Развивают ли шахматы мозги и мышление людей?

Шахматы

Игра подразумевает глубокий анализ действий противника, сбор и обобщение разбросанной по доске информации, планирование ходов наперед, и тщательное продумывание стратегии. Умение играть в шахматы позволит вам поднять на нужный уровень многие интеллектуальные способности. Если вы хотите тренироваться, то не нужно изобретать велосипед, найдите хороший доступный учебник по шахматам и учитесь по нему. Что касается практики, то, если вы играете в интернете, то это упрощает поиски партнера по игре.

Думаю существует масса сайтов, которые позволяют быстро подбирать соперника, который подходим вам по уровню игры. Ну кто-то играет у вас в семье и способен обучить вас(обычно это дедушки: в советское время был очень развит этот спорт), то это даже еще лучше. Не нужно думать, что эта скучная игра, даже если вы в начале не испытываете большого энтузиазма и не видите в ней особого интереса, то начните ее изучать по учебнику.

Отнеситесь к этому с начала просто как к полезному умственному упражнению, которым нужно заниматься. По своему опыту знаю, что интеллектуальные игры не приносят особого удовольствия до тех пор, пока не начнешь в них разбираться и думать над ходами, продумывать стратегию, использовать силу своего ума для того, чтобы обыгрывать противника, это приносит радость соперничества. А в случае проигрыша, когда соперник разыграл изощренную комбинацию вы учитесь у него и получаете удовольствие от искусно разыгранной вашим оппонентом партии. Так что необходимо всего лишь немного терпения и игра начнет приносить удовлетворение.

Шахматы улучшают ключевые мыслительные процессы

Так как игра основана на логическом мышлении и обработке многочисленных потенциальных комбинаций ходов одновременно, она идеально подходит для того, чтобы активировать основные функции вашего мозга. Существует большое количество исследований, которые демонстрируют, как шахматы могут улучшить ваше мышление. И один из способов напрямую связан с распознаванием образов. Исследования, в которых принимал участие бывший чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров, продемонстрировали, насколько быстро игрок в шахматы подобного уровня может распознавать различные образы. Также исследования показали, что лучшие игроки в шахматы используют оба полушария мозга для принятия решений. Они применяют часть мозга, ответственную за обработку визуальной информации, чтобы искать конкретные образы, а аналитическая часть используется для того, чтобы выбрать наилучший ход. Другие исследования подчеркивают один интересный факт: мозг элитных игроков в шахматы на самом деле меньше по размерам, чем мозг любителей. Это, вероятно, связано с «локализованным сжатием», которое происходит в мозгу, чтобы повысить нейронную эффективность.

Что такое мышление?

Мышление – это то, что делает нас людьми. Именно способность аналитически мыслить, сопоставлять факты и расширять свою картину мира за счет логических умозаключений отличает нас от животных. Существует несколько типов мышления, которые отличаются тем, как человек анализирует информацию и как делает выводы. Наиболее распространенными являются следующие виды мышления:

  • аналитическое – способность анализировать большое количество фактов, находить сложные взаимосвязи между различными явлениями;
  • логическое – способность правильно сопоставлять факты, определять их значимость и достоверность, делать правильные умозаключения;
  • дедуктивное – умение делать правильные выводы в конкретной ситуации, основываясь на общих знаниях (принцип «от общего к частному»);
  • индуктивное – умение делать правильные общие выводы, основываясь на частном случае (принцип «от частного к общему»);
  • системное – специальный подход к познанию окружающего мира, направленный на упорядочивание и оптимизацию доступных знаний;
  • творческое – особый тип мышления, позволяющий генерировать новые идеи, находить нестандартные решения, делать открытия.

Все виды мышления могут работать с разной степенью эффективности. Хорошая новость заключается в том, что их можно развить, главное – знать, как это сделать. Но прежде чем перейти к конкретным упражнениям, рассмотрим подробнее, как устроены мыслительные процессы.

Как развить мышление?

Для того, чтобы развить своё мышление, необходимо систематически прорабатывать каждую из перечисленных выше составляющих, совершенствуясь в таких направлениях как:

критическое мышление (умение анализировать ситуацию, разбивая её на отдельные факты, сравнивая и сопоставляя их, определяя их правдоподобность и достоверность);
способность к синтезу (умение объединять большое количество фактов в одну комплексную сущность, объект или процесс);
умение сравнивать события и факты, находя значимые различия и сходства;
способность к классификации (важный навык, необходимый для запоминания новой информации);
абстрагирование (выделение ключевых характеристик и отбрасывание несущественных);
умение обобщать (собирать разрозненные предметы в группы, объединяя их по общим признакам);
умение конкретизировать (концентрировать внимание на конкретном образе).

Развиваясь во всех перечисленных направлениях, можно значительно повысить качество тактического и стратегического мышления, что позволит в будущем лучше планировать свои действия на пути к цели. Для этого существует большое количество разнообразных упражнений. Мы рассмотрим 10 из них, для которых не требуется особых навыков и специальных инструментов – достаточно вашего желания и целеустремленности.

Мышление человека

Привычка, как известно, —  вторая натура. Наша личность формируется во многом из тех привычек, которые мы приобретаем в детстве.

Важно, чтобы жизненное пространство ребенка было занято чем-то светлым – хорошими людьми, полезными занятиями. Последние формируют хорошие привычки

Привычка думать – одна из самых полезных. Особенно, если думать правильно, рационально, и в конечном итоге эффективно.

Если ребенок занимается чем-то полезным, меньше вероятность, что он «свяжется с плохой компанией».

Рациональность  

Очень важно научиться мыслить рационально. Думание — именно то, чем все мы занимаемся в жизни едва ли не каждую минуту

В процессе игры в шахматы ребенок постоянно решает одну и туже задачу – выбор лучшего решения. Лучший тренажер, чем шахматы, трудно даже себе представить.

Еще один важнейший параметр нашей жизни – время.

Шахматисту дается определённое время на обдумывание. И это заставляет его рационально распределять, чтобы банально не просрочить время, что равносильно поражению.

Внимание

Жил человек рассеянный на улице Бассейной…

Детям рассказывают эту забавную историю для того, чтобы они понимали, что рассеянность – качество проблемное.

Важно учиться внимательности, самоконтролю, умению концентрироваться на главном. Рассказывать все это ребенку можно, но поймет ли он, запомнит ли…. Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам

И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой

Гораздо полезнее приобщить ребенка к шахматам. И в процессе игры внимательность, концентрация внимания, будут развиваться сами собой.

Развитие интуиции

В шахматах рассчитать все «от корки до корки» не способен даже современный суперкомпьютер.

А человек и подавно. Нам остается полагаться на какую-то общую оценку, основанную на уже имеющихся у нас опыте и знаниях.

И руководствоваться тем, что мы называем интуицией.

Интуиция – штука загадочная, но во многом основывается на опыте, часто неосознанном.

Часто и в жизни мы полагаемся на интуицию тогда, когда трудно принять решение на основе логики.

Шахматы – прекрасный тренажер для развития интуиции.

Анализ

Приобщаться к шахматной игре, ребенок начинает понимать, что выигрыш никто не преподнесёт на блюдечке с голубой каемочкой. Необходимо прилагать умственные усилия.

Неосознанно ребенок использует логическое мышление, развивает аналитический аппарат.

Учится находить главное, анализировать данные и находить решения на основе обобщения.

Польза игры в шахматы

Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций

Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций

Также в процессе игры активно используется оперативная и долговременная память. Человек стимулирует мнемические процессы. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации, которую человеческий мозг должен обрабатывать единовременно. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.

Хороший шахматист должен уметь составлять правильные прогнозы, ориентироваться в исходах игры, предугадывать ходы противника. Более того, игрок учится принимать решения быстро, учитывать их последствия. Приобретение этих навыков – неоценимая польза шахмат.

Специалисты советуют обучать детей игре в шахматы с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.

Влияние шахмат на интеллект

В том, что шахматы благоприятно влияют на развитие умственных способностей, уже нет сомнений. Польза шахмат при развитии детей и взрослых была доказана неоднократно множеством исследований и экспериментов. Влияние шахмат на интеллект изучено в теории и подтверждено на практике.

При обучении детей и подростков влияние шахмат на их интеллект имеет ключевое значение не только в развитии, но и в формировании нового сознания. Молодые люди, открытые к обучению шахматам, начинают рассуждать логически, развивают в себе способности к аналитике, привыкают стратегически мыслить, тренируют память. Взрослым же шахматы помогают поддерживать свои умственные способности в тонусе, позволяют оттачивать приобретенные ранее навыки.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно. В процессе игры шахматисты развивают сравнительный мыслительный анализ, который является одним из основных инструментов хорошего игрока. Кроме того тренируется память, способность видеть различия в похожих ситуациях и сходства в различных. Поскольку шахматы игра скорее творческая, чем математическая, суть таких умений отнюдь не в запоминании всех возможных комбинаций и ходов. Влияние шахмат на мозг человека в данном случае проявляется в развитии пространственного интеллекта, нежели в тренировке оперативной памяти.

Шахматы учат думать. И эта способность в дальнейшем проявит себя как у детей, так и у взрослых в различных сферах деятельности. Влияние шахмат на интеллект человека дает результат не только в игре, но и за ее пределами. Получив навык мыслить самостоятельно и видеть наперед результат своих действий, безусловно, пригодится не только в шахматном поединке. Обучение детей игре в шахматы благотворно влияет на их успеваемость в школе. Не зря все чаще поднимается вопрос о введении шахмат в школьную программу в качестве обязательного урока. Влияние шахмат на интеллект особенно силен в раннем возрасте, именно школьники могут получить наибольшую пользу от этого вида спорта.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы медики взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше. В качестве профилактики заболевания шахматы являются идеальным инструментом, поскольку способствуют активизации когнитивных функций, развитию памяти, внимания и областей мозга, отвечающих за принятие решений.

Влияние шахмат на интеллект, безусловно, благостно скажется в любом возрасте. Когда бы вы ни выбрали для себя путь шахматиста, он принесет достойные плоды.

Напрасная зубрежка стихов

Казалось бы, железное правило, которое с нами по жизни прямо с детского садика: учи наизусть – будет отличная память. Но исследования Колумбийского университета (США), проведенные на 350 студентах, показали, что нет никакой прямой связи между заучиванием наизусть больших объемов текста и активностью лимбической системы мозга (в этой зоне находится наш центр памяти). Более того, молодые люди, которые зубрили стихи без всякого удовольствия (потому что надо), не могли сосредоточиться на запоминании другой информации, были менее внимательными.

По словам профессора-нейро-лингвиста Бернхарда Шмидта, “если стихи не запоминаются сами собой, не надо себя мучить, вашему мозгу это ничего не даст”. 

Ученые сейчас все больше склоняются к тому, что важнее не учить на­изусть (от номеров телефонов до уравнений), а знать, где взять нужную информацию. Врач-невролог Анна Горенкова советует: наш мозг и так перегружен, так почему бы не доверить часть его работы гаджетам. Базовые знания, безусловно, важны, чтобы разбираться в достоверности данных, ну а детали подскажет интернет. 

Как работает мышление?

Каждая мысль, существующая в нашем сознании, представляет собой ассоциативную связь между несколькими образами и понятиями. Отдельные образы, возникающие в наших мыслях, будто бы дёргают за невидимые ниточки, заставляя нас вспоминать об остальных связанных с ними понятиях. В результате возникает своеобразная причинно-следственная связь, провоцирующая бесконечный процесс смены одних понятий и образов другими.

Исследуя, как устроен мыслительный процесс, ученые выяснили, что он состоит из нескольких ключевых составляющих:

  1. Анализ. Разделение комплексной сущности на простейшие образы.
  2. Синтез. Объединение простейших составляющих, связанных между собой, в сложные объекты и явления.
  3. Сравнение. Сопоставление отдельных сущностей, поиск сходств и различий.
  4. Классификация. Распределение объектов по категориям на основании наличия определенных признаков.
  5. Абстрагирование. Выделение наиболее важных признаков с игнорированием других характеристик.
  6. Обобщение. Группировка разрозненных предметов по наличию схожих признаков.
  7. Конкретизация. Выделение одного объекта с уточнением его отличительных характеристик.

Все эти процессы служат одной цели – помогать нам принимать правильные решения на основании имеющихся данных. В результате познавательной и мыслительной деятельности в нашем сознании образуются сложные связи между различными образами, из которых и формируется общая картина мира. И принятое в каждой конкретной ситуации решение представляет собой результат обработки всей когда-либо полученной нами информации.

Польза покера

А теперь поговорим о пользе покера

Если говорить про меня, то мои упражнения в покере научил меня лучше:

  • Мыслить на несколько ходов вперед, рассматривать несколько возможных альтернатив, вариантов развития (помогает за рулем когда нужно быстро проложить на мысленной карте несколько разных маршрутов, по которым до этого не ездил и выбрать оптимальный, легче планировать что-то на будущее, моделировать последовательность действий в уме)
  • Держать в голове результат от любых тех действий, которые собираюсь произвести (раньше не всегда получалось задумываться о последствиях каждого своего поступка, что могло послужить причиной всяких необдуманных, безрезультатных действий или ситуаций с плохим исходом… Очень помогает в работе и бизнесе в т.ч. Помогает избежать лишней работы так как сразу обдумываю результат и цель)
  • Быстро и уверенно принимать решения на основе неполной информации
  • Контролировать эмоции и мимику
  • Считать в уме
  • Анализировать информацию
  • Логически рассуждать

Я не призываю вас играть именно в покер если хотите овладеть какой-нибудь интеллектуальной игрой, все же быстрее и эффективней умственные параметры должны развить шахматы, это дело вкуса, смотрите, решайте сами. Может быть вам вообще захочется рубиться в нарды, что кстати тоже очень неплохо. А лучше играть во все эти игры если позволяет время.

Вот собственно все то что я хотел рассказать про интеллектуальные игры, в следующих статьях продолжу разговор о развитии интеллекта. Расскажу почему полезно читать хорошие книги, зачем нужна математика, как можно развить память и про другие способы улучшения качеств нашего ума. Постараюсь не затягивать с выходом новых статей, мне еще много хочется рассказать!

Где и как учиться шахматам

С возрастом учиться шахматам, возможно, сложнее, так как труднее концентрироваться, могут быть проблемы со зрением и так далее. Но все возможно. Одно из огромных преимуществ шахмат — это борьба против традиционных болезней, старости, например, Альцгеймера. Можно решать математические задачи, но это может быть скучно. В игре будешь меньше уставать, больше удовольствия получать, потому что это просто кайф, на самом деле. И для кого-то процесс важнее результата. Хотя профессиональный шахматист ставит только одну цель — выиграть. Он так воспитан с детства. Это его ДНК.

Для людей, для которых шахматы не являются профессией, целей может быть несколько. Первая — это, опять же, некое погружение в другой мир своих мыслей, эмоций, фантазий и нахождение в этой какой-то такой немного замудренной, другой реальности, так скажем. Это развитие определенных способностей, о которых я сказал уже. Это получение удовольствия от процесса игры, от факта победы в партии, от спасения тяжелых позиций.

В шахматы можно учиться играть, только играя. Для того, чтобы становиться лучше, нужно анализировать свои ошибки, и это должно стать навыком. Вне зависимости от того, выиграл ты, проиграл или ничья, вы ее анализируете. Сейчас это достаточно просто сделать, потому что очень мощные компьютеры, которые сразу показывают тебе, где ты ошибся. И ты начинаешь понимать, что надо улучшить.

Для начинающих есть замечательная книга Бейлина и Авербаха. Это советская классика, написанная отличным языком. Она абсолютно не потеряла своей уникальности. По этому учебнику учились все русскоязычные топ-шахматисты, начиная где-то с 70-х гг.

Есть еще такие традиционные заблуждения, что надо с самого начала изучать дебют — как развивать фигуры. Я считаю, что это неправильный подход, потому что это похоже на научную работу. Начинать надо с малого количества фигур, с эндшпиля, с конца игры, чтобы понимать, как ходит король, пешка, какие есть свойства этих фигур, как вообще взаимодействуют фигуры.

Шахматы — это все-таки игра, где нужно понимать и чувствовать, как взаимодействуют и твои фигуры, и фигуры противника. Чувствовать некую гармонию игры. Это возможно, только играя и анализируя. Поэтому мой совет — это книга Авербаха и Бейлина, посмотреть наши лекции, играть и найти того, с кем ты будешь анализировать свои партии.

Самое главное — это поначалу не играть с быстрыми контролями. То есть выделять не 5–10 минут на партию — вдумчиво играть 2–3 часа и анализировать. Это можно делать и на интернет-платформах: chess.com, lichess и chess24. Играйте с людьми, которые чуть выше вас рейтингом. Да, вы будете больше проигрывать, но в каждой партии станете чему-то учиться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий