Что такое шах в шахматной партии?

Примеры вечного шаха

Наиболее часто встречающаяся ситуация: вечный шах объявляет ферзь.

Вернемся к нашему примеру. В данной позиции черным нет смысла продолжать борьбу – есть шансы только проиграть, но не выиграть. Поэтому ничья вечным шахом.

С точки зрения ситуационной – очень часто вечный шах становится палочкой-выручалочкой. Способом спасения и достижения ничьей в трудной позиции.

Например:

Черным дорог добрый совет. Они без пешки, к тому же у белых сильная проходная. Да и ферзь пока под боем.

Что делать? Убирать ферзя? Нет!!

1….Kc4:е3!!  Только так!

2.Лс1:с2 А что делать? Бить коня пешкой конечно нельзя – черный ферзь побьет ладью и черные даже выигрывают.

2…Ла4-а1+ 3.Крg1-h2 Ke3-f1+

Механизм вечного шаха запущен.

4.Крg1(h1) Kg3+

Ничья.

Перекрёстный шах[]

Михаил Ботвинник — Николай МиневАмстердам, 1954

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Ход чёрных. Чёрные точки — место, где чёрный ферзь может дать шах. Белые — где белый ферзь даёт перекрёстный шах в ответ.

Перекрёстный шах — объявление шаха в ответ на шах соперника. Фигура, объявляющая перекрёстный шах, одновременно должна сбить угрожающую королю фигуру противника или же встать между ней и своим королём. Перекрёстный шах — типичный тактический приём в ферзевом эндшпиле, нередко встречается он и в шахматной композиции.

В позиции из партии Михаил Ботвинник — Николай Минев (Амстердам, 1954) после хода 91. Kpc5!!, чёрные сдались, так как нет возможности защитится от угрозы g8Ф. Любой шах черных приводит к выгодному для белых размену ферзей. На 91…Qc7+, 91…Qg1+, 91…Qf2+ и 91…Qc2+ белые отвечают перекрёстными шахами 92.Qc6+, 92.Qd4+, 92.Qd4+ и 92.Qc4+ соответственно.

Г[]

  • Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
  • Гарде́ (Шаблон:Lang-fr «берегите(сь)») — нападение на ферзя (устаревшее; объявление «гарде» не обязательно).
  • Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разного уровня мастерства, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
  • Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры («первая горизонталь», «пятая горизонталь» и т. п.).

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

crash вт, 05/26/2015 – 10:37

Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.

Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?

1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.Крh6 – h7

2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).Сd3 – g6Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.

3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.Cd3 : a6Самый надёжный способ избавиться от шаха!Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.

Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.

Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.

Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.

Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.

У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.

Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.

Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.

Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.

В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.Мат – это шах, от которого нет защиты.Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.

Как записать, что случился шах или мат?ШАХ при записи обозначается знаком + .Кс3 – е4+. Конь с3 пошёл на е4 – ШАХ!МАТ при записи обозначается знаком Х .Фа4 : е8Х. Ферзь а4 бьёт е8 – МАТ!

Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.

Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.

Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.

Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.Patta – игра вничью. 

Б[]

  • Батарея — две (или более) фигуры, объединение которых усиливает потенциал атаки (давления), например, батарея «ферзь + слон», «ладья + ферзь» и т. п.
  • Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
  • Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
  • Блока́да — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
  • Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
  • Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).

Вечный шах[]

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

После хода 1.Фc8+ белые сводят игру к ничьей.

abcdefgh
88
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh

Ход 1…Фc1+! нейтрализует преимущество белых.

«Вечный» шах — ситуация в партии, характеризующаяся следующими особенностями:

  • один из игроков объявляет шах королю противника;
  • после ухода противника от шаха игрок сразу же объявляет шах повторно;
  • последовательность уходов и шахов продолжается, причём позиции в какой-то момент начинают повторяться, и избежать этого игрок, оказывающийся под шахом, не может.

Хотя в настоящее время «вечный» шах, согласно правилам классических шахмат, не является сам по себе основанием для объявления ничьей (соответствующее положение было исключено из свода официальных правил), на практике ситуация «вечного шаха» почти всегда приводит к ничьей по договоренности, т.к. через некоторое время случится троекратное повторение позиции либо же будут сделаны 50 ходов без взятия фигур и продвижения пешек, что позволит любому игроку затребовать ничью независимо от желания оппонента. По этой причине «вечный» шах или его угроза позволяют игроку спасти даже уже практически проигранную партию.

В ситуации, показанной на первой диаграмме, чёрные обладают существенным материальным преимуществом и угрожают белому королю. Однако после 1.Фc8+ Kph7 2.Фf5+ Kpg8 (или 2…Крh8) 3.Фc8+ Kph7 4.Фf5+ g6 5.Ф:f7+ Kph8 белые добиваются ничьей с помощью «вечного» шаха (6.Фf8+ Kph7 7.Фf7+ …).

Во втором примере ход чёрных, и вместо немедленного взятия 1…Ф:d3? или 1…Ф:g2?, приводящего к невыгодному размену ферзей, следует шах 1…Фc1+! Развитие 2.Кра2 Фс2+ приводит либо к «вечному» шаху (3.Кра1 Фс1+ 4.Кра2 Фс2+ 5.Кра1 …), либо к потере белыми критического преимущества в две пешки: 3.Кра3 Ф:d3+ 4.Кра4 (Крb4, Крa2, Крb2 не лучше) Фс2+ 5.Крb5 Ф:g2.
Шаблон:Ничья (шахматы)

О[]

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.

Р[]

  • Рапид — см. Быстрые шахматы.
  • Размен — ход (серия ходов), при котором (которых) стороны осуществляют обмен примерно равноценным материалом (размен лёгкой фигуры на лёгкую фигуру, пешки на пешку, лёгкой фигуры на три пешки, ферзя на две ладьи или три лёгких фигуры и т. п.). В своё время М. М. Ботвинник определил содержание шахматной игры как обобщенный размен.
  • Рейтинг — текущий уровень относительной силы шахматиста, выражаемый в числовом коэффициенте (с 1972 — коэффициент Эло по имени Арпада Эло, предложившего методику расчётов и использования коэффициентов). Уровень мастера ФИДЕ — от 2300, международного мастера — от 2400. Уровень гроссмейстера — от 2500 и выше. Гроссмейстеры экстра-класса — от 2600 и даже от 2700 и выше.
  • Ретроградный анализ (ретроанализ) — задание в шахматной композиции, предполагающее выяснение того, каким был последний ход в партии (и какой именно стороны — белых или чёрных), чья очередь хода и т. п.
  • Рокада — вертикаль, открытая для маневров ладьи.
  • Рокировка — ход в шахматной партии, имеющий целью увести короля из центра; при короткой рокировке король эвакуируется на королевский фланг, при длинной — на ферзевый. При осуществлении рокировки король переносится через одно поле (соответственно, для белого короля на поля g1 (при короткой рокировке) или c1 (при длинной)), ладья ставится на то поле, через которое «перепрыгнул» король. Рокировка может производиться только, если ни ладья ни король до рокировки не делали ходов, и ни одно из полей между полями, занимаемыми королём и ладьёй, не занято другими фигурами, королю не объявлен шах и ни одно из полей на его пути (то, которое он пересекает, делая ход, и то, на которое он ходит) не находится под боем.
  • Ряд — то же, что и горизонталь. «Обжорный» ряд — вторая (для чёрных) или седьмая (для белых) горизонталь, на которых могут «полакомиться» пешками.

Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ (и двойной шах)

Комбинация- ВСКРЫТЫЙ ШАХ, и частный случай вскрытого нападения или вскрытого шаха- Двойной шах.  По сути такая комбинация по расположению фигур немного похожа на связку. И там и там участвуют три фигуры, и там и там они работают по линиям- вертикали, горизонтали или диагонали, только если в Связке средняя фигура- это Связанная фигура соперника, то во Вскрытом шахе в середине стоит наша фигура, которая пока перекрывает дальнобойной своей фигуре нападение на Короля соперника.

Но стоит ей отойти с линии выстрела, причём в любую сторону и на любую клетку, как мы объявляем ШАХ королю.

А раз средняя фигура может отскочить куда угодно, то появляется шанс при отскоке напасть на какую- либо фигуру соперника и таким образом её выиграть.

К примеру- в этой позиции конь может, отскочив с шахом, со ВСКРЫТЫМ шахом, напасть на любую фигур, и это конечно большой плюс.

Частным случаем вскрытого шаха является комбинация- ДВОЙНОЙ ШАХ.

Это для соперика может оказаться ещё страшнее, ведь средняя фигура отходит не на любую клетку, а сама  тоже делает шах- нападает на Короля.

И тогда нельзя будет забрать атакующую фигуру, так как атакует сразу ДВЕ фигуры, и закрыться невозможно из-за этого же самого. От двух нападений не закроешься. Единственный выход- бежать. Но иногд бежать-то оказывается и некуда…

Здесь конь отскакивает с шахом, и ни закрыться, ни забрать атакующие фигуры невозможно- а бежать некуда, а это значит- на доске красивый МАТ.

Мы не рассмотрели здесь пока довольно часто встречающиеся в шахматных партиях комбинации — ОТВЛЕЧЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЯ ЗАШИТЫ, ПЕРЕКРЫТИЯ и нескольких других. Возможно, я дополню эту статью примерами. Если Вам она понравится и вы меня попросите об этом)))))))

Надеюсь- я не зря старался.

С уважением- Александр Витальевич Огородников.

Комбинации в шахматах, какие бывают, зачем они нужны, как их увидеть и применить.

Русская версия

Игру в шахматы в нашей стране воспринимали как действие, позволяющее создать модель проведения боя между двумя противниками. Поэтому название «чатранг», которое как раз относится как войскам, очень подходило.

Если говорить о русских высказываниях, то ранее вызов соперника на поединок обозначался словосочетанием «шаг на ты». Это сочетание очень созвучно с современным названием игры. Слово «шаг» могло стать основой шахматного действия «шах», которое означает, что королю угрожает опасность, нападение.

В пользу этой версии говорит еще и тот факт, что любое передвижение фигур в игре называют «ходом». Это тоже очень подходит к версии возникновения названия из военной практики. До сих пор в военном деле используются слова «противник совершил следующий ход» и тому подобные.

Персидско-арабская версия

Если заглянуть в этимологические словари, то почти все из них скажут, что слово шахматы произошло из арабского языка. В нем слова «шах» и «мат» буквально означают «король погиб».

Но эта версия подвергается сомнениям, если перейти от русскоязычных словарей к арабским или персидским. В них слова «мат» в значении «смерть, умер» не существует. Оно переводится как «владыка». Соответственно сочетания «шах мат» тоже нет, ведь это два практические аналогичных слова в персидском и арабском наречиях.

В арабском языке слово «шах» означает титул. Его можно сравнить с русскоязычными «царь», «государь» или словами из иных языков — «мандарин», «император», «хан». Если изучить нормы арабского языка, то выяснится, что фраза «владыка (шах) умер» будет звучать как «матааш шах», а не «шах мат». Соответственно, в русский язык слово шахматы не могло прийти из персидского или арабского языка, поскольку в тех регионах словосочетание «шах мат» просто никогда не употреблялось.

К тому же, сама игра в шахматы на арабском и персидском наречиях называется «чатранг». Но и оно не является производным этих языков. Это заимствование из санскрита. В Индии созвучное слово «чатуранга» означает «4 рода войск».

Н[]

  • Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
  • Новинка — новый ход (новая схема развития) в известных вариантах (табиях).
  • Нокаут-система — принцип соревнований (в том числе на первенство мира), при котором в дальнейший круг проходит победитель каждой из пар, определённых жеребьёвкой. Причём сначала играются партии с классическим контролем, затем (если победитель не определился) — в быстрые шахматы, затем (если и рапид не определил победителя) — блиц. Если по итогам этих состязаний не выявлен победитель, то в последнее время используется система армаггедон — система, при которой по жеребьёвке одной стороне будет дано на партию 5 минут, а другой — 4 минуты. Если итогом этой партии является ничья, то победа засчитывается игроку, имевшему изначально меньшее количество времени. Если же итогом является победа одной из сторон, то итоговый результат выставляется соответственно результату сыгранной партии.
  • Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).

М

Маленькое качество — так иногда называют преимущество двух слонов.

Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.

Мат Легаля — матовая конструкция, предполагающая жертву ферзя и объявление мата тремя лёгкими фигурами
(схема этой конструкции: 1.e4 e5 2.Kf3 d6 3.Cc4 Cg4 4.Kc3 h6 5.K:e5! C:d1?? 6.C:f7+ Kpe7 7.Kd5x).
Название мата происходит от имени Кермюра Сира Де Легаля, впервые осуществившего данный мат в практической партии против
кавалера Сен-Бри (1787, Париж, кафе «Режанс»). Правда, ход К:е5 Легаль делал при чёрном коне на с6, и Сен-Бри мог выиграть фигуру,
просто взяв коня на е5 (а не получить мат после взятия ферзя на d1).

Мат линейный — мат на крайних вертикалях (горизонталях), который ставится тяжёлыми фигурами (двумя ладьями, ладьёй и ферзём, двумя ферзями).

Мат спёртый — мат, объявляемый конём, при котором матуемый король ограничен в передвижениях собственными фигурами и пешками.

Мат эполетный — мат, объявляемый ферзём, при котором матуемый король с обоих сторон ограничен собственными ладьями («эполетами»)
(например, белый ферзь с е6 матует чёрного короля на е8, а чёрные ладьи, соответственно, находятся на полях d8 и f8).

Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления
перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.

Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное
преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.

Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.

Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок
проигравшей стороны;
2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).

Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить
к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.

Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.

Когда не стоит давать вечный шах?

Еще раз подчеркнем, — вечный шах давать не обязательно.

Соответственно, если мы хотим выиграть, следует рассмотреть альтернативные варианты.

Часто это не простой выбор, ибо «вечняк» (вечный шах на шахматном жаргоне) гарантирует ничью и пол очка в турнирную таблицу.

Важно сделать точную объективную оценку позиции и решить: даем вечный шах с ничьей или продолжаем бороться за победу. Пример:

Пример:

Ход черных.

Ситуация для черных выглядит опасной. Белые угрожают провести пешку в ферзи, после чего положение черных станет критическим.

И черные принимают решение дать вечный шах. 1…Лf2+2.Крg1 Лfg2+ Ничья

Однако является ли синица в руках наилучшим решением?

Отнюдь. 1…Сd4!!

Черные создают угрозу мата Лg1, которая оказывается неотразимой. Также выигрывает ход 1…Лd2

Например 2.Сb6 Лh1+ 3.Cg1 Cd4 с неизбежным матом.

Пример не придуманный, такая партия была сыграна на глазах автора. Каково было расстройство шахматиста, игравшего черными, когда ему показали способ выигрыша, — словами не передать.

Психологическая подоплека здесь понятна. Сработал, так сказать, остаточный образ. Еще несколько ходов назад позиция черных была почти безнадежна.

Однако противник, игравший белыми, увлекся и допустил контригру черных. Появился шанс спасти партию – дать вечный шах. И черные им воспользовались в ситуации, когда уже могли сами выиграть в пару ходов.

В данном примере черные этого не поняли и подарили пол-очка сопернику, объявив вечный шах. Ну хоть не проиграли, и то хлеб)

Признаком зрелости и мастерства шахматиста является умение вовремя понять и оценить изменения на доске и использовать их в свою пользу.

Словарь имён собственных

«Шахаб-3» (иран. ракета)Шахан,-а (пгт, Карагандинск. обл., Казахстан)Шахана, -ы (гор., Пакистан)Шахбузский р-н (Азербайджан)Шахдагский хребет (Армения и Азербайджан); на терр. Армении — СеванскийШахдара, -ы (р., Горно-Бадахшанск.авт. обл., Таджикистан)Шахдаринский хребет (на Ю.-З. Памира, Таджикистан)Шахдениз, -а(нефтяное м-ние, Азербайджан)Шах-Дили, нескл. (коса, Азербайджан)ШАХИДИ, нескл.; Зиядулло и Толибхон (тадж. композиторы; отец и сын)Шахи-Зинда,нескл. (пам. ср.-век. архитектуры в Самарканде, Узбекистан)ШАХЛИН Борис,Шахлина Бориса (рос. спортсмен)ШАХМАТОВ Алексей,Шахматова Алексея (языковед)Шахматово,-а, -ом, в Шахматове (музей-запов. А. Блока; Московск. обл., РФ)ШАХНАЗАРОВ Карен,Шахназарова Карена (рос. кинорежиссёр)

Мат ферзем

Один из двух первых этюдов для начинающих. Умеем ходить, выучили, как вести запись партий. Самое время поставить первый мат в тепличных условиях. А что, тренировка необходима. Тяжело в учении, легко в бою.

Внимательно рассматриваем композицию. Отличная комбинация для новичков. Решается элементарно, где бы фигуры не находились. Белый король стоит на А1, и следующим ходом черный ферзь атакует его, передвигаясь на А3. Можно закрыться или побить нападающего? А сбежать от удара? Сложная ситуация. Игра закончена, а проигравшему стоит разобрать партию по записи и проанализировать допущенные ошибки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий