Как шахматисты зевают чаще всего?

Спорт, наука или искусство

Мы попадаем на территорию извечного спора, что такое шахматы. Это наука, искусство или спорт? Скорее всего, шахматист высокого уровня должен одновременно делать все хорошо, быть научно подготовленным, потому что огромную роль играет дебютная подготовка и знания планов, идей, позиций и так далее.

Шахматы — это спорт, потому что в течение 6 часов решать задачи крайне сложно. Плюс в этой игре очень высокий уровень адреналина и порой зашкаливает, ты находишься в стрессовой ситуации. Эмоциональный фон очень высокий, но при этом ты не можешь двигаться. В футболе у тебя эмоции выходят через движение. А здесь они никуда не выходят. Это так называемая гиподинамическая нагрузка, когда много всего происходит внутри, а движения ограничены и физически ничего не проявляется.

Игрока раздирает множество сомнений, идей, планов одновременно. Это совмещается с необходимостью точно считать варианты, ничего не упускать из виду. И при этом нужно еще творить. И находиться в состоянии, в котором может осенить какая-то идея, чтобы ты увидел необычное.

И третье определение шахмат — это искусство, потому что ты практически в каждой партии попадаешь на неизведанные территории, где ты должен заниматься творчеством. Нужно строить планы, генерировать идеи, воплощать их, оценивать, как идет воплощение. Это похоже на процесс создания картины, музыкального произведения. Вроде все по сценарию, но сценария ты на самом деле не знаешь и не видишь. На разных стадиях партий ты должен подключать разные аспекты игры.

Поначалу шахматы — это скорее наука. Надо знать, как расставить фигуры, но со временем игра превращается в творчество, совмещенное с четким счетом, со своего рода математикой. Когда мало времени остается, это превращается в спорт, потому что ты должен всю свою концентрацию, напряжение, все эмоции выдать за ограниченный промежуток времени. Сочетание несочетаемого.

Михаил Кобалия не устоял против чар Александры Костенюк

Играя против Александры Костенюк, многие сильнейшие шахматисты мира допускают досадные ошибки. Под «каток» Александры попадали Виши Ананд, Магнус Карлсен и Ван Хао. Не смог устоять против её чар и Михаил Кобалия, который считался фаворитом в турнире AEROFLOT OPEN -2013.

Трудно объяснимый случай, учитывая, что у Кобалия оставалось более полутора минут. Избежать мата можно было простым ходом f5.

В этой позиции, вместо спасительного хода f5 (пешка перекрывает белопольного слона противника), черные ходят Кg7. Последний ход былых очевиден — Qxh7#.

Ограничение времени

   Часы в шахматах впервые появились на Лондонском турнире в 1862 году и были в целом приняты около 1880 года. Нажатие (остановка) своих шахматных часов одновременно запускает шахматные часы противника. Превышение отведённого времени приводит к немедленному поражению.

   Ограничение времени в современных шахматных турнирах и матчах обычно составляет по 4 часа на игру (у каждого игрока есть по 2 часа, чтобы сделать 40 ходов), а если на то возникает необходимость, то добавляется двухчасовая сессия (каждому игроку добавляется по 1 часу на следующие 20 ходов). Если же все 60 ходов проходят безрезультатно, то происходит дальнейшее добавление к остающемуся у игроков времени — по часу или по полчаса каждому, и если какой-нибудь из игроков не укладывается в это время, то он немедленно проигрывает.

   Как уже упоминалось (в предыдущей главе), большинство игр в сёги продолжаются один день, и каждому игроку выдаётся по 6 часов, после чего следует добавочное время — максимум по одной минуте на каждый ход, причём в титульных матчах в профессиональных сёги игра продолжается по 2 дня, и каждому из игроков выделяется по 9 часов, после чего добавочное время составляет максимум одну минуту на каждый ход.

   В шахматах каждый игрок обязан вести запись партии и нажимать свои часы. В то же время в сёги за это ответственен профессионал, рангом ниже, чем игроки (обычно новичок). В противоположность шахматам, в профессиональных сёги игры практически всегда играются без публики, хотя телевидение часто транслирует ход игры для аудитории с помощью камеры, расположенной высоко вверху, прямо над доской.

Мастер разменов

Игроки этого типа стремятся к размену фигур каждый раз, когда возникает такая возможность. Их целью остается резкое сокращение материала на доске и розыгрыш эндшпиля минимальным набором боеспособных единиц. Сторонники разменов редко усложняют партию в миттельшпиле, предпочитая не рисковать до решающей стадии игры.

Что делать вам? Воспринимайте стремление к размену как слабость оппонента. Соглашайтесь на обмен фигурами на выгодных для себя условиях, например, отдавайте коней в обмен на слонов в открытых позициях и т.д. Вашей задачей станет извлечение максимальной пользы из тех фигур, что остались на доске.

З[]

  • Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
  • Закрытая игра  — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
  • Засада — ситуация, в которой дальнобойная фигура располагается за своей или чужой фигурой (фигурами). Действие дальнобойной фигуры проявляется только после перемещения стоящей перед ней фигуры (фигур).
  • Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
  • Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.

Как стать шахматистом

Не секрет, что воспитанием чемпионов занимаются с детства. В подготовке молодых шахматистов задействуют все ступени образования, начиная с детского сада. Тренеры и преподаватели выявляют талантливых малышей и занимаются с ними индивидуально. В дальнейшем воспитанников обучают по специальным программам, разработанным ведущими педагогами — гроссмейстерами.

Вне зависимости от способностей шахматиста на принятие решений во время партии постоянно оказывает масса сторонних факторов. К примеру, один из соперников накануне проиграл, другой — выиграл. Очевидно, что они с разным настроением подойдут к «дуэли». Другой момент: зная, в каких позициях противник чувствует себя увереннее, не дать ему возможности получить их на доске.

Подобных психологических моментов множество

Однако в данной статье я хочу сконцентрировать внимание на влиянии темперамента шахматиста на его решения

Фигуры

   Король является абсолютной ценностью — и в шахматах, и в сёги. Захват вражеского короля (то есть, «мат» или «цумэ») приносит победу в игре. В сёги и в шахматах короли ходят одинаково — исключая ход «рокировка» в шахматах, который будет объяснён позже. (Отметим, что знак «+» в шахматах означает шах, в то время как в западной нотации сёги он же означает переворот.)

   Ферзь в шахматах является относительно наиболее сильной фигурой, соединяя в себе возможности ладьи и слона, как показано на (36). Эквивалентными фигурами в сёги являются дракон и лошадь дракона; в сёги старшие фигуры переворачиваются: ладья — в дракона, а слон — в лошадиного дракона, при этом им добавляется возможность хода на одно поле в любом направлении.

   Шахматные ладья и слон ходят аналогично соответствующим неперевёрнутым фигурам сёги.

   Шахматный конь может ходить вперёд, вбок и назад, как показано на (37). Конь в сёги ходит так же, но только в направлении вперёд (отступать он не умеет).

   Золотой и серебряный генералы в сёги ходят как король за исключением некоторых недоступных для них полей. Стрелка в сёги ходит, как умеющая ходить лишь вперёд ладья, и у неё тоже нет шахматного эквивалента.

   В сёги есть два типа переворота (см. предыдущую главу): переворот «старших» фигур (R и B) добавляет им возможности хода короля, а переворот «младших» фигур (S, N, L, P) обращает их в золото. Вместе с тем в шахматах превращаться умеет только пешка (как будет объяснено далее).

Типичный сангвиник

Очень интересный по темпераменту человек, объединяющий многие положительные качества предыдущих трех. Он живой, подвижный, быстрый, энергичный. Также этот психотип сильный, уравновешенный, скрытный, сдержанный.

Обычно шахматисты с таким темпераментом экстраверты. Они стремятся владеть инициативой и диктовать свои условия в игре, предпринимая активные действия в атаке. Лучшая возможность противодействия — встречные инициативные ходы, направленные на нейтрализацию его угроз и перехват инициативы.

Если же Вы предпочитаете дать противнику возможность атаковать, а затем добиться перевеса за счет своевременной контратаки, то такой вариант также уместен

В этом случае важно выбрать подходящий момент для встречной атаки. Иначе Ваша позиция может стать настолько пассивной, что придется защищаться до конца партии и бороться максимум за ничью

Кроме того, следует помнить, что сангвиникам иногда присуща некоторая поспешность, которая приводит к неточной игре. В подобной ситуации главное — найти правильное продолжение, позволяющее максимально точно использовать некорректное движение соперника в свою пользу.

Пассивный игрок

Еще один распространенный типаж среди игроков-любителей

Отличительная особенность — крайняя осторожность и отсутствие намека на минимальный риск. Шахматисты этой группы становятся полной противоположностью атакующих безумцев

Подобная манера ведения партий становится их слабым местом. Пассивные игроки боятся взять пешку только потому, что «это небезопасно».

При встрече с шахматистом, применяющим пассивную тактику, следует придерживаться собственного плана на поединок. Будьте логичны, последовательны и упорны. Соперник будет в постоянном напряжении из-за угроз собственным фигурам. Стремление сохранить материал неизбежно приведет его к ошибкам, которыми вам следует воспользоваться.

Я слишком старый

Это другое весьма распространённое оправдание. Многие шахматисты говорят: «Я слишком старый, чтобы учиться играть. Этим нужно было ещё в детстве заниматься». Самое удивительное, что так размышляют не только люди в зрелом возрасте, но и молодежь.

Но жизнь как всегда доказывает обратное. Есть много примеров, когда шахматисты добивались высоких результатов далеко не в юности. Например, Viktor Ciocaltea, Румыния, стал Гроссмейстером (GM) в 47 лет, Geza Fuster – Венгрия, стал международным мастеров (IM), когда ему было 59, Larry Kaufman стал Гроссмейстером (GM) в 55 и т.д. Есть очень много мастеров ФИДЕ, международных мастеров, кандидатов в мастера спорта, которые получали свои звания в 50, 60 и даже 70 лет!

А я часто слышу от 20 и 30-летних, что они «слишком стары для шахмат». Смешно?

Ничьи

   Игра в сёги практически всегда имеет решающий исход; ничьи в них редки — лишь около 2% профессиональных игр заканчиваются вничью (отношение количества побед к поражениям у лучших игроков составляет примерно 2:1). В шахматах же много игр (примерно половина игр гроссмейстерского уровня) заканчиваются вничью в результате упрощающего эффекта взятия и/или положения обоих игроков. Игра в шахматы может закончиться вничью одним из пяти следующих способов:

   1. Пат: когда сторона, у которой очерёдность хода, не может сделать хода по правилам, и королю этой стороне при этом не угрожает шах.

   2. Повторение ходов: достижение одной и той же позиции в третий раз подряд (включая «вечный шах»).

   3. Недостаток материала: когда нет возможных перспектив заматовать.

   4. Правило пятидесяти ходов: если игроки сделали 50 ходов без взятия фигуры или без движения пешки, то любой игрок вместо своего хода может объявить ничью.

   5. Соглашение между игроками. Одним из основных недостатков и разочарований в шахматах (для беспристрастного наблюдателя) является то, что игроки могут согласиться на ничью без серьёзных попыток победить (хотя для этого, конечно же, и требуется согласие на ничью обеих сторон).

   Отметим, что корректная процедура предложения ничьи в шахматах состоит в том, что игрок сначала делает свой ход на доске, затем спрашивает противника: «Хотите согласиться на ничью?», а затем нажимает на часы.

   Сёги же, напротив, требуют позитивной вовлечённости каждого игрока в каждой игре. В сёги пат практически невозможен, вечный шах запрещён, а ничья по соглашению незаконна (и потому является неслыханным делом)! Тем не менее, ничья в сёги может состояться двумя путями (см. предыдущую главу):

   1. Сэннититэ: четырёхкратное повторение одной и той же позиции (исключая «вечный шах»).

   2. Недостаток материала: отсутствие перспектив заматовать и, одновременно, наличие достаточного для ничьи количества материала.

   Однако в профессиональных сёги ничейные партии в реальности считаются «безрезультатными», и (обычно, немедленно) переигрываются с переменой цветов. При этом каждому игроку отводится оставшееся у него время (обычно, как минимум, по одному часу у каждого).

Выявите корень проблем

Кризис — время удивительных возможностей. Он показывает, что нам следует задуматься о качестве своей игры и выявить причину спада в результатах. Сделав это, вы удивитесь: истинная причина проблем будет существенно отличаться от ваших первоначальных предположений.

Не так давно один из моих учеников столкнулся с затяжной полосой неудач. Юноша потерял почти 100 очков рейтинга в онлайн-партиях. Он прекратил играть (избавившись от эффекта снежного кома!) и попросил меня о помощи. Парень был уверен в том, что совершает много ошибок и проигрывает из-за них. Но анализ партий показал, что это не так. Он просто не использовал свои дебютные наработки, Во многих случаях мой ученик импровизировал, хотя мог воспользоваться готовым решением, которое принесло бы победу в парии вместо обидного проигрыша.

Как мы решили проблему? Мальчик на неделю отказался от онлайн-партий и сосредоточился на изучении предыдущих поединков. Одно неожиданное открытие сменяло другое. Результат? Отыгрыш потерянного и дополнительные 50 очков рейтинга. Кризис в игре стал импульсом для неспешного осмысления прежних результатов.

Этот пример остается одним из многих. Расскажу ещё о двух ситуациях.

Другой мой ученик был уверен, что корень его проблем — слабые дебюты. Но истиной причиной многочисленных поражений были неверные тактические решения во время партии. Это серьезная проблема для юных шахматистов, которую я планирую раскрыть в одной из следующих статей.

Мой пример столь же показателен: я стал гроссмейстеров и за следующий год не смог прибавить ни одного пункта в рейтинге. Печально, не правда ли? Случившееся заставило меня провести тщательный анализ. Что я увидел? Ужасные ошибки в счете вариантов и неверные решения в сложных ситуациях. Последующие полгода я усердно работал над устранением выявленных слабостей с помощью моего тренера — гроссмейстера Владимира Акопяна. Результатом стал быстрый набор 100 баллов рейтинга Эло — их стало 2600 вместо прежних 2500.

Мой совет прост: ищите человека, который поможет вам анализировать сыгранные партии. Обращайтесь к тренеру, коллеге, другу. К тому, кто обладает большим опытом и играет лучше вас. Он заметит то, что вы можете пропустить: важные детали и мелкие ошибки.

Ваша задача — справиться с нарастающим количеством проблем как можно быстрее. Не стесняйтесь просить кого-либо о помощи.

Гарри Каспаров в своей замечательной книге «Шахматы как модель жизни» писал:

Ошибка Чигорина ценой в карьеру

Иногда ужасная ошибка может загубить не только отдельную партию или турнир, но и всю шахматную карьеру. Посмотрите на следующую диаграмму. У белых лишний конь, и они должны выиграть.

Чёрные ладьи на обжорном ряду только выглядят угрожающе, но не могут навредить белому королю. Для мастера и особенно гроссмейстера всё остальное должно быть лишь вопросом техники.

Такая позиция возникла в 23 партии матча Стейниц — Чигорин за звание чемпиона мира по шахматам 1892. Если Чигорин выигрывает партию (как и положено), он выравнивает счёт в матче и в последней 24-ой партии должен решится вопрос с принадлежностью мировой шахматной короны.

А теперь посмотрите, что произошло:

Вы должны активировать JavaScript для отображения шахматной партии.

Игры с форой

   Одно из главнейших отличий сёги от шахмат заключается в отношении к форовым играм, в которых более сильный игрок убирает одну или несколько фигур из своей армии перед началом игры. Можно считать, что при этом используется большая, чем у шахмат, предрасположенность сёги к играм с форой, поскольку любая захваченная фигура в сёги меняет владельца (и поэтому более сильный игрок, начиная без, к примеру, старших фигур, может оказаться в состоянии захватить и использовать старшую фигуру более слабого противника). Тем не менее, в ранний период развития шахмат фора в них была вполне приемлема — и иногда давалась даже очень сильными игроками, такими, как американец Пол Мёрфи (1837-84). Однако с тех времён форовые игры из шахмат практически исчезли; даже при обучении новичков обычно используется полный набор фигур.

   В сёги же, напротив, форовые игры формируют традиционную и весьма важную лестницу в процессе обучения игре, и до недавних времён игрались даже между профессионалами высшего класса (наиболее известная из таких игр приведена в главе 11 этой книги). В сёги существует весьма существенный запас аккумулированной письменной теории (дзёсэки), имеющей отношение к различным уровням игр с форой, основанной на профессиональной игре, которая продолжает развиваться при обучении начинающих, более продвинутых любителей и молодых профессионалов. Форовые игры и сейчас иногда играются между профессионалами высшего уровня и новыми профессионалами (4 дана). Руководству по форовым играм в сёги посвящена глава 11 этой книги.

Д[]

  • Дальнобойная фигура — фигура, дальность передвижения которой ограничена только размерами доски и расположением других фигур: ферзь, ладья, слон.
  • Двух слонов преимущество — ситуация, при которой одна из сторон обладает двумя слонами, а противная сторона — слоном или конём, либо двумя конями. Особенно данное преимущество сказывается в открытых позициях, где дальнобойность слонов позволяет использовать их в полную силу. Преимущество двух слонов называют иногда «маленьким качеством».
  • Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил.
  • Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
  • Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
  • Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и чёрные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
  • Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
  • Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий