Раджабов и Карякин в подкасте Kuji

Реванш: машина победила, но Гарри считал, что ей помогали гроссмейстеры

Второй матч Каспарова и Deep Blue назначили на май 1997-го.

Разработчики оперативно правили ошибки, делая мысли машины более гибкими, а к работе привлекли нового топ-гроссмейстера Мигеля Ильескаса. Ожидалось, что Каспаров выберет антикомпьютерную тактику – нестандартные решения и неожиданные ходы.

Матч проходил на 35-м этаже нью-йоркского небоскреба Equitable Building. В этот раз Каспарова и Deep Blue разделяли не километры, а несколько стен – компьютер из двух блоков находился в отдельном помещении. Призовой фонд вырос до 1,1 млн – 400 тысяч получал уже проигравший, а не победитель, как год назад.

IBM поработала и над пиар-составляющей матча: пригласила журналистов, организовала трансляцию и отдельный зрительный зал.

Регламент сохранился – 6 партий за 6 дней. Каспаров начал белыми и выиграл – компьютер оказался не готов к нестандартному подходу человека. В конце партии машина грубо ошиблась: вместо того, чтобы продлить партию еще на десяток ходов, пришла к безнадежной позиции намного быстрее.

Но уже во второй партии Каспаров, уверенный, что компьютер просчитывает дальновидные схемы, в какой-то момент остановил партию и поздравил машину с победой. Оказалось, что Гарри переоценил возможности машины: атакующий маневр, с которым он смирился, машина просто не видела, а значит, партия легко сводилась к ничьей. В этом момент чемпион мира заподозрил владельцев в махинациях, обвинив IBM в том, что компьютеру помогает живой человек, а связка машина-гроссмейстер превосходит даже лучшего шахматиста мира в несколько раз.

«Я думал, раз машина, которая так сильно провела всю партию, уверенно делает ход, значит, она видит, что вечный шах черные объявить не могут. И не стал проверять. А ничья там была! Вот у меня и возникло подозрение: больно уж некомпьютерная ошибка. Элементарный человеческий зевок», – сетовал Каспаров в интервью «Коммерсанту» после матча.

Рейтинг российских шахматистов

На 1 октября 2021 года рейтинг лучших шахматистов России (по классическим шахматам) выглядит так:

#1: 2782. На первом месте — Ян Непомнящий (14.07.1990). Чемпион Европы (2010), чемпион России (2010). Победитель многих российских и международных чемпионатов в различных возрастных категориях.

#2: 2773. Второе место – Александр Грищук (31.10.1983). Трехкратный чемпион мира по блицу (2006, 2012, 2015), чемпион России (2009) и победитель других элитных шахматных соревнований.

#3: 2743. Далее идет самый молодой гроссмейстер в истории шахмат Сергей Карякин (12.01.1990), заслуживший это звание в возрасте 12 лет – на 5-й позиции. Претендент на звание чемпиона мира (2016).

#4: 2728. На четвертом месте мы видим Дмитрия Андрейкина (5.02.1990). Финалист кубка мира ФИДЕ 2013 года уже долгое время держится в элите российских шахмат, но пока ему не удается выйти на новый уровень.

#5: 2727 На пятом месте расположился гроссмейстер из Петербурга Никита Витюгов (4.02.1987). Чемпион Европы по блицу (2018), победитель командного Чемпионата мира в составе национальной сборной (2019), чемпион Европы по классическим шахматам (2019).

#6: 2720. Андрей Есипенко (22.03.2002)

#7: 2710. Даниил Дубов (18.04.1996)

#8: 2709. Кирилл Алексеенко (22.06.1997)

#9: 2706. Евгений Томашевский (28.06.1987)

#10: 2701. Владимир Федосеев (16.02.1995)

Далее приводится аналогичный рейтинг лучших шахматисток России на 1 октября 2021 года:

#1: 2602. Сильнейшая шахматистка в России на текущий момент – Александра Горячкина (28.09.1998). Александре 23 года. Звание женского гроссмейстера шахматистке было присвоено в возрасте 13 лет. Гроссмейстер (2018), вице-чемпионка мира (2020).

#2: 2550. Второе место у Екатерины Лагно (27.12.1989) – бывшей украинской спортсменки, выступающей за Россию с 2010 года. Выполнив гроссмейстерскую норму среди женщин в 12 лет и 4 месяца Екатерина отмечена книгой рекордов Гиннесса, как самый молодой гроссмейстер среди женщин. Гроссмейстер (2007), вице-чемпионка мира (2018).

#3: 2518. Замыкает тройку сильнейших Александра Костенюк (23.04.1984) – 12-й чемпионка мира (2008 – 2010). Помимо титула чемпионки мира среди женщин, Александра, имеющая двойное гражданство: российское и швейцарское, в 2013 году стала абсолютной (т.е. в том числе среди мужчин) чемпионкой Швейцарии. Гроссмейстер (2004).

#4: 2509. Полина Шувалова (12.03.2001) резко переместилась вверх после главного успеха в своей карьере — на Суперфинале чемпионата России-2020, где она поделила 1-2 места, уступив первенство лишь на тай-брейке Александре Горячкиной.

#5: 2493. На пятом месте расположилась Алина Кашлинская (28.10.1993). Победительница первенства России среди девушек до 10 лет (2003) и вице-чемпионка Европы до 10 лет по классическим и быстрым шахматам. Международный мастер (2014).

#6: 2472. Наталья Погонина (9.03.1985) — вице-чемпионка мира по шахматам (2015). Бронзовый призёр первенства Европы (2009), проходившего в Будве. Победительница Шахматных Олимпиад — 2012, 2014. Чемпионка Европы (2011).

#7: 2443. Анастасия Боднарук (30.03.1992)

#8: 2442. Алиса Галлямова (18.01.1972)

#9: 2432. Девятая позиция – Ольга Гиря (4.06.1991). Ольга обладательница – Кубка России 2014 года. Гроссмейстер среди женщин (2009).

#10: 2427. Валентина Гунина (4.02.1989). Трижды чемпионка России (2011, 2013, 2014), дважды чемпионка Европы (2012, 2014), чемпионка мира по блицу (2012) и чемпионка Европы по блицу (2012). Гроссмейстер (2013).

Каспаров не верил, что компьютер может его обыграть (сначала так и было)

В 1997-м Каспаров был главным шахматистом планеты. Он еще не ушел в политику, обладал титулом чемпиона мира по версии Профессиональной шахматной ассоциации (ПША) и часто представлял человечество в играх против шахматных программ.

Еще в 1989-м Каспаров легко выиграл две блиц-партии у суперкомпьютера Deep Thought, пообещав, что машина никогда не обыграет человека в шахматы.

«Если компьютер сможет превзойти в шахматах лучшего из лучших, это будет означать, что ЭВМ в состоянии сочинять лучшую музыку, писать лучшие книги. Не могу в это поверить. Если будет создан компьютер с рейтингом 2800, то есть равным моему, я сам сочту долгом вызвать его на матч, чтобы защитить человеческую расу», – уверял Гарри.

В первой игре с Каспаровым Deep Thought находился на шахматном уровне в 2552 пункта – далеко до рейтинга чемпиона мира. На помощь искусственному разуму пришел компьютерный гигант IBM, предложивший сотрудничество команде Deep Thought. Проект начинался как диссертационная работа в университете Карнеги-Меллон, а со временем перерос в подготовку первой машины, способной бороться с чемпионом на равных.

IBM поменяла название шахматной программы с поэтичного Deep Thought (Глубокая Мысль), навеянного романом Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», на Deep Blue. Причина была проста – носившая неофициальное название Big Blue компания решила увековечить себя в названии шахматного компьютера.

Разработчики постоянно наращивали скорость машины, параллельно совершенствуя программное обеспечение. Работа компьютера основывалась на переборе всевозможных действий после хода соперника и просчете вариантов ответных ходов до тех пор, пока есть время на принятие решения.

Чтобы выстраивать так называемое древо ходов, машина перебирала миллионы вариантов – для этого требовалась максимально высокая скорость. Deep Thought просчитывал около 700 тысяч позиций в секунду, а усовершенствованная версия Deep Blue 1997-го – уже до 200 млн позиций.

Deep Blue больше никогда не играл в шахматы. А по его матчу с Каспаровым даже поставили пьесу

Матч Каспарова против Deep Blue поджег интерес к шахматам – за поединком следил весь мир. 

Гроссмейстер, отойдя от болезненного поражения, предложил IBM реванш, а на кон ставил чемпионский титул, но компания ожидаемо отказалась – благодаря победе над чемпионом мира акции IBM устремились вверх. Новый успех уже не повлиял бы на котировки, зато поражение могло испортить ситуацию.

После матча в Нью-Йорке Deep Blue никогда не участвовал в официальных матчах – ни против людей, ни против других машин. Сейчас один из блоков компьютера хранится в Музее компьютерной истории в Калифорнии, второй – в Национальном музее Американской истории в Вашингтоне. Платы остались в исследовательском центре IBM.

Каспаров позже садился за стол против других компьютеров: в январе 2003-го разошелся миром с программой Deep Junior, а в ноябре участвовал в мачте с использованием 3D-технологии против программы Fritz (и снова ничья). Дальше Гарри не играл с машинами на публику, а через пару лет завершил карьеру.

После него шахматисты несколько лет сражались с программами, но с каждым разом все с меньшими шансами на победу. Последней точкой стало поражение чемпиона мира Владимира Крамника в конце 2006-го программе Deep Fritz (2:4).

Интерес к противостоянию людей и машин пропал, когда шансов против компьютера уже не осталось. Сейчас подготовку гроссмейстера не представить без компьютера, но игра на результат с ним бесполезна: рейтинговый рекорд действующего чемпиона мира Магнуса Карлсена составляет 2882 пункта, а сильнейшая шахматная программа набрала 3534. Для сравнения: разрыв между Карлсеном и 100-м номером шахматного рейтинга – всего 213.

В 2003 году вышел документальный фильм Game Over: Kasparov and the Machine

Первое поражение чемпиона мира в матче с компьютером привлекло внимание и поп-культуры: в 2013-м в Нью-Йорке поставили театральную пьесу «Машина» по мотивам поединка. В том же году Disney приобрела права на экранизацию этой пьесы

Благодаря сериалу Netflix «Ход королевы» шахматы снова в топе обсуждений у массового зрителя.

Каспаров возвращается спустя 12 лет. И это большой сюрприз

Над машиной работали не только программисты, но и шахматисты. Спаррингом компьютера и разработчиком дебютной книги был американский гроссмейстер Джоэл Бенджамин, позже к нему присоединились другие профессионалы.

Первый матч между Каспаровым и обновленным Deep Blue прошел в 1996-м. Турниру благодаря IBM выделили щедрый призовой фонд: 500 тысяч долларов, из которых победителю доставалось 400. Формально партии проходили в Филадельфии, хотя компьютер находился в Нью-Йорке, а ходы за него делал оператор, получивший сигнал онлайн. На случай проблем со связью IBM привезла две резервные машины с чуть меньшей мощностью.

Первая партия завершилась сенсационной победой Deep Blue – впервые в истории компьютер выиграл у чемпиона мира партию с классическим контролем времени. Но Каспаров быстро отыгрался, без особых проблем сведя матч к победе – 4:2 в пользу человека.

Радостный Каспаров после матча хвалил IBM, но уже не был так категоричен в отношении его перспектив:

«Впервые в истории человечества мы имеем что-то очень близкое к искусственному интеллекту. Уже есть возможность уменьшить число ошибок и достичь уровня игры, который определяется интуицией человека. Сейчас – там где я интуитивно чувствую, играю ли я правильно или ошибочно, – машина просто перебирает миллиарды и миллиарды вариантов. Но не исключено, что в дальнейшем удастся создать алгоритм, который был бы сравним с интуитивным мышлением человека».

Создатели компьютера согласились с Каспаровым и предложили ему реванш через год.

Бобби Фишер против всего мира (2011)

  • Оригинальное названиеBobby Fischer Against the World
  • Год: 2011
  • Страна: США, Великобритания
  • Длительность: 93 мин.
  • Режиссер: Лиз Гарбус
  • Жанр: документальный, биография, история, спорт
  • В главных ролях: Бобби Фишер, Дэвид Эдмондс, Энтони Сейди, Сьюзен Полгар, Генри Киссинджер, Дэвид Шенк, Гудмундур Тораринссон, Михаил Таль, Тигран Петросян, Расселл Тарг
  • Возраст: 12+
  • Рейтинг по КиноПоиску: 7,14

Первая полнометражная попытка исследовать жизнь Бобби Фишера – человека, которого многие называют самым гениальным шахматистом всех времен и народов

Приняв участие в своем первом турнире в десять лет, Фишер с годами все больше и больше отдалялся от окружающего его мира, уделяя все свое внимание любимому занятию. Фишер выигрывал все состязания, в которых участвовал, и все время становился «самым» — самым молодым чемпионом США, самым молодым международным гроссмейстером

В 1972 году Фишер стал иконой Холодной войны, выиграв у «непобедимого» советского шахматиста Бориса Спасского. В своей последней партии – в 1992 году – Фишер также одержал победу над Спасским, и бесследно исчез, превратившись в отшельника. Гениальный шахматист всегда отличался эксцентричным поведением, но с годами, его судьба все более напоминала жизненный путь великого математика Джона Нэша, также не сумевшего удержаться на тонкой грани, разделяющей гений и безумство. Когда в 2001 году Фишер вновь возник на мировой арене, он предстал перед миром безумцем и параноиком, убежденно рассказывающим о заговоре против него ЦРУ и Госдепа США…

Карпов или Каспаров? 35 лет главному спору шахмат: играли без флагов, матч обрывали – а Гарри протестовал уже тогда

Дальше последовали три ничьи – к последней партии человек и компьютер подошли с равными шансами: 2,5:2,5. Deep Blue играл белыми, а Каспаров пошел ва-банк – выбрал нетипичный для черных дебют. Поражение случилось уже на 19-м ходу – самое быстрое в его карьере.

После матча Каспаров был в ярости – снова утверждал, что компьютеру помогали гроссмейстеры, иначе странную игру в первых партиях не объяснить. IBM даже получила от чемпиона мира запрос расшифровки отдельных ходов.

«После невероятного напряжения того матча, которое усугублялось подозрительным поведением IBM и моей склонностью к сомнениям, я не был готов легко признать поражение. Честно говоря, я никогда не умел проигрывать. Человек, который легко смиряется с поражением, никогда не станет настоящим чемпионом, и этот принцип, конечно, справедлив и в моем случае. Но я верю в честную борьбу. Тогда же я считал, что IBM обманула меня – а также весь мир, пристально следивший за нашим матчем», – писал Каспаров в книге «Человек и компьютер: Взгляд в будущее».

По одной из версий, именно эмоции помешали Гарри выиграть. После нестандартных ошибок в первых партиях он переоценил машину и начал ее бояться. В книге «Сигнал и шум» журналиста The New York Times Нейта Силвера один из создателей Deep Blue Мюррей Кэмпбел объяснил ошибку в первой партии обычным багом.

То, что Каспаров принял за дальновидность (а потом – за человеческий фактор), оказалось ошибкой в программе. По условиям матча разработчики вносили изменения в код компьютера, поэтому баг исправили после первой же партии. Вот только чемпион мира об этом не знал и напряженно ждал непредсказуемых ходов.

«Каспаров решил, что неожиданная игра была признаком высшего интеллекта. Он никогда не думал, что дело – просто в сбое. Машина не проявляла упорства не потому, что видела новый вариант развития партии, а всего лишь из-за того, что в проигрышной ситуации делала выбор случайным образом – компьютеру все равно, на каком ходу закончится партия, если вариантов для победы нет. А Каспаров не просчитал этот вариант», – объяснял Кэмпбел.

Гроссмейстер еще долго не мог смириться с поражением. Появлялись разные объяснения: недостаток подготовки, начало политической деятельности (в книге «Мой шахматный путь» Каспаров писал, что весной помогал генералу Александру Лебедю). Конечно, досталось и IBM:

«Я столкнулся с могучим противником, обладающим неограниченными ресурсами, который поставил перед собой задачу любой ценой выиграть матч у Каспарова. При этом IBM одновременно является спонсором, арбитром, организатором. IBM дала мне понять, что идет война. При этом весь военный антураж они контролировали от начала до конца. Все, что находилось в этом здании, принадлежало IBM, оплачивалось IBM. И если отвлечься от необъяснимых моментов в игре машины, то человеку в таких условиях очень трудно нормально сосредоточиться. Я так и не смог настроиться на нормальный матч».

Спустя годы Гарри поменял мнение, согласившись, что был частью важнейших перемен. Он принял результат матча, а будущее видел уже не в противостоянии человека и машины, а в их сотрудничестве.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий