Развивающие игрушки для детей от 1 года до 3 лет
В этот период акцент рекомендуется делать на развитие чувства ритма и мелкой моторики, слуха и сенсорных способностей. Для этого можно выбрать варианты в виде мячика, ковчега Ноя и т. п. Как раз такие модели и представлены в ТОПе.
Kiddieland Ноев ковчег
Интерактивная игрушка для развития детей старше 1 года. Она работает на двух батарейках, которых хватает на большой срок. Модель представлена в виде Ноева ковчега, где на борту стоит сам Ной в окружении животных. Каждое из них может рассказать стишок.
Это полноценный корабль, который имитирует звуки двигателя и звон колоколов при изменении угла наклона штурвала. Для развития слуха и чувства ритма с одной стороны имеются клавиши пианино с прописанными нотами, которые позволяют сыграть мелодию. Разные цвета способствует удержанию внимания.
Модель оснащена колесами, благодаря которым ее можно возить за собой. Для этого в набор входит тоненькая веревочка, позволяющая тянуть ковчег. Характерный звук издается при правильной установке фигур животных, для которых предусмотрено свое место. Всего идет речь о 9 персонажах.
Достоинства:
- Улучшает память;
- Развивает мелкую моторику;
- Приятный на ощупь пластик;
- Ударопрочность;
- Яркие детали.
Недостатки:
Не обнаружено.
Развивающая игрушка для детей в 2-3 года имеет небольшие размеры – 32х20х18 см, поэтому не занимает много места в доме.
Play Smart Расти Крошка самолет
Самолет «Расти Крошка» отличается своей подвижностью. Но для этого нужно в специальный отсек установить 3 батарейки типа ААА. Развивающим его делают два режима работы – обучающий и музыкальный. В рамках первого малыш познает буквы и цифры, а второй помогает познакомиться со звуками настоящего воздушного судна.
Изделие Play Smart привлекает внимание ярким дизайном. Бело-желтая расцветка делает его заметным для малышей
Благодаря колесикам транспорт можно перевозить. Также деток привлекает световой эффект – мерцание огоньков. Оно разговаривает на английском языке и позволяет изучать его. Минимальный рекомендуемый возраст для использования – 1 год.
Достоинства:
- Аккуратные размеры – 21x19x11 см;
- Развивает моторику рук;
- Качественный пластик;
- Медленный расход ресурса батареек;
- Прочные колеса.
Недостатки:
Высокая стоимость.
Развивающая игрушка для детей от 1 года подходит и мальчикам, и девочкам. Ее вес составляет около 1 кг. Батарейки нужно покупать отдельно – они не включены в комплект.
Fancy Тактилики
Комплект сенсорных мячиков, разработанных специально для развития малышей старше 1 года. Изделие выполнено из безопасного ПВХ, приятного на ощупь и уверенно лежащего в детской ладошке. Яркие цвета (желтый, голубой, фиолетовый, красный, оранжевый и салатовый) способствует сохранению интереса со стороны младенца.
Каждый шарик имеет свою форму – в виде мячика с шипами, медузы и т. п. Они легко сжимаются при сдавливании и издают мягкий, не раздражающий свист. Благодаря разнообразным фактурам и неровной поверхности тренируется моторика рук, а яркие цвета обеспечивают развитие сенсорных способностей.
Внутри отсутствуют пищалки, которые могут быть вредны для детских ушей. За счет влагоустойчивости модель можно смело использовать для игр во время купания. С шариками также предлагается улучшать внимательность, знакомиться с оттенками и размерами.
Достоинства:
- Удобный диаметр;
- Приятные фактуры;
- Плотный материал;
- Отсутствие запаха;
- Развивает ловкость.
Недостатки:
Не хватает функции воспроизведения песен, нот, стихов.
Взрослые указывают на высокое качество изготовления изделий и простоту ухода за ними – поверхность легко моется мыльным раствором.
Как научить правилам игры в шахматы
Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:
- На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
- Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
- Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.
Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:
- Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
- Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
- Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
- Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
- Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
- Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
- Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
- Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.
Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.
Как обучать игре в шахматы в игровой форме
Чем раньше начинается процесс знакомства с шахматами, тем более уместным будет использование приемов обучения в игровой форме
Важно понимать, что занятия должны быть не утомительными и затянутыми, а скорее динамичными и особенными, пробуждающими желание узнать, что же будет дальше
Следует разделить обучение на несколько этапов, чтобы каждый из них был коротким, информативным и нестандартным. Можно применять разные активности:
- проверять ходы или знание фигур;
- дополнительные фигурки солдатиков, которые нужно убрать с доски;
- карточки с вариантами ходов, порядком фигур,
Важно!Главное, чтобы процесс обучения не был сухим пересказом теории.
Отлично подойдет использование интересной сказки, герои которой – фигуры, и каждая из них получит свою роль и действия, соответствующие поведению их на доске в игре. Сценарий следует продумать и применять постоянно, внося коррективы в ход битвы и варианты применения героев сказки. Для маленьких игроков очень важен ассоциативный ряд. Можно применить такой вариант названия фигур и их значения:
- король имеет символ власти – корону и потому самый важный, все должны его защищать и выполнять его приказы-ходы;
- ферзь – королева, находится рядом с королем и готова всегда его защитить, имеет особый статус благодаря своей короне;
- ладья – две важные опоры защиты, напрямую помогают в ней;
- слон – тайный защитник, его лицо спрятано под шарфом, потому у него такая форма;
- конь – верный помощник и друг;
- пешки – солдаты, готовы первыми вступить в битву.
Используя такие параллели можно дополнительно обозначить, почему именно каждая фигура должна ходить так, а не иначе. В контексте дети запоминают правила лучше, и игра становится для них приключением, подстегивая интерес и желание продолжать ее.
Ход игры.
В игре могут принимать участие неограниченное количество участников. Для каждого игрока предлагаются деревянные пазлы (из 2 частей) с изображением шахматных фигур в количестве 5-6 штук. По команде ведущего игроки подбирают недостающую часть пазла с изображением шахматной фигуры. Победу одерживает тот, кто первым справится с заданием и правильно назовет собранную шахматную фигуру.
Вариант игры. Предложить участникам угадать шахматную фигуру по фрагменту ее изображения на пазле.
Дидактическая игра: «Собери шахматную доску»
Возраст: для детей от 6 до7 лет.
Цель: знакомство воспитанников с шахматной доской; развитие логического мышления, мелкой моторики, внимания, памяти.
Дидактический материал: шахматное поле из пустых квадратов, набор черных и белых квадратов.
Правила игры: участникам необходимо собрать шахматную доску, заполняя черные поля и оставляя белые пустыми.
Игровые действия: играющие, соревнуясь, собирают шахматную доску.
Ход игры. В игре могут принимать участие неограниченное количество участников. Для каждого игрока предлагается шахматное поле из пустых квадратов и набор черных и белых квадратов. По команде ведущего участники собирают шахматную доску, чередуя белые им черные квадраты. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Вариант игры.
Предложить участникам по очереди заполнить одну из горизонтальных, вертикальных линий или любой из диагоналей шахматной доски.Игру можно проводить в виде соревнования: выигрывает тот, кто быстрее и правильнее расставит квадраты на заданные линии.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на узнавание фигур
Перед началом следующих игр вы показываете и рассказываете, как называются фигуры, даете подержать в руках каждую.
1) Волшебный мешочек. Вы кладете по одной фигуре каждого вида в мешочек из темной ткани. Предлагает ребенку протянуть руку в мешочек и взять одну фигуру, но не вытаскивая, на ощупь определить, что это за фигура. Потом вытаскиваете фигуру и смотрите, правильно или нет. И вперед за следующей фигурой, пока мешочек не станет пустым.
Помимо изучения шахматных фигур, у ребенка развиваются тактильные ощущения.
2) Каждый уникален. Берете две шахматные фигуры и показываете ребенку, предлагая, чтобы он рассказал вам, чем они внешне отличаются друг от друга, и чем похожи. Потом берете пару других фигур и повторяете.
Развивает у ребенка воображение и подбор нужных слов.
3) Угадывания. Вы загадываете про себя название шахматной фигуры и предлагаете ребёнку отгадать с трех попыток. Потом меняетесь ролями.
Ребенку приходится все время держать в уме название фигуры, что хорошо влияет на память и концентрацию.
Развивающие игры: их значение
Современные дети развиваются стремительно. Их потребности уже не могут сводиться только лишь к обычным умениям – считать, писать или читать. Для того, чтобы успешно обучаться и постигать мир, при подготовке к школе ребёнку нужно иметь определённый комплект гармонично развитых качеств. При оценке, готов ли малыш к школе или нет, рассматриваются показатели:
- базового опыта
- развития познания
- эмоционального и языкового развития
- физической подготовки
- умения общаться
- зрительного восприятия, различения и памяти
- слуховых способностей
- отношения к книгам
- общей и психологической готовности.
Из этого становится понятным, что поиск способов всестороннего развития детей сегодня очень актуален. Новые технологии ведения учебного процесса, повышенные темпы обучения, огромные объёмы информации, которые следует переработать маленькому школьнику, предъявляют иные требования к его способностям, чем ранее.Развивающие игры — самый простой и природный способ развивать ребёнка и готовить его к школе. Развивающие игры основаны на таких принципах:
- принцип сочетания игры и обучения
- принцип перехода от игры к активной познавательной деятельности
- принцип поэтапного усложнения игр и заданий
- принцип активизации умственного развития ребёнка.
В этих принципах заложено значение развивающих игр, так как они формируют условия, в которых ребёнок будет эффективно всесторонне развиваться.
Каждый возрастной период развития ребёнка предназначен для освоения нового
Развивающие игры способствуют формированию необходимых для жизнедеятельности умений и навыков, например, захватывать и держать предмет, удерживать внимание, быть усидчивым и многого другого. В процессе игры ребёнок формирует свою эмоциональную сферу, совершенствует мелкую моторику
Вот почему важно подбирать игры и игрушки по возрасту ребёнка
Лучшие пирамидки для детей от 1 года
Fisher-Price FHC92
Пирамидка от американского бренда Fisher Price состоит из основы и 5 разноцветных колец. Верхнее их них наполовину прозрачное. Внутри находятся мелкие шарики. Благодаря этому верхнее кольцо можно использовать еще и как погремушку. Все колечки сделаны из качественного пластика. Материал не пахнет химией, прочный, но в то же время мягкий: младенец может погрызть его. Цвета пирамидки достаточно сочные, но не «кислотные». Пирамидка поможет узнать больше о цветах, научиться лучше управлять руками и координацией.
Плюсы:
- яркая, интересная для ребенка игрушка;
- учит решать первые логические задачки;
- выполнена из качественного материала;
- можно применять как погремушку.
Минусы: –
Stellar Занимательная пирамидка большая
В пирамидке используются не традиционные колечки, а детали, напоминающие по форме стаканчики. Их можно подобрать по размеру и сложить в определенной последовательности. Пирамидка получается довольно высокой. В комплект входит 14 деталей, из которых можно построить пирамидку высотой 65 см. Но на этом возможности игрушки не ограничиваются. Она может быть использована и для других целей:
Игрушка для ванной. В каждой детальке есть небольшие отверстия, через которые сливается вода. Их можно использовать для увлекательной игры с водой. У перфорированного дна есть и практические преимущества – части пирамиды высохнут быстрее после водных процедур.
Обучение. Элементы пирамидки выполнены в разных цветах. У них разный диаметр и на дне есть тиснение в виде разных геометрических фигур. Используя эти качества, можно обучить ребенка разбираться в цветах, отличать фигурки, подбирать детальки одинаковых оттенков, но разных диаметров.
Формочка для песочницы. С помощью пластмассовых стаканчиков можно лепить «куличи» в песочнице. А узоры на дне использовать для тиснения рисунков на песке.
После игры стаканчики компактно складываются один в один и занимают мало места.
Плюсы:
- пирамидка высокая, включает много цветных деталей;
- вызывает живой интерес у малыша и развивает его;
- многофункциональная;
- пластик не имеет запаха;
- компактное хранение.
Минусы:
- высокая стоимость;
- пирамидка продается не во всех детских интернет–магазинах.
Биплант Зайкина горка №3
Пирамидка состоит из 8 блоков и является самой высокой из всей серии «Зайкина горка». Если собрать все элементы, то в высоту она достигает 52 см. Цветные блоки можно составлять в любом порядке. Когда горка собрана, по ней запускаются шарики, которые идут в комплекте. Всего их 5 штук, они не мелкие по размеру, разных цветов, некоторые из них с гремучим наполнителем, который издает звук, когда шарик катится по горке.
На блоках есть специальные желобки. Если собрать детали правильно, то образуется спираль, по которой шарик катится вниз
Игрушка красочная, интересная, привлекает внимание малыша и долго не надоедает ему. Изготовлена из безопасной пластмассы, развивает тактильную чувствительность, учит разбираться в цветах, увлекает ребенка, способствует логическому мышлению
Плюсы:
- занимает и развивает малыша;
- достойное качество;
- недорогая цена;
- шарики в комплекте;
- пирамидку можно использовать как спиральную горку.
Минусы:
разборные мячики легко распадаются.
https://youtube.com/watch?v=NSsMwRMiacc
Виды развивающих игр
Для малышей
- раскраски с крупными изображениями и наклейками
- мягкие пазлы большого размера
- игры о цветах и формах («сортеры», «трансформеры», пирамиды)
- игры на развитие логики (длина, высота, количество, размер, вес предметов).
Эти несложные игры положительно повлияют на развитие внимания и памяти малыша, цветовое восприятие, логическое мышление и, конечно, способствовать формированию детского творчества. Не забывайте, что такими играми малыши занимаются вместе с родителями.
Познавательные (дидактические)
Такие игры (тематические наборы карточек и картинок, кубики с картинками и цифрами) расширяют представление ребёнка об окружающем мире: о животном мире, флоре и фауне, природе, профессиях, одежде, посуде и т. д.
Для развития внимания и памяти
- «Ищем пару»
- «Отличия»
- «В поисках предмета»
- «Что не так?»
- «Лабиринт»
Такие игры также позитивно влияют на развитие внимания и памяти ребёнка. Малыш учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (одинаковые). В результате малыш станет более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.
Игры для развития мышления и логики
Развиваем логическое мышление с детства при помощи специальных игр. «Дополни рисунок», «Соедини точки», «Составь мозаику», «Сделай бусы», «Ассоциации» и другие игры призваны учить ребёнка делать сравнение, анализ и систематизацию информации, находить связи между предметами и обобщать, определять основное и делать выводы, а значит — самостоятельно размышлять. Такие умения пригодятся в дальнейшем на уроках математики.
Раскраски
Раскраски призваны развивать творческие способности малыша, умение держать карандаш и делать их точные движения, различать и запоминать цвета.
Пазлы
Пазлы — игра, где картину нужно собрать из частей — это увлекательно и полезно. Для самых маленьких используйте крупные пазлы из мягкого материала, а детям постарше подойдут наборы мелких частей, из которых можно собрать красочные картины.
Загадки и ребусы
Игры, в которых предстоит отгадывать и расшифровывать что-либо, очень нравятся и маленьким, и большим детям. Загадки расширяют кругозор, стимулируют умственные процессы, учат логически и интуитивно мыслить. Благодаря загадкам малыш больше узнаёт об окружающем мире. Ребусы и шарады — это своеобразная гимнастика для ума. Благодаря таким заданиям ребёнок расширяет словарный запас, тренируется самостоятельно мыслить, писать.
Математические игры
Обучайте детей простым манипуляциям с цифрами с раннего возраста. В этом вам помогут красочные карточки, кубики и книжки с цифрами и весёлыми картинками, которые помогут легко, в занятной форме познакомить малыша с миром чисел и цифр, понятиями количества, счётом и арифметикой.
Развивающие игрушки для детей 6-7 лет
В этом возрасте дети активно готовятся к школе – им нужно научиться писать, читать, считать. Поэтому в данный период особенно востребованы различные кубики с цифрами и доски с набором из букв. Среди таких моделей особого внимания, по мнению Vyborexperta.ru, заслуживают 2 варианта из рейтинга.
Жирафики
Универсальная развивающая игрушка для детей до 7 лет, особенно актуальная для дошкольников. Модель изготовлена из прочного пластика и украшена фигурками жирафов. Она подходит как девочкам, так и мальчиков. На передней панели расположены кнопки управления звуками, которые воспроизводят мелодии.
Звуковые и световые эффекты помогают в развитии моторики, логики, сенсорных способностей. Модель можно подвешивать к детской кроватке с помощью специальных ремней. Устройство оснащено встроенным проектором и работает в двух режимах. Компактные размеры позволяют брать его с собой в дорогу.
Достоинства:
- Отзывчивые кнопки управления;
- Яркие оттенки;
- Приятна на ощупь;
- Красивый дизайн;
- Универсальность в плане возраста.
Недостатки:
Не обнаружено.
Жирафики отличаются высоким качеством изготовления, устойчивостью к царапинам и механическим нагрузкам.
Mapacha
Это развивающая доска с 6 обучающими и забавными играми. Она помогает ближе познакомиться с цифрами, изучить буквы и погрузиться в математику. Данный вариант отлично подходит для подготовки дошкольников к первому классу. Для этого в наборе идут фигурки животных, фруктов, алфавита и цифр, уверенно фиксирующиеся на поверхности.
У Mapacha для хранения всех деталей имеется деревянный ящик, крышкой к которому служит сама доска. С обратной стороны находится покрытие, позволяющее рисовать мелками и фломастерами. Все это наряду с губкой для стирания творческих трудов идет в комплекте.
Достоинства:
- Подходит и для девочки, и для мальчика;
- Развивает творческое мышление;
- Экологичность материалов;
- Невысокая цена;
- Простота фиксации аксессуаров.
Недостатки:
Нет звуковых и световых эффектов.
Эта развивающая игрушка для детей 6-7 лет скорее обучает, чем развлекает. Однако дошкольники занимаются при помощи нее с живым интересом.
О шахматных фигурах и их расстановке и ценности
На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.
Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.
У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.
Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.
Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.
Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.
Мелкая моторика
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет уже сам составляет композиции из нескольких предметов, как на картинке. Собрать поделку по образцу – выполнимая задача для пятилетнего малыша.
Основные навыки:
- собирает мозаику или пазл;
- завязывает узелки;
- лепит из пластилина и других материалов;
- раскрашивает картинки в пределах контура.
Пальчиковый театр – необыкновенная познавательная и развивающая детская игра как раз для детей от 4 до 5 лет. Он развивает фантазию, речь, интеллект и мелкую моторику одновременно.
Любые сценки, сказки и рассказы могут пойти в основу детской театральной постановки.
Личностные качества
Гарри Каспаров отмечал: шахматы – модель жизни. В процессе занятий и игры в шахматы развиваются качества, важные для повседневной жизни, формирующие личность ребенка.
Самодостаточность
В процессе игры шахматист в диалоге только с самим собой. Все, что он делает, рождается в нем самом. Идеи, решения, эмоции. Обратиться за помощью не к кому и не к чему. «Погуглить» или спросить совета у старших не получиться.
Все возможности и угрозы ребенок анализирует самостоятельно.
Выигрыш или просто хорошая партия укрепляют уверенность ребенка в себе, в том, что он может самостоятельно существовать и добиваться успехов.
Ответственность
Ответственность идет рука об руку с самостоятельностью. Результат партии зависит только от тебя, от твоих знаний, принятых решений, эмоционального состояния. Умения предугадать действия соперника.
То есть ответственность полная. И никакие «отмазки» не сработают.
Взаимодействие с партнером
Во время игры мы пытаемся понять партнера. О чем он думает, предугадать его действия, его эмоциональное состояние и многое другое.
Вначале это просто наблюдение за партнером. Это происходит неосознанно, автоматом. Проявляется наблюдение по-разному. Кто-то сверлит взглядом, как это делал Анатолий Карпов или Александра Горячкина.
Кто-то украдкой бросает взгляд время от времени. Способность понимать – первый шаг к управлению. Понимание соперника – ключ к влиянию на него.
И это тоже важное в жизни умение
Морально-волевые качества
Это термин из области спорта. Области, где всегда присутствует противоборство.
В шахматах это противоборство знаний, умственных способностей, воли и многих других качеств.
Эмануил Ласкер, второй чемпион мира, считал так:
«Шахматы – прообраз жизненной борьбы…Они полезны для обучения борьбе, которой пронизана жизнь. Мы должны развивать в себе силы потребные для деятельности в условиях противоборства»
Мы знаем из истории шахмат, что иногда противоборство принимало жесткий, бескомпромиссный характер, «на грани фола». Матчи Ласкер-Капабланка, Капабланка-Алехин, Карпов-Корчной и некоторые другие проходили в далеко не дружественной обстановке.
Неоправданная агрессивность, зависть, желание добиться победы любой ценой встречаются в спортивной жизни. И шахматы не исключение.
Научиться выдерживать давление, прессинг, сохраняя самообладание, — важно и для шахмат, и для повседневной реальности. В заключение
В заключение
Важно направить развитие ребенка в шахматах в нужное русло
Разъяснить ему, что играть честно, уважать партнера, — гораздо правильнее во всех отношениях. И даже выгоднее.
Это прерогатива наставника. Подобрать некий «моральный кодекс», как в восточных единоборствах.
Компьютеры – детям!
Бытует мнение, что от компьютера малышам только один сплошной вред. И кто бы спорил, что куда полезнее для глаз и мелкой моторики складывать оригами или склеивать модели кораблей, чем кликать мышкой в монитор! Но детей словно тянет ко всему новому и цифровому. Как можно самому проводить за компьютером время, но не пускать к нему малыша? Это практически невозможно, да и, на самом деле, не нужно.
Возможный вред компьютера для детского здоровья сильно преувеличен: если время, которое малыш проводит перед монитором, не превышает установленных врачами норм, то ничего плохого не случится
А вот с малых лет научиться обращаться со сложной цифровой техникой – это в современном мире очень важно!
Magnus Trainer
Тренировки для начинающих и опытных игроков от лучшего шахматиста мира, норвежца Магнуса Карлсена. Программа сразу протестирует вас, задав несколько простых вопросов, чтобы адаптировать курс под ваш уровень. Сложность можно поменять в настройках в любой момент. Только на первом этапе – 29 ступеней. Еще по тридцать – на следующих. Есть и основы с описаниями ходов шахмат. В разделах – тактика, базовые навыки, стратегия, дебют, эндшпиль, расчет и яркие моменты игр автора. Уроки основаны на известных партиях профессиональных игроков прошлых лет и даже веков. Автор на доске показывает сильные ходы и те, что ставят под угрозу ваши фигуры.
Минус – описания на английском языке. Можно прокачать иностранный или воспользоваться переводчиком.
Скачать для Android. Скачать для iOS.
16 августа 2018
Игровой формат в домашних условиях
Приучать к игре малыша следует сразу со стандартной шахматной доски. Фигуры могут быть резными, с изображениями воинов и прочих персонажей. После изучения правил, необходимо учить ребенка непосредственно самой игре в шахматы. Делать это можно следующим образом:
- Расставляем на позициях и играем одними пешками. Пусть ребенок пробует «съесть» пешку соперника, и если он совершает ошибки, просто делаем импровизированное землетрясение – трясем доской. Это малышу понравится, у него не будет напряжения при обучении.
- Постепенно добавляем в партию новые фигуры. Для изучения одного шахматного персонажа выделяем целый день. Следующий урок можно начинать с закрепления полученных знаний.
Когда основные ходы изучены, рассказываем про тактику и стратегию шахматной партии. Вот лишь некоторые принципы:
- Короля всегда нужно защищать от фигур противника.
- Сначала выводим легкие фигуры (коней и слонов) и располагаем их в центре доски.
- Жертвуем своей фигурой только для более выгодной позиции.
- Играем всеми фигурами на доске, так как у каждой из них свое предназначение.
- Осознание ценности фигур. Ребенок должен понимать, что ферзь сильнее коня, а конь сильнее пешки.
- Необходимо всегда стараться забирать у соперника самые сильные фигуры соперника.
Разъясняем ребенку базовые ходы:
Рокировка. Важнейший ход, который может спасти в безвыходной ситуации. Осуществляется королем и ладьей. Фигуры меняются местами по одной линии. Ладья занимает место короля, а тот смещается вбок на одну клетку. Может проводиться один раз за партию.
Взятие на проходе. Осуществляется пешками в начале партии. Когда противник делает ход через клеточку и оказывается на одной линии с пешкой неприятеля, то она может быть «съедена». Причем пешка, которая ее побила, становится на клетку выше.
Минусы
Минусы шахмат можно разделить на две группы:
- Необходимость долго сидеть отрицательно сказывается на осанке, позвоночнике и опорно-двигательном аппарате. Но плохих последствий можно избежать. Во-первых, не стоит забывать о том, что во время партии игроки могут вставать и ходить. Во-вторых, можно добавить активности в обычную жизнь, как минимум делать зарядку по утрам и больше гулять на улице.
- Зацикленность на результате. Когда ребенок начинает понимать игру, одерживает первые победы, его может охватить эйфория. На ее фоне юный шахматист может настолько погрузиться в игру и достижение новых вершин, что забудет обо всем на свете. Такое случается не со всеми, но вычеркивать этот пункт нельзя. Необходимо следить за кругом интересов ребенка и вовремя реагировать если он сужается. В таких ситуациях хороший инструктор поможет ребенку и родителям избежать ненормального погружения в шахматы.
Игры для обучения детей шахматам, направленные на запоминание начальной расстановки фигур
Расставляете фигуры на доске в начальной позиции, ребенок уже должен наблюдать за тем, как вы это делаете. Объясняете , что партия в шахматы начинается из такой позиции. Убираете все фигуры с доски и расставляете фигуры вместе, вы один цвет, ребенок фигуры другого цвета.
9) Где ты живешь. Вы берете в руку две фигуры и спрашиваете, стоят ли они рядом в начальной позиции. Если они стоят не рядом, то какая или какие фигуры их разделяют. Когда он будет уже хорошо ориентироваться в начальной расстановке, то можно попробовать следующее. Расставив фигуры, две из них поменяйте местами и спросите, правильно ли вы расставили.
Развивает память.
10) Шахматный мяч. Вообще, это игра подойдет для проверки знаний по любым пройденным шахматным урокам. Вы произносите любое утверждение, касаемо шахмат и бросаете мячик ребенку, если ваше утверждение верно, то он должен поймать мячик, если ложно, то не ловить его. Например, вы говорите: «Ферзь может ходить, как конь» и бросаете мячик, ребенок не должен его ловить. Потом ребенок кидает вам мяч, придумывая аналогичное утверждение.
Развивает реакцию и память.