Взятие пешки на проходе в шахматной партии

Может ли пешка бить назад?

Есть определенные аналогии между перемещениями пешки и короля. Обе эти фигуры могут делать ход на одно поле, рубить фигуры противника, расположенные по диагонали на соседних клетках. Поэтому у начинающих игроков возникает законный вопрос, может ли пешка есть назад в шахматах. Такой ход существенно расширил бы возможности этой фигуры, позволил бы разблокировать фигуру при встрече двух пешек на вертикали.

Новичкам следует помнить, что для пешек движение назад запрещено, это правило касается и взятия фигур противника. У пешки такой возможности нет, она может ходить только вперед, есть по диагоналям, расположенным перед ней. Если по каким-либо причинам игрок не знал, бьет ли пешка назад, и делает такой ход, по шахматным правилам партия заканчивается. Шахматисту, совершившему ошибку, присуждается проигрыш. Поэтому такое правило необходимо усвоить твердо, не забывать о нем!

Изучив все возможности и ограничения, предусмотренные для пешек, можно реально оценить их роль в шахматной игре. Не нужно недооценивать этих исполнительных «солдат». С их помощью можно решать немало задач и создавать для противника сложные ситуации.

Тот самый, важный ход

Самое главное. Взятие на проходе в шахматах — это специальный ход одной пешки, самый важный, при котором она может ударить пешку соперника, которая перемещена на два поля. Ведь известно, что свой первый ход в игре пешка может осуществить на два поля вперед. То есть она перепрыгивает через одно поле.

На «линии огня» оказывается совершенно не тот квадрат, остановку на котором сделала вторая пешка, а именно тот, который был ею пересечен. Первая пешка будет завершать свое взятие именно на этом, пересеченном поле так, как в том случае, при котором пешка соперника перемещалась только на одно поле. Об этом уже упоминалось немного выше.

Итак. Наглядно это будет выглядеть таким образом:

Пешка черного цвета ударяет пешку белого цвета, при этом встает на битое поле, а не туда, где была пешка белая (так бывает при обычных ударах). Осуществить взятие на проходе возможно исключительно на следующий ход, потому что позже это право не действует.

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.

В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед.
После первого
хода пешку
можно
передвигать
вперед
только на одно поле
за один ход. Бить фигуры противника
пешка может на одно поле
вперед по диагонали вправо и вле
во. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

С пешкой связано два интересных правила
в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка д
остигает
последнюю
горизонталь
(8-ю
для белы
х и 1-ю
для черных) и
превращается
в любую фи
гуру,
за исключением
короля. Т
акое превращение является
одним ходом, и
следующий ход
переходит к противнику
.

Второе правило – в
зятие на проходе. При своем
ходе
пешка может побить
пешку противника
, если та перешла
через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле
, а не на поле, куда
стала
белая пешка, как случается
при обычных взятиях
. Выполнять
взятие на проходе воз
можно только при очередном
ходе
, через ход
это право теряется
.

История шахмат, когда были изобретены

Если вы всерьез решили увлечься шахматами, вам необходимо знать историю этой древней игры, которая стала олимпийским видом спорта. Появилась она более 2 тысяч лет назад, предположительно в Индиии. Прародительницей современных игровых баталий была древняя военная чатуранга. Из Индии в начале первых веков н.э. она стала распространяться по миру, оказавшись сначала в Центральной Азии и вскоре набрав популярности и на Дальнем, и на Ближнем востоке. В начале средневековья чатуранга, которую стали называть шатрандж оказалась в Мавританской Азии, а в середине 15 века стала популярной в Европе. Именно тогда появилась первая инструкция проведения настольных баталий и требования к ее соблюдению.

Первый турнир был проведен в 1575 году. Случилось это при дворе испанского короля. В баталии участвовали его подданные против гостей из Италии. После этого международные турниры по этой настольной игре стали проводиться повсеместно. В 1836 году вышел в тираж первый журнал. Во всех странах Европы, включая Российскую империю стали образовываться кружки шахматистов-любителей. В 19 веке появились шахматные часы и настольная баталия получила ограничение по времени. С этого момента и до наших дней она дошла почти в неизменном виде. Ею стали увлекаться и взрослые, и дети. Повсеместно стали проводить любительские и профессиональные турниры. За проведением настольных баталий стало следить огромное количество людей. Вскоре появились профессиональные гроссмейстеры и игры были включены в олимпийскую программу. Их стали называть пассивным видом спорта.

Король

Король – самая главная фигура в шахматах и не имеет номинальной стоимости. Партия проиграна, когда погибает король – получит мат. Короля нельзя держать под боем фигур противника. Ему нужна постоянная защита. Как и ферзь, король ходит и наносит удары по вертикали, горизонтали и диагонали, но только на одну клетку в любую сторону.
Расположенный
в середине доски, король держит под ударом
8 полей.

В конце партии, когда фигур на доске остается на порядок меньше, сила короля становится равной примерно силе легкой фигуры.

Шах – такое положение, когда король стоит под ударом фигуры противника. Короля нельзя оставлять под шахом. Необходимо уйти на другое поле, защититься своей фигурой или просто побить фигуру противника, объявившую шах.

На рис. 10 белый король может уйти от шаха, слон может прикрыть короля, ферзь может побить черную ладью.

Партия заканчивается, когда король получает мат. Это значит, что король находится под ударом (шахом) и уйти ему некуда – свободные поля находятся под ударом фигур противника.

Любопытная ситуация в игре – пат. Король не находится под шахом, но ходить ему некуда – все свободные поля находятся под ударом фигур противника. Другие фигуры тоже не имеют ходов.

В этом случае партия заканчивается вничью.

По принятой
системе подсчета за победу насчитывается
1 очко,
з
а ничью 0,5 очка,
з
а поражение 0.

Некоторые фигуры имеют двойное название. До революции слона называли офицером, ладью – турой, ферзя – королевой. Среди шахматистов эти названия не имеют распространения, иногда их используют любители.

А из этой статьи вы узнаете, как позволено вести себя простым солдатам шахматной армии
– шахматным пешкам . Восемь белых и восемь чёрных пешек – их много, но они самые слабые. Правда, если пешки соберутся вместе и начнут двигаться, то с их лавиной не смогут справиться самые сильные шахматные фигуры . На каждую маленькую пешку приходится целых пять правил передвижения
по доске. Поставим на шахматную доску несколько белых и чёрных пешек и рассмотрим правила ниже.

Как работает Взятие на проходе?

Так что значит Взятие на проходе в шахматах?

Законы шахмат гласят, что пешка, атакующая поле, пересечённое пешкой соперника, которая продвинулась на два поля за один ход от своего исходного поля, может быть взята пешкой противника, как если бы последняя передвинулась только на одно поле. Этот захват может быть сделан только на ходу, следующем за этим продвижением.

Другими словами, если пешка делает двойной прыжок и приземляется рядом с одной из ваших пешек, вы можете взять её, как будто она переместилась только на одно поле. Этот альтернативный метод взятия пешек может оказаться весьма полезным.

На диаграмме белые только что переместили свою пешку на два поля вперёд и приземлились рядом с чёрной пешкой.

Взятие на проходе

После взятия пешки d4, она убирается с доски, а чёрная пешка приземляется на поле d3. Белая пешка взята на проходе.

Помните, взятие на проходе должно быть сделано, как только пешка вашего соперника продвинется на два поля вперёд.

Советы, которые следует помнить при Взятии на проходе

  • Таким образом можно взять только ту пешку, которая походила на два поля.
  • Пешка берётся на том поле, которое она проходит.
  • Взятие на проходе может быть произведено только на следующем ходу.

Некоторые условия и правила, которые необходимо соблюдать

На проходе разрешается бить только пешку. Несмотря на то что по вертикали на два поля ходят и ферзь, и фигуры на проходе бить не разрешено.

Никакая иная фигура, помимо пешки, не может брать на проходе. Это, можно сказать, эксклюзивное право, и принадлежит оно исключительно пешке.

Возможность бить на проходе используется на движение этой самой пешки. Другими словами, следующим ходом. И никак иначе. В ином случае возможность теряется.

Поскольку пешек целых восемь штук, теоретически есть вероятность осуществить взятие на проходе целых восемь раз. Только это относится к разным фигурам.

И совершенно не обязательно бить на проходе. То есть? Встречаются ситуации, когда взятие на проходе оказывается серьезной ошибкой. Что это значит?

Ферзь

Ферзь – сильнейшая фигура в шахматах, с номинальной стоимостью в 10 очков. Ферзь ходит во все стороны по вертикали, горизонтали и диагонали на любое число клеток доски. Ферзь – важная фигура. Он сильный и мобильный, эффективен в нападении и защите. Ферзя надо оберегать от ударов фигур противника. Потеря ферзя или размен его на фигуру меньшего достоинства оставляют мало шансов на победу.

Равноценно ферзя можно разменять на ферзя, две ладьи или три легкие фигуры противника. Бывают случаи, когда опытный шахматист специально отдает ферзя для достижения определенной цели в партии. Это называется «жертва». Начинающим любителям надо помнить, что ферзя надо хранить и использовать как самую сильную фигуру.

Основные шахматные термины на английском и русском

Шахматы (chess) – это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры – это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) – это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).

Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском – английскими.

  • Начало игры: дебют – opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto – подножка.
  • Середина игры: миттельшпиль – middlegame.
  • Конец игры: эндшпиль – endgame.

Цель игры – поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах – check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например – пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.

Опрокинуть короля – жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.

В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.

На соревнованиях в шахматы играют с ограничением времени. Если у игрока закончилось время, ему тоже засчитывают поражение. Ситуацию, когда у игрока остается мало времени называют “цейтнот” (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда), по английски: time pressure, time pressure или тоже Zeitnot.

Игра заключается в том, что стороны, их называют “белыми” (White) и “черными” (Black) делают ходы (moves). Большинство ходов заключаются в перемещении фигуры или пешки на другое поле либо во взятии фигуры или пешки противника (capture).

Также есть три нестандартных хода:

  • Рокировка (castling) – при определенных условиях король и ладья могут одновременно сменить позиции. По сути это два хода в одном.
  • Взятие на проходе (en passent, от фр. “на проходе”) – когда пешка “прыгает” через поле, находящееся по ударом пешки противника, ответным ходом она может быть взята этой пешкой противника. На практике взятие на проходе случается довольно редко.
  • Превращение пешки (promotion). Пешка, дойдя до восьмой горизонтали, может превратиться в любую фигуру по выбору. На практике ее превращают либо в ферзя, либо в коня, так как иногда в конце партии конь бывает нужнее, а ферзь не умеет ходить, как конь. На английском превращение пешки не в ферзя называют underpromotion.

Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в видео в конце статьи.

В противоборстве двух шахматных “армий” игроки применяют различные тактические приемы (tactics), такие как вилка (fork), связка (pin), и придерживаются общей стратегии (strategy). Один из наиболее красивых вариантов развития игры – комбинация (combination). Комбинацией называют форсированный вариант с жертвой. Иначе говоря, игрок приносит жертву (sacrifice), то есть отдает фигуру, пешку, после чего проводит форсированный (от которого уже нельзя защититься) маневр, приносящий бОльшую выгоду, иногда даже победу.

Как ходить и как бить?

Пешка способна бить только по диагонали на одну клетку (поле) вперед. То есть, стоящие друг перед другом (возможно сзади) или сбоку друг от друга пешки не способны нанести какого-либо вреда одна другой. Только по диагонали. Получается, что побив пешкой какую-то фигуру, Вы можете поставить на одну вертикаль две и больше пешек.

Взятие на проходе. Еще одной уникальной способностью обладают пешки. Помните, я говорил о такой особенности пешки, как первый ход (из исходной позиции), где любая пешка может перепрыгнуть одно поле? Так вот, если Ваша пешка ходит таким образом, а на соседней вертикали стоит пешка противника, то противник спокойно может побить Вашу пешку своей. Причем его пешка станет на то поле, через которое Вы перескочили. Вы прошли (перепрыгнув одну клетку), а он у Вас забрал пешку. Отсюда и «взятие на проходе». Вам понятнее будет, если взгляните на рисунок.

Обычно объединение пешек (3-4 штуки) выстраивают в шахматном порядке, чтобы задние ряды прикрывали передние, а сами задние будут прикрываться более мощными фигурами, которые хороший игрок не спешит сильно двигать вперед.

К тому же вывод ладей всегда затруднителен: они находятся в углу. Вот они, в большинстве случаев и являются прикрытием всей группы пешек, хотя все это объединение можно легко «развалить» всего лишь одной фигурой при правильном командовании.

Пешка ходит вперед, а бьет по диагонали, и все это на одну клетку. Мы же с Вами свободные люди, и можем делать больше. Поэтому предлагаю Вам подписаться на обновления блога и поделиться статьей со своими друзьями, если подобранный мной материал Вам был полезен. Обязательно оставляйте комментарии и пишите, что думаете. Всем победных партий.

Шахматные ходы пешки

Правило 1 (как пешки ходят)

Маленькие шахматные пешки ходят
1) по вертикали
, 2) вперёд
, 3) на одну клетку
. Белые двигаются со 2-й на 8-ю горизонталь. Чёрные пешки им навстречу – с 7-й на 1-ю.Ходы белых пишутся слева, а чёрных – справа. 1. e5 – e6
h4 – h3
2. e6 – e7
h3 – h2

Правило 2 (первый ход)

Если пешки ещё не ходили и стоят на 2(7)-й горизонтали, то свой первый ход они могут сделать как на одну, так и на две клетки (через клетку).
1. b2 – b4
b7 – b5
2. d2 – d4
g7 – g5
3

с2 – с4
с7 – с5
Все пешки могут пойти на две клетки!Букву «П» (пешка) перед ходом не пишут!
Теперь внимание
! Пешки частенько упираются друг в друга (например, пешки е7
и е6
). Ладья , король и ферзь совершили бы взятие, но пешки и белая, и чёрная, так и останутся стоять друг против друга до тех пор, пока путь перед ней не освободится.Если пешка встречает кого-нибудь на своём пути, она дальше ходить не может.

Взятие пешки на проходе

Правило 5 (Взятие пешки на проходе)

Если пешка, стоящая на 2(7)-й горизонтали, ходит сразу на два поля и проходит через поле, которое атакует пешка другого цвета («битое поле»
), то последняя может её побить.Правило действует только один ход.
На верхней половине диаграммы показано, как происходит взятие пешки на проходе. 1-ая часть – пешка стоит на 7-й линии и хочет пойти сразу на две клетки: 1. . . . g7 – g5
; 2-ая часть – белая пешка хочет съесть чёрную; 3-ая часть – что получилось после взятия: 2. h5: g6
; На нижней части диаграммы вы видите «битое поле» е3
, которое преодолевает белая пешка e2
, и пару «голодных» чёрных пешек d4
, f4
, мечтающих ей закусить. Белым не рекомендуется ходить: 1. e2 – e
4 так как чёрные пешки d4
и f4
могут совершить взятие на проходе: 1. . . . f4: e3 (d4: e3)
.

Всеволод Викторович Костров


Задайте вопрос или Оставьте свой комментарий

Шахматы – увлекательная настольная игра, которая с давних времен славится как игра истинных интеллектуалов. Игра способствует развитию мышления, способности правильно оценивать ситуацию и находить из нее выход. Но играть в шахматы могут не только те люди, которые обладают хорошим мышлением. Правила игры относительно несложные, поэтому новичок в течение нескольких игр сможет их запомнить и даже делать определенные успехи. Дети с легкостью осваивают данную игру, а шахматные турниры проводятся не только для взрослых, но и для детей.

Правила турниров

Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи

Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры

Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические часы и электронные правила. Общие правила их использования таковы:

  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан;
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш;
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии.

Это основные правила того, как играть с контролем времени.

Ценность фигур

Правила в шахматах нужно неукоснительно соблюдать. Играть рекомендуется без фанатизма, то есть, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Ведь если в вашей армии не останется бойцов, то с кем вы пойдете в атаку для того, чтобы поставить мат. Однако ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже мы приведем таблицу с их ценностью:

  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.

Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет. Описание всех участников настольной баталии были приведены выше.

Местоположение на доске и разновидности комбинаций в шахматах

В процессе игры пешки могут по-разному расположиться на доске, несмотря на ограниченность своих возможностей. Опытные игроки в зависимости от местоположения называют фигуры:

  • изолированными или блокированными;
  • сдвоенными;
  • отсталыми;
  • проходными
  • связанными;
  • разрозненными.

От этого зависит выбор тактики, определение роли пешки в дальнейшей игре, выбор ходов.

Данные фигуры обычно начинают сражение, редко когда игроки право первого хода отдают коню. Самым распространенным вариантом является выход пешки, стоящей на позиции е2 на 2 поля вперед, есть несколько классических дебютов, начинающихся с такого хода.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий