Шведские шахматы

Теория

Исход игры в значительной мере зависит от интуиции и качества взаимодействия игроков. Основные моменты, отличающие тактику шведских шахмат:

  • Наличие резерва само по себе требует изменения подхода к тактике и нападения, и защиты. В обоих случаях нужно учитывать фигуры резерва, свои и противника, причём не только наличные, но и те, которые могут появиться.
  • Фигура в резерве имеет бо́льшую ценность, чем одноимённая фигура на доске, главным образом, из-за гораздо большей мобильности. Принято считать, что фигура в резерве приблизительно в полтора раза сильнее такой же фигуры на доске, но эта оценка не вполне точна, так как разница зависит от фигуры и позиции.
  • Изменяется сравнительная ценность фигур. Так, на доске слон сильнее коня, поскольку более мобилен, но в резерве мобильность уравнивается, и конь становится сильнее, поскольку от него невозможно закрыться.
  • Размен одной сильной фигуры на две менее сильные, считающийся в классических шахматах более-менее равноценным (слона за две пешки, или ладьи за слона и коня) чаще всего более выгоден команде, игрок которой отдаёт одну фигуру, поскольку его партнёр получает две фигуры в резерв, где они потенциально сильнее одной, даже более сильной, получаемой партнёром противника.
  • Возрастает ценность пешек. Во-первых, они обеспечивают прикрытие позиции (выставлением пешки из резерва можно прикрыть угрожаемое направление практически на всей доске), во-вторых, после постановки пешки из резерва на шестую—седьмую горизонталь они гораздо легче, чем в классических шахматах, могут быть превращены в фигуры.
  • При наличии у партнёра возможности быстрой победы, для которой необходима определённая фигура, игрок может действовать в «режиме камикадзе», делая заведомо проигрышный ход, чтобы получить требуемую фигуру, передать её партнёру и зависнуть, дав партнёру возможность выиграть.

Разрешение или запрет на выставление фигур из резерва с шахом и/или матом существенно влияет на характер игры. Если разрешён и шах, и мат при выставлении фигуры, партии чаще проводятся в режиме форсированной атаки на короля противника, пусть даже за счёт больших жертв. Разрешение шаха, но запрет мата при выставлении фигуры требует применения несколько более изощрённых способов атаки. Полный запрет на шах и мат при выставлении фигур из резерва приводит к тому, что игра приобретает позиционный характер. Партии в таких играх обычно длятся дольше.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Русские линейные

У игрока может присутствовать несколько королей. Доска состоит из вертикальных линий, начинающихся с одной стороны у белых фигур, заканчивающаяся на противоположной стороне соответствующей черной фигурой. Когда фигура попадает на чужую линию, она обменивается на ту, на чьей линии она оказалась. Целью русских линейных шахмат не является постановка мата, так как игрок может получить другого короля, попав на соответствующую линию. Появилась эта игра относительно недавно, а ее основателем считается писатель Валерий Данильчук. Первый официальный турнир был проведен в 2018 году в городе Волгоград.

Цель игры

Многие наши читатели задают вопрос, как научиться играть в шахматы в короткий срок. Ответ на него очевиден. Главное – понять суть и основную цель – поставить мат королю соперника. Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Матование означает захват армии противника и соответственно – победу над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Кроме того, начинающим шахматистам предстоит узнать:

  • Как расставлять;
  • Какую позицию занимает король на доске и как его правильно защищать;
  • Удачный шахматный ход;
  • Роль пешки в шахматах.

Популяризацией этих настольных баталий в нашей стране и во всем мире занимается международная организация ФИДЕ. Ею проводятся любительские соревнования, в том числе и для новичков, позволяющие получить не только небольшой денежный выигрыш, но и бесценный опыт в этой интеллектуальной баталии с реальным противником. Регулярная практика позволит вам находить правильный выход даже из безвыходных на первый взгляд ситуациях, научиться виртуозно ставить мат, с достоинством выигрывать и проигрывать

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Литература[]

  • Manson Jr., John F.; Hoover, Todd (1992), Siamese Chess. How To Play…How to Win!, Farnsworth Enterprises, ASIN B0006PFGZS
  • Manson Jr., John F.; Hoover, Stephen Todd (2013), Bughouse Chess, How to Play…How to Win!, Farnsworth Press, ASIN B00EKPI7N8
  • Penn, David A.; Dizon, Rommel (1998), Comprehensive Bughouse Chess, Graham Cracker Studios, ISBN 0-9669806-0-3
  • von Zimmerman, Georg, ed. (2006), Bughouse Chess, Books on Demand GmbH, ISBN 3-8334-6811-4
  • Pritchard, D. B. (2007), Beasley, John, ed., The Classified Encyclopedia of Chess Variants, John Beasley, ISBN 978-0-9555168-0-1

Шахматы Фишера

Правила этой игры практически идентичны классическим шахматам, но имеются определенные отличия относительно расстановки и рокировки. Расположение пешек на доске остается таким же, как и в традиционной игре, а вот фигуры можно размещать произвольно. Есть условия, что слоны должны находиться на полях разного цвета, а король помещается только между парой тур. При этом позиции фигур черного и белого цветов должны размещаться зеркально.

Основатель этого варианта шахмат – Роберт Фишер, человек, обладающий одиннадцатью титулами чемпиона мира. Подобные правила позволяют создать 960 вариантов расположения фигур на шахматной доске, поэтому, данный вид игры еще носит название шахматы-960.

Распространение

     В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер — FICS). Из международных очных соревнований наиболее известны турниры в Берлине, Женеве. (его иногда называют неофициальным чемпионатом Европы) и

     В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее крупный — Шахматный клуб СПбГПУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

     Сообщества шведочников существуют в некоторых городах России и СНГ, а также на интернет-форумах. Проект BugHouse.ru призван объединить людей, играющих в шведские шахматы по всем видам правил.

     17 апреля 2008 года прошёл Московский Шведочный Турнир, участвовало 48 человек (24 команды). Второй Московский Шведочный Турнир прошел 30 ноября 2008 года, участвовало 64 человек (32 команды)

Словарь полезных терминов

  • Брат – тот, кто играет с Вами в паре. Можно, конечно, использовать слово “партнер”, но оно не отражает той глубокой внутренней связи между игроками одной команды, которая необходима для достижения успехов в шведских шахматах. Допускается замена брата на сестричку в тех случаях, когда это напрашивается.
  • Резерв – ключевое понятие в шведских шахматах. Резерв – это фигуры, которые переданы Вам братом и которые Вы держите за доской. Своим ходом Вы можете выставить одну фигуру (или пешку) из резерва на любое свободное поле доски. Съеденные Вами фигуры формируют резерв Вашего брата.
  • Ожидание – состояние, когда после любого Вашего хода (как с доски, так и из-за доски) Вам тут же поставят мат на доске, т. е. игра закончится Вашим поражением. Очевидно, делать ход в этом состоянии не рекомендуется, а рекомендуется ждать, надеясь, что Ваш брат сумеет выиграть свою партию, причем раньше, чем на Ваших часах упадет флаг. Если Ваш соперник оказался в состоянии ожидания, то рекомендуется оповестить об этом общественность радостным возгласом “Мой ждет!”.
  • Мат на доске – устойчивое словосочетание, которое означает, что на доске стоит мат. Если от мата в принципе можно закрыться, выставив фигуру из резерва, но у вас в данный момент нет в резерве подходящей фигуры, то это – не мат на доске. Мат на доске встречается довольно редко, ибо за ход до того, как Вам поставят мат, рекомендуется зависнуть и перейти в состояние ожидания. Получивший мат на доске заслуживает всяческого осуждения за свою рассеянность и безответственность.
  • Зависнуть – не делать никаких ходов. Этот тактический прием используется в самых разнообразных ситуациях, например, чтобы приостановить размены, что может спасти Вашего брата от сильной атаки, или наоборот, чтобы дождаться, когда к Вам придет достаточно большой резерв, чтобы перейти в атаку самому. Самый печальный вид зависания – это ожидание.

Преимущества Шведских Шахмат над классическими

  1. Они богаче и интереснее: количество возможных ходов в шведских шахматах в среднем примерно в 5 раз больше, чем в обычных.
  2. Суммарное количество (и качество) фигур остается неизменным на протяжении всей партии, а значит, сохраняется и напряженность позиции. Миттельшпиль никогда не переходит в нудный эндшпиль с бесконечной реализацией малозаметного преимущества.
  3. В шведских шахматах не бывает ничейных позиций. Ничья возможна только в том случае, когда одновременно падают два флага или одновременно объявляются два мата.
  4. Всегда приятней работать в коллективе (даже всего из двух человек), особенно когда это хорошо подобранный коллектив.

      Шведские шахматы – единственный вид шахмат, в которых человек пока еще намного сильнее компьютера. Это утверждение прямо следует из данных сервера

Распространение[]

В шведские шахматы играют во многих странах мира, хотя массово популярной эту игру назвать нельзя. В основном, любители играют в Интернете (самый известный и популярный сервер — FICS). Из международных очных соревнований наиболее известны турниры в Берлине (его иногда называют неофициальным чемпионатом Европы) и Женеве.

В России на 2005 год существовало около десятка клубов, объединяющих любителей шведских шахмат. Наиболее крупный — Шахматный клуб СПбГПУ им. М. М. Ботвинника. С 2001 года в этом клубе проводится чемпионат России.

Сообщества шведочников существуют в некоторых городах России и СНГ, а также на интернет-форумах. Проект BugHouse.ru призван объединить людей, играющих в шведские шахматы по всем видам правил.

17 апреля 2008 года прошёл Московский Шведочный Турнир, участвовало 48 человек (24 команды). Второй Московский Шведочный Турнир прошел 30 ноября 2008 года, участвовало 64 человека (32 команды).

Играть в шахматы с компьютером на весь экран

Хотелось бы дать несколько советов по поводу того, как играть в шахматы с компьютером на весь экран. Данные рекомендации особенно пригодятся новичкам, которые только осваивают эту древнюю игру. Но если вы уже серьезно занимались, но не пробовали своих сил в борьбе с машиной, эта заметка также будет вам полезна.

Советы по игре в шахматы с компьютером

  • компьютер часто играет по шаблону, поэтому сразу постарайтесь запомнить, какие ошибки он допускает. В последующих партиях вы наверняка сможете прийти к той же позиции и легко его обыграть.
  • обязательно анализируйте сыгранные партии, так как это поможет вам повысить уровень своего мастерства. Если у вас появятся вопросы по какой-то позиции, то сделайте скрин экрана и ссылку на изображение скиньте в чат (чуть выше этой статьи), мастер по шахматам обязательно вам всё объяснит.
  • силу игры компьютерной программы можно устанавливать вручную, так что после первых партий вы без проблем сможете оценить свои навыки и в дальнейшем соперничать с равным себе оппонентом. Так ведь гораздо интереснее, чем если бы играли гораздо сильнее или слабее, чем ваш противник.
  • не расстраивайтесь после поражений, так как каждый человек ошибается. Опытные шахматисты гораздо легче переносят неудачи, так как понимают, что в этой игре обязательно определяется победитель и проигравший. Рассматривайте их как повод подтянуть свои знания, например, посмотрев видеоуроки по дебютам и шахматным ловушкам, которые в большом количестве собраны на нашем портале.
  • старайтесь играть с компьютером только в свободное время, чтобы шахматы не мешали вашей работе и другой деятельности. К тому же, эта такая игра, для победы в которой нужна особая концентрация.

То, как технически реализована игра, во многом зависит от сайта. Есть площадки, на которых виртуальная доска небольшого размера — и это удобно далеко не всем пользователям. Но есть такие ресурсы, где вы можете включить шахматы на весь экран и играть с компьютером максимально удобно.

Когда экран при игре в шахматы развернут, вы лучше охватываете происходящее, не отвлекаетесь на другие изображения или текст на мониторе. Благодаря этому концентрация на процессе гораздо эффективнее. Особенно это касается тех людей, которые имеют некоторые проблемы со зрением

Для них возможность играть в шахматы с компьютером на весь экран — это очень важно

Почему стоит играть в шахматы регулярно?

Играть в шахматы с компьютером — это не совсем возможность как-то убить время, потратить его на что-то интересное. Дело в том, что такая игра (даже в виртуальном формате) приносит очень много пользы игрокам, например:

  • Учит логическому мышлению. Хороший шахматист продумывает свои шаги надолго вперед. Это означает, что он не только держит в голове текущую ситуацию, но и выстраивает несколько вариантов будущего. Для этого нужно уметь концентрироваться, не отвлекаться на посторонние вещи.
  • Повышает уровень внимания. Если вы решили играть в шахматы с компьютером (бесплатно и без регистрации), то знайте, что против вас выступает хладнокровный соперник. Компьютер не отвлекается, не расстраивается — у него нет совершенно никаких эмоций. Это говорит о том, что вам тоже нужно держать себя в руках и избегать лишних эмоциональных всплесков, а также не обращать внимания на все, что происходит вокруг. Такая ситуация и тренирует столь необходимую концентрацию.
  • Учит настойчивости, последовательности. Если вы садитесь в шахматы играть с компьютером, то заранее готовитесь к тому, что если и проиграете, то «бездушной» машине. Ваше самолюбие вряд ли будет задето, как в случае с человеком. Вы видите цель и идете к ней, не отвлекаясь на свои внутренние переживания, ожидания, обиды и другие проявления. В результате вы учитесь работать над конкретной задачей, отбрасывая все лишнее. Эту стратегию затем можно использовать в жизни и добиваться больших успехов в разных сферах жизни.

Интересно то, что играть в шахматы с компьютером можно начинать в любом возрасте. Если вам 30, 40 и даже 50, но вы никогда не увлекались таким делом, самое время начать. Пластичность мозга разрабатывается постепенно, поэтому при должном усердии в любом возрасте можно выйти на очень высокий уровень и выигрывать даже у машины, которая не подвержена человеческим слабостям.

Гексагональные

В этой игре доска выполнена в форме правильного шестиугольника, который состоит из 91 поля, имеющего соответствующую форму. Клетки подобных шахмат имеют три оттенка. Комплектация фигур аналогична традиционной игре, но каждому игроку плюсом идет дополнительный слон и пешка. Передвижения фигур по доске похожи на передвижения в классических шахматах с учетом того, что поле имеет гексагональную форму.

В самой первой интерпретации гексагональные шахматы придумал лорд Баскервиль. Вариант был создан в 1929 году и выполнен в форме прямоугольной доски, имеющей 83 поля. Самый популярный формат данной игры был создан в 1938 году В. Глинским. Полностью доработаны и запатентованы гексагональные шахматы в 1973 году.

Особенности командной игры

Зависание и ожидание

     Поскольку игра ведётся на двух досках, а мат требуется поставить только на одной, появляется дополнительный тактический элемент: игра с учётом состояния партии, ведущейся на другой доске, и оставшегося времени. Этот элемент привёл к появлению в шведских шахматах специфических понятий и механизмов игры.

     В какой-то момент партии игрок может решить, что в данной ситуации делать свой очередной ход нельзя или невыгодно. Например, для успешного продолжения своей партии необходимо получить в резерв определённую фигуру, или, наоборот, назревает размен, из-за которого у партнёра (к противнику которого перейдут взятые фигуры) может резко ухудшиться ситуация. Один из вариантов действий — не делать хода, пока ситуация не изменится (скажем, пока партнёр не предоставит нужную фигуру). Такое состояние называется «зависание». Очевидно, зависание может продолжаться не дольше, чем до истечения времени игрока.

     Если позиция в партии такова, что после хода игрока противних ответным ходом неизбежно поставит мат, то единственная возможность избежать проигрыша — вынужденное зависание в надежде на то, что за оставшееся время партнёр сможет победить на своей доске. Такое зависание называется «ожидание». Очевидно, если у соперника на другой доске осталось больше времени, чем у ожидающего игрока, он может добиться победы, если, в свою очередь, зависнет — время раньше истечёт у ожидающего.

Переговоры партнёров

     Для координации действий партнёров в шведских шахматах разрешаются устные переговоры. Переговоры ведутся в открытую. В ходе переговоров партнёры могут указывать на состояние партии на своей доске, говорить, какие фигуры им необходимы. Никакого формализованного протокола переговоров нет, обычно стараются говорить коротко, чтобы не терять время и не мешать партнёру без необходимости. Типичные реплики партнёров в ходе переговоров: «Я завис», «Мне нужен конь», «Мой ждёт» (то есть противник говорящего находится в ожидании, так что теперь исход партии зависит от партнёра и от времени), возможны рекомендации типа «зависни, у нас время лучше» или «возьми слона», можно спрашивать мнение партнёра о своей партии или задавать вопросы об уместности отдельных ходов (например, «можно мне разменять ферзей?»). Реплика «Мат на доске» — оповещение о выигрыше партии.

     В переговорах запрещены лишь прямые подсказки партнёру, то есть фразы, рекомендующие сделать конкретный ход, типа «пойди ферзём на g5» (хотя это правило применяется не всегда). За прямую подсказку, в зависимости от регламента турнира, может быть уменьшено время игрока или даже засчитано поражение. Кроме того, турнирные правила обычно рекомендуют сводить до минимума обмен репликами, не имеющими прямого отношения к сути игры.

Литература

  • Manson Jr., John F.; Hoover, Todd (1992), Siamese Chess. How To Play…How to Win!, Farnsworth Enterprises, ASIN B0006PFGZS
  • Manson Jr., John F.; Hoover, Stephen Todd (2013), Bughouse Chess, How to Play…How to Win!, Farnsworth Press, ASIN B00EKPI7N8
  • Penn, David A.; Dizon, Rommel (1998), Comprehensive Bughouse Chess, Graham Cracker Studios, ISBN 0-9669806-0-3
  • von Zimmerman, Georg, ed. (2006), Bughouse Chess, Books on Demand GmbH, ISBN 3-8334-6811-4
  • Pritchard, D. B. (2007), Beasley, John, ed., The Classified Encyclopedia of Chess Variants, John Beasley, ISBN 978-0-9555168-0-1

Homepage

Homepage is divided into the following parts:

  1. the chessboard – on the chessboard
    you can see randomly chosen live game
  2. the games offer list – on the right
    from the chessboard, there is the list of games which the
    players join or to which they can also publish their own game
    offer by using the button Create game
  3. control buttons

    • PLAY NOW – after clicking this
      button, a game from the games offer list is randomly
      chosen. In case there is no game offer available, the
      system creates and publishes the game offer for the user.
    • Invite a friend – this serves for
      inviting friends via e-mail or social networks. It is
      possible to choose between standard variant or chess 960
      (Fischer random chess), whether the game will be timed and
      what the tempo will be, color of the pieces and whether the
      game will be rated or not (rated game influences the rating
      of the user. Please note, that rated games can be played
      only by registered users. After setting the parameters by
      clicking the button Create game a menu with unique
      link to the game will appear, and the first person to visit
      this link will play the game against you.
    • Create game – once the game
      parameters are chosen (these are the same as in Invite a
      friend) the game offer will be published in games offer
      list and other users of the page will be able to accept the
      challenge by clicking the corresponding game offer.
    • Play against computer – in case
      you do not want to play against human opponent, you have
      the option to play chess against computer. In addition to
      the settings described earlier (e.g. piece color, game
      clocks etc.) there is one more setting which allows you to
      choose from 8 predefined levels of AI strength (1 being the
      easiest, 8 the hardest).
  4. announcement area (or the event
    ticker) – above the control buttons, there is a stripe in
    which various information (e.g. challenges from other users,
    draw offers etc.) is displayed to the user.

Правила (Общие)

     Играют две команды по два игрока. Одновременно ведётся две партии на двух досках, игроки одной команды играют, каждый на своей доске, разным цветом фигур. При взятии фигуры противника игрок передаёт её партнёру, играющему на другой доске. Битые партнёром фигуры составляют так называемый «резерв». Резерв каждого игрока стоит за доской. При желании игрок может вместо своего очередного хода выставить любую фигуру резерва на любое свободное поле доски, введя её, таким образом, в активную игру. За исключением некоторых (см. ниже) особенностей, игра на каждой доске ведётся по стандартным шахматным правилам. В турнирах обычно используются модифицированные правила для блиц-турниров классических шахмат. Проигрывает команда, игроку которой поставили мат, либо игрок которой первым просрочил время. Разумеется, любая команда может в любой момент сдаться. Ничья объявляется по взаимному соглашению сторон, либо если одновременно истекает время на обеих досках, либо если одновременно на обеих досках ставится мат. На практике ничьи бывают исключительно редко.

Ограничения и отличия от шахматных правил

  • Правило «тронул — ходи» не используется. Ход считается сделанным, когда переключены часы. Если игрок своим ходом взял фигуру противника, то он должен передать её партнёру до того, как переключит часы. Нельзя брать в руки одновременно более одной фигуры.
  • Если король находится под шахом и его невозможно ни увести, ни прикрыть фигурой с доски, однако при этом он в принципе может быть прикрыт выставлением фигуры из резерва (даже если в данный момент у игрока такой фигуры нет), такая позиция считается не матом, а шахом. В этом случае проигрыш не фиксируется. Игрок может зависнуть (см. ниже) до получения нужной фигуры, выигрыша одной из сторон на другой доске или истечения времени. Матом признаётся только позиция, где король не может быть прикрыт от шаха никаким допустимым правилами способом (то есть когда шах дан конём, либо дающая шах фигура стоит вплотную к королю, либо шах дан одновременно двумя фигурами, от которых невозможно закрыть короля одним ходом). Такое положение обозначается устойчивым словосочетанием «Мат на доске».
  • Запрещается выставлять пешку из резерва на последнюю и первую горизонталь.
  • Фигура, которая была превращена из пешки, при снятии с доски передаётся противнику не как фигура, а как пешка.
  • Пешка, выставленная на поле второй горизонтали, имеет те же возможности хода, что и пешка, изначально стоящая на своей исходной позиции: она может первым ходом пойти на два поля; при таком ходе она может быть взята на проходе ответным ходом противника.
  • Ладья, выставленная на крайнее поле первой горизонтали, может участвовать в рокировке, как никогда не ходившая.
  • Игрокам запрещено скрывать резерв от противников.

Варианты правил

     Существуют модификации правил, используемые в разных клубах и серверах в Интернете. Отличия, в основном, касаются следующих моментов:

  • Шах или мат при выставлении фигуры на доску.

    • Нельзя объявлять шах или мат.
    • Можно объявлять шах, но нельзя объявлять мат.
    • Можно объявлять и шах, и мат.
  • Выставление на доску пешки из резерва.

    • Можно выставлять на любое свободное поле, кроме первой и последней горизонтали.
    • Нельзя выставлять на вторую горизонталь (от игрока).
    • Нельзя выставлять на вторую и седьмую горизонталь.
    • На вторую (от игрока) горизонталь пешку можно выставлять только с шахом.
  • Порядок превращения пешки.

    • Пешка превращается по обычным шахматным правилам, то есть объявляется нужной игроку фигурой, кроме короля и пешки. Никаких других действий не производится. При взятии превращённой пешки она переходит к партнёру противника как пешка. На практике пешку при превращении просто объявляют фигурой, но физически на фигуру не заменяют, ведь в короткой партии практически невозможно забыть, что данная пешка превращена, а при последующем взятии не приходится заменять фигуру обратно на пешку.
    • При превращении пешки у соперника с другой доски снимается любая фигура (кроме короля и пешки, а также, в некоторых вариантах, ферзя), которая и ставится на место пешки. Сама пешка отдаётся сопернику на другой доске в резерв. При снятии превращённой фигуры она возвращается сопернику как фигура, а не как пешка.

     Наиболее распространённым вариантом правил являются правила сервера FICS.

  • Выставленной фигурой можно объявлять и шах, и мат.
  • Пешку можно выставлять на любую горизонталь, кроме первой и последней.
  • При превращении пешки фигура у соперника не забирается, просто пешка объявляется желаемой фигурой. При снятии превращённой пешки она передаётся противнику как пешка.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий