Б[]
- Батарея — две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
- Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
- Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
- Блока́да — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
- Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
- Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).
О[]
- «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
- Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
- Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
- Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
- Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.
Комментарии к ходам[]
|
|
|
Спасский-Фишер, 1972, партия 11
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Здесь Спасский сыграл Кb1
- ? — ошибка — плохой ход, который не стоило бы играть.
- ?? — грубая ошибка или явный зевок. Например, подставить ферзя под бой или не увидеть мата со стороны противника.
- ?! — сомнительный ход. Например, жертва, требующая после этого сложной атаки.
- !? — интересный ход. Например, хитрая ловушка в проигранной ситуации. Существует шутка: «ленивый комментатор пишет !?, когда не знает, в чём смысл хода».
- ! — хороший ход.
- !! — отличный ход, демонстрирующий мастерство шахматиста.
Такие комментарии явно субъективны: например, когда Спасский сделал сомнительный ход конём (Кb1!!) и выиграл, Эдмар Меднис заявил об этом: если бы он проиграл, ход был бы с двумя вопросительными знаками. Джон Нанн в 1992 году попытался формализовать эти комментарии:
- ! — единственный ход, сохраняющий оценку позиции. Например, если игра ничейная, единственный ход, не ведущий к проигрышу; если игра победная — единственный ход, сохраняющий победу. Восклицательный знак у Нанна используется независимо от того, насколько тривиален ход (если только это не единственный допустимый ход).
- !! — труднонаходимый ход «!».
- ? — ход, снижающий оценку позиции, то есть превращающий выигрышную в ничейную или ничейную в проигранную.
- ?? — явный ход «?», «зевок».
- !? — ход, не изменяющий оценки, но упрощающий работу шахматиста: например, в теоретически проигранной позиции противнику для выигрыша требуется последовательность ходов «!».
- ?! — ход, не изменяющий оценки, но затрудняющий работу: например, чтобы сохранить игру ничейной, требуется несколько ходов «!».
В шахматной композиции: ! — ключевой ход задачи (а также ответ противной стороны на неверный ход), ? — неверный ход.
Что такое тай брейк
Тай брейк в теннисе (tie-break) – это дополнительный гейм для выявления победителя в сете при ничейном счете, если у каждого игрока выиграно по 6 геймов. Тай-брейк также называют тринадцатым геймом или “буллитами” в теннисе.
Счет в тай брейке
Счет ведется до 7 очков в привычном возрастании 0,1,2,3 и т.д. Для победы в тай брейке необходимо выиграть 7 розыгрышей с разницей между соперником в 2 очка. К примеру, счет может быть 5:7, 7:4. Если разрыв очков составит менее 2, то игра продолжается и счет может стать 9:7, 8:10, 11:9 и т.д.
Есть некоторое отличие в счете для одиночной и парной игры. Так если в одиночном счет в тай брейке идет до 7 очков, то в парном до 10-ти. В остальном условия похожи. И в том и в другом теннисе необходимо не только достигнуть счета более 7 (10) очков, но и сделать разрыв в 2 очка. Таким образом, счет в тай брейке в парном теннисе может быть 10:5, 8:10, 12:10, 16:14.
Самый длинный тай брейк в истории тенниса закончился со счетом 36:34!!! Рекорд был установлен теннисистами Бенджамином Баллере и Гийомом Куйяр на фьючерсе в Америке. В тай брейке было реализовано 70 розыгрышей.
Правила тай брайка в теннисе.
- Подающий игрок делает подачу. Противник будет делать 2 подачи. Смена будет происходить через каждые 2 подачи.
- Ограничений по длительности тай брейка нет. Длится столько, сколько нужно для достижения необходимого количества очков с разрывом в 2 очка.
- Смена площадок будет происходить каждый раз после розыгрыша шести очков.
Примеры форточки в партиях
Еще раз подчеркнем, форточка действует только на открытие. Единожды открыв, мы можем получить такой «сквозняк», что мало не покажется.
Пример:
В данном случае форточка черным не во благо, а во вред.
1.e6!!
У черных катастрофически ослаблены черные поля, что дает белым неотразимую атаку.
Например: 1…fe 2.Фf4 Ce8 3.Фf6! С неотразимыми угрозами.
Итак, подытожим:
Форточка – ход профилактический, чтобы застраховаться от линейного мата по первой (восьмой) горизонтали.
То есть, уместен он тогда, когда угроза мата существует. А именно, при наличии тяжелых фигур у соперника. Согласитесь, совершенно бессмысленно делать форточку, если у соперника остались только легкие фигуры, не способные поставить линейный мат.
Надо ли делать форточку «на всякий пожарный» уже в начале игры?
Из подобных «общих соображений», — точно не надо.
Однако, бывает, что ходы пешками g и h делаются с другими целями – например фиакетирование слона, профилактика связки с поля g5/g4. Или нападение на фигуру с темпом.
В таких случаях ход крайней пешкой имеет тактическую цель. А заодно заблаговременно открывается форточка для короля.
Например:
Ходом пешки черные хотят оттеснить слона белых, заодно делая форточку, которая не будет лишней после рокировки.
Чемпионат мира по пуле 2021
Чемпионат 2021 года проходил в апреле месяце. Игры проходили в режиме онлайн.
Первый приз 10000$, второй 5000$, третий 2500$. Общий призовой фонд 25000$
На скриншоте турнирная сетка:
Чемпионом мира стал Алиреза Фируджа, молодой иранский гроссмейстер, выступающий ныне под флагом ФИДЕ. Восходящая звезда мировых шахмат и вероятный претендент на титул чемпиона мира в обозримом будущем.
В финале Алиреза обыграл признанного мастера игры в пулю – Эндрю Танга из США. Счет финала убедительный — 11:5.
Финал дался Алирезе безусловно легче, чем полуфинал, в котором Фируджа «скрестил шпаги» с действующим чемпионом мира Хикару Накамурой.
Поначалу лидерство захватил Хикару 6:3. Однако в итоге победила молодость 10:8. Красивый напряженный матч стал украшением турнира:
Ж[]
- Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.
- Жертва корректная — то есть обоснованная, правильная, оправдывающая себя даже при наилучшей защите.
- Жертва некорректная (блеф) — жертва, рассчитанная на ошибки защищающейся стороны, на цейтнот и т. п., то есть имеющая достаточно очевидное опровержение.
- Жертва позиционная — не предполагающая немедленный отыгрыш материала и ориентированная на получение долговременных позиционных преимуществ.
Виды и названия
На шахматной доске располагаются 6 видов фигур. Это ферзь (королева), король, конь, слон (офицер), ладья (тура) и пешка. Каждому начинающему шахматисту нужно знать, как они называются.
Играть следует вдвоем, один соперник управляет черными фигурами, другой белыми. Каждый игрок имеет в своем распоряжении 16 боевых юнитов: 1 ферзь, 1 король, 2 ладьи, 2 коня, 2 офицера, 8 пешек.
Король
На поле боя король является самой важной среди шахматных фигур, но одновременно самой слабой. Среди других юнитов, эта наиболее высокая и красивая
На вершине располагается нечто вроде короны.
Продумывая стратегию игры, важно всегда держать короля под надежной защитой, так как успешная атака в его сторону приводит к поражению и называется мат
Ферзь
Данную фигуру еще называют королевой. Она самая сильная на поле боя, сочетает в себе умения ладьи и офицера. В устаревшем арабском шатрандже королева считалась наиболее уязвимой и ходила по диагонали всего лишь на одну клетку. В европейских шахматах ферзь трансформировался в сильнейшую единицу. Внешний вид королевы аналогичен королю, но имеет более низкий рост. На вершине расположен небольшой шарик.
Ладья
Согласно правилам игры, с ладьей можно провести рокировку. Каждому игроку дается по две таких единицы, располагаются они на краях поля.
Ладья — это тяжелая фигура, внешне напоминает круглую башню. Европейское название — тура, что означает крепостная башня. В различных вариациях шахматной игры внешний вид и название ладьи сильно отличались. Например, в чатуранге ее именовали колесницей (ратх). В шатрандже ладья носила название — рух и означало птицу рух (это персонаж из фольклора арабов). На Руси данная фигура выполнялась наподобие судна (ладьи), откуда и возникло привычное нам сегодня название.
Слон
Офицер передвигается диагонально. В старых шахматах слон ходил диагонально через одну клетку и перепрыгивал через стоящие рядом юниты. Учитывая геометрию доски, он может двигаться только по клеткам одного цвета. В зависимости от того, на каком поле расставлены фигуры, они могут быть черными или белыми.
Начиная игру, шахматисты имеют в своем распоряжении по два слона, стоящих на разных по цвету клетках. Как и конь, слон считается легкой фигурой. По высоте офицер ниже ферзя, верхушка оформлена в виде капли. Такой внешний вид напоминает головной убор церковнослужителя. Европейское название слона — bishop, что переводится как епископ.
Конь
Конь — это единственный юнит, который не ходит строго по прямой или диагонали. Данная единица перемещается буквой «Г» или «L», при этом она перепрыгивает союзные или вражеские фигуры. Ход коня не изменился со времен первых шахмат. Каждый игрок начинает партию с двумя конями, размещенными между ладьей и слоном. Эту фигуру сложно перепутать с какой-либо другой, так как она имеет вид конской головы на небольшом пьедестале. Европейское название — рыцарь.
Пешка
Это единственная единица, которая по-разному ходит и атакует. Если во время партии пешка достигает последней горизонтали поля, она становится любой фигурой по усмотрению шахматиста, как правило, игроки выбирают ферзя.
Начиная партию, соперники имеют в своем распоряжении 8 пешек, они располагаются по второй горизонтали и прикрывают более ценные шахматные фигуры. Внешне пешка отличается небольшой высотой, верхушка фигуры украшена шаром.
Несмотря на то, что пешка считается одной из самых слабых фигур на доске, не стоит недооценивать ее роль. Именно эти единицы составляют основу обороны шахматиста.