Рокировка

Основная стратегия

Есть четыре простые вещи, которые должен знать каждый шахматист:

№ 1 Защищайте своего короля

Переведите своего короля в угол доски, обычно там он в большей безопасности. Не откладывайте рокировку. В основном, следует делать рокировку как можно раньше

Помните: не важно, насколько Вы близки к тому, чтобы объявить мат королю соперника, если Вашему королю первому объявят мат!

№ 2 Не отдавайте фигуры просто так

Не проигрывайте свои фигуры просто так! Каждая фигура ценна. Вы не сможете выиграть партию без фигур, которые должны поставить мат. Существует простая система, при помощи которой большинство игроков определяют относительную ценность каждой фигуры:

  • Пешка – базовая единица
  • Конь стоит 3 пешки
  • Слон стоит 3 пешки
  • Ладья стоит 5 пешек
  • Ферзь стоит 9 пешек
  • Король бесценен

В конце игры эти очки ничего не значат – это лишь система, которую Вы можете использовать для принятия решений во время игры. Она помогает Вам понять, когда лучше брать, разменивать или делать другие ходы.

№ 3 Контролируйте центр

Вам нужно стараться контролировать центр доски своими фигурами и пешками. Если Вы контролируете центр, у Вас будет больше места для продвижения Ваших фигур. При этом сопернику будет сложнее найти хорошие поля для своих фигур. В приведённом ниже примере для контроля центральных клеток белые делают хорошие ходы, а ходы чёрных – плохие.

№4 Используйте все свои фигуры

В приведённом выше примере белые задействовали в игре все свои фигуры! Ваши фигуры бесполезны, пока они застряли на первой горизонтали. Постарайтесь развить все свои фигуры так, чтобы собрать больше сил для атаки на короля соперника. В игре с достойным соперником атака на короля одной или двумя фигурами не сработает.

Зачем нужна рокировка

Когда вы уже усвоили как правильно делать рокировку в шахматах, важным моментом станет умение правильно использовать данную комбинацию. Осуществлять этот ход нужно только тогда, когда это выгодно вам. Новички очень часто используют этот маневр при любом удобном случае, даже когда нельзя делать рокировку и это не принесет никакой пользы. С его помощью можно сорвать мощную атаку соперника и перегруппировать свои фигуры перед последующим ходом. Однако даже перед тем, как сделать рокировку, нужно все хорошо взвесить, так как сам маневр далеко не всегда является удачным.

Специалисты рекомендуют применять этот маневр, когда надо передислоцировать ладью и начать атаку на позиции соперника. Фигура ладьи считается самой сложной по введению в партию, поэтому может почти половину партии простоять на месте. Если вы хотите использовать ширину хода ладьи, то рокировка поможет вывести эту фигуру на нужную позицию.

Хорошим моментом осуществить этот ход станет начало масштабной атаки соперником. Очень часто игроки перед планированием атаки отталкиваются именно от настоящего расположения фигур на поле. Поэтому если вы поменяете расположение ключевой фигуры – это нарушит планы соперника. Когда открыт центр, у короля нет прикрытия – поменяйте фигуры местами.

Перед осуществлением этого маневра внимательно рассмотрите часть поля вашего соперника. Зачастую шахматисты концентрируют все силы в центре поля, однако бывают неординарные соперники, которые предпочитают свести все к одному из флангов.

С самого начала игры лучше держать пешки в позиции, приближенной к оборонительной. Тогда маневр с рокировкой будет максимально удачным. Особенно, если с него начинается масштабная атака соперника.

Ошибки рокировки

Правила рокировки – одна из самых сложных частей правил шахмат. Даже у известных мастеров возникали недоразумения с рокировкой в ​​отдельных случаях:

  • В ходе 21 – й игре в финале против Анатолия Карпова в 1974 году, Виктор Корчной попросил в судью , если он мог бы замок , если его ладья был атакован – он не знал правила на данный момент.
  • Юрий Авербах протестовал в партии против Сесила Парди против его рокировки, потому что ладья пересекла атакованное поле. Он ошибочно полагал, что это было незаконно.
  • Рихард Рети долго рокировал в игре против Карлоса Торре , хотя уже перебрался с дамской башни. Он ушел в ничью с играбельным ходом короля.
  • Александр Котов сделал рокировку в партии против Бориса Спасского , хотя тот был под шахом . Его альтернативного хода короля было достаточно, чтобы выиграть партию.
  • В партии против Уильяма Н. Уотсона Найджел Шорт сделал длинную рокировку черными, хотя белый ферзь на a5 доминировал на поле d8. Эта ошибка побудила Шорта немедленно отказаться от игры.
  • В восьмом матче против Бента Ларсена в Нидерландах в 1969 году Михаил Таль забыл, что он уже предотвратил рокировку, поэтому совершил решающую ошибку и позже проиграл.

Немного истории

Название игры происходит от персидского – шах мат – властитель умер. Возникла игра еще в первом веке, родиной считается Северная Индия. Предположительно, шахматные фигуры были прототипами воюющих между собой войск, партии – воин. Она очень заинтересовала правителей, ведь появилась возможность сразиться с противником без причинения вреда жизни, здоровью.

Также существует древняя легенда, известная многим со школьных лет. Однажды к королю пришел крестьянин рассказать о новой игре. Правитель заинтересовался увлекательной игрой, но крестьянин попросил выполнить одно условие, после чего пообещал любезно согласиться рассказать подробно о шахматах. На первый взгляд условие было слишком простым: положить на каждую клетку зерна так, чтобы с каждым разом их количество увеличивалось в квадрате. Король обрадовался, считая, что без особого усилия выполнит просьбу крестьянина. Но когда слуги посчитали количество необходимых зерен, были вынуждены огорчить своего правителя неутешительной новостью. Столько зерна не было в царских амбарах. Крестьянин не расстроился, с удовольствием поведал государю о шахматах, тот отдал ему все запасы зерна. Крестьянин разделил богатый подарок на все село.

Интересно, шахматы – игра, не имеющая конца. Сыграть все партии практически невозможно за всю историю существования нашей планеты. Именно поэтому она так полезна для нашего мозга. Подумывая каждый ход, нам приходится серьезно задумываться, применять все свои знания по математике и не только.

Какими правила могут быть?

Существует так называемые «неклассические» шахматы, в которых несколько другие правила. Король имеет право произвести рокировку с любой ладьей. При этом после такого хода король и ладья передвигаются на поля, на которые они перешли бы в обыкновенной партии. То есть при коротком движении король очутится на поле g1, а ладья – на f1. После того как длинная рокировка в шахматах выполнена, король передвинется на поле с1, а ладья – на поле d1. Эти фигуры необязаны производить ходы перед рокировкой. Король может стоять под шахом. Поля, через которые передвигаются фигуры, могут быть заняты, а те, через которые перемещается король, могут быть атакованы соперником. При рокировочном ходе возможны ситуации, когда король будет стоять на своем исходном месте, а ладья передвинется. Можно передвигать и самого короля первым.

Правила рокировки в шахматах

Когда король осуществляет рокировку, он передвигается на две клетки влево или вправо, а ладья передвигается на противоположную от короля клетку. При рокировке по правилам сначала нужно передвинуть короля, иначе ваш противник может заявить, что вы просто передвинули ладью, а не совершили рокировку (правило «взялся – ходи», см. правила шахмат). На диаграмме внизу ни один король еще не совершил рокировку.

На следующей диаграмме король белых совершил рокировку на королевском фланге, или, иначе говоря, он совершил короткую рокировку (также она может называться рокировкой в короткую сторону). Он передвинулся на две клетки вправо, а ладья передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данный вид рокировки обозначается как «O-O» в шахматной нотации.

На следующей диаграмме король белых сделал рокировку на ферзевом фланге, или, иначе говоря, он совершил длинную рокировку (также она может называться рокировкой в длинную сторону). Как и в предыдущем случае, король передвинулся на две клетки, но на этот раз влево, а ладья также передвинулась на следующую к королю клетку с противоположной стороны. Данная рокировка обозначается как «O-O-O» в шахматной нотации.

Выше перечислены общие правила рокировки в шахматах. Но, помимо этого, есть определенные ситуации, при которых рокировка не может быть совершена:

  • Рокировка невозможна, если либо король, либо ладья уже совершали ход.

    На диаграмме внизу король не может сделать длинную рокировку, потому что ладья для этой рокировки уже совершала ход.

  • Все клетки между королем и ладьей должны быть свободны.

    На следующей диаграмме король не может осуществить длинную рокировку на данном ходу, потому что между королем и ладьей находится конь.

  • Если королю поставлен шах, он не может сделать рокировку, чтобы уйти из-под шаха.

    На диаграмме внизу ладья черных поставила шах королю белых. На текущем ходу белые не могут осуществить рокировку, но если для того, чтобы уйти из-под шаха, белые не задействуют короля, позднее белые все же могут сделать рокировку.

  • Король не может сделать рокировку, если после рокировки он окажется под шахом.

    На следующей диаграмме слон черных атакует помеченную клетку, на которой окажется король белых, если белые совершат рокировку в длинную сторону. Поэтому при такой рокировке король белых окажется под шахом. Однако белые могут совершить короткую рокировку, либо они могут все же совершить длинную рокировку, но позднее, когда данная клетка не будет находиться под атакой.

  • Король не может сделать рокировку, если для этого ему придется пересечь находящуюся под атакой вражеской фигуры клетку.

    На диаграмме внизу ферзь черных атакует подсвеченную клетку, которую нужно будет пересечь королю, чтобы осуществить рокировку в длинную сторону. Поэтому в данный момент король не может осуществить этот вид рокировки.

Как правило, лучше всего делать рокировку на начальных этапах шахматной партии, чтобы обезопасить короля перед началом атаки и открытия клеток на центральных столбцах. Помните, что эти открытые клетки могут предоставить вражеским фигурам доступ для атаки вашего короля.

Как ходит король

Король – основная фигура на шахматной доске. Он имеет право «съесть» любую вражескую фигуру. Ходить монарху позволительно в любом направлении. А вот, становиться рядом с вражеским монархом нельзя. Короля чаще бездействует, пока в строю другие фигуры. Ведь, если Его Величество поражен, игра считается законченной.

Из угла король имеет возможность атаковать сразу три поля, расположение у края дает ему возможность пойти в атаку на пяти полях, на все остальной доске – на восьми. А вот, ходить туда, где стоят свои фигуры, ему нельзя, равно как и на контролируемую врагом территорию.

Напомним, что именно королю доступна шахматная рокировка. Тогда они движутся вместе с ладьей, которая призвана защитить его собой в случае необходимости.

Варианты

Правила рокировки отличаются в некоторых «неклассических» вариантах шахмат. Например:

  • В Случайных шахматах Фишера рокировка максимально приближена к классической: при соблюдении тех же обязательных условий она возможна как к левому, так и к правому краю доски для всех 960 начальных позиций. Конечная позиция рокируемых ладьи и короля, независимо от выбранной начальной расстановки, в точности соответствует конечной позиции соответствующей рокировки для классических шахмат. Поскольку в случайных шахматах изначально король стоит между ладьями, хоть одна фигура сходит. Рокировка невозможна, если хотя бы одно поле на маршруте короля битое.
  • В шахматах Капабланки для досок 10×10 и 10×8 при рокировке король передвигается не на два поля в сторону ладьи, а на три.
  • В некоторых позднейших вариантах шахмат, например, в гексагональных шахматах Глинского и в Grand Chess, от рокировки снова отказались. Отказ связан с тем, что используемые в этих играх правила ходов и расстановки фигур позволяют и без рокировки легко провести вывод ладьи на активную позицию и убрать короля с центра, где он более подвержен атаке.
  • В гексагональных шахматах Шафрана рокировка не только возможна, но имеет больше вариантов: допускается как длинная, так и короткая рокировка на любом фланге.
  • Рокировка отсутствует также в национальных азиатских видах шахмат сянци (китайские), чанги (корейские) и сёги (японские) — эти игры выросли из ранних вариантов шахмат, где рокировки не было.

Этикет

Правила шахмат требуют выполнять ходы только одной рукой. Рокировка — это ход короля, поэтому игрок, выполняя её, должен начать с короля. Однако Федерация шахмат США разрешает начинать рокировку и с ладьи. Разрешается тронуть обе фигуры (одновременно или начиная с короля), а затем переставить их любым способом — но всё ещё одной рукой.

Если один из игроков сделал рокировку с нарушением правил, то он обязан поставить короля и ладью на их первоначальные места и сделать какой-нибудь ход королём, если такой ход возможен (в том числе рокировку в другую сторону).

В шахматах Фишера в результате рокировки король и ладья встают на те же поля, что и в обычных шахматах. При этом, в зависимости от начальной расстановки фигур, двигаться могут и обе фигуры, и только король, и только ладья. Поэтому в них вышеописанное правило не действует и игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в любом порядке; рокировка считается сделанной, когда переключены часы. Если игра идёт без контроля времени, то, во избежание дезориентации партнёра, рокирующийся игрок должен перед тем, как передвинуть фигуры, сказать «рокируюсь» или «делаю рокировку».

В правиле «после третьего повтора объявляется ничья» право игроков на рокировку должно быть тем же во всех трёх позициях.

В играх с в ладью игрок может рокироваться несуществующей ладьёй, перемещая только короля.

Примечания и ссылки

Заметки

  1. Однако, похоже, это правило не всегда соблюдалось во времена Советского Союза . В своей книге « Поразительная рокировка!» Роберт Тиммер приводит несколько примеров, когда советские гроссмейстеры пытались сделать ход перед своим королем и получали выговор от рефери во время международных турниров. Он также приводит несколько примеров того, как мастер или гроссмейстер из разных стран преуспел в рокировке, оставаясь незамеченным, с ладьей или королем, которые уже сделали ход, или в рокировке с обеих сторон во время игры.

Рекомендации

  1. ↑ и Правила шахмат Международной шахматной федерации , статья 3.8.a (3.8.ii в исходных правилах на английском языке)
  2. Правила шахмат ФИДЕ, статья 3.8.b.2.b (3.8.2.b в исходных правилах на английском языке)
  3. Это правило было добавлено к правилам Международной шахматной федерации в 1972 году: без этого правила было бы законным переместить пешку в столбец e на ходу, а затем разыграть вертикальную рокировку. Эта особая рокировка была обнаружена Максом Пэмом и использована Тимом Краббе в шахматной задаче до того, как правила были изменены, чтобы запретить ее.
  4. Правила шахмат ФИДЕ, статья 3.8.b.1 (3.8.2.a в исходных английских правилах)
  5. Правила шахмат ФИДЕ, статья 3.8.b.2.a (3.8.2.a в исходных английских правилах)
  6. Правила шахмат ФИДЕ, статья 4.4.b
  7. , стр.  39-51
  8. Правила шахмат ФИДЕ, статья 4.4.c
  9. ↑ и Джереми Силман , Развитие своего стиля на примере: или как воспользоваться дисбалансом в шахматах , шахматах и ​​математике,2001 г., 433  с. ( ISBN  1-895525-07-1 ) , стр.  402-403
  10. ↑ и , с.  20-22, «Систематизация способов атаки»
  11. ↑ и , с.  73
  12. Le Courrier Des Echecs , ежемесячный заочный шахматный обзор, № 460, февраль 1997 г., стр. 37.
  13. ↑ и , с.  11-19, глава «Царь, который не качался»
  14. ↑ и Джереми Силман , Развитие своего стиля на примере: или как воспользоваться дисбалансом в шахматах , шахматах и ​​математике,2001 г., 433  с. ( ISBN  1-895525-07-1 ) , стр.  33-34 «Опережение развития»
  15. (in) Джон Ватсон , Play the French: 4-е издание , Everyman Chess ,2012 г., 432  с. ( ISBN  978-1-85744-680-7 ) , стр.  299
  16. ↑ и , с.  65, глава «Запрет рокировки»
  17. ↑ и , с.  66, «Атака« избитых »хижин»
  18. ↑ и Людек Пахман , Современная стратегия , изд. Grasset-Europe Chess, 1986, ( ISBN  978-224630-741-9 ) , стр. 197.
  19. ↑ и (ru) Брюс Пандольфини , Pandolfini’s Chess Complete , Fireside, Simon & Schuster, ( ISBN  978-067170-186-4 ) , 1992, стр. 87-88.
  20. ↑ and , стр.  170-171, «Напротив Рокеса»
  21. (in) Эдуард Гуфельд , Победа с помощью King’s Indian , Бэтсфорд, 1991, страницы с 4 по 11
  22. ↑ и Аарон Нимцович ( перевод  с немецкого), Моя система , т.  2, Париж, Petite Payot Chess Library, 1993 (1935 год для оригинального издания), 139  стр. ( ISBN  978-2-228-88697-0 и 2-228-88697-1 ) , стр.  15–16

Исторический

Рокировка как ход

Рокировка – относительно новое явление в европейской шахматной игре. Его нет в азиатских шахматных вариантах . Его предшественником был Königssprung , созданный около 1200 года , в котором королю было разрешено выполнить длинный сет на его первом ходу. Сегодняшняя рокировка возникла из этого около 1550 года. Правдоподобное объяснение этого изменения состоит в том, что обычно два хода – такие как Th1 – f1 и прыжок короля после g1 – сразу же следуют один за другим. Наконец, оба поезда были объединены в новый двойной поезд. Текущее правило о том, что рокировка из шахмат или в шахматы не разрешена, вытекает из этой истории: в случае рокировки из шахмат, со старым правилом прыжка короля, король изначально оставался в шахматах незаконно (так как ход ладьи шел первым. ) При рокировке в шахматы ладья могла быть захвачена противником после того, как был применен первый ход, в результате чего следующий прыжок короля часто приводил бы снова к шахматам и, следовательно, был бы невозможен. Подобно случаю удара на проходе , когда был введен новый тип хода, дополнительные правила – которые не сразу очевидны с сегодняшней точки зрения – гарантируют, что в ходе игры будет происходить как можно меньше других изменений.

Первое упоминание содержится в ранней современной сатире Франсуа Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль » (1564 г.). В Италии развивалась «вольная рокировка», при которой король и ладья могли свободно выбирать свои места. У Сальвио , например, есть дебютные варианты с рокировкой, при которых король и ладья приземляются на поля Kb8 / Re8, Kg1 / Re1 или Kh1 / Rf1. В трудах Джоаккино Греко (1600–1634) ограниченная рокировка была определена в ее нынешнем виде как норма. Затем это распространилось из Франции, где Греко развил свой основной эффект, на другие страны. В Италии, с другой стороны, долгое время действовал закон о свободной рокировке, и только в конце XIX века там были установлены международные правила. Последним известным шахматным мастером, выступавшим за сохранение свободной рокировки, был Серафино Дюбуа (1817-1899).

Только в 1964 году было определено, что две позиции с одинаковым расположением фигур, но с разными правами рокировки (нарисованные так, если z. B. page теперь у короля nichtrochierten) в смысле повторения позиции считаются разными.

Обозначение рокировки

Обозначение «0–0» было впервые использовано Иоганном Альгайером в 1811 году в третьем издании его учебника « Новые теоретические практические инструкции по игре в шахматы» . Он использовал только обозначение «0–0» и, при необходимости, чтобы различать «0–0r » и «0–0l ». В 1837 году Аарон Александр был первым, кто использовал символ «0–0–0» для длинной рокировки в своей «Энциклопедии де Эчес» . Поль Рудольф фон Бильгер последовал этой практике в своем Handbuch des Chessspiels , появившемся в 1843 году. Чтобы представить символ рокировки, Allgaier, Alexandre и von Bilguer объединили (маленькие) нули с пустыми («-») или с половинными четвертями («-») в своих работах .

В широко распространенном формате данных pgn рокировка отмечается не 0–0 или 0–0–0 (ноль и полчетверти), а обозначается ОО или ООО (буква О и дефисы).

Некоторые правила турниров

Во многих турнирах применяется набор общих, схожих между собой правил. Эти правила не обязательно применимы к партиям, которые играются дома или онлайн

Взялся – ходи!

Знакомство с Часами и Таймерами

В большинстве турниров используется контроль времени, который ограничивает время на всю партию
, а не ход. Это происходит потому, что когда в 1800-х годах начались первые шахматные турниры, некоторые ребята, осознавая, что они проигрывают, просто сидели и не делали ходов. С такой замечательной стратегией они всё никак не проигрывали… а турниры всё никак не заканчивались! После этого были изобретены шахматные часы, которые стали нормой в большинстве турниров.

Каждый игрок получает одинаковое количество времени на всю партию и может решать для себя, как использовать это время. Сделав ход, игрок нажимает на кнопку или рычаг на часах, ставя свои часы на паузу и запуская при этом часы соперника. Если у одного из игроков время на игру заканчивается и его соперник заявляет об истечении времени, тот, чьё время истекло, проигрывает (за исключением ситуации, когда у его соперника недостаточно фигур, чтобы поставить мат – в этом случае объявляется ничья). Нажмите сюда, чтобы посмотреть, как быстро игроки ходят в партиях с ограниченным контролем времени!

Правила рокировки

Условия рокировки

Маленькая рокировка белыми временно запрещена.

Рокировка требует нескольких условий:

  • все поля, отделяющие короля от ладьи, должны быть пустыми. Следовательно, нельзя брать фигуру соперника рокировкой;
  • ни король, ни башня не должны были покинуть свое первоначальное положение. Следовательно, король и ладья должны находиться в первом ряду игрока, и каждая сторона может рокироваться только один раз за игру; с другой стороны, король, возможно, уже потерпел неудачу, если уклонился от них, не двигаясь.
  • ни одно из полей (начальное, проходное или завершающее), через которое проходит король во время рокировки, не должно контролироваться фигурой соперника. Следовательно, рокировка невозможна, если король находится под шахом . В ситуации справа белые не могут рокироваться, поскольку черный слон на a6 (см. Алгебраические обозначения ) угрожает квадрату f1 (обозначенному красным крестом), через которое король должен пройти, чтобы сыграть рокировку. С другой стороны, башня, как и прилегающая к ней клетка в случае большой рокировки, может оказаться под угрозой.

Исполнение

Как и все удары, рокировка должна выполняться одной рукой. Чтобы избежать каких-либо споров, рокировка выполняется сначала перемещением короля, а только затем башни. Если игрок выполняет рокировку, сначала перемещая башню, его противник может считать, что последний перемещает башню, и имеет право применить правило «фигура коснулась, фигура сыграна» и заставить его двигаться только последнюю, запрещая ему затем рокировку дальше. эта сторона.

Если игрок добровольно касается своего короля, а затем своей башни, но не имеет права на рокировку на эту сторону, он должен сделать ход короля (он может, если у него есть право на рокировку на другую сторону). Если в его распоряжении нет разрешенного хода короля, он может выполнить любой другой разрешенный ход.

особенности

Применимо только для рокировки

  • Рокировка – единственный ход, которым король может выйти за пределы соседнего поля.
  • Рокировка – единственный ход, при котором одновременно перемещаются две фигуры одного цвета.
  • Рокировка – единственный ход, при котором ладья может перепрыгнуть через другую фигуру (короля).
  • Рокировка – единственный ход, который можно сделать только один раз для каждого цвета.

Для рокировка в дополнение к удару Мимоходом претензий

  • Рокировка и взятие на проходе – единственные ходы, в которых важна прошлая позиция. Это позволяет двум позициям динамически различаться, хотя позиции всех камней идентичны.
  • Помимо захвата на проходе, это единственный ход, при котором одновременно очищаются два поля.

Применяется к рокировке вместе с другими ходами

  • Как и ходы пешкой и взятием, его нельзя отменить на более позднем ходу.
  • Помимо обнаруженного чека, это единственный способ, который может предложить шахматы Трех Королей.
  • Помимо обычного продвижения пешек, рокировка – единственный ход, при котором никакая фигура не может быть взята.

Эти особенности используются в шахматной композиции , см. Рокировку в шахматной композиции .

Рокировка как атакующий прием

Тот факт, что ладья может пропустить своего короля во время рокировки, иногда создает возможность для коварной ловушки:

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
6-е6-е
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Позиция перед 11. 0–0–0 +!

 абcdежграммЧАС 
8-е8-е
7-е7-е
6-е6-е
55
4-й4-й
33
22
11
 абcdежграммЧАС 

Черные теряют ладью

Рокировка создает двойную атаку на короля и ладью черного игрока:

1. e2 – e4 e7 – e5
2. Кg1-f3 Кb8-c6
3. d2 – d4 e5xd4
4. Кf3xd4 Сf8-c5
5. Bc1 – e3 d7 – d6?
6. Кd4xc6 b7xc6
7. Сe3xc5 d6xc5
8. Фd1xd8 + Ke8xd8
9. Sb1-c3 Ta8-b8
10. f2 – f3 Rb8xb2 ??
11. 0–0–0 +! с прибылью башни.

История

Рокировка — относительно недавнее европейское нововведение в шахматы, которое датируется XIV—XV вв. Поэтому более ранние азиатские версии шахмат (сянци, чанги, сёги) не имеют такого хода.

Предшественником рокировки был «прыжок короля», появившийся, вероятно, в XIII веке. Якобус Цессолес упоминает, что первым ходом король мог «прыгнуть» на две клетки или даже на поле b1 или b2 (на три клетки). Согласно Лусене, в Испании правила шахмат, существовавшие до изменений конца XV века, дозволяли королю «прыжок» на две клетки, но если король получал шах, он терял такую возможность. Во всех вариациях правил король не мог сделать «прыжок» из-под шаха или через битое поле.

Генри Дэвидсон связывает появление рокировки в современном виде с революцией в правилах конца XV века, сделавшей слона и ферзя дальнобойными фигурами. Рокировка, таким образом, позволяла одновременно убрать короля из центра в более безопасное место и без потерь времени ввести в игру ладью.

К 1560 году, пишет Г. Мэррей, в Испании у короля был ещё только «прыжок», во Франции — и прыжок, и рокировка, в разных областях Италии применялись либо французские, либо испанские правила, а где-то ход короля включал и перемещение на одно поле пешки перед королём. В течение XVII века рокировка медленно и неравномерно закреплялась в европейских странах. Дольше всего нестандартные правила продержались в Италии. В 1683 году Франческо Пьяченца (итал.)русск. критиковал региональные отклонения, такие как разрешение рокировать уже ходившему королю или рокировку через битое поле; до конца XIX века в Италии были популярны моденские правила, дававшие игроку возможность выбрать, на какие поля поставить короля и ладью после рокировки.

Условия для рокировки в шахматах

Король, который должен принять участие в рокировке, еще не был использован для совершения хода. Это же правило касается и ладьи.

Король ни в коем случае не должен находиться под шахом. Если производится рокировка, то король не может перемещаться через поле, которое атаковано фигурами противника, имеющими возможность ходить на поле, по которому движется король. Также данная фигура не имеет возможности ходить по полю, которое занято вражеской фигурой. То есть правила шахмат в данном случае говорят о том, что игрок не может рокироваться и завершить ход под шахом с королем.

Перед совершением рокировки все поля, которые находятся между ладьей и королем, должны быть абсолютно пусты. Нужно помнить о том, что ладья и король должны прийти на поля в одном ряду.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий