Основные шахматные термины на английском и русском
Шахматы (chess) – это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры – это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) – это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).
Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском – английскими.
- Начало игры: дебют – opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto – подножка.
- Середина игры: миттельшпиль – middlegame.
- Конец игры: эндшпиль – endgame.
Цель игры – поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах – check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например – пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.
Опрокинуть короля – жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.
В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.
На соревнованиях в шахматы играют с ограничением времени. Если у игрока закончилось время, ему тоже засчитывают поражение. Ситуацию, когда у игрока остается мало времени называют “цейтнот” (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда), по английски: time pressure, time pressure или тоже Zeitnot.
Игра заключается в том, что стороны, их называют “белыми” (White) и “черными” (Black) делают ходы (moves). Большинство ходов заключаются в перемещении фигуры или пешки на другое поле либо во взятии фигуры или пешки противника (capture).
Также есть три нестандартных хода:
- Рокировка (castling) – при определенных условиях король и ладья могут одновременно сменить позиции. По сути это два хода в одном.
- Взятие на проходе (en passent, от фр. “на проходе”) – когда пешка “прыгает” через поле, находящееся по ударом пешки противника, ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. На практике взятие на проходе случается довольно редко.
- Превращение пешки (promotion). Пешка, дойдя до восьмой горизонтали, может превратиться в любую фигуру по выбору. На практике ее превращают либо в ферзя, либо в коня, так как иногда в конце партии конь бывает нужнее, а ферзь не умеет ходить, как конь. На английском превращение пешки не в ферзя называют underpromotion.
Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в видео в конце статьи.
В противоборстве двух шахматных “армий” игроки применяют различные тактические приемы (tactics), такие как вилка (fork), связка (pin), и придерживаются общей стратегии (strategy). Один из наиболее красивых вариантов развития игры – комбинация (combination). Комбинацией называют форсированный вариант с жертвой. Иначе говоря, игрок приносит жертву (sacrifice), то есть отдает фигуру, пешку, после чего проводит форсированный (от которого уже нельзя защититься) маневр, приносящий бОльшую выгоду, иногда даже победу.
Истоки шахмат
О происхождении шахмат написано очень много, но споры по этому поводу до сих пор не прекращаются. Большинство источников данной информации в какой-то мере описано в документальной книге «История шахмат», изданной в 1913 году.
Хотя это великое произведение и огромная работа автора, в книге есть неточности и, конечно же, с тех пор появилось много новых доказательств об истоках шахмат.
В Средние века в шахматы иногда играли монархи с живыми шахматными фигурами во дворе, вымощенном как шахматная доска.
Существует три основных теории происхождения шахмат:
- Шахматы появились впервые в полностью сформированном виде в Северо-Западной Индии.
- Некоторые специалисты утверждают, что самый ранний предок — это чатуранга с четырьмя игроками, далее игра превратилась в стратегию для двух игроков.
- Другая основная теория, подкрепленная двумя или тремя китайскими легендами, заключается в том, что шахматы пришли в Индию из Китая.
До 1000 г.н.э. не существует неопровержимых доказательств существования формы чатуранги с четырьмя игроками. В качестве аргументов в пользу китайского происхождения можно прочесть длинный и убедительный трактат под названием «Происхождение шахмат», написанный Сэмом Слоуном, но в настоящее время недостаточно доказательств, чтобы убедить большинство критиков в том, что у шахмат действительно есть китайский источник.
Таким образом, в настоящее время существует единодушная гипотеза о том, что чатуранга для двух игроков была изобретена независимо в Северо-Западной Индии, вероятно, в 5-м или 6-м веке.
Правила игры
Чатуранга — это, прежде всего, игра для четырех игроков, хотя в нее также могут играть два или три игрока. Игра очень хорошо подходит для командной игры 2 на 2. В игре есть определенные варианты правил, касающихся временных союзов, но они имеют тенденцию материализоваться спонтанно в процессе игры.
Каждый игрок играет роль раджи, древнего индийского царя. Цель игры — стать махараджей или «великим царем», покорив своих противников. Это достигается за счет умного сочетания политики и войны с использованием простых, но умных механизмов, включающих бросание костей.
Армия каждого игрока состоит из фигур, очень похожих на те, что используются в шахматах, как по форме, так и по функциям.
Раджа движется точно так же, как король в шахматах — на одно поле в любом направлении, ортогонально или диагонально.
Слон движется как ладья в шахматах. Он может перемещать на любое количество незанятых квадратов в любом направлении (вперед, назад, влево или вправо).
Конь ходит точно так же, как конь в современных шахматах — буков «Г» с возможностью перепрыгивать любые фигуры.
Корабль сочетает ограниченные возможности современного слона и коня. Он двигаться только на две клетки в любом диагональном направлении, но при этом может перепрыгивать через другие фигуры.
Пешки чатуранги — эквивалент шахматных пешек. Они могут переместиться на одну клетку перпендикулярно вперед, если только они не осуществляют взятие, когда им нужно двигаться по диагонали.
В чатуранге для четырех игроков (чатураджи), использовались комплекты фигур четырех цветов: желтые, черные, красные и зеленые
Хотя движения фигур очень похожи на движения в шахматах, выбор фигуры, которую вы можете переместить, является одной из самых оригинальных механик чатуранги.
В чатуранге ход каждого игрока начинается с броска двух кубиков. Выпавшие числа определяют, какие отряды можно перемещать во время хода игроков. Вы можете выбрать, перемещать ли одну фигуру, обе фигуры, или не двигать вообще во время своего хода. Если вы выбросите одно и то же число на обоих кубиках, вы даже можете сделать двойной ход одной и той же фигурой.
В отличие от шахмат, королей можно брать, как и любую другую фигуру. Очки начисляются за взятые фигуры, и побеждает тот, кто наберет наибольшее количество очков в конце. Если игрок забирает трех других королей, пока его собственный все еще находится на доске, ему присуждается 54 очка — полная стоимость всех фигур в игре.
Стратегия
В игре чатуранга вы находитесь в свободной для всех позиции против 3-х противников. Каждый игрок должен бросить кубик, чтобы определить, какую фигуру он переместит.
- 1 или 5 означает, что вы ходите пешкой или королем.
- 2 означает, что вы перемещаете корабль.
- 3 означает, что вы двигаете коня.
- 4 или 6 означает, что вы перемещаете слона.
Игроки могут ловить кости в воздухе, что позволяет им контролировать результат броска. Иногда в игру играют без кубиков, и игроки просто передвигают нужные фишки.
Это настоящая жестокая игра с четырьмя противоборствующими племенами на одной маленькой доске
Есть одно важное отличие между этим вариантом и западными шахматами. Вместо двух армий, которые встречаются лицом к лицу и пытаются прорвать пешечные заграждения, у вас есть четыре армии и открытый доступ к флангу врага
По мере продвижения армий, они становятся уязвимы для атак с тыла. Это действительно вызывает восторг!
Карточки с шахматными терминами на английском
Все термины, приведенные выше, а также некоторые другие можно выучить с помощью карточек ниже. Для удобства я разделил слова на две группы. В первой – названия фигур, общие термины. Во второй – все, что относится к шахматной партии, приемам.
chess | шахматы |
player | игрок |
board game | настольная игра |
chess board | шахматная доска |
piece | фигура (или пешка) |
ranks | горизонтали |
files | вертикали |
diagonals | диагонали |
square | поле |
White | белые |
Black | черные |
pawn | пешка |
king | король |
queen | ферзь |
rook | ладья |
knight | конь |
bishop | слон |
chess clock | шахматные часы |
chess notation | шахматная нотация |
move | ход |
check | шах |
mate | мат |
checkmate | шах и мат |
stalemate | пат |
resignation | сдача партии |
to resign | сдаться |
draw | ничья |
to offer the draw | предложить ничью |
to agree the draw | согласиться на ничью |
time pressure (time trouble) | нехватка времени (цейтнот) |
opening | дебют |
middlegame | миттельшпиль |
endgame | эндшпиль |
strategy | стратегия |
tactics | тактика |
position | позиция |
combination | комбинация |
promotion (underpromotion) | превращение пешки |
sacrifice | жертва |
exchange | размен |
castling | рокировка |
capture | взятие |
en passant | взятие на проходе |
fork | вилка |
pin | связка |
skewer | сквозное нападение (линейный удар) |
discovered attack | вскрытый удар |
Примечание: французский термин en passent принято произносить на французский манер. В карточках выше термин озвучен неправильно. Как произносит это слово носитель английского языка, вы можете узнать из этого видео:
Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.
Если вы хотите позаниматься английским со мной, обязательно зайдите на эту страницу – сейчас я провожу разговорные занятия
Также, если вам нужен репетитор, я очень рекомендую зайти на Здесь вы найдете учителей носителей и не носителей языка для любых целей и на любой карман Я сам прошел там более 100 уроков, рекомендую попробовать и вам!
Гроссмейстер может всё просчитать
Многие начинающие игроки и поклонники шахмат уверены в том, что гроссмейстеры могут «видеть» партию на 25-30 ходов вперед. Это утверждение справедливо для простых позиций с ограниченным количеством фигур на доске, обычно в эндшпиле. Но следует понимать, что даже сильнейшие игроки мира не могут прогнозировать течение игры в столь отдаленной перспективе.
Магнус Карлсен утверждает, что ему доступно видение позиции на 15-20 ходов вперед. Вероятно, этот показатель можно считать максимальным для глубины человеческого мышления во время шахматной партии. Проблема с прогнозированием большего количества ходов заключается в значительной вариативности действий оппонента. Каждый ход открывает перед игроками несколько альтернатив, но только одна из них реализуется в партии.
Чем старше шахматист, тем он сильнее
Распространенное заблуждение, основанное на предположении о том, что игроки старшего возраста обладают значительным опытом. Несколько десятилетий назад подобные утверждения были логичны. Но сейчас, в век цифровых технологий, титул гроссмейстера получают тринадцатилетние юноши и девушки. Возраст перестал определять силу шахматистов.
Современные реалии таковы, что даже десятилетний ребенок может получить рейтинг Эло в 2200 единиц. Юный игрок с таким потенциалом окажется сильнее 99% остальных шахматистов мира. Не следует забывать и о том, что существуют семидесятилетние гроссмейстеры. В определенном возрасте мужчины и женщины теряют способность к быстрому обдумыванию ходов, а качество игры постепенно снижается. Но угасание шахматных навыков признанных мастеров становится заметным только на фоне их более молодых коллег.
По этой причине количество прожитых лет не стоит рассматривать как показатель силы или слабости шахматиста. Средний возраст первой десятки рейтинг-листа ФИДЕ составляет 30 лет, титул чемпиона мира завоевывается гроссмейстерами в 24-25 лет.
Легенда о происхождении игры Чатуранга (игра четырёх королей)
Легенда гласит, что Индия экспортировала древнюю форму шахмат в Персию, подарив шахиншаху (древний персидский монархический титул) Хосрову Ануширвану игру, изобретенную специально для него: игру «четырех королей» или «чатуранга».
Когда арабы завоевали Персию, они влюбились в эту игру. Первые книги по шахматам были написаны на арабском языке, халифы Багдада принимали к себе лучших игроков.
Затем шахматы распространились по мере того, как арабы утвердили свое влияние на недавно завоеванных территориях. На Западе игра достигла Северной Африки и Средиземноморья, закрепилась в новой провинции Аль-Андалус, ныне Андалусия — самая южная провинция Испании. Созданные здесь университеты мавров обучали исламской культуре, в том числе шахматам.
Стратегия достигла христианского Запада в конце 10 века, а еще раньше Китая и Японии. Торговля также принесла игру скандинавским и русским народам к концу 11 века.
За столетия игра претерпела глубокие изменения, каждое общество разработало правила со своими собственными кодексами. Несмотря на то что они имели одно и то же происхождение, ранние индийские, китайские и японские игры не имели ничего общего с западными шахматами.
Чатуранга означает «четыре конечности», или «четыре части», поэтическая отсылка к четырем подразделениям армии, которые использовались в Индии в древние времена: пехота, колесницы, кавалерия и слоны. Добавьте к ним раджу и его визиря, и у вас будет шесть различных типов фигур из игры в чатурангу.
Многие другие виды шахмат в мире произошли от чатуранги. В седьмом веке персы переняли эту игру и назвали ее чатранг. Они, в свою очередь, передали его арабам, которые назвали его шатрандж. Шатрандж передавался европейцам с десятого века и далее, а в конце пятнадцатого века он стал шахматами сегодняшнего дня.
В восточном направлении игра была перенесена в Китай, где она претерпела метаморфозу сян ци, самой популярной версии шахмат в современном мире. Другие восточные версии шахмат, такие как сеги в Японии, мак-рук в Таиланде и ситтуин в Бирме, все они использовали элементы чатуранги. Одной из ранних форм Чатуранги была игра для четырех игроков с игральными костями, иногда известная как Чатураджи.
Шахматы — только умственный труд
Значительная часть людей уверена в том, что шахматистам не требуется интенсивная физическая подготовка. Публику удивляет то, что ведущие игроки мира регулярно посещают зал и работают по персональной программе, составленной сертифицированным тренером. Сильнейшие гроссмейстеры практикуют силовые тренировки, занимаются плаванием, бегом, велоспортом.
Зачем? Ответ на этот вопрос еще полвека назад дал Бобби Фишер: «Тело шахматиста должно пребывать в отличной форме. Работа ума неотделима от работы тела. Потеря физической формы ведет к ухудшению игровых результатов…».
Фишер прав: невозможно сохранять концентрацию на протяжении длительной шахматной партии без подобающей физической подготовки. Отсутствие сосредоточенности приведет к ошибкам и проигрышу.