Быстрые шахматы: правила игры и особенности

10 Быстрая игра до конца партии

10.1. “Быстрая игра до конца партии” – это последняя фаза партии, когда все оставшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2. Если у игрока, за которым очередь хода, остается менее двух минут на его часах до контроля времени, он может заявить о ничьей перед падением его флажка. Он должен остановить часы и позвать арбитра.

(а) Если арбитр согласен, что партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть партию нормальными средствами, или что невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

(b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если возможно. Арбитр должен объявить окончательный результат после падения флажка.

(c) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

10.3. Если упали оба флажка и невозможно установить, какой из них упал первым, партия считается закончившейся вничью.

Техническая подготовка к быстрой игре в шахматы

Для успешной игры в суперблиц-шахматы вам понадобится:

  • удобный манипулятор, лучше всего оптическая мышь, которая хорошо ложится в вашу ладонь; поверхность стола под мышью должна быть матовой, без бликов и зеркальных элементов
  • скоростной интернет-канал с пингом до игрового сервера не более 250 мс (а лучше менее 100 мс); такая скорость обеспечиваетсяна тарифах от 512 Кбит/сек
  • желательно во время игры отключить все программы, работающие через Интернет, а также программы с всплывающими окнами: первые могут ухудшать вашу связь, а вторые в самый ответственный момент всплывать посреди шахматной доски

Если у вас большой монитор (более 17 дюймов), имеет смысл пропорционально уменьшать игровую доску. Ведь большая доска хуже обозревается, а движения руки для перетаскивания фигур увеличиваются. Рекомендую выбирать размер видимой части доски от 10 до 20 см. Однако, у вас может быть несколько другое восприятие, поэтому лучше руководствоваться своими ощущениями.

Стратегия быстрой игры в шахматы

Стратегия 1. Заставлять противника чаще совершать “обдуманные” ходы. Если у вас есть конкретный план игры, ни в коем случае не упрощайте позицию, а наоборот, обостряйте ее, создавайте новые угрозы, проходные пешки, захватывайте открытые вертикали и диагонали. Данная стратегия заставит противника постоянно искать план игры и защиты, затрачивая много времени.

Стратегия 2. В своей игре действовать с минимум обдумывания. Этим пунктом я не призываю делать любые ходы ради скорости, ведь такая практика может быстро привести к поражению. Однако, часто бывает, что план собственной игры не очевиден, в этом случает необходимо упрощать позицию, разменивая фигуры и экономя время.

Блиц

15.1. В “Блице” все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени – менее чем за 15 минут.

15.2. Блиц подчиняется Правилам “Быстрой игры” (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица.

15.3. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая ответного хода, имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает ответный ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.

Если партнёр не может заматовать короля противника любой серией возможных ходов даже при его самой неквалифицированной игре, он имеет право потребовать ничью перед тем, как сделать ход.

15.4. П. 10.2. в блице не применяется.

4 Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав “поправляю”).

4.3. В других случаях, кроме приведенных в п. 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

  • (а) одной или более своих фигур, он должен или сделать ход первой тронутой фигурой, если такой ход возможен, или
  • (b) одной или более фигур партнера, он должен первой взять первую тронутую фигуру партнера, взятие которой возможно.
  • (с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4. (а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

(b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается, и к ситуации должен быть применен п. 4.3(а).

(с) Если игрок, намеревающийся рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5 Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером пунктов 4.3 или 4.4, как только он намеренно коснется фигуры.

4.7. Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования п.3 полностью выполнены.

С какого возраста

Шахматы — интеллектуальный спорт. Он воспитывает в ребенке внимательность, усидчивость и упорство. Чем раньше начать заниматься, тем выше положительный эффект.

Вопреки общепринятому мнению, что в шахматы нужно отдавать в начальной или средней школе, знакомиться с ними можно уже в 3-3,5 года. В этом возрасте мозг ребенка пластичен и легко воспринимает новое. В секции по шахматам детей берут с 4 лет. Те ребята, которые начали заниматься ими в раннем возрасте, чаще других достигают успеха в этом виде спорта. Например, Гарри Каспаров в 4 года уже умел играть в шахматы.

Родителям может показаться, что их неусидчивый малыш вряд ли справиться с таким серьезным спортом

Но как показывает практика развитие детей дошкольного возраста позволяет им подолгу концентрировать внимание на одном виде деятельности. К тому же в этом возрасте у деток формируется образное мышление, они учатся устанавливать связь между действием и явлением

Занятия шахматами помогут ускорить развитие вашего ребенка.

Сколько стоят занятия

Шахматами можно заниматься в школьных секциях, в бюджетных спортивных учреждениях или нанять персонального инструктора. Ориентируйтесь на вашу цель и финансовые возможности. В бюджетных учреждениях занятия скорее всего будут бесплатными. Персональный тренер в Москве обойдется в среднем в 2 000 рублей за час занятий. Если вы выберете занятия с персональным инструктором, то весь инвентарь придется покупать самостоятельно. Вам понадобятся:

  • Шахматная доска. В зависимости от материала, размера может стоить как 500 — 1500 рублей, так и 40 000 — 50 000 рублей.
  • Шахматные фигуры. Стоят от 400 до 10 000 рублей.
  • Шахматные часы: 1 500 — 5 000 рублей.

Инвентарь можно купить на долгое время. А вот расходы на соревнования: проезд, проживание и в некоторых случаях сборы за участие в чемпионатах (могут варьироваться от 300 до 8 000 рублей), будут постоянными.

9 Ничья

9.1. (а) Игрок, желающий предложить ничью, должен сделать это после того, как ход сделан на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но нарушает п. 12.5. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. В обоих случаях предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или не отклонит устно, отклонит его, коснувшись фигуры с намерением сделать ход или взятие, или партия завершится некоторым другим путем.

(b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на их бланках

(с) Заявление о ничьей в соответствии с пп. 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2. Партия признается закончившейся вничью по заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не меньше трех раз (не обязательно повторением ходов). Позиции считаются одинаковыми, если за тем же самым игроком очередь хода, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков те же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если в новой позиции пешка потеряла возможность взятия на проходе или если право на рокировку в данный момент или в будущем утрачено.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если

(a) он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны без перемещения пешек и взятия фигур;

(b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пешек и без взятия любой фигуры.

9.4. Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно пп. 9.2 и 9.3.

9.5. Если игрок заявляет о ничьей согласно пп. 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.

(а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;

(b) если оно окажется неправильным, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявителя времени, но не больше трех минут, и добавить три минуты к оставшемуся времени партнеру, пока заявитель имеет более двух минут на его часах;

(c) если игрок имеет больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть – одна минута;

(d) если заявитель имеет меньше одной минуты, арбитр должен добавить только три минуты на часах партнера. Затем партия должна быть продолжена и должен быть сделан объявленный ход.

9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат никак не может быть поставлен любой серией возможных ходов, даже при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает партию.

5 Окончание партии

5.1. (а) Партия выигрывается игроком, который поставил мат королю партнера.

(b) Партия выигрывается игроком, партнер которого заявляет, что он сдается.

5.2. (a) Партия считается закончившейся вничью, если тот игрок, за которым очередь хода не имеет никаких возможных ходов, и его король не под шахом. О такой партии говорят, что она закончилась “патом”.

(b) Партия считается закончившейся вничью, если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любыми возможными ходами.

(c) Партия считается закончившейся вничью по соглашению между двумя партнерами в ходе игры (см. п. 9.1)

(d) Партия может закончиться ничьей, если одинаковая позиция возникнет или возникала на шахматной доске трижды (см. п. 9.2)

(e) Партия может закончиться ничьей, если последние 50 ходов были сделаны игроками без движения пешек и без взятия фигур (см. п. 9.3).

Как фиксировать просроченное время

Шахматы — благородная игра, основанная на доверии и уважении. Если за доской встречаются опытные соперники, конфликт маловероятен, а неоднозначные ситуации разрешаются на месте, без апелляций.

Как быть в рапиде с просрочкой времени? Необходимо грамотно обозначить её. Если ошибиться, секунды могут сыграть против вас.

Алгоритм:

  1. Остановить часы, сделав это раньше соперника. В противном случае вы сами станете нарушителем, если часы другого игрока уже переставлены на ваше время.
  2. Дать сопернику знать о просрочке, указав рукой или сказав: «Время!» Чаще всего этого хватает, и вызывать арбитра не приходится.

Блиц

15.1. В “Блице” все ходы должны быть сделаны каждым игроком в течение фиксированного времени – менее чем за 15 минут.

15.2. Блиц подчиняется Правилам “Быстрой игры” (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица.

15.3. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы партнера. В этом случае партнер, не делая ответного хода, имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает ответный ход. Как только партнер сделал свой ход, невозможный ход не может быть исправлен.

Если партнёр не может заматовать короля противника любой серией возможных ходов даже при его самой неквалифицированной игре, он имеет право потребовать ничью перед тем, как сделать ход.

15.4. П. 10.2. в блице не применяется.

Можно ли регулярно выигрывать, делая ставки на шахматы?

Как мы уже писали, беспроигрышной стратегии в шахматах, как и в любом другом виде спорта, не существует. Чтобы уменьшить свои риски, нужно разбираться в конкретном виде спорта, на который планируете заключать пари.

Шахматы — это особенная игра, где помимо правил нужно знать психологическое состояние спортсмена, его привычки и даже погодные условия. Ведь самочувствие гроссмейстера в плохую погоду может ухудшиться, а шахматы — это логическая игра, требующая серьезной концентрации.

Владея необходимой информацией, следя за турнирами и шахматным миром в целом, можно колоссально увеличить свои шансы на победу. Удачи!

Материал подготовлен:

Александр Носков
Редактор Legalbet

Виды ставок на шахматы

В некоторых букмекерских конторах можно ставить на тотал числа ходов в партии, на то, закончится ли чемпионат специальными дополнительными партиями (быстрые шахматы, блицшахматы, армагеддон-шахматы).

Но более конкретные исходы в этом виде спорта присутствуют.

Победа белых или черных («П1» или «П2»). Традиционный вид пари на основные исходы соревнования характерен в том числе и для ставок на шахматы. Также к ставкам на основные исходы относится и вариант пари на ничью.

Двойной шанс («1х» или «2х»). Этот вариант любят более осторожные игроки, такие пари подразумевают, что конкретный соперник как минимум избежит поражения в партии, то есть, либо он одержит победу, либо партия закончится вничью.

Нулевая фора. Так как в шахматах нет счета в конкретной партии, букмекеры предлагают лишь один вариант форы

Важно отметить отличие такого вида ставки от предыдущего: ставка с форой (0) также подразумевает, что указанный участник соревнования как минимум избежит поражения (не проиграет), однако в случае ничьей ставка с нулевой форой рассчитывается возвратом, а ставка на двойной исход — выигрышем

Также некоторые букмекеры могут предлагать и долгосрочные ставки на шахматы, например, на победу определенного спортсмена не в конкретном поединке, а по итогам всего турнира.

Алгебраическая нотация

17.1. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры или ее символом.

Примеры: Кр – король (в русской нотации для короля используются две первые буквы), Ф – ферзь, Л – ладья, С – слон, К – конь.

17.2. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую букву названия, принятую в его стране.

Примеры: F – для слона соответствует французскому, L – голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

17.3. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с отсутствием такой буквы.

Примеры: e5, d4, a5.

17.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для черных) обозначаются маленькими буквами a, b, c, d, e, f, g, h соответственно.

17.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз – для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй горизонталях, черные фигуры и пешки – на восьмой и седьмой горизонталях.

17.6. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

17.7. Каждый ход фигуры определяется a) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на котрое фигура пошла. Дефис между a) и b) не ставится. Например: Be5, Nf3, Rd1.

В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: e5, d4, a5.

17.8. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на которое она ходит, ставится знак “х”. Примеры: Схе5, Лхf3, Лхd1.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взятие – знаком “х”. Примеры: dxe5, gxf3, axb5.

В случае “взятия на проходе” указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется “е.р.”.

17.9. Если две одноимённые фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) название покидаемой вертикали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

(a) обозначается первая буква названия фигуры,

(b) номер покидаемой горизонтали, и

(c) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен.

В случае взятия между (b) и (с) ставится знак – “х”

Примеры:

(1) Два коня на полях g1 и e1, и один из них ходит на поле f3: обозначается Kgf3 или Kef3 в каждом конкретном случае.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обозначается K5f3 или K1f3 в каждом конкретном случае.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле f3: они обозначаются Khf3 или Kdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака “х”:

(1) Kgxf3 или Kdxf3,

(2) K5xf3 или K1xf3,

(3) Khxf3 или Kdxf3.

17.10.Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается:

  • (а) буквой вертикали, которую она покидает,
  • (b) знаком “х”,
  • (с) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и e4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова – cxd5 или exd5 в каждом соответствующем случае.

17.11. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8K, b1C, g1Л.

17.12. Предложение ничьей должно быть отмечено как “=”.

Принятые сокращения:

  • 0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),
  • 0-0-0 рокировка с ладьей а1 или а8 (рокировка на ферзевый фланг),
  • х взятие,
  • + шах,
  • ++ или # мат,
  • е.р. – взятие “на проходе”.

Адаптировано для интернет-сайта: Максим Наумов, GAMBITER.RU

План игры

План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях – формулированием общих планов и соображений.

Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.

При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.

Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.

При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.

Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.

При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.

При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:

1. Корректна ли жертва.

2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.

3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.

4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы – спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.

16 Быстрая игра в отсутствие арбитра

16.1. В случае, если партии играются по правилам п. 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым закончив партию.

Он может сделать такое заявление в следующих случаях:

(a) партнер не может выиграть нормальными средствами; или

(b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать конечную позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого считается окончательным.

12 Поведение игроков

12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб шахматам.

12.2. В ходе партии игрокам запрещается использовать любые заметки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний часов, предложения ничьей и обоснованных заявлений.

12.3.Игроки, которые закончили свои партии, должны рассматриваться как зрители.

12.4. Игрокам не разрешается покидать игровую зону без разрешения арбитра. В игровую зону входят игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, определенные арбитром. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения арбитра.

12.5. Запрещается любым способом отвлекать или беспокоить партнера, что включает неоправданные заявления или настойчивые предложения ничьей.

12.6. Нарушение любой части пп. 12.2-12.5 должно наказываться в соответствии с пп. 13.4.

12.7. Игроку, отказывающемуся соблюдать Правила Шахмат, засчитывается поражение. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.

12.8. Если оба игрока признаются виновными согласно п. 12.7, партия должна быть объявлена проигранной обоими.

4 Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или более фигур на их полях, при условии, что он сначала заявит о своем намерении (например, сказав “поправляю”).

4.3. В других случаях, кроме приведенных в п. 4.2, если игрок при своем ходе намеренно касается на шахматной доске

  • (а) одной или более своих фигур, он должен или сделать ход первой тронутой фигурой, если такой ход возможен, или
  • (b) одной или более фигур партнера, он должен первой взять первую тронутую фигуру партнера, взятие которой возможно.
  • (с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фигурой или, если это невозможно, или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4. (а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи он должен рокировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

(b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разрешается, и к ситуации должен быть применен п. 4.3(а).

(с) Если игрок, намеревающийся рокировать, касается короля или короля и ладьи одновременно, но рокировка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет ходов, игрок может сделать любой возможный ход.

4.5 Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером пунктов 4.3 или 4.4, как только он намеренно коснется фигуры.

4.7. Когда фигура отпущена на поле как возможный ход или часть возможного хода, она не может затем пойти на другое поле. Ход считается сделанным, когда все требования п.3 полностью выполнены.

8 Запись ходов

8.1.В процессе игры каждый игрок должен ход за ходом соответствующим образом записывать свои ходы и ходы партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (раздел 17), на бланке, предназначенном для этого соревнования. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, если он так хочет. Он должен записать предшествующий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке.

Если игрок не в состоянии сам вести запись, то по решению арбитра, у него до начала партии должно быть вычтено определенное время на обдумывание ходов.

8.2. Бланк записи должен быть доступен для обозрения арбитром на всем протяжении партии.

8.3. Бланки являются собственностью организаторов соревнования.

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до контроля и он не имеет дополнительного времени (30 секунд или более), добавляемого после каждого хода, то он не обязан следовать требованиям п. 8.1. Сразу после падения одного флажка игрок должен полностью восстановить свою запись перед следующим ходом на шахматной доске.

8.5. Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии с п. 8.4, арбитр или его помощник должен по возможности присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра.

8.6. Если окажется, что записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и поэтому нельзя подтвердить то, что игрок превысил отведенное ему время, партия продолжается и делается очередной ход, который считается первым до следующего контроля, если только не очевидно, что предыдущий контроль пройден.

8.7 По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указывающие результат партии. Даже если он неправильный, этот результат должен стоять, пока арбитр не решит иначе.

Девочки и мальчики

В обществе существует мнение, что шахматы больше мужской спорт, чем женский. Хотя в них могут одинаково играть девочки и мальчики. Чемпионаты мира по шахматам среди женщин стали проводить с 1927 года. При этом женщины могут играть в мужских турнирах, а вот мужчины в женские не допускаются.

Долгое время считалось, что мужчины играют в шахматы лучше, чем женщины. Однако Юдит Полгар разрушила этот стереотип

По мнению ее отца, важно начинать обучение с раннего возраста, уделять предмету достаточно времени, но при этом не забывать о всестороннем развитие. Тогда девочка сможет достичь высот в шахматах

Если изначально не стоит цель завоевать звание чемпионки, то шахматы могут быть полезны девочке для общего развития. Они научат ее аналитическому мышлению, ответственности, разовьют логику, что в конечном итоге может положительно сказаться на ее дальнейшей жизни и помочь в учебе.

Шахматы для девочки отличная возможность потренировать мозг. Сможет ли она достичь в них успеха зависит от множества факторов, в том числе от ее желания и заинтересованности. Поэтому прежде чем отдать дочь в шахматы поинтересуйтесь о наличии у нее желания заниматься этим видом спорта.

1 Характер и цели игры в шахматы

1.1. Шахматная партия играется между двумя партнерами, которые поочередно перемещают фигуры на квадратной доске, названной “шахматной”. Играющий белыми начинает партию. Игрок получает право хода, когда его партнер сделал ход.

1.2. Цель каждого игрока – атаковать короля партнера таким образом, чтобы партнер не имел никаких возможных ходов, которые позволяют избежать “взятия” короля на следующем ходу. Об игроке, который достиг этой цели, говорят, что он поставил мат королю партнера и выиграл партию. Партнер, королю которого был поставлен мат, проиграл партию.

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

8 Запись ходов

8.1.В процессе игры каждый игрок должен ход за ходом соответствующим образом записывать свои ходы и ходы партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (раздел 17), на бланке, предназначенном для этого соревнования. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, если он так хочет. Он должен записать предшествующий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке.

Если игрок не в состоянии сам вести запись, то по решению арбитра, у него до начала партии должно быть вычтено определенное время на обдумывание ходов.

8.2. Бланк записи должен быть доступен для обозрения арбитром на всем протяжении партии.

8.3. Бланки являются собственностью организаторов соревнования.

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до контроля и он не имеет дополнительного времени (30 секунд или более), добавляемого после каждого хода, то он не обязан следовать требованиям п. 8.1. Сразу после падения одного флажка игрок должен полностью восстановить свою запись перед следующим ходом на шахматной доске.

8.5. Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии с п. 8.4, арбитр или его помощник должен по возможности присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра.

8.6. Если окажется, что записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и поэтому нельзя подтвердить то, что игрок превысил отведенное ему время, партия продолжается и делается очередной ход, который считается первым до следующего контроля, если только не очевидно, что предыдущий контроль пройден.

8.7 По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указывающие результат партии. Даже если он неправильный, этот результат должен стоять, пока арбитр не решит иначе.

16 Быстрая игра в отсутствие арбитра

16.1. В случае, если партии играются по правилам п. 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут до падения флажка, тем самым закончив партию.

Он может сделать такое заявление в следующих случаях:

(a) партнер не может выиграть нормальными средствами; или

(b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами.

В случае (a) игрок должен записать конечную позицию, а его партнер удостоверить это.

В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено арбитром, решение которого считается окончательным.

Виды быстрых шахмат

Турнир может проходить целиком по правилам быстрых шахмат или включать две разновидности: классические и быстрые. Один из вариантов: если соперники за время матча четырежды отыграли вничью, им предоставляется возможность провести ещё две встречи по правилам быстрых шахмат.

В быстрых шахматах предполагается несколько вариантов контроля времени.

  • До конца партии. Если организаторы отвели на ходы четверть часа, и время одного из соперников закончилось, он признаётся проигравшим. Возможны исключения: если на поле мат или поставить его нельзя, когда сильные фигуры противостоят королю.
  • Контроль Фишера. В этой разновидности быстрых шахмат игроку добавляется несколько секунд после хода. Для такой игры нужны специальные шахматные часы, способные автоматически насчитывать время.

Какой контроль времени выбрать, определяют организаторы соревнований. Наиболее частая комбинация: четверть часа даётся на партии и по десять секунд — за совершаемый ход. Федеральные, районные и другие соревнования обычно проходят именно с таким контролем времени. Эти правила действовали и на последнем Первенстве мира по рапиду.

Подводим итог

Занятия шахматами положительно скажутся на интеллектуальном развитие ребенка. Научат его сдержанности, усидчивости, ответственности. Чтобы окончательно решить нужно ли вашему сыну или дочери серьезно заниматься шахматами, узнайте об их собственном желании. Для этого можно самостоятельно познакомить ребенка с шахматами, рассказать о фигурах, попробовать поиграть с ним, а потом узнать хочется ли ему заниматься шахматами с профессионалом. Хорошо если в вашей семье есть традиция играть в шахматы, она может стать положительным примером и сподвигнуть ребенка учиться и добиваться успехов в этом виде спорта.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий