, чтобы получилась буква Г. Фигура соперника, которую планируется взять в плен должна находиться на клетке, образующей букву Г в траектории хода коня.

Конь может перепрыгивать фигуры, стоящие на пути, кроме конечной точки «приземления».

Номинальная стоимость — 3 очка.

Слон

Слон может переставляться на любое количество клеток, необходимых играющему игроку. Двигаться может только по диагонали, по клеткам того цвета, на которых стоял в самом начале игры. Каждый игрок имеет двух слонов, один атакует фигуры противника на белых клетках, второй — на черных. 

Минус слона — не может перепрыгивать через другие шахматные фигуры. Может ударить любую фигуру, стоящую на пути, но должен занять клетку, где она стояла. Правило действует даже на свои фигуры, через них перепрыгивать или атаковать — нельзя.

Номинальная стоимость — 3 очка.

Ладья

Слон может ходить в любую сторону, на любые расстояния по диагонали, а ладья может двигаться аналогично по прямым линиям. Она может поражать соперника по вертикали или горизонтали, на любом расстоянии. 

Не может перепрыгивать через другие фигуры, при атаке ладья должна занять клетку, которую занимала атакованная фигура. Из-за высокой номинальной стоимости и неповоротливости, шахматисты не используют ладью в центре поля, стараясь держать отстраненно, но готовую вступить в бой.

Номинальная стоимость — 5 очков.

Ферзь

Ферзь может ходить во все стороны: по диагонали, по вертикали, на любые расстояния. Не может перепрыгивать через другие фигуры. Это сильная и мобильная фигура, которой можно успешно играть в защите и нападении. Однако постоянно следует контролировать ее положение на поле, чтобы не отдать за фигуру меньшего номинала, оказавшись в невыгодном положении.

Номинальная стоимость — 10 очков.

Король

Король — самая слабая фигура, нуждается в постоянной защите. У нее нет номинальной стоимости, ее нельзя разменять. Когда у короля не остается ходов, чтобы уйти из-под угрозы — партия считается законченной, а игрок, попавший в такое положение считается проигравшим. 

Ходит на одну клетку вперед, назад, по диагонали или в бок. Может сбить фигуру, стоящую рядом, если она не защищена любой другой. Ударить фигуру, стоящую на клетке под защитой — король не может.

У короля есть запасной ход — рокировка. Когда слона и коня нет на фланге, а ладья и король еще не делали ход, можно произвести рокировку. Ход начинается с короля, его нужно передвинуть на С1, С8 (в зависимости от цвета) или G1, G8 (зависит от направления рокировки). Затем сдвинуть ладью F1,F8 или D1, D8. По правилам ход считается короля, если игрок первым коснулся ладьи, противник может настоять, чтобы игрок играл ей. Когда ладья сделает ход — рокировка будет невозможна.

Статья 10: Быстрая игра до конца партии

10.1. “Быстрая игра до конца партии” – это последняя фаза партии, когда все оставшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны
в ограниченное время.

10.2. Если у игрока, за которым очередь хода, остается менее двух минут на его часах до контроля времени, он может заявить о ничьей
перед падением его флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра.

(а) Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть
нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

(b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии
арбитра, если возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат позже в партии или после падения флажка.
Он должен объявить партию окончившейся вничью, если он соглашается, что заключительная позиция не может быть выиграна нормальными
средствами, или что противник не делал достаточных попыток победить нормальными средствами.

(c) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

(d) Решение арбитра быть окончательным в случаях предусмотренных в пунктах Статьи 10.2 (a), (b) и (с)

Статья 9: Ничья

9.1. (а) Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после того, как ход сделан на доске, но перед остановкой своих часов
и запуском часов противника. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но с учетом требований Статьи 12.5.
С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе,
пока партнер не примет его, отклонит устно или отклонит его, коснувшись фигуры с намерением сделать ход или взятие, или партия завершится
другим образом.

(b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на их бланках символом (См. ).

(с) Заявление о ничьей в соответствии со Статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2. Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не меньше
трех раз (не обязательно повторением ходов):

(а) может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход, или

(b) уже возникла и игрок, за которым очередь хода, требует ничью. Позиции, как в (а), так и в (b) считаются одинаковыми, если за тем же
самым игроком очередь хода, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков те
же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если в новой позиции пешка потеряла возможность взятия на проходе или если право на
рокировку в данный момент или в будущем утрачено.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если
(a) он записывает ход на бланке и заявляет арбитру о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов
сделаны без перемещения пешек и взятия фигур;

(b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.

9.4. Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно Статьям 9.2 и 9.3.

9.5. Если игрок заявляет о ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.

(а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;

(b) если оно окажется неправильным, арбитр должен добавить три минуты к времени оставшемуся у его противника и, если у игрока заявивший
о ничьей, остается больше двух минут, то вычесть у него половину оставшегося времени, но не больше трех минут. Если заявитель имеет
больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть – одна минута; Если заявитель имеет меньше одной минуты,
то арбитр не должен изменять его время. Затем партия должна быть продолжена и должен быть сделан следующий ход.

9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат никак не может быть поставлен любой серией возможных ходов,
даже при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает партию при условии что ход, приведший к возникшей позиции – легален.

Ничья[]

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена (король против короля, король против короля со слоном или конем, король со слоном против короля со слоном (при одноцветных слонах)).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков.
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, причем очередь хода каждый раз будет за этим игроком (троекратное повторение позиции).
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода (правило 50 ходов).
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведенное регламентом партии, и у его соперника при этом на доске не достаточно фигур, чтобы поставить мат за условия наименее компетентной игры соперника.

Исключением является конь против пешки или Ладьи (мат возможен, но тогда засчитается ничья), или слон против пешки.

Как работает Взятие на проходе?

Так что значит Взятие на проходе в шахматах?

Законы шахмат гласят, что пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой соперника, которая продвинулась на два поля за один ход от своего исходного поля, может быть взята пешкой противника, как если бы последняя передвинулась только на одно поле. Этот захват может быть сделан только на ходу, следующем за этим продвижением.

Другими словами, если пешка делает двойной прыжок и приземляется рядом с одной из ваших пешек, вы можете взять её, как будто она переместилась только на одно поле. Этот альтернативный метод взятия пешек может оказаться весьма полезным.

На диаграмме белые только что переместили свою пешку на два поля вперёд и приземлились рядом с чёрной пешкой.

Взятие на проходе

После взятия пешки d4, она убирается с доски, а чёрная пешка приземляется на поле d3. Белая пешка взята на проходе.

Помните, взятие на проходе должно быть сделано, как только пешка вашего соперника продвинется на два поля вперёд.

Советы, которые следует помнить при Взятии на проходе

  • Таким образом можно взять только ту пешку, которая походила на два поля.
  • Пешка берётся на том поле, которое она проходит.
  • Взятие на проходе может быть произведено только на следующем ходу.

Что такое блиц в шахматах?

Блиц – формат шахмат с укороченным контролем времени на обдумывание. А именно – менее 10 минут на всю партию каждому игроку.

Наиболее распространенные контроли: 5 минут на партию и 3 минуты на партию.

Время на обдумывание дается без добавления времени или с добавлением от 1 до 3 секунд.

Варианты блица

Меню на онлайн платформах выглядит примерно так:

Выбирается общее время и количество секунд добавления:

Менее 3 минут на партию (чаще всего это 1 минута) – это уже пуля (буллит). Более 10 мин и менее 60 – рапид.

Правила блица

Правила блица в целом соответствуют правилам быстрых шахмат.

Следует отметить, что запись партии в блице разумеется не ведется. Отсюда выполнение или фиксация некоторых пунктов правил часто вызывает затруднения.

Например, правило 50 ходов. Кто будет их считать? В игре по интернету на шахматных порталах это делает компьютер и автоматически фиксируется ничья после 50 ходов.

В игре же за доской должен подключиться судья. Но не всегда это происходит вовремя.

Еще один важный момент при игре за доской: Если сделан невозможный ход, может быть засчитано поражение. Ход признается сделанным, когда переключены часы.

Понятно, что при невозможном ходе соперника, шахматист должен обратиться к судье. Обязательно до того, как сделать свой ход. Если ответный ход сделан,  игра продолжается.

Решение принимает судья. Он может ограничиться на первый раз предупреждением.

Кстати, роль судьи заключается больше в наблюдении. Вмешательство в игру без достаточных оснований, считается дурным тоном.

В задачи судьи входит разьяснение правил, в том числе зрителям. Например, если кто-то заявляет о просрочке времени, чего делать не следует.

За временем следят только игроки и никто более! Если время у одного из них закончилось, а второй продолжает играть, — игра не прерывается.

 Есть также и другие, характерные для блица писанные и неписанные правила:

  • Не разрешается играть двумя руками. Например рокировка, когда одной рукой берется король, другой ладья и затем они переставляются, — является нарушением правил
  • Запрещается мешать переключать сопернику кнопку часов, держа палец на своей кнопке. Нельзя зажимать кнопку часов, мешая сопернику их переключить
  • В ситуации падения фигур позицию восстанавливает игрок, при ходе которого произошло падение. За свое время!

Превращение пешки

При игре блиц осень важно скрупулёзно следовать некоторым правилам именно по причине жёсткой санкции при невозможном ходе. Например, превращение пешки

Важно соблюдать последовательность:

Например, превращение пешки

Важно соблюдать последовательность:

  1. Пешка переставляется на последнюю (первую) горизонталь на поле превращения
  2. Пешка снимается и вместо нее устанавливается нужная фигура.

При неправильной последовательности ход пешкой не делается, а на поле превращения фигура устанавливается. Такая ситуация может восприниматься, как невозможный ход.

Все же, в практической игре правило превращения часто игнорируется, и шахматист продолжает играть пешкой, как ферзем. Особенно, если ферзя нет под рукой.

Кстати, не помешает о наличии ферзя позаботиться заранее. Многие шахматисты заблаговременно берут ферзя и держат в руке, чтобы не терять время на замену при превращении.

Справедливости ради скажем, что конфликтные ситуации возникают крайне редко. Однако знать все равно надо. Так, на всякий пожарный.

Игра в блиц онлайн

При игре через интернет спорных ситуаций, связанных с правилами, возникает значительно реже. Исполнение правил уже встроено в программное обеспечение. Например

Например, автоматическая фиксация ничьей при троекратном повторении позиции.

Кроме того, при игре на шахматных игровых платформах есть возможность настроек.

12 Поведение игроков

12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб шахматам.

12.2. В ходе партии игрокам запрещается использовать любые заметки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей и обоснованных заявлений.

12.3.Игроки, которые закончили свои партии, должны рассматриваться как зрители.

12.4. Игрокам не разрешается покидать игровую зону без разрешения арбитра. В игровую зону входят игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, определенные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения арбитра.

12.5. Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, что включает неоправданные заявления или настойчивые предложения ничьей.

12.6. Нарушение любой части пп. 12.2-12.5 должно наказываться в соответствии с пп. 13.4.

12.7. Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила Шахмат, засчитывается поражение. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.

12.8. Если оба игрока признаются виновными согласно п. 12.7, партия должна быть объявлена проигранной обоими.

Кто ходит первым в шахматах и как располагаются фигуры

Расположение шахматных фигур строгое. Нарушение в расстановке поведет игру наперекосяк

Важно правильно расставить фигуры на свои места. С расстановки учителя стараются начинать урок обучения шахматам. 

Шахматных фигур 32: 16 белых и 16 черных. Они расставляются на горизонталях. В начале партии игроки путем жеребьевки или предварительной договоренности выбирают цвет фигур. Шахматисты расставляют фигуры одного цвета между двумя горизонталями. Белые на 1 и 2, а черные на 7 и 8.

Какие существуют шахматные фигуры и как они выглядят

На доске 6 видов фигур: 

  • король; 
  • ферзь;
  • ладья;
  • слон;
  • конь
  • пешка;

У каждого игрока будет король и ферзь, по две фигуры: ладьи, слона, коня, и 8 пешек. Различать фигуры несложно, в классическом варианте они изображаются одинаково. Например:

ладья похожа на башню;

конь  — в форме головы этого животного;

слон — с высоким остроконечным шлемом;

ферзь похож на короля, но наверху с небольшим шариком;

король отличается от ферзя высоким «ростом» и крестом на верхней части.

Есть дорогие коллекционные шахматы, в которых фигуры могут иметь другое стилистическое исполнение. Стоит заглянуть в инструкцию, если не получается определить предназначение фигуры, или спросить у владельца доски.

Как шахматные фигуры располагаются на доске

Все 8 пешек обоих цветов занимают полностью игровой ряд доски. Белые выставляются на 2 горизонтальном ряду, а черные на 7. 

Дальше фигуры расставляются симметрично: 

  1. Угловые клетки 1 горизонтальной линии занимают белые ладьи, на 8 линии — черные. 

  2. Следом ставят коней. 

  3. После конных отрядов для охраны короля и ферзя ставят слонов. 

  4. Основная путаница у начинающих игроков связана с определением месторасположение короля и ферзя. В начале партии ферзь занимает клетку своего цвета. Черный на темной клетке, белый на светлой. 

  5. Последнее свободное место достается королю. 

Достаточно несколько раз потренироваться, чтобы не возникало путаниц с начальным построением фигур.

Статья 1: Характер и цели игры в шахматы

1.1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”.
Тот, кто имеет белые фигуры, начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

1.2. Цель каждого игрока — атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать
“взятия” короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию.
Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

История[]

Известно, что в шатрандже существовало аналогичное правило 70 ходов. Правило 50 ходов впервые встречается в книге Рюи Лопеса (1561 год). В то же время Пьетро Каррера считал, что количество ходов по этому правилу должно быть 24, а Лабурдонне — что его надо увеличить до 60.

В XIX веке правило применялось в различных версиях и только к определённым эндшпилям. Отсчёт 50 ходов начинался не от последнего взятия или хода пешки, а от того момента, когда один из игроков требовал начать этот отсчёт, причём дальше после взятий или пешечных ходов отсчёт продолжался, а не начинался заново.

В начале XX века Алексей Троицкий доказал, что в эндшпилях «ладья и слон против ладьи» и «два коня против пешки» могут быть ситуации, когда выигрыш достигается более, чем за 50 ходов. В связи с этим ФИДЕ в 1928 году установило правило 50 ходов с исключениями для эндшпилей, где было доказано, что выигрыш может быть достигнут за число ходов большее, чем 50. Так, для эндшпиля «ладья и слон против ладьи», где считалось, что максимально необходимое для победы число ходов — 66 (на самом деле — 59), число 50 было изменено на 132 (66×2). В 1952 году это правило было пересмотрено: число ходов для определённых позиций менялось с 50 на 100 при условии, что игроки договорятся об этом сразу после перехода в соответствующий эндшпиль. Официально правило в редакции 1965 года было сформулировано так: «Число ходов может быть увеличено для определённых позиций при условии, что это увеличение и эти позиции были чётко определены перед началом игры».

В 1982 году правило было конкретизировано. Число ходов увеличивалось с 50 до 100 для трёх видов окончаний:

  • Ладья и слон против ладьи.
  • Два коня против блокированной пешки (на определённых полях).
  • Ладья и пешка а2 (белая) против чернопольного слона и пешки а3 (чёрной) и симметричные позиции.

В 1989 году правило вновь изменилось благодаря анализам, проведённым программой Кена Томпсона. Число 50 заменили на 75 (вместо 100), но уже для шести видов окончаний:

  • Ладья и слон против ладьи.
  • Два коня против пешки.
  • Ферзь и пешка на предпоследней горизонтали против ферзя.
  • Ферзь против двух коней.
  • Ферзь против двух слонов.
  • Два слона против коня.

Эндшпиль «Ладья и пешка а2 против слона и пешки а3» был удалён из списка, так как на практике он почти не встречается.

Между тем компьютерный анализ эндшпиля продолжался, в результате было открыто много эндшпилей, нарушающих правило 50 ходов. В 1992 году было принято решение отменить все исключения из правила 50 ходов.

На 2014 год, рекордный вариант — 517 ходов без взятий при наилучшей игре обеих сторон для окончания «ферзь и конь против ладьи, слона и коня» — был найден в 2008 году.

С 01.01.2014 Международная федерация заочных шахмат отменила правило 50 ходов. Однако при игре в очные шахматы правило сохраняется.

2 Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64 равных квадратов (8х8), поочередно светлых (“белые” поля) и темных (“черные” поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур (“белые”); другой – 16 темных фигур (“черные”): Белый король, Белый ферзь, Две белые ладьи, Два белых слона, Два белых коня, Восемь белых пешек, Черный король, Черный ферзь, Две черные ладьи, Два черных слона, Два черных коня, Восемь черных пешек.

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются “вертикалями”. Восемь горизонтальных рядов квадратов называются “горизонталями”. Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются “диагоналями”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий