Что такое связка в шахматах?

М[]

  • Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов. По Таррашу: разница в силе между слоном и конём; размен слона на коня.
  • Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

    • Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя (схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x). Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру, просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).
    • Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).
    • Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.
    • Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обеих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами») (например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).
  • Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
  • Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
  • Матч — форма шахматного соревнования, при которой 2 игрока играют между собой определённое чётное количество партий (6,12,24,48 и т. д.) до выявления победителя. Победителем считается игрок, набравший по итогам матча большее количество очков, чем его оппонент.

Чаще всего матчевая система применяется в претендентских соревнованиях и для выявления Чемпиона мира.

  • Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной. Именно «мельница» в партии с Эм. Ласкером прославила мексиканского гроссмейстера Карлоса Торре на турнире в Москве в 1925 г.
  • Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны; 2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
  • Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
  • Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Другие правила шахмат

Как известно, в любом сражении солдаты не просто маневрируют на поле боя, они нападают и бьют солдат противника, а сами защищаются от вражеских атак. Шахматные фигуры не исключение, тоже нападают, бьют врага и защищаются от атак.

Ходы в шахматах выполняются соперниками по очереди. Ход может состоять из простого перемещения своей фигуры, а может из взятия фигуры соперника. При этом она убирается с доски, а фигура, которая совершила взятие, ставится на место побитой фигуры.

На диаграмме ферзь черных, при своем ходе, может взять белую ладью на е3, в этом случае ладья убирается с доски, а ферзь побивший ее ферзь становится на поле е3. Также ферзь может взять слона не а6. При этом слон убирается, а ферзь становится на а6. Показаны также другие возможные взятия разными фигурами.

Нападение на короля называется шахом. На диаграммах показан шах королю от различных фигур.

Игрок обязан защитится от шаха. Сделать это можно тремя способами — уйти королем, закрыть короля своей фигурой, взять атакующую фигуру противника. На диаграмме белый ферзь напал на черного короля, объявил шах. Черные могут уйти королем, закрыться ладьей или взять шахующего ферзя слоном.

Если возникла позиция, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать, это значит, что королю поставили мат. С арабского словосочетание «шах мат» переводится как «король умер». Главная цель игры поставить мат королю противника. В шахматах означает проигрыш. Партия заканчивается.

На диаграмме мат черному королю. Белая ладья d8 дает шах, закрыться или взять напавшую ладью невозможно, так же как уйти от шаха.

Шахматные партии не всегда играются до мата. Часто игрок получивший плохую позицию и считая свое положение безнадежным, сдается не дожидаясь мата, так как уверен, что мат рано или поздно неизбежен. Однако даже в самой тяжелой позиции, при невнимательности противника, проигрывающий игрок может избежать поражения и потребовать ничью.

Если возникает позиция, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом, это значит, что на доске пат. Партия заканчивается, объявляется ничья.

На диаграмме у белых ладья и король, против одинокого черного короля. Белые предвкушают победу и готовы в несколько ходов поставить мат и выиграть. Однако очередь хода черных. Шаха им нет, а ходить некуда. Брать ладью нельзя, она под защитой короля, поля а7 и b8 под боем ладьи. Пат. Ничья.

Другая ничейная ситуация это троекратное повторение. Часто достигается вечным шахом. На диаграмме у белых материальный перевес и следующим ходом они готовы поставить мат. Однако ход черных и они ходят ферзём на f2 и объявляют шах. Белый король обязан отступить на h1, другого способа защитится нет. Но черные вновь делают шах, возвращаясь ферзём на f1. У белого короля нет выбора кроме как вернуться на h2. Избежать непрерывных шахов нет возможности. И после троекратного повторения позиции объявляется ничья.

Также ничья фиксируется:

  • если обе стороны сделали 50 последних ходов без взятия и без хода пешкой;
  • если на доске осталось недостаточно фигур для постановки мата.

Ну и конечно, игроки имеют право по взаимному согласию зафиксировать ничью, если ни один из них не видит пути к выигрышу.

Вскрытый шах

Открытый (вскрытый) шах — ситуация, когда король оказывается под ударом не той фигуры или пешки, которой сделан ход, а той, которая находилась позади неё (это может быть слон, ладья или ферзь), то есть пешка или фигура, которой пошёл игрок (любая, кроме ферзя), «вскрывает» линию атаки угрожающей фигуры (см. также Освобождение линии). Опасен тем, что фигура, которой ходит игрок, не может быть взята противником в последующий ход (если только не самим королём при уходе из-под шаха), а значит, ей открывается большой простор для следующего хода.

Встречается ещё одна разновидность вскрытого шаха, когда пешка берёт пешку противника «на проходе», и после этого взятия открывается линия для шахующей фигуры.

О шахматных фигурах и их расстановке и ценности

На первых уроках даётся описание всех «действующих лиц» в шахматной армии, проводится знакомство с их возможностями, их действиями в связке друг с другом. Проводится закрепляющая игра «Угадай фигурку», после чего можно обучать ребёнка правильной расстановке фигур на доске.

Как только начинающий шахматист запомнит места фигур и сможет сам уверенно расставлять свою армию, можно начинать разбираться, как, согласно правилам, какая фигура ходит. Здесь помогут сценки пока что с неполным, небольшим количеством фигур на доске.

У каждого игрока изначально равное количество фигур. Это: один король, один ферзь, по два коня и слона, две ладьи и восемь пешек. Пешки занимают первую линию обороны, прикрывая собой всю остальную армию. Соответственно: белые пешки занимают вторую линию доски, а чёрные – седьмую. Ладьи, похожие по форме на крепостные башни, ставятся по углам – по краям первой и восьмой линии. Рядом с ними ставятся кони, затем слоны, затем – в центре линии – король и ферзь. «Золотое правило» гласит: «Ферзь любит свой цвет». То есть, белый ферзь ставится на белую клетку, чёрный – на чёрную, а рядом с ним – король.

Теперь о силе фигур и их соотношении. Самая слабая фигура в шахматах – пешка. У неё самые ограниченные возможности. Однако любая пешка, которая доберётся до противоположной крайней линии доски, может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Подробности ещё будут далее.

Примерно равные по силе и ценности, один конь или один слон равен по ценности трём пешкам. Ладья сильнее, и возможностей у неё больше. По ценности ладья равна одному коню (или слону) плюс ещё двум пешкам. Если же к ладье «придать» ещё пешку, то её ценность будет равна двум коням или слонам.

Самая сильная фигура в шахматной армии – это ферзь. По силе он равен двум ладьям, либо трём коням или слонам. А что же король? Эта фигура – особая. Она ни сильная, ни слабая. Это просто самая ценная фигура, которую нужно защищать от атак оппонента. Ведь потеря короля означает проигрыш партии.

Типы связок[]

  1. Полная — связка, в которой король является прикрываемой фигурой. Различают два вида полной связки:

    1. абсолютная — связка, в которой связанная фигура полностью теряет способность двигаться.
    2. относительная — связка, в которой заслоняющая фигура имеет возможность двигаться по линии связки.
  2. Неполная — связка, в которой связанная фигура может двигаться куда-либо.

Фигура может дать шах или мат, даже будучи связанной. Кроме того, связанная фигура может, в свою очередь, связывать фигуру противника (взаимная связка). Если на линии связки расположены три (или более) неприятельских фигуры, связка называется сложной. Действие, приводящее к образованию связки, называется связыванием.

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Примеры комбинаций для начинающих

Посмотрим примеры с различными целями и средствами исполнения.

Цель – мат

Нет более благородной цели для комбинации – чем заматовать короля соперника.

Смотрим на диаграмму:

Черные находят красивую возможность с помощью жертвы ладьи разрушить оборону белых, которая держится, что называется, «на соплях».

1…Лb1!!

Если ладью бьет ладья, — матует ферзь на g2. Если ладью бьет ферзь – мат ставит конь с поля f2.

Если же ладью не бить вообще – то мат ферзем на g2 следующим ходом.

Цель – пат

Спасти безнадежную партию – задача не менее благородная. Грамотно сыграть на пат и добиться ничьей часто даже приятнее, чем одержать легкую победу.

Пользуясь тем, что королю белых не куда ходить, он находится в патовом положении, — белые вначале жертвуют пешку. А потом превращают ладью в бешеную: начинают шаховать,

А когда черный  король подходит к ладье, жертвуют и ее!

Король бьет ладью и на доске пат.

А если не бьет – ладья шахует до бесконечности и тоже ничья.

Достижение материального перевеса

При этом используются различные тактические приемы. Например, связка:

Ход белых. Как выиграть? У нас сильная проходная, но ее тормозит черная ладья.

Выход есть – связка!

1.g7 Лg5 2.Лh5!!

И после взятия ладьи – пешка проходит в ферзи. Белые выигрывают.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий