Пуля в шахматах

Правила игры в пулю

Если коротко – пуля (иногда используется термин bullet – буллит, что собственно и означает пуля в переводе с инглиш) – жанр молниеносных шахмат.

В пуле времени на обдумывание ходов дается не более 2 минут на всю партию. Наиболее популярен контроль времени – по 1 минуте на партию каждому игроку.

Иногда используется добавление времени к каждому ходу, обычно секунда. Такой контроль называется 1+1 или «ленивая» пуля.

Правила игры в пулю (буллит) соответствуют правилам блица.

В чем разница между пулей и блицем? Понятно, что во времени: блиц более 2 минут, пуля – менее 2.

Важно то, что время в пуле играет более важную роль, иногда главную. И это накладывает отпечаток на качество игры

Когда на часах остаются доли секунды, но доске начинает твориться нечто, имеющее к шахматам весьма отдаленное отношение.

Гироскопическая стабильность пули

(Источник –
How do bullets fly?)

Фактор гироскопической стабильности
должен быть больше единицы и
выражается формулой:

,

где

Коэффициент опрокидывающего
момента

d

диаметр пули

Ix

Осевой момент инерции пули

Iy

Поперечный момент инерции пули

Плотность воздуха (зависит от
температуры, давления и влажности)

vw

линейная скорость пули (с учетом
ветра)

угловая скорость пули

Конструкторы винтовок и пуль
предпочитают, чтобы этот фактор был
около 1,2…1,5. Когда значение ФГС
превыщает 1,5 – это называют
перестабилизацией пули. Дело в том, что
с увеличением угловой скорости: растет
деривация (рыскание) пули; падает
траекторная устойчивость – пуля
начинает вести себя как гироскоп, нос
ее поднимается. Особенно это сильно
проявляется при выстреле под большим
углом к земной поверхности.

ПРИМЕР:

Пуля M80 выпущена из ствола с шагом
нарезов 1:12 под углом 32 градуса. При
вылете из ствола коэффициент
статической стабильности равен 1,35.
Видно, как после 3000 метров
наступает резкое снижение
статической стабильности.

Вывод 1. Так как
линейная скорость пули находится в
знаменателе, а угловая скорость – в
числителе и угловая скорость пули
снижается значительно медленнее, чем
линейная, то по мере удаления пули от
ствола гироскопическая стабильность
пули растет, но, с некоторого
момента, резко падает. Поэтому
кучность при увеличении дистанции
может меняться нелинейно. То есть,
определенная пуля может показывать
хорошую кучность на коротких
дистанциях и плохую на длинных. И
наоборот.

Вывод 2. Чем больше
угловая скорость пули, тем больше
статическая стабильность пули, но хуже
динамическая (см. выше).

Вывод 3. Понижение
плотности воздуха, вследствие
повышения температуры или повышения
высоты над уронем моря, повышает стабильность пули. И
наоборот.

Критика

Многие ведущие шахматисты не относятся к быстрым шахматам, блицу и пулям так серьезно, как к шахматам со стандартным контролем времени. Некоторые пренебрежительные цитаты ведущих шахматистов могут служить иллюстрацией этого:

  • «Быстрые шахматы и блиц – это, прежде всего, удовольствие». -  Магнус Карлсен , хотя было отмечено, что Карлсен «серьезно готовился» к мероприятию.
  • «Играя в быстрые шахматы, можно потерять привычку концентрироваться на несколько часов в серьезных шахматах. Поэтому, если у игрока большие цели, он должен ограничить свою быструю игру в пользу серьезных шахмат». -  Владимир Крамник
  • «Да, однажды я играл в блиц. Это было в поезде в 1929 году». -  Михаил Ботвинник
  • «Глуп тот, кто анализирует блиц». -  Рашид Нежметдинов
  • «Блиц-шахматы убивают ваши идеи». -  Бобби Фишер
  • «Честно говоря, я считаю немного дебильными и поэтому никогда в них не играю». – Владимир Крамник
  • «Блиц – это просто удовольствие». – Владимир Крамник
  • «Я слишком много играю в блиц. Это разрушает мозг так же сильно, как алкоголь». -  Найджел Шорт
  • «Блиц – это просто пустая трата времени». -  Владимир Малахов
  • « просто получает позиции, на которых можно быстро двигаться. Я имею в виду, что это не шахматы». -  Хикару Накамура

Менее популярные пули 12 калибра

Мы будем разбирать непосредственно несколько известных моделей пуль для 12 калибра, обсудим их и поговорим о них уже более подробно.

Шаровая (сферическая) пуля

Самая древняя и простая в изготовлении пуля (кто когда-нибудь лил пули, тот знает). Представляет из себя обычный шарик разного диаметра (в зависимости от пожеланий). Может быть как подкалиберный, так и калиберный. Несмотря на всю свою простоту, используется для серьезных охот и в нынешние времена.

Бреннеке

Еще одна очень распространенная в России и мире охотничья пуля для гладкоствольного оружия. Родом из Германии начала 20 столетия. На сегодня — классический представитель пуль «турбинно-стрелочного типа». По сути, пуля для гладкоствольного оружия, которая все-таки вращается за счет своих наклонных ребер. Пуля калиберная, из-за чего контейнеры не мешают соприкосновению тонких ребер пули и внутренней поверхности ствола. Также зарекомендовала себя как пуля для охот на крупного и очень крупного зверя (в наших широтах из нее убивается абсолютно всё). Но из-за своей конструкции имеет куда менее хорошую кучность, нежели та же Полева.

Дьябло Лиман

Очень интересная пуля, напоминающая по формам матчевые пневматические пули. Заслужила много хвалебных отзывов со стороны стрелков, стреляющих на точность, но не желающих тратить много денег на технологически сложно изготовляемую Полева. Подкалиберная, благодаря своей форме, не дает рикошетов. На сегодняшний момент стала широко распространена среди тех, кто самостоятельно изготавливает пули. Множество компаний делают для нее «лейки» разгонного качества, что облегчает задачу страждущим в поиске инструмента

Стоит отметить, что достаточно простая форма пули позволяет довольно быстро сделать большое количество штук, что важно для людей, которые предпочитают стрелять много и часто

Пуля Lee

Подкалиберная пуля, которая стала широко известна благодаря распространению дешевых инструментов компании Lee, среди которых оказалась и «лейка» для этой пули. Есть две модификации пули Lee, отличаются они друг от друга лишь весом. Сама по себе Lee — простая пуля в форме колпачка (именно так она и прозвана в народе) с внутренним ребром жесткости. Простая, дешевая, легкая. Звезд с неба не хватает, но и сделана она была, прямо скажем, не для этого. Свою задачу — бюджетные тренировки и «бабахинг» — пуля выполняет, а большего от нее не требуют и не ждут.

Пуля Тандем

Я долго думал, о какой стальной пуле рассказать в этой статье и после долгих раздумий решил все-таки остановиться на пуле Тандем, как на более известной (благодаря выпуску одноименных патронов мощностями СКМ). Итак, как уже было сказано выше, Тандем — стальная пуля. Говоря «стальная», мы сразу подразумеваем полную невозможность ее создания в «тепличных» домашних условиях. О достоинствах стали перед свинцом говорить сейчас не буду; упомяну только то, что сталь практически не деформируется при проходе через ствол, и дает куда меньшую деформацию при попадании в тело животного

Обратной стороной этого является повышенная возможность рикошета, что важно для людей, стреляющих в закрытых тирах и на стрельбищах с твердыми улавливателями. Тандем — подкалиберная пуля (мало кто захотел бы портить стволы сталью), обладающая крайне посредственной кучностью боя, и рассчитана для стрельбы на не очень дальние расстояния

Что будет, если выстрелить в воздух? Куда попадают пули?

Так выглядит пуля калибра 7,62х63 (.30-06)

А так выглядит пуля для пистолета ACP

При горизонтальной стрельбе пули, как правило, быстро замедляются из-за сопротивления воздуха, и пуля от винтовки теряет половину скорости уже через 500 метров. При стрельбе вверх замедление будет происходить быстрее из-за силы гравитации.

Компания Close Focus Research, проводящая баллистические испытания, показывает на графике, что пуля пистолета ACP может набрать максимальную высоту 697 метров, тогда как пуля винтовки .30-06 достигнет высоты 3080 метров, что почти в пять раз выше.

Независимо от того, насколько высоко в воздух поднимется пуля, в конечном итоге она замедлится до нуля и начнет падать на Землю. Форма, вращение, скорость — все это повлияет на изменение курса. Также пуля вряд ли упадет в точку вылета, поскольку ее снесет ветром. Спрогнозировать, куда она упадет, нелегко, потому что никому это не нужно — военные слишком заняты улучшением горизонтальной стрельбы.

Лучше вообще не стрелять просто так. Могут пострадать люди. Им и так не сладко приходится. Почитайте еще, как роботы убивают людей.

Круглые пули

Для данного типа характерна простая конструктивная система, тела их чаще всего монолитно выполнены. Центр тяжести размещен посередине.

Сферическая (шаровая) пуля

Считается самой древней. По внешнему виду – обычный шарик, диаметр которого может варьироваться от ваших пожеланий. Для тех, кто делает пули своими руками, не составит труда ее изготовить. Данная модель может быть:

  • калиберной;
  • подкалиберной.

Материалом для изготовления калиберной модификации является чистый свинец. Его физические свойства обеспечивают модели минимальное трение при проходе по стволу оружия. Обладает следующими характеристиками:

устойчивость в полете к животному;
небольшие препятствия (трава, тонкие сучки) практически никак не влияют на траекторию полета после выстрела, что очень важно для охоты в лесу.

Используется и сегодня даже для серьезной охоты.

Пуля Спутник

Является разновидностью круглых. Используется для ружей, у которых стволы с дульным сужением. Конструкция этой модели предусматривает наличие центрирующих поясков и точечных приливом. Расстояние боя – до 80 метров.

Недостатком этой модели при фабричном производстве является ее заниженный вес. Это негативно влияет на такие свойства:

  • начальная скорость полета;
  • живая сила удара;
  • степень поражения.

Также могут возникнуть проблемы с точностью стрельбы. Это вызвано конструкцией модели, пояски, выступы и углубления которой оказывают дополнительное сопротивление воздуху.

Пуля Майера

Пуля Майера 12 калибра является ещё одним представителем пуль для гладкоствольного оружия.

Если вспомнить историю и обратиться к истокам создания этой пули, то можно сказать, что пуля Майера была изобретена советским инженером А. К. Майером в 1963 году.

Среди охотников эти пули 12 калибра получили название «турбинка» или просто «майера». Данная модель была широко распространена и популярна в кругах советских охотников.

Характеристики

По внешнему виду пуля имеет форму цилиндра. Внутри имеется канал, где сделаны нарезы. Снаружи расположены наклонные рёбра, которые по задумке автора центрируют пуля в стволе и создают вращательные движения во время полёта.

Количество наружных рёбер обычно достигает 6 штук, но при прохождении по каналам ствола они сильно сминаются. Головная часть пули имеет большую массу, чем хвостовая.

Изготовлена пуля Майера полностью из свинца и достигает веса в 34 г. Она обладает хорошим разрушающим действием, поэтому успешно используется во время охоты на кабана, лося и даже медведя.

Если говорить о точности стрельбы из данной пули, то стрельба на 100 метров для неё весьма результативна, хотя и хуже, чем у пули Полёва 12 калибра.

Снаряжение

При снаряжении этой пули следует особое внимание обратить на то, какой стороной вставлять пулю, где у неё головная часть, а где задняя. Головная часть пули более тяжёлая и шире у основания, имеющая своеобразную «юбку»

Головная часть пули более тяжёлая и шире у основания, имеющая своеобразную «юбку».

Первые действия при снаряжении пули направлены на взвешивание и засыпку пороха. Если использовать порох «Сокол», то его нужно засыпать в гильзу 2,0 г. При температуре воздуха в -20 градусов есть необходимость немного повысить навеску пороха на 0,1- 0,2 г.

На порох кладём картонную прокладку диаметром в 3.0 мм. Сверху досылаем осаленный войлочный пыж, который следует разрезать на четыре части по высоте.

Далее насыпаем сухих опилок столько, чтобы можно было разместить все остальные компоненты и закрутить гильзу.

Сверху на опилки кладём картонную прокладку диаметром 0,6-0,7 мм. Затем досылаем картонную прокладку толщиной 3 мм по диаметру основания тела пули, то есть диаметр прокладки должен равняться диаметру пули у основания без наклонных рёбер.

После этого необходимо произвести закрутку гильзы и можно успешно стрелять пулей «Майера» 12 калибра.

Разрезание войлочного пыжа на четыре части и применение опилок требуется для того, чтобы не произошло удара пыжа по пули во время передвижения по каналам ствола.

Наличие толстой картонной прокладки используется для того, чтобы пуля не врезалась в тонкую прокладку и тем самым не закрыла осевое отверстие пули «Майера».

Формула Гринхила

Для определения соответствия
размеров пули шагу нарезов существует
эмпирическая формула Гринхила. Она
была выведена в 1879 году сэром Гринхилом
(Alfred George Greenhill, жил 1847-1927). Впервые она
была опубликована в Британском
учебнике стрелкового оружия (British Textbook
of Small Arms)  в 1929 году. Позволяет для
заданного калибра и заданной  пули
рассчитать оптимальный шаг нарезов.

T = шаг нарезов в
дюймахK = константа
Гринхила = 150 (для нач.скорости пули от 457
до 853 м/сек) и 180 – для нач.скорости пули
свыше 853 м/сек и 125 – для пистолетов.
Данные значения константы справедливы
для свинцовых пуль с оболочкой из меди
или ее сплава. Константа жестко
привязана к плотности материала пули и
если бы мы задумали стрелять из
алюминиевых пуль – константа была бы
другая.D = диаметр пули в
дюймахL = длина пули в
дюймах

шаг нарезов при заданной длине пули:

T = (K * D2) / L

или при уже заданном шаге нарезов
длина пули:

L = (K * D2) / T

Например:

Для пули калибра .308, длиной 1,35
дюйма (вес 200 гран или 13 грамм)
получаем:

(150 * 0,3082)
/ 1,35 = 10,54

Получаем приблизительно шаг
нарезов 1:10,5 (10,54 дюймов на
совершение полного оборота пули в
стволе), что близко к используемому
в винтовках калибра 30-06 шагу
нарезов 1:10.

Если диаметр пули и ее длину
брать в метрической системе, т.е в
миллиметрах, константа НЕ МЕНЯЕТСЯ.
Таким образом:

(150 * 7,822)
/ 34,29 = 267,51 мм

Примеры комбинаций для начинающих

Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.

Цель – мат

Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.

Смотрим на диаграмму:

Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».

1…Лb1!!

Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.

Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.

Цель – пат

Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.

Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,

А когда черный  король подходит к ладье, жертвуют и ее!

Король бьет ладью и на доске пат.

А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.

Достижение материального перевеса

При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:

Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.

Выход есть – связка!

1.g7 Лg5 2.Лh5!!

И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.

Угловая скорость пули

Угловую скорость пули грубо можно
оценить по формуле:

w = V/(T * 0,0254), 

где
w – угловая скорость пули, об/сек;
V – начальная скорость пули, м/сек;
T – шаг нарезов в дюймах

Например:

Начальная скорость 935 м/сек, шаг
нарезов – 1:12.

Получаем:

935/(12 * 0,0254) = 3 067,5 об/сек

Существует эмпирическое правило для
грубого определения стабильности пули 
– по ее угловой скорости. Пуля должна
вращаться с угловой скоростью не менее
170 000 об/мин или 2833 об/сек. Цифра эта
приблизительна и, на самом деле, у
конкретной пули угловая скорость для
оптимальной ее (пули) стабилизации
может быть и 140 000 об/мин и 200 000 об/мин, в
зависимости от ее веса и формы.

Для вычисления угловой скорости
можно воспользоваться калькулятором.

Рекомендуемые шаги нарезов
в зависимости от калибра и веса пули

Как развить комбинационное зрение?

Теперь вернемся к теме комбинационного зрения. Это способность видеть возможности для проведения комбинации.

Это очень важно, замечать возможности. По большому счету этим и отличается сильный игрок от более слабого

Иногда говорят так: у него комбинационный талант. Подразумевая, что это некий божий дар, данный от природы.

И все же не стоит преувеличивать значение природных данных. Мы знаем, что 90% успеха это труд и только 10% — талант.

В любом случае, комбинационное зрение нужно развивать. Это навык, который оттачивается с помощью тренировок и практической игры. И никак иначе.

Никаких волшебных таблеток не существует. Можно выделить 3 направления:

Изучение типичных тактических приемов. Что такое двойной удар, вилка, связка и так далее. Это тактические приемы, — они всегда присутствуют в комбинациях.

Решение тактических упражнений. Еще раз подчеркнем

Не так важно, как классифицировать комбинацию. По настоящему важно – уметь ее заметить во время игры – это раз

И осуществить своевременно и точно – это два. Тренировка формирует навык, а комбинационное зрение – это именно навык.

Практическая игра. Ну и конечно же, — игровая практика. Во время игры комбинационные навыки развиваются сами по себе. Это очевидный факт.

История и правила

До появления цифровых часов пять минут на каждую сторону были стандартом для блица или скоростных шахмат. До появления шахматных часов в середине 1950-х годов на турнирах «скоростного транспорта» шахматных клубов был рефери, который звонил каждые десять секунд. В Вашингтонском диване (2445 15-я улица Северо-Запад) были регулярные еженедельные игры и использовались специальные часы, которые звучали каждые десять секунд, чтобы указать время, когда нужно двигаться. Игроки должны были использовать свои полные десять секунд и двигаться по колоколу.

В 1988 году Уолтер Браун основал Всемирную шахматную ассоциацию по блицу и ее журнал Blitz Chess , которые закрылись в 2003 году.

В некоторых шахматных турнирах и матчах окончательное положение участников определяется серией партий с постоянно сокращающимся контрольным временем в качестве тай-брейка. В этом случае можно сыграть две игры с каждым контролем времени, поскольку игра черными или белыми фигурами не нравится игрокам одинаково. Кратковременный контроль в быстрых шахматах сокращает время, необходимое для обдумывания каждого хода, и может привести к безумной игре, особенно когда время истекает. Игрок, время которого истекает, автоматически проигрывает, если у противоположного игрока недостаточно материала для мата , и в этом случае игра заканчивается вничью. «Потеря времени» возможна даже при более длительном традиционном контроле времени, но чаще встречается в блиц и рапид версиях.

Игра регулируется Правилами игры в шахматы ФИДЕ , за исключением случаев, когда они изменены конкретным турниром. Однако в случае возникновения разногласий во время турнира любой игрок может остановить часы и вызвать арбитра для вынесения окончательного и обязательного решения.

В шахматном боксе используется быстрая версия шахматной составляющей этого вида спорта, предоставляя по 9 минут для каждой стороны без увеличения.

Правила USCF для быстрых и блиц-шахмат

Правила быстрых шахмат различаются между ФИДЕ и USCF .

В USCF игра продолжительностью более 10 минут влияет на рейтинг быстрой игры, и верхняя граница этого рейтинга ограничена 65 минутами на игрока. Поскольку контроль времени от 30 до 65 минут на игрока также входит в систему регулярного рейтинга, эти игры влияют как на быстрый, так и на обычный рейтинг и известны как игры с двойным рейтингом . Однако (статистика, используемая для оценки) уменьшается при сравнении, что означает, что игроки либо потеряют, либо получат (или редко и то, и другое) меньше рейтинговых очков по сравнению с исключительно быстрой или обычной игрой. Любой контроль времени, превышающий 65 минут, засчитывается только в рамках обычного рейтинга. Все эти элементы управления временем включают задержку, добавленную к элементу управления временем, например, 60-минутная игра с 5-секундной задержкой, которая по-прежнему считается 60-минутной игрой, а не 65-минутной игрой.

С марта 2013 года USCF также добавил отдельный рейтинг класса Blitz для любого контроля времени от 5 до 10 минут на игрока. Игра не может иметь двойной рейтинг как блиц, так и быстрая. В отличие от быстрых шахмат, 5 минут также могут означать игру 3 + 2 (три минуты с двухсекундным шагом ).

Определение комбинации

Вначале, как обычно, — определимся с термином. Википедия предлагает нам такое определение:

Если чуть проще и своими словами: комбинация – последовательность ходов, задуманная с определенной целью: поставить мат, выиграть материал, «залезть» в пат и так далее. Как правило, с применением жертвы.

В той же Википедии имеется довольно громоздкая классификация комбинаций.

Подобное разнообразие классификаций, нам представляется чрезмерным.  Это может увести начинающего шахматиста «не в ту степь»: он начнет подробно изучать эти классификации, вместо того, чтобы потренироваться и порешать упражнения.

Сильный игрок во время партии никогда не думает, как классифицируется его задумка. «Я хочу провести комбинацию на завлечение»- такие мысли никогда не возникают. Я просто хочу выиграть посредством комбинации.  

Целью комбинации, конечно, не всегда является мат. Он может быть более скромной. Например:

  • Достичь материального преимущества
  • Добиться ничейной позиции

Сильный шахматист просто проводит комбинацию и пожинает плоды в виде выигрыша партии, материального перевеса и так далее.

А делает он это благодаря развитому комбинационному зрению. Об этом понятии – чуть ниже, а пока разберем примеры комбинаций.

Обзор

Быстрые шахматы можно разделить на несколько категорий, которые в первую очередь отличаются выбором контроля времени. В игры можно играть с приращением времени на ход или без него .

Быстрая (ФИДЕ), быстрая (USCF) или активная

По данным ФИДЕ , контроль времени для каждого игрока в игре в быстрые шахматы составляет более 10 минут, но менее 60 минут. В быстрые шахматы можно играть с приращением времени для каждого хода или без него. В игре, где используются приращения времени, игрок может автоматически увеличивать, например, десять секунд на часах после каждого хода. В случае использования приращения времени общее время на одного игрока для игры с 60 ходами должно быть больше 10 минут, но меньше 60 минут. Быстрые шахматы назывались активными шахматами ФИДЕ в период с 1987 по 1989 год.

В чемпионате мира ФИДЕ по быстрой игре у каждого игрока будет 15 минут плюс 10 секунд дополнительного времени на каждый ход, начиная с 1-го.

Блиц

Согласно ФИДЕ , контроль времени для каждого игрока в блиц-шахматах составляет 10 минут или меньше для каждого игрока. В нее можно играть с приращением или задержкой на ход или без такового – более поздняя разработка из-за притока цифровых часов. Предпочтительно три минуты с двухсекундным шагом. В случае увеличения времени, общее время на одного игрока для игры с 60 ходами должно составлять 10 минут или меньше (следовательно, в среднем 10 секунд или меньше на ход).

В чемпионате мира ФИДЕ по блицу у каждого игрока есть 3 минуты плюс 2 дополнительные секунды на каждый ход, начиная с 1-го.

Пуля

Вариант блиц-шахмат, игры с пулевыми шахматами имеют менее трех минут на игрока, исходя из 40-ходовой партии; некоторые шахматные серверы отдельно оценивают одноминутные игры для каждого игрока. Более низкие настройки времени называются «гипербуллетом» и «ультрабуллетом» для 30-секундных и 15-секундных игр на одного игрока соответственно. Другие варианты контроля времени для пулевых игр включают 2 минуты с шагом в одну секунду или 1 минуту с шагом в две секунды. К этому варианту также можно применить термин « молния» .

Онлайн пулевые шахматы также позволяют избежать практических проблем, связанных с живыми пулевыми шахматами, особенно игроков, случайно опрокидывающих фигуры. Игра онлайн также позволяет или сделать шаг до того , как противник взял свою очередь.

Армагедон

Вариант блиц-шахмат, где черные выигрывают вничью . Это гарантирует, что игра окончится решительно, что позволяет рассматривать ее как решающий фактор, например, на чемпионате мира по шахматам или в турнире Tata Steel Chess Tournament .

Чтобы компенсировать шансы черных на ничью, у белых больше времени на часах. Обычное время – шесть минут для белых и пять для черных или пять минут для белых и четыре для черных. В это также можно играть с небольшим шагом.

Прочие условия

Молния
Альтернативный термин для блиц или очень быстрых шахмат. Это также может относиться к играм с фиксированным временем (например, десятью секундами) для каждого хода или к играм продолжительностью в одну минуту.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий