Японские шахматы

Сёги в Японии[]

Файл:Emperor Showa & Empress Kojun & Prince Akihito playing Shogi 1955-1.jpg

Император Хирохито, императрица Кодзюн и принц Акихито играют в сёги.

Сегодня игра широко распространена в Японии (по некоторым оценкам, там в неё играют не менее 20 миллионов человек), опережая по популярности все прочие настольные игры, в том числе го и рэндзю.

17 ноября в Японии официально является днём сёги. В эпоху Эдо, с 1669 года, в этот день перед сёгуном ежегодно переигрывалась (разыгрываемая каждый раз заранее, между сильнейшими сёгистами) церемониальная партия в сёги, называвшаяся «Игра замка Эдо».

Организация сёги в Японии очень близка к организации го — точно так же имеется профессиональная лига сёги, проводящая профессиональные турниры и присваивающая игрокам разряды системы «кю-дан», характеризующие силу игрока, причём в трёх вариантах — любительском, профессиональном женском (LPSA) и профессиональном мужском (NSR). Низший любительский разряд — 15 кю, при повышении уровня кю уменьшается. После 1 кю следует 1 дан, при дальнейшем росте дан увеличивается. Наивысший любителький разряд — 7 дан (с 2010 года можно получить и любительский 8 дан, если 4 раза завоевать титул «любительский рюо»).

Японская ассоциация сёги

Основная статья: Японская ассоциация сёги

Японская ассоциация сёги (NSR) — организация, объединяющая всех профессиональных сёгистов Японии. Создана в 1946 году, путём объединения Токийской ассоциации сёги, основанной в 1924 году 13-м пожизненным мэйдзином Сэкинэ Киндзиро, с Кансайской ассоциацией сёги. Занимается организацией профессиональной деятельности, проведением турниров по сёги, изданием литературы по сёги, контактами со СМИ и т. д. В Ассоциации состоит около 170 профессионалов, имеющих с 4 по 9 профессиональный дан.

С декабря 2012 года президентом NSR является Кодзи Танигава, 17-й пожизненный мэйдзин.

Профессиональные игроки

Сёрэйкай ( сё:рэйкай?, «общество содействия прогрессу» — школа, тренирующая будущих профессионалов сёги) отбирает игроков по весьма жёстким критериям: поступить в неё может только игрок не старше 20 лет, уже достигший уровня 5 любительского дана. Таким образом, в профессионалы попадают лишь те, кто с детства проявил выдающиеся способности и склонность к игре. При приёме в Сёрэйкай игроку присваивается 4—6 профессиональный кю. При успешной игре ученик достигает 1 кю, затем получает 1 профессиональный дан. Ученики, не успевшие достичь 1 профи-дана к 20 годам и 4 профи-дана к 25 годам, исключаются. Отсев за время обучения составляет около 80 %.

Дважды в год в Сёрэйкай проводится турнир лиги 3-х профессиональных данов. В среднем, два его победителя получают 4-й профессиональный дан и звание профессиональных игроков. С этого момента им начинает выплачиваться заработная плата за игру и они начинают принимать участие в профессиональных турнирах (в том числе, в титульных). Максимальный профессиональный разряд — 9 дан. В 1962—87 гг. существовал и титул дзюдан ( «10 дан»?), однако в 1988 году он был переименован в рюо ( рю:-о:?, «дракон-король»), и далее 10-м даном по сёги никто не награждается (сейчас титул «пожизненный 10-й дан» есть лишь у ветерана сёги, 16-го пожизненного мэйдзина Макото Накахары).

Сильнейший сёгист современности — 19-й пожизненный мэйдзин Ёсихару Хабу (90 титулов на 1 декабря 2014 года).

Титульные матчи

Ежегодно в Японии разыгрывается 7 профессиональных мужских титулов («корон») сёги: рюо, мэйдзин, кисэй, ои, одза, кио и осё. Кроме этого, существует 6 женских корон и множество ежегодных всеяпонских турниров по сёги, в которых участие принимают как профессионалы, так и любители. Доходы сильнейших профессионалов сёги существенны: лучший японский игрок зарабатывает в год около 1 миллиона долларов, игроки первой десятки — около 250—300 тысяч, рядовые профессионалы — порядка 100 тысяч долларов.

Относительная стоимость штуки

Считается, что пьесы сёги имеют разные оценки, при этом одни предметы, как правило, более ценны, чем другие, при прочих равных. (См. Стоимость фигуры в западных шахматах .)

Выделяют три основные группы оценки:

  1. король, имеющий абсолютную ценность, так как игра проиграна при мате
  2. две главные (наиболее подвижные) фигуры с дальностью (大 駒oogoma ): ладья, слон
  3. второстепенные фигуры (小 駒kogoma ): пешка, копье, конь, серебро, золото

Незначительные части могут быть дополнительно сгруппированы в следующей иерархии оценки:

золото> серебро> (конь, копье)> пешка

Иногда относительные фигуры формализуются конкретными числовыми значениями. Это особенно характерно для явных формализаций компьютерных сёги . Например, Рейджер Гримберген использует следующие относительные значения в формализации анализа достоинств перемещения

Гримберген
КусокСтоимость
пешка1
香, 桂копейщик3
銀, 金Серебряное золото5
епископ8
ладья9
повышенный епископ12
повышенная ладья13

Гримберген отмечает, что, в отличие от западных шахмат, оценка фигур сёги не стандартизирована, поскольку разные игроки расходятся во мнениях относительно точных значений.

Другая формализация, использованная программой YSS 7.0 1997 года, имела следующие относительные значения:

YSS 7.0
КусокСтоимостьКусок в рукеСтоимостьПродвигаемая частьСтоимость
пешка1,00歩 手 駒пешка в руке1,15продвинутая пешка4.20
копье4,30香 手 駒копье в руке4,80продвинутое копье6.30
рыцарь4,50桂 手 駒рыцарь в руке5.10повышенный рыцарь6,40
серебро6,40銀 手 駒серебро в руке7.20продвинутое серебро6,70
золото6,90金 手 駒золото в руке7,80
епископ8,90角 手 駒епископ в руке11.10повышенный епископ11,50
ладья10,40飛 手 駒ладья в руке12,70повышенная ладья13.00

Кодзи Танигава , Ясумицу Сато (佐藤 康 光) и Ларри Кауфман предлагают следующие ценности:

КусокТанигава (1982)Танигава (NHK 2006)СатоКауфманПродвигаемая частьТанигава (1982)Танигава (NHK 2006)СатоКауфман
11111261110
5364106119
6465106119
8510796118
96118
138171115102015
1510191317122217

Согласно двум из этих схем оценки, повышенная пешка, пика и конь имеют более высокую ценность, чем золото, хотя при повышении они ходят так же, как и золото. Причина этого в том, что они вернутся к своим меньшим значениям при захвате противником, тогда как захваченное золото дает противнику относительно более ценный кусок.

Тем не менее, Кауфман отмечает, что обмен продвинутой пешки на настоящее золото часто является хорошей тактикой материальной выгоды в противоречии с соотношением, подразумеваемым относительной стоимостью продвинутой пешки и золота в этой схеме.

Относительная стоимость штук используется для грубой оценки обмена штук. Например, если есть возможность отобрать два золота у соперника, отдав ладью и пешку, используя схему Кауфмана, это выглядит как выгодный размен (при прочих равных):

(золото + золото)> (ладья + пешка)
(8 + 8)> (13 + 1)

Однако это не было бы хорошим разменом, если бы ладья была переведена в следующий раз:

(золото + золото) <(дракон + пешка)
(8 + 8) <(17 + 1)

Ценность фигур

В традиционных шахматах, есть известная формула ценности фигур: где за единицу измерения берётся пешка, и тогда конь и слон оцениваются в три, ладья – в пять, а ферзь – в девять пешек. И каждый шахматист в мире применяет эту формулу для определения материального преимущества, достижение которого – главная стратегическая задача в шахматной партии. В сёги материал не является таким же краеугольным камнем, как в шахматах.

Производя размены, всегда следует учитывать конкретную ситуацию на доске. В зависимости от степени укрепленности королевских крепостей, тактических возможностей и общего стратегического рисунка игры сила фигур в сёги может изменяться. Неоднозначность шкалы ценностей иллюстрируют и некоторые пословицы, сложенные об игре. Например: «Одна пешка ценнее тысячи золотых генералов», «Превращенный слон стоит трех генералов» или «В конце игры скорость важнее материала».

Тем не менее, несмотря на неоднозначность, материальный баланс является одним из важнейших критериев оценки позиции. Кодзи Танигава, 17-й Пожизненный Мейдзин, в книге «Как мыслить, чтобы выигрывать в сёги» предлагает следующую шкалу ценностей фигур:

Системы классификации и ранжирования

Игроки в шог, которые играют в клубах и на турнирах, обычно имеют звание, которое включает: служит ориентиром при выборе партнера по игре.

  • Мастерские ранги, которые называются Данами , теоретически варьируются от 1-го до 9-го дана. 1-й дан – это самый низкий ранг мастера, 7-й дан для любителей (в Японии редко также 8-й дан) – наивысший.
  • Классы учеников, называемые кю , в Японии оцениваются от 10-го до 1-го кю, причем 1-е кю является наивысшим рангом. Новичков обычно классифицируют как 10 кю. В Европе ученики получают оценки до 20 кю.

Профессиональные игроки работают в своем собственном масштабе: от 6 кю до 3 дан для профессиональных кандидатов и от 4 дан до 9 дан для официальных профессиональных игроков. Любительский и профессиональный ранги различаются (любительский 4 дан эквивалентен профессиональному 6 кю ). Кроме того, для определения уровня мастерства отдельных игроков используется метод, основанный на системе Эло .

Основные правила шахмат сёги

Сёги — это игра для двух игроков, которые сражаются друг с другом на доске. Как и в классических европейских шахматах, игроки поочерёдно, шаг за шагом, передвигают фигуры. Процесс совершения ходов до конца игры называется «тай-кеку» (игра). В сёги побеждает тот, кто первым съест вражеского короля, то есть поставит ему мат.

В сёги в отличии от европейских шахмат нет чёрных и белых фигур — все фигуры одного цвета. Их принадлежность игроку определяется по направлению их острой части.

Противоборствующие стороны лишь условно делят на чёрные — готэ (ходящие первыми) и белые сэнтэ — (ходящие позже).

Основным отличием европейских шахмат от сёги является возможность возврата ранее съеденных фигур противника обратно на поле, но уже на своей стороне. Именно это, порой, делает партии сёги невероятно сложными и интересными.

Ходы фигур

Каждый игрок имеет 20 фигур: король, ладья, слон, два золотых генерала, два серебряных генерала, два коня, два копья, и девять пешек. Все фигуры отмечены иероглифами с обеих сторон, кроме односторонних: короля и золотого генерала.

ФигураРисунок хода
Король (Осё или Гёоку) – японское обозначениеK – латинское обозначениеХоды короля
Как и в шахматах, король ходит на одно поле в любом направлении, за исключением поля под шахом противника (восемь различных ходов). Шах – это положение, когда король оказывается под ударом вражеской фигуры, т.е. находится в поле, куда может походить вражеская фигура.
Золотой генерал (Кин) – японское обозначениеG – латинское обозначениеХоды золотого генерала
Золотой генерал может передвигаться на одно поле по горизонтали или по вертикали в любую сторону, а также по диагонали вперёд (шесть различных ходов).
Серебряный генерал (Гин) – японское обозначениеS – латинское обозначениеХоды серебрянного генерала
Превращенный серебряный генерал (Нари Гин) – японское обозначение+S – латинское обозначение
Серебряный генерал может передвигаться на одно поле по диагонали в любом направлении или на одно поле по вертикали вперёд (пять различных ходов). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращен в золотого генерала.
Конь (Кей) – японское обозначениеN – латинское обозначениеХоды коня
Превращенный конь (Нари Кей) – японское обозначение+N – латинское обозначение
Как и его шахматный аналог, конь ходит буквой Г, но только вперед и без возможности отступления. Т.е. ход коня составляет одно поле по вертикали вперёд, затем одно поле по диагонали вправо или влево (два возможных хода). Это единственная фигура, которая может перепрыгивать через стоящие на пути фигуры. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращен в золотого генерала.
Копьё (Кё) – японское обозначениеL – латинское обозначениеХоды копья
Превращенное копьё (Нари Кё) – японское обозначение+L – латинское обозначение
Копьё ходит только вперёд по вертикали на любое количество полей, не занятых другими фигурами. Назад ходить не может. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращено в золотого генерала.
Пешка (Фу) – японское обозначениеP – латинское обозначениеХоды пешки
Превращенная пешка (То Кин) – японское обозначение+P – латинское обозначение
Пешка ходит на одно поле вперёд по вертикали. Бьет вражеские фигуры не наискосок, как в шахматах, а прямо перед собой. Достигнув вражеского лагеря, может быть превращена в золотого генерала.
Ладья (Хися) – японское обозначениеR – латинское обозначениеХоды ладьи
Король-дракон (Рю) – японское обозначение+R – латинское обозначение
Ладья ходит по горизонтали и по вертикали на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматной Ладье). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращена в короля-дракона – фигуру, которая, сохраняя возможности Ладьи, дополнительно может ходить на одно поле по диагонали в любом направлении.
Слон (Каку) – японское обозначениеB – латинское обозначениеХоды cлона
Конь-дракон (Ума) – японское обозначение+B – латинское обозначение
Слон ходит по диагонали в любом направлении на любое число полей, не занятых другими фигурами (аналогично шахматному cлону). Достигнув вражеского лагеря, может быть превращен в коня-дракона – фигуру, которая, сохраняя возможности cлона, дополнительно может ходить на одно поле по вертикали или горизонтали в любом направлении.

Шахматы и сёги

Сравнивая сёги и шахматы, можно сказать, что сёги – это игра:

  • не для тех, кто склонен разменивать фигуры, переводя игру в скучный пешечный эндшпиль и по капле наращивать преимущество;
  • для тех, что любит длинные тактические комбинации с неожиданными ходами (появлениями на доске фигур, сброшенных в нужное место);
  • для тех, кто не любит ничейных шахматных исходов – в сёги невозможно сыграть по заказу в ничью.

Нельзя не упомянуть и о компьютерных сёги. По словам героя Японии и обладателя всех титулов профессиональных сёги Й.Хабу “в матовых задачах компьютер уже превосходит лучших игроков. Однако в нормальных играх компьютеру все еще далеко до профессионального уровня. Он играет в силу примерно 4 любительского дана” . В обычных шахматах ситуация несколько иная – компьютерные программы играют на уровне, а порой и сильнее лучших гроссмейстеров.

80-90-е годы прошлого столетия ознаменовались бурным ростом популярности сёги. Резко увеличилось количество играющих, были образованы федерации сёги в Америке и Европе, начался выпуск литературы. Регулярно проводятся чемпионаты мира и Европы среди любителей. На сегодняшний день сёги, являющиеся наряду с чайной церемонией и икебаной органичной и неотъемлемой частью японской культуры, прочно вошли и в культуру мировую, не получив развития лишь в Африке.

Европейская федерация сёги (FESA) на данный момент объединяет 13 стран: Австрию, Беларусь, Бельгию, Великобританию, Германию, Италию, Нидерланды, Норвегию, Россию, Украину, Францию, Чехию и Швецию. В Европе постоянно проводятся турниры серии Гран-При.

Белорусская ассоциация сёги вступила в ряды FESA в 2002 году. Несмотря на молодость нашей ассоциации, наши игроки успешно выступают в международных турнирах. Так, С.Корчицкий занял второе место на турнире серии Гран-При, проходившем в январе этого года в Москве, уступив победителю, игроку 2 дана, лишь по коэффициенту. В Минске проводятся турниры и постоянные встречи любителей этой игры.

Приятно отметить, что буквально несколько лет назад культурные контакты между сёги и шахматами заметно усилились. Вышеупомянутый Хабу буквально за два года увлечения шахматами выполнил норму международного мастера. Блестящую игру на 64 клетках показывает и другой топ-игрок в сёги – Мориучи

Великие представители мира шахматного также не обделяют сёги вниманием. Приведем высказывания сильнейших шахматистов планеты, посвященные японской логической игре

Г.Каспаров: “Сёги – уникальная игра. Я постараюсь поглубже изучить ее и поехать в Японию”.

Р.Пономарев: “Я увлекаюсь еще и китайскими, и японскими шахматами, так что можно будет попробовать стать первым и в них”.

Ж.Лотье: “Мир игроков в сёги произвел на меня глубокое впечатление. Известный лозунг FIDE “Gens Una Sumus” (мы все одна семья) абсолютно соответствует миру сёги. Я играю в сёги и получаю от этого большое удовольствие. Я всего лишь новичок (возможно любитель первого дана в своей лучшей форме), но я полюбил игру с самого начала, особенно идею десантирования (выставления – прим

автора статьи) фигур вблизи вражеского короля… Здесь есть два важных следствия, которые очень привлекательны для традиционного шахматиста: невозможно какое-либо упрощение, поскольку никакой материал не подлежит размену, и что более важно, в играх очень маленький процент ничьих”

В.Крамник: “За последние годы сёги стали хорошо известны среди шахматистов во всем мире. Я искренне желаю, чтобы между шахматным и сёги- сообществами продолжалась крепкая и плодотворная дружба”.

Трудно сказать, какая из двух игр более сложна. Но если вас не оставили равнодушными слова таких высоких экспертов, то вы можете сами оценить достоинства и недостатки японских шахмат. Для этого нужно лишь сесть за доску и начать партию.

Сёги вне Японии[]

В последние десятилетия сёги обрели популярность и вне Японии. Появились ассоциации сёги в Китае, США, СНГ, Европе, Латинской Америке и отдельных странах Юго-Восточной Азии. На 2014 год Федерация европейских ассоциаций сёги (ФЕСА) объединяет сёгистов из 19 стран.

Разрядная сетка ФЕСА начинается с 20 кю и заканчивается 6 даном, однако пока ни один европейский сёгист ни 5, ни тем более 6-го дана ФЕСА не достиг. 4 дан ФЕСА из играющих европейцев имеют пятеро: Сергей Корчицкий (Белоруссия), Аренд ван Оостен и Марк Тэювен (Нидерланды), Жан Фортен и Эрик Шемоль (Франция). Кроме того, 4 дан ФЕСА имеет живущий в Японии голландец Райер Хримберхен.

С 1985 года ежегодно проводится Чемпионат Европы по сёги, с 1999 года — Международный форум сёги, с 2003 года — Чемпионат России по сёги.

Сёгисты с наивысшим рейтингом (данные на 7 декабря 2014 г.):

  • В Белоруссии — Сергей Корчицкий (Минск), 4 дан ФЕСА, 5 дан NSR, чемпион Европы 2013 г., I место в европейском ФЕСА-листе.
  • В России — Виктор Запара (Санкт-Петербург), 3 дан ФЕСА, 4 дан NSR, чемпион Европы 2007 г.
  • На Украине — Артём Коломиец (Киев), 3 дан ФЕСА, 5 дан NSR, чемпион Европы 2005 и 2008 г.
  • В Польше — Каролина Стычинска (Варшава), 3 дан ФЕСА, 4 дан NSR, чемпион Европы 2014 г., I место среди женщин в ФЕСА-листе.
  • В Германии — Томас Ляйтер (Михельштадт), 3 дан ФЕСА, чемпион Европы 2012 г.
  • Во Франции — Жан Фортен (Париж), 4 дан ФЕСА, 5 дан NSR, чемпион Европы 2009—2011 гг..

Уровень неяпонских сёгистов существенно ниже, чем у японских профессионалов. До сих пор ни один неяпонец не смог стать профессионалом сёги, лишь один временно учился в Сёрэйкай (Чжан Син из Шанхая, в 2010—2011 гг.), и лишь одна неяпонская сёгистка сдала экзамены на профессиональные курсы сёгисток Кэнсюкай (в 2013 году, Каролина Стычинска).

Средняя игра

Профессиональные игроки в сёги склонны оценивать ход игры, то есть последовательность ходов, ведущих к текущей позиции и ее вероятное развитие, гораздо больше, чем шахматисты.

Поскольку пешки атакуют в лоб и не могут защищать друг друга, они, как правило, теряются в начале игры, обеспечивая боеприпасы для таких атак. Падение пешки в тыл врага, превращение ее в жетон (золотой генерал) и сброс второй пешки сразу за жетоном, чтобы они защищали друг друга, – это сильная атака; он угрожает всей защите противника, но не имеет большого значения для него, если атака не удалась и фигуры взяты.

Игроки, выросшие на международных шахматах, часто плохо используют дроп, но дроп – это половина дела. Если у игрока в руке больше пары захваченных фигур, вполне вероятно, что атакам сбрасывания не уделяется должного внимания. Однако разумно держать пешку в руке и часто обмениваться фигурами, если необходимо ее получить. По сравнению с международными шахматистами, игроки в сеги с большей вероятностью будут жертвовать фигурами, даже мощными, если полученный в результате взятие можно вернуть в игру для определенной цели.

Атакующие фигуры могут легко попасть в ловушку в тылу врага, так как противник часто может бросить пешку на защищенное поле, чтобы отрезать линию отступления. По этой причине ладьи, которые могут отступать только в одном направлении, обычно держатся на безопасном расстоянии в начале игры и используются для поддержки атак более слабых фигур. Однако, как только игра началась, поднятая ладья становится особенно смертоносной фигурой в тылу врага.

Продвижение копья может открыть сторону доски для атаки. Поэтому, когда игрок впервые продвигает пешку-копейку, противник обычно, хотя и не обязательно, отвечает, продвигая пешку противника, чтобы избежать осложнений в игре. Это также позволяет королю сбежать, если на него напали сбоку.

Тактика и анализ[]

Файл:Yagura castle.jpg

Крепость ягура — классическая прочная защитная форма

Из-за возможностей сброса в тактическом плане сёги больше похожи не на классические, а на шведские шахматы. Фигуры в руке намного сильнее, чем те же фигуры на доске, поскольку их подвижность существенно выше. Размены приводят не к разрядке позиции, а к её обострению, так как запасные фигуры могут быть выставлены на доску на любое пустое поле, например — с прямой угрозой королю и даже с матом. Чем больше фигур у игрока в руке, тем более опасную атаку на короля он может осуществить.

В дебюте сёги столкновений обычно не происходит; игроки занимаются построением защитной формы (крепости) и атакующей формы. В дебюте какугавари ( «размен слонов»?) производится ранний размен слонов, но обычно он лишь замедляет развитие, заставляя противников внимательнее относиться к безопасности своего лагеря. Однако существуют и резкие дебюты с ранними массовыми разменами фигур, вбрасывающие игру в миттельшпиль уже на втором-третьем десятке ходов.

Типичной миттельшпильной тактикой является сабаки — размен своих атакующих фигур с целью получения фигур в руку и развития своих фигур на доске (продвижения их по направлению к королю противника). Также в миттельшпиле и эндшпиле применяется множество различных тэсудзи — классических приёмов (комбинаций) и ходов.

Типичной тактикой в ёсэ (финальной фазе эндшпиля) является атака фигурами из руки, в которой сначала несколько фигур жертвуются, чтобы освободить место вокруг вражеского короля, после чего ставится форсированный мат — цумэ или создаётся позиция, в которой у короля противника от цумэ нет защиты — хисси. Часто обе стороны пытаются провести такого рода комбинации одновременно (такая обоюдная атака называется сэмэай), что приводит к разменам и ещё большему обострению ситуации. Возможна и относительно спокойная позиционная игра, если обе стороны выберут «пассивную тактику», стараясь предельно защитить короля и не создавать острых ситуаций. В таких случаях партия может затянуться. Однако если тогда один из игроков подготовит атаку и нацелится на короля соперника, то шансы на победу у него возрастут.

Поскольку фигуры никогда не выходят из игры, в ней нет эндшпиля в шахматном смысле (с истощением материала). Теоретически партия может длиться бесконечно долго, но поскольку с каждым разменом острота игры возрастает, на практике партии длятся примерно 60—180 ходов (в шахматной терминологии — «», но в сёги, как и в го, каждый ход каждого игрока считается за один). Теория сёги рекомендует специальные защитные построения («крепости»), в которых король окружён прочными формами из генералов, затрудняющих атаку противника.

Открытие

Открытие епископа
☖ штук в руке: –

987654321 
1
       2
3
         4
         5
        6
7
       8
9

☗ штук в руке: –

1. С-76

Открытие ладьи
☖ штук в руке: –

987654321 
1
       2
3
         4
         5
        6
7
       8
9

☗ штук в руке: –

1. С-26

Открытие сёги обычно происходит медленнее, чем в шахматах, из-за большей доски и менее подвижных фигур. Но так как быстрое нападение оставит домашнюю территорию игрока открытой для атак, как только будут обменяны фигуры, цель открытия – создать защиту короля, обычно путем перемещения короля в сторону в замке с тремя генералами. . Оставить короля на исходном квадрате (居 玉igyoku или «сидящий король») – особенно опасная позиция.

Дальняя ладья против статической ладьи
☖ штук в руке: –

987654321 
   1
     2
  3
       4
        5
    6
   7
       8
  9

☗ штук в руке: –

Черные разыгрывают позицию дальнобойной ладьи ( система Fujii ) с против позиции статической ладьи белых, пытаясь построить замок «медведь в норе» .

Оба игрока могут переместить пешку ладьи вперед (P-26) или, что чаще, продвинуть пешку выше и правее слона (P-76). Первое известно как ладейное, а второе – слоновое.

При дебюте слона обычно разменивают слона, когда один захватывает другого

Это позволяет каждому игроку ввести своего недавно захваченного слона в игру в любом месте доски, хотя следует проявлять осторожность, чтобы избежать слабых мест в защите, которые могут привести к падению слона. Однако обменивать слонов невыгодно, если у вашего оппонента лучшая защита или больше линий атаки

Более того, обмен слона представляет собой , поэтому не рекомендуется делать это без уважительной причины.

Многие обычные дебютные атаки включают продвижение серебра и, в идеале, пешек, защищенных другими фигурами. Поскольку у серебряных больше возможностей для отступления, в то время как у золота лучше защищают свои стороны, серебряные обычно считаются лучшими в качестве атакующих фигур, а золото – лучшими в качестве оборонительных. Обычная практика – защищать короля тремя генералами, двумя золотыми и серебряными монетами.

Поскольку защита так важна, и поскольку фигуры сёги относительно медленны, начальная партия в сёги обычно длится намного дольше, чем в международных шахматах, обычно с дюжиной или более ходов для укрепления защиты перед первой атакой.

За многие десятилетия японские профессиональные игроки изобрели различные дзёсэки , которые определяют ходы и последовательности, которые считаются лучшими для конкретной ситуации. Он также охватывает ветвь различных вариаций внутри сложной стратегии, включая альтернативные варианты и определенные последствия, которые могут иметь некоторые действия.

Дебюты также классифицируются как дебюты со статической ладьей, когда нападение поддерживается ладьей в исходном положении, и дебюты с дальней ладьей, когда ладья перемещается в центр или влево от доски, чтобы поддержать атаку там, обычно с идеей позволяя противнику атаковать, обеспечивая лучшую защиту и стремясь к контратаке. Однако, как самая сильная фигура на доске, ладья приглашает в атаку, и в большинстве случаев, особенно для более слабых игроков, рекомендуется держать короля подальше от ладьи. Соответственно, классификация Статическая и Дальняя ладья соответствует развитию замка: в позициях статической ладьи замки обычно располагаются на левой стороне доски, а в позициях стрелковой ладьи – на правой стороне.

Конец игры

Падение защиты одной из сторон знаменует начало финальной игры. Как только игрок прорвался через вражеские линии, король противника может быть легко пойман его собственными фигурами. Распространенная тактика защиты – это открыть линию пешек, чтобы позволить королю сбежать. Королям сложнее поставить мат в открытую, особенно если у оппонента мало фигур (ладья, слон, пика) в игре.

В эндшпиле все сводится к гонке за тем, кто первым может поставить мат противнику. Техника, известная как счет скорости, играет важную роль в эндшпиле. Подсчет количества ходов до мата (при условии, что оппонент не может двигаться) как для черных, так и для белых, помогает влиять на решения о том, атаковать или защищаться. Простая ошибка может кардинально изменить ход игры

Среди этого есть много других деликатных факторов, на которые следует обратить внимание в эндшпиле, включая жертвенные атаки и ловушки.

Эндшпиль игрока усиливается за счет тренировки по цумэ-сёги и задачам на грани .

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий